Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

06.10.2019

Окружающие люди часто замечают конфликты интересов на государственной службе у коллег. Однако проблемы формируются, когда такие ситуации имеют скрытый характер. Своевременное выявление предотвращает снижение репутации не только в отношении одного человека, но и системы в целом.

Расшифровка понятия

Конфликт интересов на государственной службе — понятие, включающее получение личной выгоды за счет влияния на процессы по принятию решений. Ставя во главу угла собственный или интерес лиц с родственными связями, служащий организации наносит ущерб обществу и/или компании.

Данная проблема актуальна в отношении не только частного предпринимательства, но и в кругу муниципальных предприятий.

Законы Российской Федерации и нормативно-правовые акты концернов устанавливают требование в разрешении таких случаев.

При этом проблема остро стоит в предотвращении конфликта интересов на государственной службе у чиновников. Мероприятия по борьбе и процедура урегулирования закреплены в ФЗ № 273.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Сфера распространения

Случаи с конфликтами интересов распространены в большинстве сферах жизни человека. Подобные ситуации случаются в личной жизни, образовании, быту, а также на работе.

Наглядные примеры представлены между однокурсниками ВУЗа или одноклассниками школы, среди служащих различных организаций. Не обходит стороной явление различные сообщества.

Примечательно, что возникновение таких ситуаций необязательно указывает на негатив.

Признаки и виды

Термин «конфликт» происходит от латинского и имеет корень — «столкновение». Иными словами — возникновение ситуации, при которой двое или несколько лиц из одной группы проявляют претензии на объект. Это влечет к пересечению не только интересов, но и ответственности.

Столкновение потребностей на владение одним объектов подразделяют на два вида:

  1. Личный. Работник в ходе исполнения обязанностей попадает в ситуацию, где личное желание сталкивается с общественной или организационной задачей. К примеру, у служащего стоит план по сдаче проекта. Однако, невзирая на риск пропустить сроки сдачи, человек стремится пораньше уйти домой.
  2. Организационный. В данном контексте компания ставит во главу угла получение выгоды, не смотря ни на что. При этом происходит разрыв договоров с государственными, муниципальными предприятиями. Однако в такой ситуации организация уже не способна оказывать беспристрастно услуги. Ответственным лицом признается руководитель компании, либо другие сотрудники, принимающие решения.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примерыСтруктура конфликта интересов

Стандартные случаи столкновения профита и методы урегулирования

Минздравсоцразвития Российской Федерации провело несколько исследований, а также анализ по выявлению конфликтов интересов на государственной службе. Проанализировав полученные сведения о деятельности комиссии за 11 год, были опубликованы результаты о распространенных случаях.

Читать так же:  ​​Отмена СНИЛС в 2019 году

Так, наиболее часто возникают столкновения потребностей на фоне:

  • мероприятий и решений, принимаемых в отношении близких лиц с родственными узами, партнеров и товарищей;
  • деятель, трудящийся в муниципалитете, выполнял другие работы и платные услуги, в т. ч. получение привилегий, даров;
  • нахождение в собственности ценных бумаг, банковских вкладов и т. п.;
  • трудоустройство после расторжения трудового контракта с муниципальным учреждением;
  • выполнение отдельных обязанностей, в т. ч. контроль в области закупок продукции;
  • нарушение введенных законодателем ограничений;
  • другое.

Подчиненность или подконтрольность лиц, с родственными узами

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

В качестве меры предупреждения столкновения потребностей гражданин обязан направить уведомление в письменном формате. В заявлении нужно обрисовать проблему и изъявить просьбу об отстранении в данном случае от выполнения обязанностей по службе. Вышестоящий руководитель обязан удовлетворить просьбу работника.

Обращение должностного лица или его родни в госорган, в котором человек трудится

Например, родственник сотрудника предприятия направил жалобу на действия или бездействие чиновника, который является братом. Однако претензия не была рассмотрена по существу. Если в ходе проверки устанавливается, что работник знал о заявителе и их связях, но не выполнил обязанностей, лицо привлекут к ответственности.

Столкновение на фоне выполнения надзорных функций

В качестве предупреждения конфликтов интересов на государственной службе по закону работнику рекомендуется:

  • в ходе выполнения обязанностей по надзору воздерживаться от советов по устранению нарушений;
  • направлять уведомление о снятии обязанностей в письменной форме;
  • действовать в соответствии с положениями Федерального закона № 273.

Выполнение другого оплачиваемого труда

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Такая ситуация не критична, но требует составления уведомления на имя руководителя организации. При этом вышестоящий коллега не может заставить аннулировать контракт. Руководитель подразделения уполномочен рекомендовать отказать от исполнения таких обязанностей.

В собственности находятся ценные бумага, вклады, паи

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Мера урегулирования заключается в делегировании управления активами другому лицу. Дополнительно предприятие может инициировать рассмотрение вопроса на тему отчуждения. Кроме того, примеры столкновения интересов происходят, если гражданин имеет банковский вклад. При этом осуществляются управленческие функции в отношении учреждении.

Область закупки товаров, выполнение услуг

Порядок урегулирования конфликтов интересов на государственной службе закреплен в ст. 11 ФЗ № 273. Так, вышестоящие коллеги обязаны совершить следующие действия:

  1. Комиссия по закупкам продукции устраняет участника аукциона или торгов в принятии решения о поставщике.
  2. Если государственный контракт заключен после обнаружения столкновения потребностей, то договор аннулируется.

Читать так же:  Закон о выборах

Порядок получения подарков и действия сотрудника

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Исполнение отдельных функций госуправления в отношении родственников и/или других лиц, в отношении которых есть личный профит у госслужащего

Личная заинтересованность государственного служащего заключается в возможности приобретения выгоды в ходе выполнения обязанностей по работе. В Федеральном законе такие действия расцениваются, как необоснованное обогащение.

Примечательно, что работник предприятия осуществляет такие манипуляции не только в качестве выгоды для себя, а также:

  • отца и/или матери;
  • мужа или жены;
  • ребенка;
  • братьев, сестер;
  • компаний, с которыми сотрудник имеет какие-то связи.

Споры по имущественным обязательствам и разбирательством в суде

Для урегулирования конфликта интересов на государственной службе по вопросам судебных разбирательств рекомендуется:

  • погасить задолженность, аннулировать контракт, а также другие действия по разрешению имущественных споров;
  • служащему следует уведомить руководителя.

Отношения с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Нарушения запретов, установленных в законе

Государственным работникам воспрещено публиковать и применять информацию, полученную в ходе выполнения управленческих функций. Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации № 273 запрещено разглашение тайных сведений, в т. ч. неконфиденциальных данных. Если на информацию наложен временный запрет, то сотрудник должен отказаться от использования ее в личных целях.

Шаблон уведомления

Документ составляется в письменной форме. При формировании уведомления служащий обязан придерживаться установленного образца и делового стиля.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примерыУведомление о конфликте интереса на государственной службе

Правила составления:

  1. Подается на имя руководителя с указанием полного именного формуляра.
  2. В центральной части прописывается наименование документа — «Уведомление о конфликте интереса на государственной службе».
  3. В основном части текста указывают реквизиты сотрудника организации — фамилия, имя, отчество, должность.
  4. Детальное описание ситуации, при которой есть высокий риск развития столкновения потребностей или повод для получения личной выгоды. К примеру, это может быть подписание контракта с компанией, оказывающей услуги госучреждению. При этом во главе фирмы стоит родственник уполномоченного лица.
  5. Отдельно указывается согласие или отказ от присутствия при рассмотрении комиссии данного вопроса для урегулирования столкновения.
  6. В конце заявления работник проставляет — дату, подпись, расшифровку (фамилии, инициалы).

Читать так же:  Академический отпуск в университете

Методы урегулирования конфликтов по интересам

Сотрудник предприятия вправе использовать рекомендации, установленные в статье 11 ФЗ № 273. Дополнительно разрешается использовать другие методы предупреждения и урегулирования столкновения профита в ходе службы.

К таким мероприятиям относятся:

  1. Самостоятельно оформить отвод в добровольном порядке.
  2. Отказаться от получения выгоды, которая стала причиной развития ситуации.
  3. Передать ценные бумаги другому лицу для управления либо инициировать процедуру отчуждения.
  4. Написать отказ от исполнения другого оплачиваемого труда.
  5. Отказаться от приобретения услуг у граждан или компаний, в отношении которых работник исполняет функции надзора, если это противоречит ФЗ № 273.
  6. Не использовать полученные сведения в ходе исполнения должностных функций. Сохранять конфиденциальность во всех ситуациях, установленных в законодательстве.
  7. Написать заявление о переводе на другую должность или сделать самоотвод в качестве выполнения функций в отношении компании. Здесь учитывается увольнение сотрудника и трудоустройство в другой организации.

Таким образом, госслужащие обладают необходимыми инструментами и рекомендациями для предотвращения столкновения профита на работе. Действуя согласно ФЗ № 273, работник организации способен противодействовать коррупции.

Источник: https://zakonoved.su/konflikt-interesov-na-gosudarstvennoj-sluzhbe.html

Конфликт интересов: примеры ситуаций :

Конфликт интересов порой лежит буквально на поверхности и хорошо виден окружающим. Тем не менее наиболее серьезные проблемы возникают в тех случаях, когда подобное явление внешне незаметно. Если его вовремя не выявить, то в итоге это может сильно навредить репутации человека или организации.

Можно привести множество примеров конфликта интересов из жизни. Например, человек является боссом, а его сын работает у него помощником. И даже если последний будет блестяще справляться со своей работой, люди никогда объективно не оценят подобную ситуацию.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Что же такое конфликт интересов и как его можно обнаружить? Попробуем разобраться в этом вопросе на конкретных примерах.

Область распространения

Конфликт интересов – это повсеместно встречающееся явление. Подобные ситуации могут возникнуть в любых сферах жизни.

Примеры конфликта интересов нередко встречаются между членами семьи и одноклассниками, среди сотрудников, входящих в штат одной организации, а также в сообществах, созданных единомышленниками.

Причем их наличие вовсе не означает того, что люди испытывают друг к другу личную неприязнь. Наиболее сложные сферы, в которых имеет место конфликт интересов, – политический и общегосударственный сектор.

Определение понятия

Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции».

Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей.

Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

В 2009 г.

в своем докладе Мэрилин Филд и Бернард Ло указали на то, что конфликт интересов является не чем иным, как совокупностью обязательств, создающих риски того, что вторичный интерес будет оказывать непосредственное влияние на профессиональные действия или суждения относительно первичных интересов. Другими словами, подобное явление может иметь место в случае имеющейся личной выгоды человека, который участвует в ходе принятия того или иного решения. Это и приводит к нанесению ущерба интересам компании или общества.

Рассмотрим некоторые наглядные примеры конфликта интересов:

  1. Фармацевтическая компания вручает доктору исследовательский гранд. В этом случае специалист начинает чувствовать себя обязанным прописывать своим пациентам лекарства именно этого производителя, несмотря на наличие лучших альтернатив. В этом случае наносится ущерб общественным интересам.
  2. Женщина, которая является сотрудницей компании, расписывает боссу достоинства своего племянника как кандидата на вакантную должность. При этом она не упоминает о своих родственных связях с ним.
  3. Начальник дает работнику задание найти для компании поставщика. Тот предлагает в ответ организацию, владельцем акций которой является сам.
  4. По итогам года босс выписывает себе и своей команде внушительные премии. Причем это происходит на фоне того, что у владельцев компании имеются серьезные убытки.

В большинстве случаев подобные ситуации не являются нарушением закона. Именно поэтому в любых организациях так много примеров конфликта интересов. Но имеющаяся проблема непременно поставит под сомнение репутацию сотрудника, его надежность и честность. В дальнейшем это негативно отразится на работе всей команды.

Признаки и формы

Слово «конфликт» пришло к нам из латыни. В переводе с этого языка оно означает не что иное как «столкновение». То есть приходит определенный момент, когда двое или большее количество членов сообщества или группы начинают выдвигать претензии на один и тот же объект. Это приводит к пересечению зон интересов всех тех, кто имеет отношение к данной ситуации.

Читайте также:  Приказ о совмещении должностей: образец, унифицированная форма

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Конфликт интересов подразделяют на личный и организационный. В первом случае выполнение служебных обязанностей человеком вступает в явное противоречие с его собственными желаниями.

Примеры на службе конфликта интересов порой касаются, например, такой ситуации, когда, несмотря на то что задание не будет выполнено в срок, сотрудник стремится уйти домой либо по окончании рабочего дня, либо раньше.

Ведь на вечер у него имеются свои планы.

В случае организационного конфликта на защиту своей выгоды встает целое частное предприятие. При этом фирма принимает во внимание только свои интересы и пытается отказаться или отказывается от сотрудничества с государством, становясь неспособной оказывать свои услуги беспристрастно.

Ответственность за подобную ситуацию целиком возлагается на руководителя, ведь такие деяния непременно станут причиной ущерба компании в целом.

Если же урон будет наноситься структурам, находящимся на государственном обеспечении, то в этом случае возможно вступление в силу действующего законодательства.

Возникают подобные ситуации и в тех случаях, когда объект конфликта не может быть поделен между двумя сторонами, претендующими на него. При этом никто не желает идти на уступки или искать компромиссы.

Урегулирование конфликтов

Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект – представитель нанимателя.

Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления.

Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения.

Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.

Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.

Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.

Образец уведомления

Каким же образом государственный служащий должен предотвратить возможность возникновения проблемы личного плана в решении того или иного вопроса? Для этого ему понадобится написать уведомление о конфликте интересов, с примером заполнения которого можно ознакомиться ниже.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Документ должен быть составлен на имя начальника. Далее следует его название: «Уведомление о конфликте интересов». В тексте документа указывается фамилия, имя и отчество государственного служащего, а также его должность. После этого описывается ситуация, которая провоцирует вероятность того, что возможно проявление конфликта интересов.

Например, она может касаться заключением организацией договоров с фирмой-поставщиком, во главе которой находится близкий родственник должностного лица. Далее следует согласие или несогласие служащего присутствовать во время заседания комиссии, созданной для урегулирования данного конфликта интересов. Внизу уведомления проставляется подпись лица, написавшего его, а также его Ф.

И. О. и дата составления документа.

Рассмотрим типовые ситуации и примеры конфликта интересов на государственной службе России.

Отношения с родственниками

Существуют примеры и ситуации конфликта интересов на государственной службе в случае наличия личной выгоды должностного лица.

Так, сотрудник может принимать непосредственное участие в решении кадровых вопросов в отношении своих родственников.

Помимо близких людей здесь можно рассматривать и иных лиц, в отношении которых у госслужащего имеется вероятность получения выгоды. Рассмотрим примеры конфликта интересов на муниципальной службе:

  • Сотрудник государственного органа входит в состав конкурсной комиссии, рассматривающей кандидатов на занятие вакантной должности в своем учреждении. Одним из претендентов при этом является его родственник.
  • В обязанности госслужащего входит осуществление определенных управленческих функций или вопросы принятия кадровых решений, касающихся родственников или других приближенных к нему лиц.
  • В таких случаях является обязательным написание уведомления о вероятности появления конфликта интересов. В связи с этим представитель нанимателя должен отстранить такого сотрудника от тех обязанностей, которые предполагают его взаимодействие с близкими людьми.

Исполнение иной работы, подлежащей оплате

Примером конфликта интересов на государственной службе является ситуация, когда должностное лицо, а также его родственники или прочие близкие для него лица собираются выполнять или уже выполняют работу для организации, где трудится данный сотрудник, на условиях оплачиваемого гражданско-правового или иного договора.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

В этом случае также должно быть составлено уведомление о наличии конфликта интересов. Но при этом у представителя нанимателя нет права указать на невозможность выполнения иной работы этим должностным лицом.

Примером конфликта интересов на государственной службе является и такая ситуация, когда сотрудник совместно со своими родственниками или же иными лицами, с которыми осуществляется выгодное взаимодействие, выполняет работу в дочерней, материнской или иной подобной компании, в отношении которой этим служащим выполняются управленческие функции.

И в этом случае представителю нанимателя должно быть составлено уведомление. В нем государственный служащий должен указать на те связи, которые имеют место между взаимодействующими организациями. Представителю нанимателя, согласно нормам законодательства, рекомендуется отстранить сотрудника от исполнения им обязанностей в принятии управленческих решений в отношении аффилированной компании.

Пример конфликта интересов на госслужбе можно увидеть и в несколько иной ситуации. Она касается выполнения работ, заказчиком которых является орган, в котором человек замещает должность. Представитель нанимателя в данном случае должен указать на появление конфликта интересов. Если человек не принимает никаких мер для устранения проблемы, то его следует отстранить от замещаемой должности.

Владение определенными ценными бумагами

Рассмотрим и другие случаи возникновения конфликта интересов.

Примеры на службе в государственных или муниципальных органах могут касаться владения служащим или (и) его родственниками ценных бумаг, принадлежащих данной организации.

Об этом также должно быть составлено уведомление в письменной форме. Ценные бумаги в таком случае должны быть переданы в доверительное управление. Помимо этого, может быть рассмотрен вопрос об их отчуждении.

Примеры конфликта интересов могут касаться и тех ситуаций, когда госслужащий имеет вклады в банках или иных кредитных организациях, в отношении которых им осуществляются управленческие функции.

В этом случае также потребуется написание уведомления об имеющейся личной заинтересованности на имя непосредственного начальника.

До принятия необходимых мер сотрудник должен быть отстранен от исполнения им тех должностных обязанностей, которые касаются работы с банками и кредитными организациями.

Получение услуг и подарков

Возможна и такая ситуация, когда госслужащий или его родственники получают различные блага. Это могут быть скидки и ссуды, бесплатные услуги, оплата транспортных расходов, развлечений и т.д.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Подобные подарки, если они предоставлены организациями или физическими лицами, в отношении которых госслужащий осуществляет в настоящее время или осуществлял ранее управленческие функции, являются предметом разрастания конфликта интересов.

Для избежания подобной ситуации рекомендуется просто не принимать эти блага.

Если же представителю нанимателя стало известно о получении подарков госслужащим, то он должен оценить связь полученного с исполнением возложенных на сотрудника должностных обязанностей, и в случае необходимости принять меры дисциплинарной ответственности.

Сфера образования

Помимо государственной службы можно привести примеры конфликта интересов и в школе. Это касается ситуаций, когда преподаватель параллельно с осуществлением своей трудовой деятельности оказывает платные услуги.

Законодатель стремится бороться с такой ситуацией, когда педагог занимается с учеником, который обучается в школе, являющейся местом работы этого педагога. В результате подобных действий и возникает конфликт интересов в образовании. Примеры оказания подобных платных услуг можно встретить повсеместно.

При этом некоторые педагоги искусственно создают такие ситуации, при которых родители детей или их законные представители вынуждены согласиться с предоставлением навязанного им репетиторства. Порой коллеги «поставляют» друг другу таких обучающихся. При этом они пользуются принципом «ты – мне, а я – тебе».

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Стоит понимать, что закон вовсе не запрещает оказывать образовательные платные услуги. Они могут быть предоставлены школой на договорной основе.

В этом случае тот педагог, который проводит у ребенка обычный урок, согласно учебному расписанию, вполне может оказывать платные услуги.

То есть на законных основаниях сделать это можно только являясь представителем исполнителя при заключении договорных обязательств.

В каких же случаях оказываемые педагогом услуги нарушают нормы действующего законодательства? Происходит это при выполнении следующих условий:

  • услуга, оказываемая учителем, носит неофициальный характер и является платной;
  • школьник обучается в той организации образования, где работает репетитор;
  • оказание платной услуги становится причиной возникновения конфликта интересов учителя.

При соблюдении всех перечисленных выше условий дополнительное обучение не соответствует требованиям законодательства и находится под запретом. Касается это и тех случаев, когда учитель не ведет уроки у конкретного ученика. Ведь в таком случае невозможно доказать факт отсутствия сговора среди педагогических работников.

Конфликт интересов в сфере образования заключается в том противоречии, которое возникает между профессиональными обязанностями и личной выгодой человека. Ведь придя в школу, педагогический работник сталкивается с возможностью приобретения материальной или же нематериальной выгоды. Это и является причиной невыполнения им профессиональных обязанностей или их ненадлежащего исполнения.

Источник: https://BusinessMan.ru/konflikt-interesov-primeryi-situatsiy.html

Конфликты интересов на государственной службе — это что? Примеры ситуаций :

Сегодня мы поговорим о конфликте интересов на государственной гражданской службе. Вопрос будет рассмотрен со всех сторон, чтобы после прочтения материала вырисовалась точная картинка данного вопроса. Подробности читайте ниже.

Важность вопроса

В последнее время вопрос коррупции встал очень ярко. Актуальность данной темы бьёт все рекорды, ведь коррупцией пропитаны почти все слои власти. Она мешает экономическому процветанию страны, принося определённый вред и социальной сфере.

В проекте реформирования государственной системы вопросу коррупции уделяется особое внимание, ведь он – корень большинства проблем. Для борьбы с этой проблемой наиболее эффективно действуют административные рычаги.

При этом большое внимание уделяется такому понятию, как конфликт интересов, который и служит причиной возникновения коррупции.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Конфликт интересов

Конфликты интересов на государственной гражданской службе были предусмотрены законодательством изначально.

Летом 2001 года президент РФ утвердил Концепцию реформирования системы государственной службы, в которой отдельное внимание посвящалась формированию конфликта интересов.

Это было необходимо для того, чтобы при индивидуальной или групповой заинтересованности служащих при возникновении спорных ситуаций работал механизм преодолению конфликтных ситуаций без нарушения или превышения полномочий.

Конфликты интересов на государственной службе — это ситуации, когда личный интерес служащего при исполнении им обязанностей может как-то повлиять на правильное их исполнение.

В таком случае может возникнуть некоторое противоречие между законом и личным интересом человека, который хочет нарушить некоторые положения ради своей выгоды. Это определение взято из федерального закона, принятого летом 2004 года.

Читайте также:  Соглашение об авансе при покупке квартиры - образец

Таким образом, мы понимаем, что конфликты интересов на государственной службе – это четкое понятие, которое рассматривается на высшем законодательном уровне.

Правовое развитие

Правовое оформление вопроса о разрешении конфликтов на государственной службе направлено на то, чтобы общество могло доверять органам государственной власти и знать, что они обеспечат полную безопасность и защищать их интересы. Немаловажно, чтобы граждане были уверены в том, что гос. служащие не станут злоупотреблять своими должностными обязанностями.

Летом 2008 года был принят национальный план по противодействию возникновению коррупции, который позже президент РФ подтвердил. В этом плане говорилось о том, что самым мощным механизмом противодействия коррупции является создания полноценного и комплексного механизма урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Зимой 2008 года был принят ещё один закон, касающийся темы нашей статьи «О противодействии коррупции». Частично в нем были скопированы основные моменты из нормативно-правовых актов, принятых ранее. Дополнение состояло в том, что были добавлены конкретные положения, которые более детально рассматривали само понятие конфликта. Также отдельно рассматривались возможные методы решения проблемы.

В статье 10 данного закона говорится, что конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, в которой косвенная и прямая заинтересованность служащего в достижении собственных целей влияет на то, как он исполняет свои обязанности. В итоге такая ситуация может привести к тому, что права обычных граждан, организаций, всего общества или государства могут быть нарушены.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Личная заинтересованность

Понятие конфликта интересов на государственной службе подразумевает наличие личной заинтересованности служащего. Под нею понимается получение определённых выгод при исполнении обязанностей.

В результате работник может получать деньги, имущество и другие ценности.

Таким образом, мы понимаем, что конфликты интересов на государственной службе – это ситуация, при которой служащий преследует собственные цели и может их достигнуть при исполнении не только служебных, но и общих своих обязанностей.

Исключительно служебные обязанности в России распространяются (согласно закону) на работников прокуратуры, органов наркоконтроля, внутренних дел, таможенных органов и военнослужащих. Однако в законе ничего не сказано о неосновательном обогащении, которое случается довольно часто.

Нет конкретного указания на то, что доход может быть в натуральной форме, что определённые выгоды могут иметь конкретные формы и т. д. Не было уточнено и то, что в процессе работы сотрудник может внезапно получить определённые имущественные права.

Не конкретизируются третьи лица, которые при злоупотреблении служащими обязанностей тоже могут получить определённую выгоду, используя свое положение.

Под конфликтом интересов на государственной службе понимается, что личная заинтересованность работника может быть не только прямой, но и косвенной.

Что это означает? Выгоду от проведения какой-то операции служащий может получить не напрямую. То есть в итоге он не получает денег или каких-то других материальных ценностей.

В качестве награды он имеет дополнительные возможности для получения ещё большего дохода.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Даже обсуждая эту тему столь детально, надо понять одну простую вещь: полностью и навсегда избавиться от конфликтов на государственной гражданской службе невозможно. Этого никогда не будет.

Но в силах законодателей сделать всё для того, чтобы такие конфликты были урегулированы по чёткому механизму.

Для этого нужно выявлять возможные причины, при которых возникает конфликт, обозначать те условия, которые этому способствуют, и наблюдать за динамикой развития. Немаловажно непосредственно управлять процессом решения конфликта.

Причины

Всегда есть место для конфликта на государственной службе. Это возникает неконтролируемо и постоянно. Но определить основные причины всё же можно. К ним относят:

  • пренебрежение нормами действующего законодательства;
  • любое нарушение запретов и отдельных ограничений, которые прописаны в законах, особенно в Законе «О противодействии коррупции»;
  • несоблюдение законных интересов и прав граждан, отдельных организаций и государства при исполнении своих должностных обязанностей;
  • обычное невыполнение своих обязанностей или нарочно исковерканное их выполнение;
  • нарушение норм поведения, которые должен соблюдать каждый гражданский служащий.

Условия

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе возникает не только ввиду определенных причин, но и при некоторых условиях внутренней среды. К таким характерным причинам можно отнести следующие:

  • недостаточная компетенция служащего или его неопределённость в понимании своего долга;
  • дублирование полномочий других государственных служащих, других органов гос. власти и т. д.;
  • незнание некоторых принципов, на которых основывается работа;
  • наличие конкретных противоречий, которые встречаются в нормативно-правовых актах (это возникает на абсолютно всех уровнях власти и ведет к тому, что в законе ищут «дыры», прибегая к помощи коррупционеров);
  • нарушение организационной и служебной дисциплины;
  • отсутствие материальной или моральной достаточной мотивации работника, которая бы служила неким гарантом успеха, который можно потерять при несоблюдении своих полномочий;
  • дискриминация или недостаточное внимание к сотрудникам, которые выполняют одинаковую работу в равном объёме, но не получают похвалы или другого вида стимуляции от руководства;
  • использование малоэффективной системы оплаты труда.

Возможные правонарушения

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примерыВ том случае, если урегулирование конфликта интересов на государственной службе не происходит, возможные некоторые правонарушения. Рассмотрим самые часто встречаемые из них:

  • нежелание государственного служащего принимать необходимые меры для того, чтобы конфликт интересов был предотвращён или исчерпан;
  • неуведомление вышестоящих органов о том, что конфликт имел место, или о том, что кто-то из сотрудников имеет личную заинтересованность в определённом исходе дела;
  • неуведомление начальства о том, что уже есть сотрудники, которые незаконно владеют ценными бумагами, акциями, долями и т. д. и получили эти выгоды в результате незаконного использования своих полномочий;
  • бездействие или молчаливый отказ от принятия необходимых мер для того, чтобы передать дело в доверительное управление;
  • вхождение на другой пост без предварительного согласования с руководством, если намечается конфликт интересов.

Обязанности

Конфликты интересов на государственной службе – это такие ситуации, которые возникают, как мы уже поняли, при нарушении работниками своих обязанностей. Однако мы так и не рассмотрели эти обязанности служащих.

В 11 статье закона «О противодействии коррупции» говорится о том, что работник должен сделать всё возможное для того, чтобы не допустить конфликта интересов.

Для этого при малейшем подозрении на такую ситуацию служащий обязан письменно уведомить своего руководителя.

В 19 статье закона «О гражданской службе» говорится о том, что, если служащий понимает, что конкретно в его случае может произойти конфликт интересов, он должен уведомить вторую сторону, то есть нанимателя, в письменной форме.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Кто же выступает нанимателем? Оказывается это не всегда руководитель. Представлять интересы нанимателя может:

  • лицо, которое временно исполняет обязанности на должности;
  • руководить определённого гос. органа;
  • представитель любого уполномоченного лица, который действует о имени РФ или субъекта РФ.

Способы решения проблемы

Выявление конфликта интересов на государственной службе и своевременная его обработка – лучший вариант действий, однако не единственный. В законе предусмотрено несколько возможных способов решения проблемы:

  • изменение должности или служебного положения, которое занимает гос. служащий;
  • отстранение от выполнения обязанностей;
  • добровольный и гарантированный отказ работника от выгод, из-за которых и возник конфликт интересов;
  • отвод госслужащего от дела в определённых государством случаях и порядке.

Также закон предусматривает временное отстранение работника от дела, при том что денежное содержание служащего не прекращается. Если работник владеет определенными материальными ценностями, акциями, ценными бумагами и т. д., то он должен их передать вышестоящему руководству.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Назначение комиссии

Не всегда предотвращение конфликта интересов на государственной службе возможно. Иногда ситуация заходит слишком далеко. Поскольку конфликты интересов на государственной службе – это оценочная категория, к ней возможны разные подходы. Так, для урегулирования ситуации могут созываться специальные комиссии. Право создавать комиссии имеют только государственные органы. В состав её входят:

  • представитель нанимателя или его уполномоченный;
  • представитель органа государственной власти, в котором возник конфликт;
  • независимые эксперты, которые могут быть в составе по приглашению нанимателя (специалисты в области гражданской службы, лица из образовательных и научных учреждений).

Порядок работы и задачи подобных комиссий были утверждены указом президента РФ в марте 2007 года.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Действия Министерства обороны

Примеров конфликта интересов на государственной службе множество, но как с этим борются? В 2007 году по приказу министра обороны была создана Комиссия по контролю за соблюдением требований к служебному поведению у государственных гражданских служащих. Она занималась рассмотрением следующих вопросов:

  • проверка наличия у работников личной заинтересованности;
  • нарушение служебного поведения, границы которого предусмотрены законом;
  • согласие или отказ в даче согласия лицам, которые выполняли обязанности на определенном посту, в замещении их в течении 2 лет с момента увольнения с прежней должности.

Факторы, способствующие возникновению личной заинтересованности

  • Неоправданная широта полномочий.
  • Отсутствие конкретных сроков для принятия решения.
  • Наличие органов государственной власти, которые дублируют полномочия других служб.
  • Изменение объёма своих полномочий по желанию из-за отсутствия детальных формулировок.
  • Превышения свободы чиновников для правотворчества.
  • Установление общих правил для разных правовых ситуаций без вникания в детали.
  • Принятие нормативных документов, которые лежат вне компетенции.
  • Отсутствие определённого порядка при выполнении ряда административных процедур.
  • Представление завышенных требований к гражданам, которые обратились за помощью, установление обременительных и запутанных правил.
  • Безнаказанное злоупотребление властью.
  • Использование двусмысленных терминов в законах и нормативных актах.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что конфликты интересов на государственной службе – это нормально.

Однако, чтобы ситуация не выходила за рамки дозволенного, необходимо наладить механизм выхода из таких ситуаций и создать все условия, чтобы они не могли возникать в большинстве случаев, и у должностных лиц не было возможности воспользоваться некоторыми преимуществами своего положения.

Источник: https://www.syl.ru/article/340307/konfliktyi-interesov-na-gosudarstvennoy-slujbe—eto-chto-primeryi-situatsiy

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе: меры для предотвращения и возможности его урегулирования

Находясь на муниципальной службе к лицу, предъявляются определенные требования к его служебному поведению, а также надлежащему исполнению должностных обязанностей.

Встречается ситуация, согласно которой у служащего возникает личный интерес при исполнении своих должностных обязанностей, то есть он исполняет их не в интересах муниципального образования или населения, а в своих личных корыстных интересах.

Данные обстоятельства принято именовать конфликтом интересов. Последствием конфликта интересов может быть противоправное деяние со стороны служащего, причиняющее вред интересам государства, региона, муниципалитета или населению в целом.

Поэтому в законодательстве предусмотрены меры для предотвращения ненадлежащего поведения лица, занимающего муниципальную должность.

Заинтересованность личного характера служащего может выражаться в получении им дополнительного дохода, помимо денежного довольствия, выплачиваемого из средств местного бюджета.

Служащий может получить доход, как в денежном выражении, так и в натуральной форме, например, в виде вещи, имущества, услуг, награждений. Однако служащие во избежание конфликтных ситуаций по службе, часто получают указанный доход на имя своих родных и близких.

Для этого случая имеется указание, что личная заинтересованность распространяется не только на самого служащего, но и его близких родственников (родителей, супругов, детей, братьев, сестер).

Чтобы проверить дополнительный доход служащего помимо официального, служащий обязан ежегодно подавать декларацию о доходах, где он и его родственники указывают все свое движимое и недвижимое имущество, а также денежные средства, заработанные за год.

Читайте также:  Приказ о смене фамилии сотрудника: образец

Данная информация является открытой и с ней можно ознакомиться на сайте муниципального образования в отношении любого служащего.

Порядок урегулирования конфликта интересов

Решение обстоятельств, связанных с конфликтом интересов, происходит довольно жестко. Если служащий не заявил по установленной форме о том, что при исполнении своих обязанностей имеется личная заинтересованность, то в ходе служебной проверки служащий может быть отстранен от должности.

Конечно, в законодательстве заложена трудновыполнимая задача служащего, так как не всякий служащий добросовестно сообщит о том, что ему предлагают деньги. Параллельно с положениями закона о конфликте интересов, разработана политика государства об антикоррупционном поведении должностных лиц, которой также следуют муниципальные служащие при исполнении обязанностей по должности.

Если служащий владеет ценными бумагами, имеет долевое участие в капиталах организаций и это приводит к конфликту интересов, предусматривается обязанность для служащего передать указанные материальные блага в доверительное управление. В противном случае, это будет основание для прекращения служебных отношений служащего с муниципальным органом.

Помимо муниципальной ответственности, служащий может быть привлечен и к уголовной ответственности за совершение служебных преступлений.

Служебное поведение муниципального служащего

Во избежание неблагоприятных ситуаций по должности, служащий должен следовать этике служебного поведения, заложенного в законодательстве.

В связи с чем, на служащего возлагаются дополнительные обязанности к служебному поведению:

  • служить интересам муниципального образования и населению добросовестно;
  • иметь нетерпимое отношение к коррупции и в короткие сроки ставить в известность представителя нанимателя или работодателя о личной заинтересованности;
  • соблюдать права и свобод граждан, обращающихся за помощью в реализации своих прав и законных интересов, равным образом относиться к каждому без исключения, невзирая на их имущественное положение, национальность, религиозные убеждения и политические взгляды;
  • не отдавать предпочтения отдельным лицам при выполнении должностных обязанностей;
  • соблюдать профессионализм и компетентность на муниципальной службе;
  • в рамках регламента принимать личный прием граждан и рассмотрение их обращений;
  • уважать местные традиции муниципального образования;
  • брать во внимание культурные ценности и взгляды народов и национальностей России при ведении приема граждан;
  • не разжигать национальных или религиозных конфликтов;
  • избегать конфликтных ситуаций, которые могут нанести вред в работе местного органа, его авторитету и доверию со стороны населения.

Что понимается под конфликтом интересов

Определение понятия дано в части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Согласно данной нормы, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей.

Суть определения осталась прежней, но оно стало проще. Вместо четырех признаков в настоящее время законодательно закреплены три.

Признаки:

  1. Замещение лицом должности, которая предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта.
  2. Влияние или возможность влияния личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение лицом должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
  3. Наличие личной заинтересованности (прямой или косвенной).

Из определения конфликта интересов удалены признаки возникновения или возможности возникновения противоречия между личной заинтересованностью государственного служащего (муниципального служащего) и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Способность этого противоречия привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

На кого распространяется данное определение

Данное определение применено законодателем для целей№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), в части 1 статьи 19.

И Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ), в части 1 статьи 14.1, то есть, распространяется на государственных гражданских и муниципальных служащих.

Из содержания рассматриваемого определения следует, что обязательным условием наличия в действиях должностного лица конфликта интересов является наличие у него личной заинтересованности.

Как определить личную заинтересованность

  • Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).
  • Указанные критерии применимы к государственному служащему, а также состоящим с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей).
  • Сюда можно отнести граждан или организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Аналогичным образом данное определение личной заинтересованности применяется для целей Федерального закона № 79-ФЗ (часть 3 статьи 19) и Федерального закона № 25-ФЗ (часть 2 статьи 14.1), то есть, также распространяется на государственных гражданских и муниципальных служащих.

В чем выражается личная заинтересованность на практике

Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества. А также имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Самим служащим

Под конфликт интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный (муниципальный) служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей.

  1. Выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного (муниципального) служащего.
  2. Выполнение иной оплачиваемой работы.
  3. Владение ценными бумагами, владение банковскими вкладами.
  4. Получение подарков и услуг.
  5. Имущественные обязательства и судебные разбирательства.
  6. Взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной (муниципальной) службы.

Простой пример. Сотрудник обучается в образовательной организации, в отношении которой осуществляет контрольно-надзорные функции.

Здесь имеет место личная заинтересованность, поскольку служащий в силу должностного положения может получить преимущества при обучении, в частности завышенные оценки своих знаний.

Лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве (близкими родственниками)

К ним, как уже было сказано выше, относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Допустим, служащий включен в состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности. Один из претендентов на эту должность – его сын. Возникает личная заинтересованность, так как сын может получить преимущество перед другими кандидатами.

Тот факт, что служащий расторг брак, не является безусловным основанием для вывода об отсутствии личной заинтересованности.

Так, бывшая супруга служащего была трудоустроена в возглавляемый им отдел. Суд выявил конфликт интересов, поскольку установил, что бывшие супруги продолжают проживать вместе и совместно воспитывают детей.

Организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями

Мать супруги служащего была единственным участником общества. С данным ООО служащий от имени местной администрации подписал контракт и в дальнейшем принял работы по нему.

В силу личной заинтересованности служащего организация получила доходы, выгоды и преимущества, также ей не были выставлены штрафы за просрочку работ.

К случаям возникновения личной заинтересованности относятся и ситуации, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья служащего, его родственников.

Какие меры нужно принять государственным гражданским и муниципальным служащим для предотвращения или урегулирования конфликта интересов

  1. Законодатель установил, что обнаружение конфликта интересов, обязанность уведомления о нем и его урегулирование является обязанностью, прежде всего, самого государственного (муниципального) служащего, лица, замещающего государственную (муниципальную) должность.

  2. А также важно, что представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
  3. Перечень таких мер не является исчерпывающим.

  4. Вместе с тем, при наличии конфликта интересов или угрозы его возникновения служащий обязан предпринять следующие действия:
  1. Сообщить представителю нанимателя (работодателю) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 12 части 1 статьи 15 Федерального закона N 79-ФЗ, пункт 11 части 1 статьи 12 Федерального закона N 25-ФЗ). Для этого необходимо направить представителю нанимателя (работодателю) соответствующее уведомление.
  2. При необходимости осуществить самоотвод (часть 5 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ). Случаи самоотвода и его порядок устанавливаются законодательством РФ. Однако в настоящее время такой документ на федеральном уровне не принят. Представляется, что самоотвод может быть заявлен, например, если служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности госоргана, при этом один из кандидатов — его родственник.
  3. Отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов. Например, служащий получает бесплатные услуги, скидки от организаций, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. Служащему следует отказаться от таких выгод вне зависимости от их размера.
  4. Передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.

Передача осуществляется в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Каковы последствия для государственного или муниципального служащего за неисполнение антикоррупционного законодательства

Среди организационных основ противодействия коррупции в Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из наиболее действенных является институт урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Действующим законодательством установлена обязанность государственных и муниципальных служащих принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Следует отметить, что в силу положений ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.

2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Частью 2 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.

2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.

А также, в соответствии с п.10 ст.16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при несоблюдении требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов гражданин не может быть принят на гражданскую службу.

Немаловажную роль в механизме предотвращения и урегулирования конфликта интересов играют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссии), созданные в государственных органах и органах местного самоуправления.

Татьяна Косых, источник sud-isk.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/municip-pr/konflikt-interesov-na-municipalnoj-sluzhbe.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector