Прямая речь

Глава МО "Окинский район "  Мадасов Матвей Валентинович

Пред След

Дорогой гость!

Добро пожаловать на сайт органов местного самоуправления муниципального образования «Окинский район»! Наш официальный сайт создан для предоставления информации об Окинском районе, деятельности органов местного самоуправления и создания благоприятных условий для взаимодействия...

Подробнее »

Информация для жителей

Важные ссылки

Государственные и муниципальные услуги
Портал государственных и муниципальных услуг

 

Правительство Республики Бурятия
Официальный сайт

 

Официальный интернет-портал правовой информации
Государственная система правовой информации

Категория: Новости

ЧТО ДАЕТ ОКИНЦАМ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА?Для того, чтобы готовящаяся Стратегия социально-экономического развития района на 2019-2035 годы сработала с полной отдачей и помогла району существенно улучшить социально-экономическое положение народонаселения, она не должна быть привнесена извне сторонними разработчиками. Стратегия должна быть выстроена и выношена всем местным сообществом. Невозможно решить местные проблемы «транзитом из прекрасного далека».

Исходя из этого базового понимания, руководство района попросило нас – сотрудников Бурятского госуниверситета, помочь в создании научной основы Стратегии, ее методологию и методику. А практические вопросы Стратегии решать сообща. Поэтому в октябре месяце 2017 года нами было проведено социологическое обследование в 3-х поселениях, где сотрудниками и студентами БГУ был проведен анкетный опрос населения с широким набором вопросов, посвященных уровню и качеству жизни, взаимодействию народонаселения с руководством района, состоянию рынков сбыта местной продукции, выявлению наиболее проблемных точек, перспектив и направлений развития экономики, образования, культуры, здравоохранения, экологическим проблемам и т.д.

Одновременно была сформирована местная команда экспертов из руководителей и специалистов администрации, бюджетных учреждений, предпринимательских структур, всего 33 человека. Анкеты для экспертов имели более целевую направленность вопросов, относящихся к перспективам, приоритетам и факторам развития района и др.

Анкетные материалы от населения и от экспертов были систематизированы, проанализированы и обобщены, включены в аналитические и проектные разделы Стратегии.

Кроме того, состоялась встреча с активом района, на котором обсужден план действий, сформированы 2 рабочие группы: одна от района, вторая от БГУ. Подготовлена методика, утвержден перечень индикаторов (показателей) Стратегии и сформирован массив отчетных статистических материалов, с использованием которых выполнен анализ в горизонте 2007-2017 годов.

На сегодня подготовлен первый вариант теоретико-методологического базиса Стратегии, который занял без малого 8 месяцев.

Хотя район окраинный и малочисленный, но он соответствует поговорке «Мал золотник – да дорог». Горную Оку невозможно идентифицировать ни с одним другим районом Бурятии. Поэтому к нему непримеримо ни одно «лекало» стратегических изысков, использованных в других территориях. Поэтому пришлось формировать эксклюзивную модель, присущую только Окинскому району.

На сегодня рабочая группа БГУ занята подготовкой прогноза социально-экономического развития района до 2035 г., с разбивкой на этапы. В готовую часть документа нами вносятся соответствующие дополнения в свете нового Майского Указа Президента РФ.

30 мая т.г. предстоит первая презентация проекта Стратегии в Министерстве экономики РБ. До этого рабочая группа выполнит аналогичную процедуру перед активом Окинского района.

Наша статья преследует две цели. Первая – просветительская, обнародовать сущность понятия Стратегии, как документа нового подхода к управлению перспективами развития. Вторая – получить от благодарных читателей собственные соображения и предложения в готовящийся документ и выработать наилучшие варианты развития района.

Понятие «Стратегия», вошедшая в публичный оборот лишь три года назад, придумана не современниками, а уходит корнями за пределы 2-х тысячелетий.

В Древнем Китае в период между 480 и 221 гг. до н.э. уже была написана книга под названием «Искусство стратегии». Авторство приписывают Сунь-Цзы. Он, например, писал: «Тот, кто одержал сотни побед в сотнях конфликтах, вряд ли обладает высоким мастерством. Тот, кто владеет высоким мастерством использования стратегии, покоряет других, не вступая с ними в конфликт». Мы видим в цитате мудрость значения «стратегии» и мудрость самого автора.

На другом полюсе – в Древней Греции стратегом исключительно называли полководца, а со временем – руководителя, облеченного высокими полномочиями. Постепенно сфера выражения «стратегия» стала расширяться и только в ХХ веке вошла в экономическую лексику. Впервые стратегический подход применил Франклин Рузвельт для преодоления глубокого и продолжительного кризиса в Америке в конце 20-х и 30-е годы, названного в истории «Великой депрессией». Затем в послевоенные годы на стратегических принципах восстанавливалась экономика Германии и Японии. А в 70-90-е годы выросли новые азиатские «тигры» – Сингапур, Малайзия, Южная Корея, Тайвань, Новая Зеландия.

В России Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» был принят 28 июня 2014 года № 172-ФЗ. В 2016 году было принято решение о разработке стратегий развития субъектов РФ и в их составе – муниципальных образований.

Такова общая платформа, на основе которой предстоит перевести существующее муниципальное управление на более качественный уровень – уровень стратегического управления.

Верно выбранная стратегия способна превратить несбыточные, казалось, мечты в реальность, о чем свидетельствует опыт многих стран мира. В отечественной практике можно привести пример успешного стратегирования Калужской области. Еще в 2006 году валовой региональный продукт на душу населения уступал показателю Республики Бурятия, но уже в 2013 году он превзошел в 1,6 раза. Причина в правильно выбранной стратегии, основанной, в частности, на создании и последовательно реализуемой благоприятной среды для бизнеса. Из муниципальных образований – это небольшой город Мышкино с населением 6 тыс. человек. Успех стратегии развития в нем туризма обеспечили инициатива местного самоуправления и вовлечение в проект бизнеса, местных активистов. Совместными усилиями был построен комплекс музеев, включая музей мыши – символ города. Одним словом, буквально за 5-7 лет город пополнился гостиницами, отреставрированными историческими памятниками и зданиями. Итог: ежегодно Мышкино посещают свыше 150 тыс. туристов, т.е. 25 туристов на душу населения. Сравнение с Бурятией не в пользу нас: на одного жителя с натяжкой приходится один турист.

История каждого конкретного успеха, как правило, неповторима. Но для всех областей жизнедеятельности остается справедливым высказывание Сенеки: «Для тех, кто не знает к какой гавани они направляются, ни один ветер не будет попутным». Справедливо и другое смежное выражение: «Как корабль назовешь, так он и поплывет».

Итак, что следует понимать под стратегией? В профессиональной литературе есть несколько определений. Мы придерживаемся следующего – это система представлений о желаемом будущем, направлениях, действиях, необходимых для достижения этого будущего, инструментах, механизмах и ресурсах, которые дают возможность осуществить эти действия.

Как можно заметить, данное определение формулирует смысл стратегического видения, логику действий от существующего стартового состояния к заветной мечте о желаемом будущем. Первое – это формулирование своего желаемого будущего. В Стратегии оно оформляется как Видение будущего состояния объекта, а Миссия в нашем случае – социально-экономическое значение Окинского района на горизонте 2030-2035 годов. Если Видение показывает «призовой пьедестал», то Миссия определяет значение района как системы по созданию благоприятной среды и условий жизнедеятельности местного народонаселения с одной стороны, и как подсистемы в составе Республики Бурятия и Российской Федерации, вносящей свой вклад в их развитие – с другой.

Второе – определение единственно правильных направлений действий, приближающих авторов стратегии к заветной цели. Существует на практике, как правило, некоторое множество вариантов направлений действий. Стратег отличается от обычного и традиционного подхода тем, что находит наилучшее решение и по скорости реализации, и по результативности и эффективности.

Третье – это набор инструментов, механизмов и ресурсов, с помощью которых нужно двигаться к своему Видению и к исполнению своей Миссии. Никогда в практике действий ресурсов и инструментов не бывает не только в избытке, но и в достаточном количестве. Они всегда в дефиците. Искусство управления заключается в том, чтобы маневрируя недостающими ресурсами добиться желаемого результата. Маневрирование означает выбор и ранжирование приоритетов в последовательности их решения. Это один из сложнейших участков управленческого мастерства.

Согласитесь, что если механизмов и ресурсов будет в достатке, то и незачем разрабатывать стратегию. Поэтому Стратегия потому она и стратегия, что дает ключ к открытию того скверного замка, открыв который можно осуществить миссию и занять пьедестал почета видения.

Подготовленная Стратегия еще не есть целостный документ. Это скорее идеологическая конструкция, которую следует наполнить содержанием. Ими служат:

- прогноз социально-экономического развития. В нем даются количественные параметры развития в целом и в разрезе конкретных отраслей и видом деятельности по этапам реализации Стратегии;

- бюджетный прогноз, в котором отражается динамика доходов и расходов от реализации Стратегии;

- план действий Администрации района по реализации Стратегии (то, что в определении Стратегии называется «направления действий, необходимые для достижения этого будущего...»);

- муниципальные программы, в которых сосредоточена вся конкретика объектов стратегирования, а также инструменты, механизмы и ресурсы.

Универсальной формулы создания стратегий развития конкретных организаций и территорий не существует. Для подготовки Стратегии формируются специальные команды (рабочие группы). Успешные команды создают благоприятную атмосферу для творчества, размышлений, обменов мнениями, определения центральной путеводной идеи, чтобы противостоять «тирании» текучки и бытового мышления.

Но (!) готовящаяся Стратегия не должна быть плодом только одной команды или рабочей группы. Принцип «Одна голова – хорошо, а две – лучше» предполагает, чтобы в подготовке судьбоносного документа будущего развития района участвовало все взрослое население. Ваши предложения рабочая группа обобщит и сформирует «портфель» проектов, т.е. практическую часть Стратегии. Только при таком совместном творчестве можно подготовить истинно народную Стратегию социально-экономического развития района. И она действительно будет реальной, в отличие от ранее принимаемых Программ развития, в силу концентрации в ней коллективного разума.

Мы обращаемся ко всему взрослому населению с просьбой высказаться о своем Видении и Миссии будущего Окинского района, о его узловых проблемных точках и методах преодоления барьеров на пути поступательного развития. Свои предложения просим направить в Администрацию района по следующим координатам:

E-mail: admoka@icm.вuryatia.ru или по адресу: 671030, с. Орлик ул. Советская, 32, Администрация района, каб. № 18, 24 Комитет экономики.

Тел.: 8 (30150) 51-2-10, 8 (30150) 51-3-81

 

Автор: Н.И. АТАНОВ, профессор, заслуженный экономист России,

действительный член Академии социальных наук РФ, ведущий научный сотрудник БГУ

Адрес

671030, Российская Федерация,
Сибирский федеральный округ,
Республика Бурятия, Окинский район,
с. Орлик, ул. Советская, д.32

Тел.: +7 (30150) 51164

admoka@icm.buryatia.ru

Система Orphus

© 2017 МО "Окинский район"
официальный сайт органов муниципальной власти