Комитет по трудовым спорам (ктс): что такое, что рассматривает

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

1. Комиссия по трудовым спорам рассматривает разногласия между сторонами трудового договора или работником (его представителем) и другой стороной трудового правоотношения (работодателем).

Комиссия является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих в организации (подразделении), за исключением тех споров, по которым законодательными актами установлен иной порядок их разрешения.

Рассмотрение трудового спора в КТС — самостоятельный вид разбирательства трудового спора. В компетенцию КТС входит рассмотрение индивидуальных трудовых споров, которые возникают в организации.

2.

Комиссия разрешает споры: о признании недействительными условий трудового договора; переводе на другую работу; взыскании заработной платы; снятии дисциплинарного взыскания; взыскании надбавок, предусмотренных системой оплаты труда, премий; оплате сверхурочных работ; выплате компенсаций при направлении в командировку; возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения материального ущерба, причиненного работодателю; допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы с приостановкой выплаты заработной платы; другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде.

3. На практике возникает вопрос о подведомственности КТС или суду трудового спора о выплате районных коэффициентов за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Так, согласно ч. 2 ст.

146 ТК в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, а в ст.

148 ТК указано, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и в размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, ст. 148 ТК подтверждает право работника на получение выплат.

4. Рассматриваются в КТС, а следовательно, и в судах споры о предоставлении дополнительных отпусков и их продолжительности: в районах Крайнего Севера — 21 рабочий день; в приравненных к ним местностях — 14 рабочих дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 7 рабочих дней.

См. также ч. 1 ст. 116 ТК.

5. Юрисдикционные органы (КТС и суд) при рассмотрении в настоящее время требований о предоставлении дополнительных отпусков работникам исходят из того, что в ч. 1 ст.

116 ТК законодатель не установил исчерпывающего перечня видов ежегодных оплачиваемых дополнительных отпусков, указав, что могут быть и иные ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска, если они предусмотрены федеральными законами, которые не отменены в связи с вступлением в силу ТК. Статья 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г.

N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не противоречит ТК, поэтому юрисдикционные органы применяют ее при рассмотрении споров о дополнительных отпусках.

6. При применении ТК возник вопрос о том, может ли КТС или суд при рассмотрении спора о предоставлении отпуска за прошлые периоды работы своим решением предоставить работнику только часть отпуска (28 дней) в натуре, а остальную часть неиспользованных отпусков по заявлению работника заменить денежной компенсацией.

Статьей 126 ТК предусмотрена замена оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. При решении этого спора КТС может по письменному заявлению работника часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, заменить денежной компенсацией, но только после введения в действие ст. 424 ТК.

Обычно на практике этот вопрос регулируется коллективным договором, причем не допускается замена денежной компенсацией отпуска беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

В КТС или суды работники обращаются также с требованием о выплате заработной платы за период, когда они в целях самозащиты трудовых прав отказались от выполнения трудовой функции, что предусмотрено ст. 379 ТК. На время отказа от работы за ними сохраняются все права, определенные ТК, иными законами и другими нормативными правовыми актами (ст. 379 ТК).

На практике приостановление работы на весь период задержки выдачи заработной платы рассматривается как простой не по вине работника.

См. также ст. 236 ТК.

7. На заседании КТС рассматривает споры о незаконном отстранении от работы субъекта трудового правоотношения, а также по поводу требований работника применить установленные законодательством нормы труда и создать условия, обеспечивающие их выполнение.

Однако комиссия не может рассматривать споры по вопросам установления или изменения норм труда и расценок. Если же работодатель с нарушением установленного порядка единолично ввел новые расценки либо нормы, то работник вправе обратиться в КТС с требованием об оплате работы по прежним нормам и расценкам или о незаконном введении или изменении норм выработки.

Комиссия разрешает трудовые споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке о приеме на работу, о переводе на другую работу (ст. ст. 72 — 74 ТК).

Также КТС разрешает споры о доплате за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Комиссия должна проверять, предусмотрена ли законодательством, локальным актом или договором такая доплата в организации.

Споры о выплате премий КТС рассматривает лишь в случаях, предусмотренных положениями о премировании, действующими в организации, в которых заранее определены конкретные показатели и условия премирования, круг работников, подлежащих премированию. При этом КТС не вправе обсуждать вопрос о соразмерности полного или частичного лишения этих премий тяжести допущенного работником нарушения.

  • Разногласия по вопросам выплаты премий, имеющих характер единовременного поощрения и выплачиваемых работнику работодателем по согласованию с профорганом за хорошую работу на основе общей оценки результатов трудовой деятельности, не подведомственны КТС.
  • Комиссия рассматривает споры, связанные с наложением дисциплинарного взыскания по правилам внутреннего трудового распорядка, выносит решение с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он совершен, предшествующей работы и поведения работника.
  • Комиссия разрешает споры, связанные с правом на отпуск и с продолжительностью очередного и дополнительного отпуска, об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха.
  • КТС подведомственны и другие трудовые споры, возникающие в организации, например о выдаче и использовании спецодежды, средств индивидуальной защиты; об исчислении непрерывного трудового стажа для назначения пособий по государственному социальному страхованию и других выплат.

Работники обращаются в КТС с заявлениями о том, что работодатель не индексирует заработную плату в связи с ростом потребительских цен. При решении данного вопроса КТС на практике руководствуется коллективным договором.

В случае отсутствия в коллективном договоре положения об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги КТС своим решением отказывает в удовлетворении требований работника, но обязывает работодателя принять следующие меры.

Для положительного решения вопроса необходим нормативный акт, на который КТС в решении могла бы сослаться, поэтому КТС своим решением обязывает работодателя и соответствующий профсоюзный орган урегулировать данный вопрос в коллективном договоре.

8. На практике иногда возникает вопрос, можно ли КТС и суду применять ТК при рассмотрении трудовых споров, если индивидуальный трудовой спор и соответственно трудовое правоотношение возникли до введения в действие ТК. Ответ на этот вопрос дает ст. 424 ТК.

Не разрешаются в КТС те споры, которые отнесены законодательством к компетенции других органов, например суда.

Индивидуальный спор об установлении новых условий труда также не подведомствен ни КТС, ни суду, хотя возникает из трудового правоотношения.

Однако установленный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права в этом случае обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в суд с жалобой на действия (бездействие) конкретного руководителя организации.

Работник вправе обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, другие структуры, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

9. Комиссия должна самостоятельно выработать процедуру разбирательства спора в той части, в которой она не определена ТК.

Комиссия может вызывать на заседание свидетелей, приглашать экспертов, а также членов трудового коллектива.

Заседание КТС можно проводить, если присутствуют 1/2 ее членов с каждой стороны. Главное, чтобы в заседании участвовало равное число представителей сторон.

Если работник или его представитель не является на заседание КТС по решению ее членов, то рассмотрение дела откладывается, а комиссия устанавливает причину его отсутствия. При повторном отсутствии работника, если установлено, что он был своевременно извещен о дне рассмотрения спора и нет уважительных причин его неявки, КТС имеет право отменить рассмотрение заявления.

Отмена рассмотрения не лишает работника права обратиться в КТС повторно, если не пропущен 3-месячный срок.

Отсутствие работодателя на заседании КТС, если он своевременно извещен о дне рассмотрения спора, не влияет на разрешение трудового спора по существу.

При разрешении трудового спора КТС не связана заранее своими предыдущими решениями по подобным спорам. Разрешение трудового спора регулируется ТК и другими актами.

Все заявления работника в КТС должны быть зарегистрированы в журнале. Эту работу может делать член КТС, которому комиссия ее поручила, или под его руководством работник, выделенный работодателем для организационно-технического обслуживания КТС.

В начале заседания КТС выясняет у спорящих сторон, нет ли отвода кому-либо из ее членов. Если отвод заявлен, то остальные члены КТС решают, подлежит ли он удовлетворению.

Статья 387 ТК раскрывает основные положения о процессе рассмотрения трудового спора в КТС, а также сроки его рассмотрения в КТС — 10 календарных дней со дня подачи заявления. Это процессуальный срок, который комиссия обязана соблюдать.

Явка представителя работодателя и подавшего заявление работника или его представителя на заседание КТС обязательна. Заочное рассмотрение спора возможно лишь по письменному заявлению работника.

Если работник вторично не является без уважительных причин на заседание КТС, то комиссия может принять решение о снятии трудового спора с рассмотрения, что не лишает работника права подать второй раз заявление по данному спору, если не пропущен 3-месячный срок.

Если отсутствует представитель работодателя, то заседание КТС из-за этого не откладывается.

Заседание КТС проводится в нерабочее время, удобное для сторон спора, о чем они извещаются заранее.

Порядок рассмотрения трудового спора в КТС подробно отражается секретарем в протоколе заседания, а при его отсутствии — заместителем председателя, ведущим заседание. Протокол КТС подписывается и заверяется печатью комиссии.

По окончании рассмотрения спора секретарь комиссии должен огласить протокол членам комиссии и учесть их замечания. Протокол заседания КТС вручается работодателю и работнику по их требованию; копия протокола вывешивается на видном всем работникам месте.

Источник: https://RuLaws.ru/tk/CHAST-PYATAYA/Razdel-XIII/Glava-60/Statya-385/

Рассмотрение трудовых дел комиссией по трудовым спорам

  • Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВС РФ N 2:
  • «учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ)».
  • Комиссия по трудовым спорам — это специализированный орган социального партнерства по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
  • «Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.
  • Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем»
  • (статья 385 ТК РФ).
Читайте также:  Оплата сверхурочной работы по тк рф 2020, как оплачиваются сверхурочные часы

Комиссия по рассмотрению трудовых споров (КТС) — это достаточно эффективный орган по рассмотрению трудовых споров в системе специализированных в данной области юрисдикционных органов, так как КТС — это постоянно действующий или временно образуемый орган, находящийся при организации, что очень важно, ведь на практике вследствие этого сокращаются сроки рассмотрения спора, более мобильно собираются доказательства. Если одна из сторон не согласна с решением КТС или разногласие между сторонами не урегулировано, то следующим органом, в который переносится спор, становится суд.

В соответствии с новой редакцией статьи 384 ТК РФ:

«Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников».

Обратите внимание!

Теперь установлен четкий срок: работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Немаловажным представляется тот факт, что по решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы и в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации.

В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений (статья 384 ТК РФ (Приложение N 7)).

В случае если одна из сторон спора не согласна с решением КТС структурного подразделения организации, то спор переходит на рассмотрение в суд, а не в КТС организации.

«Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

  1. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии»
  2. (статья 384 ТК РФ).
  3. На практике сформировались следующие категории индивидуальных трудовых споров, рассматриваемые в комиссиях по трудовым спорам:
  4. Споры по условиям труда;
  5. Споры об изменении обязательных (существенных) условий трудового договора;
  6. Споры, связанные с бригадной формой организации труда;
  7. Споры по вопросам заработной платы;
  8. Споры по вопросам премирования;
  9. Споры, связанные с удержанием из заработной платы;
  10. Споры об оплате труда в условиях, отклоненных от норм;
  11. Споры, касающиеся гарантийных и компенсационных выплат;
  12. Споры, касающиеся трудовой дисциплины;
  13. Споры о снятии дисциплинарных взысканий;
  14. Споры об отстранении от работы;
  15. Споры о внесении записей в трудовую книжку;
  16. Споры о выдаче трудовой книжки и оплате времени ее задержки;
  17. Споры, касающиеся рабочего времени и времени отдыха;
  18. Споры, касающиеся охраны жизни и здоровья работников.
  19. Исходя из смысла статьи 391 ТК РФ (Приложение N 7), в КТС не могут быть рассмотрены следующие категории индивидуальных трудовых споров, которые рассматриваются только в суде:
  20. — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора;
  21. — об изменении даты и формулировки причины увольнения;
  22. — о переводе на другую работу;
  23. — об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
  24. — о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  25. — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами;
  26. — об отказе в приеме на работу;
  27. — лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;
  28. — лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Согласно статье 386 ТК РФ (Приложение N 7) работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а в случае пропуска установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу, если признает причины пропуска срока уважительными. Бремя доказывания уважительности таких причин возлагается на работника. Если работник не доказал, что причины пропуска трехмесячного срока уважительны, то КТС отказывает работнику в рассмотрении спора, что не препятствует работнику обратиться в суд за защитой своего права.

  • О форме заявления, подаваемого на рассмотрение в КТС, в законе ничего не сказано, предполагается, что она должна быть письменной, заявление составляется в свободной форме с обязательным формулированием всех требований, предъявляемых к другой стороне. По аналогии со статьей 131 ГПК РФ (Приложение N 6) в заявлении можно указать:
  • — адрес, куда подается заявление;
  • — фамилию, имя, отчество заявителя;
  • — место работы с обязательным указанием структурного подразделения;
  • — профессия, должность заявителя;
  • — в чем заключается нарушение права, кто, когда, при каких условиях нарушил право, лишил возможности исполнить соответствующую обязанность;
  • — доказательства, подтверждающие нарушение права (доказательства, которые работник просит собрать КТС);
  • — какое решение работник ждет от КТС.
  • В соответствии со статьей 387 ТК РФ (Приложение N 7) заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. На практике поступающие в КТС заявления регистрируются в журнале учета заявлений, который содержит такие примерные графы:

— дата принятия заявления, Ф. И.О. заявителя:

  1. — дата рассмотрения трудового спора;
  2. — суть вынесенного решения;
  3. — дата выдачи работнику копии решения КТС.
  4. На практике, получив заявление, КТС собирается на предварительное заседание, на котором решаются вопросы, касающиеся правомочности состава комиссии, не пропущен ли срок обращения за разрешением спора, кого стороны спора желают пригласить в качестве свидетелей, экспертов, назначается дата рассмотрения спора.

КТС рассматривает индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Этот срок императивный и продлению не подлежит.

Председатель комиссии объявляет, какие свидетели, эксперты явились, если они были допрошены ранее, то КТС может вызвать их повторно. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

В качестве представителя может выступать представитель профсоюзного органа, адвокат либо другое уполномоченное работником лицо. Допускается рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя, но лишь по письменному заявлению работника.

В случае если отсутствует такого рода заявление и работник или его представитель на заседание КТС не явились, то рассмотрение трудового спора, соответственно, откладывается.

При вторичной неявке КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах трехмесячного срока. КТС выслушивает заявителя, ему также могут быть заданы определенные вопросы.

«Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

  • Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.
  • На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии»
  • (статья 387 ТК РФ).
  • Статья 388 ТК РФ регламентирует порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам:

Источник: https://hr-portal.ru/article/rassmotrenie-trudovyh-del-komissiey-po-trudovym-sporam

Удостоверение КТС: может ли банк перевести деньги компании без её согласия — Право на vc.ru

Всем привет! По следам недавно нашумевшей истории о списании 5,3 млн со счёта клиента.

Мне, обладателю расчётного счёта ООО, стало интересно, что это за фрукт — комиссия по трудовым спорам (КТС), и может ли она выдать документы, по которым с ООО спишут деньги без моего согласия.

Дисклеймер

Я не даю оценку произошедшей ситуации, не берусь утверждать, кто прав или виноват, меня интересует исключительно правовая подоплёка этой истории.

Действительно ли закон позволяет прийти в банк с бумагой А4 и потребовать перевод средств со счёта компании? Обязан ли банк исполнить такое требование?

Если лень читать

Да, позволяет. Удостоверение КТС — равно исполнительный документ. Банк должен проверить, не подделан ли он, но способы проверки ограничены. Если банк всё сделал правильно, пиши пропало. Если банк накосячил, есть шансы побороться.

Что такое КТС

Это мини-суд внутри фирмы. Люди собираются и решают спор между работником и работодателем. Например, кому-то недоплатили зарплату или не дали отпуск, и он вместо настоящего суда идёт в КТС.

Цель — не грузить суды вопросами, которые можно решить внутри. Часть споров всё же может решать только суд: о незаконном увольнении, переводе на другую работу, дискриминации и некоторые другие (статья 391 ТК).

Как создаётся КТС

Работники пишут работодателю предложение: «А давайте создадим КТС! Будет быстро, удобно и эффективно!» Как водится, это предложение, от которого невозможно отказаться, иначе штраф (статьи 384 ТК и 5.27 КоАП).

Члены КТС — работники компании. Половину из них назначает менеджмент, другую половину выбирают сотрудники на «вече».

Как выносится решение

Работник обращается в КТС. В течение десяти дней проводится заседание. На заседании слушают доводы, изучают документы, задают вопросы, ведут протокол.

По итогам члены комиссии голосуют. Для принятия решения нужно 50% + один голос.

Что дальше

Решение вручается работнику и работодателю. На обжалование через суд есть десять дней. Если никто не обжаловал, решение вступает в силу и даётся три дня на его добровольное исполнение.

Если решение не исполнено, сотрудник получает удостоверение КТС.

Выглядит это чудо примерно так​

Как связаны КТС и банк

С удостоверением КТС можно прийти в банк работодателя и написать заявление на перевод средств в свою пользу (статья 8 229-ФЗ).

Банк обязан незамедлительно перевести деньги (часть 5 статьи 70 229-ФЗ), иначе штраф в размере 50% от суммы, но не более 1 млн рублей (часть 2 статьи 17.14 КоАП).

Удивительно, но никакого подтверждения, что заявитель — сотрудник компании, по закону не требуется.

Тем не менее, перед совершением перевода, ЦБ рекомендует банкам тщательно всё проверить (письмо Банка России № 167-Т):

  • «Под лупой» изучить документ (все ли реквизиты, подписи на месте, есть ли видимые признаки подделки).
  • Пробить документы по открытым базам судебных дел, паспортов, исполнительных производств (решение КТС пробивать, конечно же, негде).
  • Обратиться в орган, выдавший документ, или к самому клиенту (в нашем случае это одно и тоже).

Если признаков фальсификации нет и по базам всё сходится, банк правомерно переводит деньги. Он не может их не перевести.

Если же что-то не сходится, можно воспользоваться задержкой на семь дней для более подробного выяснения обстоятельств (часть 6 статьи 70 229-ФЗ).

Звучит не очень — так и есть

В теории КТС — не такая плохая штука. Не выносишь сор из избы, вопросы внутри компании порешали. Всё чинно, благородно.

А на деле обнаруживаются грубые нравы. Опытные мошенники подделают документы КТС так, что комар носа не подточит. А возможность проверки подлинности документов крайне ограничена:

  • Банки не знают, трудится ли у клиента сотрудник, в отношении которого вынесено решение КТС.
  • Даже если трудится, есть ли у компании в принципе КТС.
  • Даже если есть, выносила ли КТС решение, которое просят исполнить.
  • Даже если выносила, исполнил ли его работодатель добровольно.
Читайте также:  Согласие на сверхурочные работы: образец

Остаётся рассчитывать на то, что банк проявит особую бдительность и выявит очевидно поддельные документы, свяжется с директором для подтверждения платежа.

Что делать, если банк всё сделал правильно, но деньги всё равно ушли мошенникам

Как можно скорее обращаться в полицию, ваш банк, банк получателя, ЦБ и надеяться на лучшее.

К сожалению, какого-то 100-процентного варианта возврата денег нет. Многое будет зависит от работы правоохранительных органов. Сложность в том, что даже если полиция найдёт мошенников, денег у них, скорее всего, уже не будет. Мошенников, конечно, посадят, но от этого на расчётном счёте денег не прибавится. Это грустно и печально.

Что делать если банк всё-таки накосячил

Направлять претензию с требованием о взыскании убытков, причинённых неправомерными действиями банка по списанию денежных средств со счёта. Ссылаться на статьи 15, 854, 856 ГК, указанное выше письмо ЦБ и обстоятельства, которые подтверждают, что банк не проявил достаточной осмотрительности в ходе проверки исполнительного документа.

Совсем недавно предприниматель отсудил у банка 1 млн рублей, который мошенники списали по удостоверению КТС. Не спасло даже условие договора о том, что банк «не несёт ответственность за списание денежных средств по подложным документам». Но там банк собрал целый букет недочётов:

  • Удостоверение КТС выдано в день вынесения решения. Мы помним, что удостоверение выдаётся самое раннее через 13 дней после решения (10 дней на обжалование и 3 дня на исполнение).
  • Банк запросил у клиента информацию об обоснованности решения КТС по почте (по почте, Карл, не через ДБО). Суд сказал, что банк действовал неразумно и «лишил себя оперативной возможности отреагировать на угрозу необоснованного списания денежных средств».
  • У банка были актуальные сведения о работниках компании: штатное расписание и информация об уплате налогов, взносов с зарплаты.

На мой взгляд, самый главный аргумент здесь — это реальный косяк. Остальное, что называется, «до кучи». Второй и третий аргументы в отсутствие первого вряд ли бы повлекли привлечение банка к ответственности.

Как видим, иногда побороться можно и нужно, но всё индивидуально, зависит от того, насколько матёрые мошенники и как грамотно действовал банк.

В качестве послесловия

Меня больше всего удручает, что на государственном уровне закреплена исполнительная сила документа, составляемого группой людей внутри компании.

  • Такой документ невозможно отследить или проверить → проблемы при списании денег со счёта.
  • Слишком большая власть для сотрудников → возможен вариант, когда члены КТС поссорились с руководством, распечатывают А4 и пишут «взыскать с ООО 10 млн рублей в пользу Сидорова, Иванова, Петрова».
  • Способ вывода денег из компании → уход от налогов, обнал, списание в обход ареста.

На мой взгляд, цель КТС не оправдывает средства. А наоборот, создаёт головную боль предпринимателям, банкам и самому государству, которое в итоге вынуждено искать мошенников и деньги.

С решениями КТС можно было бы поступить более осторожно. Например, как с решениями иностранных судов. Чтобы получить по ним исполнительный лист, нужно обратиться в суд. Он уведомляет заинтересованных лиц, проверяет, всё ли хорошо с решением. Если есть косяки, отказывает в получении исполнительного листа.

Возможно, это не идеальный вариант, так как увеличивается нагрузка на суды, но пыл мошенников точно бы охладило.

Если вы видите способы (особенно превентивные) противодействия КТС-мошенникам, которых нет в статье, пишите в х.

Если понравилась публикация, заходите в Telegram-канал. Мы коротко, ёмко и непринуждённо делимся своим опытом, интересными кейсами, отвечаем на вопросы и просто отдыхаем от работы.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/legal/87377-udostoverenie-kts-mozhet-li-bank-perevesti-dengi-kompanii-bez-ee-soglasiya

Требования к документированию процесса рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам — Управление персоналом

  • Подача заявления в комиссию по трудовым спорам (КТС)
  • Документирование процесса рассмотрения заявления работника
  • Оформление решения КТС

Право работника на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения признается Конституцией Российской Федерации.

Комиссия по трудовым спорам согласно ст. 382 ТК РФ является одним из юрисдикционных органов, наделенных государством правомочиями рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров.

Однако в настоящий момент законодатель уже не рассматривает КТС в качестве обязательного досудебного органа.

Предварительное рассмотрение трудового спора в КТС теперь не является обязательным условием, без соблюдения которого работник не вправе обратиться за защитой в суд.

Процесс рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС регулируется нормами гл. 60 ТК РФ, а также нормами локальных нормативных актов (в частности, Положения о комиссии по трудовым спорам).

Документирование же этого процесса является одной из ключевых составляющих деятельности КТС. Соблюдение установленных нормативными правовыми актами требований к его документированию оказывает значительное влияние на законность и обоснованность разрешения каждого конкретного трудового спора.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу (ст. 386 ТК РФ).

В то же время законодатель не установил перечня уважительных причин, поэтому уважительность той или иной причины определяется КТС самостоятельно. Обращение работника в КТС оформляется письменным заявлением.

Законодатель не предъявляет каких-либо специальных требований к этому документу, за исключением того, что заявление работника должно быть зарегистрировано комиссией (ч. 1 ст. 387 ТК РФ).

Дабы облегчить задачу работника по составлению заявления и избежать ошибок, обусловленных слабой правовой грамотностью многих работников, КТС целесообразно разработать примерные формы таких заявлений по различным предметам споров и обеспечить к ним доступ работников. В заявлении отражаются:

  • адресат заявления (КТС организации или структурного подразделения);
  • работник-заявитель с указанием фамилии, имени, отчества, должности, профессии или специальности, телефона, места жительства;
  • описание допущенных работодателем нарушений, ставших причиной трудового спора (желательно со ссылками на соответствующие приказы работодателя, конкретные статьи ТК РФ, пункты коллективного или трудового договора и т. п.);
  • формулировка требований работника-заявителя (например, признать приказ о применении дисциплинарного взыскания незаконным (необоснованным) и отменить, компенсировать причиненный моральный вред в размере … руб. и т. п.).

В ряде случаев обращающиеся в КТС работники прилагают к заявлению имеющиеся у них документы, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства (например, копии приказов и другие документы). Тогда эти документы оформляются в виде приложений к заявлению.

Обязательными реквизитами заявления являются дата и подпись работника-заявителя.Примерная форма заявления в КТС об отмене дисциплинарного взыскания может выглядеть следующим образом:

Действующее законодательство четко не отражает способ подачи заявления. Конечно, в большинстве случаев работник лично подает заявление непосредственно в КТС. Но если по уважительным причинам (болезнь, нахождение в отпуске или в командировке и т. п.

) такая возможность у работника отсутствует, то допустимы ли какие-либо другие способы подачи заявления, например путем пересылки заявления через почтовую связь? Нормы ТК РФ хоть прямо и не предусматривают возможность пересылки заявления по почте, но и не содержат запрета на этот шаг. Такого мнения придерживается и А. М.

Куренной, который рекомендует работникам направлять заявления в КТС почтовой связью с уведомлением о вручении адресату.

КТС не имеет права отказывать работнику в приеме заявления по мотиву отсутствия подтверждения (в частности, письменного) попытки урегулирования разногласий при непосредственных переговорах с работодателем.

В этом случае после приема заявления комиссия вправе самостоятельно попытаться урегулировать разногласия путем приглашения работника и работодателя для переговоров. Если существующие между ними разногласия не будут урегулированы, то составляется протокол разногласий, который приобщается к заявлению работника.

Если же разногласия будут благополучно урегулированы, то работник имеет право отказаться от дальнейшего рассмотрения своего заявления в КТС и отозвать его.

В соответствии с ч. 1 ст. 387 ТК РФ поступившее в КТС заявление работника подлежит обязательной регистрации.

С моментом подачи заявления действующее трудовое законодательство связывает начало срока рассмотрения трудового спора (он составляет 10 календарных дней со дня подачи заявления). Поэтому к процедуре принятия и регистрации заявлений необходимо подходить самым серьезным образом.

Процедура регистрации заявления законом не установлена, поэтому она определяется каждой конкретной комиссией самостоятельно и отражается в Положении о КТС. Целесообразно вести регистрацию поступающих заявлений в специальном журнале (см. приложение). Форма такого журнала должна утверждаться комиссией и может являться приложением к Положению о КТС.

В комиссии должен быть сотрудник, ответственный за прием, учет и фиксирование движения заявлений. Согласно закону организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет работодатель.

Поэтому ответственным за делопроизводство в КТС – нередко приказом работодателя – назначается один из работников организации (не являющийся членом КТС). Однако, как показывает практика, регистрацию поступающих заявлений может осуществлять секретарь или один из членов самой комиссии.

Заявления должны приниматься в заранее объявленном и известном для работников месте. Целесообразно установить время приема заявлений и оповестить о нем работников организации.

Работник имеет право в любое время отозвать свое заявление из КТС вне зависимости от стадии рассмотрения дела. Комиссия прекращает производство по делу только в том случае, если работник заявил об отзыве заявления в письменной форме.

После регистрации заявления КТС начинает подготовку к его рассмотрению. Процедура подготовки кратко прописана в действующем трудовом законодательстве, однако без нее вряд ли возможно всестороннее и объективное рассмотрение трудового спора. Из содержания норм ст.

387 ТК РФ следует, что на этапе подготовки КТС назначает дату и время рассмотрения трудового спора, извещает работника или уполномоченного им представителя, в случае необходимости вызывает на заседание свидетелей и приглашает специалистов, а также требует от работодателя в установленный срок представить необходимые для разрешения спора документы. Законодатель не упоминает о необходимости вызова на слушание работодателя и не связывает с его явкой возможность рассмотрения трудового спора по существу (как это связывается с явкой работника или его представителя). Но в целях всестороннего и объективного рассмотрения трудового спора вызов работодателя видится необходимым.

Законодатель не определяет способа извещения работника, вызова свидетеля, приглашения специалиста и истребования необходимых документов. Однако эти действия необходимо производить только в письменной форме посредством соответствующих извещений (уведомлений) и запросов.

Документ об уведомлении работника и работодателя о рассмотрении заявления может выглядеть следующим образом.

Следует заметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 387 ТК РФ трудовой спор рассматривается в присутствии работника или его представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается только по письменному заявлению самого работника.

В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС откладывает рассмотрение спора. При повторной неявке работника или его представителя без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения.

Однако это не лишает работника права в пределах установленного трехмесячного срока второй раз обратиться с заявлением в КТС.

  • Документ о вызове на заседание КТС свидетеля и приглашении специалиста может быть оформлен следующим образом.
  • Действующее законодательство не устанавливает порядка проведения заседания КТС по рассмотрению заявления работника. Статьями 387 и 388 ТК РФ определено лишь следующее:
  • – заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя;
  • – на заседании ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии;
Читайте также:  Как отдыхаем в мае 2020, на майские праздники – официальные выходные

Источник: https://www.top-personal.ru/officeworkissue.html?6

Комиссия по трудовым спорам — это… Что такое Комиссия по трудовым спорам?

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.
Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Комиссия по трудовым спорам — в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации — первичный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях).

Образование комиссий

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.

Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. Представители работодателя в комиссию назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем.

Представители работников в комиссию избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников. По решению общего собрания работников комиссии могут быть образованы в структурных подразделениях организации.

Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Компетенция комиссии

Комиссия является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Срок обращения в комиссию

Работник может обратиться в комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии

Заявление работника, поступившее в комиссию, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. Комиссия обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается.

В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом РФ.

Комиссия имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Порядок принятия решения комиссией и его содержание

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/647594

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (часть 2)

Часть 1 — часть 2 — часть 3

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления (ст. 387 ТК РФ). Обязанность комиссии разрешить спор по существу в десятидневный срок обеспечивает быстрейшее восстановление нарушенного права работника.

Дата проведения заседания определяется КТС, о чем своевременно надлежащим образом информирует работника и работодателя30. Трудовой кодекс РФ специально не закрепляет права заявлять отводы членам комиссии. Однако на практике это имеет место31.

Поскольку это не запрещено, вопрос об отводе вправе поставить работник, его представитель, представитель работодателя. Он может быть решен по аналогии с отводом члена суда. Во-первых, такой вопрос может быть поставлен до начала рассмотрения трудового спора в КТС. Во-вторых, он может быть решен членами КТС.

В-третьих, при этом необходимо учесть требование части пятой статьи 387 ТК РФ о том, что заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

В-четвертых, решение об удовлетворении отвода или об отказе в нем должно быть оформлено протоколом заседания КТС32.

Работник, подавший заявление, вправе взять его обратно. Он может отказаться от своих требований и на заседании КТС33.

Большинство авторов полагают, что заседание комиссии по трудовым спорам должно проводиться в свободное для работника от работы время, поскольку трудовое законодательство не предусматривает освобождение работника, подавшего заявление, от выполнения трудовых обязанностей в период проведения заседания комиссии в связи с рассмотрением его трудового спора34. При этом статьей 171 Трудового кодекса РФ членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе КТС с сохранением среднего заработка; таким образом, сменный режим работы в организации не будет являться препятствием для рассмотрения спора, даже если график работы работника, обратившегося в комиссию, и членов комиссии не совпадают.

Заседание комиссии по трудовым спорам проводится публично35. По общему правилу, закрепленному в Трудовом кодексе РФ, спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

Правило об обязательности разрешения спора в присутствии работника дает ему возможность представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований, активно участвовать в обсуждении и исследовании доводов работодателя36.

«Заочное рассмотрение трудового спора»37 – рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя – допускается лишь по письменному заявлению работника (ст. 387 ТК РФ). В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии по трудовым спорам (без письменного заявления о рассмотрении спора в их отсутствие) рассмотрение трудового спора откладывается (ст.

387 ТК РФ). Заседание комиссии в этом случае переносится на другой день в пределах десятидневного срока; о переносе даты рассмотрения трудового спора своевременно информируются работник и работодатель38. Если не явился представитель работодателя, заседание КТС из-за этого не откладывается и трудовой спор может быть рассмотрен39.

В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах установленного Трудовым кодексом РФ трехмесячного срока (ст. 387 ТК РФ).

Таким образом, при вторичной неявке работника комиссия должна выяснить причины, по которым он отсутствовал: наличие уважительной причины влечет перенесение рассмотрения спора; отсутствие уважительной причины предоставляет возможность КТС не рассматривать поданное заявление и вынести решение о снятии трудового спора с рассмотрения40.

Трудовой кодекс РФ не предусматривает возможности продления срока рассмотрения спора за пределы предусмотренных десяти дней в связи с длительным отсутствием работника в силу объективных причин (например, направление в командировку, временная нетрудоспособность и т.д.), препятствующих работнику присутствовать на заседании комиссии.

На этом основании следует полагать, что заявление работника по истечении десятидневного срока снимается с рассмотрения, если работник не выразил воли о рассмотрении его заявления в его отсутствие41.

Это не лишает работника права после возвращения из командировки, окончания временной нетрудоспособности и устранения других обстоятельств, препятствовавших присутствовать на заседании КТС, вновь обратиться с заявлением в комиссию в пределах трехмесячного срока со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а также за его пределами, поскольку пропущенный по уважительным причинам срок обращения в КТС может быть восстановлен комиссией.

В соответствии со статьей 387 Трудового кодекса РФ комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. Положения Трудового кодекса РФ, регулирующие процедуру рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, не разрешают вопросов, связанных с необходимостью освобождать работников от работы в связи с вызовом в КТС. Некоторые авторы считают, что эти вопросы должны решаться по аналогии с вызовом свидетелей и специалистов в суд42, другие руководствуются статьей 170 Трудового кодекса РФ43, в соответствии с которой работодатель обязан освобождать работника от работы на время исполнения им государственных и общественных обязанностей, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Однако при этом вопрос о распределении расходов, которые могут иметь место в связи с вызовом свидетелей и специалистов на заседание комиссии, включая выплату среднего заработка работающим гражданам, вызванным в качестве свидетелей, остается нерешенным.

В отличие от норм Гражданского процессуального кодекса РФ, положение свидетелей и специалистов в ходе рассмотрения спора комиссией Трудовым кодексом РФ достаточно четко не определено.

Порядок и оценка показаний (пояснений, объяснений) свидетелей и специалистов также законом не регламентированы. Все это вызывает некоторые сомнения относительно целесообразности участия указанных лиц в рассмотрении индивидуального трудового спора КТС44.

Также хотим обратить внимание, что Трудовой кодекс РФ не предусматривает участия экспертов в заседаниях КТС.

По требованию комиссии работодатель (его представители) обязаны в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы (ст. 387 ТК РФ). Такими документами могут быть сведения о заработной плате работника, графики его работы и другие. Для работодателя их представление является юридической обязанностью45.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя (ст. 387 ТК РФ).

Поскольку законодатель при этом не предусматривает, что число присутствующих на заседании членов комиссии, представляющих работников, и присутствующих членов, представляющих работодателя, должно быть равным, принцип паритетности, установленный законодательством при формировании комиссии, нарушается при вынесении ей решений46.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии (ст. 387 ТК РФ).

В протоколе указываются дата проведения заседания, сведения о явке работника, работодателя, свидетелей, специалистов, отражаются показания свидетелей, консультации и пояснения специалистов, дополнительные заявления, сделанные работником, представление письменных доказательств. Закон не предусматривает специальной формы протокола, поэтому она может быть произвольной47.

Поскольку протокол должен быть подписан председателем комиссии или его заместителем, – следовательно, явка хотя бы одного из них является обязательной для проведения заседания комиссии, независимо от уровня явки остальных членов комиссии.

Профессор И.А. Костян полагает, что разбирательство в комиссии по трудовым спорам, по аналогии с гражданским процессом, должно состоять из нескольких этапов: подготовительного этапа; рассмотрения существа спора; анализа и оценки обстоятельств, имеющих значение по делу; подготовки и вынесения решения.

На подготовительном этапе необходимо установить правомочность КТС (то есть правомочность ее состава, наличие кворума); выяснить явку сторон, свидетелей и специалистов, других лиц; обсудить вопрос о возможности рассмотрения трудового спора на заседании КТС в присутствии явившихся; определить подведомственность спора; исследовать причины пропуска срока обращения в КТС и другие вопросы.

На следующем этапе целесообразно: уточнить позиции спорящих сторон; выяснить мнения (ознакомиться с разъяснениями) специалистов; заслушать показания свидетелей; изучить письменные материалы дела. После этого следует перейти к анализу и оценке обстоятельств, имеющих существенное значение по делу.

Здесь членам комиссии необходимо обсудить вопросы, связанные с доказанностью и обоснованностью требований. После этого можно приступить к формулированию мотивированной и резолютивной частей решения КТС48.

Источник: https://luckyea77.livejournal.com/1928021.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector