Изменение правил обеспечения охраны здоровья работников в 2020 году

Чиновники намерены уделять больше внимания профилактическим мероприятиям, и теперь пересматривают законодательство, регламентирующее охрану труда.

Правительство утвердило комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а Роструд представил новые рекомендации по проверке функционирования системы управления охраной труда на предприятиях.

Как работодателей уговорят улучшать условия труда

Правительство утвердило комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни (Распоряжение от 26.04.2019 № 833-р), который, надеются чиновники, изменит ситуацию в сфере охраны труда.

В ближайшие 6 лет планируется:

  • переписать законодательные акты, регулирующие механизмы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, а также постепенно внедрять принципы концепции «нулевого» травматизма;
  • усовершенствовать методологии и процедуры медицинских осмотров работников, чтобы на ранних стадиях выявлять признаки воздействия вредных факторов и риски развития хронических неинфекционных заболеваний;
  • с 2020 года проводить конкурс «Лучшие системы управления охраной здоровья работников на производстве»;
  • внедрять программы укрепления здоровья на рабочем месте;
  • организовывать совместно с работодателями Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

Новые Методические рекомендации, обязательные для применения

Пока все это планы, а результаты работы нужны уже в ближайшей перспективе. Поэтому Роструд выпустил Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) (Приказ от 21.03.2019 № 77).

Рекомендации обязательны для инспекторов ГИТ при проведении расследований несчастных случаев (НС) и внеплановых проверок в связи с НС.

Как заявлено в Приказе, предметом внеплановой проверки должно стать соблюдение работодателем трудового законодательства, в том числе требований о создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда. Вместе с тем подчеркивается, что инспекторы должны соблюдать нормы:

  • ТК РФ;
  • Типового положения о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н;
  • Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля;
  • Постановления Минтруда от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» и приложения к нему.

Что должны сделать работодатели: обязательный минимум

Методические рекомендации, приведенные в Приказе Роструда № 77, дают пошаговый алгоритм действий для проверяющих. Но есть и определенные разъяснения для работодателей.

В частности, компании должны соблюдать общегосударственные нормы по охране труда с учетом своей специфики, «достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства».

Главный документ, который должен быть в организации, — Положение о системе управления охраной труда. Причем чиновники настаивают, что у документа должно быть именно такое название.

В документ необходимо включить следующие пункты:

  • политика (это может быть и отдельный документ) и цели в области охраны труда;
  • обеспечение функционирования системы управления охраной труда и распределение обязанностей между должностными лицами;
  • процедуры, направленные на достижение поставленных целей, включая (при необходимости):
  • подготовку работников по охране труда (Постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»);
  • управление профессиональными рисками;
  • организацию и проведение спецоценки условий труда;
  • информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, предоставляемых гарантиях и полагающихся компенсациях (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»);
  • организацию и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников (Приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда»);
  • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников (разделы ТК РФ и действующие СанПиНы);
  • предоставление средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами (Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н и Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н);
  • обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием (Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н и Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н);
  • обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжение безопасной продукцией;
  • контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур. Здесь речь идет о необходимости утвердить план мероприятий по реализации процедур (можно в виде приложения к Положению);
  • планирование улучшений функционирования системы управления охраной труда. Работодателям понадобится план мероприятий по улучшению функционирования СУОТ. Обычно его утверждают по результатам ежегодного отчета службы охраны труда на предприятии, допускается включать их в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанный по результатам специальной оценки условий труда;
  • реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания. Перечень документов, необходимых работодателям, перечислен в пп. 60-63 Типового положения о системе управления охраной труда. Но не будет нарушения, если компания укажет, что реагирование на несчастные случаи осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 ТК РФ, а также в соответствии с Постановлением Минтруда № 73;
  • управление документами СУОТ. Главное требование в этом случае — работодатель обязан актуализировать внутренние документы, чтобы они соответствовали действующему законодательству. Не подлежат исправлению журналы учета, реестры, акты расследований, записи, пр. документы.

Разработать положение и приложения к нему работодатель может самостоятельно либо с привлечением сторонних специалистов. Утвердить его следует с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии).

Чтобы положение вступило в силу, на предприятии издается приказ об его утверждении с перечислением лиц, ответственных за выполнение требований.

Как инспекторы будут оценивать эффективность системы управления охраной труда на предприятии

Исходя из требований к работодателям, инспекторы ГИТ начнут проверку с изучения наличия всех необходимых документов, корректности их оформления и содержания.

Среди запрашиваемых документов могут быть любые журналы, акты, реестры, статистические исследования, результаты спецоценки, должностные инструкции, трудовые договоры.

Проверять будут такие детали, как ознакомление работников с результатами спецоценки; списки организаций, где проводят обязательные медосмотры; наличие подписей работников в журналах инструктажа.

После проверки документации инспекторы перейдут к проверке:

  • рабочих мест;
  • оборудования;
  • транспортных средств;
  • территорий, зданий и сооружений;
  • производственных и технологических процессов.

Главная цель этой части проверки — изучить, как на практике реализуются процедуры, описанные в документах.

В Приказе Роструда заявлено, что если в ходе ранее проведенной проверки изучению эффективности функционирования системы управления охраной труда было уделено недостаточное время, инспекторы вправе провести дополнительную проверку. Но все должно быть в рамках законодательства.

Чтобы работодателям было проще понять, как осуществляют проверки, и подготовиться по всем направлениям, предлагаем блок-схему, разработанную чиновниками.

Изменение правил обеспечения охраны здоровья работников в 2020 году

Как будут расследовать несчастные случаи: пошаговый алгоритм

Если на предприятии произошел несчастный случай, это повод для внеплановой проверки ГИТ. И инспекторы будут действовать по определенному плану.

Шаг 1. Изучение ситуации, вследствие которой возник несчастный случай.

Шаг 2. Выяснение корневых причин для разработки мер профилактики и предупреждения травматизма. Среди корневых причин выделены:

  • отсутствие перечня требований, соответствие которым обеспечивает работодатель (это говорит о том, что в компании плохо работает процесс управления документами);
  • отсутствие локальных актов, устанавливающих реализацию тех или иных процедур, либо нарушение установленных процедур;
  • отсутствие распределения обязанностей и ответственности за соблюдение требований безопасности;
  • отсутствие системы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур или нарушение установленных форм и методов контроля;
  • отсутствие процедуры информирования.

Шаг 3. Изучение элементов системы управления охраной труда и выяснение, в каком из них произошел сбой.

Шаг 4. Анализ процедуры управления профессиональными рисками, в том числе изучение методов выявления опасностей, включение всех опасностей в перечень, принятие мер по снижению рисков.

Шаг 5. Проверка запланированных работодателем мер управления рисками.

Шаг 6. Анализ иных выявленных нарушений.

Шаг 7. Заполнение акта о расследовании несчастного случая.

Шаг 8. Принятие мер к нарушителям — выдача предписаний, привлечение к ответственности.

Напомним, по действующим правилам работодателей должны предупреждать о внеплановой проверке за 24 часа до ее начала. Этого времени очень мало, чтобы подготовиться в такой объемной сфере как охрана труда. Поэтому лучше не ждать, а заранее разработать и утвердить необходимую документацию, корректно вести нужные бумаги, быть в курсе всех изменений.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/485824/

План мероприятий по охране труда 2020 год. Алгоритм от Минтруда

Составить план мероприятий поможет типовой перечень (утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н). Но не копируйте его полностью, подберите мероприятия исходя из потребностей своей организации по результатам анализа профрисков, спецоценки, ступенчатого контроля.

Чтобы получить данные, проведите проверку структурных подразделений, просмотрите предписания от надзорных органов и выясните, как на участках проводят регулярные процедуры по охране труда.

Вместе с мастерами, инженерами и руководителями подразделений определите мероприятия, которые следует провести, чтобы сохранить жизнь и здоровье работников.

Результаты анализа условий и охраны труда станут первой частью в вашем плане мероприятий.

Пример. При проверке вы выявили, что в цехе № 3 не работает звуковая сигнализация ворот автовъезда, но работать без нее опасно.

Такое мероприятие не заносите в годовой план мероприятий, напишите предписание руководителю структурного подразделения и проследите, чтобы нарушение устранили в короткие сроки.

В первую часть плана внесите изменения или нарушения, которые можно исправить в долгосрочной перспективе:
Изменение правил обеспечения охраны здоровья работников в 2020 году

Шаг 2. Запросите данные у ответственных работников

С помощью сервиса вы получили черновик плана, теперь укажите в нем ответственных по каждому мероприятию. Эту информацию возьмите из положения о СУОТ, в разделе распределение обязанностей и в локальных документах: должностные инструкции и трудовые договоры работников, которые участвуют в управлении охраной труда.

Руководитель не подпишет план мероприятий, если не увидит, сколько ему на это нужно будет потратить денег.

Чтобы получить подпись, составьте смету на мероприятия по охране труда. Для этого запросите данные у ответственных должностных лиц с помощью служебных записок.

Просчитывать расходы — не ваша задача, а тех руководителей, кто отвечает за управление охраной труда на предприятии.

Поэтому затраты на мероприятия, которые касаются механизации технологических процессов, закупки и установки нового оборудования, рассчитывают представители того подразделения, в котором их будут внедрять.

Пример. На предприятии нужно установить предохранительные, защитные и сигнализирующие устройства для паровых производственных коммуникаций в цехе № 3.

Специалист по охране труда не обязан лично изучать особенности таких устройств и их стоимость. За безопасную эксплуатацию коммуникаций отвечает главный инженер, поэтому напишите служебную записку на его имя.

В документе попросите предоставить смету на покупку такого оборудования и укажите срок, за который инженер должен дать ответ.

Специалист по охране труда рассчитывает бюджет на спецоценку, обучение по охране труда в учебных центрах, закупку дополнительных стендов, тренажеров для обучения работников внутри организации и т. п. Но при необходимости привлекает специалистов кадровой службы, бухгалтерии, технических служб и других подразделений.

Пример. Чтобы определить, необходимо ли проводить в 2020 году внеплановую спецоценку, нужно отправить запрос в несколько подразделений: кадровую службу, отдел эксплуатации, производственный отдел.

Читайте также:  Заявление на замещение сотрудника на время отпуска: образец, пример

У кадровиков узнайте, появились ли в штатном расписании новые должности, а также, планируют ли вводить новые рабочие места в будущем году. В отделе эксплуатации или конкретно у главного инженера узнаете о вводе в эксплуатацию нового оборудования.

Непосредственно в производственных отделах уточните, изменяли ли технологические процессы, переходили ли на другие составы материалов и сырья.

Шаг 3. Составьте смету на мероприятия по охране труда

Когда получите ответы на служебные записки от представителей структурных подразделений, подсчитайте общий бюджет. Для удобства скачайте расчетчик «Бюджет на охрану труда» в формате Excel и посмотрите видео, как его использовать.

Результаты расчетов в сервисе оформите в виде сметы на расходы по охране труда по образцу. При расчете планируемых затрат сначала указывайте самые приоритетные. По дорогостоящим мероприятиям проведите анализ предложений минимум трех поставщиков услуг или работ. Это даст работодателю возможность выбора.

Шаг 4. Подготовьте обоснования затрат для директора

Каждая организация должна тратить на охрану труда не меньше 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции, работ или услуг (ст. 226 ТК). Исключение — бюджетники. Когда будете готовить обоснования, узнайте в бухгалтерии конкретную цифру, на которую можете рассчитывать.

Напугайте штрафами. Обоснуйте затраты ссылками на нормативные документы. Работодатель может не знать, чем грозит невыполнение мероприятий по охране труда. Проинформировать его об этом — задача специалиста по охране труда. Напротив каждого мероприятия укажите размер штрафа для предприятия. 

Обрадуйте, что часть затрат можно компенсировать через ФСС. Вернуть можно до 20 процентов от сумм страховых взносов, которые перечислили за уходящий год. Но есть дополнительные 10 процентов, сможете их использовать, если направите на санаторно-курортное лечение работников, которым до пенсии осталось пять лет и менее.

Сумму, которую выделит ФСС, узнайте заранее у своего бухгалтера. Учтите, в ноябре вам скажут точную цифру только за три квартала и октябрь 2019 года. Попросите ориентировочные данные за ноябрь и декабрь, а потом узнаете окончательное значение. Выберите мероприятия, затраты на которые сможете компенсировать через ФСС, и сделайте об этом отметку в смете.

Покажите выгоду. Директор реагирует на цифры. Сопоставьте затраты на мероприятия по охране труда и на последствия аварий, травм и профзаболеваний. Для подсчета можете использовать форму 8, которую оформляете после каждого несчастного случая (утв. постановлением Минтруда от 24.10.2002 № 73). 

Если статистики по несчастным случаям нет, используйте результаты оценки профрисков. Покажите директору, насколько выбранные мероприятия снизят вероятность травм у работников.

Удобно, если в отчете по оценке профрисков предусмотрели раздел, в котором указали разницу индекса профриска (ИПР) до и после корректирующих мероприятий.

Если такого раздела нет, дополнительно сделайте расчет ИПР после проведения мероприятий, которые включили в смету. Результаты оформите таблицей и покажите их директору.

Шаг 5. Утвердите план и раздайте его копии ответственным

Когда работодатель согласует смету расходов, внесите изменения в черновик плана мероприятий. Распечатайте план и согласуйте его с руководителем финансово-экономической службы и представителем профсоюза (ст. 372 ТК). После того как утвердите план у директора, ознакомьте с ним под подпись ответственных за выполнение мероприятий.

Как распределить общую сумму затрат на весь год

Затраты распределите на весь год по месяцам. Не включайте в IV квартал самые дорогостоящие мероприятия. Лучшими для расходов будут I и II кварталы, особенно, если вы хотите возмещать затраты через ФСС. Так как некоторые из мероприятий можно включать в план финансового обеспечения только после их фактического выполнения.

Работодатель может подать заявление до 1 августа, но средства на финансирование предупредительных мер у ФСС могут закончиться раньше. Поэтому лучше подавать заявление в мае или июне.

При этом организации могут включать в план будущие затраты на мероприятия по охране труда. Например, спецоценку условий труда можно включить в план и представлять поэтапные отчеты о ее проведении в отделение ФСС.

Учтите, что на момент подачи заявления, договор на проведение спецоценки должен быть заключен.

  • Ниже примеры документов, которые Вы можете взять для себя в работу.
  • Пример плана мероприятий по охране труда
  •                                                                   УТВЕРЖДЕНО
  •                                                                                   Генеральный директор ООО «________»
  •                                                                                          ________________
  •                                                                                                                       (подпись)             (инициалы и фамилия)
  • «___» ____________ 20__ г.
  • ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
    по реализации процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда на 20__ г.
  • Часть 1. Результаты анализа условий и охраны труда в ООО «___________»
Подразделение Установленное изменение или нарушение Корректирующие действия

Часть 2. Мероприятия по охране труда

Мероприятие Ожидаемый результат Срок реализации Ответственное лицо Источник финансирования
  1. Разработал:
  2. Руководитель службы охраны труда                    _______________   ____________________
  3.                                                                                                                              (подпись)          (инициалы)
  4. ПРИМЕР СЛУЖЕБНОЙ ЗАПИСКИ
  • Общество с ограниченной ответственностью «Стрела»
  • (ООО «Стрела»)
  • Служба охраны труда
  • СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

11.11.2019 № 24-ОТ О запросе данных для проведения мероприятий
по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков в 2020 году

Главному инженеру Андронову О.Ф.

По результатам спецоценки и оценки профессиональных рисков в цехе № 3 необходимо установить:

1. Средства сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования.

2. Средства аварийной остановки производственного оборудования.

Для проведения мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков прошу предоставить смету на все вышеперечисленные мероприятия с указанием срока ввода этого оборудования в эксплуатацию в службу охраны труда в срок до 1 декабря 2019 года.

За отсутствие плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда предусмотрена административная ответственность: штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).

Специалист по охране труда                                                                    А.Б. Светлячков

  1. СОГЛАСОВАНО
  2. Председатель профсоюзного комитета
  3.       ________________
  4.         (подпись)             (инициалы и фамилия)
  5. «___» ____________ 20__ г.
  • УТВЕРЖДЕНО
  • Генеральный директор ООО «________»
  •        ________________
  •         (подпись)             (инициалы и фамилия)
  • «___» ____________ 20__ г.

СМЕТА
расходов на мероприятия по охране труда на 20___ год

Содержание мероприятий Еди-ница учета Коли-чество Стоимость мероприя-тия (руб.) Срок выполнения Ответственные
за выполнение
Всего:

Как обосновать затраты на мероприятия по охране труда

Мероприятия по охране труда Требования нормативных правовых актов Ответст­венность по КоАП, если не провести мероприятие
Специальная оценка условий труда

Источник: https://www.ds37.ru/news/2068587/

Правила и инструкции по охране труда в 2019-2020 году

Изменение правил обеспечения охраны здоровья работников в 2020 году

Сегодня рассмотрим тему: «правила и инструкции по охране труда в 2019-2020 году», постараемся выделить самое главное и, при необходимости алгоритм действий. При этом, вам доступны эксклюзивные комментарии нашего эксперта. Все вопросы вы можете задать в специальной форме после статьи. Обращаем внимание, что перед заданием вопросов стоит внимательно прочитать статью, потому что большинство ответов там уже есть.

Локальная документация по охране труда для каждого предприятия, организации — своя! Состав документации — обширный и разнообразный. При этом постараемся выделить несколько основных типов документов, которые в обязательном порядке должны быть на каждом предприятии.

  1. Локальные нормативные акты по охране и безопасности труда, в том числе, различные Положения, Регламенты, Организационно-распорядительные документы и т.д. (эту основную группу рассмотрим ниже), описывающие, в основном, организационные мероприятия (в системе охраны труда).
  2. Документы, содержащие требования охраны и безопасности труда, предъявляемые к работникам, а также описывающие безопасные методы и приемы выполнения работ. Сюда можно отнести, например, инструкции по охране труда, производственные инструкции, технические регламенты выполнения работ и т.д.
  3. Документы, содержащие актуальные государственные нормативные требования охраны труда, применительно к сфере деятельности предприятия и его специфике.
  4. Техническая документация по безопасной и правильной эксплуатации оборудования, технических средств и применяемого инструмента и приспособлений. Сюда также включают сведения о безопасности (или опасности) применяемого сырья и материалов, сертификаты соответствия и т.д.
  5. Материалы расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  6. Предписания контролирующих органов власти: ГИТ, Ростехнадзора, Роспотребнадзора и т.д.
  7. Документы по текущей деятельности в сфере охраны труда: протоколы проверки знаний, журналы инструктажей, контингенты и т.д.
  8. Материалы специальной оценки условий труда.
  9. Учебно-методические материалы, чисто информационные и другие документы.
  10. Прочие, не относящиеся к перечисленным выше, документы по охране труда.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрим состав первой указанной группы, — локальных документов. Перечень не исчерпывающий, но мы постарались сделать его максимально полным. Документацию по пожарной безопасности мы рассматривали в другой статье.

Перечень локальных документов по охране труда в организации

Перечни и списки:

  • Перечень действующих инструкций по охране труда (по профессиям, должностям и видам работ).
  • Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения инструктажа на рабочем месте.
  • Перечень профессий и должностей работников из числа неэлектротехнического персонала, которым необходимо присвоение I группы по электробезопасности.
  • Перечень профессий и должностей электротехнического персонала, которому необходимо иметь группу по электробезопасности не ниже II.
  • Перечень работ с повышенной опасностью.
  • Перечень профессий и должностей работников, которым полагается бесплатная специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты (с указанием вида средств, нормы их выдачи, сроков носки).
  • Перечень профессий и должностей работников, которым полагается бесплатная выдача смывающих (обезвреживающих) средств.
  • Список контингента и поименный список работников, которые обязаны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры (обследования).

Прочие документы:

Журналы:

  • Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.
  • Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
  • Журнал регистрации несчастных случаев.
  • Журнал учета инструкций по охране труда.
  • Журнал учета выдачи инструкций по охране труда.
  • Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности.
  • Журнал учета присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу.
  • Журнал регистрации работ по охране труда.

* Перечень необходимых документов по охране труда является примерным и должен уточняться в зависимости от специфики и видов хозяйственной деятельности организации, штатной численности работников и иных факторов.

Изменения в законодательстве по охране труда в 2019 году

Новый 2019 год начинается с новых обязанностей, появившихся у работодателя. Редакция сделала обзор изменений по охране труда в законодательстве, многие из которых вступают в силу уже с 1 января. В статье мы расскажем, к чему нужно подготовиться заранее.

Нет тематического видео для этой статьи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения федерального законодательства по охране труда в 2019 году

Дата вступления в силу

1 января 2019 года

Работники смогут получить оплачиваемый выходной для прохождения диспансеризации раз в три года. Для того, чтобы получить такой день, работник должен написать заявление на имя руководителя. Диспансеризация проводится по месту жительства работника, ее организатором является государство.

Сотрудники обязаны согласовать день диспансеризации с работодателем заранее. Во всех случаях за работниками сохраняется их трудовой стаж и средняя заработная плата.

Диспансеризация проводится за счет государства, является бесплатной для работника. Работодатель не несет затраты на ее проведение, но обязан сохранить стаж и зарплату сотрудника. С 1 января он напрямую должен обеспечивать доступность диспансеризации для своих подчиненных. При этом работник не обязан подтверждать, что был именно на диспансеризации.

Читайте так же:  Недостоверные сведения в егрюл

Лица предпенсионного возраста в течение пяти лет до наступления пенсионного возраста будут проходить диспансеризацию чаще – их должны отпускать на 2 рабочих дня ежегодно. Заработную плату на эти дни работодатель обязан сохранять.

1 января 2019 года

Начнут действовать международные нормы социального обеспечения и оказания медицинской помощи в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями, так как Российская Федерация ратифицировала применение Женевской Конвенции от 28.06.1952 № 102.

Есть ряд противоречий российского законодательства и Конвенции.

Так, женщина, находящаяся на иждивении своего мужа, согласно Конвенции, имеет право наряду с детьми на попечение, при этом нет оговорки, что дети должны быть несовершеннолетними.

Жена и дети должны получать утраченный доход из-за смерти или инвалидизации супруга. Однако если в результате производственной травмы погибнет женщина, ее супруг-вдовец не получит содержание за потерю кормилицы.

Согласно Женевской Конвенции, покрываемые риски подлежат возмещению не только при наступлении потери трудоспособности (страховой случай), но и при болезненном состоянии.

Но в 125-ФЗ об обязательном социальном страховании нет такого критерия, как болезненное состояние.

В РФ застрахованному гарантируется страховое обеспечение только при трех состояниях – временной или стойкой утрате нетрудособности и смерти, а страховой случай оформляется листком нетрудоспособности.

  • Дата вступления в силу
  • 9 апреля 2019 года
  • Вступают в силу Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, которые устанавливают требования к организации и осуществлению работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом напольного колесного промышленного транспорта (авто и электропогрузчики, электроштабелеры, ричтраки, авто и электрокары, вагонетки), а также промышленного транспорта непрерывного действия (конвейеры, рольганги и транспортеры, пневмо- и трубопроводный транспорт), используемого при осуществлении внутризаводских производственных процессов.

Источник: https://bvi-en.ru/pravila-i-instruktsii-po-ohrane-truda-v-2019-2020-godu/

Грядущие изменения в охране труда на 2020 год

Охрана труда в России – одна из самых динамично изменяющихся сфер. И это оправданно: только соответствие нормативов реальной ситуации в производстве и применяемым технологиям способно обеспечить действительно приемлемый уровень безопасности труда работников и минимизировать количество происшествий в процессе трудовой деятельности.

2020 год не станет исключением: уже сегодня в области обеспечения безопасности работ готовятся нововведения, которые заметно изменят состав и характер действующих требований. Работодателям стоит ознакомиться с этими инициативами заранее, чтобы их внедрение не стало неожиданностью, способной нарушить эффективный ход производственного процесса.

Нормативная база в области ОТ

Основой функционирования системы обеспечения ОТ в нашей стране является Трудовой кодекс.

Он определяет основные права и обязанности работника и работодателя в этой области, а также фиксирует ключевые принципы государственной политики в данной сфере.

Для определения направлений практической реализации этих принципов принимаются дополнительные нормативные документы, которые регулируют порядок решения отдельных вопросов охраны труда. Такими документами являются:

  • Закон № 426-ФЗ, посвященный вопросам проведения спецоценки условий труда сотрудников предприятий;
  • Закон № 125-ФЗ, устанавливающий порядок страхования персонала от несчастных случаев на производстве и возникновения заболеваний, обусловленных ведением профессиональной деятельности;
  • Закон № 116-ФЗ, определяющий государственные нормы и правила в области обеспечения промышленной безопасности на производственных предприятиях;
  • Постановление № 1/29, принятое совместно Минобром и Минтрудом. Оно устанавливает правила проведения обязательного обучения сотрудников в области безопасности трудовой деятельности;
  • Постановление Минтруда № 14, содержащее правила создания органа, ответственного за обеспечение охраны труда на предприятии;
  • Приказ Минздрава № 302н, который устанавливает порядок организации обязательных медосмотров для сотрудников, работа которых может представлять опасность для их здоровья и работоспособности;
  • другие нормативные документы.

Кроме того, для уточнения принципов государственной политики в сфере ОТ в течение конкретного временного периода принимаются специальные программы, которые отражают актуальные тенденции в этой сфере в текущий момент.

Так, например, 2020 год станет завершающим периодом действия Концепции, направленной на рост эффективности действующих положений трудового законодательства в области защиты прав работников и обеспечения охраны труда. Она была утверждена распоряжением Правительства № 1028-р.

Действие концепции рассчитано на период с 2015 по 2020 годы.

Основные принципы охраны труда

В соответствии с перечисленными документами на сегодняшний день можно выделить следующие основные принципы государственной политики в сфере обеспечения безопасности труда работников:

  • позиционирование сохранения здоровья и жизни сотрудников в качестве основного приоритета при работе в этом направлении;
  • обеспечение соблюдения как работниками, так и организациями действующих нормативов ОТ;
  • повышение эффективности государственного контроля и надзора в данной области;
  • развитие мотивации работодателей к улучшению актуальных условий труда работников;
  • применение принципов риск-ориентированного подхода к проведению контрольно-надзорных мероприятий;
  • оптимизация и рост эффективности взаимодействия государства и организаций.

Охрана труда в 2020 году: основные цели

Одним из ключевых направлений работы в сфере повышения безопасности труда в 2020 году государство планирует сделать профилактику производственного травматизма и развития профессиональных заболеваний. Предполагается, что это позволит добиться серьезных преимуществ для всех участников процесса, в том числе:

  • для государства – снижение расходов на реабилитацию пострадавших граждан и сохранность экономического потенциала страны;
  • для работодателей – снижение времени простоев оборудования и потерь, связанных с реализацией административных процедур по расследованию несчастных случаев и оформлению необходимых документов по профессиональным заболеваниям. Также дополнительным преимуществом для работодателей станет снижение страхового тарифа, выплачиваемого на обеспечение социального страхования работников от профзаболеваний и травм;
  • для работников – сохранение работоспособности, здоровья и жизни, отсутствие потерь, связанных с восстановлением после травмы или профзаболевания.

Для достижения этой цели Минтруд совместно с другими профильными ведомствами запланировали целый комплекс мер.

Ключевые мероприятия, запланированные на 2020 год

Состав комплекса мероприятий, которые должны способствовать достижению поставленных целей, сформулирован в подпрограмме «Безопасный труд», которая является частью комплексной программы содействия занятости граждан РФ. Она рассчитана на период с 2018 по 2020 годы. Данная подпрограмма включает в себя следующие ключевые меры:

  • полная ликвидация рабочих мест с опасными для жизни условиями труда. В соответствии с действующим законом № 426-ФЗ о спецоценке и другими нормативными документами к этой категории относятся места, имеющие 4 класс условий труда;
  • формирование системы управления безопасностью труда в каждой организации;
  • своевременная диагностика опасных состояний организма работника, характеризующихся симптомами тех или иных профессиональных заболеваний;
  • совершенствование алгоритмов выполнения процедуры спецоценки условий труда для определения реальных условий работы сотрудников;
  • другие мероприятия.

Внедрение электронного документооборота

Перевод документов в трудовой в сфере в электронный формат сегодня является одной из наиболее обсуждаемых инициатив.

В первое время он коснется только основных документов – например, таких как трудовые книжки и больничные листы.

Однако уже в ближайшем будущем в электронный вид могут быть переведены и другие документы, в том числе связанные с охраной труда. Ими могут стать журналы проведения инструктажей и другая документация.

Особые требования для опасных производств

Промышленные предприятия, которые относятся к категории опасных производств, вносят наибольший вклад в статистику возникновения профзаболеваний и травмирования работников. Поэтому для них планируется ввести особые требования по обеспечению безопасности.

Одной из инициатив является предложение об обязательной установке специальных систем обеспечения дистанционного контроля соблюдения правил безопасности.

При этом предполагается, что такое условие будет применяться только к предприятиям, отнесенным к I и II категориям опасности. При этом предприятия других категорий смогут внедрять такие механизмы на добровольной основе.

Данное предложение пока имеет вид законопроекта, который уже активно обсуждается заинтересованными сторонами. Эксперты не исключают, что он может быть принят еще до наступления 2020 года.

Источник: https://www.CentrAttek.ru/info/2020-ohrana-truda-izmenenija-meroprijatija/

Утвержден Комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни

  • Соответствующее распоряжение Правительства России подготовлено Минтрудом России совместно с Минздравом России, Рострудом, ФСС, ПФР, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Федерацией независимых профсоюзов России.
  • Как отметил заместитель Министра труда и социальной защиты России Григорий Лекарев, принятие Комплекса мер позволит систематизировать и структурировать основные мероприятия по обеспечению охраны труда и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности, реализация которых позволит снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость до уровня экономически развитых стран.
  • Комплекс мер состоит из нескольких разделов.

«Раздел, посвященный предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включает в себя первоочередные меры, направленные на модернизацию системы управления охраной труда, а также обязательного социального страхования, – рассказал Григорий Лекарев. – По нашему мнению, это обеспечит внедрение предупредительной модели управления охраной труда и повысит эффективность профилактических мероприятий в системе обязательного социального страхования, в том числе с помощью своевременного выявления ранних признаков воздействия вредных производственных факторов и принятия необходимых профилактических мер».

Другой раздел содержит меры, которые повысят заинтересованность работодателей к улучшению условий труда.

Предусматривается также совершенствование методологии и процедур предварительных (периодических) медицинских осмотров, распространение лучших практик по снижению производственного травматизма.

Планируется проведение конкурса «Лучшие системы управления охраной здоровья работников на производстве».

«Мы предусмотрели мероприятия по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, в том числе посредством внедрения лучших практик стимулирования к ведению здорового образа жизни и программ укрепления здоровья на рабочих местах. Все это в комплексе будет способствовать сохранению здоровья работников в процессе трудовой деятельности», – добавил замминистра.

Также документ включает в себя мониторинговые мероприятия, в том числе мониторинг проведения специальной оценки условий труда и мониторинг развития физической культуры и спорта в трудовых коллективах, которые позволят отслеживать эффективность реализации документа.

Предусмотренные Комплексом мер мероприятия будут реализовываться Минтрудом России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и социальными партнерами.

Источник: https://rosmintrud.ru/labour/safety/310

«Итоги здравоохранения 2019 года и перспективы его развития и финансирования в 2020 году»

Основной акцент будет сделан на анализе наиболее значимых нормативных правовых актов, принятых в 2019 году, а также новых документов, которые будут регламентировать деятельность медицинских организаций в 2020 году;

Слушатели узнают: каковые основные стратегические приоритеты государства в сфере здравоохранения; как и почему поменяется финансовое обеспечение здравоохранения за счет различных источников (которые в настоящее время тесно переплетены); каковы новые требования, вытекающие из целого ряда «осенних» поручений Президента 2019 года, других новых нормативных правовых актов и т.д.

Будут даны разъяснения по поводу возможностей и ограничений, связанных с применением новых нормативных правовых актов.

Будут даны практические рекомендации: по вопросам оказания платных медицинских услуг в условиях предстоящих ограничений, по противодействию штрафным санкциям в ОМС и т.д.

  • Основная задача: дать слушателям понимание изменений в системе здравоохранения, в правовой среде деятельности медицинских организаций; помочь медицинским организациям сориентироваться в новой системе правовых и финансовых отношений для решения стоящих перед ними задач.
  • Кроме презентаций слушатели получат:
  • — публикации лектора по рассматриваемым вопросам;
  • В ПРОГРАММЕ ВЕБИНАРА: 
  • ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ:
  • ·         Основные положения Национального проекта «Здравоохранение», разработанного в соответствии с Указом Президента № 204;
  • ·         Стратегические задачи, вытекающие из Указа Президента от 6 июня 2019 г. N 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года»:
  • — Угрозы и вызовы национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан
  • — Цели, основные задачи и приоритетные направления развития здравоохранения в РФ
  • — Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Стратегии

·         Перечень поручений Президента от 2.09.2019 г. № Пр-1755:

  1. — новые требования к лицензированию медицинских организаций;
  2. — централизация требований к зарплате – что это означает и каковы последствия
  3. — дополнительные меры по укреплению первичного звена: обзор

·         Перечень поручений Президент по итогам совещания

Источник: https://vsesem.ru/index.php?newsid=111

Минздрав внесет поправки в систему НМО до 2020 года

Анонсированы поправки в систему НМО. Министерство здравоохранения готовит законопроект, регламентирующий порядок прохождения медицинскими специалистами курсов дополнительного образования и допуска к работе. Предполагается внесение поправок в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» и ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Ранее об актуальных проблемах НМО говорил президент Национальной медицинской палаты, врач Леонид Рошаль. Он призвал создать систему, которая регулировала бы порядок получения и зачисления баллов в системе непрерывного образования, а также принять документ, закрепляющих необходимость регулярно проходить профессиональное обучение.

Отмечается, что ежегодно в стране проводится несколько тысяч образовательных мероприятий для врачей: не только длительные курсы повышения квалификации, но и различные конференции, семинары, практикумы.

В этой связи предполагается внесение в закон о НМО формулировки о том, что медицинские и фармацевтические работники «обязаны непрерывно совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки, постоянно повышать профессиональный уровень и расширять компетенции».

Таким образом, сам термин НМО («непрерывное медицинское образование») может быть заменен термином НПР – «непрерывное профессиональное развитие медицинского и фармацевтического работника».

Это понятие предлагают закрепить в законе, оно будет включать обучение по программам дополнительного профессионального образования и в рамках других учебных мероприятий.

Учиться врачи, медицинские и фармацевтические работники смогут за свой счет, за счет бюджета или за счет средств работодателя; обучение может проводиться на территории или за пределами России, в том случае, если зарубежное мероприятие включено в перечень, составляемый ежегодно органами исполнительной власти, отвечающими за нормативно-правовое регулирование в здравоохранении.

Кроме того, законопроект предполагает создание реестра организаций, которые проводят образовательные мероприятия и курсы повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников. Порядок проведения мероприятий и курсов также будет регламентирован в части содержания и объема теоретической и практической подготовки, включая симуляционные занятия.

Также поправки коснутся порядка формирования аттестационных комиссий. Назначение председателя будут согласовывать с Национальной медицинской палатой.

В случае принятия поправки вступят в силу в 2020 году.

Источник: http://xn--b1adccapc0al7alnbe.xn--p1ai/news/minzdrav-vneset-popravki-v-sistemu-nmo-do-2020-goda/

Медосмотры работников предприятий по-новому в 2019 году

Работодатели должны проводить обязательные медицинские осмотры сотрудников за свой счет. При этом с 2020 года правила поменялись. Учитывайте этот новый факт, планируя данную процедуру. А как ее пройти, мы разъяснили ниже.

Изменения в медосмотрах — 2020

Медицинские проверки рабочих проводятся согласно приказу Минздрава от 12.04.2011 № 302н. Далее этот НПА мы будем обозначать просто как Приказ № 302н.

Категории сотрудников, обязанных проходить процедуру, можно разделить на три большие категории.

  1. Работники, имеющие дело с вредными или опасными факторами производства.
  2. Занятые на работах, связанных с движением транспорта.
  3.  Все сотрудники предприятий общепита, пищевой промышленности и торговли, включая административный персонал, например, директора, юристов, бухгалтеров. Внимание: положение о медосмотре распространяется на все компании в торговле, а не только на те, которые занимаются продажей продуктов питания.

По типам медосмотры бывают предварительные, периодические и внеочередные. Особенности зависят от категории проверяемых. Более того, для отдельных категорий может быть иная периодичность. Например, в начале рабочего дня или смены, а также в течение или в конце рабочего дня либо смены. Время, затрачиваемое на такие осмотры, включается в рабочее.

Любые осмотры медиками проводятся за счет компании. Даже предварительные, при трудоустройстве на работу. Просить новичка самого оплатить услуги клиники, а потом возместить ему средства — не совсем правильно.

И может обернуться претензиями со стороны контролеров. В частности, НДФЛ и взносы с оплаты стоимости обязательных медпроцедур не возникают. Но в случае возмещения стоимости медуслуг проверяющие могут и доначислить «зарплатные» платежи.

Нужно быть готовым отстаивать позицию компании в суде.

Что касается непосредственно процесса, то организовать обязательный медосмотр предприятие может в лицензированной медорганизации по договору с ней. Либо в собственном лицензированном медпункте.

Порядок проведения в 2020 году

Компенсировать расходы работнику. Работники могут сами пройти осмотр, а работодатель возмещает суммы. Но если компенсировать расходы, это может привести к спорам с инспекторами по НДФЛ и взносам. Если вы не возмещаете расходы, то суд обяжет это сделать по заявлению работника.

Работник претендовал на место водителя в фирме. Получил направление на предварительное медосвидетельствование, за которое заплатил 9,5 тыс. рублей. Но когда явился с результатами осмотра устраиваться на работу, работодатель ему отказал. Оказалось, что должность уже занята.

Несостоявшийся работник обратился в суд, и потребовал возместить его затраты, а компенсировать моральный вред 20 тыс. рублей и оплатить судебные расходы.

Суд удовлетворил иск, снизив размер компенсации морального вреда до 500 рублей (апелляционное определение районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11.09.2018 по делу № 33-5966/2018).

Оплатить услуги поликлинике. Если вы сами заключаете договор с поликлиникой, то сначала утвердите списки работников, которых собираетесь отправить на медосмотры. Укажите их профессии или должности.

Затем направьте списки работников в медицинскую организацию не позднее, чем за два месяца до начала периодических осмотров (п. 23 приложения 3 к приказу № 302н). Ознакомьте работников с планом проведения периодических осмотров не позднее чем за 10 рабочих дней до их начала.

Вручите работникам под роспись направления на периодический осмотр. Составить направление можно в произвольной форме. Укажите наименование, вид деятельности фирмы по ОКВЭД, название, адрес и ОГРН поликлиники, в которую направляете кандидата, Ф. И. О.

и дату рождения кандидата, должность и вид работы, на которые он претендует, вредные производственные факторы (см. образец).

По результатам осмотров поликлиника оформляет заключение в двух экземплярах: один выдает работнику, второй остается в его медицинской карте. В течение 30 дней после медосмотра врачи составляют заключительный акт в четырех экземплярах, один из которых в течение пяти рабочих дней направляют работодателю. Схему проведения осмотра смотрите далее.

Порядок проведения по шагам

Порядок по офисным работникам в 2020 году

Частый вопрос, который волнует многих бухов и кадровиков, — обязательно ли проводить медосмотры для офисных сотрудников, работающих на компьютерах.

Так вот работа за компьютером, на которую приходится более половины рабочего времени, формально является вредным производственным фактором (п. 3.2.2.4 Приложения № 1 к Приказу № 302н).

Но это не означает, что всех офисных менеджеров надо направлять на медосмотры.

Источник: https://www.26-2.ru/art/354779-medosmotry-rabotnikov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector