Профстандарт специалиста в сфере закупок в 2020 году

Министерство труда еще в 2015 году разработало 2 профессиональных стандарта: специалист в сфере закупок (приказ № 625н) и эксперт в сфере закупок (приказ № 626н).

Эти документы утверждают требования, которым должны соответствовать работники заказчика, отвечающие за госзакупки. Эксперты в госзакупках занимаются преимущественно организационной работой, а специалисты — технической.

Соответственно, к ним предъявляются разные требования в части навыков, знаний и опыта.

Небольшие заказчики редко организуют отдельную контрактную службу. Закупками в таком случае чаще всего занимаются экономист, юрист или бухгалтер на условиях совмещения должностей. Это допустимо, если специалист соответствует требованиям к уровню квалификации и опыту работы, а также обладает нужными знаниями.

Профстандарт для специалиста

В соответствии с профстандартом «специалист в сфере закупок», такому работнику присваивается квалификация разного уровня, в зависимости от его функций.

Обеспечение закупочных процедур

Уровень квалификации 5

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Специалист по закупкам, которому присваивается этот уровень квалификации, может не обладать опытом работы, но должен иметь как минимум среднее профессиональное образование. Его основные обязанности заключаются в следующем:

  • собирать информацию о ценах на предмет закупки, о поставщиках;
  • готовить документацию;
  • описывать объект закупки;
  • участвовать в обработке результатов торгов и другие.

Осуществление закупок

Уровень квалификации 6

К специалисту в сфере закупок этого уровня квалификации предъявляются такие требования:

  • высшее образование не ниже бакалавра;
  • опыт работы — как минимум 3 года.

Такому специалисту, в частности, поручается:

  • составление планов и планов графиков;
  • обоснование цен;
  • организация процесса общественного обсуждения закупки, когда это необходимо;
  • организация процесса торгов (через ЭТП, а в редких случаях, когда это допустимо — в бумажном виде);
  • размещение в ЕИС различных отчетов.

Экспертиза результатов исполнения контракта

Уровень квалификации 7

Специалист, отвечающий за экспертизу, должен иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и как минимум 4-летний опыт работы. В зону его ответственности включается:

  • проверка того, соблюдает ли исполнитель условия контракта;
  • организация приемки после исполнения контракта или отдельных его этапов, в том числе создание приемочной комиссии;
  • проверка качества поставленных товаров и результатов выполненных работ (оказанных услуг) при приемке;
  • обсуждение с представителями поставщика спорных вопросов в процессе приемки, а также при расторжении контракта;
  • привлечение внешних экспертов, если экспертизу при приемке решено проводить их силами.

Контроль закупочной деятельности

Уровень квалификации 8

Самым высоким уровнем квалификации в соответствии с рассматриваемым профессиональным стандартом наделяется специалист, который имеет:

  • высшее образование по программам специалитет или магистратура;
  • 5-летний опыт работы, в том числе 2-летний — на руководящих должностях.

Сфера деятельности этого специалиста:

  • контролировать всю закупочную деятельность своей организации;
  • оценивать, насколько обосновано проведение той или иной закупки;
  • давать оценку эффективности закупок;
  • следить за изменениями законодательства и своевременно приводить в соответствие с ними внутренние нормативные акты организации (разрабатывать проекты документов).

Профстандарт для эксперта

Эксперт имеет квалификацию более высокого уровня, чем специалист. Эксперт в сфере закупок занимается консультированием, проведением экспертизы, а также организацией работы технических специалистов:к

  1. Консультирование. Чтобы соответствовать профстандарту «эксперт» и заниматься консультированием, специалисту необходимо высшее образование (бакалавриат и выше), дополнительное обучение по программе повышения квалификации в сфере закупок, опыт работы минимум 3 года. С таким багажом можно проводить консультации в сфере закупок, составлять заключения, рассчитывать различные аналитические показатели, например, влияние на цену тех или иных факторов.
  2. Экспертиза. Эксперт должен иметь высшее образование по программе специалитет или магистратура и пройти обучение в сфере закупок. Опыт работы — от 4 лет. Основное направление деятельности — экспертиза документов, связанных с закупкой (в том числе заявок) и результатов выполнения контракта (включая составление экспертного заключения). Кроме того, эксперт может разрабатывать методологические базы для закупочной деятельности.
  3. Организация. Наиболее квалифицированные и опытные специалисты занимаются организацией всей закупочной деятельности заказчика. К ним предъявляются такие требования: специалитет или магистратура плюс профильное обучение в сфере государственных закупок, а также 5 лет работы, 3 из которых — на руководящих должностях. Функции такого руководителя:
    • организовать процесс работы, распределить задачи между исполнителями, а также контролировать их исполнение;
    • планировать закупочную деятельность;
    • контролировать, чтобы привлеченные к экспертизе и консультированию внешние специалисты исполняли условия договора;
    • контролировать эффективное использование ресурсов;
    • следить за исполнением требований охраны труда.

Выводы

Профстандарт специалиста в сфере закупок в 2020 году

Итак, работать в сфере закупок может практически любой специалист с высшим образованием. Но в большинстве случаев необходимо пройти профильное обучение. Нужен и опыт работы — как минимум 3 года. Если же есть планы стать экспертом, контрактным управляющим или даже возглавить целую контрактную службу, нужно иметь опыт руководящей работы.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/professionalnye-standarty-v-sfere-zakupok/

Новые профстандарты для специалистов по госзакупкам на 2020 год

Профстандарт специалиста в сфере закупок — это характеристика уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, которые необходимы для деятельности по контролю и управлению госзакупками.

Профстандарт специалиста в сфере закупок в 2020 году

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд опубликовал проект Приказа об утверждении профстандарта для специалиста в сфере закупок. Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций специалиста, входящих в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций специалиста в сфере госзакупок:
    • обеспечение и проведение;
    • экспертиза результатов, приемка контракта (договора);
    • контроль.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

Вот функциональная карта вида профессиональной деятельности из 2-го раздела профстандарта для специалиста в закупочной сфере.

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации
A Обеспечение госзакупок 6 Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав А/01.6 6
Подготовка закупочной документации А/02.6 6
Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора) А/03.6 6
B Проведение госзакупок 6 Составление планов и обоснование закупок В/01.6 6
Осуществление процедур закупок В/02.6 6
C Экспертиза результатов госзакупок, приемка контракта (договора) 7 Проверка соблюдений условий контракта (договора) С/01.7 7
Проверка качества, своевременности, комплектности представленных товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, соответствие иным условиям контракта (договора) С/02.7 7
D Контроль в сфере госзакупок 7 Мониторинг D/01.7 7
Аудит и контроль D/02.7 7

Третий раздел профстандарта раскрывает содержание обобщенных трудовых функций специалиста и трудовых функций, которые входят в них.

Рассмотрим обобщенную трудовую функцию специалиста «Обеспечение госзакупок», в нее входят 3 функции:

  1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав.
  2. Подготовка закупочной документации.
  3. Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора).

В профстандарте для этой обобщенной функции прописаны возможные наименования должностей (профессий):

  • специалист по закупкам;
  • агент по закупкам;
  • закупщик;
  • работник контрактной службы;
  • специалист контрактной службы.
Требования к образованию специалиста по закупкам по 44-ФЗ Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование — бакалавриат или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (для работников контрактной службы)
Требования к опыту практической работы Не предъявляются
Особые условия допуска к работе Нет
Другие характеристики Рекомендуется один раз в три года дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере закупок
Дополнительные характеристики
Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) 3323 Закупщики
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) Агент по закупкам
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 20015 Агент по закупкам

А для трудовой функции предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав для специалистов прописали:

  1. Трудовые действия
  2. Умения.
  3. Знания.
  4. Другие характеристики.

Собрали их в таблицу для примера.

Трудовые действия
  • обработка и анализ информации о ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав;
  • обработка и анализ информации и данных о складских запасах, стратегии и иных планах деятельности организации, потребностях подразделений, об отраслевых рынках, включая информацию о поставщиках;
  • подготовка и направление приглашений к определению поставщиков различными способами;
  • обработка, формирование и хранение данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков.
Умения
  • использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций;
  • создавать и вести информационную базу данных;
  • изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию;
  • исследовать складские запасы, прогнозные планы деятельности, отраслевые особенности организации;
  • исследовать рынок поставщиков и производителей укрупненно по категориям товаров, услуг и более подробно по конкретным лотам, включая их загрузку, сезонные и региональные особенности производства и поставки, ценообразование;
  • обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы;
  • выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит к конфликту интересов.
Знания
  • требования законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;
  • гражданское, бюджетное, земельное, трудовое и административное законодательство в части применения к закупкам;
  • антимонопольное законодательство;
  • требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
  • основные меры по предупреждению коррупции в организации;
  • бухгалтерский учет в части применения к закупкам;
  • особенности ценообразования на рынке (по направлениям);
  • отраслевые особенности деятельности организации;
  • методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта (договора);
  • основы информатики в части применения к закупкам;
  • этика делового общения и правила ведения переговоров.
Другие характеристики Необходимые этические нормы:

  • соблюдать конфиденциальность информации;
  • соблюдать этику делового общения;
  • проявлять честность и порядочность в профессиональных и деловых отношениях;
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;
  • не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.
Читайте также:  Оборотные средства предприятия - это основа его деятельности, поэтому следует повышать эффективность их использования

Другие трудовые функции для специалистов раскрыты по аналогии с этой.

Утвердили новый профстандарт для эксперта в сфере закупок

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций, которые входят в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций:
    • консультирование в сфере госзакупок;
    • экспертиза в сфере госзакупок;
    • организация работ по экспертизе и консультированию в сфере госзакупок.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

Трудовые функции, действия, умения и знания для эксперта в сфере госзакупок расписаны по аналогии со специалистом.

Как сейчас работают профстандарты

Источник: https://goscontract.info/shkola-goszakupok/kakie-trebovaniya-predyavlyayutsya-k-spetsialistam-po-goszakupkam

В обязательном ли порядке нужно применять с 01.01.2017года профстандарты "специалист в сфере закупок"?

Как составить план‑график 2020 по новым правилам

План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.

Узнайте про изменения

Из буквального трактования абз. 1 ст. 195.3 ТК РФ можно сделать вывод, что профессиональные стандарты будут обязательны к применению, если одновременно сам ТК РФ, федеральный закон и иной нормативно правовой акт будет устанавливать данные требования. (Т.к. они указаны через запятую, нет «или»).

Таким образом, требования к квалификации, установленные профстандартом обязательны, если не только нормативно-правовым актом (в данном случае это приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»), но и ТК РФ, и Законом № 44-ФЗ устанавливаются требования именно к квалификации.

Закон № 44-ФЗ устанавливает не только требования к образованию, что можно отнести к требованиям квалификации, но и трудовые функции (ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ), но трудовые функции это не требования к квалификации, поэтому Закон № 44-ФЗ, кроме как к образованию, не устанавливает никакие иные требования к квалификации, следовательно, он применим только в части образования.

В соответствии с абз. 2 ст. 195.

3 ТК РФ характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, считаем, профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» не является обязательным, но работодатели вправе применять его в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников, поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены требования к опыту работу, трудовым функциям, навыкам, знаниям (кроме как к образованию).

Так же отмечаем, что Правительством РФ принято постановление от 27 июня 2016 г. № 584, в соответствии с ним заказчики должны разработать поэтапные планы перехода к профстандартам с учетом мнений представительных органов работников. Реализовать все мероприятия из этих планов необходимо до 1 января 2020 года.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Рекомендация: Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» как способ реализации принципа профессионализма контрактной системы в сфере закупок

Согласно ст. 6 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статья 9 Закона № 44-ФЗ раскрывает понятие профессионализма, под которым понимается осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, вступающим в силу с 23 октября 2015 г., был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (далее – стандарт «Специалист в сфере закупок»).

Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок (в том числе требования к образованию, опыту практической работы), а также определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.

Так в качестве трудовых функций специалиста в сфере закупок стандартом определены:

  • функция обеспечения закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд, которая включает в себя:
    • предварительный сбор данных о потребностях и ценах на товары, работы, услуги;
    • подготовку закупочной документации;
    • обработку результатов закупки и заключение контракта;
  • функция осуществления закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд, которая включает в себя:
    • составление планов и обоснование закупок;
    • осуществление процедур закупок;
  • функция по осуществлению экспертизы результатов закупок, приемки контракта, включающая в себя:
    • проверку соблюдений условий контракта;
    • проверку качества предоставленных товаров, работ, услуг;
  • функция контроля в сфере закупок, которая включает в себя:
    • мониторинг в сфере закупок;
    • аудит и контроль в сфере закупок.
  • Стандарт «Специалист в сфере закупок» также выделяет виды обобщенных трудовых функций, к каждой из которых установлены требования к образованию и к опыту практической работы.
  • Внедрение стандарта «Специалист в сфере закупок» повлечет за собой переоценку профессионального уровня действующих сотрудников, осуществляющих деятельность в сфере закупок, позволит определить необходимость его повышения, а также будет способствовать мотивации таких работников, повышению эффективности и качества их труда.
  • Предполагается, что в образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в сфере закупок, будут разработаны новые программы обучения, соответствующие профессиональному стандарту «Специалист в сфере закупок» (с учетом методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, разработанных Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России).
  • По итогам введения стандарта «Специалист в сфере закупок» планируется произвести корректировки единых тарифных квалификационных справочников, которые будут предусматривать новую профессию — «специалист в сфере закупок».

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», порядок применения стандарта «Специалист в сфере закупок» вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Таким образом, в настоящий момент положения стандарта «Специалист в сфере закупок» могут быть использованы работодателями при разработке должностных инструкций, формировании контрактной службы (назначении контрактного управляющего), а также образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ в сфере закупок.

На портале проектов НПА размещен проект приказа Минтруда России, которым будут утверждены разъяснения по применению профстандартов.

Минтруд России обращает внимание на то, что профстандарты обязательны для применения работодателями в случае, если Трудовым кодексом РФ, законами, другими НПА (в т. ч.

указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами федеральных органов исполнительной власти и других органов – регуляторов с требованиями к трудовым обязанностям) установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Об этом гласит часть 1 статьи 195.3 Трудового кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 июля 2016 года.

Кроме этого, ведомство напоминает о статье 57 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой если Трудовым кодексом или другими законами установлены компенсации, льготы или ограничения для той или иной должности, профессии, специальности, то наименования последних должны соответствовать наименованиям и требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

Во всех остальных случаях, как разъясняет Минтруд России, применение профстандартов носит рекомендательный характер.

№ 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». В соответствии с ним бюджетные организации и госкомпании должны разработать поэтапные планы перехода к профстандартам с учетом мнений представительных органов работников. Реализовать все мероприятия из этих планов необходимо до 1 января 2020 года.

Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России. Подписаться по акции >>

Профстандарт специалиста в сфере закупок в 2020 году

Журнал «Госзакупки.ру»

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/question/4294087133-qqes-16-02-v-obyazatelnom-li-poryadke-nujno-primenyat-profstandarty-spetsialist-v-sfere

Профстандарт специалистов в сфере закупок

Профстандарт на контрактного управляющего сейчас предоставлен двумя Приказами Минтруда от 10.09.2015 № 625н и № 626н. Разница между ними в том, что первый разработан для специалистов, а второй — для экспертов в закупках.

Первые занимаются всем циклом закупок, планированием, организацией и т.д. Эксперты же занимаются аналитикой, консультированием и экспертизой. Соответственно, и требования к уровням знаний, умений и навыков разные — у экспертов они более высокие.

Разберем подробнее.

Контрактный управляющий — профессиональный стандарт «специалист»

Профстандарт «работник контрактной службы», или специалист в сфере закупок, утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н, зарегистрирован в Минюсте 07.10.2015 № 39210, является нормативным актом, обязательным для применения.

Профстандарт «специалист в сфере закупок» разработан для тех, кто осуществляет закупочную деятельность ради обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд с целью эффективного и результативного использования денежных средств.

Профстандарт специалиста определяет четыре направления в сфере закупок:

  1. Обеспечение (уровень квалификации 5).
  2. Осуществление (уровень квалификации 6).
  3. Экспертиза результатов (уровень квалификации 7).
  4. Контроль (уровень квалификации 8).

Разберем их подробнее.

Обеспечение конкурсных мероприятий

Работник, занятый в сфере закупок, должен иметь среднее профессиональное образование. Требования к опыту не предъявляются.

Права и обязанности:

  • предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
  • подготовка закупочной документации;
  • обработка результатов;
  • подготовка и составление необходимой документации для размещения заказов;
  • формирование описательной части объектов заказа.;
  • мониторинг поставщиков и т. д.

Для более подробной информации можно заглянуть в единый квалификационный справочник, контрактный управляющий там проходит под кодом 26541 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367).

Осуществление закупочных процедур

Для работы в этом направлении сотрудник должен иметь высшее образование по программе бакалавриата и опыт практической работы не менее трех лет в области закупок. Основные задачи и цели:

  • составление планов и их обоснование;
  • осуществление конкурсных процедур;
  • организация общественного обсуждения;
  • определение и обоснование цены контракта;
  • составление и публичное размещение отчета об объемах заказов и т. д.

Экспертиза результатов

Для выполнения задач работник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы не менее четырех лет. В этом профстандарт контрактный управляющий с 2018 года не претерпел никаких изменений. Компетенции работника предполагают решение следующих задач:

  • проверка соблюдений условий контракта;
  • проверка качества предоставленных товаров, работ и услуг;
  • организация процедуры приемки отдельных этапов исполнения контрактов и создание приемочной комиссии;
  • взаимодействие с поставщиком при изменении, расторжении контракта;
  • привлечение сторонних экспертов для проверки соответствия результатов, предусмотренных контрактом, и т. д.

Контроль конкурсных мероприятий

Для выполнения профессиональной деятельности в области контроля закупок сотрудник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы в данной области не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет. Основные направления деятельности:

  1. Мониторинг, аудит и контроль в сфере конкурсных процедур (не за работниками).
  2. Оценка обоснованности проведенных конкурсных процедур.
  3. Оценка эффективности обеспечения соответствующих нужд.
  4. Разработка локальных нормативных актов в сфере закупок, их адаптация к изменениям в законодательстве и т. д.

Профстандарт «специалист контрактной службы»: итоги

Все категории работников, занятые этим видом деятельности, должны пройти соответствующее дополнительное обучение по программе повышения квалификации или переподготовки в сфере закупок (если образование не в данной профессиональной области).

Для всех четырех направлений работы профстандарт контрактного управляющего по 44-ФЗ устанавливает единые требования к знанию законодательства РФ, в том числе гражданского, бюджетного, земельного и др.

в части применения к закупкам, а также этические нормы:

  • соблюдать конфиденциальность и этику делового общения;
  • активно бороться с профессиональной недобросовестностью;
  • не допускать конфликты на работе;
  • не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег (при этом в стандарте напрочь отсутствуют положения о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов).

В области профессиональных навыков все работники должны знать законодательство в части регулирования закупок и уметь выполнять необходимые и соответствующие функциональные обязанности по каждому из направлений.

Профстандарт «руководитель контрактной службы»

Руководители — к этим специалистам предъявляются высокие требования и ожидается от них высокий уровень компетенций. Стандарт утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 626н, зарегистрирован в Минюсте 09.10.2015 № 39275. В отличие от технических специалистов, руководители занимаются:

  • консультированием;
  • экспертизой;
  • организацией работы технических специалистов.

Именно этих специалистов принято называть контрактный управляющий, требования 2019 года к ним следующие: высшее образование, стаж работы в закупках от трех лет и выше.

Консультирование

По уровню образования человек должен быть минимум бакалавром, да еще и дополнительно обученным по программе повышения квалификации в закупках. Требования к опыту — от трех лет. Знания, умения и навыки по большей части относятся к нормам права, регламентирующим сферу закупочных процедур:

  • создание и ведение баз данных;
  • расчеты степеней влияния на ценообразующие параметры;
  • составление заключений;
  • непосредственное консультирование.

Экспертиза

Чтобы соответствовать требованиям, человеку нужно иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и пройти дополнительное обучение по работе в сфере закупок. Опыт работы необходим не менее четырех лет. Других особых условий не предусмотрено.

Аналогичной работой, по мнению составителей стандарта, занимаются бухгалтеры, оценщики, юристы, экономисты и т. д.

Подробнее можно посмотреть, чем занимается контрактный управляющий (код должности) в ОКЗ или ОКПДТР, например, в общероссийском классификаторе код этой должности 27779.

Что должен делать эксперт в закупках:

  1. Проводить экспертные оценки закупочной документации и заявок в процедуре закупки.
  2. Давать экспертную оценку при подведении итогов процедур закупок, при необходимости вести пересчет баллов.
  3. Разрабатывать методологические базы в рамках закупочной деятельности.
  4. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документы в виде заключения.

Организация работ

Уровень образования здесь аналогичен предыдущему, а вот опыт работы должен быть не менее пяти лет непременно в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях — от трех лет. Речь идет о руководителях в сфере закупок. Их функции и задачи:

  • распределение заданий между работниками и контроль их выполнения;
  • планирование текущей деятельности организации, подразделения;
  • осуществление контроля соблюдения условий, предусмотренных заключенными договорами на консультирование или экспертизу;
  • организация работ по контролю качества итоговых документов по экспертизе;
  • осуществление контроля рационального использования ресурсов;
  • осуществление контроля соблюдения требований охраны труда.

Должностная инструкция работника контрактной службы по профстандарту разрабатывается в каждой конкретной организации с учетом специфики деятельности этой организации, поэтому универсальной должностной инструкции не существует. За основу можно взять наш образец

Профстандарт специалиста в сфере закупок в 2020 году

Скачать

Особое мнение

Профстандарты нужно обязательнj применять работодателями только в части требований к образованию работников контрактной службы (контрактных управляющих) и членов закупочных комиссий по 44-ФЗ. Это мнение Минэкономразвития из письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно полностью соответствует трудовому законодательству.

В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели могут применять профстандарты только в части этих требований. А В 44-ФЗ требует только наличие образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов являются обязательными.

Все остальные качества заказчик может применять как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.

Краткие итоги

В целом, каких-либо специальных требований к специалистам в сфере закупок не установлено. Занимаются этим в основном бухгалтеры, юристы и экономисты, в соответствии со статьей 60.2 ТК РФ (расширение или увеличение объема работы).

Происходит это не только из экономии, но и потому, что на местах часто затрудняются определить размер оклада такого работника. Почему? Да потому что специалист в области закупок не упомянут ни в одной профессиональной квалификационной группе.

Читайте также:  Требования и правила охраны труда на высоте, техника безопасности

Контрактный управляющий ПКГ не назван ни в одном из этих документов, а это значит, что размеры окладов должны устанавливаться в зависимости от сложности труда (пункт 11 рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12) что позволяет относиться к ним вариативно.

Источник: https://clubtk.ru/pf-spec-v-zakupkah

Реестр профессиональных стандартов

558
Регистрационный номер
Деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд 08.026
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Группа занятий:
1111 Руководители федеральных и региональных органов законодательной власти и их аппаратов, депутаты законодательных собраний 1113 Руководители органов местного самоуправления
1213 Руководители в области определения политики и планирования деятельности 2414 Оценщики и эксперты
2425 Специалисты органов государственной власти 2529 Специалисты по базам данных и сетям, не входящие в другие группы
2631 Экономисты 3322 Агенты по коммерческим продажам
3342 Средний юридический персонал 4132 Служащие по введению данных
4312 Служащие по обработке статистической, финансовой и страховой информации и ведению расчетов 1112 Руководители (представители) федеральных и региональных органов исполнительной и судебной власти и их аппаратов
1120 Руководители учреждений, организаций и предприятий 1219 Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы
2411 Бухгалтеры 2421 Аналитики систем управления и организации
2522 Системные администраторы 2611 Юристы
3313 Помощники бухгалтеров 3323 Закупщики
3359 Среднетехнический персонал на государственной службе, не входящий в другие группы 4311 Служащие по бухгалтерским операциям и учету
(код ОКЗ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
68.1 Покупка и продажа собственного недвижимого имущества
68.2 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом
70.2 Консультирование по вопросам управления
82.11 Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации
84.1 Деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего и социально-экономического характера
84.2 Предоставление государственных услуг обществу
84.3 Деятельность в области обязательного социального обеспечения
99.00 Деятельность экстерриториальных организаций и органов
(код ОКВЭД) (наименование вида экономической деятельности)
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), город Москва
Арефьев Дмитрий Александрович
Наименования организаций-разработчиков
1. Автономная некоммерческая организация Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр», город Москва
2. Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций, город Москва

Источник: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=54897

Законодательное регулирование профессии специалиста по закупкам

Статьёй 9 Закона № 44-ФЗ закреплён принцип профессионализма заказчика. Данный принцип предполагает, что закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок достигается, в том числе путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важно! За несоблюдение принципа профессионализма и неприменение профессиональных стандартов в контрактной системе контрольные органы в сфере закупок вправе осуществлять контроль и применять меры административной ответственности.

Административная ответственность устанавливается в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ в части нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак.

часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Обязанность работодателей соблюдать требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены нормативными актами, профессиональными стандартами установлена статьёй 195.3 Трудового кодекса РФ.

Закон № 44-ФЗ подобные требования к квалификации сотрудников содержит, в связи с чем заказчик обязан следить за соответствием квалификации своих специалистов по закупкам установленным нормам и профессиональным стандартам.

Контрактная служба: понятие, состав, требования к сотрудникам

К специалистам по закупкам, обеспечивающим планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг, Закон № 44-ФЗ относит контрактную службу или контрактного управляющего.

Под контрактной службой понимается группа должностных лиц заказчика, на которую возлагается функционал осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действует контрактная служба в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Создание контрактной службы заказчика предусмотрено в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей.

Контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;
  • утверждение Заказчиком постоянного состава работников Заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей и у него отсутствует контрактная служба заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).

В силу Закона № 44-ФЗ (часть 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ) при создании закупочной комиссии Заказчик отдаёт преимущество лицам, прошедшим профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицам, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Профстандарты в сфере закупок

Обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ призваны профессиональные стандарты, разработанные во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н в сфере закупок утверждены следующие профессиональные стандарты:

  • «Специалист в сфере закупок»;
  • «Эксперт в сфере закупок».

Важно! Данные профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника. То есть нынешняя ситуация обязывает соблюдать профессиональные стандарты специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в сфере закупок.

Применение иных положений профессиональных стандартов в отношении квалификации носит добровольный характер.

Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ.

Положения Закона № 223-ФЗ обязательных требований к квалификации работников не содержат. Однако, заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путём применения профессиональных стандартов.

Остановимся подробнее на стандартах № 625н, № 626н.

Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

  • Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.
  • Всего в рамках системы профессиональных стандартов установлено девять уровней квалификации с 1-го (низший) по 9-ый (высший).
  • Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок предусматривает четыре уровня квалификации — с 5-го по 8-й.
  • Каждому уровняю квалификации соответствует свой набор трудовых функций, требований к образованию, обучению и опыту работы в сфере закупок:
Уровень квалификации Наименование обобщённой трудовой функции Трудовые функции Требования к образованию и обучению Требования к опыту практической работы
5-ый Обеспечение закупок
  1. — предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;
  2. — подготовка закупочной документации;
  3. — обработка результатов закупки и заключение контракта
Среднее профессиональное образование. ДПО (дополнительное профессиональное образование) — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок Не установлены
6-ый Осуществление закупок — составление планов и обоснование закупок; — осуществление процедур закупок ВО (высшее образование) – бакалавриат. ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок Не менее 3-х лет в сфере закупок
7-ый Экспертиза результатов закупок, приемка контракта — проверка соблюдений условий контракта; — проверка качества представленных товаров, работ, услуг ВО — специалитет, магистратура. ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок Не менее 4-х лет в сфере закупок
8-ый Контроль в сфере закупок — мониторинг в сфере закупок; — аудит и контроль в сфере закупок ВО — специалитет, магистратура. ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок Не менее 5-ти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х лет

Профстандарт «Эксперт в сфере закупок»

  • Стандарт «Эксперт в сфере закупок» в практической деятельности касается заказчика преимущественно при выполнении им обобщённой трудовой функции по экспертизе исполнения и результатов исполнения контракта.
  • Так, в силу статьи 94 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
  • В тех случаях, когда привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, не является обязанностью заказчик, он проводит экспертизу своими силами.
  • Для обобщённой трудовой функции «Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» установлен 7-ой уровень квалификации, для соответствия которому предъявлены следующие требования:
Трудовые функции Требования к образованию и обучению Требования к опыту практической работы
экспертиза закупочной процедуры; экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта ВО — специалитет, магистратура. ДПО — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок Не менее четырех лет в сфере закупок
  1. С учётом рассмотренных стандартов заказчикам следует выбирать программы и курсы повышения квалификации для своих специалистов.
  2. Дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок предполагает прохождение курсов повышения квалификации с получением удостоверения о повышении квалификации.
  3. Подводя итог, ещё раз отметим важность поддержания и повышения уровня квалификации и профессионального образования специалистов в сфере закупок.
  4. Важность заключается не только в обязательности требований по поддержанию профессионализма заказчика, но и, прежде всего, в снижении риска допущения ошибок при проведении закупок, влекущих за собой дополнительные временные и материальные затраты, а также последующие взыскания со стороны контрольных органов при выявлении допущенных нарушений.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1611

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector