Трудовая миграция в россии – определение, регулирование

Регулирование трудовой миграции в России и ее контроль в течение долгого времени является существенной проблемой. Для ее решения каждый год в законодательство государства вносятся и утверждаются поправки. Чтобы познакомиться с особенностями, видами трудовой миграции, ее положительными и отрицательными сторонами, для начала необходимо разобрать само определение.

​​Понятие трудовой миграции

Трудовая миграция в России – определение, регулирование

Международная трудовая миграция подразделяется на иммиграцию и эмиграцию. Под первой классификацией понимается въезд при перемещении населения на территорию конкретного государства. Второй вариант следует рассматривать, как выезд из страны.

Последствия в истории трудовой миграции прослеживаются еще со времен II Мировой войны, когда произошло усиление миграции. Если в 80-х годах число мигрантов, без учета членов семей, составляло около 21 млн, то к началу 2000 года, оно возросло до 70 млн.

По оценке МОТ ежегодно пересекают границы до 1 млн человек. Более 18 млн проживают вне родной страны. Среди них и жители России. Однако стоит отметить, что в 90-е годы прошлого века около 8 млн русских вернулось в Россию.

Это продолжается и в настоящее время, причем мигрантов разных национальностей, в т. ч. иностранцев.

Трудовая глобальная миграция все более разрастается, чему способствуют тенденции развития:

  • зарубежные страны, нуждаясь в профессиональных кадрах, приглашают на работу квалифицированных специалистов, всячески их стимулируя. Происходит отток работников из России за границу и, как следствие, оголение отечественных рабочих мест;
  • отмечается прилив в Россию низкоквалифицированной рабочей силы из восточных стран-соседей РФ. Мигранты выполняют, в основном, малооплачиваемую работу, но, тем не менее, занимают рабочие места, предназначенные для граждан России.

Характеризуя трудовую миграцию современного общества можно выделить уменьшение ее оттока в страны Западной Европы и стабильность миграции в Северную Америку.

Южноевропейские государства все больше привлекают рабочую силу, нежели делятся своей.

Изменения в социальном и экономическом плане, произошедшие в последние годы, приводят к новым потокам миграции в странах Тихоокеанского бассейна, Африканского континента и Азии.

Государства, добывающие нефть привлекают рабочую силу, как правило, из малоразвитых стран. Большое количество населения бегут с Юга, передвигаясь севернее, жители бывшего СССР продолжают мигрировать на Запад. Помимо представленных характеристик международной современной трудовой миграции наблюдается, что персонал высокого уровня становится более мобильный на постоянной и временной основе.

Основные виды трудовой миграции

Трудовая миграция в России – определение, регулированиеЧитать так же:  Нелегальная миграция

Внешней называют миграцию, целью которой является пересечение людьми границ России, причем как въезжая в страну, так и покидая ее пределы.

Чтобы оформить внешнюю миграцию в РФ, нужно прибегнуть к определенным действиям, а именно:

  • собрать документы и указать причину выезда из России в другую страну;
  • определить, какое время планируется провести в указанной стране;
  • получить одобрение на работу и вид на жительство;
  • сдать необходимые экзамены и оформить страховки.

Перемещение мигрантов по городам в территориальных рамках государства является внутренней миграцией. Это обусловлено неодинаковым уровнем образования в разных уголках России, а также рядом иных причин неравномерности распределения по регионам:

  • рабочих мест;
  • уровня зарплаты, а вместе с ним и уровня жизни населения;
  • числа именно специалистов с разной планкой квалификации;
  • развитой экономики.

Причины трудовой миграции

Трудовая миграция в России – определение, регулирование

Причины внешней и внутренней трудовой миграции разные:

  • экономические, с перспективой карьерного роста;
  • политические, вплоть до военных конфликтов;
  • бытовые и социальные;
  • экологические;
  • идеологические и религиозные и другие.

Стран-доминантов, владеющих огромным количеством всех мировых ресурсов, немного. Именно туда, в промышленно развитые территории, стремятся люди из стран с низким прожиточным уровнем в поисках работы и заработка. Это одно из направлений внешней трудовой миграции по причинам экономического характера. По трем другим направлениям миграция происходит:

  • между развитыми и успешными государствами;
  • среди слабых развивающихся стран;
  • из перспективной страны в развивающуюся (проверить себя, помощь в обучении и т. д.).

Особенности трудовой миграции в России

Трудовая миграция в России – определение, регулирование

В Россию за последнее время мигрировали миллионы жителей стран ближнего зарубежья — Украины и Узбекистана (по 2 млн), а также Таджикистана (около 1 млн).

Закон, принятый в России о трудовой миграции, достаточно лоялен в требованиях к мигрантам постсоветского пространства. А языковой барьер, в отличие от иностранцев, не является острой проблемой.

Контролирует процедуру передвижения мигрантов миграционная служба России, которая вправе вести их учет, привлекать из-за границы, квотировать, распределять по рабочим местам, выдворять по разным причинам из страны и пр.

Регулирование трудовой миграции в РФ

Источник: https://zakonoved.su/trudovaya-migraciya-v-rossii.html

Трудовая миграция в россии

Трудовая миграция в России – определение, регулирование

Трудовая миграция — наиболее динамичный и самый большой миграционный поток в СНГ, стимулируемый тяжелой экономической ситуацией и разрешением прежней сферы занятости. Развитие трудовой миграции носило взрывной характер, и она быстро приобрела массовое распространение, как это характерно для всего мира.

Реформы в политической и экономической сфере с 90-х годов XXI века создали условия для вхождения Российской Федерации в международный рынок труда и привели к развитию новых реальностей в области внешней трудовой миграции.

С началом проведения политики открытого общества Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника интеграционных процессов и международного трудового обмена.

Выявление и изучение этих новых явлений — предпосылка правильного понимания современных тенденций миграционных процессов, их взаимосвязей с миграционной политикой, регулированием ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения.

Переход к рынку, появившиеся возможности выезда за границу в сочетании с экономическим кризисом, массовой потерей работы и падением заработной платы сыграли большую роль в развитии трудовой миграции. Она стала главным способом заработка для миллионов жителей нашей бывшей страны Миграция населения. Вып.2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001, стр.4.

Тенденции к расширению внешней трудовой миграции, которые в последние десятилетия достаточно четко проявились во многих странах мира, уже в течение длительного времени наблюдаются и в современной России.

Одним из результатов политических и социально-экономических преобразований в Российской Федерации стало превращение ее в центр притяжения трудовых мигрантов не только из бывших союзных республик, но и из стран дальнего зарубежья.

В составе трудовых мигрантов можно выделить три потока:

  • — трудовая миграция или въезд иностранной рабочей силы;
  • — трудовая эмиграция — выезд на заработки или в коммерческих целях жителей данной страны;
  • — внутренняя трудовая миграция.

Трудовая миграция осуществляется как в законной, так и незаконной формах. Законный мигрант (если он иностранец), должен иметь следующие разрешения: на въезд в страну, на пребывание в ней в течение определенного срока, на трудовую деятельность. Если одно из этих требований нарушено, мигрант считается незаконным.

Незаконных мигрантов часто называют нелегалами, употребляя эти понятия как синонимы. Между тем, если нелегальные мигранты всегда и незаконные, то незаконные мигранты не обязательно нелегальные. Так, подавляющее большинство трудовых мигрантов из тех стран, откуда для въезда в Россию нужна виза, имеют ее.

Следовательно, они въезжают и находятся в стране легально. Наиболее часто встречающееся при этом нарушение (например, со стороны китайцев) — несоответствие занятий в стране пребывания целям въезда. Типичное нарушение — въезд по туристической или учебной визе с целью торговли. Второе типичное нарушение — просроченная виза.

Но и в этом случае мигрант чаще всего не становится нелегалом: он открыто торгует и платит штрафы за нарушение режима пребывания в стране. Он, безусловно, в этом случае не соблюдает закон, но и в то же время и не скрывается Миграция населения. Вып.2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России». М.

, 2001, стр.6.

Если за законность пребывания в стране ответственность лежит в большей мере на самом мигранте, то оформление трудовых отношений непосредственно зависит от правового регулирования рынка труда.

В процессе трудовой миграции оказались вовлечены представители самых разных социальных слоев, широкого возрастного диапазона, различной профессиональной принадлежности, а отнюдь не какая-то особая часть населения. И это не удивительно, поскольку проблема выживания в условиях кризиса коснулась в той или иной степени всех групп населения.

Одной из важнейших характеристик совокупности иностранной рабочей силы на рынке труда является половозрастной состав. Обычно в нем преобладают мужчины.

Диспропорция в полах вызвана тем, что лица, желающие получить работу за рубежом, стараются выезжать без членов семьи, чтобы сэкономить бюджет и расширить рамки рабочего времени Я.У.Давид.

Иностранная рабочая сила в Москве // Социологические исследования, №4, 2000г., стр.32.

Расширение использования иностранной рабочей силы в экономике России как результат включения страны в систему международного рынка труда обусловлено целым рядом факторов. С экономической точки зрения причины внешней миграции в России можно свести к двум основным — межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда.

Первый важный фактор трудовой иммиграции в Россию — ее относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков.

Второй фактор, определяющий приток трудовых мигрантов, — ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющиеся возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.

Как и в большинстве стран мира, важнейшая причина, генерирующая занятость иностранной рабочей силы, — относительная ее нехватка в отдельных секторах экономики и регионах, по отдельным профессиям и видам работ. Прежде всего, это те сферы занятости, которые характеризуются низким уровнем оплаты труда, большим количеством непривлекательных рабочих мест, отдаленностью районов.

Сегодня в России при наличии безработицы сохраняется потребность в рабочей силе определенного качества и специализации.

Большими объемами низкооплачиваемых ручных работ и отсутствием желающих выполнять их из числа местного населения обусловлено привлечение овощеводов и сельскохозяйственных рабочих из Китая и Таджикистана.

На многих территориях наблюдается нехватка рабочих в строительстве, на транспорте (водителей автобусов, троллейбусов и трамваев), станочников, газоэлектросварщиков и других профессий. В целом по России число только зарегистрированных в службах занятости свободных рабочих мест составляет около восьмисот тысяч вакансий.

В условиях постепенной стабилизации экономического положения часть внутренних трудовых ресурсов или не ориентирована полностью на занятие этих рабочих мест (в основном из-за низкого уровня оплаты, либо в силу недостаточной гибкости рынка труда), или не способна обеспечить высокую производительность и необходимое качество труда. В результате в сфере рынка труда и занятости населения создаются объективные предпосылки для миграционного притока иностранных работников.

Общая проблема заключается в том, что Россия сейчас вступает в период сокращения трудоспособного населения, национальный рынок труда будет дефицитным на протяжении длительного времени. Это результат тех социально-экономических проблем, «реформ» и тех провалов социальной политики государства, которые были в конце 80-х и в 90-е годы.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года признает, что без привлечения миграционных ресурсов нельзя уверенно преодолеть этот сложный период.

Привлечение мигрантов должно происходить в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом их социальной адаптации и интеграции. Необходимо четко регулировать объем миграции, и для этого вводить социально и экономически обоснованные квоты.

Мигранты нужны, но только в том числе, которое город может принять. При этом миграционные ресурсы надо направлять в те отрасли экономики, где они действительно необходимы, и таким образом контролировать ситуацию.

Читайте так же:  Резерв по отпускам в налоговом и бухгалтерском учете

Эффективность труда мигрантов низкая.

В подавляющем большинстве — это неквалифицированная рабочая сила. Упал уровень знания русского языка, изменился и снизился образовательный уровень, минимальна готовность к социальной адаптации и интеграции. Все это требует от государства больших усилий по адаптации мигрантов и большего контроля за миграционными потоками.

Читайте также:  Приказ о поощрении работника: образец

И совершенно другое дело, когда речь, идет, например, о задачах привлечения квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений. Тут должен быть совершенно иной подход.

Тут мы говорим, что нам нужны квалифицированные специалисты определенных профессий и мы заинтересованы в том, чтобы молодые люди из стран СНГ и из других государств, которые заканчивают наши вузы, могли жить и работать в нашей стране.

Сегодня и по подсчетам экспертов, и по данным самой ФМС, в России уже порядка 10 миллионов трудовых мигрантов. Причем, по разным оценкам, до 30 процентов всего этого миграционного потока приходится на Москву. Это огромная диспропорция и нагрузка именно на Москву, на всю ее экономическую, социальную, коммунальную, транспортную инфраструктуру.

Нужен обязательный учет мигрантов не только миграционными властями, но и органами социальной защиты, налоговыми органами, медицинскими учреждениями, силовыми структурами, наконец, самими работодателями.

В конечном счете, чтобы обеспечивать безопасность города и страны, необходима единая информационная система, которая должна отражать реальную ситуацию по соблюдению иностранными работниками миграционного законодательства.

Максимум ответственности и расходов по обустройству и нормальному регулированию трудовой миграции должны нести работодатели — ведь это они привлекают мигрантов.

Сейчас все, что делают работодатели, — это создают рабочие места для мигрантов с очень заниженной оплатой труда. Нужно минимизировать демпинг на рынке труда, установить минимальную оплату в каждой отрасли с учетом особенностей региона.

На работодателей должна возлагаться ответственность не только за оформление разрешения на работу, но и за социальную защищенность работников.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Понятие «трудовая миграция» следует понимать перемещение рабочей силы внутри страны или за пределы государства постоянного проживания в другие города и страны в целях последующего трудоустройства.

Причин этого процесса множество, однако среди них следует выделить стремление людей получить более высокооплачиваемую работу, комфортность и безопасность проживания.

Виды трудовой миграции

Трудовая миграция бывает нескольких видов. К примеру, в зависимости от правового статуса различается легальная и нелегальная миграция.

Иностранец приезжает в другое государство и находится в нем в соответствии с требованиями местного миграционного законодательства. Он встает на учет в соответствующих государственных органах, получает разрешение на работу, платит налоги.

Нелегальная

Иностранный гражданин находится и трудится в стране, не имея для этого законных оснований. Он не состоит на учете в органах миграционного контроля. Как правило, нелегальные мигранты занимаются самым низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.

[3]

Иностранец находится на территории другого государства (региона) временно – лишь на период работы. Это относится как к низкоквалифицированным сезонным работникам, так и к специалистам с высокой квалификацией, работающим по контракту на период его действия.

Постоянная

Под постоянной миграцией следует понимать переезд в другие страны (города) в целях трудоустройства и постоянного места жительства.

Отдельно нужно выделить характерные признаки внешней и внутренней миграции.

Внутренняя

Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства.

Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток.

Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.

Рассматриваемый процесс иногда соотносят с урбанизацией. Под последней нужно понимать увеличение роли городов в жизни общества и прирост их населения за счет оттока жителей из сельской местности.

Урбанизация во многом является следствием именно трудовой миграции.

Это связано с тем, что основные высокооплачиваемые рабочие места сконцентрированы именно в городах, поэтому сельские жители в поисках работы и большего заработка устремляются именно в эти точки притяжения.

Разновидностью внутренней является миграция маятниковая. Суть этого процесса заключается в том, что жители небольших городов и поселков совершают регулярные и краткосрочные поездки в целях работы или учебы в большой город и обратно. Маятниковые перемещения очень характерны для пригородной зоны.

Внешняя миграция предполагает перемещение рабочей силы за пределы страны. Как правило, трудовые мигранты перемещаются из государств с низким уровнем жизни в более богатые, с более высокими возможностями относительно поиска работы и уровня заработной платы.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией.

Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере.

Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.

Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.

Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).

Службы и организации, регулирующие процесс

Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та

Международные

Основную роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах.

Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы.

В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.

Государственные

Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.

Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции.

В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции.

Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.

Читайте так же:  Условия для взаимозачета по договору

Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов

Основными характеристиками рассматриваемого процесса на сегодняшний день следует считать:

  1. Сформированность миграционных потоков, которые влияют и регулируют международный рынок труда.
  2. Отток населения из стран с низким жизненным уровнем в страны с более высоким качеством жизни. Основными направлениями для миграции являются: страны Западной Европы, США. Для стран бывшего СССР таким центром притяжения является Россия, однако это касается лишь низкоквалифицированных работников.
  3. Увеличение доли высококвалифицированных специалистов в общем миграционном потоке.
  4. Увеличение доли нелегальной миграции, во многом связанной с нестабильной политической обстановкой на Ближнем Востоке и в странах Африки.

Статистика и показатели в настоящее время

Статистика международных перемещений рабочей силы не столь однозначна – разные источники называют разные цифры. Так, согласно данным ООН в мире в 2017 году насчитывалось 258 миллионов международных мигрантов.

Последствия трудовой миграции

Их можно разделить на отрицательные и положительные. К первым относятся такие факторы, как улучшение ситуации с безработицей, международный обмен знаниями и опытом, уменьшение затрат на медицину, образование, соц выплаты.

Отрицательная сторона заключается в снижении общего уровня заработной платы, т.к трудовые мигранты соглашаются на низкую оплату труда в некоторых сферах.

Источник: https://nerestne.ru/trudovaya-migratsiya-v-rossii/

Регулирование трудовой миграции

Современная мировая экономическая система характеризуется процессами интеграции национальных экономик. Это приводит к расширению взаимодействия между странами.

Сейчас происходит не только торговый обмен готовыми благами, так же происходит перераспределение факторов производства. Одним из ведущих типов ресурсов стал человеческий капитал.

Благодаря ему осуществляются структурные преобразования в экономической и социальной жизни общества.

Определение 1

Миграция рабочей силы представляет собой процесс перераспределение трудовых ресурсов между странами. Она представляет собой перемещение граждан одной страны в другую для длительного проживания и осуществления трудовой деятельности. Как правило, речь идет о периоде свыше одного календарного года.

Миграция может быть внутренней и внешней. Внутренняя миграция характеризует перемещение людей в пределах государственных границ одной страны. Например, может происходить движение масс из провинции в столицу, из деревень в город.

Так же может происходить территориальное перераспределение трудовых ресурсов. Внешняя миграция описывает международное движение человеческого капитала. Оно происходит по личной инициативе, либо в рамках работы транснациональных корпораций.

Основным фактором смены места жительства является повышение уровня жизни.

Трудовая миграция в России – определение, регулирование

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Мировой миграционный поток представлен тремя направлениями:

  • эмиграцией (выездом граждан государства заграницу на длительное время);
  • иммиграцией (въездом иностранных граждан для длительного проживания);
  • реэмиграцией (возвращением эмигрантов на родину).

Можно сказать, что миграция представляет собой экспорт и импорт рабочей силы. Основным товаром или объектом отношений становится человеческий потенциал и знания. Страна-экспортер получает доход в виде трансфертных платежей от своих граждан, трудящихся заграницей.

Страна-импортер решает проблемы дисбаланса внутреннего рынка труда. Негативные последствия миграции связанны с оттоком трудоспособного населения, неблагоприятным соотношением между эмиграцией и иммиграцией.

В странах, являющихся покупателями рабочей силы, назревают социальные, религиозные и политические конфликты.

Замечание 1

Международная миграция рабочей силы связана и с неравномерностью распределения населения, находящегося в трудоспособном возрасте. Большая часть молодежи сконцентрирована в странах Азии и Африки.

Инструменты регулирования трудовой миграции

Демографическая ситуация внутри государства оказывает значительное влияние на экономическую стабильность и способность экономики к росту и развитию. Процессы рождаемости и смертности стремятся подчинить государственному регулированию, но эта деятельность сталкивается с рядом сложностей. Контроль над миграцией населения является более доступным для государственного вмешательства.

Читайте также:  Образец рапорта на увольнение из мвд

Миграция может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на состояние экономики государства. Сами миграционные процессы существуют в мире более пятисот лет. За это время были выработаны методы воздействия на передвижение рабочей силы. Регулирующие инструменты, позволяющие управлять миграционным потоком, существуют на международном уровне. Они включают в себя:

  1. Законодательные акты, уточняющие юридический, профессиональный и политический статус мигрантов.
  2. Государственные органы, отслеживающие миграционный поток и правомерность проживания на территории страны.
  3. Различные соглашения и договоры между государствами.
  4. Международные конвенции.

В мире существуют специальные организации, отслеживающие тенденции в перемещении трудовых ресурсов между странами.

Так в рамках Организации экономического развития и сотрудничества существует структура, которая координирует работу национальных органов в сфере миграции.

Задачами этой структуры можно назвать разработку долгосрочных программ по управлению перемещениями населения, оказание консультационной помощи, сдерживание процесса «утечки умов», контроль над реэмиграцией.

Организация объединенных наций и Международная организация труда так же занимаются вопросами трудовой миграции. ООН занимается проблемами переселения беженцев и людей, преследуемых по религиозным и этническим критериям.

Важной особенностью регулирования является приоритет национального интереса. Однако, странам необходимо придерживаться определенных норм и правил управления миграционными потоками.

Еще одна особенность заключается в двустороннем воздействии на перемещение рабочей силы. В нем участвуют страна-импортер и страна-экспортер. Первая регулирует количество въезжающих, уровень их квалификации и профессиональной подготовки.

Вторая сдерживает отток населения и выступает гарантом прав своих граждан, проживающих заграницей.

Методы регулирования миграции рабочей силы

Методы регулирования въезда и выезда трудоспособного населения могут иметь административно-правовую, экономическую и правовую форму.

Административно-правовой комплекс включает в себя законы и нормативные акты национального законодательства, определяющие статус иммигранта.

Так же он регламентирует работу государственных миграционных органов, представляет интересы своих граждан заграницей. Экономические стимулы направлены на оптимизацию миграционных потоков.

Оперативная часть направлена на контроль и получение обратной связи о текущем состоянии рынка труда иностранных работников на территории государства.

Как правило, методы регулирования носят селективный характер. Государством выбираются приоритетные профессии или квалификация въезжающих иностранных граждан, для других могут вводиться ограничения.

Целями миграционной политики можно назвать:

  1. Сокращение уровня безработицы.
  2. Поступление валютных средств.
  3. Обеспечение прав и достойного уровня жизни своих граждан заграницей.
  4. Создание условий для реэмиграции.

Методы воздействия на миграционный поток могут быть прямыми и косвенными.

К прямым относят особые требования (знание языка, лицензию, патент и другое), стремление к захвату других рынков труда (демпинг, создание условий для длительной работы заграницей, расширение географии эмиграции), сдерживание отъезда специалистов редких профессий. Косвенные методы включают в себя стимулирование валютных переводов из заграницы, таможенные льготы для реэмигрантов, специальные программы для иммигрантов.

Источник: https://spravochnick.ru/mirovaya_ekonomika/mezhdunarodnaya_migraciya_rabochey_sily/regulirovanie_trudovoy_migracii/

Международная трудовая миграция в России и ее регулирование

          Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура по странам предполагаемого проживания существенно меняется.

В начале 1990-х годов число выбывших в страны – участники СНГ превышало число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3–5 раз, в 2001–2005 гг. их численность была практически одинаковой, начиная с 2006 г.

эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны. 

Рис. 4. Число эмигрантов, 2000–2009 гг., тыс. чел. 

          Расширение использования иностранной рабочей силы в экономике России как результат включения страны в систему международного рынка труда обусловлено целым рядом факторов.

           С экономической точки зрения причины внешней трудовой миграции в России можно свести к двум основным – межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда.

Здесь первым важным фактором трудовой иммиграции в Россию является относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков.

Вторым же важным фактором, определяющим приток трудовых мигрантов, выступает ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющие возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.

3. Методы регулирования трудовой миграции, используемые государством 

          Для России проблема международной трудовой миграции на сегодняшний день является крайне актуальной, при этом значимую долю на рынке труда занимает нелегальная миграция. Совокупный годовой заработок мигрантов, работающих в России, составляет приблизительно 20 млрд.

долларов, а по данным Центрального Банка России, в прошлом году мигранты вывезли из страны более 3 млрд долларов в виде денежных переводов и более 10 млрд долларов наличными. Чиновник отметил, что ежегодно в Россию приезжают более 20 млн.

мигрантов (это почти 20% от численности трудоспособного населения страны), половина которых осуществляет свою трудовую деятельность нелегально.

          Наряду с перемещениями на законных основаниях большое распространение получила миграция без соответствующего разрешения, так называемая нелегальная миграция.

Зачастую неуправляемость и неконтролируемость данного процесса отрицательно сказывается на состоянии внутреннего рынка труда, приводит к массовым нарушениям прав мигрантов, создает очаги социальной напряженности в местах скопления нелегальных мигрантов, негативно влияет на криминогенную обстановку в стране.

Распространена точка зрения, что нелегальная миграция может представлять угрозу для национальной безопасности страны. Особенно много опасений высказывается по поводу нелегальной трудовой миграции, способной в недалеком будущем приобрести довольно острый характер.

В то же время, по данным Федеральной миграционной службы, с учетом того, что зарплата нелегального мигранта обычно в два-три 
раза ниже, чем у гражданина России, вклад мигрантов в ВВП России составляет не менее 50 млрд. долларов, что является ощутимым для российской экономики.

          Российская Федерация является второй в мире страной по количеству прибывающих мигрантов. Миграция, включая ее законодательное регулирование, относится к разряду комплексных общенациональных проблем, требующих учета всей суммы факторов, влияющих на ситуацию.

          Миграционное законодательство 
в Российской Федерации постоянно 
совершенствуется. С января 2007 года 
действуют поправки к законам 
«О миграционном учете иностранных 
граждан и лиц без гражданства 
в Российской Федерации» и 
«О правовом положении иностранных 
граждан в РФ», принята Концепция 
демографической политики на период до 2025 года и многие другие.

          Однако многие принципиальные 
проблемы в сфере миграции 
до сих пор остаются нерешенными. 
К примеру, до сих пор нет 
эффективных рычагов регулирования 
миграционных потоков.

 Не решен 
вопрос о социальных гарантиях 
для иностранцев, которые трудятся 
в России. Не отрегулирован механизм 
квотирования иностранной рабочей 
силы.

До сих пор не ясно, как 
отслеживать мигрантов, которые 
больны тяжелыми инфекционными 
болезнями, и за счет каких 
средств их лечить.

  •           В числе первоочередных задач 
    в сфере миграционной политики 
    Российской Федерации — государственное 
    регулирование трудовой миграции; стимулирование миграционного притока 
    русскоязычного населения в рамках 
    реализации Государственной программы 
    по оказанию содействия добровольному 
    переселению в Российскую Федерацию 
    соотечественников, проживающих 
    за рубежом; создание эффективной 
    системы адаптации мигрантов, 
    их социализации в российском 
    обществе; продолжение работы по 
    заключению соглашений о реадмиссии как важнейшему инструменту по противодействию незаконной миграции, а также созданию инфраструктуры, необходимой для реализации указанных международных договоров.
  •           Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов :
  •          • обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
  •          • гарантии возвращения мигрантов на родину;
  •          • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
  •          • содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
  •          • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  •          • совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
  •          • предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.   
  •           Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.
  •           Концепция регулирования миграционных процессов представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и, конечно, механизм реализации.
  •           Главными целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ. 
  •           В ряду ее основных направлений указываются:
  • — обеспечение контроля за иммиграционными процессами в РФ;
  • — создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
  • — содействие привлечению иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;
  • — обеспечение вхождения РФ в международный рынок труда и регулирование экономической миграции;
  • — создание условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания;
  • — поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
  • — оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
  • — создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах РФ;
  • — содействие добровольному переселению соотечественников из государств – участников СНГ и государств Балтии.

          Как нам представляется, миграционная политика должна стать сферой активного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами: странами происхождения мигрантов, странами их назначения и транзитными государствами. Эффективность такого сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы.

Нынешние острые вопросы, относящиеся к миграции, такие как Калининградский транзит, подчеркивают правильность этой идеи.

Поле, на котором может развиваться сотрудничество между расширяющимся Европейским Союзом и его восточными соседями, обширно и может охватывать различные аспекты – от технической помощи до линии на постепенное углубление интеграции в ЕС. 

                                    Заключение

Источник: http://stud24.ru/relations/mezhdunarodnaya-trudovaya-migraciya-v-rossii/113820-335802-page2.html

Понятие и виды трудовой миграции

Миграция рабочей силы сегодня является довольно распространенным мировым явлением. В разные годы ученые искали подход к выведению единой дефиниции понятия «трудовой миграции». Однако до сих пор нельзя однозначно найти ответ на данный вопрос.

Под миграцией понимается мобильность, перемещение человека в пространстве. Под миграцией рабочей силы в общих чертах понимается процесс перемещения трудовых ресурсов с целью трудоустройства на более выгодных условиях, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда, чем в стране происхождения или регионе постоянного проживания мигранта.

Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей»[1], Европейская конвенция N 93 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов»[2], Рекомендация Международной организации труда (МОТ) N 86 «О трудящихся-мигрантах»[3] затрагивают трудовые права человека. Однако в данных нормативно-правовых актах не дано напрямую определение трудовой миграции, однако, в каждом из них закреплено понятие «трудового мигранта».

Согласно вышеуказанным документам целью Международной организации труда (далее по тексту — «МОТ») является защита интересов трудящихся, работающих в иных странах, чем их собственная страна.

Учитывая огромный опыт данной международной организации и специфики ее деятельности, она позволила себе вывести свою терминологию и дала определение «трудящегося-мигранта» как лица, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является[4]. В другой своей Рекомендации МОТ закрепила дефиницию «трудящегося-мигранта» как лица, которое с целью найма на работу мигрирует из одной страны в другую иначе, чем за свой собственный счет. Данный термин применяется ко всякому лицу, законно допущенному в качестве трудящегося-мигранта[5].

Читайте также:  Усиленная квалифицированная электронная подпись: как получить?

Стоит заметить, что цель выезда за пределы страны проживания у трудового мигранта может возникнуть позднее, чем сама цель переезда в другую страну. Поэтому нельзя относить ее к основным признакам, характеризующим понятие трудовой миграции.

К сожалению, под данные определения так же не попадают некоторые важные категории трудовых мигрантов, такие как приграничные работники, трудовые мигранты внутри страны, нелегальные трудовые мигранты.

Таким образом, данное определение нельзя считать достаточными для определения понятия трудовой миграции.

Совет Европы так же закрепил термин «трудящийся мигрант», который означает гражданина Договаривающейся Стороны, которому другой Договаривающейся Стороной разрешено проживать на ее территории для выполнения оплачиваемой работы[6].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что трудовая миграция образуется на стыке отношений между субъектом (трудовым-мигрантом), который осуществляет трудовую деятельность на территории страны, гражданином которой он не является, и работодателем (нанимателем), являющимся представителем второй стороны возникших отношений.

Анализ научных подходов к определению понятия трудовой миграции дает основание сделать вывод, что в одно и то же определение ученые привносят различный смысл. Для формулирования наиболее точного определения, необходимо обратиться детально к основным позициям ученых в данной сфере и выделить основные признаки данного явления.

По мнению И. С. Масловой трудовая миграция населения является объективным процессом перемещения кадров, который неразрывно связан с развитием производительных сил и производственных отношений [1].

На сегодняшний день трудовая миграция как явление проявляется в мировом масштабе и существует не только в зависимости от развития экономическо-производственных отношений, но и за счет других факторов.

К таковым следует отнести различия в зарплате, установление или отмена определенных льгот, кадровая и национальная политика, распределение капитальных вложений.

Как отмечает В. И.

 Переведенцев, трудовая миграция населения представляет собой «одно из условий нормального функционирования общества, с помощью которого может быть достигнуто оптимальное размещение трудовых ресурсов на территории страны, которое способствует выравниванию уровней экономического развития регионов, преодолению социально-экономических и культурно-бытовых различий между городами, селом»  [2].

Трудовая миграция, по мнению С. В. Рязанцева — это временные перемещения населения с целью работы в другом регионе или стране с периодическим возвращением к обычному или постоянному месту жительства независимо от способа и легитимности пресечения границы и трудоустройства, времени и периодичности работы, то есть без окончательного переселения в регион или страну трудоустройства [3].

С. Д.

 Степаков сформулировал определение трудовой миграции как выезд гражданина с территории одного государства на территорию другого государства, гражданином которого он (она) не является, с целью осуществления трудовой деятельности [4]. Автор, рассматривая трудовую миграцию, выделяет только выезд гражданина с территории одного государства на территорию другого государства, но не указывает на возможность въезда иностранной рабочей силы.

И. И. Тюнина предлагает типологию трудовой миграции в зависимости от пересечения трудящимися-мигрантами границ государства:

  • —        внутренняя трудовая миграция — добровольное перемещение на законном основании людей в пределах территории РФ с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности;
  • —        внешняя трудовая миграция — добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории РФ, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов РФ, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности [5].
  • Е. Равенштейн определил миграцию как «постоянное или временное изменение «места жительства человека» и сформулировал 11 законов миграции:
  • —        больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния;
  • —        миграция происходит постепенно, шаг за шагом;
  • —        миграции на большие расстояния направляются в основном в крупные торговые и промышленные центры;
  • —        каждому миграционному потоку соответствует контрпоток;
  • —        — городские жители менее подвижны в миграционном плане, чем население сельских районов;
  • —        — во внутренних миграциях более активны женщины, а в международной миграции более активны мужчины;
  1. —        большинство мигрантов это — взрослое население, семьи редко мигрируют за пределы своей страны;
  2. —        рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, нежели естественным приростом;
  3. —        масштабы миграции возрастают с развитием промышленности, торговли и транспорта;
  4. —        большинство мигрантов из сельской местности направляются в крупные торговые и промышленные центры;
  5. —        экономические причины миграции являются определяющими.
  6. В концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года [6] используется понятие трудовой миграции — это временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг).
  7. На основе анализа правовых норм и научных взглядов можно выделить следующие признаки понятия трудовой миграции: 1) факт перемещения трудового мигранта из одного места в другое (как внутри страны (внутренняя трудовая миграция), так и вне страны проживания (внешняя трудовая миграция); 2) наличие определенного порядка регистрации прибывшего трудового мигранта, установленного принимающим мигранта государством; 3) установлены определенные сроки пребывания на территории страны, где трудится мигрант, а, следовательно, трудовой мигрант не перемещается окончательно на постоянное место жительства; 4) существуют причины, цели по которым трудовой мигрант определил новое место рабочей деятельности 5) между трудовым мигрантом (работником) и работодателем (нанимателем) формируются законно оформленные отношения.
  8. Исходя из изложенного, можно сформулировать понятие трудовой миграции — это общественный процесс, при котором субъект трудовой миграции перемещается по определенным причинам через границу внутри или вне постоянного места пребывания, заключив трудовой (гражданско-правовой) договор с нанимателем, для достижения собственных целей, в рамках процедур и на определенные сроки, установленные в принимающем государстве.
  9. Данное определение не включает категорию нелегальной трудовой миграции трудовых миграции.
  10. Как видно из сказанного, трудовая миграция многообразна. В целях ее изучения представляется, на наш взгляд, целесообразным классифицировать трудовую миграцию по различным основаниям:
  11. 1)      по виду границ, пересекаемых мигрантом, выделяют внутреннюю миграцию (перемещения в пределах одной страны между административными районами и населенными пунктами) и внешнюю миграцию (при которой пересекаются государственные границы, а ее, в свою очередь, подразделяют на две основные разновидности — межконтинентальную и внутриконтинентальную);

2)      по времени пребывания субъекта на новом месте жительства или приложения труда — постоянная (безвозвратная) и временная (возвратная), которая делится на краткосрочную (до трех месяцев) и долгосрочную (от 3 месяцев до 1 года). Краткосрочная делится на регулярную и нерегулярную. К регулярной относятся — маятниковые мигранты, приграничные мигранты, вахтовые мигранты. К нерегулярным мигрантам — сезонные мигранты, челночные мигранты;

  • 3)      в зависимости от воли субъекта различают добровольную и вынужденную миграцию;
  • 4)      трудовая миграция или миграция рабочей силы может быть вызвана рядом причин, такими как социокультурные, жилищно-бытовые, экологические, природно-климатические и др.;
  • 5)      по признаку законности и легитимности — легальная и нелегальная трудовая миграция (к примеру, нелегально пересечь границу, приехать легально, но не зарегистрироваться или просрочить визу, приехать на учебу, а заниматься работой);
  • 6)      в зависимости от степени государственного регулирования — регулируемая и нерегулируемая. В регулируемой трудовой миграции большая степень участия государства в различных формах ее поддержки и стимулирования;
  • 7)      на основе структурных признаков — возраста, пола, этнической принадлежности, семейного положения, образования, квалификации, времени переезда, места рождения, гражданства;
  • 8)      по уровню квалификации трудовая миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы;

9)      по экономической целесообразности трудовая миграция может быть выгодной для региона, откуда выехал работник, или для самого субъекта трудовой миграции. Однако можно выделить преимущества и для стран, которые принимают трудовых мигрантов и которые покидают такие субъекты.

  1. Для стран, из которых выезжают трудовые мигранты характерны следующие положительные факторы:
  2. —        частично снижается безработица в стране;
  3. —        после работы за границей в страну возвращаются более квалифицированные работники, которые набирают опыт работы и применяют его по возвращении на прежнее место жительства;
  • —        страны могут получают денежные, в том числе валютные, переводы от своих граждан, работающих за рубежом.
  • К недостаткам относятся:
  • —        отток части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте;
  • —        потеря части понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку трудовых мигрантов.
  • Принимающие трудовых мигрантов страны получают следующие преимущества:
  • —        экономия на зарплате (иностранные рабочие оплачиваются ниже уровня зарплаты национальных кадров);
  • —        экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированных работников-трудовых мигрантов;
  • —        иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.
  • К отрицательным моментам, связанным с импортом рабочей силы, можно отнести: появление дискриминации по отношению к иностранцам и межнациональная неприязнь.
  • 10)  по характеру перемещения субъекта выделяют трудовую миграцию организованную и стихийную;
  • 11)  по типу нанимателя выделяют трудовую миграцию, где субъектом-нанимателем является физическое лицо или юридическое лицо.

12)  по главным центрам притяжения трудовых ресурсов: А) Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария) — рабочие эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы; Б) США, где легальная иммиграция достигла 1 млн человек (из стран Латинской Америки, Азии и Европы), нелегальная эмиграция гораздо масштабнее; В) нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).

По мнению экспертов ООН можно провести классификацию исходя из разделения самих субъектов (мигрантов) на следующие категории: а) иностранцы, допущенные в страну въезда для получения образования и обучения; б) мигранты, въезжающие на работу; в) мигранты, въезжающие по линии объединения семей и создания новых семей; г) мигранты, въезжающие на постоянное поселение; д) иностранцы, допущенные в страну въезда из гуманных соображений (беженцы, лица, ищущие убежище, и др.).

  1. Эксперты Европейского союза (ЕС) сформулировали следующие виды трудовой миграции, где в отношения участвуют определенные категории трудовых-мигрантов: а) подданные данной страны; б) поданные Европейского союза; в) иностранцы [7].
  2. Рассмотрение разных точек зрения на определение понятия трудовой миграции, а также выявление многообразия ее классификаций, позволяет сделать следующие выводы:
  3. —        во-первых, разнообразные подходы к дефиниции понятия трудовой миграции обусловлены многими факторами при реализации данного явления в общественной жизни, которые зависят как от внешних воздействий, так и от субъективного желания самого трудящегося;
  4. —        во-вторых, вид трудовой миграции может быть определен так же в каждом конкретном случае, исходя из многочисленных оснований, приведенных в предложенной нами классификации;
  5. —        в-третьих, стоит отметить, что трудовая миграция сегодня находится на этапе достаточного правового урегулирования со стороны Российской Федерации, так и на международном уровне. Таким образом, нельзя сказать, что трудовая миграция сегодня представляет собой стихийное явление;

—        в-четвертых, трудовая миграция является одновременно как негативным явлением, так и позитивным.

В процессе миграции страны, из которых мигрирует рабочая сила, несут экономические потери от утраты квалифицированных специалистов, в подготовку которых вложен отечественный капитал. Уменьшается интеллектуальная прослойка нации.

В странах, в которые пребывает рабочая сила, наоборот, улучшается качество рабочей силы, происходит гармонизация рынка труда и экономия на подготовки специалистов.

Литература:

1.             Маслова И. С. Экономические функции и факторы миграции населения. М., 2003.

2.             Переведенцев В. Современная миграция населения России в освещении центральных газет. Миграция и информация. / Под редакцией Ж. Зайончковской. М., 2000.

3.             Рязанцев С. В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М. Формула права. 2007.

4.             Степаков С. Д. Административно-правовое регулирование трудовой миграции в РФ и странах Европейского союза: сравнительно-правовой анализ: дис… канд. юрид. наук — М., 2010.

5.             Тюнина И. И. Конституционно-правовой статус трудящихся-мигрантов в РФ. дис… канд. юрид. наук — Воронеж, 2007.

6.             Официальный сайт Президента РФ — http://kremlin.ru/acts/15635 (последнее посещение 27.11.2014г.).

7.             Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2003. С. 311 — 320.

[1] Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года.

Источник: https://moluch.ru/archive/80/14376/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector