Профстандарт воспитателя в 2020 году, утвержденный правительством рф

Для чего нужен профстандарт учителя?

Какие общие требования к педагогам устанавливает профстандарт в 2019 г.?

Обязательно ли применять в РФ профстандарт педагога?

Можно ли уволить за несоответствие утвержденному профстандарту педагога в 2019 г.?

  • Является ли профстандарт педагога универсальным для всех работников образования?
  • Должностная инструкция учителя и профстандарт: как привести в соответствие?
  • Где можно скачать профстандарт педагога

Для чего нужен профстандарт учителя?

Содержащиеся в  Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

Профстандарт воспитателя в 2020 году, утвержденный правительством РФ

Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей. Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.

Какие общие требования к педагогам устанавливает профстандарт в 2019 г.?

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

  • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
  • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

Профстандарт воспитателя в 2020 году, утвержденный правительством РФ

Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).

При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

Не могут трудиться в роли педагогов лица:

  • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
  • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
  • признанные недееспособными;
  • имеющие определенные заболевания.

Обязательно ли применять в РФ профстандарт педагога?

Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Источник: https://rusjurist.ru/kadry/professionalnye_standarty/profstandart-pedagoga-2019-utverzhdennyj-pravitelstvom-rf/

Как внедрить в вашем детском саду новый профстандарт няни. Алгоритм действий — Частное образовательное учреждение «Сибирская Региональная Школа (колледж) Анны Муратовой»

Минтруд утвердил профстандарт «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)». Мы попросили разработчика профстандарта Татьяну Волосовец рассказать все особенности работы с профстандартом, чтобы помочь вам внедрить новые правила в работу.

Профстандарт воспитателя в 2020 году, утвержденный правительством РФ

Чтобы профстандарт няни применить, надо знать, что прописывает документ: какие условия допуска к работе, требование к образованию, трудовые функции, где и как проходить профобучение. Далее сделайте четыре шага. Подробнее о шагах и документах, которые надо оформить, далее в статье.

При каких условиях теперь можно допускать няню к работе

Профстандарт – первый документ, который регламентирует трудовые функции няни. Раньше конкретных требований к кандидатам на эту должность не было. Профстандарт вводит два условия допуска к работе. И требование к образованию и обучению.

Нормативный документ

Профстандарт «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)» утвержден приказом Минтруда от 05.12.2018 № 769н

Пройденные медосмотры

Первое условие допуска няни к работе – при поступлении на работу пройти обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры. Поэтому важно, чтобы работник был физически и психически здоров.

Отсутствие судимостей

Второе условие допуска к работе – чтобы не было судимости. К деятельности по присмотру и уходу за детьми не допускаются лица, которые имеют или имели судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством.

Среднее общее образование и профобучение

У няни должно быть среднее общее образование. Если кандидат на вакансию приходит к вам с документом об окончании девяти классов, он не соответствует профстандарту.

Теперь стало обязательным, чтобы няня прошла профессиональное обучение объемом не менее 144 академических часов.

Работников будут учить не только функционалу, который дан в профстандарте, но и основам педагогики и возрастной психологии. Няня также обязана уметь оказывать первую помощь детям.

Где няни смогут пройти профессиональное обучение

1января 2020 года

профстандарт няни будет обязателен к исполнению

Профессиональное обучение няни смогут получить во всех регионах. Обратитесь в орган управления образованием в вашем регионе, чтобы узнать, в каких институтах повышения квалификации организованы курсы для нянь.

Профессиональную подготовку няни смогут проходить очно и дистанционно. По окончанию обучения работники получают документ о профессиональном обучении.

Он поможет им не только при работе в детском саду, но и при найме в семью.

Сейчас няни могут пройти переподготовку дистанционно в Институте новых технологий в образовании.

Какие трудовые функции няни теперь должны выполнять

Няня – не педагогический работник, а учебно-вспомогательный персонал. Она не обязана принимать участие в образовательной деятельности

Основная трудовая функция няни «Присмотр и уход за детьми в повседневной деятельности».

Профстандарт выделяет в функционале няни особенности в уходе за детьми разного возраста, а также в уходе за детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  • уход за детьми младенческого возраста (до 1 года) в повседневной деятельности;
  • уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет) в повседневной деятельности;
  • присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет в повседневной деятельности;
  • присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в повседневной деятельности.

Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года)

Дети младенческого возраста – это самая трудоемкая группа. Сейчас мало детских садов, в которых есть группы для детей этого возраста, но в рамках национального проекта «Демография» планируется увеличить их количество. Если в вашем детском саду есть такая группа, проверьте, соответствует ли няня требованиям профстандарта, если нет – отправьте на обучение.

Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет)

Таких групп в детском саду раньше почти не было, они открываются. Рекомендуем отправить нянь на обучение по уходу за такими детьми.

Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет

Функционал по присмотру за детьми дошкольного возраста от 3 лет – самый отработанный из всех, что даны в новом профстандарте. Няня не относится к педагогическим работникам, а относится к учебно-вспомогательному персоналу. Она не принимает участия в реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Присмотр и уход за детьми с ОВЗ и инвалидностью

Среди всех трудовых функций няни присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья – самый сложный и новый функционал. Работе с этой группой детей нянь также будут обучать в рамках профобучения.

Может ли няня заменить воспитателя

В частных детских садах есть группы по присмотру и уходу. Их финансируют родители. В них вместо воспитателя может быть только няня. Но в муниципальных детских садах все группы – образовательные.

В таких группах должно быть два работника: воспитатель и помощник воспитателя или няня. Няня не педагогический работник, и она не обязана помогать воспитателю на занятиях по обучению детей.

Ее функции – присмотр и уход.

К СВЕДЕНИЮ

Няня, помощник воспитателя и младший воспитатель – в чем разница

Часто в детских садах путают няню, помощника воспитателя и младшего воспитателя. У няни и помощника воспитателя одинаковый функционал, различие – в названии должности. В связи с профстандартом няни менять в штатном расписании всех помощников воспитателей на нянь не обязательно. Решает это учредитель. Если у вас в штате числятся только помощники воспитателей, вы можете продолжать ориентироваться на требования ЕКС до конца этого года. Младший воспитатель – педагогический работник, согласно разрабатываемой в данный момент Национальной системе учительского роста (НСУР) он должен иметь соответствующее образование (среднее специальное). Няня согласно профстандарту не педагогический работник, следовательно, требование к образованию у нее – это 11 классов.

Как применить профстандарт в вашем детском саду

Если няня есть в штате детского сада, то новые трудовые функции и умения няни добавьте в должностную инструкцию работника, оформите допсоглашение к трудовому договору. Если нянь нет, то измените штатное расписание, впишите должность, разработайте положение об уходе и присмотре.

Важно

Финансировать обучение нянь детский сад может из собственных средств. Или может дождаться поступления средств на профобучение нянь в рамках национального проекта «Демография»

В школе Анны Муратовой – ВЕСНА! Для поднятия настроения мы подготовили приятные подарки и сюрпризы!

Весь март в рамках акции «Весеннее настроение» всем учителям–женщинам при покупке любого школьного курса электронных уроков мы дарим скидку 10%.

Внимание! В рамках акции ученикам школы Анны Муратовой весь месяц  бесплатно открыт  доступ к тренажерам ВПР (4 класс).

Источник: http://anna-muratova-school.ru/news/2165-2/

Профессиональный стандарт воспитателей ДОУ: цели, задачи и требования

Профессиональный стандарт воспитателя — характеристика на педагога дошкольного образования, включающая оценку знаний, умений и навыков специалиста, которые потребуются для работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Документ:

  • регламентирует трудовые отношения и требования к специалистам;
  • является основой для проведения кадровой политики в ДОУ, повышения квалификации, присвоения званий и квалификации педагогам;
  • способствует реформированию системы образования. 

Профстандарт воспитателя: цели и задачи документа

Профессиональный стандарт воспитателя существенно отличается от квалификационного справочника, поскольку содержит более подробную информацию. Он отражает политику государственного регулирования вопросов качества образования. Стандартизация была введена для того, чтобы воспитанием и обучением детей занимались настоящие профессионалы.

На данный момент государственные требования к квалификации, умениям и знаниям педагогов регулируют два документа: ФГОС, который был утвержден Минобрнауки РФ и утвержденный Минтруда РФ Профстандарт.

Важно помнить, что несмотря на схожесть документов, ФГОС регламентирует работу учреждений сферы образования, а профстандарты конкретизируют кадровую работу в них и касаются определенной категории сотрудников.

Оба эти документа были представлены в 2013 году, но профессиональному стандарту педагога дошкольного образования (воспитателя) потребовалось шесть лет для вступления документа в силу, поскольку документ неоднократно дорабатывался (последний перенос введения, согласно министерскому указу №563, состоялся с 1 января 2017 на 1 сентября 2019).

Любопытно, что параллельно с ним велась работы над профстандартом для младших воспитателей детского сада (помощников воспитателя), но его так и не приняли.

Московский городской психолого-педагогический университет выступил разработчиком действующего профстандарта воспитателя, который является частью документа, регулирующего требования к работникам сферы образования от дошкольного до среднего звена.

Профстандарт воспитателя в 2020 году, утвержденный правительством РФТаким образом, в контексте перехода на ФГОС, с 1 сентября 2019 года работодатели, заключая трудовой договор с сотрудником, принимая решение об организации аттестации, составлении должностной инструкции или принимая иные управленческие решения в отношении кадров детского сада, должны будут руководствоваться нормами утвержденного профстандарта. Документ призван помочь заведующим детскими садами сформировать штат компетентных специалистов, профессионалов, способных обеспечить высокое качество дошкольного образования.

Согласно ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимую для выполнения трудовых функций. Единый профстандарт объединяет требования к педагогам всех ступеней системы образования и в ДОУ применяется:

  • при принятии управленческих решений и реализации кадровой политики;
  • в процессе составления должностных инструкций педработников, регулирующих требования к умениям, знаниям и опыту;
  • в ходе формирования штатного расписания с распределением наименований должностей сотрудников;
  • в процессе аттестации педагогов, позволяя определить соответствие занимаемой должности;
  • при составлении рекомендаций для педагогов по получению дополнительного профессионального образования.  

Профстандарт педагога дошкольного образования выполняет следующие цели:

  1. Разработка единой системы оценивания навыков и квалификации педработников, применимой для аттестации, подписании трудового договора, реализации профессиональной деятельности.
  2. Формирование единых требований к качеству и характеру педагогической деятельности в ДОУ.
  3. Стимулирование воспитателей к самообразованию, работе над собой, повышению качества образования. 

В 2019 году Минтруда утвердило новый профстандарт няни, который станет обязателен к исполнению 1 января 2020. Позаботьтесь заранее о введении новых правил — воспользуйтесь пошаговой инструкций от разработчика нового профстандарта

Структура профстандарта воспитателя

Профстандарт воспитателя 2018, утвержденный правительством РФ скачать можно на сайте Минтруда.

Документ имеет шаблонную структуру, повторяющуюся в других профессиональных стандартах, которые внесены в реестр Минтруда.

Нормативный акт составлен из четырех блоков, первые три из которых относятся к трудовым функциям и квалификационным требованиям профессии, а в последнем отражается информация о разработчиках документа. 

Общее описание В первом разделе профстандарта для воспитателей детского сада 2018 года обозначено название должности и ключевая цель деятельности воспитателя детского сада, к которой в первую очередь относят предоставление воспитательно-образовательных услуг, официальная классификация. 
Функциональная карта Краткое описание функций, которые выполняет специалист. В разделе акцентируется на воспитательной, образовательной и развивающей задачах.
Детальная характеристика функций Детализируются трудовые функции воспитателя детского сада, каждой дается подробная характеристика, описание требований к воспитателю, его образованию и навыкам.
Организация-разработчик Сведения об организации-разработчике документа.

Чтобы выполнять возложенные на специалиста задачи, согласно профстандарту воспитателя 2018, он должен обладать определенными навыками и знаниями, а наибольшую сложность вызывает воспитательная функция, которая требует от педагога умения управлять индивидуальной и групповой деятельностью детей, анализировать состояние детского коллектива, формировать психологически комфортную среду, защищать достоинство и интересы воспитанников, эффективно взаимодействовать с другими педагогами. Следовательно, для успешной реализации организаторской, образовательной и воспитательной функций воспитатель должен соблюдать нравственные, этические и правовые нормы, для чего ему необходимо знать:

  • действующие законодательные формы в сфере защиты прав детей и работы с ними;
  • основы детской психологии, закономерности развития детей, общие кризисные точки;
  • базу психодидактики;
  • принципы эффективного достижения целей в ходе реализации образовательной деятельности;
  • апробированные педагогические технологии, методики и приемы. 

Воспитателем может быть тот специалист, который уважает и любит детей, кто готов нести ответственность за воспитанников, ладить с коллегами и родителями, проявлять заботу о развитии и успешности малышей.

Именно поэтому профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя 2018 года позволяет принимать на работу соискателей, которые имеют пятый или шестой уровень квалификации и:

  • среднее или высшее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки»;
  • либо же среднее или высшее профобразование в любой области, однако впоследствии прошли программу дополнительного обучения в сфере педагогики и образования и могут работать с дошкольниками. 

Такие высокие требования к квалификации обусловлены тем, что воспитатель находится в постоянном контакте с детьми, а потому должен обеспечивать их безопасность и комфорт, способствовать гармоничному развитию и приобретению необходимых возрасту навыков и знаний. По этой причине работодатели проверяют у соискателей не только наличие образования и квалификации, но и на наличие:

  • судимости за любые преступления, указанные в ст. 331 ТК РФ;
  • заболеваний, которые являются потенциально опасными для контактирующих с ним людей;
  • запретов на осуществление педагогической деятельности, вынесенных на основании судебного приговора. 

Если работник имеет недостаточную квалификацию или уровень его знаний не соответствует требованиям профессионального стандарта педагога дошкольного образования, работодатель не вправе использовать эти факты в качестве основания для отстранения или увольнения сотрудника. К счастью, российское законодательство предоставляет право повысить уровень квалификации тем педагогам, чье образование не соответствует профстандарту (но не чаще, чем раз в три года). 

Стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» регулирует функции, которые выполняет специалист в ходе реализации профессиональной деятельности. Таким образом, согласно профессиональному стандарту педагога-воспитателя, он:

  • выполняет свою профессиональную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
  • принимает участие в разработке образовательной программы, программы развития ДОУ, создания в нем комфортной и безопасной среды, работает над их реализацией;
  • занимается планированием и проведением учебных занятий с последующим анализом эффективности выбранных подходов;
  • организует и анализирует академические успехи воспитанников за отчетный период и по окончанию дошкольного обучения;
  • способствует формированию у детей навыка учиться, мотивирует их к этому, дает адекватную оценку знаниям согласно выбранным методам контроля. 

Требования, которые профессиональный стандарт педагога по ФГОС выдвигает к воспитателям детского сада. 

Трудовые задачи
  • Профстандарт требует от воспитателя участия в:
  • прогностической работе и корректировке образовательных задач, основанной на результатах мониторинга и в контексте индивидуальных особенностей детей. 
  • формировании комфортной и безопасной среды в детском саду, необходимой для обучения и развития детей, оказания поддержки детям в период адаптации;
  • разработке ООП согласно с ФГОС дошкольного образования. 
Воспитателю следует выполнять организаторские функции, включаясь в:

  • образовательный процесс в контексте непрерывного взаимодействия с воспитанниками в контексте индивидуализированного подхода; 
  • процесс конструктивного взаимодействия взрослых и детей, содействования в свободном выборе вида деятельности;
  • разные виды детской деятельности, включая конструирование, игры, исследовательскую работу.
Необходимые умения Воспитатель в детском саду должен уметь:

  1. Задействовать в работе различные виды развивающей деятельности (познавательно-исследовательскую, продуктивную, игровую);
  2. Применять методы личностного, познавательного и физического развития дошколят в соответствии с ООП;
  3. Создавать условия для организации различных видов деятельности детей, обеспечивать для них игровое пространство и время. 
  4. Использовать психолого-педагогический анализ для оценки академических и воспитательных результатов детей, степень сформированности у них качеств, которые необходимы для учебе в школе. 
  5. Формировать партнерские отношения с родителями, повышать их педагогическую компетентность.
  6. Использовать ИКТ для планирования и реализации учебно-воспитательной работы. 
Необходимые знания Согласно профессиональным стандартам для воспитателей, педагог в ДОУ должен знать:

  • профессиональные компетенции педагога ДОУ;
  • теории личностного, познавательного и физического развития детей дошкольного возраста и общие закономерности развития;
  • специфику становления деятельности детей дошкольного возраста;
  • личностный, деятельностный и культурно-исторический подходы в дошкольной педагогике;
  • особенности организации работы с дошкольниками. 

Таким образом, приводятся в соответствие те профессиональные компетенции, которые предъявляет к педагогам дошкольных учреждений ФГОС ДО, и перечень трудовых действий, которыми будут владеть воспитатели детского сада в связи с введением профстандарта «Педагог». 

Важно подчеркнуть, что перечень трудовых функций для воспитателя определяет руководитель соглас профессиональным задачам учреждения. А потому заведующий из числа трудовых действий может поручить конкретному воспитателю только некоторые из заявленных в профстандарте, что впоследствии будет отображено в должностной инструкции и трудовом договоре. Поэтому Минтруда РФ предлагает руководителям:

  • взять описание трудовых действий за основу;
  • при составлении должностной инструкции объединять трудовые функции одного профстандарта или разных профстандартов;
  • распределять трудовые функции одного из профстандартов между несколькими сотрудниками.

Несмотря на то, что профстандарты в ДОУ по ФГОС будут обязательными к исполнению с 1 сентября 2019 года, руководители учреждений самостоятельно определяют порядок введения профессиональных стандартов, учитывая мнение представительного органа работников. Правительственное постановление №584 требует от ДОУ завершить процесс введения профстандартов к 1 января 2020 года. Для этого руководителям учреждений следует применить следующий алгоритм:

  1. Издать Приказ о создании специальной рабочей группы.
  2. Составить План по организации введения профстандартов, который должен быть согласован с профсоюзными организациями. При этом важно учитывать время, которое потребуется для повышения квалификации и переподготовки педагогов, которые не соответствуют федеральным требованиям. 
  3. В Плане отразить этапы применения профстандартов и их перечень, уточнить требования к профобразованию на основании квалификационных характеристик должностей, указать мероприятия по переподготовки и по образованию педагогов, а также список локальных актов, которые требуют корректировки в связи с введением профстандарта.

Профессиональный стандарт воспитателя детского сада — документ, который требует от педагогов перестройки под форматы ФГОС и современные требования. На деле процесс сталкивается с рядом проблем:

  • недостаточное финансирование, из-за которого в образовательных учреждениях наблюдается нехватка средств ИКТ, методической и профильной литературы;
  • катастрофическая нехватка кадров в дошкольных образовательных учреждениях, в связи с которой многие специалисты работают по совместительству;
  • высокие требования к профильному образованию ставят под вопрос работу педагогов в сельских ДОУ или специалистов, имеющих многолетний опыт работы, но недостаточную квалификацию. 

Специалисты отмечают, что профстандарт лишь усугубит технократический подход к оценке труда педагога, представив перед ним недостижимый идеал.

Акцент делается на том, что введение профессионального стандарта для воспитателя должно быть следующим шагом после реформирования высшей школы, готовящей педагогов, а не предшествовать ей. В противном случае от педагога требуют того, чему его не научили.

Профессия педагога, воспитателя остается творческой и нестандартной, педагогическая миссия не поддается стандартизации, а потому и введение такого элемента административного контроля, как стандарт, уже не раз переносилось и тормозилось. 

Источник: https://www.resobr.ru/article/63328-qqq-18-m11-professionalnyy-standart-vospitateley

Профстандарт воспитателя ДОУ — педагога дошкольного образования | АБиУС

  • 3 окт. 2019
  • Юлия Гордиенко
  • 5 минут

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя.

Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», — так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

 —  Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

Требования к образованию воспитателя по профстандарту

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых вы можете претендовать на работу воспитателя

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

  1. Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
  2. Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
  3. Требований к опыту работы нет.

 

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

1) Воспитательная;

Трудовые действия Необходимые умения
Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды; Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы; Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера; Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
Проектирование и реализация воспитательных программ; Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.); Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации; Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде; Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действия Необходимые умения
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования; Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка; Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;
Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования; Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы; Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе; Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы; Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;
Формирование психологической готовности к школьному обучению;
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации  созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).  

  • В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:
  • Программы профессиональной переподготовки
  • Программы повышения квалификации
  • Программы профессионального обучения
  • «Младший воспитатель»;
  • «Помощник воспитателя».

Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей

  • Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
  • Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
  • Удобная и понятная система дистанционного обучения — доступ с ПК, смартфона, планшета.
  • Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
  • Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Источник: https://www.akbiz.ru/publications/profstandart-vospitatelya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector