Дизайн-мышление в бизнесе

Книга Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей». В оригинале Сhange by Design: How Design Thinking Transforms Organizations and Inspires Innovation
Дизайн-мышление в бизнесе

Дизайн-мышление в бизнесе

Книга представляет собой сборник историй про то, как дизайн-мышление помогало компании IDEO (Тим Браун её директор) десятки лет. Как «включить» дизайн-мышление, впрочем, понятно не стало. Это не практическое руководство, скорее повествовательное рассуждение.

Как книга Виктора Папанека «Дизайн для реального мира». Если вы читали Папанека и его труд вам понравился, вам понравится и книга Брауна. Она о похожем. Автор рассказывает как они применяли дизайн-мышление в том или ином проекте.

В итоге это кажется волшебной пилюлей: «— Проблема в бизнесе, семье, жизни? Тебе поможет дизайн-мышление». Но на самом деле можно сказать, что вам просто поможет мозг. Думайте, наблюдайте, включайте эмпатию, ну и проектируйте.

При этом вряд ли по прочтению книги в голове у вас щёлкнет: «Ага! Я понял. Буду делать так, потом так, и у меня всё будет круто».

Вот одна из историй. Перед дизайнерами стояла задача компании Шимано, которые производят разное оборудование для велосипедов, сделать что-то с падающим спросом. Казалось, выпусти новый инновационный обвес и получи взрыв продаж. Оказалось, что покупателям нужно не больше скоростей, и не детали из наносплава.

Горный велосипед в гараже стоит чуть ли не у каждого второго. Только на нём не ездят: неудобно его обслуживать, он слишком сложный, город не предназначен для поездок на велосипеде. Кому-то вовсе не хочется прослыть профаном в магазине при покупке навороченного велика. Людям был нужен простой прогулочный велосипед.

Чтобы гонять на нём по парку и радоваться, как в детстве.

[…] Дизайнеры могли бы закончить проект на самом велосипеде, но дизайн-мыслители, применяющие целостный подход, пошли дальше.

Они разработали стратегии продаж для мелких магазинов, в частности, для уменьшения дискомфорта, который у новичков вызывает среда, предусмотренная для обслуживания людей, разбирающихся в велосипедах.

Команда придумала бренд, определяющий прогулочную езду как один из способов получения удовольствия от жизни. В сотрудничестве с местными органами власти и клубами любителей велопрогулок команда разработала PR-кампанию, даже создала сайт с указанием безопасных мест для катания.

Ещё мне понравился пример про финансы:

Bank of America запустил в октябре 2005 года новую услугу под названием «Сдачи не нужно». Эта услуга автоматически округляет покупки по дебетовой карте до ближайшего целого доллара, а разницу перечисляет на сберегательный счет клиента.

Теперь, когда я покупаю кофе за 3 доллара 50 центов в Pete’s при помощи своей дебетовой карты, 50 центов, которые я получил бы в виде сдачи, если бы протянул кассиру 4 доллара, отправляются на мой сберегательный счет. Учитывая, как много кофе я пью, сбережения на счету растут быстро. И я не единственный, кто считает подобный способ удачным способом экономии.

За первый год услуга привлекла 2,5 миллиона клиентов, открывших более 700 000 новых расчетных счетов и 1 миллион новых сберегательных счетов. Вряд ли можно было бы достичь подобных результатов, прося людей поменять их поведение, проводя скучные уроки о сложном проценте или читая лекции об истинной ценности денег.

Вписав новую услугу в существующее поведение, IDEO предоставила клиентам то, что одновременно знакомо и притягательно ново. Даже не осознав этого, клиенты Bank of America начали добиваться результатов, которых не добивались никогда и которые вряд ли считали возможными.

Хочу, чтобы люди доросли не только до открытия накопительных счетов с помощью банковских сервисов, но и начали разбираться в финансах, стали более сознательными в управлении своими деньгами. Для этого мы в Трейдернете и завели блог. Пока же в день зарплаты можно встретить очереди у банкоматов, когда люди снимают все деньги в наличные, потому что не доверяют карточкам: «Дома надёжнее!»

Историями полна книга. Иногда попадаются менее убедительные примеры. Например, когда автор рассказывает про то, как Нокия приняла решение уйти от простого производства телефонов, к созданию высокоинтерактивного бизнеса с упором на сервисы. Это был 2006-й год, книга вышла в 2009-м, а айфон в 2007-м. Что-то здесь не так.

Дальше большие куски из книги.

Про прототипирование

Подвижная команда дизайн-мыслителей начинает разрабатывать прототипы с самого начала, а по пути исправляет ошибки. Как мы говорим в IDEO: «Совершайте ошибки раньше, чтобы в конечном счете добиться успеха».

Чем быстрее вы сделаете идею осязаемой, тем быстрее вы сможете оценить ее, усовершенствовать и прийти к окончательному решению.

И ещё слово в поддержку быстрого прототипирования:

Чем больше инвестируешь в идею — тем бóльшим ее сторонником становишься.

Чрезмерное инвестирование в изощренный прототип имеет два нежелательных последствия: во-первых, посредственная идея может зайти слишком далеко по пути к реализации, а в худшем случае может быть реализована; во-вторых, сам процесс прототипирования открывает возможности изучения новых и более совершенных идей по минимальной стоимости.

Чем сложнее и дороже прототип, тем более «законченным» он выглядит и тем меньше у его создателей шансов получить ценную конструкторскую информацию — и меньше шансов принять ее в расчет. Цель прототипирования — не создание рабочей модели.

Про ограничения

Радостное, полное энтузиазма принятие ограничений — основа дизайн-мышления. Первая стадия проектирования заключается в поиске важных ограничений и определении системы их оценки.

Ограничения лучше всего визуализировать как три пререкающихся критерия успешных идей: осуществимость (что возможно с функциональной точки зрения в обозримом будущем), рентабельность (что, скорее всего, может стать частью устойчивой бизнес-модели) и желаемость (что нужно людям и для людей).

Хотя это может показаться очевидным, в реальности большинство компаний подходят к новым идеям иначе. Вполне разумно они начинают с ограничений того, что входит в структуру существующей бизнес-модели.

Поскольку бизнес-системы спроектированы для достижения максимальной эффективности, новые идеи, как правило, постепенны по своей сути, предсказуемы и легко копируются конкурентами.

Это объясняет удручающее однообразие продуктов на современных рынках; разве не бывало так, что вы заходили в отдел бытовой техники в поисках принтера или чуть не садились в чужую машину на парковке?

Про роль дизайнеров

Следующее поколение дизайнеров должно так же хорошо чувствовать себя в советах директоров, как в студиях или мастерских. И еще этим людям нужно будет рассматривать каждую проблему — от грамотности среди взрослого населения до глобального потепления — как проблему дизайна.

Работа дизайнера, как удачно подметил Питер Друкер, — это «превращение потребности в спрос». На первый взгляд все просто: надо понять, чего хотят люди, — и дать им это. Но если все так легко, почему так мало историй успеха вроде iPod, Prius, MTV или eBay? Ответ, полагаю, заключается в том, что нужно вернуть человека на центральное место. Нужно научиться рассматривать людей прежде всего.

Почему так трудно определить потребность и спроектировать ответ на нее? Основная проблема заключается в том, что люди умеют прекрасно приспосабливаться к неудобным ситуациям, так что зачастую даже не замечают этого: они садятся на ремни безопасности, пишут ПИН-коды на ладонях, вешают пиджаки на дверные ручки и пристегивают велосипеды к парковым скамейкам.

Три взаимосвязанных и взаимоусиливающих элемента любой успешной программы дизайна:

  1. Озарение — учимся на жизни других.
  2. Наблюдение — смотрим, чего людю не делают, слушаем, чего они не говорят
  3. Эмпатия — становимся на место (или ложимся на каталку) других людей.

Про наблюдение

Если просто попросить людей рассказать о том, как они проводят время на работе и с кем регулярно взаимодействуют, можно получить искаженную информацию.

Даже если у человека самые лучшие намерения, память может подвести его, а ответы будут, скорее всего, отражать его представления о твердых фактах.

Инструменты вроде видеоэтнографии (когда поведение группы в течение определенного времени записывается на камеру) и компьютерного анализа взаимодействий помогают получить более точные данные о динамическом взаимодействии между людьми и группами.

Хорошие дизайн-мыслители наблюдают. Великие дизайн-мыслители наблюдают за обыкновенным. Введите для себя правило: не реже раза в день останавливаться и думать о самой обыкновенной ситуации.

Про базу знаний

Автор приводит цитату Лайнуса Полинга, Нобелевского лауреата: «Чтобы найти хорошую идею, прежде всего нужно много идей». Поэтому дизайнеры IDEO собирают большую базу знаний, смотрят на решение разных задач, генерируют много идей, чтобы найти ту самую. Она готовится на основе других.

Про идеи

Хорошей идеи больше недостаточно. Инновацию называют «хорошей идеей, реализованной хорошо». Неплохое начало. К сожалению, слишком большое внимание уделяют первой части этой фразы.

Новые продукты и услуги могут быть обречены на провал по самым разным причинам: плохое качество, неинтересный маркетинг, ненадежное распространение, нереалистичная цена. Даже если все факторы успеха имеются, плохо воплощенная идея, скорее всего, приведет к провалу.

Проблема может заключаться в физическом воплощении продукта — он слишком велик, слишком тяжел, слишком сложен. Точно так же точки взаимодействия с новой услугой — будь то пространство для розничной продажи или интерфейс программного обеспечения — могут быть не связаны с клиентами.

Это ошибки дизайна, и их обычно можно исправить. Однако все чаще идеи проваливаются по той причине, что люди требуют от них большего, чем простая работа. Компоненты продукта должны в совокупности вызывать положительное восприятие. А это уже намного сложнее.

Существует множество объяснений такого нового уровня завышенных ожиданий. Среди самых убедительных — анализ Дэниелом Пинком психодинамики изобилия.

В книге A Whole New Mind11 Пинк утверждает, что как только базовые потребности человека удовлетворены — а это так для большинства людей в богатых западных обществах, — люди стремятся к впечатлениям, наполненным смыслом и удовлетворяющим их эмоционально.

Про выбор

Большинству людей не нужен выбор — они хотят то, что хотят. Ошеломленные вариантами, они обычно следуют поведенческим паттернам «оптимизаторов» (как называет их Шварц) — людей, парализованных страхом того, что если они подождут еще немного или поищут еще внимательнее, они найдут желаемое по лучшей цене.

В те дни, когда слово «автомобиль» означало черный Model T, а «телефонная компания» — AT&T, это не было проблемой. По другую сторону находятся «удовлетворители», которые при возможности принятия потребительского решения выбирают первый попавшийся вариант.

Ни одна из групп не радует маркетологов, которым приходится прибегать ко все более отчаянным мерам, чтобы выжить в такой ситуации, — хотя результат обычно оказывается сомнительным.

Подозреваю, что не только я могу вспомнить сам рекламный ролик и при этом не представлять, какую финансовую услугу, обезболивающее средство или ограниченное во времени предложение он рекламировал.

Про пользу для клиента

Организация, практикующая антропоцентричное дизайн-мышление, на самом деле практикует просвещенный эгоизм. Если компания лучше понимает клиентов — она может лучше удовлетворить их потребности. Это самый надежный источник долгосрочной прибыльности и устойчивого роста. В мире бизнеса каждая идея — какой бы благородной она ни была — должна пройти проверку финансовым результатом.

Когда пассажиры (самолёта) понимают, чего от них хотят и почему, они более терпимо относятся к процедурам, которые в противном случае кажутся бессмысленными и условными.

Путешествие клиента

Простым средством создания сценария во время разработки новых услуг является «путешествие клиента». В такой структуре указываются стадии, через которые вымышленный клиент проходит от начала получения услуги и до конца.

Начало может быть вымышленным или может быть взято напрямую из наблюдения за людьми, покупающими авиабилет или принимающими решение о том, следует ли устанавливать солнечные панели на крыше. В каждом случае ценность описания «путешествия» клиента заключается в том, что так можно понять, где клиент и услуга или бренд взаимодействуют.

Каждая из таких «точек соприкосновения» является возможностью предоставления ценности потенциальным клиентам компании — или возможностью пустить отношения с клиентами под откос.

Про этот инструмент мне рассказывал Костя Сорока. Хочу изучить подробнее и попробовать на практике в Трейдернете. Уже делал наброски, но пока они кажутся мне грубыми и неверными. Как я понял, важно описать не просто «точки контакта» или существующие бизнес-процессы компании, а увидеть как раз их с другой стороны.

Как применить дизайн-мышление

  1. Начинайте с начала — нужно намеренно увеличить число вариантов. В конце проекта это бессмысленно, поэтому дизайн-мышление нужно подключать вначае, ещё на этапе научно-исследовательской работы. Дизайн-мыслители должны соединять все части процесса производства и сбыта.

  2. Примите антропоцентричный подход. Дизайн-мышление не просто антропоцентрично — оно человечно по своей сути.

    Дизайн-мышление основано на способности человека к интуитивному чувствованию, к распознаванию паттернов, к созданию идей, несущих не только функциональный, но и эмоциональный компонент, к выражению себя не только словами или символами.

  3. Ошибайтесь рано, ошибайтесь часто.

    Делайте прототипы.

  4. Делитесь вдохновением. Обменивайтесь знаниями, ведите базу знаний.
  5. Осуществляйте дизайн на протяжении всего цикла.

Короткие цитаты

Эволюция от дизайна к дизайн-мышлению — это эволюция от создания продуктов к анализу отношений между людьми и продуктами и отношений между людьми и людьми.

Если уделять все внимание исключительно центральной части кривой нормального распределения потребителей, мы, скорее всего, подтвердим те знания, что у нас уже имеются, и вряд ли найдем что-то новое и неожиданное.

  • Миссия дизайн-мыслителей — превращение наблюдений в выводы, а выводов — в продукты и услуги, совершенствующие жизнь людей.
  • Для дизайн-мыслителей поведение не бывает верным или неверным — оно всегда исполнено смысла.
  • Раньше компании выдумывали новые продукты и нанимали армии маркетинговых экспертов и специалистов по рекламе, чтобы продать эти продукты людям — зачастую путем эксплуатирования их страхов и тщеславия.
  • Не существует алгоритма, который бы подсказывал, где появится новая идея и будет ли она удачной.
  • Инструменты традиционного исследования рынка могут оказаться полезными при определении незначительных усовершенствований, но они никогда не приведут к нарушающим правила, меняющим ситуацию и картину мира прорывам, при знакомстве с которыми люди удивленно почесывают головы и поражаются тому, что никто раньше не подумал о таком.
  • При активном участии клиента можно получить лучшие результаты.
  • Я еще не видел клиента, который бы говорил: «Времени у вас — сколько хотите».
  • Бывший руководитель Министерства здравоохранения Эдвард Кропп: «Таблетки не работают, если их не принимать!»

В медицинском лечении существуют три взаимодополняющие фазы. Сначала пациент должен понять свое состояние, потом принять необходимость лечения и, наконец, начать действовать.

  1. Хорошие идеи чаще погибают из-за неспособности преодолеть предательский «омут» организаций, в которых такие идеи зародились, чем из-за неприятия рынком.
  2. В сегодняшней шумной бизнес-среде, где иерархичная власть вызывает подозрения, а централизованное управление становится неэффективным, трансформирующая идея должна распространяться сама по себе.
  3. Новые потребности легче заметить во время кризиса, чем во время бума, когда множество хороших идей конкурируют за удовлетворение потребностей, которые уже удовлетворены.

Внезапно компании в сфере обслуживания стали конкурировать на основании технологий, а не людей. Конкурентоспособность начала зависеть от инноваций.

Линия между продуктом и услугой стирается. Товары все более напоминают услуги, а услуги все более напоминают опыт и восприятие.

Успешный прототип не тот, что работает без сбоев. Это тот, что учит нас чему-нибудь новому о наших целях, наших процессах и нас самих.

Источник: https://d8pusher.com/lifeflow/change-by-design/

«Дизайн-мышление в бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей»

Ключевые идеи бестселлера Тима Брауна

Тим Браун — президент IDEO, одной из самых успешных в мире компаний в сфере дизайна (в частности, это её специалисты разработали дизайн компьютерной мыши для Apple, детской зубной щётки для Oral-B и тюбик для зубной пасты Crest).

По мнению Тима Брауна, дизайн-мышление – это необходимое качество для современного менеджера и предпринимателя, без понимания философии дизайна в бизнесе будет сложно добиться настоящего успеха.

С разрешения сервиса SmartReading мы публикуем саммари — «сжатую» версию — бестселлера Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе».

Досье

SmartReading – проект сооснователя одного из ведущих российских издательств деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» Михаила Иванова и его партнёров.

SmartReading выпускает так называемые саммари – тексты, в сжатой форме излагающие ключевые идеи бестселлеров жанра нон-фикшн.

Таким образом, люди, которые по каким-то причинам не могут оперативно прочесть полные версии книг, могут познакомиться с их главными идеями и тезисами. SmartReading использует в своей работе подписную бизнес-модель.

Дизайн-мышление в бизнесе

Введение: что такое дизайн-мышление

Благодаря технологиям миллионы людей выбрались из нищеты, а значительная часть человечества стала жить лучше.

Тем не менее индустриальная революция оказала не только позитивное влияние на жизнь людей: клубы дыма изменили климат, поток дешёвых товаров привел к чрезмерному потреблению и производству невероятного количества отходов, а индустриализация сельского хозяйства стала причиной природных и техногенных катастроф.  

Сегодня мы нуждаемся в инновационных продуктах, которые сбалансируют потребности человека и общества в целом, а также в идеях по улучшению здоровья, образования и уровня жизни. 

Дизайн-мышление — это использование дизайнерских инструментов людьми, которые далеки от дизайна, для решения широкого спектра задач 

Дизайн-мышление основано преимущественно на интуиции, умении распознавать модели поведения и создавать идеи, которые несут не только функциональную, но и эмоциональную нагрузку. К сожалению, немногие из нас рискуют создать бизнес, полагаясь на чувства, интуицию и вдохновение, однако в современном мире и у полностью рационального бизнеса мало шансов на успех.

Наиболее прогрессивные компании выбирают третий путь — интеграцию эмоций и расчёта: дизайнеры не просто «украшают» готовый продукт, а принимают активное участие в его разработке. 

Принципы дизайн-мышления применимы в самых разных областях: от лечения детского ожирения до профилактики преступлений, от ракетной промышленности до климатических изменений. Дизайн-мышление более не ограничивается созданием новых материальных продуктов, оно распространяется на различные процессы и услуги, а также взаимодействие, общение и сотрудничество.

Переход от дизайн-делания к дизайн-мышлению отражает осознание невероятных возможностей дизайна, которые слишком привлекательны, чтобы их использовали только дизайнеры. Эволюция дизайн-делания в дизайн-мышление — это движение от создания продукта к анализу отношений между людьми и продуктами и межличностных отношений.  

1. Кто такие дизайн-мыслители

В отличие от сторонников научной организации управления, дизайн-мыслители знают, что не существует единственно верного пути к цели. Где бы они ни оказались, они становятся инициаторами инноваций. 

1.1. Инновации 

Создавая нечто инновационное, обращайте внимание на отправную точку и всевозможные знаки, встречающиеся на пути. Сама же инновация находится на пересечении трёх циклов: 

  • вдохновение — то, что мотивирует к поиску решений и возможностей; 
  • создание идей — процесс генерации, развития и тестирования идей; 
  • применение — путь из офиса на рынок. 

Проекты оптимизируют идеи и исследуют новые направления.

Повторяющаяся нелинейная природа проекта объясняется исследовательской сущностью дизайн-мышления, а вовсе не слабой дисциплиной и недостаточной организованностью.

На первый взгляд, итерационный подход грозит затягиванием процесса. На самом деле всё как раз наоборот: команда, которая не связана чёткими временными ограничениями, оказывается более продуктивной. 

Предсказуемость ведет к скуке, а скука — к потере талантливых членов команды и результатам, которые легко поддаются копированию конкурентами.

К тому же истории известно много случаев, когда проекты, управляемые традиционными методами, затягивались на месяцы и даже годы.

Проактивным дизайн-мыслителям не грозят подобные задержки: они выпускают прототипы, начиная с первого дня, и регулярно их улучшают. Как говорят в IDEO, «кто раньше ошибётся, тот быстрее добьется успеха». 

В основе дизайн-мышления лежит позитивное отношение к конкурентным ограничениям. На первой стадии дизайнерского процесса важно определить серьёзные ограничения и оценить их. Ограничения лучше всего рассматривать исходя из трех критериев успешных идей: 

  • реализуемость — насколько функциональна идея; 
  • жизнеспособность — может ли идея стать частью бизнес-модели; 
  • целесообразность — имеет ли идея смысл и ценность для людей. 

Опытный дизайнер умеет преодолеть каждое из этих ограничений, а дизайн-мыслитель может их сбалансировать. 

Популярная консоль для видеоигр Nintendo Wii — отличный пример баланса реализуемости, жизнеспособности и целесообразности. Компания Nintendo вовремя поняла, что можно сместить фокус с экранной графики, и разработала технологию жестикуляционного контроля, что снизило производственные затраты и многократно увеличило прибыль.  

Дизайн-мыслители не решают отдельные проблемы, а занимаются проектом в целом. Проект — это та движущая сила, которая ведёт идею от зарождения к воплощению.

 Дизайн-мышление создает естественные временные рамки, что обеспечивает дисциплину и даёт возможность видеть прогресс, вносить изменения на любом этапе и менять направление деятельности.

Таким образом, ясность, направление и границы проекта помогают поддерживать стабильно высокий уровень творческой энергии.

Источник: https://biz360.ru/materials/dizayn-myshlenie-v-biznese/

Что такое дизайн-мышление и как его применять

Идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее идею развили ученые Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления.

Понятие дизайн-мышления объясняют по-разному. Но наиболее емко это явление описали в Interaction Design Foundation. Там его определяют как многократный процесс, в ходе которого мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы найти неочевидные альтернативные решения.

Важно!

Дизайн-мышление (англ. design thinking) — методика, которая помогает найти нестандартные решения задачи, ориентированные на интересы пользователя.

В основе дизайн-мышления лежит принцип антропоцентризма.

Любой, кто использует этот принцип, подчиняет свое исследование и работу интересам человека, а не интересам компании, начальника, менеджера проекта или бюрократии.

Главная цель дизайн-мышления — выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи. В оригинале это называется thinking outside the box — дословно «думать вне коробки».

Дизайн-мышление в бизнесе

Этапы дизайн-мышления стэндфордской школы дизайна d.school.

Дизайн-мышление можно применять в любой области, например: спланировать тур по Европе, продумать ремонт квартиры, запустить новое медиа или бизнес, разработать логотип и айдентику.

Процесс решения проблемы состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест. Рассмотрим каждый этап более подробно на двух контрастных примерах, когда дизайн-мышление мне помогло.

Зимой этого года ко мне обратился владелец тюменского сервисного центра и попросил разработать лендинг. Прежде я делал лендинги только для своих проектов и мне было легко: ведь я знал, что хочу рассказать и донести до пользователей. Но про ремонт смартфонов я не знал ничего, так как никогда не разбивал свои телефоны и не топил их в воде.

Эмпатия — умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует, их потребности и желания. Это — главное качество дизайн-мышления, так как именно эмпатия позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений о мире и взглянуть на проблему глазами пользователя.

Настоящий дизайнер — всегда эмпат. Он ищет решение, которое будет наиболее комфортно для человека в повседневном использовании. Делать проекты, в которых вы разбираетесь, — легко.

Если вы увлекаетесь рэпом, сделать лендинг для рэпера будет просто. Но если заказчик торгует на финансовой бирже, вам придется вникнуть в его бизнес, разобраться в процессах и понять, что он чувствует, когда общается с людьми.

Посмотрим, как эмпатия работает на практике.

Чтобы понять, что важно для клиентов сервиса по ремонту телефонов, мне пришлось погрузиться в атмосферу заказчика. Я взял интервью у владельца бизнеса и провел с командой сервиса один рабочий день. Наблюдал за тем, какие вопросы задают клиенты, что их волнует, когда они отдают свои смартфоны на ремонт.

На этом этапе необходимо систематизировать информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, проанализировать ваши наблюдения и выделить ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.

В ходе общения с командой заказчика я понял, что большую часть рабочего времени сервис тратил на то, чтобы ответить на одни и те же вопросы: на какой срок дается гарантия; какие случаи — гарантийные; нужно ли вносить предоплату. В итоге я сформулировал такой вопрос: как сэкономить время сервиса и клиента?

После того, как вы определили основную проблему пользователя, придумайте и проработайте решения. Это тот самый момент, когда нужно «думать вне коробки».

Чтобы все прошло успешно, откажитесь от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записывайте все, даже самые бредовые мысли. Только после того, как креатив кончится, отберите жизнеспособные идеи и переходите к следующему этапу.

Я предложил несколько решений проблемы:

  • сделать на лендинге раздел с ответами на вопросы;
  • снять видео, где директор сервиса отвечает на вопросы;
  • написать серию постов в соцсетях.

Задача этого этапа — проверить работоспособность ваших идей на практике. Для этого не нужно запускать бетонный завод или разрабатывать выверенный по пикселям макет. Достаточно сделать бюджетную версию продукта с функциями, которые помогут решить обозначенную задачу.

Прототип поможет:

  • в случае успеха найти верное решение, заметить недостатки, доработать его и создать продукт;
  • в случае неудачи опровергнуть вашу гипотезу, сохранить время и деньги.

Если прототип удачный, переходите к следующему этапу. Если нет — возвращайтесь ко второму этапу и попробуйте определить проблему заново.

Раздел на сайте — понятный и универсальный вариант, который работает на всех платформах. Пользователю нужно лишь выбрать нужный вопрос, и ответ появится на экране.

В конце вы тестируете готовый продукт и лучшие решения, которые вы разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление — повторяющийся процесс: вы можете использовать результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи клиентов о прототипе или рабочей версии.

Я сверстал прототип раздела, показал, как он будет выглядеть.

Вместе с заказчиком мы протестировали раздел с разных устройств и убедились, что все работает. После этого я сверстал финальный вариант раздела, добавил фоновую картинку и анимацию.

Представим, что продуктовому дизайнеру необходимо разработать прототип новой микроволновки. Он может действовать стандартными общеизвестными способами: опросить людей, у которых есть микроволновки, собрать обратную связь, узнать плюсы и недостатки отдельных моделей — и на основе полученной информации предложить решение.

Дизайнер также может пойти нестандартным путем: пообщаться с людьми и узнать об их привычках и шаблонах поведения в определенных ситуациях.

Так дизайнер может узнать, что все микроволновки греют по-разному: одна за три минуты едва нагревает еду, а вторая — перегревает так, что нужно ждать, пока еда остынет.

Значит людям нужна не более мощная микроволновка, а понятный интерфейс, который бы четко говорил, как сильно нагреется еда.

Важно!

Момент озарения, когда вы понимаете истинную проблему клиента и пользователя, называется инсайт. Это ключ к прорывным продуктам.

Дизайн-мышление помогает найти инновационные решения, которые не лежат на поверхности, экономить время и деньги. Приведу пример из своего опыта.

Ко мне обратилась студия наружной рекламы, которая хотела увеличить продажи. Для этого руководство студии решило сделать корпоративный сайт. Но обсуждение задачи и часовое интервью с клиентом привело меня к решению, что этой компании лучше сделать лендинг или развивать аккаунты в социальных сетях.

Почти все клиенты обращались в студию, потому что ее рекомендовали как место, где могут быстро разработать и изготовить дизайн вывески или рекламного баннера.

То есть для компаний была важна скорость работы студии, а не наличие корпоративного сайта с возможностью рассчитать стоимость работ, гигантским портфолио и способами оплаты.

Для таких целей гораздо лучше подходят соцсети, мессенджеры или простой лендинг.

Эмпатия и умение мыслить за пределами нормативов, стремление прочувствовать ситуацию и предложить нестандартные решения формируют интуицию дизайнера.

Если бы я не пообщался с заказчиком, а лишь изучил сайты конкурентов, то потратил бы несколько месяцев и сотни тысяч рублей на бесполезный сайт. Именно дизайн-мышление и эмпатия позволили взглянуть на проблему изнутри и найти более эффективное решение.

Ни одна из сфер дизайна не требует такого глубокого погружения в мир клиента и пользователя, как UI-/UX-дизайн. Чтобы создать удобный и практичный продукт, дизайнеру необходимо понять боли и страхи пользователя.

На курсе «UX-дизайн» вы научитесь определять проблемы и находить решения для интерфейсов веб-сайтов, мобильных приложений и сложных сервисов. Курс полезен и для начинающих дизайнеров и для арт-директоров. Они вместе работают на одну цель — найти самое эффективное решение.

Курс «UX-дизайн»

Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как сделать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально изменить мышление бизнеса в диджитал, оцифровать любой продукт и сделать его максимально конкурентоспособным.

  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Источник: https://skillbox.ru/media/design/chto_takoe_dizayn_myshlenie/

Дизайн-мышление: что это такое и как его применять

Дизайн-мышление в бизнесе

Как объединить дизайн и бизнес? Этот вопрос задавали на протяжении десятков лет многие предприниматели, и наконец-то нашли ответ – использовать дизайн-мышление. Что это такое, каковы его принципы и как внедрить его в свою деятельность? Об этом мы сегодня и поговорим!

Определение понятия

Дизайн-мышление (design thinking) – человекоориентированная методика, позволяющая находить нестандартные решения задач.

Одним из основных принципов этой методики является эмпатия – осознанное сопереживание другим людям и понимание их психологии. Менеджеру необходимо посмотреть на ситуацию глазами заказчика, имеющего собственные желания и потребности, и глубоко осмыслить его проблемы. Нужно перестать довольствоваться заурядным и попытаться эмоционально вовлечь клиента в процесс покупки.

Дизайн-мышление – это не эстетика, а умственная работа, которая определяет принцип решения задач, выстраивает процессы и устанавливает инструменты.

История и примеры дизайн-мышления

Впервые дизайн-мышление было упомянуто в книге Саймона Герберта «Науки об искусственном» в 1969 году. В 1975 был основан «Институт управления дизайном». В 1987 году Питер Роуи написал книгу «Design Thinking».

В 1991 Девид Келли основал консультационную фирму IDEO, которая поставила себе цель развивать дизайн-мышление и сделать его применяемой всеми бизнес-практикой. В 2004 году Келли создал собственный институт, чтобы массово обучать других людей мыслить как дизайнер.

В 2015 году появилось русскоязычное издание книги Жанны Лидтки и Тима Огилви «Думай как дизайнер».  В целом же, дизайн-мышление оказалось очень популярным инструментом.

Вот примеры компаний, которые использовали дизайн-мышление для достижения успеха:

  1. General Electric. Активное внедрение дизайн-мышления позволило компании в 2003 году повысить доход на 30%.
  2. Philips Lighting. Дизайн-стратегии помогли фирме стать лидером мирового рынка световых решений.
  3. Компании удалось превратиться из заурядного стартапа в одну из лучших площадок для поиска и аренды жилья. Продажи Airbnb выросли вдвое после того как сотрудники поставили себя на место пользователя и обнаружили, что фотографии квартир на их сайте имеют плохое качество. Тогда компания решила нанять профессионального фотографа. И эта мелочь изменила всё.

Это лишь несколько примеров, и при желании можно найти еще массу. Однако для нас важнее понять, как именно работает дизайн-мышление.

Основные принципы дизайн-мышления

Дизайн-мышление опирается на следующие принципы:

  1. Мыслить нестандартно. Дополнять скучные таблицы диаграммами, тексты – фотографиями. Находить нетривиальные решения сложных задач, которые обычно присутствуют в бизнес-проектах.
  2. Использовать прообразы. Успешные бизнесмены, практикующие дизайн-мышление, часто применяют прототипирование для своих инноваций. Это помогает выявить достоинства и недостатки нового продукта.
  3. Ориентироваться на эмоциональный опыт пользователя. Ошибочно предлагать продукт человеку, опираясь только на практическую значимость. Вместо того чтобы рассказывать человеку о простоте и удобстве при эксплуатации благодаря унифицированному графическому интерфейсу, лучше сказать просто: «У смартфона модный дизайн, который станет предметом восхищения и обсуждения со стороны ваших друзей».
  4. Полюбить неудачи. Выносить максимум из ошибок и использовать полученные знания для улучшения продукта и повышения качества услуги.
  5. Проявлять разумный минимализм. Удалять лишнее и стараться сделать свой продукт лучшим на рынке.

Мы рассмотрели основные принципы дизайн-мышления. Теперь перейдём к пошаговому плану его применения в бизнесе. Естественно, в рамках данной статьи мы рассмотрим его кратко.

Этапы дизайн-мышления

Есть 6 основных этапов дизайн мышления:

Этап 1. Эмпатия

Подумайте, чего хочет ваш потенциальный покупатель. Какие у него боли и проблемы? Чего он тайно желает?

Чтобы узнать это, используйте технику «Аватар»:

  1. Закройте глаза.
  2. «Влезьте» в тело клиента. Представьте, что вы поменялись с ним телами.
  3. Проживите в его теле целый день. Отметьте про себя, кем он работает, как одевается, какие люди оказывают на него влияние, чего он боится и страстно жаждет, сколько ему лет.
  4. Запишите всё это на листе бумаги.

На выходе у вас получится аватар клиента, который нужно использовать при создании продукта.

Этап 2. Фокусировка

Перечитайте полученные сведения и выявите главную боль человека. Это может быть лишний вес, плохая осанка, проблемы с выплатами по кредитам и т.п.

Этап 3. Генерация идей

Соберите всех сотрудников и проведите мозговой штурм.

Этап 4. Выбор идеи

Источник: https://4brain.ru/blog/design-thinking/

Дизайн-мышление

Дизайн-мышление — везде на слуху, звучит абстрактно и кажется, что создано только для дизайнеров или других творческих людей. А ведь применить метод может кто угодно в бизнесе или в личной жизни. На этой странице вы сможете за 5 минут разобраться в том, что такое дизайн-мышление, посмотреть кейсы и узнать, что читать по теме.

Дизайн-мышление — это способ решения задач, ориентированных в первую очередь на интересы пользователя. Формула «польза для человека + возможности технологий + учет интересов бизнеса» дает в результате устойчивый продукт.

Евангелисты дизайн-мышления верят, что применять инструменты метода можно для всех сфер без ограничений — для решения задач бизнеса, в образовательных проектах, даже при воспитании детей и планировании поездки в Грецию.

Брать и применять: набор практических инструментов для каждого этапа — в методичке от лаборатории Wonderfull.

Герберт Саймон озвучил идею дизайн-мышления в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позже этот подход, основанный на наблюдениях, экспериментах и быстрых изменениях, проникает в менеджмент. Уже в 90-х годах Дэвид Келли основывает IDEO. Официальная доктрина компании — дизайн-мышление.

Приведем несколько примеров проектов, которые нас вдохновили и заставили полюбить дизайн-мышление.

Решение из шариков и веревочек

Пообщавшись с автомобилистами, сделали открытие — в поисках свободного места на парковке те тратят уйму времени и «накручивают» по асфальту до 15 лишних км в месяц. Это была сильная боль и проблема, не связанная напрямую с продажей бензина.

В S-Oil придумали элегантное дешевое решение из желтых шариков-стрелочек, которые показывали, где есть свободное место на парковке.

В результате S-Oil: 1) позаботилась о пользователях, 2) повысила продажи, 3) заработала имидж компании, экономящей нефть и неравнодушной к экологии.

Пиратский квест во время МРТ-обследования

В госпитале Питтсбурга каждый кабинет и МРТ-сканер — это своя история. Путешествие на корабле пиратов, ракете или в подводное царство Русалочки. Обычно сканер выглядит пугающе, но только не здесь.

Теперь дети ждут не дождутся процедуры — это же приключение! Никто не боится, многие просятся прийти еще раз. Маленьким пациентам стали давать успокоительное на 19% реже. И все это без переделки дорогостоящего аппарата.

 Кейс компании IDEO для GE.

Инструкция «Из коробки» от Samsung 

Стандартный дизайн инструкций и зашифрованная терминология отпугивали пользователей. Настроить свои мобильные телефоны было сложно. А вот руководство по телефону в виде набора книг позволило пользователям чувствовать себя комфортно и не бояться исследовать свой мобильный телефон.

Переговорка «Рабочее место будущего»

В компании Wonderfull решили улучшить переговорную, применив дизайн-мышление. Для этого провели исследование: посадили людей в старую переговорную, моделировали разные ситуации и наблюдали за происходящим.

Замечали, какие есть проблемы. Сделали прототип из картона, протестировали его — и улучшили. Затем еще раз и еще. Тесты прототипа показали, что такое решение помогло улучшить качество переговоров.

Они проходят быстрее, люди меньше устают и чувствуют себя комфортнее.

Это может быть создание автомата для кофе, веб-интерфейса или даже планирование отпуска. Не имеет значения сфера деятельности, размер бизнеса или количество людей в команде. 

Отслеживаем современные тренды, которые нам нравятся, и рассказываем о них простыми словами. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать о выходе новых страниц.

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться

Источник: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/trend/design-thinking/

Дизайн-мышление: что это и чем оно вам пригодится?

Попросили Свету Шедину, практика дизайн-мышления и куратора нашей программы Ready to Start, рассказать о том, как выглядит дизайн-мыслительный процесс, и зачем его нужно использовать при создании своего продукта.

Света училась дизайн-мышлению БВШД, в Стенфорде у практиков из IDEO и применяла методики во время работы в рекламных агентствах групп BBDO и Publicis. Ведёт блог о креативном решении задач с помощью дизайн-мышления и Подкаст Вандерласта.

Что такое дизайн-мышление

Дизайн-мышление – это процесс креативного решения задач, который отталкивается от проблем потребителя, а не от проблем бизнеса.

То есть, если компании по производству принтеров нужно продавать больше принтеров, чтобы зарабатывать больше денег, дизайн-мыслитель начнёт не с размышления над тем, какой сделать принтер, чтобы его купили, а начнет исследовать пользователя: есть ли у него вообще потребность в личном принтере или ему нужен совершенно другой продукт?

Генри Форд понял, что людям нужна не быстрая лошадь, а быстрый способ передвижения, и создал автомобиль. Так и дизайн-мыслители стараются понять, не ЧТО хотят люди, а ПОЧЕМУ они этого хотят.

Дизайн-мышление – это процесс, а процессы делятся на стадии. В дизайн-мыслительном цикле выделяют три основные стадии:

1) Исследование и фокусировка. На этой стадии мы проявляем эмпатию к пользователям и стараемся вникнуть в их реальные проблемы, чтобы потом не решать несуществующие или неважные проблемы.

2) Генерация идей и прототипирование. После того, как проблема определена, начинается поиск решений сначала в виде идей, а затем в виде прототипов – тестовых воплощений этих идей.

3) Тестирование и внедрение. Самая волнительная часть – получение обратной связи от пользователей, в ней раскрывается насколько хорошо дизайнеры поняли потребности людей и насколько удобные решения придумали. Отзыв аудитории помогает доработать тестовые продукты.

Стадия «Исследование и фокусировка»: проявить эмпатию, сфокусироваться. Стадия «Генерация идей и прототипирование»: сгенерировать идеи, создать прототип.

Стадия «Тестирование и внедрение»: протестировать, внедрить в жизнь.

Каждая стадия проходит по формуле «расширение-сужение» – от количества к качеству. Сначала мы исследуем аудиторию и набираем много инсайтов, затем выбираем из них значимые, сначала генерируем много идей, затем выбираем идеи с наибольшим потенциалом, сначала делаем много прототипов, затем оставляем работающие.

Расширение — сужение

Если процесс прошел успешно, то поводу полученного продукта будет ответ «да» на следующие три вопроса:

  • Хотят ли этот продукт люди, для которых он создан?
  • Может ли компания технически реализовать этот продукт?
  • Готовы ли люди платить за этот продукт деньги?

Успех находится на пересечении желанности для человека, технологической реализуемости и прибыльности для бизнеса.

Зачем использовать дизайн-мышление?

  • Чтобы пользователь сказал: «Вау! Как будто именно для меня придумали»

В прошлом году IDEO опубликовали кейс про изобретение портативного грудного насоса для кормящих мам.

До этого грудной насос выглядел как стеклянная трубка с резиновым шаром – устройство, которое довольно жёстко «сцеживало» молоко из груди матери. А портативный грудной насос крепится с бюстгальтеру и аккуратно собирает молоко, пока мама младенца гуляет, готовит ужин или читает книжку на диване.

Представляю, сколько радости команде дизайнеров доставил процесс тестирования прототипов. Счастливая мама, проблему которой заметили и решили, использует новинку на картинке ниже.

Мама с насосом

  • Когда нужно найти более эффективное решение старой проблемы

Сексуальное насилие, к сожалению, старая проблема, а ювелирные украшения с тревожной кнопкой – новая попытка её решения. Nimb — умное кольцо с тревожной кнопкой, которое позволяет жертвам нападения попросить своих близких или людей поблизости о помощи в экстренных ситуациях. Раньше развитие технологий не позволяло сделать подобное, теперь это возможно. Nimb Ring разработали в России.

Кольцо Nimb

  • Чтобы найти неочевидную проблему

Компания Embrace совместно с IDEO разработали нестационарный инкубатор для недоношенных детей.

Инкубатор должен был помочь малообеспеченным семьям из стран третьего мира, у которых нет денег оплачивать дорогостоящие инкубаторы в больницах, сохранить жизнь их младенцам.

Дизайнеры создали инкубатор, но при тестировании в маленькой индийской деревушке, заметили, что женщины подогревают инкубатор только до половины рекомендуемой температуры.

Выяснилось, что местные считают западную медицину в два раза эффективней, поэтому и лекарства принимают по пол таблетки и инкубатор подогревают до половины указанной температуры. Дизайнеры решили эту неожиданную проблему заменив термометр кнопкой “ОK”, которая загорается, когда инкубатор готов к использованию. Такая мелочь спасла многим малышам жизнь.

Инкубатор Embrace

  • Усовершенствовать процессы и поведение

Когда говорят о дизайн-мышлении, часто рассказывают о продуктах и услугах, но дизайн-мыслители создают и абстрактные вещи: процессы и поведение.

Так, дизайнеры уменьшили процент смертности в реанимации госпиталя, вдохновившись организацией процесса обслуживания болидов на пит-стопах Формулы-1.

Механики поделились секретами организации молниеносной работы, а дизайнеры адаптировали их процесс и инструменты для врачей скорой помощи и реанимации, создав инструкции и наборы для частых ситуаций, который позволили помогать пациентам быстрее.

Формула-1 и хирурги

У меня почти все примеры получились из сферы медицины. Думаю, это неслучайно. Медицина построена на заботе о человеке. Дизайн-мышление тоже о заботе. Его главная цель – узнать, что у человека болит, и придумать, как это вылечить!

  • Больше кейсов и подробностей можно найти у Светы в блоге или на страничке в фейсбуке.
  • Делилась знаниями: Света Шедина
  • Редактировала: Настя Барсукова

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a8c3547168a91fd9735b5a1/5bd062fa305c1600aa72ddb9

Какую пользу дизайн-мышление может принести бизнесу

Дизайн-мышление (ДМ) – это методологии решения инженерных, управленческих и других бизнес-задач, где акцент делается на творческой генерации идей.

Как методологический подход к созданию революционных решений появился довольно давно: некоторые его элементы можно обнаружить в практике компаний еще в 70-80-х годах.

Однако лишь в последние 2-3 года можно говорить о действительно массовом использовании ДМ в IT-разработке.

Новое время — новое мышление

С чем это связано? Скорость, с которой бизнес и организации хотят получать готовые к применению цифровые инновации, резко возросла.

Отрасли разработки ПО и комплексных IT-решений срочно понадобился способ, позволяющий снижать количество итераций и общие риски, которые несет процесс разработки по-настоящему топового по функциональности продукта.

Причем этот сверхбыстрый и супернадежный способ должен был быть одинаково эффективным как для разработки продуктов с нуля, так и для доработки существующих решений.

Методика необязательно применяется для создания несуществовавших ранее интерфейсов или принципиально новых продуктов. ДМ, безусловно, подходит и для таких задач, но также прекрасно справляется и с привычными, будь то создание интернет-магазина или разработка мобильного приложения.

Главная особенность использование ДМ — сокращение затрат на разработку и снижение рисков. Итераций, при этом, может быть большое количество, более того, они могут не прекращаться даже после создания успешного прототипа, если ваша цель — создание работающего продукта.

Просто использование дизайн-мышления, в данном случае, обеспечивает высокую вероятность того, что конечный продукт «взлетит».

Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитических методик, является творческий, интерактивный процесс, когда самые неожиданные идеи и предложения срабатывают и существенно сокращают сроки перехода от стадии генерации идей до разработки, и далее ввода в production. Принципиальное отличие от «классики» — отсутствие всей формальной стороны процесса с написанием ТЗ, согласованиями, получением утверждений от глав департаментов и прочих привычных элементов работы в крупных организациях.

ДМ-сессии позволяют «срезать» путь из точки А в точку Б за счет набора методик оперативной проработки скетчей и первичных прототипов, быстрого перехода к фазе тестирования и определения «шорт-листа» наиболее перспективных сценариев дальнейшего развития уже силами софтверных разработчиков. Во многом популяризации дизайн-мышления в последнее время содействовала и его идейная близость Agile-разработке.

Поток инициатив — в разработку и продуктив!

ДМ предшествует в производственном цикле работе Agile-команд. Design Thinking позволяет проработать все гипотезы решения до стадии адекватного задаче прототипа, с которым далее максимально удобно, просто и эффективно смогут работать программисты.

В ДМ-подходе главное не собрать документы, сверить ГОСТы и технические стандарты, а создать рабочую гипотезу продукта путем вживания в роль конечного пользователя, через непосредственное прохождение «пути клиента» с примеркой на себя всех болевых точек и преимуществ будущего продукта.

На ДМ-сессиях участники оговаривают перечень инициатив и предположений по финальному продукту, которые с помощью специальных инструментов можно сразу же визуализировать, обсудить стэк технологий и инструментов, который оптимально подойдет под задачу. За счет такой оперативности можно прямо по ходу обсуждения конвертировать перспективную гипотезу в наглядный и понятный всем сторонам процесса концепт-проект.

Все пять классических шагов Design Thinking работают применительно к IT-разработке, вопрос только в том, как именно в каждом проекте их задействуют. Например, где-то акцент будет смещаться на стадию эмпатия в качестве главного этапа, в другом проекте — на фазу формулировки проблемы, какие-то проекты потребуют особого фокуса на прототипировании и т. д.

Не только для разработки

Следует отметить, что ДМ в ИТ сегодня успешно применяется не только для разработки digital-продуктов и решений, но и при обучении новым методам взаимодействия ИТ-департамента и бизнес-подразделений крупных компаний.

Эффект достигается через обмен мнениями в рамках ДМ-сессий, где обсуждаются все плюсы и минусы работы, выдвигаются гипотезы для улучшения качества коммуникаций разнопрофильных специалистов.

«Как нам научиться лучше друг друга слышать?», «В каком направлении нам нужно наладить взаимодействие, и к каким практическим результатам мы должны стремиться и можем реально их достигать?».

«Где у нас «тонкие места», а у конкурентов — преимущество над нашим продуктом и в организационных процессах, в чем мы отстаем?». 

Казалось бы — простые вещи, но проблема в том, что разные специалисты видят их со своей точки зрения. Обсуждение, визуалиация схем взаимодействия (текущих и перспективных), сравнение с конкурентами и с лучшими практиками — прекрасный способ провести апгрейд внутрикорпоративного взаимодействия на новый уровень.

Еще один путь получения пользы от ДМ помимо генерации идей для IT-продуктов — решение с помощью методики таких глобальных задачи, как разработка общей стратегии развития компании, IT-стратегии, плана развития продаж, а также любых других стратегических задач по корпоративной трансформации.

Это сложнейшие вызовы, на подготовку которых по классическим методикам уходят месяцы, тонны бумаги и много нервов.

В рамках ДМ для этого необходимо всего лишь собрать компетентных специалистов в одном месте, обеспечив диалог представителей компании-клиента, консультанта, независимых отраслевых экспертов и сессиями за 2-3 дня выйти на единое понимание road map по всем поставленным задачам.

Помимо времени, это огромная экономия в деньгах, поскольку в предельно короткие сроки компания получает готовый план действий, без «воды» и оттестированный критикой лучших специалистов в своей области и разными точками зрения, а также дополненный перечнем инициатив и согласованных приоритетов в дальнейшей работе.

Все специфические для нашей страны моменты в этом отношении: сроки согласования, количество необходимых «апрувов» и подписей, комментарии типа «я не это имел в виду», «меня не было на том совещании», «я не успеваю прочитать», в рамках ДМ полностью упраздняются. Разница между «было» и «стало» — налицо, и она огромна.

Минусы, подводные камни и как их избежать

Поскольку в последние несколько лет дизайн-мышление переживает своего рода «хайп-стадию» своей адаптации, и каждая вторая компания или консалтер стали внедрять этот подход, базовый смысл ДМ часто подается в искаженном виде.

Прежде всего, есть соблазн воспринимать ДМ-сессии, как некий новый способ проводить семинары и деловые встречи. Я не раз встречался с примерами неудачного опыта с ДМ, когда от этой методики на практике реализовывалась только формальная составляющая.

Если увлечься возможностями ДМ как инструмента для снижения коммуникационного барьера между департаментами, можно упустить момент, когда в диалоге нужно переходить к созданию реальных практических результатов. Одна из главных опасностей ДМ — так и не перейти к прикладной фазе.

Специалисты встретились, пообщались, согласились. А далее — ни плана действий, ни продукта.

Между тем, каждая ДМ сессия должна приближать к практическому продукту или решению. У Agile-команды на входе должна быть user story, пусть даже в виде простого плана продукта: что нужно получить, в каком виде, с какими характеристиками и на какую перспективу в плане бизнес-результата.

Типичная ошибка — участники ДМ-процесса останавливаются на высокоуровневой формулировке задачи: «Нам нужно приложение с новым уровнем функционала». Разработчики с этой точки далеко не продвинутся, или потратят на такое продвижение уйму времени на итерации, доработку, переделывания и т. д. Но тогда пропадает весь смысл ДМ.

Поэтому на любой сессии ДМ по IT-продуктам обязательно присутствие хотя бы одного разработчика, чтобы он в любой момент мог вмешаться в процесс, сразу отобрать реалистичные идеи под будущие прототипы и отсечь явно нереализуемые концепты.

Также необходимо уточнить, что разработчику нечего будет «отсеивать», если задача будет сформулирована чересчур — команда попросту не сможет сгенерировать идеи, они будут такими же широкими и общими, как и сама задача.

Фокусировка и формулировка задачи ДМ-семинара должна быть четкой, в ней должна содержаться цель и персона, для которой мы решаем задачу. Пример: «Как мы можем помочь Васе купить подарок в один клик с помощью мобильного приложения?». Направить команду к правильной формулировке — задача модератора.

Следующая ошибка — отсутствие отраслевых инсайтов от консалтера, когда команда ко встрече с клиентом не готовится должным образом и не представляет на ней лучшие практики из своего (или мирового) опыта.

Таким образом, проявление инициативы полностью перекладывается на плечи клиента.

Между тем, заказчик, как правило, хорошо знает только себя и конкурентов, а вот времени и сил, чтобы по-настоящему погрузиться в глобальные тренды и работу с передовыми IT-инструментами, зачастую не хватает.

В итоге отдача от ДМ-сессии оказывается минимальной от возможного уровня. Вдохновить заказчика и показать ему лучшие практики — очень важно, но нужно очень тонко чувствовать грань между вдохновляющим питчем и навязыванием своих идей.

Последнее тоже может дать результат для семинара — заказчик может прийти к прототипу по вашему сценарию.

Однако в таком случае продукт рискует оказаться провальным, поскольку основные сценарии и направления разработки заказчик должен определить сам, «спросив у пользователя» на этапе эмпатии.

Последняя проблемная зона в ДМ-подходе — целеполагание. Нужно сразу понимать, зачем проводить ДМ-сессию, и от этого понимания отталкиваться в определении ее профиля. Относительно того, какую задачу предстоит решать — формируется разная команда специалистов.

Будущее ДМ: слияние с Agile, аутсорсинг, распространение

ДМ будет развиваться в IT и дальше: его продолжат массово использовать для разработки концепций продуктов, стратегий, программ digital-трансформации и т. д. В среднесрочной перспективе мы увидим полное слияние ДМ и Agile.

Получится высокоуровневая методология, когда генерация идей будет бесшовно встроена в процесс дальнейшей разработки прототипов с дальнейшей передачей в производство. В практике Accenture это происходит уже сегодня, инициативы и проекты такого рода реализуются сегодня в 40 различных отраслях с участием ведущих мировых игроков.

Также можно прогнозировать, что все ДМ-задачи останутся в компетенции агентств и внешних консультантов, внутренних специалистов типа Chief Design Thinking Officer не появится просто потому, что компаниям выгоднее аутсорсинг такого рода задач c привлечением специалистов с высокими компетенциями исключительно под проект.

Pixabay

Источник: https://www.e-xecutive.ru/management/itforbusiness/1990244-kakuu-polzu-dizain-myshlenie-mozhet-prinesti-biznesu

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector