Уровни квалификации в профессиональных стандартах согласно тк

Уровни квалификации в профессиональных стандартах утверждены Минтрудом России. Что они обозначают и в каких сферах используются в обязательном порядке, читайте в статье.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах РФ описывают степень знаний, умений специалиста с учетом установленных критериев, определенных для конкретных областей, профессий. В качестве основных показателей выступают полномочия, ответственность работника. Исходя из них вытекают требования к образованию, навыкам и знаниям.

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее – Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства

Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом

специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: “Полномочия и ответственность”, “Характер умений”, “Характер знаний”, “Основные пути

достижения уровня квалификации”.

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности

работника.

О профстандартах просто и понятно: что такое квалификация и недостатки пс (главы 2-3) · энциклопедия начинающего предпринимателя

Обобщенная характеристика профессиональных стандартов дана в Трудовом кодексе (ст. 195.1–195.3 ТК РФ). Законодательство причисляет к основным задачам профстандартов идентификацию уровня квалификационной подготовки специалистов.

Дополнительными ориентирами для работодателей являются ЕКС и ЕТКС, которые утверждены Правительством РФ.

Выбор регламентирующего нормативного акта при подборе персонала осуществляет работодатель на свое усмотрение, в перспективе ожидается отмена квалификационных справочников и переход на повсеместное применение профстандартов. Стандарты обязательны для внедрения в кадровую работу в нескольких случаях:

  • работа специалиста характеризуется наличием ограничений, или ее выполнение сопряжено с необходимостью назначения физическому лицу льгот и компенсационных выплат;
  • исполнение трудовых функций требует от работника наличия особых профессиональных качеств, что подтверждается нормами ТК РФ и других правовых актов.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов обозначен в постановлении Правительства от 22.01.2013 № 23. В документе говорится, что созданием профстандарта могут заниматься:

  • работодатели;
  • союзы и объединения организаций и предпринимателей;
  • профсоюзы;
  • другие заинтересованные лица.

Осуществляется комплекс работ по созданию стандарта за счет собственных средств разработчика. После подачи проекта стандарта в Минтруд документ выносится на обсуждение с другими работодателями, экспертами, профсоюзами.

Проект профстандарта с учетом замечаний лиц, участвовавших в общественном рассмотрении документа, в дальнейшем проходит несколько стадий согласования в контролирующих структурах. После получения заключения Нацсовета по профессиональным стандартам Минтруд утверждает норматив и передает его в Минюст.

В течение следующих 10 дней документ проходит регистрацию в Минюсте, после чего он считается введенным в действие. Сведения о стандарте вносятся в единый госреестр, ведением которого занимается Минтруд.

Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило уровни квалификации, которые должны применяться при разработке профессиональных стандартов. Соответствующий приказ официально опубликован.

Документ, устанавливающий требования к знаниям и навыкам в зависимости от полномочий и ответственности работника, опубликован в «Российской газете».

Для каждого из 9 уровней определены полномочия, характер умений, знаний и основные пути достижения квалификации. Так, первый уровень предусматривает деятельность под руководством и индивидуальную ответственность. Работники заняты, как правило, физическим трудом. Для этого уровня достаточно краткосрочного обучения или инструктажа, а также практического опыта.

На следующих уровнях расширяются полномочия, растет ответственность, повышаются требования к образованию. Наиболее высоки эти требования на девятом уровне:

  1. Полномочия и ответственность:
    • определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами;
    • значительный вклад в определенную область деятельности;
    • ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях.
  2. Характер умений:
    • решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов.
  3. Характер знаний:
    • создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.
  4. Основные пути достижения уровня квалификации:
    • программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
    • дополнительные профессиональные программы;
    • практический опыт.

В приказе Минтруда отмечается, что единые требования к квалификации работников, установленные документом, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Как мы писали ранее, российские власти решили законодательно определить понятие профессионального стандарта, порядок его разработки и утверждения. 4 декабря закон о профессиональных стандартах подписал президент Владимир Путин. Планируется, что Трудовой кодекс будет ссылаться не только на единые квалификационные справочники, но и на профессиональные стандарты.

В законе разъясняются понятия «квалификация работника» и собственно «профессиональный стандарт». Под первой понимается «уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности».

Профессиональным стандартом называются требования к квалификации работника, которые могут предъявляться к нему в целях осуществления его профессиональной деятельности.

Предполагается, что профессиональные стандарты будут разрабатывать организации, которые заинтересованы в создании современной системы квалификации кадров. Помогать в этой работе будет экспертный совет.

Министерство труда и социальной защиты РФ разработало соответствующий проект постановления. Преимущественно разработка будет происходить за счет компаний. Однако по некоторым направлениям подготовку проектов профинансирует федеральный бюджет.

Перейти  Отвод секретаря — советы адвокатов и юристов

Сведения о профессиональном стандарте планируется вносить в специальный реестр, который будет вести министерство.

Напомним, что глава государства велел разработать и утвердить к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов. План-график подготовки профстандартов в 2013-2014 годах утвержден Минтруда в ноябре.

В 2012 году в ТК РФ была введена статья 195.1, в которой впервые было дано определение квалификации: «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы».

Уровни квалификации в профессиональных стандартах согласно ТК

Читать Главу 1.

Начав  внедрять ПС, специалисты отмечают, что профстандарты получились не совсем корректными. Много ошибок и в названиях должностей, и в описаниях функций. Есть вообще формально написанные ПС, которые не соответствуют действительности.

Кстати, в некоторые стандарты еще до 1 июля 2016 года были внесены довольно серьезные изменения. Это говорит о том, что даже сами разработчики не совсем понимали, как на практике будут применяться стандарты, для чего вообще им дано такое задание «сверху».

Главный, на мой взгляд, недостаток ПС заключается в том, что невозможно выбрать один-единственный стандарт для конкретной должности. Этот недостаток В.И. Андреева назвала особенностью профстандартов.

Оказалось (вот оторванность от жизни!), что реальный человек на реальной должности выполняет работы, не вписывающиеся только в один стандарт. Например, в небольшой компании бухгалтер не только ведет счета и начисляет зарплату, но и ведет кадровый и воинский учет, проверяет правильность договоров с поставщиками, претензии к ним составляет.

Такое ощущение, что разработчики только сейчас об этом узнали :(.   Нас заверяют, что ПС будут корректироваться по мере выявления ошибок и несовершенств.

Поэтому каждый раз заново скачивайте свой стандарт, а вдруг его уже исправили?Кстати, принят профстандарт «Рекрутер», в разработке еще два стандарта в области УП.

На очереди – изменения в стандарт «Специалист по управлению персоналом», потому что он тоже получился не совсем удачным.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах согласно ТК

И действительно, определения квалификации в Трудовом кодексе не было. Сложилось так, что до 2012 года мы определяли квалификацию по образованию и стажу работы.

Чем выше уровень образования и больше стаж, тем выше квалификация работника. Заметьте, что образование всегда ставилось на первое место.

Читайте также:  Приказ о проведении служебного расследования в организации: образец

Такого же мнения придерживались суды, определяя, у кого из сокращенных работников квалификация была выше.

И сразу пошли волнения. В. Митрофанова, руководитель Института профессионального кадровика, на кадровых конференциях и семинарах утверждала, что в статье 195.1. ТК РФ вообще не идет речь об образовании.

Нет такого слова в этой статье. А уровень знаний, умений и навыков можно определить только практически, проведя тестирование, оценку (т.е., аттестацию) каждого работника.

И желательно в ее учебном центре : )

Как бывший учитель, я в этом вопросе скорее соглашусь с В.И. Андреевой, которая считает, «знания, умения, навыки — это и есть образование».

Таким образом,  определение, данное в статье 195.1. ТК РФ, ничего практически не поменяло. Квалификация, как и прежде, определяется образованием и опытом работы (стажем).

В следующей главе мы попробуем определить, что главное в ПС, а на что можно «закрыть глаза». Не забудьте оставлять свои вопросы в х.

Как правильно определить квалификационный уровень работника

Правовыми документами, регламентирующими процедуру создания профстандарта, являются:

  • Методические рекомендации, содержащиеся в приказе Минтруда от 29.04.2013 № 170н;

Источник: https://imdbmedia.info/urovni-kvalifikatsii-professionalnykh-standartakh/

Уровни квалификации в профессиональных стандартах: как использовать? | Читайте статьи журнала Директор по персоналу

Уровни квалификации в профессиональных стандартах утверждены Минтрудом России. Что они обозначают и в каких сферах используются в обязательном порядке, читайте в статье.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах РФ описывают степень знаний, умений специалиста с учетом установленных критериев, определенных для конкретных областей, профессий. В качестве основных показателей выступают полномочия, ответственность работника. Исходя из них вытекают требования к образованию, навыкам и знаниям.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах согласно ТК Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта Профессиональный стандарт должен заменить единые квалификационные справочники в будущем. Помимо вопроса «что должен уметь делать работник?» в профессиональном стандарте задается вопрос «как он должен это делать?», чтобы достичь максимальной эффективности труда. Профессиональные стандарты разрабатываются не на конкретную должность, а на область или вид профессиональной деятельности. Тем самым исключается дублирование трудовых функций…
Скачать статью

Справка: утвержденные профстандарты содержат только минимальные требования, которые вы имеете право повышать. Но нельзя нарушать права работников, поэтому в ряде компаний любые действия руководителя согласуются с профсоюзным органом.

Обращайте внимание не только на то, что означает уровень квалификации в профессиональном стандарте, но и на пути его достижения. Сотрудники должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, оканчивать курсы подготовки, проходить инструктажи — зависит от сферы деятельности, выполняемых функций и других факторов.

Профессиональный стандарт: уровни квалификации

1 уровень — выполнение стандартных поручений, применение элементарных знаний. Способы получения квалификации простые — инструктаж, опыт работы.

2 и 3 уровни предусматривают способность выполнять типовые задания. Достигнуть квалификации можно с помощью начального профессионального образования, переподготовки.

4, 5 — уровни профессиональной квалификации по стандарту управляющего, ориентированные на низшее руководящее звено. Они требуют от сотрудника умения управлять группой лиц, отвечать за результат работы. Руководителям нужно среднее профессиональное образование или начальное по основной госпрограмме в сочетании с курсами переподготовки.

Уровень квалификации 6 в профессиональном стандарте требует среднего специального или высшего образования по программе бакалавриата. Сотрудник работает самостоятельно или управляет группой лиц. Он должен уметь внедрять или улучшать технологические, методологические решения.

7 уровень — квалификация высшего руководства, несущего ответственность за работу крупных организаций, подразделений. Для сотрудника важны навыки управления, стратегического планирования. Требования к образованию серьезные: нужно обучиться по программам специалитета, магистратуры.

8, 9 — уровни определяют квалификацию высших должностей в крупных корпорациях, государстве и масштабной научной деятельности. Они предполагают высшее образование у человека по программам магистратуры, специалитета или аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры.

Для каких профессий устанавливается уровень, подуровень квалификации в профессиональном стандарте?

Квалификационные уровни — связующее звено между профессиональным образованием и сферой деятельности. С 01.07.2016 года они обязательны, если требования установлены ТК РФ или другими нормативными актами. Закон не распространяется на должности, деятельность на которых не связана с получением льгот, наличием ограничений.

Справка:

Источник: https://www.hr-director.ru/article/67256-urovni-kvalifikatsii-v-profstandartah-18-m8

Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 года №148н

Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293),приказываю:Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

  • МинистрМ.Топилин
  • Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации27 мая 2013 года,
  • регистрационный N 28534

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Уровень Показатели уровней квалификации Основные пути
Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний достижения уровня квалификации
1 уровень Деятельность под руководством. Индивидуальная ответственность Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд) Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний Краткосрочное обучение или инструктаж. Практический опыт
2 уровень Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий. Индивидуальная ответственность Выполнение стандартных заданий. Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Применение специальных знаний Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев). Практический опыт
3 уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность Решение типовых практических задач. Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач. Применение специальных знаний Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года). Практический опыт
4 уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников Решение различных типов практических задач. Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Практический опыт
5 уровень Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт
6 уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт
7 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт
8 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт
9 уровень Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами. Значительный вклад в определенную область деятельности. Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт
  1. Электронный текст документа
  2. подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Читайте также:  Сколько зарабатывают сварщики в россии и мире

Российская газета,N 125, 13.06.2013

Источник: http://docs.cntd.ru/document/499018307

Как правильно определить квалификационный уровень работника

Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям — практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву Марии Финатовой.

О чем эта статья? В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник.

Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования.

Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований.

2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие: 

А на 6-м квалификационном уровне вот такие:

Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:

  • Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
  • Затем проанализировать его трудовую функцию, определённую трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
  • После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
  • И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям  (ОТФ) подходит работник.

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.

Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные.

При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне.

В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона  № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти  правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником. 

Мария Финатова, руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой

Источник: http://hrdocs.ru/poleznaya-informacziya/kvalifikaczionnyij-uroven-rabotnika

Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Трудовые споры » Трудовой договор » Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

  • Закон предусматривает, что обучение наемных сотрудников позволяет поднять их качество работы и производительность труда.
  • Содержание
  • Научный прогресс приводит к активному развитию производственных процессов и технологических особенностей, что в свою очередь оказывает существенное влияние на рынок труда, заставляя его меняться и следовать новым правилам и канонам.
  • С каждым годом появляется все большее разнообразие новых профессий и специальностей, и для того чтобы более успешно и качественно выполнять свои обязанности по трудовому контракту, наемные служащие вынуждены находиться в процессе непрерывного развития, осваивая новые процессы и технологии, и тем самым повышая свои квалификационные умения.
Читайте также:  Рабочее время совместителей в трудовом договоре по тк рф

Понятие квалификации работника

Учитывая факт постоянного развития человечества, поиска новых технологий и производственных процессов, основное назначение которых заключается в создании более комфортных условий для человека, все наемные сотрудники должны регулярно проходить обучение, тем самым повышая качество своей работы и знакомясь с новейшими особенностями того или иного вида занятости. Отсутствие такого процесса, как обучение предполагает, что квалификации руководящих работников и специалистов будут находиться на низком уровне, что не даст им возможность развиваться в профессиональном плане и занимать более ответственные позиции.

Анализируя определение, которое дает ст.196 ТК РФ, под квалификацией наемных служащих необходимо понимать определенный уровень знаний и умений, а также соответствующее обучение и опыт сотрудника, которые в совокупности помогают ему более качественно осуществлять свои обязанности по трудовому соглашению.

По сути квалификация является одним из важнейших компонентов системы профессионального образования.

Именно данная система направлена на то, чтобы постепенно повышать трудовые и профессиональные навыки служащих, обучая их новым производственным процессам и создавая условия, при которых качество выполняемой работы будет соответствовать текущим стандартам. Для того, чтобы успешно пройти процесс квалификации, наемные служащие должны пройти обучающий процесс социальных учреждений, которые ответственны за профессиональные навыки сотрудников.

Говоря другими словами, квалификация будет являть собой определенный компонент общей системы трудовых отношений, благодаря которому можно существенно повысить производительность на предприятии и качественный уровень выполняемых обязанностей.

Разработка и утверждение профессиональных стандартов

На основании данных, указанных в ФЗ №236 от 03.12.2012, трудовое законодательство пополнилось таким понятием, как профессиональный стандарт. Закон гласит, что по сути данное определение являет собой определенный перечень требований, которые предъявляются к сотрудникам определенных профессиональных категорий, необходимых для осуществления более качественной трудовой деятельности.

Профессиональный стандарт имеет гораздо более широкое понятие. Если работники без квалификации могут быть использованы на определенных участках работы, то отсутствие у них каких-либо стандартов работы приведет к тому, что в занимаемой должности наемному служащему будет отказано.

Таким образом, стандарты выступают в роли определенного связующего механизма между таким принципиальным понятием как обучение новому, а также уровень профессиональной подготовки, необходимый для применения всех полученных ранее навыков на практике.

Закон предусматривает, что обучение наемных сотрудников позволяет поднять их качество работы, производительность труда и сложность осуществляемых заданий. Ввиду этого закон определяет некие условия, при формировании которых стандарты будут представлять собой:

  • некую систему, для которой обучение сотрудников на предприятии будет иметь менее важное значение, нежели реально существующий опыт работы наемного служащего;
  • своеобразный механизм, основной целью которого будет установление более тесных связей между сферами образования и трудовой деятельности;
  • детализированную систему, которая будет устанавливать некие ограничения и предъявлять минимальные требования к профессиональному уровню наемного служащего, который позволяет ему исполнять свои обязанности на предприятии.

Зачастую профстандарт напрямую оказывает влияние на такой фактор, как заработная плата. Чем более высокая производительность труда у сотрудника, и чем больше у него гарантий от социальных или государственных учреждений, тем выше будет его заработная плата.

В данном аспекте заработная плата будет напрямую зависеть от того, какие умения демонстрирует работник при выполнении должностной инструкции и соответствуют ли они современным тенденциям.

Именно для того, чтобы предоставить каждому работнику право на такой процесс, как переподготовка и повышение квалификации работников, и применяется аттестация, служащая в роли механизма осуществления на практике всех требований системы образования в профессиональном уровне.

Применение профессиональных стандартов

  1. Закон гласит, что регулярная аттестация и непрерывное обучение помогают сотрудникам показать более высокий уровень своей профессиональной подготовки, что дает им право получать гарантии от социальных учреждений и спокойно выполнять свои обязательства по контракту.

  2. Аттестация будет своеобразным вспомогательным механизмом, благодаря которому производительность и критерии оценки реального труда на предприятии будут пересмотрены, а сотрудник с каждым разом будет все больше соответствовать стандартам государственного образца, что скажется на таком факторе, как заработная плата.

  3. Стоит отметить, что стандарты профессионального обучения могут быть использованы работодателем при формировании самых разных уровней рабочего процесса.

    В частности, речь идет о:

  • кадровой политике социальных и государственных учреждений, благодаря которой будет сформирована независимая система управления наемными служащими;
  • системе оплаты труда, то есть формирование такого фактора, как заработная плата на предприятии будет напрямую зависеть от того, как прошла аттестация сотрудников, и какие критерии дополнительного учета будут соответствовать проводимой производственной политике;
  • разработке должностных инструкций, которые являют собой своеобразный показатель, отвечающий за высокую производительность труда на предприятии, а также определяющий какие гарантии будут предоставлены служащим от государственных и социальных учреждений;
  • подготовке и обучении сотрудников благодаря регулярной оценки их деятельности в целом, и с применением такого механизма, как аттестация служащих организации;
  • формировании трудовых функций сотрудника, который он будет применять в своей работе для получения более высокого уровня производительности труда.

В том случае, если недостаточная квалификация работника не дает ему право занимать определенные должности, он обязан будет самостоятельно решить, каким образом ему достичь профессионального уровня, критерии которого будут полностью соответствовать требованиям государственных учреждений и организаций. Как правило, для этого он должен будет пройти процесс дополнительного обучения, и уже по его итогам – аттестацию.

За счет оценки его работы будет также сформирован и уровень такого фактора, как заработная плата. Соответствуя всем нормам закона, сотрудник автоматически получит более высокие показатели квалификации в целом, и будет исполнять свои обязанности на новом качественном уровне.

Уровни квалификации

Профессиональная квалификация являет собой основной показатель оценки того, насколько готов к работе тот или иной наемный служащий.  Установление квалификационных стандартов напрямую зависит от требований государственных и социальных учреждений, а также специфики того или иного вида деятельности.

Закон определяет, что квалификация является своеобразным составным механизмом сферы образования, и включает в себя такие понятия, как ступень и уровень.

Ступень квалификации будет являть собой подготовку работников к получению дополнительного навыка, необходимого для качественной работы. Данный процесс имеет четкий план и цель, и на их основании служащий получит документацию, которая подтвердит его оценки при формировании новой производственной стратегии.

Уровень квалификации будет представлять собой некую степень профессионального мастерства, которая будет зависеть от множества факторов, таких как:

  • обучение;
  • критерии оценки деятельности;
  • текущий опыт в той или иной должности;
  • сложность работы и пройденная программа образования;
  • навыки и умения;
  • а также многое другое.

Уровень будет непосредственно оказывать влияние на карьерный рост служащего и его заработную плату. Чем более высокими будут качественные и квалификационные показатели служащего, тем более ценным сотрудником он будет считаться.

А чем выше уровень работника, тем он будет активнее привлекаться для разрешения проблем в системе управления персоналом и внедрении новых технологий и производственных процессов, цель которых будет заключаться в создании более комфортных и благоприятных условий для выполнения трудовых обязанностей в соответствии с требованиями закона.

Источник: https://advokat-malov.ru/trudovoj-dogovor/ponyatiya-kvalifikacii-rabotnika-professionalnogo-standarta.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector