Эмоциональный интеллект – что это, уровни

Эмоциональный интеллект – что это, уровни

  • 11 Сентября, 2018
  • Самооценка
  • Алекса Локтионова

EQ – это уровень эмоционального интеллекта. Данная аббревиатура менее известна, нежели IQ, но не менее важна в определении личностных качеств человека. Эти два понятия сосуществуют вместе, они неразрывны, хотя могут восприниматься отдельно. Однако чтобы человек был по-настоящему успешным и добивался поставленных целей, мало уметь мыслить логически, анализировать полученную информацию и так далее. Ведь, согласитесь, если личность с высоким IQ будет устраивать дебоши, посыпая оппонента бранными словами, никто не захочет иметь с ней дела. Умение осознавать и контролировать свои эмоции – это EQ.

Из истории

Первоначально теория называлась «коэффициентом эмоциональности». Этим определением впервые воспользовался Рувен Бар-Он в 1985. Спустя 5 лет, теория была доработана Питером Саловейем и Джоном Мэйером. Они дали полное определение эмоционального человеческого интеллекта и ввели термин в современную психологию.

Интересно, что вплоть до 1990 года, когда это произошло, человеческие эмоции считались неуправляемой, хаотичной частью сознания.

Но с развитием психологии развивались и отдельные ее «отрасли», что привело к формированию знаний о том, какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы добиться хорошего карьерного роста, стать по-настоящему успешным и даже просто счастливым.

Описание термина

Эмоциональный интеллект – что это, уровни

EQ – это способность человека максимально точно распознавать эмоции. Причем не только свои собственные, но и окружающих людей. Это поможет научиться контролировать эмоции, чтобы мотивировать себя на достижение поставленных целей, какими бы они не были. Если добиться повышения EQ, станет гораздо проще выстраивать отношения с окружающими, своей второй половиной и внешним миром в целом. Такие взаимоотношения будут строиться на полной гармонии, удастся избежать разного рода разногласий. Опять же, недопонимания как с окружающим миром, так и со своим внутренним «Я».

Пытаясь понять, что такое EQ, нельзя не упомянуть нейрофизиологию. Ведь ученые утверждают, что за эмоциональность человека, а также за логическое мышление отвечает миндалевидное тело. Следовательно, чтобы стать успешным, нужно уметь контролировать себя, свои слова и действия.

Вопреки убеждениям сторонников теории, которые считают, что научиться этому нельзя (оно либо есть, либо нет), «натренироваться» можно. Однако следует понимать, что это требует много времени и больших усилий. Но оно реально того стоит.

Если научиться управлять эмоциями, появится возможность предпринимать правильные действия для решения тех или иных задач. Ведь часто на это влияют переживания и личные чувства.

На что влияет данный показатель?

Эмоциональный интеллект – что это, уровни

Эмоциональный интеллект всецело затрагивает межличностные отношения. В зависимости от уровня EQ можно говорить о способности человека взаимодействовать с окружающими, понимать и принимать чужие чувства и эмоции. В связи с этим, психологи склонны утверждать, что EQ влияет на жизнь человека не меньше, чем IQ, а может быть, и больше.

Что влияет на EQ?

На коэффициент эмоциональности, в свою очередь, может повлиять даже генетика. Правда, незначительно. Также некоторые специалисты берутся утверждать, что EQ отчасти формируется семьей.

То есть ребенок смотрит, как взаимодействуют между собой другие члены семьи, в частности мама и папа, и на основе полученной информации учится управлять своими эмоциями. Но этот вопрос все еще остается спорным.

Многие психологи утверждают, что стабильность тоже не является хорошей средой для формирования сильной и успешной личности и может даже навредить развитию EQ у ребенка. Иными словами, если в семье все гладко, дети не смогут научиться адекватно реагировать на неординарные, в их понимании, ситуации, происходящие вокруг.

А когда ребенок сталкивается с различными семейными проблемами, связанными с неумением членов семьи следить за своими эмоциями, он как-то больше пытается найти и понять нормы общения, то, что принято в обществе. Соответственно, ему будет проще существовать в социуме.

Основные навыки

Эмоциональный интеллект – что это, уровни

На форумах многие хвалят книгу Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Отзывы о ней и вправду в большинстве своем положительные, если не учитывать некоторые минусы. Например, слишком большой объем (500 страниц) и слишком научный язык, что затрудняет понимание написанного. Мы же сейчас постараемся дать максимально четкое объяснение основным навыкам EQ. Это поможет каждому человеку стать чуточку «выше».

  1. Эмоциональная самоосознанность. Учиться понимать свои чувства и эмоции, а также находить причину их возникновения.
  2. Ассертивность. Учиться правильно выражать свои эмоции, защищать их и свои убеждения.
  3. Эмоциональная независимость. Учиться принимать решения самостоятельно, не учитывая при этом мнение других людей.
  4. Самоактуализация. Учиться ставить перед собой цели и достигать их.
  5. Эмпатия. Учиться сопереживать, понимать и принимать чувства и эмоции других людей.
  6. Межличностные отношения. Учиться выстраивать и поддерживать хорошие отношения с другим человеком.
  7. Стрессоустойчивость. Учиться контролировать свои слова и действия, сохранять адекватность, подавляя приступы агрессии.
  8. Реалистичность. Учиться правильно интерпретировать происходящие вокруг ситуации.
  9. Гибкость ума. Учиться быстро адаптироваться к изменившимся ситуациям, предпринимать правильные действия для их решения.
  10. Оптимизм. Учиться видеть во всем преимущества, а не недостатки, сохранять позитивный настрой, даже когда все очень сложно и непонятно.

Низкий показатель EQ – это…

Эмоциональный интеллект – что это, уровни

Несложно догадаться, что это такое и как это определить на первый взгляд. Низкий показатель EQ – это противоположность вышеописанных качеств, когда человек:

  • учитывает только свои чувства, не пытаясь понять оппонента;
  • любит отпускать неуместные для определенного события, времени и/или места шутки, при этом искреннее считая, что другие слишком чувствительны;
  • напрочь отказывается принимать чужое мнение, концентрируясь на собственных эмоциях, чувствах и точке зрения;
  • винит окружающих в том, что у него что-то не получается, не пытаясь вместо этого найти решение для исправления ситуации в свою пользу;
  • неадекватно себя ведет в напряженных ситуациях, проявляя агрессию;
  • не стремится поддерживать хорошие отношения с окружающими;
  • не умеет сопереживать и не пытается понять чувства других.

Можно ли определить EQ и как это сделать?

Хотя определить данный параметр сложно, все же получить понимание, насколько человек гармонирует со своим внутренним «Я» и окружающими, можно. Тем более, когда известно, что значит эмоциональный интеллект. В интернете найдется несколько различных тестов, разработанных психологами. Также можно воспользоваться списком вопросов, чтобы получить представление о своем EQ.

Вопросы для самопроверки

Эмоциональный интеллект – что это, уровни

Не стоит воспринимать их слишком серьезно, однако, ответы должны заставить задуматься о своем уровне EQ.

Вопрос Признак высокого EQ Признак низкого EQ
Адекватно ли я оцениваю собственные возможности? Человек знает свои сильные и слабые стороны, развивает достоинства и борется с недостатками. Человек думает, что его всегда недооценивают и несправедливо критикуют.
Часто ли я критикую? Человек старается войти в положение окружающих, понять и принять их чувства, как-то помочь. Человек будет осуждать за любую мелочь, а на отсутствие у себя чувства такта скажет, что остальные чрезмерно эмоциональные.
Умею ли я принимать мнение других людей? Человек понимает, что он находится в социуме, а потому должен в некоторых моментах уступать, принимая чужую точку зрения и допуская, что она может быть верной. Человек любит спорить и совершенно не умеет в нужный момент «прогнуться» под интересы другого, доказывая свою правоту.
Умею ли я принимать собственные ошибки? Человек умеет управлять своими эмоциями и понимает, что при возникновении какой-либо ситуации проще не допускать конфликта, а решать возникшую проблему. Человек будет винить окружающих во всем, что с ним произошло, не пытаясь повернуть ситуацию в свою пользу, быстро адаптировавшись к проблеме и решив ее.
Скрываю ли я свои эмоции? Человеку легко взаимодействовать с другими людьми, он искренен в своих дружеских и любовных чувствах, а потому готов идти на компромиссы, чтобы сохранить отношения. Человек не готов принимать мнение окружающих, проявлять сострадание и учитывать чужие эмоции. Попросту говоря, лишен эмпатии.
Умею ли я ставить себя на место других? Человек пытается войти в положение других людей, чтобы искренне сопереживать. Он толерантен. Человек никогда не будет думать о том, что могут чувствовать окружающие из-за его действий.

Каждому человеку под силу найти свои ошибки и никогда не поздно начать их исправлять. Если, конечно, есть желание.

Никогда не поздно: как развить EQ взрослому человеку?

Эмоциональный интеллект – что это, уровни

Каждый, кто действительно чего-то хочет, может этого добиться. И такие люди будут думать, как развить эмоциональный интеллект, чтобы стать лучше, успешнее, даже добрее. На самом деле, ничего сложного здесь нет. Нужно просто изучить себя.

  1. Оценивать свою реакцию на все что происходит вокруг. Даже на вкус кофе, забытый дома блокнот или вечерний душ.
  2. Распознавать реакции организма на происходящее. Что происходит внутри, когда потерялся кошелек? Когда видишь любимого человека? Когда сильно испугался?
  3. Найти тонкую нить между поведением и эмоциями. Страдает ли близкий человек, когда возникает раздражение или гнев, связанный с другой ситуацией?
  4. Найти источник позитива. Что вызывает необыкновенный прилив счастья? Это станет лучшим питанием для позитивных эмоций.
  5. Быть спокойным и открытым, аргументируя свои слова и действия.
  6. Анализировать информацию, чтобы понять, почему у другого человека иная точка зрения.
  7. Ставить себя на место других, чтобы понимать их чувства и эмоции.
  8. Интересоваться жизнью других людей, особенно близких. Следить за их поведением и пытаться угадать эмоции по мимике и жестам, тембру голоса и движениям.
  9. Угадывать, какие чувства испытывают люди рядом. Вдохновляются ли они или раздражаются?

Только понимание своего поведения поможет научиться контролировать его, а также управлять собственными эмоциями.

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Эмоциональный интеллект – что это, уровни

Чтобы развить EQ у ребенка, психологи рекомендуют просто любить его. Дошкольникам и даже школьникам все еще требуется тактильное проявление родительских чувств. Ребенка нужно обнимать, целовать, проявлять к нему нежность и заботу. Все это станет хорошим фундаментом для воспитания эмоционально уравновешенного, уверенного в себе и сильного человека.

Важно следить за собой. Правильно говорят, что не нужно воспитывать ребенка – нужно воспитывать себя. Адекватное поведение каждого из родителей отдельно и вместе станет примером для малыша. Нужно уметь создавать правильные ассоциации, связанные с эмоциями.

Например, что такое радость мамы? Что ей нравится больше всего? А разве может быть дружба без объятий? Это все простые ассоциации, которые станут полезным навыком при развитии эмоционального интеллекта у ребенка. Коротко говоря, вокруг него нужно нарисовать красочный мир. Конечно, не следует растить его в совсем уж «тепличных» условиях.

Но учить детей понимать свой внутренний мир, оценивать свои чувства, эмоции, быть адекватным и спокойным в любой ситуации – это очень важные моменты в данном вопросе.

Источник: https://psychbook.ru/420065a-eq—eto-emotsionalnyiy-intellekt-opisanie-ponyatiya-opredelenie-urovnya-razvitie-u-rebenka-sovetyi-psihologov

Эмоциональный Интеллект в Психологии — что это такое?

Что такое эмоциональный интеллект, определение в психологии, описание, возможность и методы развития EQ.

Сейчас всё большее внимание уделяется различным аспектам психологии, и не зря, ведь это помогает лучше понимать себя и окружающих — это важно для того, чтобы быть счастливым.

Далее мы поговорим о таком важном понятии, как Эмоциональный Интеллект (ЭИ/EQ) и подробно разберем, что же это такое и как это может помочь любому человеку в жизни и карьере.

Эмоциональный интеллект – что это, уровниЭмоциональный Интеллект в Психологии — что это такое?

У некоторых людей эмоциональный диапазон, как у спички – светит, но не греет. С ними нельзя согреться, можно только обжечься.Автор неизвестен

ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

↑Эмоциональный интеллект – это собирательный термин, который подразумевает под собой способность человеческой психики идентифицировать в первую очередь эмоции (как свои собственные, так и людей, с которыми личность вступает в контакт), а также намерения и мотивации (опять-таки, как свои личные, так и окружающих).Кроме того, в этот термин некоторые специалисты также включают способность личности осознанно управлять эмоциональной сферой, для того чтобы с наименьшими психическими потерями приходить к решению поставленных задач, устранению проблем и достижению конечных личностных и социальных целей.Впервые об эмоциональном интеллекте заговорили в начале 90-х годов прошлого века выдающиеся ученые Саловей и Майер, тогда же стали появляться первые концепции и теоретические обоснования этого психического явления. Изначальное понятие много раз претерпевало изменения и получало новые трактовки. Однако, даже, несмотря на то, что этим вопросом активно занимаются, последние несколько десятилетий до сих пор психологи не могут прийти к единому мнению касательно некоторых аспектов и понятий эмоционального интеллекта.Изначально появление понятия эмоционального интеллекта было связано с тем феноменом, что в большинстве случаев уровень интеллекта, определяемый при помощи обычных тестирований и методик, слабо коррелирован с уровнем социальной адаптации человека и его успешности реализации как в карьере, так и в остальных сферах жизни.Зачатую люди, имеющие, скажем так, не самые выдающиеся показатели уровня IQ, достигали очень выдающихся результатов, в то время как интеллектуальные гении (конечно же, по мнению оценки интеллектуальности в рамках обычного её понимания) не представляли никакой ценности ни для общества, ни даже для себя.Именно эта закономерность, которая, между прочим, является достаточно массовой (но не стопроцентно достоверной) и побудила современных психологов расширять понятие человечного интеллекта как такового. Решили выделять отельные его разновидности, которые помогали бы лучше понимать личность. Вот так специалисты пришли к термину эмоциональный интеллект, который сейчас очень широко распространён и активно используется в практической деятельности.

Читайте также:  Служебная записка о списании материальных ценностей: образец

Эмоциональный интеллект – что это, уровниФормирование ЭИ/EQВообще эмоциональный интеллект и эмоциональная сфера личности человека неразрывно связаны между собой, поэтому их формирование и развитие происходит неразрывно и практически одновременно. Рассматривать становление одного без другого невозможно, так как оба эти понятия происходят друг из друга и не могут быть разделены.Формирование эмоциональных аспектов психики личности происходит с самого начала онтогенеза. Доказано, что даже новорожденные дети испытывают положительные эмоции при появлении раздражителей, вызывающих позитивное воздействие. У полугодовалых детей уже начинается становление эмоциональных паттернов, которые в основном носят характер «хорошо-плохо», «нравится-не нравится».

Важно!У маленьких детей эмоции в подавляющем большинстве связаны с удовлетворением примитивных физиологических потребностей или ощущений (голод, боль, жажда, некомфортная температура). У детей старше 6-ти месяцев психика начинает развиваться с ещё большими темпами, и тут происходит значительное расширение спектра эмоций.

Ребенок постепенно начинает уходить от категорических понятий «хорошо-плохо» и у него начинают формироваться эмоции, обозначающие, к примеру, состояния «нормально», «терпимо» или наоборот «просто ужасно».

У детей старше года начинают формироваться психические реакции не только на органические раздражители, как это было раньше, но и на социальные. К примеру, боязнь незнакомых лиц, ревность к маме, зависть, одиночество и много других.

В основном формирование эмоционального интеллекта происходит за счет внутренних ресурсов психики ребенка и завершается к тому моменту, когда у малыша становится стабильной эмоциональная сфера. Однако под термином «стабильна психика» не нужно подразумевать общепринятую уравновешенность и спокойствие.

Вряд ли вы дождетесь такого от меленького ребенка, здесь речь скорее идет о том, что у детей появляется базовый спектр различных эмоции и способность их различать между собой. Также важно, чтобы появляющаяся эмоциональная реакция адекватно соответствовала вызвавшему её раздражителю.

Развитие ЭИ происходит как раз таки наоборот за счет внешних раздражителей психики. Расширение эмоционального спектра происходит, когда ребенок сталкивается с чем-то новым и формирует к этому своё собственное отношение. Однако о развитии этой сферы мы подробно поговорим в следующем разделе.

Наиболее активное развитие ЭИ происходит в школьном и подростковом возрасте. Особенно большое значение имеет период, когда дети начинают вербально (при помощи слов) обозначать конкретные эмоции и состояния. Причем поначалу для ребенка некоторые эмоции могут быть неразличимы.

К примеру, в исследованиях выявлено, что дошкольники в подавляющем большинстве страх и удивление считают одной эмоцией и не разделяют их между собой.

Со временем увеличивается спектр эмоций, и ребенок учится их идентифицировать, то есть не только соотносить с описанием и конкретной ситуацией, но и привязывать к своему внутреннему состоянию и мировоззрению в каждый конкретный момент времени.

Именно этот период очень важный, так как мы с вами помним, что распознавание собственных эмоций является основой эмоционального интеллекта.

Если ребенок в этот период не научится обозначать своё внутренне психическое состояние, то в дальнейшем у него будут проблемы с аутоидентификацией и налаживанием межличностных контактов.

Важно!В подростковом возрасте личность не только обогащает свой эмоциональный багаж и учится распознавать оттенки эмоций, но также и учится скрывать свои эмоции, что не присуще детям более младшего возраста.

Однако хотелось бы также коснуться не только вопроса о развитии ЭИ в процессе формирования высшей психической деятельности, но также важно рассмотреть вопрос развития эмоционального интеллекта у взрослых людей. Они часто ощущают, что этот аспект их личности не соответствует желаемому уровню.

Думаю, из вышеописанного вы уже поняли, что от развитости эмоционального интеллекта может зависеть успех человека в работе, общении с другими людьми, а также в реализации личной жизнь.

Поэтому, если вы считаете, что сфера ваших же эмоций вам не совсем понятна и вы не всегда можете четко ответить на вопрос: «Что я сейчас чувствую и почему?», то не просто можно, но и нужно заниматься развитием ЭИ.

Самым лучшим вариантом, конечно же, будет обращение к квалифицированному специалисту, который поможет найти все ваши слабые стороны (даже те, которые вы сами бы никогда не обнаружили бы). Он предложит эффективные методы развития и повышения уровня вашего эмоционального интеллекта.

Работа с психологом позволит ускорить процесс и сделать его более продуктивным и результативным, однако даже самостоятельные проработки помогут вам улучшить вашу жизнь и начать лучше понимать себя и окружающих вас людей.Рассмотрим несколько самых простых и эффективных упражнений, которые помогут вам проработать свой EQ и улучшить многие сферы жизни.

  • Для начала просто начните в течение дня останавливать себя и спрашивать:

Нередко мы своими мыслями летаем очень далеко и находимся в настоящем времени лишь формально, в то время пока наш мозг активно генерирует воспоминания прошлого или рисует картинки будущего. Осознанность – это навык, который позволяет осознавать себя как личность в том месте, где вы сейчас находитесь и пребывать в настоящем моменте.Люди с развитой осознанностью всегда контролируют свои действия и мысли, не позволяя им быть автоматическими и бездумными. Развить этот навык довольно легко, однако для этого потребуется систематичность и постоянство.

  • «Что я сейчас думаю?»;
  • «Где я сейчас нахожусь?»;
  • «Что я сейчас делаю?»;
  • «С какой целью я совершаю это действие, и к какому результату это приведет?».

Поначалу вы будете вспоминать об этом всего несколько раз в день, поэтому можете поставить себе уведомление на смартфон, однако не переживайте, со временем это станет вашей привычкой и не будет отнимать ваши силы.Поверьте, натренировав вашу осознанность, из вашей жизни пропадут неприятные инциденты, когда вы не можете найти вещь, которую только что держали в руках или не можете толком вспомнить, что делали сегодня утром.Человеку с высоким уровнем осознанности легко понимать и распознавать свои эмоции, поэтому эти два психических процесса очень сильно зависят друг от друга.

Нежность — это эмоциональный намек укорачивания межличностной дистанции с перспективой.Ишхан Геворгян

↑Отслеживайте свои замкнутые позы и старайтесь анализировать, что именно побудило вас отгородиться от мира в этой конкретной ситуации. Очень часто такой эксперимент многое рассказывает человеку про самого себя и проявляет эмоциональное напряжение, которое вы раньше могли даже не замечать.

Весь секрет в том, что иногда наше тело реагирует на определенную эмоцию:

  • Отвращение;
  • Гнев;
  • Неудовлетворенность;
  • Стыд;
  • Неуверенность.

Тело реагирует напряжением отдельных групп мышц, в то время как мозг, который в это время занят другими задачами, просто не успевает отслеживать эмоциональную сферу.Ещё одним хорошим упражнением может послужить намеренное использование поз «силы», «уверенности», «открытости». Таким образом, вы будете от обратного учиться отслеживать свои эмоциональные реакции и контролировать их. К тому же, это прибавит вам самооценки, что очень важно для достижения успеха и самореализации.

Когда вы чувствуете внутри себя дисбаланс, то попытайтесь выразить свои эмоции в письменном виде. Обращаться вы можете к себе или к тому, к кому посчитаете нужным.

Выделите себе определённое время и не отвлекайтесь от вашего дела, даже если вам кажется, что вы написали всё, что было на уме. Можете писать одно и то же, если только это вам кажется важным.

На следующий день или тогда, когда душевная буря утихнет, возьмите и перечитайте письмо, попытайтесь его проанализировать и вспомните, соответствовало ли ваше состояние тем строкам, которые вы сейчас читаете.

Проделывайте эту практику тогда, когда вам тяжело разобраться с собственными эмоциями. Записывая свои мысли и реакции, вы даёте возможность самому себе оценить ситуацию со стороны. Так вы становитесь для самого себя самым настоящим психологом.

EQ у детей находится в стадии формирования и активного развития, поэтому именно от этого периода зависит становление эмоциональной сферы личности, которая в будущем будет оказывать значительное влияние на все аспекты жизни взрослого человека.Эмоциональный интеллект в детском возрасте имеет такие составляющие компоненты, однако некоторые из них (например, идентификация эмоций или распознавание эмоций других) может находиться на более примитивном и простом уровне.Для того чтобы помочь ребенку с аутоидентификацией и развитием ЭИ, родители должны уделять этому аспекту внимание и силы.Вот что поможет вашему малышу вырасти здоровой и крепкой личностью с устойчивой эмоциональной сферой:

  1. Проговаривайте свои эмоции. Старайтесь озвучивать то, что чувствуете, так вы поможете ребенку научиться считывать эмоции с других людей. Простые фразы: «Мне сейчас весело», «Я расстроена», «Это очень трогательно» помогут в становлении личности.
  2. Избегайте дуальности. Не нужно говорить ребёнку, что «Всё хорошо», если вы сидите и плачете после ссоры с мужем. Лучше проговорите свои эмоции, иначе ребенок будет в замешательстве из-за того, что он видит и что не совпадает с вашими словами.
  3. Просите ребенка проговаривать свои эмоции, пусть он сам находит слова к тому, что чувствует. Если у него пока что не получается, помогите ему, фразы по типу «Твоя игрушка сломалась, ты расстроен», «Ты испугался этого громкого звука», «Ты удивлен таким неожиданным приходом гостей» будут уместными, но используйте их только когда видите, что ребенку действительно нужно подсказка.

Для того чтобы подытожить всё вышесказанное, выделим все основные моменты:

  • Эмоциональный интеллект – это основа психического здоровья человека, залог успешной карьеры и гармоничной социальной адаптации.
  • Эмоциональный интеллект начинает формироваться ещё в период новорожденности, а наиболее активно развивается в школьном и подростковом возрасте. Но повышать уровень ЭИ можно и нужно даже взрослым.
  • Существует ряд упражнений и методик, которые позволяют развивать эмоциональный интеллект. Эти упражнения принесут пользу и заметные результат только в случае их систематического и регулярного использования.

Дагирова Лидия · 24 июл, 2019

Источник: https://PsyMod.ru/2777-jemocionalnyj-intellekt-v-psihologii-chto-jeto-takoe.html

Эмоциональный интеллект — что такое, его уровни, тесты диагностики

80 % информации человек усваивает через невербальную речь, в том числе распознавая эмоции и чувства других людей. Отвечает за распознавание эмоциональный интеллект – способность, которая развивается в течение жизни. Кстати, она же помогает понимать собственные состояния, чувства и эмоции.

Что такое эмоциональный интеллект

«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение», – Дейл Карнеги, американский педагог-психолог, публицист.

Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майер и Питер Сэловей.

Авторы дали ему такое определение: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей».

Тогда же и началась работа по составлению общей теории и разработке методик для диагностики уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ) обуславливает не только рост понимания эмоций, но и развитие мышления. Исследователи доказали, что настроение влияет на мышление человека.

Например, радость и положительный настрой вселяют веру в себя, улучшают физическое самочувствие. Печаль заставляет чувствовать те проблемы и болезни, которых нет.

Эмоциональный интеллект позволяет угадывать не только эмоции и предвосхищать поступки, но и определять намерения и мотивацию людей.

В некоторых теориях эмоциональный интеллект рассматривают как часть социального интеллекта, в других их и вовсе отождествляют.

Это обусловлено спецификой развития эмоционального интеллекта, которое невозможно вне социума. Ребенок учится пониманию эмоций так же, как речи – во взаимодействии с родителями.

Позже совершенствование способности к пониманию невербальной речи возможно только на практике, то есть в общении.

Мы задействуем эмоциональный интеллект ежедневно, даже поход в магазин не обходиться без эмоций. Вопрос в том, насколько эффективны эти проявления. Каждый человек сам вправе выбирать эмоции, которые он хочет испытывать, но это возможно только на высшем, четвертом уровне развития эмоционального интеллекта.

Читайте также:  Категории классность водителей в 2020 году

Уровни эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта начинается с рождения, в младенчестве ребенок уже различает улыбку или слезы матери. Это и есть начало становления эмоционального интеллекта.

Всего оно проходит 4 этапа:

  1. Первый уровень развития – способность выражать эмоции. Усвоение и понимание четко выраженных на лице эмоций, например, боли и радости. Постепенно формируется умение отличать истинные эмоции от ложных, например, дежурную улыбку от искренней. Еще позднее человек способен отличать эмоции, вызванные объектами или направленные на них (генерализация эмоций).
  2. Второй уровень – оценка эмоций. Индивид способен сравнивать эмоции друг с другом и с теми понятиями и представлениями, которые у него имеются. Так мы учимся описывать, на что похожи эмоции в отношении звука, цвета или вкуса. Это позволяет говорить на разных «языках», например, музыкант, подобрав нужные слова, абстракции и четко осознав собственные ощущения, способен «языком повара» передать свои эмоции.
  3. Третий этап – рассуждение над эмоциями и их использование в рассуждениях. Это период понимания эмоций. Анализируются особенности получения эмоций, ситуации их происхождения. Например, приходит понимание, что источник гнева – несправедливость, за страхом следует облегчение, а злость на самом деле может оказаться стыдом. Кроме происхождения и специфики эмоций личность учится понимать динамику человеческих чувств.
  4. Самый высокий уровень, четвертый – управление эмоциями. Это ступень саморегуляции и управления эмоциями других людей. Знание, как нейтрализовать гнев или умение успокоить другого человека, способность превратить страх в радость приходит на этом уровне.

Развитие эмоционального интеллекта не связано с возрастом, хотя логично предположить, что при благоприятных условиях развития (активная эмоциональная среда) человек с каждым годом будет более эмоционально интеллектуальным. Первые три уровня осваиваются в среднем до подросткового возраста, а вот способности четвертого уровня доступны не всем даже в старости.

Признаки высоко уровня  EQ

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • обладают богатым эмоциональным словарем;
  • интересуются другими людьми;
  • открыты изменениям;
  • умеют отказывать;
  • умеют отдавать, не ожидая награды;
  • наслаждаются своей жизнью;
  • высыпаются;
  • никому не позволяют портить себе настроение;
  • умеют переключаться;
  • не стремятся к совершенству.

Навыки эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект предполагает 4 категории навыков:

  • Умение общаться, слушать, вдохновлять, предугадывать и оправдывать ожидания, решать конфликты, работать в команде, быть лидером.
  • Эмпатия и комфортное нахождение в большой социальной группе, улавливание эмоциональных сигналов участников, нахождение взаимопонимания.
  • Знание собственных достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Мирное сосуществование с ними, знание своих эмоций и их влияния на жизнь.
  • Умение управлять эмоциями, ограничивать негатив и разрушительное воздействие отрицательных чувств. Способность нести ответственность и соблюдать обязанности, адаптироваться к условиям среды, строить длительные отношения.

Тесты диагностики

Эмоциональный интеллект – что это, уровни

При изучении интеллекта человека и составлении тестов его диагностики ученые выяснили, что высокий уровень общего IQ не обеспечивает успеха в обществе, любви или карьере. Как и наоборот. Тогда и стало очевидным, что существует отдельный вид интеллекта – эмоциональный. Ему должны соответствовать другие диагностические методики, которые позволят предсказать достижения человека в сфере любви и труда, жизни и общественной активности. Так в начале XX века вместе с пониманием невозможности предсказать мотивацию и поведение человека через тесты интеллекта, возник интерес к диагностикам эмоционального интеллекта.

Определить уровень эмоционального интеллекта можно с помощью профессиональных объективных тестов или методом самодиагностики, отметив субъективное представление об уровне развития каждого из компонентов эмоционального интеллекта (отдельно для каждой из 15 черт EQ) или протестировав их по отдельности:

  1. Благосостояние: оптимизм, счастье, самооценка.
  2. Общительность: контроль над эмоциями, настойчивость, социальная осведомленность.
  3. Эмоциональность: сочувствие, восприятие, взаимоотношения, проявление эмоций.
  4. Самообладание: импульсивность, саморегуляция, стрессоустойчивость.
  5. Вспомогательные аспекты: самомотивация, приспособляемость.

Оценить EQ может не только сам человек, но и его знакомые, например, супруг. Не всегда эти два описания совпадают, видение разных трактовок полезно для полноценного понимания собственных эмоций.

Популярной методикой определения уровня EQ является тест М. Холла. В методике предлагается ответить в баллах от +3 (полностью согласен) до -3 (совсем не согласен) на 30 утверждений.

Результаты подсчитываются по шкалам-компонентам эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей.

Также высчитывается общий балл и уровень EQ.

Осведомленность (1, 2, 4, 17, 19, 25 вопрос) – это понимание своих эмоций и чувств, регулярное пополнение эмоционального словаря. Управление эмоциями (3, 7, 8, 10, 18, 30 вопрос) предполагает гибкость, способность переключаться и отходить от эмоций.

Самомотивация (5, 6, 13, 14, 16, 22 вопрос) подразумевает управление поведением. Эмпатия (9, 11, 20, 21, 23, 28 вопрос)  – умение понимать по невербальным признакам состояния, эмоции и чувства других людей, оказывать поддержку, сопереживать.

Распознавание эмоций (12, 15, 24, 26, 27, 29 вопрос) – воздействие на состояние другого человека.

Текст опросника:

  1. Все эмоции (положительные и отрицательные) – опыт и источник знаний.
  2. Негативные эмоции – показатель того, что мне нужно менять.
  3. Внешнее давление не способно выбить меня из колеи.
  4. Я умею замечать изменения и динамику моих чувств.
  5. Я могу быть уравновешенным и сосредоточенным, если это необходимо.
  6. Я могу заставить себя развеселиться и испытать положительные эмоции, если это нужно.
  7. Я регулярно отслеживаю свое эмоциональное и физическое состояние.
  8. Я в силах легко пережить негативные эмоции и совладать с расстройством.
  9. Я умею слушать других людей, в том числе их проблемы.
  10. Я быстро переключаюсь с негативных эмоций.
  11. Я остро чувствую эмоциональные потребности окружающих людей.
  12. Я умею успокаивать людей.
  13. Я не боюсь трудностей, в силах несколько раз встать к ним лицом.
  14. Я творчески воспринимаю и решаю жизненные трудности.
  15. Я нормально отношусь к эмоциональным состояниям и реакциям других людей, их мотивам и желаниям.
  16. Я легко успокаиваюсь и настраиваюсь на рабочий лад.
  17. В свободное время я анализирую свои негативные чувства, ищу проблему, их источник.
  18. После огорчения я быстро прихожу в себя.
  19. Мне нужно знать свои истинные чувства, чтобы быть в тонусе.
  20. Я без проблем пойму даже скрытые эмоции других людей.
  21. Я отлично читаю мимику и трактую по ней эмоции.
  22. Я способен, если нужно, рационально мыслить и действовать, отбросив негативные чувства.
  23. Я прекрасно понимаю намеки невербальной речи, отражающие потребности других людей.
  24. Окружающие считают, что я хорошо разбираюсь в эмоциях людей.
  25. Осознание своих эмоций помогает лучше управлять своей жизнью.
  26. Я могу поднять настроение кому угодно.
  27. Я с радостью выслушаю и дам совет об отношениях.
  28. Я легко перенимаю настрой другого человека.
  29. Я помогаю людям использовать их мотивы и желания ради достижения их же целей.
  30. Я легко отстраняюсь от переживаний и неудач.

Итоги:

  • Для каждой шкалы: 14 и больше – высокий уровень, 8-13 – средний, 7 и меньше – низкий.
  • Общий уровень: 70 и больше – высокий, 40-69 – средний, 39 и меньше – низкий.

К другим популярным в России методикам диагностики EQ относится:

  1. SREIT (Н. Шуте). Нужно ответить в баллах от 1 (совершенно не про меня) до 5 (это точно про меня) на 33 утверждения. Кроме общего уровня тест дает оценку трем компонентам: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
  2. ЭмIQ-2 (отечественная методика, разработчик – Е. А. Орел). Методика включает 66 вопросов и по пять вариантов ответа на каждый. Результат кроме общего балла дает оценку по пяти шкалам:
  • самоанализ и самозащита (понимание сильных и слабых сторон, умение защищаться от негативных эмоций, понимать собственные эмоции);
  • самоконтроль (настойчивость в достижении целей, самодисциплина, мотивация);
  • выражение эмоций (адекватная реакция на чужие эмоции, социальное выражение своих эмоций);
  • социальная чуткость (понимание истинных мотивов людей, правильное реагирование на них);
  • самооценка чуткости.
  1. Методика ЭмИн Д. Люсина. Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых нужно ответить по 4-балльной шкале. Результаты подводятся по двум группам с тремя подпунктами. Межличностный EQ: интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций. Внутриличностный EQ: осознание своих эмоций, управление ими, контроль экспрессии.

Послесловие

Эмоциональный интеллект, особенно его высший уровень, требует активной работы личности над собой. Радует, что запросы типа «как побороть страх» или «как избавиться от обиды» популярны среди людей. Высокий уровень EQ обеспечивает счастливые и крепкие любовные, дружеские и профессиональные отношения, а что еще важнее – дружбу с самим собой.

Источник: https://psychologist.tips/3081-emotsionalnyj-intellekt-chto-takoe-ego-urovni-testy-diagnostiki.html

Эмоциональный интеллект — это… Что такое Эмоциональный интеллект?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ) — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций[1]. Понятие эмоционального интеллекта сравнительно новое и необщепринятое, однозначного понимания того, чем является ЭИ, ещё не сложилось.

Эмоции несут в себе информацию. Возникновение и изменение эмоций имеют логические закономерности. Эмоции появляются и исчезают, развиваются в пространстве (от одного к другому), нарастают и исчезают, имеют свои причины и последствия. Эмоции влияют на наше мышление и участвуют в процессе принятия решения.

Эмоция — это реакция организма на любое изменение во внешней среде[1]. Традиционный взгляд на эмоции противопоставляет их разуму. Эмоции хаотичны, неуправляемы и препятствуют логическому и обоснованному принятию решений. Эмоции ведут к разрушению. Основы принципиально другого подхода к пониманию эмоций уходят корнями в труды Ч.

Дарвина. Он первым отметил, что эмоции обеспечивают наше выживание благодаря тому, что сигнализируют о важности той или иной информации и обеспечивают необходимое в конкретной ситуации поведение. К примеру, легкое беспокойство, когда Вы просматриваете отчет, может появиться из-за того, что Вы где-то не заметили ошибку.

Согласно Саловею и Мейеру, эмоциональный интеллект — это совокупность четырех навыков:

  • Точность оценки и выражения эмоций. Это способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.
  • Использование эмоций в мыслительной деятельности. Это понимание того, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может менять и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.
  • Понимание эмоций. Это умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.
  • Управление эмоциями. Это умение использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями[2].

История

Первые публикации по проблеме ЭИ принадлежат Дж. Мейеру и П. Сэловею. Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана вышла только в 1995 году. Основные этапы становления ЭИ:

  • 1937 — Роберт Торндайк (Robert Thorndike) написал о социальном интеллекте
  • 1940 — Дэвид Векслер (David Wechsler) написал об интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентах (аффективные, личностные и социальные факторы)
  • 1983 — Горвард Гарднер (Horvard Gardner) написал о множественном интеллекте (внутриличностные и межличностные интеллекты)
  • 1990 — Джон Мейер (John Mayer) и Питер Сэловей (Peter Salovey) придумали термин ЭИ, начали исследовательскую программу по измерению ЭИ.
  • 1995 — Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) опубликовал книгу «Emotional Intelligence»

Критика

На Западе концепция ЭИ является коммерциализированной и популярной, однако с научной точки зрения в концепции нет содержания, отличного от принятых ранее в психологии понятий коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности.

Методы развития ЭИ

  • Групповой тренинг
  • Индивидуальный тренинг
  • Коучинг
  • Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах
  • Семейное воспитание
  • Гаптономия

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж.

Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать.

Читайте также:  Что предлагает sbrf малому бизнесу: тендерные гарантии, льготные тарифы и специальные предложения для предпринимателей

Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.

См. также

  • Психологические теории эмоций
  • Позитивная психология

Примечания

  • Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. ISBN 978-5-459-01580-5
  • Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.
  • Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 — 65.
  • Кабаченко Т. С. Психология управления. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  • Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005.
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008. ISBN 978-5-17-039134-9
  • Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта = Primal Leadership: Learning to Lead with Emotional Intelligence. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 301. — ISBN 978-5-9614-1646-6
  • Гоулман Д. С чего начинается лидер. — М.: HBR, 2006.
  • Манфред Кэ де Ври Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта = The Leadership Mystique: A User's Manual for the Human Enterprise. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 276. — ISBN 978-5-9614-1483-7
  • Стивен Дж. Стейн Преймущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — С. 384. — ISBN 978-966-415-016-0

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/383845

Эмоциональный интеллект. Статья. Коммуникативные навыки. Самопознание.ру

Многие из нас сталкиваются с тем, что в современном мире всё труднее налаживать связь как с самим собой, так и с другими. Важный фактор для способности успешно устанавливать связь — эмоциональный интеллект.

Когда речь идёт о счастье и успехе в отношениях, карьере и личных целях, вопросы эмоционального интеллекта (EQ) точно так же важны, как и более известные нам интеллектуальные способности (IQ).

Эмоциональный интеллект нужен нам для того, чтобы превращать намерения в действия, чтобы принимать обоснованные решения в важных для себя вопросах, для создания отношений с другими людьми продуктивными и безопасными способами.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность определять, использовать, понимать и управлять своими собственными эмоциями, конструктивно облегчать стресс, эффективно общаться, сопереживать другими, преодолевать трудности и решать конфликты.

Эта способность также позволяет распознавать и понимать эмоции и чувства других людей.

Это означает распознавание и понимание, по большей части, невербального процесса, который обращается затем к мышлению и оказывает влияние на качество общения с людьми.

Эмоциональный интеллект отличается от интеллектуальных способностей тем, что он является результатом обучения — эти навыки не врождённые. Обучиться эмоциональному интеллекту можно в любой период жизни. Таким образом, каждый в состоянии стать обладателем социальных и эмоциональных навыков, известных как эмоциональный интеллект.

Важно помнить, что есть разница между обучением эмоциональному интеллекту и применением этих знаний в своей жизни на практике.

Просто потому, что вы знаете, что вы должны что-то сделать, не означает, что вы это сделаете, особенно, если вы находитесь в стрессе, который нередко переопределяет лучшие намерения.

Для того, чтобы навсегда изменить поведение и не поддаваться давлению обстоятельств, вы должны научиться непосредственно преодолевать стресс в жизни и в отношениях, чтобы оставаться эмоционально осознанным.

Эмоциональный интеллект обычно определяется четырьмя признаками:

  • Самосознание. Вы осознаёте свои собственные эмоции и то, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете свои сильные и слабые стороны и уверены в себе.
  • Самоуправление. Вы в состоянии контролировать импульсивные чувства и поведение, управлять своими эмоциями здоровыми способами, брать на себя инициативу, следовать согласно обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
  • Общественное сознание. Вы способны понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, отвечать на эмоциональные сигналы, чувствовать себя комфортно в обществе и признавать динамику сил в группе или организации.
  • Управление взаимоотношениями. Вы знаете, как развивать и поддерживать хорошие отношения, искренне общаться, вдохновлять и влиять на других людей, успешно работать в команде и управлять конфликтами.

Почему эмоциональный интеллект так важен?

Как мы знаем, самые успешные люди, живущие полноценной жизнью, не обладают самым высоким интеллектом. Вы, наверное, знаете людей, которые блестяще учатся, но при этом социально некомпетентны и не успешны на работе или в личных отношениях.

Самих по себе интеллектуальных способности не достаточно, чтобы достигнуть успеха в жизни. Да, ваш IQ поможет вам попасть в учебное заведение, но именно эмоциональный интеллект (EQ) поможет справиться со стрессом и эмоциями перед выпускными экзаменами.

IQ и EQ существуют в тандеме и наиболее эффективны, когда подпитывают друг друга.

Эмоциональный интеллект влияет на:

  • Успеваемость в школе или на работе. Эмоциональный интеллект поможет сориентироваться в сложных ситуациях на рабочем месте, руководить и мотивировать других, преуспеть в карьере. На самом деле, когда речь идёт о выборе кандидатов на работу, многие компании теперь относятся к эмоциональному интеллекту с такой же важностью, как и к техническим навыкам, и используют тесты на EQ, прежде чем нанимать на работу.
  • Физическое здоровье. Если вы не в состоянии управлять своими эмоциями, вы, вероятно, не в состоянии управлять стрессом. Это может привести к серьёзным проблемам со здоровьем. Неконтролируемый стресс приводит к повышенному кровяному давлению, подавлению иммунной системы, повышенному риску сердечного приступа и инсульта, способствует бесплодию, а также ускоряет старение. Первый шаг к улучшению эмоционального интеллекта — научиться снимать стресс.
  • Психологическое здоровье. Неконтролируемые эмоции и стресс также влияют на психологическое здоровье, что делает вас уязвимыми перед тревогой и депрессией. Если вы не в состоянии понимать себя, чувствовать себя комфортно и управлять своими эмоциями, то вы подвергаете себя риску невозможности сформировать прочные отношения, что оставит в вас чувство одиночества и изоляции.
  • Ваши отношения. Если вы понимаете свои эмоции и то, как ими управлять, вы способны лучше выражать свои чувства и понимать чувства других. Это позволяет более эффективно общаться и налаживать более прочные отношения как на работе, так и в личной жизни.

Что такое социальный интеллект, и почему он важен?

Социальный интеллект тесно связан с эмоциональным. Наши эмоции развились, чтобы служить социальной цели, которая позволяет нам выжить.

Способность отличать друга от врага имеет важное значение: она снижает стресс и держит нервную систему в состоянии равновесия, благодаря чему мы чувствуем себя любимыми и счастливыми.

Эта способность зависит от успешного эмоционального общения, она является невербальной и соединяет вас с другими людьми и их эмоциями.

Социальное эмоциональное общение может мгновенно передать:

  • Дружелюбие или недружелюбие другого человека по отношению к нам;
  • Интерес другого человека к нам;
  • Заботу другого человека о нас.

Персональные и социальные способности усиливают друг друга. Мир — социальное пространство, а мы — социальные существа.

Развитие эмоционального интеллекта с помощью самосознания

Наука о привязанности говорит о том, что эмоциональные переживания в настоящем отражают эмоциональный опыт ранних этапов жизни.

Ваша способность испытывать такие базовые чувства, как гнев, печаль, страх и радость, скорее всего, зависит от качества и интенсивности ваших эмоциональных переживаний в раннем детстве. Если ваши эмоции были в то время поняты и оценены, то они становятся ценными активами в дальнейшей жизни.

Но если вас стыдили, запугивали за эмоции или переживания оказывались слишком болезненными, то вы, скорее всего, сделаете всё возможное, чтобы дистанцироваться от них.

Способность находиться в контакте со своими эмоциям, ежеминутно осознавать изменения эмоциональных переживаний — ключ к пониманию того, как эмоции влияют на наши мысли и поступки.

Какие отношения у вас с вашими эмоциями?

  • Переживаете ли вы чувства как поток, когда одна эмоция накатывает и сменяет другую по мере того, как вы пребываете то в одной ситуации, то в другой?
  • Сопровождаются ли ваши эмоции физическими ощущениями, которые вы испытываете в таких местах, как желудок, горло или грудь?
  • Когда вы испытываете такие чувства и эмоции, как гнев, печаль, страх и радость, проявляются ли они в мимике?
  • Можете ли вы испытывать настолько сильные чувства, что они полностью захватывают ваше внимание и внимание других?
  • Вы обращаете внимание на свои эмоции? Они влияют на принятие решений?

Если какое-либо из перечисленных переживаний вам не знакомо, возможно, ваши эмоции подавлены или выключены. Для того, чтобы стать эмоционально здоровым и развить эмоциональный интеллект, вам необходимо восстановить контакт с базовыми эмоциями, принять их и привыкнуть к ним.

Практика «полного осознания» развивает самоосознание и способствует снижению стресса.

Практика «полного осознания» — это намеренная фокусировка своего внимания на настоящем моменте без какой-либо оценки. Культивирование осознанности берет начало в буддизме, но большинство религий также включают в себя подобные техники вроде молитвы или медитации.

Осознанность помогает перенаправить поглощённый мыслями ум в сторону наслаждения настоящим моментом, физических и эмоциональных ощущений, приносит более широкий взгляд на жизнь.

Внимательность успокаивает и фокусирует, что делает нас более осознанным в данном конкретном моменте.

Развитие эмоциональной осознанности

Если вы ещё не научились справляться со стрессом, то это важно сделать в первую очередь.

Когда вы научитесь управлять стрессом, то почувствуете себя более комфортно при контакте с сильными или неприятными эмоциями и измените привычный способ реагирования на чувства.

Вы разовьёте свою эмоциональную осознанность, изучив медитацию осознанности — она поможет вам войти в контакт с трудными эмоциями и управлять дискомфортными ощущениями.

Развитие эмоционального интеллекта с помощью самоосознания

Осознание эмоций — это лишь первый шаг к их управлению. Для того, чтобы развивать эмоциональный интеллект, вы должны научиться использовать эмоции для принятия конструктивных решений по поводу своих поступков. Когда вы чрезмерно подвержены стрессу, вы теряете контроль над своими эмоциями и способность действовать вдумчиво и надлежащим образом.

Вспомните время, когда вы были перегружены эмоциями. Легко ли было ясно мыслить и принимать рациональное решение? Возможно, нет. Несмотря на то, что наш мозг способен и управлять чувствами, и одновременно думать, при сильном стрессе наша способность ясно мыслить и одновременно точно оценивать эмоции (как наши собственные, так и других людей) оказываются под угрозой.

Эмоции — важные составляющие информации, которая сообщает нам о собственном состоянии и состоянии других людей, но в условиях стресса, который выводит нас из зоны комфорта, мы становимся подавленными и теряем контроль над самими собой.

Благодаря способности справляться со стрессом и оставаться эмоционально осознанным, вы учитесь принимать беспокоящие составляющие информации, не давая им оказывать влияние на ваши мысли и самоконтроль.

Вы получаете возможность делать выбор, который позволяет контролировать импульсивные чувства и поведение, управлять эмоциями здоровым образом, брать на себя инициативу, выполнять обязательства и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

Развитие эмоционального интеллекта с помощью социальной осознанности

Социальная осознанность необходима, чтобы улавливать невербальные сигналы других людей, которые они беспрерывно «посылают» друг другу. Эти сигналы говорят об эмоциях, которые испытывают люди, и дают более чёткое представление об их переживаниях и о том, что действительно важно для них.

Когда группа людей посылает подобные невербальные сигналы, вы сможете считать и понять общее переживание. Для того, чтобы освоить этот навык, необходимо знать, как приостановить свои мысли, чтобы почувствовать эти невербальные сигналы, которые изменяются ежеминутно.

По иронии, не думать о переживаниях и намерениях, когда вы находитесь среди других людей, — то, что нужно чтобы способствовать развитию переживаний и намерений.

Внимательность — союзник эмоциональной и социальной осознанности.

Социальная осознанность — непрерывное переживание, которое не может возникнуть в то время, пока мы думаем о чём-то другом. Когда мы погружены в собственные мысли, планируя будущее или анализируя прошлое, мы не присутствуем в настоящем моменте.

Это сильно затрудняет улавливание тонких невербальных сигналов. Мы должны оставить миф о многозадачности.

Хотя мы в состоянии очень быстро переключаться с одного предмета на другой, когда мы делаем это, то пропускаем тонкий эмоциональный сдвиг, происходящий в других людях, который бы нам помог понять их.

  • Мы, на самом деле, с большей вероятностью сумеем прикоснуться к собственным социальным целям и желаниям, если оставим свои мысли, намерения и цели в стороне от той социальной ситуации, в которой находимся, и, вместо этого, сфокусируемся на общении и взаимодействии с другими людьми. Постоянная социальная осознанность — вот, что усиливает и личные процессы.
  • Следование за потоком эмоциональных реакций другого человека представляет собой двусторонний процесс обмена, ведь он также побуждает нас обратить внимание на свои собственные переживания.
  • Распространённый страх о том, что, обращая внимание на других, мы уменьшаем самоосознание, — в корне неверен. Наоборот, мы усиливаем самоосознание, уделяя время и другим людям и прикладывая усилия, чтобы обращать внимание на других.

Обращая внимание на то, что чувствуете, слушая других, также проливает свет на ваши собственные убеждения и ценности. Просто озвучивать популярные идеи и ценности, которые совсем не подходят вам. Но, когда вы чувствуете дискомфорт, слушая, как другие выражают эти взгляды, вы узнаете что-то важное о себе.

Развитие эмоционального интеллекта с помощью управления взаимоотношениями

Успешная работа с другими людьми — это процесс, который начинается с эмоциональной осознанности и способности распознавать и понимать, что испытывают другие люди. После того, как эмоциональное осознание включилось, вы можете эффективно развивать дополнительные социальные и эмоциональные навыки, которые сделают ваши отношения более эффективными, плодотворными и удовлетворительными.

Невозможно не посылать невербальные сообщения другим людям о том, что мы думаем и чувствуем. Множество мышц лица вокруг глаз, носа, рта и на лбу — ни одна из которых не отвечает за перенос веса, в отличие от других мышц — помогают нам безмолвно передавать наши собственные эмоции, а также прочитывать эмоциональные намерения других людей.

Эмоциональная часть нашего мозга всегда работает, и даже если мы будем игнорировать её сообщения, то окружающие люди не будут. Распознавание разнообразных невербальных сообщений, которые мы посылаем, существенно улучшают отношения.

  • Используйте юмор и игру, чтобы снять стресс.

Юмор, смех и игра — естественные антидоты стресса. Они уменьшают нагрузку и помогают оставаться внимательным. Смех приводит нервную систему в состояние равновесия, снижает уровень стресса, успокаивает, обостряет ум и делает вас более эмпатичным.

  • Учитесь видеть в конфликте возможность расти и становиться ближе к другим.

Конфликты и разногласия неизбежны в отношениях. Два человека не могут иметь одни и те же потребности, мнения и ожидания всё время. Тем не менее, это не плохо. Разрешение конфликта здоровыми конструктивными способами укрепляет доверие между людьми. Когда конфликт не воспринимается как угроза или наказание, то он способствует свободе, творчеству и безопасности в отношениях.

Переведено и адаптировано с разрешения HelpGuide International.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/emocionalnyy_intellekt_1/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector