Класс СЗИ | Класс защищенности АС | |
1В | 1Б | |
Средства защиты информации от несанкционированного доступа | + | + |
Средства доверенной загрузки | + | + |
Средства защиты среды виртуализации | + | + |
Межсетевые экраны | + | — |
Персональные межсетевые экраны | + | + |
Системы обнаружения вторжений | + | + |
- Минимизированы риски, связанные с хищением информации, составляющей государственную тайну.
- Информационная система приведена в соответствие требованиям нормативных документов.
Secret Net Studio
Комплексное решение для защиты рабочих станций и серверов на уровне данных, приложений, сети, операционной системы и периферийного оборудования
Secret Net Studio 8.5 предназначен для построения комплексной системы защиты. Решение позволяет обеспечить безопасность как самой инфраструктуры конечных точек организации, так и конфиденциальной информации, хранимой и обрабатываемой в системе.
В версии 8.5 продукта впервые представлен механизм Доверенной среды, позволяющий осуществлять независимый от операционной системы контроль работы защитных механизмов и драйверов.
В новой версии:
- Доверенная среда – независимый от ОС контроль работы СЗИ и драйверов
- Возможность использования антивирусного модуля по технологии «Лаборатории Касперского»
- Блокировка вредоносных IP-адресов и фишинговых URL-адресов
- Возможность развертывания через групповые политики Windows
- Отчеты о настройках СЗИ, идентификаторах пользователей, установленном ПО
vGate
Сертифицированное средство защиты платформ виртуализации, обеспечивающее контроль инфраструктуры, действий администраторов и фильтрацию сетевого трафика на уровне гипервизора
vGate 4.1 предназначен для защиты от характерных для виртуальной инфраструктуры угроз и контроля привилегированных пользователей. Новая версия продукта включает в свой состав компонент, не имеющий аналогов на российском рынке – безагентный виртуальный межсетевой экран.
Что нового:
Компонент сетевой защиты vNetwork дает возможность создавать правила фильтрации как на уровне отдельной виртуальной машины, так и на уровне групп виртуальных машин. vNetwork позволяет быстро и просто разделить виртуальную инфраструктуру на множество логических сегментов, независимых от физической топологии сети. Это ограничит горизонтальное распространение атаки, при этом не нужно перенастраивать саму сеть.
- В vGate 4.1 оптимизировано управление объектами виртуальной инфраструктуры:
- политики безопасности можно назначать напрямую на объекты виртуальной инфраструктуры;
- стало возможным добавлять объекты в группы и назначать политики безопасности и метки на группы;
- виртуальные машины автоматически добавляются в группы на основе их имени.
- С помощью обновленного веб-интерфейса стало проще и удобнее управлять функциональными возможностями редакции Enterprise Plus.
- Обновленный модуль мониторинга событий безопасности и создания отчетов обеспечивает отправку инцидентов безопасности во внешние системы с использованием протоколов syslog и SMTP.
- Для обеспечения безопасности миграции виртуальных машин реализована возможность контроля операций Cross vCenter vMotion, а также расширено общее количество контролируемых операций в виртуальной инфраструктуре vSphere.
- Новый агент для сервера управления VMware vCSA позволяет настраивать правила доступа. При недоступности сервера авторизации появилась возможность отключать агент и переводить компонент в аварийный режим. Агент поддерживает все сценарии развертывания на vCSA High Availability.
- Новые наборы политик безопасности позволят в автоматизированном режиме настроить защиту финансовых операций по ГОСТ Р 57580.1-2017, а также объектов КИИ.
- Начиная с версии 4.1 в vGate реализована поддержка современных моделей идентификаторов и смарт-карт Рутокен.
Сертификаты соответствия: vGate 4.1 соответствует требованиям ФСТЭК России по 5 классу защищенности СВТ и 4 уровню контроля НДВ, может использоваться в АС до класса защищенности 1Г включительно, для защиты информации в ИСПДн до 1 уровня включительно и ГИС до 1 класса включительно.
vGate-S 4.1 соответствует требованиям ФСТЭК России по 2 уровню контроля НДВ и может использоваться в автоматизированных системах до класса 1Б включительно.
Детектор атак «Континент»
Модуль обнаружения сетевых вторжений
Secret Net
Продукт снят с продаж — подробнее
Сертифицированное средство защиты информации от несанкционированного доступа для операционных систем семейства MS Windows
Соболь
Сертифицированный аппаратно-программный модуль доверенной загрузки (АПМДЗ)
Четвертое поколение ПАК «Соболь» — новый шаг в развитии продукта. В новой версии значительно изменились функциональные возможности продукта, при этом сохранилась преемственность интерфейса.
Что нового:
Функционирование в среде UEFI дает возможность использовать для хранения и обработки конфиденциальных данных и гостайны современные компьютеры
- Поддержка разметки диска в формате GPT позволяет работать с жесткими дисками объемом более 2 терабайт
- Поддержка USB 3.0 обеспечивает работу с современными USB-идентификаторам
- Поддержка Альт Линукс СПТ 7, Astra Linux Special Edition «Смоленск» 1.5 и VMware vSphere ESXi 6
- Расширен список поддерживаемых идентификаторов: USB-ключи: JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta-2 PKI/ГОСТ, JaCarta SF/ГОСТ, Rutoken ЭЦП и Rutoken Lite; Смарт-карты: JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta-2 PKI/ГОСТ
- Для оптимизации работы в крупных инфраструктурах увеличено количество поддерживаемых пользователей с 32 до 100 и расширены возможности журнала безопасности – количество записей возросло с 80 до 2000
Платы:
- Три формата исполнения: на платах PCI Express, Mini PCI Express Half и М.2
Сертификаты соответствия:
- ПАК «Соболь» соответствует требованиям ФСТЭК России к средствам доверенной загрузки уровня платы расширения второго класса защиты. Может использоваться в автоматизированных системах до класса защищенности 1Б включительно, в ИСПДн до УЗ1 включительно и в ГИС до 1-го класса защищенности включительно
- Сертификатом соответствия Министерства обороны России подтверждено соответствие ПАК «Соболь» требованиям руководящих документов по 2 уровню контроля отсутствия НДВ, требованиям к СДЗ уровня платы расширения 2 класса защиты и возможность использования в автоматизированных системах до класса защищенности 1Б включительно
АПКШ Континент
Централизованный комплекс для защиты сетевой инфраструктуры и создания VPN-сетей с использованием алгоритмов ГОСТ.
Организациям, которым необходимо шифрование данных по классу КВ, рекомендуем использовать АПКШ «Континент» 3.М2
АПКШ «Континент» 3.9 – это новая версия комплексной системы защиты сети с расширенным набором аппаратных платформ. Для защиты каналов связи между ЦОД компания создала специализированный криптоускоритель.
Он позволяет обеспечить защиту канала связи пропускной способностью до 20 Гбит/с и минимизирует задержки при обработке трафика до 14 мкс, что является рекордным показателем для российских производителей криптооборудования.
Что нового:
- Обеспечение управляемости сети при выходе из строя основного Центра управления сетью при помощи кластеризации серверов управления
- Объединение нескольких физических сетевых портов с помощью протокола LACP
- Оперативная диагностика удаленных устройств с помощью удаленного подключения по SSH и создания файлов с отладочными журналами
- Поддержка технологии Jumbo frame
- Автоматическая смена ключей парной связи при истечении срока действия предыдущего набора
Платформы:
- 6 новых платформ с производительностью шифрования от 300 до 20000 Мбит/с
Secret Net LSP
Сертифицированное средство защиты информации от несанкционированного доступа для операционных систем семейства Linux
СОВ Континент
Высокопроизводительная система обнаружения и предотвращения вторжений с иерархическим управлением и возможностью контроля сетевых приложений
Генеральная прокуратура РФМинистерство внутренних дел РоссииМинистерство здравоохранения РФФедеральная служба по надзору в сфере транспорта
Источник: https://www.securitycode.ru/solutions/zashchita-gosudarstvennoy-tayny/
Средства защиты информации государственной тайны
Определение 1
Государственная тайна – это защищаемые государство сведения из сферы его внешнеполитической, военной, разведывательной, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности, распространение которых наносит вред безопасности Российской Федерации.
- В соответствии с Уголовным кодексом РФ, государственная тайна – это предметы, познания и факты, которые доступны только ограниченному кругу лиц и содержатся в тайне от правительства иных государств с целью предотвращения опасности наступления тяжкого ущерба для внешней безопасности Российской Федерации.
- В данном определении указаны категории сведений, что защищаются государством, и сказано, что распространение данной информации наносит ущерб интересам безопасности государства.
- Определение средств защиты информации государственной тайны и ее сущности, а также их нормативно-правовое регулирование осуществляется Законом РФ «О государственной тайне», Уголовным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Меры и средства защиты информации государственной тайны
В действующем законодательстве закреплены меры защиты информации государственной тайны, главными из которых являются:
- формирование специальных органов, которые обеспечивают защиту информации государственной тайны, а также возложение обязанностей по ее защите на другие государственные органы, должностные лица и организации;
- формирование специального порядка по допуску граждан и должностных лиц к той информации, которая находится в режиме государственной тайны;
- разработка и внедрение комплекса мероприятий по сертификации средств защиты информации;
- обеспечения надлежащего финансирования мероприятий, которые направлены на защиту информации государственной тайны;
- осуществление надзора и контроля за надлежащим обеспечением защиты государственной тайны.
К органами по защите государственной тайны можно отнести:
- межведомственную комиссию;
- Федеральную службу информационной безопасности РФ;
- Министерство обороны России;
- Служба внешней государственной разведки;
- Федеральная служба по экспортному и техническому контролю Российской Федерации, а также их территориальные органы;
- предприятия, государственные органы власти, организации, учреждения, а также их структурные подразделения по защите информации государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите сведений, что представляют государственную тайну, – это коллегиальный орган, который координирует деятельность государственных органов власти по защите государственной тайны в интересах реализации федеральных программ методических и нормативных документов, что обеспечивают реализацию действующего законодательства РФ в сфере защиты государственной тайны.
Замечание 1
Защита государственной тайны – это основной вид деятельности органов государственной власти, предприятий, организаций или учреждений в данной сфере.
- Для защиты информации государственной тайны обычно применяются комбинированные способы защиты, которые включают технические средства, программные средства, организационные мероприятия и криптографию.
- К организационным мероприятиям можно отнести пропускной режим, хранение устройств и носителей в сейфе, ограничение доступа посторонних лиц в компьютерные помещения и другие методы защиты информации государственной тайны.
- Технические средства по защите информации государственной тайны включают в себя множество аппаратных способов защиты:
- экраны на аппаратуру;
- фильтры;
- ключи для блокировки клавиатуры;
- установка устройств аутентификации – для чтения форм руки, отпечатков пальцев, радужной оболочки глаз;
- электронные ключи на микросхемах.
К программным средствам защиты информации государственной относятся такие средства, которые создаются в результате разработки специального программного обеспечения, что не позволяет посторонним лицам получать информацию из системы. К программным средствам относятся:
- блокировка клавиатуры и экрана;
- парольный доступ-задание;
- применение средств парольной защиты BIOS на персональный компьютер.
Криптографическими средствами защиты информации государственной тайны является применение шифрования при вводе в компьютерную систему.
Противостоять угрозам информационной безопасности можно на основе формирования и внедрения эффективных систем защиты информации государственной тайны. Особое место занимают правовые меры.
В статье 8 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» говорится о трех степенях секретности сведений, которые находятся в режиме государственной тайны, а также соответствующих грифах секретности – секретно, совершенно секретно, особой важности. Присвоение грифа секретности регламентировано Правилами отнесения сведений, которые составляют государственную тайну, утвержденные Постановлением № 870 Правительства РФ.
Допуск граждан РФ и должностных лиц к государственной тайне реализуется в добровольном порядке. Данный допуск предусматривает:
- принятие обязательств на себя перед государством по нераспространению тех сведений, что составляют государственную тайну и что доверены им;
- согласие на временные, частичные ограничения их прав в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной тайне»;
- письменное согласие граждан и должностных лиц на проведение проверочных мероприятий уполномоченными органами;
- определение размеров, видов и порядка предоставления социальных гарантий, которые предусмотрены ФЗ «О государственной тайне»;
- ознакомление с законодательными нормами РФ, которые предусматривают ответственность за его нарушения в сфере государственной тайны;
- принятие решения руководителем предприятия, органа государственной власти, организации или учреждения о допуске оформляемого гражданина к тем сведениям, которые составляют государственную тайну.
Анализируя всю вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, что усложнение информационного общения между людьми, автоматизация управления транспортом, энергетикой и промышленными объектами порождают новые возможности целенаправленного негативного влияния, что могут реализовывать, как отдельные группировки, так и недружественные государства.
Такие действия именуются информационным терроризмом. Даже один профессиональный хакер может нанести ущерб государственной тайне, который сопоставляется с боевой операцией, что проведена войсковым соединением.
При этом территориальные расположения стран, которые создают препятствия для проведения таких операций, при информационных атаках не является преимуществом.
Для того чтобы разработать информационное оружие не нужно строить заводы, его создание, как частными лицами, так и государствами, пока невозможно поставить под эффективный контроль.
Потому необходимо создать такую организационно-правовую систему, что смогла бы координировать развитие информационной инфраструктуры Российской Федерации с целью предотвращения либо максимальной минимизации последствий отдельных эпизодов применения информационного оружия и информационной войны для получения сведений, что составляют государственную тайну.
Источник: https://spravochnick.ru/informacionnaya_bezopasnost/sredstva_zaschity_informacii_gosudarstvennoy_tayny/
Информационная безопасность
- Основные термины и понятия:
- Государственная тайна
- Защита сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей
- Сведения особой важности
- Сведения секретные
- Сведения совершенно секретные
- Система защиты государственной тайны
- Государственная тайна как особый вид защищаемой информации
В современном мире информация рассматривается как один из наиболее ценных продуктов человеческой жизнедеятельности, а информационные ресурсы и технологии, которыми располагает государство, определяют его стратегический потенциал и влияние в мире. В результате безопасность государства, его общественно-политических институтов, организаций и граждан включает в настоящее время в качестве обязательной составляющей информационную безопасность. Важным элементом информационных ресурсов является государственная тайна, отнесенная по условиям правового режима к документированной информации ограниченного распространения.
Тайны являются неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и могут служить даже своеобразным мерилом для определения вида политического режима в государстве, ибо состояние защиты секретов отражает характер взаимоотношений общества и государства, демократизации государственной власти.
Государственные средства воздействия на информационные процессы – важнейшее политическое условие обеспечения прав человека и рационализации использования информационных ресурсов в обществе.
Система защиты секретов – наиболее сильное звено государственного опосредования общественных отношений в информационной сфере.
Сведения, составляющие государственную тайну, имеют особую важность для общества и государства.
Вследствие величины возможного ущерба от её разглашения государственная тайна занимает приоритетное место в системе социального института тайн. Режим защиты государственной тайны – важнейший элемент системы государственного управления.
Правовой институт государственной тайны – признанный всеми странами институт регулирования информационных общественных отношений. Государственная секретность в той или иной степени наличествует во всех государствах мира.
Это вполне объяснимо и логично, поскольку информация, с одной стороны – объект отношений людей, а с другой – ресурс: ресурс управления, принятия решений.
Поэтому в качестве реальной угрозы своей безопасности государства рассматривают потенциально возможную утечку защищаемой информации за границу.
Правовой институт государственной тайны имеет три составляющие:
1) сведения, относимые к определенному типу тайны (а также принципы и критерии, по которым сведения классифицируются как тайна);
2) режим секретности (конфиденциальности) – механизм ограничения доступа к указанным сведениям, т.е. механизм их защиты;
3) санкции за неправомерное получение и (или) распространение этих сведений.
Понятие «государственная тайна» является одним из важнейших в системе защиты государственных секретов в любой стране. От её правильного определения зависит и политика руководства страны в области защиты секретов. Определение этого понятия дано в Законе РФ «О государственной тайне».
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. |
В этом определении указываются категории сведений, которые защищаются государством, и сообщается, что распространение этих сведений может нанести ущерб интересам государственной безопасности. Для сравнения приведем краткие определения понятия «государственная тайна», даваемые специалистами других стран.
В Уголовном кодексе ФРГ зафиксировано, что государственной тайной являются факты, предметы или познания, которые доступны лишь ограниченному кругу лиц и должны содержаться в тайне от иностранного правительства, чтобы предотвратить опасность наступления тяжкого ущерба для внешней безопасности ФРГ.
В Исполнительном Указе Президента США от 2.04.1982 г. говорится, что к информации по национальной безопасности относится определенная информация по национальной обороне и международным вопросам, которая защищается от несанкционированного раскрытия.
- В некоторых странах это понятие выражается в других терминах, например, в Японии – «оборонный секрет».
- Модель определения государственных секретов обычно включает в себя следующие существенные признаки:
- 1) предметы, явления, события, области деятельности, составляющие государственную тайну;
- 2) противник (данный или потенциальный), от которого в основном осуществляется защита государственной тайны;
- 3) указание в законе, перечне или инструкции сведений, составляющих государственную тайну;
4) наносимый ущерб обороне, внешней политике, экономике, научно-техническому прогрессу страны и т.п. в случае разглашения (утечки) сведений, составляющих государственную тайну.
Важным признаком государственной тайны является степень секретности сведений, отнесенных к ней.
В нашей стране принята следующая система обозначения сведений, составляющих государственную тайну: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно».
Эти грифы проставляются на документах или изделиях (их упаковках или сопроводительных документах). Содержащиеся под этими грифами сведения являются государственной тайной.
К сведениям особой важности (Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, указанные в Постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870) следует относить такие сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких областях.
К совершенно секретным сведениям следует относить такие сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отраслям экономики Российской Федерации в одной или нескольких областях.
К секретным сведениям следует относить все иные из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущерб может быть нанесен интересам предприятия, учреждения или организации.
Перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, содержится в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне».
- Государственную тайну составляют:
- 1) сведения в военной области:
- — о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
- — о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
- — о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
- — о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
- — о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
- — о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
- 2) сведения в области экономики, науки и техники:
- — о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
- — об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
- — о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
- — об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанного вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
- — о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
- — об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);
- 3) сведения в области внешней политики и экономики:
- — о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
- — о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
- 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- — о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
- — о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
- — об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
- — о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
- — о методах и средствах защиты секретной информации;
- — об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
- — о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
- — о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
- — о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.
- В статье 7 Закона РФ «О государственной тайне» приведён перечень сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
- — о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- — о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- — о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- — о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
- — о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
- — о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Источник: http://xn—-7sbabeyocb2bkdagddhcqh9acx1a8cxksc.xn--80afh5aqv.xn--p1ai/chitat-posobie/glava-2/2-2-zashchita-gosudarstvennoy-tayny/
Государственная тайна и система её защиты
Введение
Государственная тайна касается всех аспектов жизни страны, принимает характер мирового масштаба.
Терроризм, сложная экономическая обстановка, возникающие изо дня в день эпидемии неизвестных болезней, грозящихся перерасти в пандемии – всё это создаёт реальные угрозы, а государственная тайна содержит в себе сведения необходимые в основном для исправного функционирования государства в таких условиях.
Следовательно, нужно особое внимание обращать на то, кому можно доверить государственную тайну, кто может быть допущен к разработке, хранению секретных сведений.
Необходимость организации допуска как защиты информации обладает особой важностью, так как эта сфера связана не с техническими каналами или накопителями и средствами обработки информации, а непосредственно с «источниками» информации – живыми людьми от которых и зависит поддержание уровня защиты, обеспечения технических средств, циркуляции информации в глобальном смысле. Из этого вытекает роль допуска в системе защиты государственной тайны – пресечение в корне обладания секретных сведений лицами способными разгласить такую информацию или использовать её в своих целях.
- Государственная тайна и система её защиты
- Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
- Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает Закон «О государственной тайне», а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
- К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения:
- 1) сведения в военной области:о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций;
- 2) сведения в области экономики, науки и техники:
- — то есть о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению вооружения и военной техники, об объемах поставок и о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении и фактических размерах государственных материальных резервов;
- — об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения ее обороноспособности и безопасности;
- — о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, ее финансах и бюджетной политике (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов);
- 3) сведения в области внешней политики и экономики:то есть о внешнеполитической и внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной) деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб ее интересам;
- 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:то есть о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.
Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями.
Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
- Не подлежат засекречиванию сведения:
- · о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- · о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- · о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- · о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- · о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
- · о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
- · о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
- Также не может быть ограничен доступ к:
- 1. Нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
- 2. Информации о состоянии окружающей среды;
- 3. Информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
- 4. Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5. Иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Основанием для засекречивания сведений является их соответствие перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.
- Основаниями для рассекречивания сведений являются:
- · взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
- · изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Источник: https://megaobuchalka.ru/12/18695.html
Система защиты государственной тайны
- Существо государственной тайны, необходимость сохранения ее в тайне, потребовало принятия целого комплекса мер, названного в Законе «система защиты государственной тайны» и включающее не только собственно меры (к примеру, такую процедуру как допуск). Официально оно звучит следующим образом:
- система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты
- государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях. все эти компоненты часто в литературе укладываются в другое понятие — «административно правовой режим», содержание которого во многом сходно,
Законодатель весьма часто употребляет такие словосочетания, как «таможенный, пошлинный режимы», «режим хозяйственной деятельности», «льготный режим», «валютный режим», «режим чрезвычайного положения», «режим особой охраны», «режим секретности», «режим наибольшего благоприятствования» и т. п., не давая им определения.
Что такое правовой режим? Особо — административно — правовой режим.
Слово «режим» весьма богато и многозначно по своему содержанию,
употребляется в самых различных смыслах и контекстах.
В переводе с французского и латинского оно означает: 1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти; 2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна); 3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности (например, судоходства, лесо-, водо-, землепользования, охоты, рыболовства и т. д.); 4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражения: «режимный завод», «режимный объект», «режимное производство»).
По определению Матузов и Малько правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики [Журнал «Правоведение»/1996/№ 1]
Какой же режим можно назвать административно — правовым ? В первую очередь речь идет о предмете правового регулирования, совокупности тех общественных отношений, которые включены в него.
Отношения по защите государственной тайны, будучи сопряженными с необходимостью сохранения её в тайне, принятия соответствующих мер по природе своей как раз и могут быть отнесены к административному праву, метод же их регулирования также в первую очередь связан с обязательностью, императивностью, не допускающей отступления от нормы закона, законной возможности нескольких вариантов развития ситуации.
Итак, на кого распространяется это режим. Закон относит к ним межведомственную комиссию по защите государственной тайны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.
органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции.
Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.
В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Доступы лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется по общим правилам.
- Система защиты государственной тайны включает в себя в качестве необходимого компонента такую процедуру как допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне (статья 21 Закона о государственной тайне)
- Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
- прим. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации
Источник: https://poisk-ru.ru/s46508t17.html
Защита государственной тайны
Центр «Эксперт» вот уже более 20 лет специализируется на оказании профессиональных услуг в области защиты государственной тайны, и располагает всеми необходимыми лицензиями и разрешениями на оказание перечисленных услуг.
За минувшие десятилетия Центр «Эксперт» сплотил под своими знаменами команду профессионалов, способную решить самые сложные и нетривиальные задачи, затрагивающие вопросы защиты государственной тайны. Нам удалось заслужить репутацию надежного партнера, проводящего работу, значимую не только для отдельных предприятий, но и для всей страны.
Мы всегда готовы к партнерским отношениям с любой заинтересованной организацией. От всей души приглашаем Вас к сотрудничеству.
- Мы уверены, что работа по защите государственной тайны с нашей организацией станет Вашим удачным выбором.
- Для получения консультации воспользуйтесь контактной информацией.
- Справочная информация:
- Допуск предприятий, учреждений и организаций (далее именуются – предприятия) к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 333, путем получения лицензий на конкретный вид деятельности:
- на допуск предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации;
- на правоосуществление мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока, в зависимости от специфики вида деятельности, но не более чем на 5 лет. Действует на всей территории Российской Федерации.
Лицензии выдаются на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы, по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию, при выполнении следующих условий:
- соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
- наличие в структуре подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
- наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
Для получения лицензии заявитель представляет в Управление ФСБ России по Ростовской области, уполномоченное на ведение лицензионной деятельности:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
- наименования и организационно — правовой формы, места нахождения предприятия, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, номера расчетного счета в банке и наименование банка;
- вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;
- срока действия лицензии;
- степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает осуществлять работы, подтвержденной органом государственно власти или организацией, наделенными полномочиями по распоряжению указанными сведениями;
- б) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, в случае если копии не заверены нотариусом);
- в) копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
- г) копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение и использование имущества, необходимого для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии;
- д) копию свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе ( с предъявлением оригинала свидетельства, если копия не заверена нотариусом);
- е) документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- ж) сведения о наличии допуска к государственной тайне у руководителя предприятия, а также сведения о наличии в уставном ( складочном) капитале предприятия доли (долей) иностранных физических или юридических лиц – при подаче заявления о предоставления лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- з) копию договора об оказании услуг – в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации.
- Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых им сведений.
- Срок действия лицензии, выданной предприятию, не может превышать срока действия лицензии предприятия, структурное подразделение по защите государственной тайны которого оказывает услуги по защите государственной тайны
- Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
В случае изменений условий ведения лицензируемого вида деятельности, изменения степени секретности сведений, с которым осуществляется ( предполагается осуществлять) деятельность, а также в отношении которых лицензиат предполагает проводить мероприятия и (или) оказывать услугу, смены организационно-правовой формы или реорганизации лицензиата, изменения его наименования, мест нахождения, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиат или его правопреемник обязаны в 15-дневный срок подать в Управление ФСБ России по Ростовской области, заявление о переоформлении лицензии в связи с изменение условий деятельности с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения. В указанных случаях Управление ФСБ России по Ростовской области, по результатам рассмотрения заявления и проведения проверки соответствия предприятия лицензионным требованиям и условиям принимает решение о необходимости проведения специальной экспертизы и уведомляет о своем решении заявителя. В случае принятия решения о необходимости проведения специальной экспертизы выдача лицензии производится с учетом ее результатов.
- В случае утраты лицензии предприятие имеет право на получение дубликата лицензии, который выдается на основании поданного в 3-дневный срок со дня установления утраты заявления в письменном виде.
- До переоформления лицензии (получения дубликата) предприятие осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более 60 дней.
- Основные термины и определения:
- государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
- носители сведений, составляющих государственную тайну — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
- допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;
- доступ к сведениям, составляющим государственную тайну — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
- гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
- средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
- перечень сведений, составляющих государственную тайну — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
(Закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1, ст. 2)
Источник: https://centr.expert/zashita-gosudarstvennoy-tayny