Аттестация рабочих мест в 2020 году — изменения, порядок проведения

Что такое аттестация рабочих мест? Ранее данный термин был связан всего лишь с формальной процедурой, которая проводилась работодателями самостоятельно.

Однако с 2015 года требования и правила существенно изменились, стали более организованными и жесткими.

В данной статье рассматривается вопрос, касающийся произошедших изменений в процедуре аттестации. Какие новые требования применяются?

С какой целью проводится аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест имеет большое значение. Так можно оценить степень производственных факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье работников. Соответственно, на основании произведенных данных трудовая деятельность разделяется на классы и подклассы.

Аттестация рабочих мест в 2020 году - изменения, порядок проведенияКлассы и подклассы условий труда, и процент по страховым взносам

При наличии негативных условий, влияющих на здоровье работников, им могут быть назначены дополнительные льготы, сокращение трудового стажа для раннего выхода на пенсию.

Законодательство

Аттестация рабочих мест в 2020 году - изменения, порядок проведения

Подобные изменения связаны с тем, что аттестация, проводимая по старым стандартам и принципам, не приносила необходимого результата, соответственно и безопасность работников продолжала находиться под угрозой.

Введенные изменения в первую очередь направлены на то, чтобы заставить работодателей самостоятельно обеспечивать работникам необходимые, безопасные условия труда. По этой причине и были установлены более жесткие требования и санкции.

Помимо всего прочего законодательство напоминает руководству и бухгалтерам о необходимости во время сдавать отчет в Фонд социального страхования, указывая информацию о проведенной спецоценке.

Подобное требование было установлено законодательными нормами еще в январе 2015 года. Данная оценка требуется для присвоения каждой должности своего класса безопасности. На основании данных назначается размер страховых взносов, который должен быть уплачен в ПФР.

Связь, в данном случае прямая, чем выше класс вредности, тем больше должен быть взнос.

В этом также заключается ошибка многих работодателей. Игнорируя требования по спецоценке, они не доплачивают положенные страховые взносы. И проблема со временем только усиливается, превращаясь в настоящий снежный ком.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Новые правила проведения

На текущий момент аттестация представляет собой целый комплекс специальных мероприятий, которые должны идентифицировать опасные и вредные факторы. Также устанавливается уровень вреда, которые они наносят здоровью сотрудников организации. Основным моментом проверки остается установление соответствия условий труда, определенным законодательством нормам и требованиям.

Читать так же:  Как вернуть деньги за путевку?

При выявлении опасных или вредных мест производится проверка на наличие дополнительных льгот и доплат, которые положены сотрудникам в подобных случаях. Проверка проводится на всех типах предприятий и фирм, в том числе и среди ИП. Не подлежат аттестации только некоторые типы занятости. К ним относятся:

  1. Граждане, работающие на дому.
  2. Лица, занимающиеся определенной деятельностью дистанционно.
  3. Работники, занятые у физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям.

Для проведения процедуры должны быть привлечены специалисты и эксперты, которые могут профессионально оценить условия труда.

При этом организации, которые имеют опасные механизмы, должны были проводить новую аттестацию незамедлительно (с момента вступления в силу нового законодательства).

Другие же фирмы, которые недавно проводили проверку, могли представить новые результаты не позднее конца 2018 года.

Аттестация рабочих мест в 2020 году - изменения, порядок проведенияСхема проведения оценки условий труда

Установленные требования

Что входит в основные этапы аттестации. На период проведения процедуры работодатель занимается лишь организацией процесса. Однако руководство несет ответственность за подготовку и сопровождение аттестации. В первую очередь руководством выносится и подписывается приказ о создании и назначении комиссии для проведения проверки. В обязанности комиссии входит:

  1. Определение периодов и сроков.
  2. Поиск нужных производственных мест.
  3. Поиск организации, которая могла бы провести аттестацию.
  4. Оформление необходимой документации, в том числе и заключительной карты, в которой прописываются результаты аттестации.

Допускается использование членов профсоюза, для формирования подобной комиссии. На текущий момент, проверку может проводить не руководитель, а только независимая организация.

Стоит отметить, что ранее аттестация проводилась самим работодателем и носила скорее формальный характер.

Специальная организация проводит проверку согласно установленным законодательством нормам, на платной основе.

Выбранная компания, которая будет осуществлять аттестацию, должна соответствовать определенным стандартам:

  1. Быть официально зарегистрированным юридическим лицом.
  2. Не иметь ограничений по своей деятельности.
  3. Не иметь юридических связей с проверяемой организацией.
  4. Иметь соответствующую компетенцию по вопросу проверки.
  5. Иметь в наличии необходимые приборы и оборудование.
  6. Проводить аттестацию согласно законодательным нормам и требованиям.
  7. Быть включенной в реестр фирм, получивших право на проведение аттестации.

Как проводится проверка

Сама процедура проверки вредности трудовых условий проводится одним из предложенных способов:

  1. За счет средств работодателя. Такой вариант больше подходит для крупных предприятий, которые не испытывают финансовых трудностей.
  2. Силами сторонней организации, которая имеет соответствующую лицензию, включена в реестр фирм, которые могут заниматься аттестацией.
  3. Совместными усилиями. Часть обязанностей берет на себя сам работодатель, обычно это только подготовительная работа, а соответствующие замеры делает уже специальная организация.

Читать так же:  Закон об охране окружающей среды

Сама процедура проверки может быть разделена на несколько основных этапов:

  1. Подготовительный процесс и оценка работы.
  2. Сама проверка.
  3. Заключение, подготовка сопутствующей документации.
  4. Оценка результатов, подведение итогов.
  5. Подготовка к сертификации предприятия.Аттестация рабочих мест в 2020 году - изменения, порядок проведенияАттестация рабочих мест по условиям труда

Подготовительная часть

Как уже говорилось, первоначальным этапом, является формирование соответствующей комиссии. Отдельно выбирается председатель, который уже может самостоятельно набирать себе команду. В ряды комиссии могут входить:

  1. Инженер по ТО.
  2. Кадровый работник.
  3. Механик.
  4. Электрик.
  5. Энергетик.
  6. Бухгалтер, который занимается начислением заработной платы.
  7. Медицинский сотрудник.
  8. Технолог.
  9. Специалист, входящий с профсоюз.

Количество человек, которые должны входить в состав комиссии никак не устанавливается на законодательном уровне, поэтому может определяться индивидуально. Окончательный список членов комиссии устанавливается соответствующим приказом за подписью руководителя.

Аттестация рабочих мест в 2020 году - изменения, порядок проведенияОбразец приказа о проведении аттестации

Основной этап

Процедура проверки направлена на выявление установленных факторов в работе организации, их соответствии государственным нормам ОТ в разного рода направлениях. К ним относятся:

  1. Санитарные и гигиенические нормы.
  2. Возможность и опасность получения травмы на рабочем месте.
  3. Присутствие у работников необходимой специальной одежды, обеспечивающей защиту (перчатки, каски и так далее).
  4. Полноценная оценка условий труда на конкретном предприятии.

Под санитарной и гигиенической нормой следует понимать также критерии, по которым учитываются вредные, опасные, факторы, способные причинить ущерб здоровью разной степени тяжести. Проверка проводится с использованием разного рода измерительных приборов.

Все полученные результаты заносятся в протокол, который содержит в себе следующие пункты:

  1. Дата, когда производились положенные замеры.
  2. Тип подразделений, которые подвергались досмотру.
  3. Наименование измерительных приборов.
  4. Наименование фактора, который подвергался измерению.
  5. Схема помещения, в котором производились замеры.
  6. Среднее значение показателя, для дальнейшего исчисления.
  7. Подпись уполномоченного лица.
  8. Подписи от представителей иных структур, если они привлекались к проверке.

Травмоопасность на предприятии устанавливается в присутствии уполномоченных специалистов. В данном случае проводится проверка оборудования, мощность, наличие необходимых инструментов и специальной защитной одежды. Все должно соответствовать установленным законодательством стандартам.

Выдача аттестационной карты

Аттестационная карта — это документ, в котором описывается фактическое положение на предприятии, на котором проводилась проверка. Также в ней прописываются действующие льготы и компенсации, установленные для работников или их отсутствие.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то предписание на их устранение также будет обозначено в карте. В документ заносится информация о местах, которые не прошли проверку, то есть имеется ряд тех или иных несоответствий.

Аттестация рабочих мест в 2020 году - изменения, порядок проведенияОбразец карты аттестации рабочего места

Заключительная процедура

Завершающий этап предполагает под собой формирование определенной документации:

  1. Подготавливается реестр трудовых мест, разделенный на структурные единицы, с указанием численности сотрудников, наличием спецодежды и сопутствующего оборудования.
  2. Составляются протоколы соответствия нормативным требованиям.
  3. Перечень выявленных нарушений и предписания к их устранению.

Читать так же:  Закон об охране атмосферного воздуха

Каждый из указанных документов подписывается членами комиссии и ее председателем. Результаты проведенной аттестации оглашаются сотрудникам.

Аттестация рабочих мест в 2020 году - изменения, порядок проведенияОбразец отчета о проведении оценки условий труда

Периоды проведения

Согласно законодательной базе, плановая проверка должна проводиться каждые 5 лет. Однако в определенных случаях, может быть запущена внеплановая аттестация. Ее могут инициировать следующие факторы:

  1. Если на предприятие было введено новое оборудование.
  2. Произошедший несчастный случай на производстве.
  3. Если поступило требование трудовой инспекции.
  4. Профсоюз или работники организации сами выразили желание.

Для чего нужна проверка

В первую очередь результаты, полученные после проведенной аттестации, необходимы для вычисления положенных отчислений ФСС. Специалисты государственной структуры, на основании данных принимают решение о возможности установления льгот или повышения процента по налогу.

Также большое значение результаты имеют и для Пенсионного фонда. Существует расширенная таблица для классов и подклассов, согласно которой на заработную плату работников вредных производств начисляются дополнительные страховые взносы, по установленному тарифу. Этот показатель может варьироваться от 0 до 8 процентов.

Наказание за нарушения норм

Аттестация рабочих мест в 2020 году - изменения, порядок проведения

  1. В отношении индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф от 5 до 10 тысяч рублей или запрет на ведение деятельности сроком до 90 суток.
  2. Для юридического лица размер санкции установлен в 60-80 тысяч рублей и запрет на ведение деятельности сроком 90 суток.

Как можно понять из всего вышесказанного, ведение более жестких требований по проведению проверки рабочих мест, это актуальное и правильное решение. Только так можно добиться от работодателей фактического соблюдения установленных норм и требований законодательства.

Источник: https://zakonoved.su/attestaciya-rabochih-mest-po-usloviya-truda.html

Специальная оценка условий труда в 2020 году

Проведение спецоценки условий труда для контроля соблюдения законных прав и интересов работников стало обязательным в России с 2014 года. Такой порядок был установлен положениями федерального закона № 426-ФЗ.

Однако несмотря на то, что данная процедура уже стала привычной для многих российских работодателей, в процесс ее реализации продолжают вносить некоторые изменения, направленные на повышение ее эффективности.

В 2020 году систему также ожидают достаточно серьезные корректировки, с которыми организациям целесообразно ознакомиться заранее.

Действующий порядок проведения СОУТ

В соответствии с положениями 426-ФЗ каждое предприятие обязано проводить оценку рабочих мест с целью определения условий труда работников. В число исключений, регламентированных содержанием ст. 3 данного нормативного документа, входят:

  • места сотрудников, которые работают в удаленном режиме;
  • места сотрудников, которые являются надомными работниками;
  • места работников, которые оказывают услуги физическим лицам или религиозным организациям.

Все остальные компании, вне зависимости от их сферы деятельности, масштаба, формы собственности и других факторов, обязаны проводить СОУТ.

В течение некоторого времени после вступления в силу 426-ФЗ для компаний, которые провели проверку мест своих сотрудников по старым правилам, то есть в рамках процедуры аттестации рабочих мест (АРМ), действовал переходный период.

Он позволял предприятиям, имеющим действующее свидетельство о прохождении АРМ, не проводить СОУТ в период его действия. Однако этот переходный период завершился 31 декабря 2018 года: по истечении этой даты все свидетельства о прохождении АРМ, даже если срок их действия не истек, перестали иметь силу.

С этого момента такие компании обязаны проходить СОУТ в стандартном порядке.

Процедура СОУТ

Процедура проведения спецоценки представляет собой комплекс работ, состоящий из следующих этапов:

  • создание комиссии по проведению СОУТ, которая определит перечень мест работы, подлежащих проведению оценки, и установит, какие из них являются аналогичными;
  • выбор специализированной организации, имеющей право проведения СОУТ, и заключение договора с этой компанией;
  • установление специалистами этой компании наличия вредных или опасных факторов, которые воздействуют на организм сотрудников в ходе выполнения работ;
  • выявление степени интенсивности влияния таких факторов на организм работников в случае их выявления;
  • определение класса условий труда работников по результатам выполненных обследований и измерений;
  • оформление отчетной и иной документации по результатам проведения СОУТ;
  • утверждение отчета работодателем;
  • направление соответствующей информации в Федеральную систему учета результатов СОУТ;
  • организация ознакомления сотрудников с результатами СОУТ и размещение этих данных на официальном сайте организации;
  • другие действия, предусмотренные для конкретной ситуации действующим законодательством.
Читайте также:  Справка о судимости при приеме на работу: закон, где получить, кому и когда требуется

Санкции за нарушение порядка проведения спецоценки или ее непроведение

В случае нарушения указанных требований действующим КоАП для работодателей предусматриваются достаточно серьезные санкции. При этом нужно учитывать, что статья 5.27.

1 устанавливает одинаковые наказания за нарушение действующих правил проведения СОУТ или ее непроведение.

Такие санкции зависят от того, кто именно выступает в роли субъекта, ответственного за невыполнение требований законодательства:

  • в отношении должностных лиц за такое нарушение применяется предупреждение или штраф размером 5-10 тыс. руб. При повторном нарушении сумма штрафа увеличивается до 30-40 тыс. руб. Он может быть заменен дисквалификацией на период сроком 1-3 года;
  • в отношении предпринимателей применяется штраф размером 5-10 тыс. руб. В случае повторного нарушения штраф увеличивается до 30-40 тыс. руб. или заменяется остановкой работы предпринимателя на срок до 90 дней;
  • в отношении организаций применяется штраф размером 60-80 тыс. руб. При повторном нарушении штраф увеличивается до 100-200 тыс. руб. или заменяется остановкой работы компании на срок до 90 дней.

Изменения в сфере СОУТ в 2020 году: система наложения штрафов

Собственно процедура проведения спецоценки в 2020 году, как ожидается, останется неизменной. Однако контролирующие органы, которые занимаются проверкой проведения СОУТ на предприятиях, анонсируют существенное ужесточение системы наказаний за несоблюдение требований к ее организации или непроведение процедуры.

Особенностью 2020 года станет то, что предусмотренные законом штрафы будут начисляться в автоматическом режиме. Это станет возможным благодаря тому, что к рассматриваемому периоду должно быть полностью завершено формирование информационных баз, которые позволят проводить эту операцию без участия людей.

Суть этой проверки будет заключаться в сопоставлении данных о сроке регистрации компании и сведений о проведении ею спецоценки, которые должны поступать в Федеральную систему учета результатов СОУТ.

Если в ходе автоматического мониторинга будет обнаружено, что компания действует уже более одного года, но не проводила спецоценку, ей будет автоматически начислен штраф в соответствии с положениями статьи 5.27.1 КоАП.

В настоящий момент эти штрафы пока применяются в ручном режиме. Полномочиями по вынесению соответствующих постановлений обладает Трудовая инспекция, которая выносит решения о наложении штрафа по результатам плановых и внеплановых проверок. Очевидно, что с введением автоматической системы наложения санкций под ее действие подпадет гораздо большее количество организаций.

Изменения в сфере СОУТ в 2020 году: аттестация методов измерений

Несмотря на то, что некоторые переходные положениями 426-ФЗ уже перестали действовать, в законе пока еще остается некоторая часть временных норм, которая завершит свое действие в 2020 году. Речь идет о возможности применения различных типов методик для измерения интенсивности влияния вредных и опасных факторов на здоровье работников.

Так, часть 7 ст.

27 426-ФЗ указывает, что вплоть до конца 2020 года временно разрешается применение для этих целей методик, которые не вполне соответствуют требованиям действующего федерального закона № 102-ФЗ, посвященного вопросам обеспечения единства осуществляемых измерений. К их числу относятся те виды методик и методов, которые были допущены к применению до введения в действие указанного федерального закона № 102-ФЗ и не прошли необходимую процедуру аттестации.

В случае наличия соответствующего указания со стороны профильных государственных органов их применение временно допускалось и при отсутствии документов о прохождении аттестации. Однако данное положение является временным: срок его действия ограничивается 31 декабря 2020 года.

До этой даты все методики, относящиеся к данной категории, должны в обязательном порядке пройти процедуру аттестации в соответствии  с 102-ФЗ. В противном случае их применение для определения степени интенсивности влияния негативных факторов на здоровье работников в ходе проведения СОУТ станет незаконным.

Результаты спецоценки, полученные с применением таких методов после этой даты, могут быть признаны недействительными.

Источник: https://www.CentrAttek.ru/info/2020-god-specialnaja-ocenka-truda-sout-izmenenija/

Специальная оценка условий труда с 1 января 2020 года

  1. Работодателю предоставляется право требовать от организации, проводящей спецоценку, подтверждение факта размещения сведений о результатах в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).

  2. Отчет о проведении СОУТ утверждается председателем комиссии в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ, а отправка работодателем копии утвержденного отчета в форме электронного документа сопровождаться его подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью.

  3. Использование работодателем результатов проведения СОУТ возможно только при условии, что сведения внесены в ФГИС. Результаты, содержащие сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

  4. Срок периодичности проведения спецоценки (не реже 1 раза в 5 лет) и срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда исчисляются не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ, а с момента внесения данных в ФГИС СОУТ.

    В случае, если в документах содержатся сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, сроки по-прежнему исчисляются со дня утверждения отчета.

Организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ, но не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора, обязана:

1) Представить в ФГИС сведения:

  • полное наименование, ИНН и ОГРН работодателя;
  • индивидуальные номера рабочих мест, СНИЛС и численность занятых на них работников.

2) Получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер (присваивается системой в автоматическом режиме) и сообщить его работодателю до начала проведения спецоценки. Данный номер является обязательным реквизитом отчета о результатах.

В течение 3 рабочих дней со дня передачи во ФГИС сведений о результатах проведения СОУТ необходимо уведомить работодателя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

Обязанность в течение 10 рабочих дней передавать в Минтруд России информацию:

  • о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были исключены из области аккредитации (требование будет действовать с 1 января 2020 до 31 декабря 2021 года);
  • об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат на право выполнения работ по СОУТ.
  • В работе можно применять только методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.
  • Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов во всех диапазонах классов условий труда, установленных методикой проведения СОУТ.
  • Инфракрасное излучение как вредный и (или) опасный фактор производственной среды заменяется на интенсивность и экспозиционную дозу теплового облучения.
  • При несоответствии организации требованиям Федерального законом №426-ФЗ ее деятельность будет приостановлена.

Для всех

Результаты проведения экспертизы качества СОУТ и рассмотрения разногласий по вопросам ее проведения с 01.01.2020 обязательны для исполнения всеми участниками спецоценки (в том числе сторонами, имеющими разногласия).

Источник: https://www.mostrudexpert.ru/infocentr/387-specialnaya-ocenka-usloviy-truda-s-1-yanvarya-2020-goda

Спецоценка рабочих мест в 2020 году: последние изменения, правила

Спецоценка рабочих мест — это обязательное мероприятие для работодателей в 2020 году. Отсутствие спецоценки грозит большими штрафами. Мы подготовили инструкцию для проведения спецоценки, включили в нее все неходимые образцы документов и рассказали, кто освобожден от спецоценки в 2020 году.

Согласно информации от Минтруда с 2020 года специализированная организация, проводящая оценку рабочих мест, должна вносить в информационную систему данные о работодателе на этапе заключения договора на спецоценку (до проведения самой оценки). Без этого действия невозможно будет использовать результаты спецоценки.

Журналу «Упрощенка» дал комментарий замглавы Роструда Иван Шкловец. Он рассказал, как малым предприятиям проводить спецоценку.

«Если по результатам оценки эксперт не выявил вредных и опасных факторов, компания вправе подать на эти рабочие места декларацию соответствия. Тогда в дальнейшем спецоценку можно не проводить», — отметил Иван Шкловец.

Как отметил чиновник, все компании обязаны провести специальную оценку условий труда не реже одного раза в пять лет (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если в организации нет рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, спецоценку необходимо провести до 31 декабря 2018 года (п. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Однако Роструд назвал случаи, когда компании даже при наличии работников вправе не проводить спеоценку. Такие случаи мы привели в статье журнала «Упрощенка».

Случаи, когда можно не проводить спецоценку

У кого заказать спецоценку

Минтруд ведет специальный реестр организаций, которые проводят спецоценку, на сайте akot.rosmintrud.ru в разделе «Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда». Прежде чем заключать договор на оказание услуг по спецоценке, проверьте, есть ли компания в реестре и соответствует ли она требованиям закона.

Например, у организации должна быть испытательная лаборатория, не менее пяти экспертов с сертификатом на проведение спецоценки. Также оценка условий труда (код ОКВЭД 71.20.7) должна быть основным или дополнительным видом деятельности в ЕГРЮЛ (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Если компания не соответствует требованиям, спецоценку признают недействительной.

Заказать спецоценку можно в аккредитующей организации своего региона или в соседней области. Закон не запрещает обращаться за спецоценкой в другой регион.

Например, если работодатель из Москвы, он может заказать оценку в компаниях Московской области, Твери или Туле. Если оценщик приезжает из другого региона, он включает в стоимость услуг расходы на командировку.

Но даже с учетом таких затрат заказать оценку в другом регионе обычно дешевле, чем в столице.

Для подробного изучения данной темы следует ознакомиться с:

  • законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • приказом Министерства труда социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н;
  • ст. 92, 117, 209 ТК РФ;
  • письмом Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041;
  • письмом Минтрудаот 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579;
  • и другими документами.

Компании обязаны проводить специальную оценку условий труда независимо от режима налогообложения и условий труда работников (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). 

Источник: https://www.26-2.ru/art/355311-spetsotsenka-rabochih-mest

Новые изменения методики соут на 2020 год

На этом уровне работодатель определяет, какая организация будет проводить СОУТ. При выборе исполнителя важно понимать, что все расходы по содержанию и приезду оценщика станут дополнительными затратами.

Поэтому нужно выбирать ту организацию, которая находится в максимальной близости от рабочих мест. Еще один фактор, на который следует обратить внимание, — наличие у компании собственной испытательной лаборатории.

Иначе результаты спецоценки не примут контролирующие органы.

Что касается уведомления государственных структур, то работодатель подает декларации соответствий условий труда государственным требованиям, если на рабочих местах нет вредных и(или) опасных производственных факторов. Если таковые имеются, то организация, проводившая оценку, в 10-дневный срок направляет соответствующие сведения в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.

426 ФЗ о СОУТ с изменениями 2020 года

Закон стимулирует руководителей и учредителей фирм к уменьшению вредности на местах с целью уменьшения налоговых перечислений. Тариф дешевеет при уменьшении вредности и наоборот, если обстановка по охране здоровья сотрудников ухудшается – процент отчислений увеличивается.

  1. Должностные наименования, соответствующие одной профессии.
  2. Однотипный для всех технический процесс.
  3. Один и тот же режим работы.
  4. Однотипные обязанности.
  5. Используются одни и те же условия и объекты труда.
  6. Однотипное помещение – цельное для всего производства.
  7. Одни и те же инженерные системы.
  8. Трудовые места и средства ИЗ для них однотипные.

Соут изменения (специальная оценка условий труда)

СОУТ – это специальная оценка условия труда, представляет собой целый комплекс различных мероприятий. Позволяет осуществить идентификацию вредных, а также опасных факторов, которые присутствуют на производстве. Результаты проведения СОУТ позволяют одновременно решить целый ряд различных задач.

Работодатель обязан осуществлять наблюдения за условиями, в которых работают его подчиненные. Причем выполнение данного требования строго обязательно, какие-либо исключения попросту не допускаются. Важно заранее проработать все таковые моменты. Только так можно не допустить ошибок. Применяется аббревиатура СОУТ – специальная оценка условий труда.

Методика проведения соут н с изменениями на год

Страницы:ВыбратьГлавная Блог Чат Об Авторе Услуги Обучение Поиск Рубрики:ВыбратьОХРАНА ТРУДА ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОЧС ГИГИЕНА ТРУДА ВОПРОС/ОТВЕТ ЛИКБЕЗ ТРУДОВОЙ КОДЕКС ВИДЕОКАНАЛ ВИДЕОРУБРИКА СКАЧАТЬ ФАЙЛ НОВОСТИ НПА 12.02.2015 Приветствую, уважаемые друзья!

N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) (далее — классификатор); 3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов; 4) оформление результатов идентификации. 3.

Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее — эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда, формируемой в порядке, установленном от 28 декабря 2013 г.

Специальная оценка условий труда: кто должен проводить в 2020 году, периодичность, порядок проведения

При этом организация должна провести мероприятие по опубликованию данных об итогах выполнения СОУТ, о классах присвоенной вредности на местах труда, и перечне работ для улучшения условий и понижению действия факторов на своем портале в Интернет. Произвести все это нужно также в срок 30 дней с даты получения отчета.

Рекомендуем прочесть:  Номер исполнительного листа где посмотреть

Когда после того, как на предприятии прошла СОУТ в компании выявлены рабочие места со вредными либо опасными условиями, а работодатель за отведенное время не провел ни одно необходимое мероприятие дня снижения наносимого ущерба их здоровью, то к нему может применяться ответственность.

Специальная оценка условий труда 2020, изменения

Кроме того, с 2016 года, обеспечивается дополнительная защита информации, составляющая гостайну, при ее передаче в составе сведений о результатах спецоценки с целью недопущения несанкционированного доступа к такой информации. Также расширен перечень сведений, содержащихся в реестре организаций, проводящих спецоценку (аттестацию рабочих мест), за счет информации о филиалах и представительствах таких организаций, учитывая последние изменения.

  • О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона о деятельности корпорации Роскосмос.
  • Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников.
  • О введении в действие новых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) введённых Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н.
  • Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.
  • О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей.
  • Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
  • Об утверждении особенностей проведения СОУТ на рабочих местах работников, на которых непосредственно осуществляются разработка, изготовление, переработка, испытание, утилизация, межоперационное хранение взрывчатых веществ, инициирующих составов и продуктов, транспортирование (транспортировка), уничтожение боеприпасов и взрывчатых веществ, пиротехнических составов, порохов, ракетных топлив, средств инициирования и изделий на их основе, в организациях, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерно опасные производства (объекты), и организациях промышленности боеприпасов и спецхимии.

Аттестация рабочих мест в 2020 году: порядок проведения СОУТ и последние изменения

  1. Если аттестация была пройдена в 2013 году и ранее, то ее результаты будут действовать в течение 5 лет, и спецоценку нужно будет пройти до истечения этого периода (например, если аттестация была пройдена 20 января 2013 года, то ее результаты действуют до аналогичной даты в 2020 году);
  2. В случае, если компания прошла аттестацию (не спецоценку) уже в 2014 году и позднее, то результаты данной процедуры не являются действительными, и предприятию срочно нужно провести спецоценку условий труда;
  3. В случае, если в компании спецоценка ранее не проводилась, а рабочие места не являются вредными или опасными, у компании есть время пройти ее до 31 декабря;
  4. Кроме того, для ряда случаев необходимо проходить так называемую внеплановую спецоценку.

Работодатель должен предоставлять декларацию соответствия условий труда в специальную трудовую инспекцию как в случае признания рабочих мест безопасными, так и если условия признаны допустимыми или оптимальными. Руководитель обязан организовывать проведение специальной оценки рабочих мест в случае наличия соответствующей просьбы работников.

Новое в СОУТ

По мере роста популярности спец.оценки становилось понятно, что в алгоритме проведения процедуры и ее документальном оформлении есть ряд недоработок. Впрочем, это неудивительно, если вспомнить, что в 2013 году, накануне старта, множество мероприятий спецоценки были толком не проработанными, необсужденными.

Спустя время это отчетливо заметили и сами работодатели, проводящие СОУТ, и их сотрудники, и законодательные органы. По этой причине была пересмотрена методика СОУТ 2016.

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» был серьезно переработан и дополнен, а работодатели узнали, что грядут изменения в проведении СОУТ.

Рекомендуем прочесть:  Как оформить разрешение на гладкоствольное оружие

Процедура специальной оценки условий труда была введена в России 1 января 2014 года и за короткое время существования смогла доказать свою пользу.

СОУТ помогает одновременно решить несколько важных задач: урегулировать отношения между работодателем и сотрудником, выявить опасные факторы производства, снизить уровень «рабочего» травматизма.

По статистике Роструда, 30% российских организаций уже прошли процедуру оценки и выполнили все полученные предписания.

СОУТ: самые частые вопросы

Надо ли проводить спецоценку условий труда в отношении временных рабочих мест (созданных на срок менее 12 месяцев)? Минтруд в Письме от 28.08.2020 № 151/ООГ-2410 обратил внимание на следующее. В соответствии со ст. 212 ТК РФ проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.

Специалисты ведомства указали, что в данной ситуации работодатель заново организует рабочее место и вводит его в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место.

Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Штрафы за нарушения в сфере СОУТ

  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2014 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается.

А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

Соут по-новому в 2020 году

В пункт 79 методики добавили лишнее слово «стоя». Видимо, его хотели добавить куда-то еще, а получили правило, при котором если работник находится в разных позах в течение дня, то тяжесть труда необходимо оценивать по типичной позе стоя. То есть, стоит работнику хоть немного в течение дня находиться в позе стоя, как другие позы, перестают учитываться.

Данная, казалось бы, косметическая правка вносит серьезные изменения в процесс идентификации, так как производственное оборудование охватывает практически все то, что может быть источником вредных факторов. К технологическому оборудованию, напомним, относятся лишь средства технического оснащения (в которых размещают материалы и заготовки) и технологическая оснастка

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в России

  1. К организации:
    • штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
    • остановка деятельности до 90 суток.
  2. К индивидуальному предпринимателю:
    • штрафные санкции от 1 000 до 5000 руб.;
    • при повторном нарушении — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.

Важно: госорганы имеют право накладывать наказание на работодателей — нарушителей.

Законодательным актом № 426-ФЗ от 28.12.2013 внесены важные изменения в методику оценивания условий, в которых осуществляется трудовая деятельность работниками. Им была отменена аттестация их мест. Вместо нее введено новое понятие — специальная оценка условий труда (СОУТ).

Источник: https://zakonandporyadok.ru/alimenty/novye-izmeneniya-metodiki-sout-na-2019-god

Изменения в закон о специальной оценке условий труда одобрены на заседании Правительства России

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»» подготовлен Минтрудом с целью совершенствования механизмов формирования и использования данных Федеральной государственной информационной системой учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

На заседании Правительства России законопроект представил Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин.

Действующими нормами закона предусмотрено, что спецоценка должна проводиться работодателем не реже одного раза в пять лет. По результатам спецоценки работодателем утверждается отчет.

Одновременно законом установлено, что результаты проведения спецоценки должны передаваться организацией-оценщиком в государственную информационную систему в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета.

Анализ практики реализации этих норм показал, что:

  • результаты в информационную систему в отдельных случаях не вносятся оценщиками, либо же вносятся некорректные, неполные данные;
  • работодатель прямо не заинтересован в передаче сведений о результатах спецоценки в информационную систему.

Вместе с тем, от корректности проведенной оценки зависит предоставление работникам предусмотренных Трудовым кодексом гарантий и компенсаций (повышенный размер оплаты труда, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя), а также размер дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Чтобы минимизировать риски нарушения социально-трудовых прав работников, законопроектом предлагается следующее:

  • установить требование, согласно которому сведения о планируемой спецоценке должны быть внесены оценщиком в информационную систему сразу после заключения договора с работодателем о её проведении (до начала ее проведения);
  • связать момент вступления в силу результатов спецоценки с внесением сведений о ней в государственную информационную систему.

Предложенная правовая конструкция создает превентивный механизм защиты прав работников: мотивирует работодателя к завершению процедуры специальной оценки условий труда, позволяет обеспечить наполнение государственной информационной системы корректными данными о результатах спецоценки и повысит ответственность работодателя и оценочной организации за ее результаты.

Законопроект одобрен сторонами социального партнерства на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Источник: https://rosmintrud.ru/labour/safety/312

Аттестация рабочих мест по условиям труда — порядок и сроки

  • Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда
  • Нормативное регулирование аттестации рабочих мест в 2018 году
  • Какие рабочие места подлежат обязательной аттестации
  • Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
  • Результаты аттестации рабочих мест для работодателя
  • Карта аттестации рабочего места по условиям труда
  • Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест
  • Итоги

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это комплекс мероприятий, проводимый для оценки безопасности рабочей зоны.

В процессе аттестации должны быть обнаружены вредные и опасные факторы при осуществлении производственных операций.

Это один из важных элементов производственной культуры, а также профилактика несчастных случаев в производственной деятельности, которые отражаются в специальном журнале.

О том, как правильно вести регистр несчастных случаев, читайте в статье «Журнал регистрации несчастных случаев на производстве».

Аттестация рабочих мест проводилась еще в СССР. Но тогда она не получила должного распространения. Вероятно, причиной тому была «вертикальная» иерархия системы управления экономикой страны. В конце 80-х годов было сформировано типовое положение для оценки условий труда на производственных местах.

В него вошел список компенсаций и льготных условий для того персонала, производственная деятельность которых соприкасалась с вредными условиями труда. Здесь можно вспомнить известную еще с советских времен фразу «Молоко за вредность!».

Она весьма точно отражала реальное положение дел в стране и отношение советских властей к аттестации рабочих мест. В те времена была развита система выдачи продуктов питания за работу во вредных условиях. Хотя именно выдача молока имела обоснованность с медицинской точки зрения.

Считается, что его регулярное употребление способно выводить из организма человека вредные соединения.

После распада СССР Министерство труда и занятости ставило перед аттестацией рабочих мест следующие задачи:

  • изучение влияния вредных факторов на здоровье человека в результате рабочей деятельности;
  • экономическая обоснованность применения к отдельным категориям профессий льгот и компенсаций за вредные условия труда;
  • разработка мер по улучшению уже существующих рабочих условий и уменьшению вредного влияния на физическое здоровье человека.

Вышеперечисленные цели остаются актуальными и в настоящее время.

В 1997 году аттестация рабочих мест стала ключевым правилом для того, чтобы получить сертификацию профессий и соответствующих им видов работ.

По тем правилам должностные лица получали право проверять аттестацию рабочих мест. Это стало своего рода прорывом в охране труда.

С тех пор эта процедура выступает в качестве ведущего метода контроля со стороны государства за безопасной составляющей рабочей деятельности.

Нормативное регулирование аттестации рабочих мест в 2018 году

Аттестация рабочих мест регулируется нормативно-правовыми актами различного уровня.

Во-первых, это Трудовой кодекс РФ, ст. 212 которого напрямую указывает работодателю на его обязанность осуществлять проведение аттестации рабочих мест.

Во-вторых, с 01.01.2014 сама процедура подверглась некоторым изменениям. К примеру, понятие «аттестации рабочих мест» было заменено на «специальную оценку условий труда».

О том, чем различаются аттестация и спецоценка, читайте в материале «Как проводится специальная оценка условий труда (нюансы)?».

Тогда же стали актуальны и 2 новых федеральных закона:

Источник: https://nalog-nalog.ru/ohrana_truda/attestaciya_rabochih_mest_po_usloviyam_truda_poryadok_i_sroki/

Изменен порядок аттестации рабочих мест

Напомним, что, согласно статье 209 Трудового кодекса РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. То есть аттестация рабочих мест является одним из законодательно установленных требований об охране труда. Новый Порядок проведения аттестации … утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н  (далее – Порядок). Он будет применяться вместо документа, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569. При этом установлено, что результаты прежней аттестации, проведенной до вступления в силу нового Порядка, действительны до проведения очередной аттестации (п. 3 приказа № 342н).

Отметим: основные положения порядка проведения аттестации сохранены, но документ систематизирован, процедура изложена более четко. Главное изменение – в определении требований к аттестующей организации. Кроме того, всеобщий переход на электронный документооборот не обошел стороной и рассматриваемое мероприятие.

Итак, аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных или опасных производственных факторов.

Ее результаты нужны организации, в частности: – для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; – для установления гражданам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; – для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и средствами коллективной защиты; – для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; – для санитарно-бытового и медицинского обеспечения персонала в соответствии с требованиями охраны труда; – для обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др. Заметим: пункты об использовании результатов аттестации в целях наказания из списка исключены, в их числе: – обоснование решений о применении административного наказания в виде приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков; – рассмотрение вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

– решение вопроса о применении мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

Аттестации подлежат все рабочие места организации. Сроки аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации.

Аттестация может быть и внеплановой.

Согласно пунктам 47, 48 Порядка, она проводится: – в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (их аттестация должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода в эксплуатацию; в прежнем документе срок не был установлен); – при замене производственного оборудования; – при изменении технологического процесса; – при изменении средств коллективной защиты; – по результатам государственной экспертизы условий труда, осуществленной в целях оценки качества проведения аттестации (раньше была несколько иная формулировка – «при выявлении нарушений…»);

– при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда (такого требования прежде не предъявлялось).

Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя (ст. 212 Трудового кодекса РФ). Но проводит он ее совместно с аттестующей организацией, привлекаемой на основании договора гражданско-правового характера. Работодатель должен оказывать ей содействие, предоставлять необходимую информацию и документацию. Компании дано право привлечь несколько аттестующих организаций.

Установлены требования к аттестующей организации. приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 >|В прежнем документе, утвержденном, требования к аттестующей организации установлены не были. Информация об этой организации и ее кадровом составе приводилась лишь справочно в приложении № 10.

|< Это должно быть юридическое лицо, аккредитованное в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, у которого проводится аттестация.

Перед заключением договора строительной компании следует убедиться в правомочности организации проводить аттестацию.

Для этого нужно потребовать документальное подтверждение аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест, то есть представления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/239345/

Ссылка на основную публикацию