Мотивационный менеджмент — что это такое, основные принципы

Эффективная мотивация сотрудников требует от руководителей различных организаций изучения основных принципов и подходов к формированию корпоративной культуры.

В России вопросам стимулирования персонала уделяют незаслуженно мало внимания. Предпринимателям приходится обращаться к опыту зарубежных коллег.

Иностранные модели адаптируют к отечественным условиям и менталитету населения. Однако универсального решения не существует.

Значение качественной мотивации сотрудников в организации

Мотивационный менеджмент - что это такое, основные принципы

Взаимопонимание между трудовым коллективом и работодателем – важная составляющая успеха. Длительное время единственным способом управления оставалось сочетание поощрений и наказаний. Материальный аспект считался ключевым звеном. Однако в XXI веке модель перестала работать с должной эффективностью. Перед менеджерами встал вопрос о поиске новых способов влияния.

Качественная мотивация сотрудников на предприятии стала объективной необходимостью.

Продуманный комплекс мер гарантирует:

  • поддержание высокой производительности труда;
  • снижение простоев, связанных с прогулами, отпусками по нетрудоспособности, личными делами работников;
  • уменьшение риска разглашения коммерческой тайны;
  • сокращение текучки кадров;
  • повышение инициативности специалистов;
  • сохранение стабильности в кризисные периоды.

Роль профессионального управления персоналом в развитии организации можно оценить на конкретных примерах. Ежегодно положения о стимулировании обновляют «Лукойл», Apple, Walt Disney и другие авторитетные корпорации. Вопросы поддержания лояльности выносят на общее обсуждение. В результате модели остаются гибкими и позволяют фирмам достигать новых вершин.

Формальный подход к решению задачи недопустим. Помимо разработки и документального закрепления политики потребуется реальное ее внедрение. Обязательными остаются постоянный мониторинг и обновление.

Как правильно управлять персоналом: системный подход

Мотивационный менеджмент - что это такое, основные принципы

Работа с трудовым коллективом носит комплексный характер. Современные модели включают материальный, социальный и корпоративный аспекты.

Детальной проработке должна подвергаться каждая составляющая. Инструменты стимулирования и повышения лояльности избираются индивидуально.

Материальное поощрение

Денежные выплаты и ценные подарки способствуют росту производительности труда. Однако эффективными стратегии остаются при правильной реализации.

Эксперты рекомендуют разбивать систему вознаграждений на три звена:

  1. Заработная плата. Гонорар должен быть справедливым, соответствовать квалификации, сложности задачи, объему трудозатрат. Публичность начислений существенно сокращает риск споров и снижает уровень конфликтности в коллективе.
  2. Премия. Денежные поощрения за достижения заметно увеличивают заинтересованность наемных специалистов. Однако в обязательный элемент заработной платы такие бонусы превращать нельзя. В этом случае люди перестают связывать премию с качеством труда, а отсутствие своего имени в приказе считают ущемлением прав.
  3. Надбавки и льготы. Доплаты при повышении квалификации, путевки в санатории, возмещение затрат на сотовую связь или предоставление жилья – перечень преференций может быть очень широким. Управление мотивацией труда персонала посредством таких инструментов дает хорошие результаты. Работа в компании становится привлекательной и престижной.

По мере развития организации механизм материального поощрения дополняется. Так, сотрудникам с внушительным стажем делают ценные подарки.

Интересно!
Исследователь Фредерик Герцберг заявлял об удерживающей функции заработной платы. Стандартный оклад якобы не стимулирует сотрудников к продуктивной деятельности. Гонорар лишь заставляет человека остаться в штате. Повышать заинтересованность эксперт предлагает нематериально.

Комплекс мер направлен на формирование волевых установок у людей. Руководству следует создать понятный и справедливый механизм продвижения по службе. Развитие сотрудников в компании должно происходить по определенному сценарию.

Неотъемлемым элементом подъема по карьерной лестнице становятся:

  • постоянное обучение и повышение квалификации;
  • неукоснительное соблюдение профессиональной этики;
  • результативность труда, заслуги и стабильность показателей;
  • хорошие отношения с коллегами;
  • заинтересованность в процветании предприятия.

Штатным специалистам следует отдавать предпочтение при замещении руководящих должностей. Менеджеры, начавшие карьеру с рядовых постов, отличаются верностью идее. Такие управленцы отлично знают корпоративную структуру, быстро реагируют на негативные изменения в коллективе, понимают бизнес-процессы.

Интересно!
Основатель Apple предложил нестандартный вариант поощрения. В фирме Стива Джобса учреждена должность с наименованием «гений». На пост назначают наиболее талантливых и креативных членов команды.

Формирование внутренней культуры предприятия – еще один важный элемент системы. Задачей руководства является создание единой команды. Ценности предприятия и персонала необходимо максимально сближать.

В числе наиболее доступных способов:

  • использование фирменной одежды;
  • организация корпоративных мероприятий;
  • совместное обсуждение целей компании и методов производства;
  • поддержание духа здоровой состязательности;
  • укрепление взаимосвязей между коллегами;
  • обеспечение благоприятного микроклимата.

Качественная система управления развитием персонала в организации дает ощутимые результаты. У работников появляется чувство гордости за фирму, ощущение сопричастности и осознание собственной роли в общих достижениях. Даже в сложные времена вероятность увольнения людей будет низкой.

Успешные модели мотивации сотрудников: примеры и рекомендации

Эксперты в области менеджмента отмечают ценность зарубежного опыта. Иностранные коллеги занимаются вопросам стимулирования постоянно. На смену традиционным методам пришли прогрессивные механизмы. Для отечественных бизнесменов накопленный материал полезен с практической точки зрения. Приемы и подходы адаптируются к российским реалиям.

Восточная стратегия

Передовиком в вопросах организации труда остается Япония. Действующие в стране механизмы направлены не только на повышение производительности, но и улучшение эмоционального микроклимата.

Ключевыми элементами систем являются:

  1. Ставка на продолжительность сотрудничества. Длительная работа в одной организации способствует полной интеграции человека в корпоративную структуру. Японцы нередко отождествляют себя с фирмой и трудятся на ее благо всю жизнь. Руководство выстраивает систему оплаты и продвижения по карьерной лестнице с опорой на стаж. Работодатель заботится о регулярном повышении квалификации, росте материального благополучия и устроенности людей.
  2. Активное внутрикорпоративное общение. Важную роль в управлении мотивацией персонала в организации играет поддержание связи между директоратом и коллективом. Обязательными являются цеховые собрания, коллегиальное обсуждение производственных планов. Многие фирмы практикуют совместный отдых сотрудников, выделяют время для спортивных игр и гимнастики.
  3. Единство пространства. Японцы отказываются от отдельных кабинетов. Часто рабочие места располагаются в одном помещении. Люди постоянно контактируют и оперативно решают текущие вопросы.

Важной особенностью восточной модели управления мотивацией труда и повышения лояльности персонала считают естественность. Систему не разрабатывали специально. Она является реакцией бизнеса на экономическую и политическую ситуацию. Напомним, что базис закладывался в суровый поствоенный период.

Как управлять персоналом предприятия в кризис

Мотивационный менеджмент - что это такое, основные принципы

Экономические спады непростое время для бизнеса. Инфляция, нестабильность национальной валюты, социальная напряженность – все это провоцирует конфликты в трудовом коллективе. Руководителям следует немедленно реагировать на проявления недовольства.

Со снижением лояльности рекомендуют бороться методом Марстона. Опытный психолог разработал способы для четырех типов сотрудников. Стратегия управления мотивацией персонала на предприятии получила краткое наименование DISC.

В кризисный период явные лидеры могут оказаться очагом агрессии. Они привыкли открыто высказывать мнение, нуждаются в сильном руководителе.

Наиболее эффективным методом устранения напряженности станет прямой разговор. Доминантов необходимо убедить в наличии действенного плана по преодолению трудностей.

Отвлечь от проблемы энергичную натуру можно, поручив ответственный и сложный проект.

Серые кардиналы (I)

Сотрудники с нестандартным мышлением и большим творческим потенциалом отлично ладят с коллективом. Это неформальные предводители. В трудные времена им свойственна повышенная эмоциональность.

Такие работники охотно разносят слухи, усугубляя ситуацию. Решить проблему можно через личный контакт. Беседа должна состояться в уютной обстановке.

В разговоре следует подчеркивать важность сотрудника для компании и выражать симпатию.

Консерваторы (S)

Люди этой группы отличаются аналитическим складом ума и спокойствием. Они стремятся сохранить сложившийся порядок. Кризисные явления консерваторы переживают глубоко, но недовольства не проявляют.

Такие сотрудники оказывают руководителю мощную поддержку на всех этапах развития управления персоналом. Сделать их союзниками можно посредством обстоятельного объяснения происходящего. В разговоре следует опираться на факты, озвучивать планы, а также давать четкие и подробные инструкции.

Представители группы S хорошие слушатели. В силу этой особенности они обладают внушительным объемом информации о коллегах.

Молчуны (С)

Отличительной чертой работников является готовность к кризису. Специалисты прекрасно оперируют цифрами, видят полную картину.

Однако с руководством умозаключениями такие сотрудники делятся неохотно. В стрессовой ситуации они отгораживаются от коллектива, предпочитают письменную форму общения.

Задачей директора является установление контакта. Решением может стать переписка по электронной почте.

Стратегия Марстона позволит не только преодолеть кризис, но и построить действенную модель развития персонала в организации. Психологический подход успешно прошел апробацию в США и Европе. Эффективным комплекс оказался и в странах постсоветского пространства.

Вместо заключения

Управление наемными сотрудниками –  сложная и ответственная задача, успешно справиться с которой способен только талантливый руководитель. Менеджер обязан придерживаться аналитического и системного подходов.

При внедрении программы мотивации необходимо учитывать не только рекомендации экспертов, но и особенности предприятия. На выбор методов должны влиять отраслевая принадлежность, средний возраст сотрудников, уровень их образования.

Немаловажным фактором остается менталитет.

Видео: Мотивация персонала. Советы для руководителей

Источник: https://mbfinance.ru/biznes/upravlenie-biznesom/motivatsiya-sotrudnikov-v-organizatsii-osnovnye-printsipy-i-podhody/

Мотивация в менеджменте

Трудовые ресурсы лежат в основе функционирования любой организации. Ключевая задача менеджмента заключается в управлении ресурсами, находящимися в распоряжении организации с целью получения оптимального результата.

Одной из важнейших характеристик персонала выступает его мотивация к труду, а управление мотивацией играет ключевую роль в управлении трудовыми ресурсами, поскольку существует прямая зависимость между мотивацией и эффективностью труда.

Мотивация персонала в значительной степени определяет эффективность функционирования всей организации в целом.

В странах с развитой рыночной экономикой мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение. В Росси же мотивация труда как экономическая категория появилась относительно недавно.

На сегодняшний день в научной литературе не существует единого подхода к ее определению.

В самом общем смысле мотивация представляет собой силу, порождающую, направляющую и поддерживающую поведение и действия определенного человека (индивидуума).

Иначе говоря, это сила, движущая людьми, заставляющая работников и менеджеров работать лучше.

С точки зрения теории менеджмента мотивацию можно трактовать как ориентирование на использование побудителей человеческой активности для регламентации и эффективного управления поведением сотрудников ради достижения целей организации.

Читайте также:  Профпригодность – что это такое, проверка на профпригодность

Мотивационный менеджмент - что это такое, основные принципы

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сам процесс мотивации предполагает необходимость прохождения ряда этапов. К числу таких этапов относятся:

  • возникновение потребности;
  • изыскание способов устранения потребностей;
  • определение целей (направления) действия;
  • реализация действий;
  • получение вознаграждения за осуществленные действия;
  • устранение потребности.

Трудовая мотивация означает процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации, продуктивное выполнение принятых решений или намеченных работ.

Существующее в настоящее время множество подходов к определению сущности мотивации позволяет говорить о том, что одни ученые отождествляют её со стимулированием труда, другие рассматривают стимулирование как один из методов мотивации, а третьи и вовсе их противопоставляют.

Так или иначе, мотивация напрямую связана с результативностью труда и величиной прилагаемых со стороны работников усилий по выполнению ими свои должностных обязанностей.

Чем эффективнее система мотивации труда в организации, тем большую отдачу руководство получает от своих сотрудников.

Система мотивации

Определение 1

Система мотивации представляет собой целый комплекс мероприятий, стимулирующих персонал не только к работе, за которую платят деньги, но, прежде всего к особой старательности и активному желанию работать именно в этой организации, к получению высоких и высочайших результатов в своей деятельности, к лояльности по отношению к руководству.

Как правило, система мотивации в менеджменте имеет весьма сложную структуру. В общем виде она представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Система мотивации в менеджменте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, мы видим, что система мотивации включает в себя различные стимулы к труду. В менеджменте она служит важнейшим инструментом управления, который позволяет оказывать влияние на эффективность сотрудников и компании в целом. Считается, что система мотивации должна соответствовать стратегическим и тактическим целям организации.

Основной целью построения системы мотивации выступает стимулирования персонала к деятельности ради роста производительности труда. Так или иначе, она предполагает необходимость использования различные инструментов стимулирования сотрудников к высокоэффективному труду. Рассмотрим их более подробно.

Методы и формы мотивации в менеджменте

На сегодняшний день в менеджменте существует множество различных методов (способов) мотивации сотрудников к высокоэффективному труду. Условно их можно разделить на 3 группы:

  • диагностические;
  • организационные;
  • индивидуальные.

Первые оценивают мотивацию конкретного работника, с их помощью определяются инструменты, при помощи которых можно мотивировать работников. Вторые создают систему стимулов в компании.

К их числу могут быть отнесены формирования и внедрение грейдинговой системы, проведение социальной политики по поддержанию наиболее уязвимых категорий работников и т.п.

Третьи направлены непосредственно на мотивацию конкретных, узких групп сотрудников, имеющих сходные мотивы и потребности, чаще всего, материальные вознаграждения.

Формы мотивации труда могут иметь денежную или материальную (прямую) и не денежную (косвенную) формы (рисунок 2).

Рисунок 2. Методы мотивации труда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Материальная мотивация предполагает воздействие на сотрудника при помощи материальных стимулов. Он подразделяется на 2 группы – система штрафов и система поощрений.

Если работники демонстрируют хорошие результаты и трудятся активно, их поощряют посредством начисления и выплаты премий и надбавок.

В том же случае, если сотрудники трудятся плохо и не справляются с поставленными перед ними задачами, на них накладываются штрафные санкции с целью мотивировать их работать лучше.

В арсенале нематериальной мотивации присутствует гораздо больше методов. В частности, к ним могут быть отнесены: похвала со стороны руководства, продвижение по карьерной лестнице, обучение за счет организации, благоприятная атмосфера в коллективе, имидж компании, культурные и спортивные мероприятия и т.п.

К методам нематериальной мотивации также могут быть отнесены: предоставление гибкого рабочего графика, «плавающий» обеденный перерыв, приоритетное оснащение рабочего места новым оборудованием, конкурсы профессионального мастерства и другое.

Замечание 1

Единой системы мотивации, идеально подходящей для всех организаций не существует. В значительной степени построение системы мотивации в организации зависит от специфики ее деятельности.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/motivaciya_v_menedzhmente/

Мотивация в менеджменте

Мотивация — это процесс побуждения, стимулирования себя или других к целенаправленному поведению или выполнению определенных действий, направленных на достижение собственных целей или целей организации.

Теории мотивации основаны на результатах психологических исследований и классифицируются на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации связаны с идентификацией внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют человека действовать в определенной ситуации так, а не иначе, определяют структуру потребностей человека, проявляя среди них те, которые имеют приоритетное значение.

Процессуальные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на поведение человека, его трудовую активность. Основное внимание в этих теориях сконцентрировано на анализе потребностей человека и их влияние на мотивацию трудовой деятельности.

Мотивация труда — это побуждение человека к производственной или непроизводственной деятельности для удовлетворения своих материально-бытовых потребностей и запросов, которое достигается за счет его труда.

Термином «трудовая мотивация» определяют процесс стимулирования исполнителя или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или запланированных работ.

В теоретическом аспекте разработка вопросов мотивации осуществляется в двух основных направлениях: во-первых, в развитии теории удовлетворенности трудом, которая определяет факторы, побуждающие к трудовой деятельности и ее стимулировании; во-вторых, в развитии теорий процесса, которые концентрируют внимание на выборе поведения, способного обеспечить нужные результаты. Все люди по своей природе разные, а значит, неодинаковы и их взгляды на власть, признание, успех, ответственность, продвижение по службе, финансовое вознаграждение.

Понимание содержания мотивации — главный показатель профессионального мастерства руководителя организации.

Знание того, почему люди делают то, что они делают — необходимая предпосылка для того, чтобы помочь им реализовать мотивы и предупредить случаи, когда отсутствие мотивов могут вызвать определенные осложнения. Сегодня содержание мотивации понимается учеными по-разному.

Например, мотивация по И.С.Завадскому — это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. И.Ф.Хмель считает, что мотивация, как явление психическое, является совокупность мотивов.

Анализируя мотивацию как процесс можно изобразить ее в виде шести последовательных этапов:

  • Первый этап — это возникновение потребности. Потребность — это осознание отсутствия чего-либо, побуждающее к действию.
  • Второй этап — поиск путей обеспечения потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать.
  • Третий этап — определение целей. Определяется, что именно и какими средствами необходимо сделать, чтобы обеспечить потребность и выяснить, что необходимо получить для устранения потребности.
  • Четвертый этап — реализация действий. Человек затрачивает усилия для осуществления действий, которые дадут ему возможность приобрести то необходимое, что нужно для устранения потребности.
  • Пятый этап — получение вознаграждения за реализацию действия. На этом этапе отмечается, насколько выполненное действие обеспечило ожидаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации деятельности.
  • Шестой этап — ликвидация необходимости. Человек или прекращает деятельность до периода возникновения новой потребности или продолжает искать возможности и осуществлять меры по устранению потребности.

Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации.

Только зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им.

На нынешнем этапе развития общества проблема мотивации личности приобрела важное значение, так как решение задач, которые стоят перед обществом, возможно только при условии создания надлежащей мотивационной основы, способной побудить персонал предприятий к эффективной деятельности. Речь идет о применении таких форм и методов стимулирования личности, которые способствуют высокой результативности ее работы. Вся деятельность человека обусловлена ​​реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, или чего-то избежать.

С мотивацией тесно связаны такие понятия как: потребности, побуждение, вознаграждение, ценности, мотивы, стимулы.

Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека и проявляется в индивидуальной форме. Это особенное состояние психики индивида, осознание им неудовлетворенности, ощущение недостатка или отсутствия чего-то, отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями.

Это то, от чего человек всегда стремится освободиться (удовлетворить свои потребности, приглушить или не реагировать на них). Возникают потребности как осознанно, так и неосознанно, и большая их часть периодически возобновляется. Возобновляться потребности могут в измененной форме, и степень их влияния на человека тоже может быть другой.

Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить,

об их наличии можно судить, лишь наблюдая за поведением людей.

Более заметной и внешне выраженной формой проявления потребности является интерес, который играет существенную роль в мотивации.

Чувство потребности пробуждает в человеке состояние направленности – побуждение. Побуждение – это ощущение недостатка (отсутствия) чего-либо, которое имеет определенную направленность. Побуждение является поведенческим проявлением потребности и концентрируется на достижении цели. В этом смысле цель осознается человеком как способ удовлетворения потребности.

Когда человек достигает цели, его потребности могут быть удовлетворены (полностью или частично) либо не удовлетворены. Поведение людей в будущем зависит от степени удовлетворения, полученной в результате достижения поставленных целей.

 Люди стремятся повторить то поведение, которое у них ассоциируется с удовлетворением потребностей, и избегают поведения, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением.

Другим элементом побуждения к трудовой деятельности (после потребности) является вознаграждение. Вознаграждение – это то, что человек считает для себя ценным.

Различают внешние вознаграждения, которые дает организация (денежные выплаты, льготы либо предоставление товаров и услуг, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения, которые дает собственно работа (содержание работы, чувство успеха, удовлетворенность работой, самоуважение, которые человек получает в процессе выполнения работы).

Читайте также:  Положение о ненормированном рабочем дне: оформление, порядок, образец

Помимо потребностей и вознаграждения человеком также могут двигать другие причины и основания – ценности. Ценности – это потребности людей, выработанные, обобщенные и общепринятые в результате их взаимодействия и взаимного согласования. Ценности обеспечивают объективную оценку всего того, что происходит в действительности.

Мотив – это внутреннее желание человека удовлетворить свои потребности, которое зависит от множества внутренних и внешних факторов, а также от действия других мотивов, возникающих параллельно с этим.

Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что и как надо сделать. Таким образом, мотив вызывает действия для устранения проблем, но у разных людей эти действия могут быть абсолютно разными, даже если они обусловлены одной проблемой.

Мотивы поддаются осознанию: человек может воздействовать на свои мотивы, приглушать их воздействие или даже устранять их.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Таким образом, мотивация представляет собой основу управления человеком. Эффективность управления в значительной степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивации.

Стимулы – это раздражители или рычаги влияния, которые вызывают определенные мотивы, это возможность получения средств удовлетворения своих потребностей за выполнение определенных действий.

В качестве стимулов могут выступать действия других людей, отдельные предметы, обещания, носители обещаний и возможностей. Человек на многие стимулы реагирует не всегда осознанно, а реакция на некоторые стимулы не всегда поддается контролю.

У разных людей может быть разная реакция на одни и те же стимулы.

Стимулирование – это процесс использования разных стимулов для мотивации людей, средство, с помощью которого осуществляется мотивация. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления наиболее широкое распространение получило материальное стимулирование. Стимулирование как система представляет собой совокупность таких составляющих:

  • производственные условия: нормирование, организация труда, его характер и содержание, морально-психологический климат, стиль руководства, технико-экономическая организация и идейно-воспитательная работа;
  • условия жизнедеятельности: материальные и духовные, социальные и политические (потребности, ценности, нормы, установки, привычки, трудовые навыки);
  • стимулы: экономические, моральные, коллективные, индивидуальные, правовые, эстетические;
  • результаты: экономические (качество труда, производительность, выполнение заданий), социально-экономические (трудовая, творческая активность, дисциплина, отношение к труду), социальные (общественно-политическая активность, развитие личности, гармоничное сочетание интересов личности и общества).

Менеджер должен стремиться к тому, чтобы мотивы деятельности гарантировали максимальное удовлетворение от работы. Любая трудовая ситуация содержит возможности удовлетворения потребности в физической и эмоциональной деятельности, а также элементы любопытства.

Необходимо создавать систему стимулов, соответствующих мотивам работников и направляющих их деятельность в общее русло. Для этого надо знать, как действуют мотивы и стимулы. Стимулы становятся действенными тогда, когда они согласуются с внутренними мотивами работников и отвечают им. Важно также создавать возможности для реализации мотивов.

Знание мотивации позволяет разработать способы достижения максимальной отдачи от подчиненных на основе отчетливого представления об их поведении, о мотивах, заставляющих их работать лучше. Эффективные менеджеры находят способы убедить своих сотрудников, что они сами хотят делать то, что ожидает от них руководитель.

Проблема мотивации приобретает все большее значение, прежде всего потому, что во всех случаях выполнение заданий требует умственных усилий работников.

Существует много стимулов, побуждающих сотрудников хорошо работать, однако среди них нет универсальных. Люди по-разному реагируют на разные стимулы, поэтому менеджер должен владеть большим набором стимулов и постоянно их обновлять.

Современная философия менеджмента отдает предпочтение не влиянию на самого человека, а учету его реальных целей, жизненных ценностей и установок, ожиданий и потребностей и объединения их с целями организации.

Человек, который понимает и разделяет ценности своей организации, способен сам для себя устанавливать задачи, искать пути их решения и осуществлять самоконтроль.

Таким образом, человек переходит от мотивации к самомотивации.

Человек разочаровывается в работе, если он не почувствовал себя нужным и самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают.

Учитывая, что люди с экономической точки зрения являются очень дорогим ресурсом, использоваться этот ресурс должен с максимально возможной эффективностью.

Таким образом, перед менеджером стоит непростая задача создания производственных условий, обеспечивающих внутреннее удовлетворение работников.

Исследователи влияния мотивации на человека разработали немало теорий мотивации. Все теории мотивации сходятся на том, что поведение индивида преследует определенную цель и направлено ​​на ее достижение.

А его выбор базируется на собственном опыте, осознании возможностей, восприятии текущей ситуации и тому подобное.

Мотивацию рассматривают как процесс непрерывного выбора и принятия решений, как циклический процесс постоянного взаимного влияния субъекта действия и ситуации, результатом чего является реальное поведение.

Несмотря на радикальность курса рыночных преобразований в стране, игнорирование проблемы мотивации труда привело к тяжелым последствиям: обострение экономического кризиса, падения уровня жизни, формирование негативного отношения к труду как к ценности, ухудшение качества трудового потенциала, массовой дисквалификации кадров и роста напряженности на рынке труда.

Актуальность поиска действенных механизмов активизации трудовой деятельности персонала обусловила необходимость создания новых методов мотивации. Суть новых методов должна заключаться в индивидуальном подходе, в расширении сферы деятельности работника и привлечении его в дела организации в целом.

В связи с этим, можно выделить три общих приема мотивации трудовой деятельности:

  1. Приемы, ориентированные на работников.
  2. Приемы, ориентированные на работу.
  3. Приемы, ориентированные на организацию.

Мотивация труда является одним из ведущих инструментов управления персоналом, влияющих на экономическое развитие организации.

Основными мотивационными факторами являются, во-первых, результаты труда с точки зрения ее социальной значимости и, во-вторых, материальное вознаграждение (то, что ожидается, и то, что получается).

Оптимальной является такая мотивация труда, при которой работник осознает свою значимость в (коллективе, обществе и т.д.) и одновременно удовлетворяет ее материальные потребности.

Условия работы, в максимальной степени удовлетворяющие большинство персонала – «идеальная работа», должны отвечать таким требованиям:

  • целостность, законченность, определенный результат работы;
  • работа оценивается исполнителем как важная и необходимая, то есть такая, которую надо выполнить;
  • исполнители могут принимать самостоятельные решения относительно путей и способов выполнения задания (автономность в определенных границах);
  • интенсивность и условия обратной связи с исполнителем устанавливаются в зависимости от эффективности его работы;
  • вознаграждение за выполненную работу должно быть справедливым с точки зрения исполнителя.

Систему мотивации труда на предприятии нужно строить так, чтобы каждый работник мог четко понимать ее содержание. Конечно, нужно придерживаться простых правил мотивации: больше и реже; чаще, но меньше, что позволит более эффективно поощрять каждый положительный результат работы.

Поощрение персонала должно организовываться по показателям, которые воспринимаются каждым как правильные. Эти действия должны вызывать у работников ощущение справедливости и налаживать работу не только ради удовлетворения собственных потребностей, но побудить к «дружеским отношениям» с администрацией.

Из выше перечисленного становится понятно, что мотивация — это часть трудового процесса, который заключается в повышении экономических результатов деятельности предприятия с помощью материального и духовного стимулирования высоких производственных результатов работника.

Источник: http://discovered.com.ua/management/motivaciya-v-menedzhmente/

Принципы мотивации

Основываясь на существующих теориях мотивации, можно вывести некоторые ее принципы, чтобы руководствоваться ими в процессе управления.

  1. Установление четких целей и задач.

    Первым условием эффективной мотивации является знание работниками своих целей и целей организации. Какими бы эффективными ни были формы мотивации, они не принесут ожидаемых результатов, если человек не знает, чего он должен достичь и какие задачи выполнить.

    Поэтому необходимо устанавливать своим сотрудникам конкретные, ясные и реальные (выполнимые) цели и задания. Работник должен четко представлять и понимать, чего от него ждут.

    Желательно, чтобы подчиненные сами участвовали в постановке целей и задач, тогда они лучше будут понимать необходимость выполняемой работы.

  2. Увязка целей и вознаграждения, определение критериев оценки.

    Работники должны знать, какое вознаграждение они получат при определенных результатах работы. Следует принимать во внимание теорию ожиданий.

  3. Гласность. Наличие обратной связи.

    Оглашение результатов работы само по себе служит мотивирующим фактором. Сообщение о результатах работы каждого сотрудника может стимулировать трудовую деятельность, создавая настрой состязательности.

    Сообщение же о результатах работы коллектива (при условии здорового климата в коллективе) создает у работников чувства причастности и ответственности. Информирование о вознаграждениях по результатам работы и объяснение объективной разни­цы в их размерах помогает избежать чувства обиды и несправедливости у некоторых работников.

  4. Создание условий, благоприятных для эффективной работы.

    Нужно постараться создать здоровый климат в коллективе, условия привлекательности, интересности труда, эстетичности трудового места. Нельзя забывать и о том, что производительность труда не всегда зависит только от работника; применяемые технологии и организация производства часто бывают решающими факторами.

  5. Единство моральных и материальных методов стимулирования.

    В настоящее время большое внимание уделяется материальному стимулированию, и это не случайно, ведь деньги и материальные блага обеспечивают существование людей. Однако не стоит недооценивать роль морального стимулирования.

    Часто признание заслуг работника, доверие ответственного задания или даже простая похвала могут принести большие результаты, чем премии. Поэтому важно сочетать моральное и материальное стимулирование, дополнять одно другим.

  6. Учет личных качеств работников.

    Характер восприятия, способности, системы ценностей и другие характеристики конкретного человека определяют факторы мотивации, которые могут оказывать на него наибольшее воздействие.

  7. Использование преимущественно положительных стимулов.

    Преобладание штрафов, нареканий со стороны начальства и другие стимулы отрицательного воздействия могут привести к напряженной обстановке в коллективе, боязни сотрудников брать на себя ответственность за какие-либо решения либо действия, скрытию информации, а иногда и потере ценных работников.

Источник: http://InfoManagement.ru/lekciya/Principi_motivacii

8. Мотивация в менеджменте: потребность, мотив, стимул – общая характеристика. Структура мотивационного процесса

Мотивация
— это совокупность сил, побуждающих
человека осуществлять деятельность с
затратой определенных усилий, на
определенном уровне добросовестности
в направлении достижения определенных
целей.

Мотивация
— это процесс побуждения себя и других
к деятельности для достижения личных
целей или целей организации.

Читайте также:  Кассовый разрыв: это что такое, формула расчета и как его избежать

Современные теории мотивации и их основные элементы

Современные теории
мотивации делятся на:

  • Содержательные теории мотивации — идентифицируют источники внутреннего побуждения (потребности), которые заставляют людей действовать определенным образом.
  • Процессуальные теории мотивации — изучают поведение людей с учетом их восприятия и познания конкретной ситуации.

Существует
универсальная схема мотивационного
процесса (этапы):

  1. Возникновение потребности.

Потребность — это
то, что возникает в сознании человека
и является достаточно общим для различных
людей, но в то же время имеет определенное
индивидуальное проявление у каждого
человека. Выделяют два основных типа
потребностей:

  • Первичные потребности – это физиологические и как правило врожденные потребности.
  • Вторичные потребности — психологические потребности.
  1. Поиск путей устранения потребностей (побуждение к действиям).

  2. Определение направления и образа действия.

Мотив — это то, что
вызывает определенные действия человека
для устранения потребности. Выделяют
внутренние и внешние мотивы.

Мотивирование —
это процесс воздействия на человека с
целью побуждения его к определенным
действиям, путем пробуждения в нем
определенных мотивов.

Стимулы — внешние
раздражители, выполняющие роль рычагов
воздействия с целью появления определенных
мотивов поведения.

  1. Осуществление действий.

  2. Получение вознаграждения за осуществление действия.

  3. Устранение потребности.

Содержательные
теории мотивации пытаются дать ответить
на вопрос: «Какие потребности побуждают
людей выполнять определенные действия?»
Основными содержательными теориями
мотивации являются:

  1. Иерархия потребностей Маслоу

  2. Теория потребностей Мак-Клелланда

  3. Двухфакторная теория Герцберга

1. Иерархия
потребностей Маслоу

Включает в себя
следующие группы потребностей:

  1. Физиологические потребности

  2. Потребность безопасности

  3. Потребности принадлежности и причастности

  4. Потребность признания и самоутверждения

  5. Потребность самовыражения

Группы потребностей
и формы их проявления

Группы потребностей Формы проявления потребностей Примеры средств удовлетворения потребностей
5 Самовыражение Стремление к достижению результата Предоставление творческой работы
4 Признание и самоутверждение Желание занимать определенное положение в коллективе Присвоение рангов или званий
3 Принадлежность и причастность Стремление к установлению дружеских отношений в коллективе Поощрение создания неформальных групп
2 Безопасность Стремление к предотвращению опасных изменений Создание системы страховки
1 Физиологические потребности Желание регулярно и качественно питаться Создание легкодоступных систем питания

Рассмотрим группы
вторичных психологических потребностей
в рамках иерархии потребностей Маслоу:

Потребности
принадлежности и причастности.
Человек стремится к участию в совместных
действиях, он хочет дружбы, быть членом
каких-либо объединений людей, участвовать
в общественных мероприятиях и т.п.

По
отношению к таким работникам руководство
должно соблюдать форму дружественного
партнерства, для таких людей надо
создавать условия для общения на работе.

Хороший вариант в данном случае дают
групповая форма организации труда,
групповые мероприятия, выходящие за
рамки работы, а также напоминание
работникам о том, что их ценят коллеги
по работе.

Потребность к
признанию и самоутверждению.

Данная группа потребностей отражает
желание людей быть компетентными,
сильными, уверенными в себе, а также
желание того, чтобы окружающие признавали
их таковыми и уважали их за это.

При
управлении такими людьми надо использовать
различные формы признания их заслуг.
Для этого могут быть полезными присвоение
различных званий, упоминание их заслуг,
вручение различного рода наград и т.п.

Потребность
самовыражения.
Данная группа объединяет потребности,
выражающиеся в стремлении человека к
наиболее полному использованию своих
знаний, способностей и навыков. Данные
потребности в гораздо большей степени
носят индивидуальный характер. Это
потребности человека в творчестве в
широком смысле.

Люди с данной потребностью
открыты к восприятию себя и окружения,
созидательны и независимы.

При управлении
людьми с такого рода потребностями надо
стремиться давать им оригинальные
задания, позволяющие им претворять в
жизнь свои способности, предоставлять
большую свободу в выборе средств решения
задач и привлекать к работе, требующей
изобретательности и созидательности.

2. Теория
приобретенных потребностей Мак-Клелланда

Связана с изучением
влияния на поведение человека таких
групп потребностей, как потребности
достижения, потребности соучаствования
и потребности властвования
.

В соответствии с идеями Мак-Клелланда
эти потребности, если они достаточно
развиты, оказывают заметное влияние на
поведение человека, заставляя его
принимать усилия и осуществлять
определенные действия.

При этом
Мак-Клелланд рассматривает эти потребности
как приобретенные под влиянием жизненных
обстоятельств, опыта и обучения.

Потребности
достижения
проявляются в стремлении человека
достигать стоящие перед ним цели более
эффективно, чем он делал ранее. Люди с
высоким уровнем потребностей достижения
предпочитают сами ставить свои цели.

Людям с потребностями достижения
нравится принимать решения и отвечать
за решение задач, они одержимы решением
интересных для них задач, легко берут
на себя персональную ответственность.
Однако им очень трудно заниматься
работой, у которой нет ясного и ощутимого
результата.

Люди с данной потребностью
много и охотно работают, но при этом не
очень любят делиться работой с другими.
Совместно полученный результат устраивает
их гораздо меньше, чем если этот результат
получен в одиночку.

Считается, что
наличие у работников высокой потребности
достижения оказывает влияние на их
активность и результативность. В целях
регулирования уровня данной потребности
важно проводить обучение членов
организации и соответствующим образом
организовывать работу.

В частности,
желательно включать в работу регулярную
обратную связь, разбирать примеры
успешного достижения целей.

Так как
люди с высокой потребностью достижения
целей часто слишком высоко ценят себя
и поэтому не склонны ставить слишком
трудные задачи, нужно пытаться
корректировать их самооценку.

Потребности
соучастия
проявляются в виде стремления к дружеским
отношениям к окружающим.

Люди с высокой
потребностью соучастия стараются
установить и поддерживать хорошие
отношения с окружающими, прислушиваться
к их мнению, стремятся получать поддержку
и одобрение со стороны.

Для них важен
тот факт, что они кому-то нужны, что их
коллеги и друзья не безразличны к ним.
Для успешной работы таких членов
коллектива необходимо создавать условия
активного взаимодействия с другими и
регулярного получения информации о
реакции окружающих на их действия.

Потребности
властвования
развивается на основе полученного
образования и опыта; состоят в том, что
человек стремится контролировать
ресурсы и процессы, протекающие в его
окружении. Лица с высокой мотивацией
властвования могут быть подразделены
на две взаимоисключающие по характеристикам
группы.

Первую группу составляют те,
кто стремится к власти ради властвования.
В первую очередь их привлекает сама
возможность командовать другими. Ко
второй группе относятся те лица, которые
стремятся к получению власти ради того,
чтобы добиваться решения групповых
задач.

Эти люди удовлетворяют свою
потребность властвования тем, что
определяют цели, ставят задачи перед
коллективом и участвуют в процессе их
достижения.

3. Теория двух
факторов Герцберга

Выводами из теории
Герцберга, которые он обосновал
практическими результатами исследований,
являются то, что процесс получения
удовлетворенности и процесс получения
неудовлетворенности от выполняемой
работы является, с точки зрения вызывающих
их факторов, двумя разными процессами.
Т.е. если один фактор влияет на уменьшение
неудовлетворенности, совсем не
обязательно, что он будет влиять на
получение удовлетворения от работы. И
наоборот.

Процесс
«неудовлетворенность — отсутствие
удовлетворения» определяется влиянием
факторов, связанных с окружением, в
котором выполняется работа. Их отсутствие
вызывает у работников неудовлетворение.
В то же время наличие данных факторов
не обязательно вызывает удовлетворение,
т.е. данные факторы не играют мотивирующей
роли. Обычно эти факторы называют
факторами «здоровья». К ним относятся:

  • общая политика и управление фирмой
  • техническое руководство трудом работника
  • система и размер оплаты труда
  • взаимоотношения с руководителем
  • условия работы.

Процесс
«удовлетворенность — отсутствие
удовлетворенности» в основном находится
под влиянием факторов, связанных с
содержанием работы. Данные факторы
оказывают сильное влияние на поведение
человека, которое может привести к
хорошему выполнению работы.

Если эти
факторы отсутствуют, то их отсутствие
не приводит к усилению неудовлетворенности.
Данные факторы называют мотивирующими
факторами, если они удовлетворяются,
то человек испытывает удовлетворение.
А так как они могут приводить к
удовлетворению, то они играют мотивирующую
роль.

К таким факторам относятся:

  • достижение результатов
  • признание со стороны окружающих
  • процесс работы
  • ответственность
  • продвижение по службе.

На основании
разработанной им концепции двух факторов
Герцберг сделал вывод о том, что при
наличии у работников чувства
неудовлетворенности менеджер должен
обращать первоочередное внимание на
те факторы, которые вызывают
неудовлетворенность.

После того как
достигнуто состояние отсутствия
неудовлетворенности, пытаться мотивировать
работников с помощью факторов «здоровья»
практически бесполезно.

Поэтому менеджер
должен сконцентрировать внимание на
приведении в действие мотивирующих
факторов и пытаться добиться высоких
результатов труда через механизм
достижения работниками состояния
удовлетворения.

Процессуальные
теории мотивации

В процессуальных
теориях мотивации анализируется то,
как человек распределяет усилия для
достижения целей и как выбирает конкретный
вид поведения. Наиболее известными
процессуальными теориями мотивации
являются теория ожиданий и теория
справедливости.

1. Теория ожиданий

Разработчиком
теории является Виктор Врум.

Человек должен
надеяться на то, что выбранный им путь
удовлетворения потребности через
осуществление определенных действий
приведет к получению желаемого результата.
Ожидание в рамках теории понимается
как оценка личностью вероятности
наступления определенного события.

  • Теорию ожиданий
    можно выразить следующей формулой:
  • Мотивация = (З-Р) *
    (Р-В) * Валентность,
  • где (З-Р) — ожидания
    сотрудника в отношении взаимосвязи
    затрат труда – результатов,
  • (Р-В) — ожидания
    сотрудника в отношении взаимосвязи
    результаты труда — вознаграждение,
  • валентность —
    предполагаемая ценность получаемого
    вознаграждения для сотрудника
  • 2. Теория
    справедливости

Сотрудники определяют
отношение полученного вознаграждения
к затраченным усилиям и затем соотносят
его с вознаграждением других людей,
выполняющих аналогичную работу. Если
баланс не справедлив, сотрудники пытаются
изменить его за счет изменения количества
затрачиваемых усилий или уровня
вознаграждения.

Источник: https://studfile.net/preview/5567105/page:8/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector