Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности – что это, кем осуществляется

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности – что это, кем осуществляется

22:34, 08 декабря 2014 25   1   1384

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, или второе, более короткое название – Ростехнадзор.

Как говорит нам Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1], Ростехнадзор – это федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Что это за зверь и с чем его едят мы попытаемся разобраться в этой статье.

Ростехнадзор как федеральный орган исполнительной власти

Ростехнадзор часто по старинке называют Госгортехнадзором, но со временем старое название забывается и в разговорной речи используется все меньше и меньше.

Современная история Ростехнадзора составляет уже более 10 лет с мая 2004 года.

Именно с того момента появилось новое (реорганизованное из Госгортехнадзора) ведомство с более широкими полномочиями и новыми сферами государственного контроля и надзора.

Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.

Статья 5 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1] устанавливает, что орган исполнительной власти в области промышленной безопасности определяет Президент РФ или по его поручению Правительство РФ.

Помимо этого, на этот орган законом возлагается осуществление как нормативно-правового регулирования, так и специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.

Выделено так же требование к структуре органа исполнительно власти: необходимо наличие подведомственных территориальных органов.

Главным нормативным правовым актом определяющий систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, является Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [2].

Установить, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Основная задача федеральных служб – это осуществление функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Функции и полномочия Ростехнадзора, как федерального органа, устанавливаются в Положении о Федеральной службе по экологическому, технологическому атомному надзору [3]. Статья 1 Положения [3] закрепляет:

  • функции по выработке и реализации государственно политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора;
  • функции по контролю и надзору в сфере:
    • безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
    • промышленной безопасности;
    • безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения);
    • безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей);
    • безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений);
    • безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения.
  • а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Этой же статьей определены, что Ростехнадзор является:

  • органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
  • органом государственного горного надзора;
  • органом федерального государственного энергетического надзора;
  • органом федерального государственного строительного надзора;
  • регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.

В итоге можно отметить, что функции и области регулирования, а также контроль и надзор на который уполномочен Ростехнадзор, далеко не ограничены промышленной безопасностью.

Но в нашем случае это ведомство интересует нас именно как орган исполнительно власти в области промышленной безопасности.

Поэтому стоит упомянуть еще один нормативный правовой акт такой как «Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» [4], который закрепляет и уточняет функции Ростехнадзора именно в области промышленной безопасности.

В рамках функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности Ростехнадзором осуществляются следующие полномочия:

1) контроль и надзор:

  • за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности;

2) лицензирование следующих видов деятельности в области промышленной безопасности:

  • лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов;
  • лицензирование производства маркшейдерских работ;
  • лицензирование эксплуатации химически опасных производственных объектов.

3) выдача разрешений:

  • на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах;
  • на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами.
  • 4) регистрация опасных производственных объектов и ведение государственного реестра таких объектов;
  • 5) ведение реестра деклараций промышленной безопасности;
  • 6) проведение проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности;
  • 7) осуществление иных полномочий в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ:

Источник: http://xn—-7sbcqk1bfcbaffvcp4n.xn--p1ai/rostehnadzor-organ-ispolnitelnoj-vlasti/

Промбезопасность

Из статьи вы узнаете, что такое промышленная безопасность опасных производственных объектов, кем проводится федеральный надзор за соблюдением норм в этой области. Скачайте форму отчетности в Ростехнадзор.

Что такое промышленная безопасность

Промышленная безопасность – это состояние защищенности от аварий на предприятиях, которые эксплуатируют опасные производственные объекты (ОПО). Напомним, что к этой категории относятся объекты, перечисленные в Приложении 1 к Федеральному закону №116-ФЗ.

Читайте также:  Универсальные передаточные документы, упд – что это

Наряду с охраной труда, промбезопасность определяет защитные меры на особо опасных производствах – в добывающей промышленности, добыче и производстве углеводородов, на предприятиях, занимающихся переработкой газа и нефти, в горной промышленности, производстве электроэнергии и т.п., а также устанавливает требования к квалификации работников на ОПО, их аттестации – для руководителей и специалистов, а также для рабочих профессий (обучение и инструктаж).

Как организовать аттестацию по промбезопасности по новым правилам

Согласно закону РФ от 21.07.1997 г. №116-ФЗ, работа по обеспечению промышленной безопасности включает принятие мер по защите работников и населения прилегающих к ОПО территорий от возможных аварий, а также разработку и выполнение плана ликвидации их последствий.

  • Штрафы за нарушения требований промышленной безопасности

Промышленная безопасность на предприятии

На предприятии промбезопасность обеспечивается аттестованным руководящим составом, квалифицированным и подготовленным к возможным авариям персоналом, а также с помощью производственного контроля. В эту работу входит прогнозирование сценариев аварий с учетом всех рисков, в том числе человеческого фактора.

Анализ аварийности на предприятиях свидетельствует, что в большинстве случаев аварии являются следствием системных, повторяющихся в течение многих лет нарушений требований промышленной безопасности, неудовлетворительной организации рабочих процессов, небрежного отношения к трудовым обязанностям. Устранить эту тенденцию можно только путем выполнения всех норм и жесткого контроля за их соблюдением.

Один из важных методов – контроль за эксплуатацией оборудования. Обеспечить его безаварийность позволяет правильное техническое обслуживание и своевременное проведение планово-предупредительного ремонта специализированными организациями.

Основной задачей в промышленной сфере является предотвращение аварий на ОПО и минимизация их последствий для работников и внешней среды. Все опасные объекты должны быть зарегистрированы в Госреестре. Кроме регистрации, требуется лицензирование экспуатации ОПО. Работа без лицензии будет административным правонарушением по статье 9.1 КоАП РФ.

Если эксплуатирующая организация собрала все необходимые документы, нужно подать заявление на лицензирование. Внимательно проверьте, все ли требования статьи 13 закона № 99-ФЗ, Положения о лицензировании эксплуатации ОПО, утв. № 492, выполнены. В противном случае рассмотрение заявления может затянуться.

Федеральный надзор в области промбезопасности осуществляет Ростехнадзор. Для того чтобы начать эксплуатацию объекта IV класса опасности, достаточно соблюдения уведомительного порядка, тогда как для ввода в эксплуатацию ОПО I, II или III классов опасности сохранена процедура лицензирования.

Правовые основы промышленной безопасности

Правовые основы в данной сфере заложены в законе № 116-ФЗ и в ФНП по каждому виду ОПО – оборудование под избыточным давлением, подъемные сооружения, атомная энергетика, работа с химическими и взрывопожароопасными веществами и т.д. Полный перечень нормативных правовых актов приведен на сайте Ростехнадзора.

Проверьте свои знания! Сборник тестов по охране труда

Средства обеспечения промышленной безопасности

Средства обеспечения промбезопасности включают: 

  • кадровый отбор и дальнейшее обучение руководящего и инженерно-технического состава, работников рабочих специальностей, разработку производственных инструкций и ИОТ;
  • организацию и реализацию производственного контроля;
  • разработку плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий.

В каждой организации следует вести журнал по учету инцидентов и ежеквартально сдавать отчет в ТО Ростехнадзора. Допуск работника к эксплуатации ОПО должен быть оформлен приказом руководителя.

Для того чтобы составить эффективный ПМЛА, нужно заключить договор с профессиональными спасателями, а также обеспечить ограничение распространения аварии с помощью собственной службы НАСФ, горноспасательных, газоспасательных отрядов и т.п.

Нужно постоянно проводить осмотр и испытывать на исправность системы обнаружения аварии, обучать персонал быстрому реагированию на отклонения в показаниях контрольно-измерительной аппаратуры. ПМЛА следует разработать на каждый ОПО, а не на их группу.

Каждый отдельный объект отличается своей спецификой, которую план по ликвидации аварий должен учитывать.

На предприятии необходимо подготовить положение о производственном контроле, которое утверждает генеральный директор. Заверенная копия передается в ТО Ростехнадзора.

Если у предприятия имеются ОПО, то разрабатывается положение на каждый и, соответственно, подается копия в каждое ТО по месту нахождения.

Также обязательно должна быть составлена должностная инструкция ответственного за эксплуатацию.

Информация об изменениях в требованиях промбезопасности, а также комплект нормативных правовых документов и локальных актов должен находиться в каждом подразделении, эксплуатирующем ОПО. 

Не стоит недооценивать преимущества привлечения работников к разработке и реализации мер по снижению риска аварий.

Для этого можно проводить круглые столы, обмен опытом старших работников с молодыми коллегами во время стажировок, организовать день промышленной безопасности, выпускать листки с рекомендациями по соблюдению правил и норм, публиковать статьи работников в СМИ по вопросам эксплуатации ОПО.

Каждый опасный объект должен быть обеспечен, помимо комплекта НПА, еще уголком и знаками безопасности. Работник должен иметь возможность обратной связи. Для этого прекрасно подходит трехступенчатый контроль, начиная с уровня рабочего места в первой ступени.

Еще одним важным направлением является расследование причин аварий. Если с несчастными случаями в организациях, не отнесенных к ОПО, разбирается государственная инспекция Роструда, то на ОПО такие расследования регламентируются Ростехнадзором. Порядок расследования указан в приказе № 480.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности

Ростехнадзор обязан проводить контроль за исполнением требований по эксплуатации, обслуживанию и монтажу ОПО. С этой целью проводятся плановые и внеплановые проверки, а также прием отчетности.

С 1 января 2018 года проверки опасных объектов проходят с применением проверочных листов. Инспектор имеет право проверять только те требования, которые включены в список контрольных вопросов в чек-листах.

Читайте также:  Виды инструктажей по пожарной безопасности: требования охраны труда

►Читайте о проверках Ростехнадзора и применении чек-листов>>>

При эксплуатации ОПО ежегодно подавайте отчет «Сведения о проведенном производственном контроле», а также отчеты в зависимости от отрасли, к которой относится ОПО.

 Годовой отчет по производственному контролю сдают в Ростехнадзор все организации, которые эксплуатируют опасные объекты, независимо от класса опасности (п. 2 ст. 11 Закона. № 116-ФЗ, п. 14.1 пост.

Правительства России от 10 марта 1999 г. № 263).

Отчет подавайте ежегодно до 1 апреля в формате Excel в территориальное управление Ростехнадзора по фактическому местонахождению объекта. Отчетный период – год, предшествующий году подачи отчета. То есть в 2019 году сдают отчет за 2018 год. Типовая форма отчета установлена приказом Ростехнадзора от 23 января 2014 г. № 25.

История промышленной безопасности

10 декабря 1719 года (по старому стилю) указом Петра Первого была организована Берг-коллегия – рудная инспекция, осуществлявшая контроль за рудниками и рудными заводами. Одной из функцией этой коллегии было принятие мер по снижению количества погибших работников.

Этот день – 23 декабря – в честь признания необходимости деятельности по промбезопасности стал профессиональным праздником всех работников ОПО согласно постановлению Коллегии Ростехнадзора от 4 августа 2006 года.

Во второй половине двадцатого века мир потрясли крупные техногенные катастрофы с огромным количеством человеческих жертв, в стороне от которых Российская Федерация (в то время в составе СССР), к сожалению, остаться не смогла. В Советском Союзе реакцией на рост техногенных катастроф стало создание 7 апреля 1990 года (постановлением Совета Министров СССР №335) Госпроматомнадзора СССР.

20 мая 2004 г. Указом Президента Российской Федерации создан современный Ростехнадзор.

Традиции Берг-коллегии продолжает не только Ростехнадзор, но и каждая организация, эксплуатирующая опасный объект, в лице ответственного за ПК.

Узнайте, как организовать работы повышенной опасности>>>

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/96495-zakon-o-promyshlennoy-bezopasnosti-2016

Постоянный государственный надзор в отношении ОПО I класса опасности

18 Ноябрь, 201527 Ноябрь, 2018

В соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» на опасных производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора.

Попробуем разобраться, что это такое. Означает ли это, что на ОПО I класса постоянно будет присутствовать представитель надзорного органа (Ростехнадзора)? Как часто будут проводиться плановые проверки? 

Режим постоянного государственного контроля (надзора) установлен статьей 13.1 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указанная статья устанавливает режим постоянного государственного надзора на объектах повышенной опасности. После введения классификации опасных производственных объектов по классам опасности, режим постоянного госнадзора установлен в отношении ОПО I класса опасности.

В соответствии с частью 2 указанной статьи порядок осуществления постоянного государственного контроля (надзора) устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время применяется следующее постановление Правительства РФ, касающиеся порядка осуществления государственного контроля (надзора) за ОПО I класса опасности: Постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г.

№ 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях», которым утверждено Положение о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях.

Рассмотрим ключевые моменты указанного документа.

Постоянный государственный надзор на опасных производственных объектах осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.

Режим постоянного государственного надзора в отношении указанных объектов предусматривает проведение мероприятий по контролю за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим такой объект, обязательных требований: 

  • при эксплуатации объекта; 
  • при ведении технологических процессов и работ на данном объекте (в том числе при обслуживании, текущем ремонте, диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений, технических устройств, средств и оборудования, применяемых на объекте повышенной опасности); 
  • при осуществлении работ по капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта повышенной опасности.

Постоянный государственный надзор достигается посредством систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами органа надзора следующих мероприятий по контролю:

  • обход и осмотр зданий, сооружений, помещений объекта повышенной опасности, территории или частей территории объекта повышенной опасности, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования; 
  • проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте повышенной опасности; 
  • проверка пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии; 
  • проверка обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на объекте повышенной опасности (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»); 
  • рассмотрение организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте повышенной опасности предусмотрено обязательными требованиями промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, технического регулирования, анализ и оценка ее соответствия указанным требованиям; 
  • рассмотрение и анализ представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, технического регулирования, о результатах контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения; 
  • рассмотрение и анализ сведений, подтверждающих соблюдение организацией, владеющей объектом повышенной опасности, обязательных требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, технического регулирования;
  • рассмотрение сведений о планируемых организацией, владеющей объектом повышенной опасности, мероприятиях на объекте повышенной опасности, относящихся к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования, и их анализ и оценка на предмет своевременности, полноты и достаточности; 
  • участие уполномоченных должностных лиц органа надзора в обследованиях гидротехнического сооружения при подготовке декларации безопасности гидротехнического сооружения; 
  • наблюдение за работой комиссий по расследованию причин инцидентов на объектах повышенной опасности; 
  • наблюдение за соблюдением на объекте повышенной опасности требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте; 
  • наблюдение за работой аттестационных комиссий по аттестации специалистов в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений организации, владеющей объектом повышенной опасности; 
  • проверка выполнения мероприятий по устранению причин аварий, повреждений и инцидентов на объекте повышенной опасности, профилактике аварий, повреждений и инцидентов; 
  • проверка правильности идентификации опасного производственного объекта, установления класса гидротехнического сооружения; 
  • осуществление иных мероприятий по контролю в соответствии с комментируемым Законом.
Читайте также:  Основные причины производственного травматизма и профзаболеваний

Итак, несмотря на то, что Федеральным законом № 294-ФЗ предусмотрена возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности, конечно же, инспектор не будет находиться на вашем объекте постоянно. Для осуществления мероприятий по надзору предусматривается соответствующий график, утверждаемый соответствующим приказом.

Кроме того, приказом руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) органа надзора) должны быть назначены должностные лица органа надзора, уполномоченные осуществлять постоянный государственный надзор.

В этом же приказе указываются и сведения о графике мероприятий по контролю (реквизиты соответствующего приказа).

Заверенная копия приказа о назначении уполномоченных лиц в срок не позднее 3 рабочих дней после его издания должна быть направлена в адрес организации, владеющей опасным производственным объектом.

Только после получения приказа о назначении уполномоченных лиц, организация, владеющая опасным производственным объектом обязана обеспечить беспрепятственный доступ каждого уполномоченного должностного лица на объект повышенной опасности, к документам и средствам контроля безопасности указанного объекта.

Как правило, графиком мероприятий по контролю предусматривается периодичность их проведения в зависимости от различных факторов, в том числе от специфики производственного объекта.

Графиком, например, может быть предусмотрены обходы и осмотры зданий и сооружений на ОПО 1 раз в 6 месяцев; рассмотрение и анализ представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля 1 раз в 12 месяцев. Но также может быть предусмотрена периодичность «при необходимости».

В данном случае подразумеваются проверки, например, своевременного проведения ЭПБ какого-либо технического устройства, здания или сооружения; качество выполненных ремонтных работ, замены оборудования и т.п.

Таким образом, владельцы ОПО I класса опасности должны быть в любой момент готовы к проведению проверки Ростехнадзора. Но, конечно же, они не должны забывать внимательно анализировать акты проведенных проверок, особое внимание уделяя нормативным документам, на которые ссылается уполномоченное лицо надзора при выявлении нарушений и обоснованным срокам для устранения нарушений.

Источник: https://www.116-fz.ru/2015/11/18/i/

Федеральный надзор в области промышленной безопасности

Федеральный надзор в области промышленной безопасности представляет собой комплексную систему мероприятий по контролю обеспечения безопасности на промышленных предприятиях. В соответствии с постановлением Правительства от 30.07.

2004 N 401 основным государственным органом, который осуществляет функции в этой области, является Ростехнадзор. В дополнение к его работе отдельные задачи в сфере надзора за соблюдением требований законодательства на объектах решают другие ведомства.

В их число входят МЧС, ФСБ, ФСИН и прочие.

Мероприятия в рамках надзора за промышленной безопасностью

Контроль уровня безопасности на производственных предприятиях осуществляется посредством реализации комплекса мероприятий. Он включает в себя следующие виды деятельности:

  • проведение плановых проверок;
  • проведение внеплановых проверок;
  • аттестацию работников предприятий по промбезопасности;
  • разработку нормативных документов в области промышленной безопасности на различных категориях предприятий;
  • публикацию разъяснительных документов по вопросам применения действующего законодательства;
  • другие мероприятия.

Плановые проверки

Проведение плановых проверок состояния промышленной безопасности на предприятии осуществляется по заранее принятому графику. Он утверждается на весь следующий календарный год до его начала.

Данный график подлежит согласованию с органами прокуратуры и размещению на официальном сайте ведомства.

Плановый надзор в области промышленной безопасности включает в себя проверки, проводимые центральным аппаратом Ростехнадзора и его территориальными управлениями.

Внеплановые проверки

Осуществление федерального государственного надзора в области промбезопасности в форме внеплановых проверок регулируется статьей 10 294-ФЗ.

Указанный нормативный документ определяет исчерпывающие основания для проведения проверок внепланового характера. К ним относятся вступление в силу новых положений действующего законодательства, несчастный случай на производстве и некоторые другие.

Проведение внеплановых проверок по основаниям, не предусмотренным данным разделом нормативной базы, запрещается.

Аттестация в Ростехнадзоре по промышленной безопасности

Проведение обучения и последующей аттестации в Ростехнадзоре по промышленной безопасности предусмотрено для организаций, контролируемых данным ведомством.

К ним относятся промышленные предприятия, деятельность которых может повлечь за собой негативные последствия для персонала, населения и экологии в случае аварии.

Все сотрудники таких компаний должны проходить профильное обучение и проверку знаний. Это касается как рядовых работников, так и руководящего состава предприятий.

Проведение обучения осуществляется в предметной области, соответствующей сфере деятельности организации. Перечень областей аттестации, установленных на данный момент, определяется приказом Ростехнадзора № 233 и другими нормативными документами. Он включает в себя следующие области:

  • А — общие вопросы обеспечения промбезопасности;
  • Б — специальные области промышленной безопасности;
  • В — достижение требуемого уровня экологической безопасности;
  • Г — электробезопасность;
  • Д — безопасность в процессе эксплуатации гидротехнических конструкций;
  • Е — безопасность объектов атомной промышленности.

В соответствии с выбранной область формируется программа обучения и вопросы по аттестации. По результатам этой процедуры выдается протокол, подтверждающий уровень знаний, продемонстрированных работником.

Источник: https://www.CentrAttek.ru/info/nadzor-v-promyshlennoj-bezopasnosti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector