Государственная тайна: что это такое, определение

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит информация, относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере — режим секретности.

Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств.

С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов.

Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные — компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями.

Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне.

В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения.

Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Государственная тайна: что это такое, определение

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах.

Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов.

Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

Государственная тайна: что это такое, определение

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

Государственная тайна: что это такое, определение

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Государственная тайна: что это такое, определение

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» — только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» — только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» — для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Зашита информации, составляющей гостайну

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов.

Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним.

В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований.

Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране.

Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика — важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9098-gosudarstvennaya-tayna

Государственная тайна

см. «Государственная измена».

Источник: Словарь-справочник уголовного права

согласно Федеральному закону «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485–1, – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Источник: Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативнорозыскнои деятельности, распространение которыхможет нанести ущерб безопасности России. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, см. в Законе РФ«О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.

Источник: Понятия современного уголовного процесса

защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства. Виды сведений, которые могут быть отнесены к Г. т., указаны в Законе РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. Конкретный перечень сведений, составляющих Г. т., определяется Президентом РФ.

Источник: Большой юридический словарь

это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государству. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, в России определяется федеральным законом. За разглашение таких сведений должностные лица могут понести уголовную и дисциплинарную ответственность.

Источник: Большой юридический словарь

сведения военного, экономического, политического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера, имеющие важное государственное значение и специально охраняемые государством. За разглашение Г.т, утерю соответствующих документов виновные привлекаются к уголовной ответственности. Частью Г.т.

является военная тайна, от сохранности которой зависит обеспечение военной мощи и боеготовности Вооруженных Сил России. Виды сведений, которые могут быть отнесены к Г.т, перечислены в Законе РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. Конкретный перечень сведений, составляющих Г.т, определяется Президентом РФ. См. т.ж.

РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

  • защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
  • Не подлежат засекречиванию: сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан; о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности; о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов; о состоянии здоровья высших должностных лиц; о фактах нарушения здравоохранения органами государственной власти и должностными лицами.
  • Источник: Большой юридический словарь

защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, составляющих Г. т.

, устанавливается специальными нормативными правовыми актами, исходя из задач обеспечения обороноспособности, внешней безопасности и экономических интересов РФ. Обязанность военнослужащих ВС РФ строго хранить Г. т. закреплена в Военной присяге и воинских уставах.

Читайте также:  Умер сотрудник: как правильно уволить

Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих Г. т., совершенные военнослужащим, квалифицируются как государственная измена в форме шпионажа. Разглашение сведений, составляющих Г. т.

, военнослужащим, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием др. лиц, при отсутствии признаков государственной измены образует состав преступления, предусмотренного УК РФ. УК РФ установлена ответственность за нарушение военнослужащим, имеющим допуск к Г. т.

, установленных правил обращения с содержащими Г. т. документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют Г. т., если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» 1993 — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Для осуществления единой государственной политики в области защиты Г.т.

создан специальный коллегиальный орган — Межведомственная комиссия по защите Г.т. Правовое регулирование в этой области призвано обеспечить защиту сведений, составляющих Г.т, на основе установления специальных правил и порядка засекречивания и рассекречивания сведений, пользования и распоряжения ими, хранения, а также контроля и надзора за обеспечением их защиты.

В связи с этим Закон «О государственной тайне» устанавливает, что засекречивание сведений осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности, выявляемой на основе экспертной оценки, и своевременности. Указами Президента РФ утверждены Правила отнесения сведений, составляющих Г.т, к различным степеням секретности и Перечень сведений, отнесенных к Г.т.

Сведения, составляющие Г.т., в зависимости от степени секретности, подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные. Такое разделение зависит от масштабности сферы, в которой может быть нанесен ущерб безопасности РФ: интересы РФ в целом; интересы министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ; интересы предприятия, учреждения или организации.

Осуществляемые предприятиями, учреждениями, организациями работы, связанные с использованием сведений, составляющих Г.т., с созданием средств защиты информации и (или) оказанием услуг по защите Г.т. могут осуществляться на основе лицензии.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Л.А. Сергиенко

Источник: Юридическая энциклопедия

защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»).

Законодательство РФ о Г.т. основывается на Конституции РФ (ст. 29 ч. 4 Конституции предусматривает, что перечень сведений, составляющих Г.т., определяется ФЗ) и Законе РФ от 5 марта 1992 г.

№ 2446-1 «О безопасности».

Оно включает в себя в качестве базового компонента Закон «О государственной тайне», а также положения других законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой Г.т.

Закон «О государственной тайне» содержит подробный перечень сведений, которые могут быть отнесены к Г.т., как-то: различные сведения в военной области; в области экономики, науки и техники; внешней политики и экономики; разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Закон определяет критерии, принципы, в соответствии с которыми органы защиты Г.т. должны осуществлять засекречивание сведений: законность, обоснованность, своевременность.

Не должны засекречиваться сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах; о стихийных бедствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, преступности; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина: о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; о нарушении законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Граждане имеют право обжаловать в суд решения должностных лиц о засекречивании тех или иных сведений. Субъектами ответственности за нарушение законодательства РФ о Г.т. являются должностные лица и граждане, виновные в такого рода нарушениях.

В соответствии с действующим законодательством в зависимости от обстоятельств дела они несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность. Уголовная ответственность за разглашение Г.т. предусмотрена ст. 283 УК, а ст. 284 УК регламентирует ответственность за утрату документов, содержащих Г.т.

Источник: Энциклопедия юриста

защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Подробную расшифровку каждого вида сведений дает Закон РФ «О государственной тайне «от 21 июля 1993 г.

с изменениями и дополнениями от 6 октября 1997 г. Это понятие связано с конституционным правом на информацию. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Далее статья гласит: «Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом».

Закон устанавливает три степени секретности сведений, составляющих Г. т., и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания по предложению Правительства РФ Президентом РФ утверждаются состав, структура Межведомственной комиссии по защите Г. т.

и Положение о ней, а также перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к Г. т. Указанная комиссия формирует Перечень сведений, отнесенных к Г. т.

, в котором указываются органы государственной власти, наделенные полномочиями по распоряжению данными сведениями. Перечень утверждается Президентом РФ, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Указ Президента «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» принят 30 ноября 1995 г., а сам перечень сведений действует в редакции Указа от 24 января 1998 г.

Следует иметь в виду, что сведения подлежат не только засекречиванию, но и рассекречиванию.

Для этого компетентные органы периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, обязаны пересматривать перечни сведений в части обоснованности засекречивания и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Общий срок засекречивания сведений, составляющих Г. т., не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях он может быть продлен по заключению указанной выше Межведомственной комиссии. (С. А.)

Источник: Энциклопедический словарь конституционного права

Защищаемые гос-вом сведения в области его военной, внешнеполит., экономической, развед. деятельности, КРД и ОРД, распространение кот. может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона о гос. тайне). В соотв. со ст. 5 Закона о гос. тайне Т.г. составляют сведения в области развед.

деятельности, КРД и ОРД о (об): силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах развед. деятельности, КРД и ОРД, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; лицах, сотрудничающих или сотруд. ничавших на конфиденц. основе с органами, осуществл. развед.

деятельность КРД и ОРД; методах и средствах защиты секретной информации; организации и о фактич. состоянии защиты Т.г., и др. Срок засекречивания сведений, составляющих Т.г., не должен превышать 30 лет. В искл. случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите гос. тайны (ст. 13 Закона о гос. тайне).

Не подлежат отнесению к Т.г. и засекречиванию сведения о (об): состоянии преступности; привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гос-вом гр-нам, должн. лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; фактах нарушения прав и свобод человека и гр-на; фактах нарушения законности органами гос. власти и их должн. лицами, и др. (ст.

7 Закона о гос. тайне). См. Гриф секретности, Конспирация, Разглашение сведений, составляющих гос. тайну (в ОРД), Режим секретности, Секреты гос. Богатиков Д.И., Бушуев И.А., Игнатов А.Н. и др. Особо опасные государственные преступления. — М, 1963; Анашкин Г.З. Ответственность за измену Родине и шпионаж. — М., 1964; Смирнов Е.А.

Особо опасные государственные преступления: Вопросы квали- t фикации в связи с применением уголовно- ] правовой нормы. — Киев, 1974; Дьяков СВ., I Игнатьев А.А., Карпушин М.П. Ответственность за государственные преступления. — М., 1988; Закон РФ «О государственной тайне» /Под ред. М.А. Вуса. — СПб., 1997; Шумилов А.Ю.

Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: Моногр. — М., 1997; Дьяков СВ. Государственные преступления и государственная преступность. — М., 1999; Государственная тайна в РФ /Под ред. М.А. Вуса. — СПб., 1999; Фатьянов А.А.

Тайна право (основные системы ограничения доступ к информации в российском праве). М., 1999; Милюков С.Ф. Российское уголой ное законодательство. Опыт критическог анализа: Моногр. — СПб., 2000; [32].

Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия

Источник: https://determiner.ru/termin/gosudarstvennaja-taina.html

ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ТА́ЙНА

Авторы: Л. К. Айвар

ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ТА́ЙНА, за­щи­щае­мые го­су­дар­ст­вом све­де­ния в об­лас­ти его во­ен­ной, внеш­не­по­ли­тич., эко­но­мич., раз­ве­ды­ва­тель­ной, контр­раз­ве­ды­ва­тель­ной и опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ной дея­тель­но­сти, рас­про­стра­не­ние ко­то­рых мо­жет на­нес­ти ущерб гос. безо­пас­но­сти.

В Рос­сии пер­вые упо­ми­на­ния о за­щите сек­ре­тов в сфе­ре гос. служ­бы и о на­ка­за­нии за её раз­гла­ше­ние при­хо­дят­ся на 1720 (Ге­не­раль­ный рег­ла­мент Петра I). В сов. вре­ме­на дей­ст­во­ва­ла ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вая сис­те­ма за­щи­ты Г. т. Су­ще­ст­во­ва­ли гос.

и пар­тий­ная тай­ны. Оп­ре­де­ле­ние Г. т. ре­ша­лось на уров­не сек­рет­ных пра­ви­тельств. по­ста­нов­ле­ний. За­сек­ре­чен­ные све­де­ния под­раз­де­ля­лись на гос., слу­жеб­ную и во­ен­ную тай­ну. Дей­ст­во­вал ор­ган гос. цензуры – Глав­ное управ­ле­ние по ох­ра­не Г. т.

в пе­ча­ти (Глав­лит).

В Рос. Фе­де­ра­ции от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие в свя­зи с от­не­се­ни­ем све­де­ний к Г. т., их за­сек­ре­чи­ва­ни­ем или рас­сек­ре­чи­ва­ни­ем и за­щи­той в ин­те­ре­сах обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти го­су­дар­ст­ва, ре­гу­ли­ру­ют­ся на ос­но­ве по­ло­же­ний Кон­сти­ту­ции РФ за­ко­на­ми РФ «О го­су­дар­ствен­ной тай­не» (1993), «О безо­пас­но­сти» (1992), по­ло­же­ния­ми др.

за­ко­но­дат. ак­тов. Пре­зи­дент РФ ут­вер­жда­ет по пред­став­ле­нию Пра­ви­тель­ст­ва РФ Пе­ре­чень долж­но­ст­ных лиц ор­га­нов гос. вла­сти, на­деляе­мых пол­но­мо­чия­ми по от­не­се­нию све­де­ний к Г. т., а так­же Пе­ре­чень све­де­ний, от­не­сён­ных к гос. тай­не. Ус­та­нав­ли­ва­ют­ся три сте­пе­ни сек­рет­но­сти све­де­ний, со­став­ляю­щих Г. т.

, и со­от­вет­ст­вую­щие этим сте­пе­ням гри­фы сек­рет­но­сти для но­си­те­лей ука­зан­ных све­де­ний: «осо­бой важ­но­сти», «со­вер­шен­но сек­рет­но» и «сек­рет­но». По­ря­док оп­ре­де­ле­ния раз­ме­ров ущер­ба, ко­то­рый мо­жет быть на­не­сён безо­пас­но­сти РФ вслед­ст­вие рас­про­стра­не­ния све­де­ний, со­став­ляю­щих Г. т.

, и пра­ви­ла от­не­се­ния ука­зан­ных све­де­ний к той или иной сте­пе­ни сек­рет­но­сти ус­та­нав­ли­ва­ют­ся Пра­ви­тель­ст­вом РФ. В РФ ус­та­нов­ле­на уго­лов­ная от­вет­ст­вен­ность за вы­да­чу Г. т. (фор­ма гос. из­ме­ны); пе­ре­да­чу, со­би­ра­ние, по­хи­ще­ние или хра­не­ние в це­лях пе­ре­да­чи иностр. го­су­дар­ст­ву, иностр.

ор­га­ни­за­ции или их пред­ста­ви­те­лям све­де­ний, со­став­ляю­щих Г. т. (шпио­наж); раз­гла­ше­ние Г. т.; ут­ра­ту до­ку­мен­тов, со­дер­жа­щих гос. тай­ну.

Све­де­ния, не под­ле­жа­щие от­не­се­нию к Г. т. и за­сек­ре­чи­ва­нию, – све­де­ния о: чрез­вы­чай­ных про­ис­ше­ст­ви­ях и ка­та­стро­фах, уг­ро­жаю­щих безо­пас­но­сти и здо­ро­вью гра­ж­дан, и их по­след­ст­ви­ях, сти­хий­ных бед­ст­ви­ях, их офиц.

про­гно­зах и по­след­ст­ви­ях; со­стоя­нии эко­ло­гии, здра­во­охра­не­ния, са­ни­та­рии, де­могра­фии, об­ра­зо­ва­ния, куль­ту­ры, с.

х-ва, а так­же о со­стоя­нии пре­ступ­но­сти; при­ви­ле­ги­ях, ком­пен­са­ци­ях и со­ци­аль­ных га­ран­ти­ях, пре­дос­тав­ляе­мых го­су­дар­ст­вом гра­ж­да­нам, долж­но­ст­ным ли­цам, пред­при­яти­ям, уч­ре­ж­де­ни­ям и ор­га­ни­за­ци­ям; фак­тах на­ру­ше­ния прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на; раз­ме­рах зо­ло­то­го за­па­са и гос. ва­лют­ных ре­зер­вах РФ; со­стоя­нии здо­ро­вья выс­ших долж­но­ст­ных лиц РФ; фак­тах на­ру­ше­ния за­кон­но­сти ор­га­на­ми гос. вла­сти и их долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми.

Во всех за­ру­беж­ных стра­нах ус­та­нов­ле­ны осо­бые тре­бо­ва­ния к во­про­сам, свя­зан­ным с гос. безо­пас­но­стью и Г. т. Так, в Ве­ли­ко­бри­та­нии дей­ст­ву­ет неск. за­ко­нов об ох­ра­не Г. т.

Читайте также:  Льготы и компенсации за вредные условия труда

 – 1911, 1920, 1939 и 1989; в США за­щи­те и со­блю­де­нию Г. т. по­свя­ще­ны За­кон о нац. безо­пас­но­сти (1947), Ди­рек­ти­ва Со­ве­та нац.

безо­пас­но­сти 10/2 (1948), Ис­пол­ни­тель­ный при­каз № 12333 «Об управ­ле­нии раз­ве­ды­ва­тель­ной дея­тель­но­стью» (1981) и др.

Источник: https://bigenc.ru/law/text/2372978

Введение

Право на информацию — гарантированная Конституцией РФ возможность граждан получать достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц. «Кто владеет информацией — тот владеет миром». Сказавший это, Майер Амшель Бауэр, основатель династии Ротшильдов, вне сомнений, знал, о чём говорил.

На данный момент выделяется три группы информации, которой владеть могут не все. К информации с ограниченным доступом относятся: государственная тайна, межгосударственные секреты и конфиденциальная информация.

  • Понятием государственной тайны охватываются важнейшие сведения в сфере политических и экономических интересов государства, обороноспособности и военной безопасности.
  • Даже единичные факты «утечки» сведений, составляющих государственную и/или военную тайну, способны нанести огромный ущерб государственным интересам и повлечь за собой осложнение международных отношений, поставив государственные органы перед необходимостью перестройки системы обеспечения контроля и безопасности.
  • Потому в данной работе будет подробнейших образом рассмотрено, что входит в понятие Государственной тайны, а так же методы её защиты и особенно регулирования в Российском законодательстве.

В российском законодательстве существует более сорока видов тайн: коммерческая, банковская, служебная, тайна кредитной истории, страхования, завещания, усыновления и т.д.

Среди них государственная тайна занимает особое место по той причине, что является инструментом защиты политических, оборонных, экономических и других интересов страны.

Именно необходимость обеспечения обороны безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации является основным критерием отнесения сведений к государственной тайне.

Федеральным Законом № ФЗ № 5485-1 «О государственной тайне» регулируются отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. [6]

Во второй статье данного закона дано понятие государственной тайны: это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации [6, ст.2].

Исходя из данного определения можно заключить следующее: государственная тайна охватывает шесть сфер деятельности — военную, внешнеполитическую, экономическую, разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную — что и подтверждается статьёй 5 вторым разделом данного закона, в котором некоторые виды деятельности объединены.

Согласно статье восьмой, степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. [6, ст.8]. На данный момент существует три степени секретности сведений и, соответственно, три грифа: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ [8].

По мнению И.Л. Трунова, адвоката, в связи с тем, что действующая в стране система сохранения государственной тайны во многом унаследована от тоталитарной власти, она не пригодна для эффективного использования в условиях демократии и рыночной экономикой. А потому позволяет манипулировать понятием «государственная тайна».

Общая гипертрофированная система секретности и ведомственные барьеры приводят к тому, что даже внутри военно-промышленного комплекса лучшие достижения не могут свободно циркулировать, упираясь в незримые границы, что является препятствием для создания конкурентоспособной экономики, рентабельных на международном уровне финансово-промышленных групп, крупных хозяйственных структур. [11, С. 74]

1.1 Сравнение понятия «Государственная тайна» с аналогичным понятием в других странах

Сравнение концепции правового регулирования защиты государственной тайны в России и аналогичных концепций в США и ФРГ показывает, что эти страны весьма успешно построили свою защиту без конкретизации сведений в Конституции, не применяя в законодательстве конкретного и подробного перечня такого рода сведений. [2, С. 19]

В этих странах используются более широкие критерии степени секретности сведений, составляющих государственную тайну.

Немецкое определение государственной тайны распространяется на «явления, объекты или знания, которые доступны только ограниченному кругу лиц и которые должны содержаться втайне от иностранных государств для того, чтобы не допустить угрозы нанесения тяжелого ущерба внешней безопасности Федеративной Республики Германии». Разница заключается в том, что в Германии законодательно защищают от ущерба внешней безопасности, и для отнесения сведений к государственной тайне необходимо, чтобы их разглашение могло нанести лишь тяжелый ущерб безопасности. [трунов, 75]

В качестве примера также можно привести «Свод законов США — Титул 18», в главах 37 (параграфы 793 — 795) и 87 (параграф 1905) которого говорится о преступлениях по сбору, передаче или утрате информации оборонного значения и разглашении секретных сведений, отвечающих следующим критериям:

1) отнесенность информации к сведениям об объекте национальной обороны США (корабле, самолете и т.д.);

  1. 2) предоставление информации о месте изготовления и технических характеристиках такого рода объекта;
  2. 3) попытки приобрести документ о стратегических объектах США
  3. 4) вступление в сговор, подрывающий обороноспособность США

5) публикация, разглашение или любое иное предание гласности, не имея на то права, «какой-либо» информации, полученной в ходе осуществления своих служебных или должностных полномочий, исследований или расследований, проведенных тем, кто является должностным лицом или служащим Соединенных Штатов, и т.п. [2, С. 21]

Такое толкование понятия «государственная тайна» в США при помощи словосочетания «какой-либо» позволяет подвести под само понятие

государственной тайны более широкий круг сведений, чем просто обеспечение национальной (государственной) безопасности. [2, С. 18]

Существует и более общее понятие государственной тайны.

Законодательство Дании говорит об «ограниченных для распространения сведениях в интересах государства или его союзников, [включая] любой объект, из которого могут быть почерпнуты такие сведения, или любые такие данные».

Из такой нормы весьма трудно определить, и что именно будет сочтено «в интересах государства или его союзников», и кто такие союзники, и какие у них интересы. [11, С. 75]

Более широкая трактовка категории безопасности и защиты государственной тайны в законодательстве не только США, но и других зарубежных стран способствует совершенствованию деятельности органов, обеспечивающих безопасность, усилению с их стороны противодействия нанесению ущерба безопасности государства и защите государственной тайны, а также приводит к оптимизации правовой системы для обеспечения обороны и государственной безопасности указанных стран, хотя и вполне может при такой неопределенности ущемлять права граждан. [2, С. 17]

1.2 Правовые особенности регулирования в сфере государственной тайны

Согласно словарю финансовых терминов, правовое регулирование — это форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.

Предполагает осознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований — обязанностей и дозволений — прав.

Механизм правового регулирования соответствующих общественных отношений включает такие элементы, как правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание и т.д. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли.

Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отклоняющееся поведение образует правонарушения. [14]

  • Исходя из данного определения, рассмотрим регулирования отношений, возникающих в связи с государственной тайной, со следующих позиций:
  • — Правовые нормы;
  • — Правовая ответственность;
  • — Правовое сознание.
  • Все они так или иначе будут раскрыты в последующих разделах.

Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства. Как говорилось выше, всё, что касается государственной тайны, регулируется Федеральным Законом № ФЗ № 5485-1 «О государственной тайне».

Для того, чтобы выделить особенности, необходимо решить, что будет считаться отличительными свойствами, «обыкновенностями». Для этого будут сравнивать государственная тайна и другие виды тайн, существующих в Российской Федерации.

1.3 Государственная тайна и иные виды тайн.

В отдельный закон, помимо государственной тайны, на данный момент вынесена только коммерческая тайна.

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [15]

Банковская тайна — Сведения об операциях, счетах и вкладах е` клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией. [16, ст. 26]

Врачебная тайна — Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. [17, ст.13]

И тому подобное. Итак, какие различия и что общего между всеми данными понятиями «тайн». Во-первых, всё является сведениями, информацией, которую не следует разглашать. В случае разглашения наступает наказание.

Степень наказания и различность органов, охраняющих тайну, и являются ключевым отличием данных тайн друг от друга.

А именно: только в случае государственной тайны указано, что это — это защищаемые государством сведения.

Нарушение закона «О Государственной тайне» никогда не повлечёт за собой дисциплинарную, гражданско-правовую или административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации: о том, какие санкции применяются за нарушение данного закона, будет сказано ниже, тем не менее, легко догадаться, что ответственность будет уголовной.

Источник: https://studbooks.net/973219/pravo/ponyatie_gosudarstvennoy_tayny

Государственная тайна

Государственная тайна, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб государственной безопасности.

В России первые упоминания о защите секретов в сфере государственной службы и о наказании за её разглашение приходятся на 1720 год (Генеральный регламент Петра I). В советские времена действовала административно-правовая система защиты государственной тайны.

Существовали государственная и партийная тайны. Определение государственной тайны решалось на уровне секретных правительственных постановлений. Засекреченные сведения подразделялись на государственную, служебную и военную тайну.

Действовал орган государственной цензуры — Главное управление по охране государственной тайны в печати (Главлит).

В Российской Федерации отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности государства, регулируются на основе положений Кон­сти­ту­ции РФ законами Российской Федерации «О государственной тайне» (1993 год), «О безопасности» (1992 год), положениями других законодательных актов. Пре­зи­дент Российской Федерации утверждает по представлению Пра­ви­тель­ст­ва Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесённых к государственной тайне. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесён безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за выдачу государственной тайны (форма государственной измены); передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну (шпионаж); разглашение государственной тайны; утрату документов, содержащих государственную тайну.

Читайте также:  Оклад по воинскому званию и должности

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию, — сведения о: чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Во всех зарубежных странах установлены особые требования к вопросам, связанным с государственной безопасностью и государственной тайной.

Так, в Великобритании действует несколько законов об охране государственной тайны — 1911, 1920, 1939 и 1989 годов; в США защите и соблюдению государственной тайны посвящены Закон о национальной безопасности (1947 год), Директива Совета национальной безопасности 10/2 (1948 год), Исполнительный приказ №12333 «Об управлении разведывательной деятельностью» (1981 год) и др.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Lasswell H. D. National security and individual freedom. N. Y., 1950
  • Го­су­дар­ст­вен­ная тай­на и ее за­щи­та в РФ / Отв. ред. Ю. А. Ти­хо­ми­ров, А. В. Фе­до­ров. СПб., 2003

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/gosudarstviennaia_taina

Осторожно: государственная тайна!

Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых – постоянных или временных – работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.

Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых. И, будучи напрямую связанной ­с государственными интересами, требует особого внимания. 

 На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» ­применительно к любым существующим правоотношениям.

Итак, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона ­о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

  • 1)    сведения в военной области;
  • 2)    сведения в области экономики, науки и техники;
  • 3)    сведения в области внешней политики и экономики;
  • 4)    сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г.

№ 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне.

Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г.

№ 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также ­о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, ­предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
  1. Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.
  2. Порядок допуска к государственной тайне

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

  • Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями ­соответствующей ­степени секретности1 .
  • Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:
  • выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  • наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление ­конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

1)    первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; 2)    вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

3)    третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2  к государственной тайне, утвержденной постановлением ­Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1.    Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2.    Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина ­к государственной тайне3 ;
  • права на распространение сведений, составляющих государст­венную тайну, и на использование открытий и изобретений, ­содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска ­к государственной тайне.

3.    Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – органы безопасности).

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных ­мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню4 , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами ­документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне.

Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных меро­приятий.

Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

4.    Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;
  • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;
  • дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/149030/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector