Карьерный рост учителя: ступени

Минобрнауки РФ утвердило план развития Национальной системы учительского роста, который пересматривает наши представления о карьере педагога. В школе предполагается ввести звания «учитель», «учитель-методист» и «учитель-наставник».

Пока в 13 субъектах РФ началась апробация системы, в которой участвуют 4, 5 тысяч учителей математики и русского языка.

Педагогов предполагается провести через курсы повышения квалификации и установить, какой ступени роста они соответствуют.

Карьерный рост учителя: ступени

Минобрнауки РФ утвердило план развития Национальной системы учительского роста, который пересматривает наши представления о карьере педагога. В школе предполагается ввести звания «учитель», «учитель-методист» и «учитель-наставник».

Пока в 13 субъектах РФ началась апробация системы, в которой участвуют 4, 5 тысяч учителей математики и русского языка.

Педагогов предполагается провести через курсы повышения квалификации и установить, какой ступени роста они соответствуют.

Прототип Национальной системы учительскогороста был выращен в Англии и в Уэльсе: преподавание в школе исторически рассматривалось там не просто как благородное занятие, а — как карьера.

Раньше в системе английского образования существовало две ступени учительской карьеры:«учитель» и «продвинутый учитель». Сейчас их три: учитель, старший учитель и учитель-мастер.

Три градации недавно появились и в английских специализациях: учитель, учитель-специалист и учитель-старший специалист (он получает правоконсультировать педагогов из других школ).

Впрочем, сегодня все смотрят не на старую добрую Англию, которая занята своим выходом из Евросоюза, а на мощный и динамичный Сингапур, чьи школьники – признанные лидеры международных сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS.

Перемещаемся в Сингапур.

Карьерный рост учителя: ступени

  • Сингапурскому педагогу открываются три карьерные возможности.
  • Первая — административная карьера (практически единственная, доступная сейчас российскому учителю).
  • Вторая – карьера «старшего учителя», к которому педагоги своей школы в любой момент могут обратиться за консультацией.
  • Третья возможность – карьера «учителя-мастера», чьи уроки будут посещать коллеги из других школ.
  • Фактически сингапурский «педагог-мастер» занимается повышением квалификации учителей на уровне страны.
  • Еще одна возможность учительской карьеры в Сингапуре – стать специалистом.
  • Педагог приобретает дополнительную специализацию (скажем, становится экспертом по работе с определенной языковой группой учащихся) и консультирует других учителей школы.
  • За это он будет получать моральные бонусы и дополнительную оплату.

…ТОЛЬКО ДЛЯ ЧЛЕНОВ ПРОФОСЮЗА

Разумеется, при известии о том, что в российской школе могут появиться не просто учителя, а учителя-наставники и учителя-методисты, многие снова заговорил о грядущем расслоения педагогических коллективов.

Впрочем, в других странах с этим столкнулись гораздо раньше.

И поняли, что главный вопрос: кто оценит готовность учителя перейти на новую карьерную ступень? Каков будет вклад в это решение директора школы? Спросит ли кто-нибудь педагогический коллектив, учеников, их родителей?

  1. Как говорил один из лидеров образования Массачусетса (США): «Качественное инепрерывное профессиональное развитие — один из рычагов, позволяющих сохранить учительский корпус и повысить образовательные результаты детей».
  2. У нас говорят то же самое.
  3. Только делают другое.
  4. Знаете, кто в США и Канаде разрабатывает стандарты для профессионального образования педагогов?

Этим занимаются профсоюзы. Созданные ими стандарты, в свою очередь, становятся основой для разработки программ повышения квалификации для учителей.

  • Когда в США и Канаде уяснили, что государство (вернее, образовательные чиновникиуровня отдельных штатов или провинций) не в состоянии переподготовить старых учителей и призвать в школы новых, на помощь бумажным теоретикам пришли профессиональные сообщества педагогов.
  • Федерация учителей штата Альберта (Канады) взяла на себя разработки программы текущего оценивания учителей.
  • Часть этой работы она проделала за счет оплаты на программах повышения учительской квалификации, а часть – за счет государственного гранта.

Другие профессиональные группы и учительские союзы (например, в Онтарио (Канада) сами стали организаторами курсов повышения квалификации и профессионального развития учителей. Правительство только выдает им гранты.

  1. Еще одна интересная программа под названием «Mindfulteacher» реализуется в Бостоне (США).
  2. Там профсоюзы каждый месяц консультируют учителей по самым разным профессиональным вопросам.

Карьерный рост учителя: ступени

  • Вопрос: много вы видели школ (в любых регионах России), которые могли бы сказать: «Мы вчера консультировались с профсоюзом?»
  • Если вам так сказали, значит, вчера в школе обсуждали задержку зарплаты.
  • Теперь немного отвлекусь.
  • В 2008 году Россия неформально участвовала в исследовании Организации экономического сотрудничества и развития TALIS (TeachingandLearningInternationalSurvey).

Тогда результаты, полученные в России, не вошли в официальные документы программ. Данные эти лежали необработанными многие годы.

  1. Потом Московская высшая школа социальных и экономических наук получила их, провела собственное исследование среди учителей в нескольких регионах России и сопоставиламеждународные и российские результаты.
  2. Так вот, из 7000 российских учителей, опрошенных в рамках международного исследования по программе TALIS, только 0,8% ответили, что они являются членами различных педагогических ассоциаций.
  3. При этом педагоги лишь в единичных случаях припомнили что-то о деятельности профессиональных ассоциаций, членами которых сами себя назвали.
  4. А о деятельности профсоюзов в своей школе они не смогли сказать НИЧЕГО.
  5. Исследователям так и не удалось узнать, какую помощь при повышении квалификации оказывают им профсоюз или профессиональная ассоциация.
  6. Про активную деятельность профсоюзов по созданию профессиональных стандартов у нас даже не слышали.
  7. И потому надо приготовиться к тому, что требования к квалификации учителя и его соответствию той или иной ступеньке карьерной лестницы будут разработаны чиновниками министерств и окажутся чисто бюрократическими.

Бумажные ступеньки учительской карьеры

  • Критики новой системы жалуются, что введение новых квалификаций увеличит бумажную нагрузку: ведь появится целый ворох дополнительных форм отчетности.
  • А кто вам сказал, что такой отчетности нет в других странах?
  • Педагогу, живущему в одной из стран Евросоюза, нужно строчить и строчить, отрываясь от своих прямых обязанностей, чтобы получить свидетельство о повышения квалификации.

Почти во всех небольших европейских странах планы индивидуального профессионального развития педагогов утверждаются не на уровне школы или муниципалитета, а на уровне страны, центральных органов управления образованием. Именно там подписывается индивидуальный план для каждого педагога.

А теперь представьте себе, сколько бумажной волокиты связано с этим планом и сколько времени отнимает его составление.

Кстати, европейские учителя настолько загружены в школе, что зачастую предпочитают продинамить составление плана своего профессионального развития.

Чем отвечают на это администрации школ? По статистике — смотрятсквозь пальцы.

Почти 25% европейских учителей, у которых возникали проблемы на аттестации, вообще никогда не составляли плана профессионального развития. А директора школ с них его даже и не спрашивали.

  1. Во время исследования, проведенного в рамках программы TALIS, об этом рассказали директора школ Австрии (23%),Эстонии (11%), Венгрии (12%), Ирландии (19%), Норвегии (20%), Польши (11%),Португалии (14%), Словакии (13%), Словении (16%) и Испании (22%).
  2. Это – серьезные цифры в масштабе учительского корпуса каждой страны.
  3. Кстати, ни одна из этих стран не признает профессиональное повышение квалификации личным делом педагога.
  4. Польша, Словакия, Словения, Испания, Португалия, Австрия, напротив, считают, чтоповышение квалификации необходимо учителю длякарьерного роста учителя, но это – не его прямая обязанность.
  5. Эстония, Венгрия, Ирландия расценивают учебу и самосовершенствование учителя как его профессиональный долг.
  6. В Норвегии самосовершенствование и учеба — это не только долг, но еще и новая ступень в карьере учителя.
  7. Но учителя и директора, как мы видим, относятся к составлению и реализации плана профессионального развития с полной беспечностью и считают его чисто бюрократическим документом.
  8. Кстати, в Европе насчитывается только ТРИ страны, где учитель сам решает, повышать ли ему квалификацию и двигаться ли хоть куда-то по карьерной лестнице.
  9. Страны эти не похожи решительно ни в чем, тем более в организации системы образования.
  10. Это — Дания, Италия и Греция.
  11. Неизвестно, почему, но их правительства решили именно так.
  12. И я отмечу еще один любопытный факт: когда повышение квалификации и освоение новых ступеней карьеры отдается на усмотрение учителя, он решает — учиться, учиться и учиться…
  13. По статистике, итальянские учителя проводят на повышении квалификации едва ли не больше дней в году, чем все их коллеги в других странах Евросоюза…

За какие деньги придется учиться?

Карьерный рост учителя: ступени

  • Российские учителя задаются вопросом: не придется ли после введения Национальной системы учительского роста тратить больше времени на повышение квалификации?
  • А, соответственно, и платить за нее больше?
  • Не думайте, что это – вопрос типично российский.
  • Так ведь и в Европе очень многие учителя повышают квалификацию за собственные деньги.
  • Исследование TALISпоказало, что финский учитель тратит на повышение своей квалификации около 50 часов в год (примерно неделю), а российские педагоги потратили на это 27 дней!
  • Больше них времени на обучение и переобучение затратили учителя только ТРЕХ стран Евросоюза: Польши, Италии и Болгарии.

Европейские государства далеко не всегда оплачивает учителю повышение квалификации. А между тем в евросоюзовских школах с них требуютпо полной.

  1. Если те или иные курсы нужны для карьеры, педагоги из европейских странидут снимать деньги с собственного счета.
  2. Вот небольшой расклад.
  3. Для перехода на следующую ступень в оплате труда финскому учителю достаточно пройти 3-5 дневное повышение квалификации, за которое платит государство.
  4. Ежегодно на эти цели из государственного бюджета Финляндии выделяется сумма, эквивалентная 30 млн долларов США, а в 2015 году финское правительство заявило, что удвоит эту сумму.
  5. Но командировочные расходы, связанные с повышением квалификации (а они могут быть значительными) и замена педагогов на уроках оплачиваются из бюджета самих школ.
  6. А тот, кто с этим сталкивался, знает, как трудно посреди учебного года найти учителя себе на замену.
  7. ВЧехии, Нидерландах, Англии и Литвебюджет на повышение квалификации доверяется школам.
  8. В Венгрии 80% курсов повышения квалификации оплачивается государством, а 20% — из бюджета школ и самих учителей.
  9. В Польше и Грузии учителя полностью платят за повышение квалификации.
  10. Впрочем, их уверяют, что для них это — выгодное вложение средств: педагоги, сдавшие в итоге профессиональный экзамен, получают надбавку к жалованью.
  11. Интересно, что в Польше и Грузии введено правило: некоторые экзамены засчитываются педагогу только в том случае, когда он принес сертификат международного образца.

Кто не боится делать карьеру?

Исследование TALIS пришло к одному важному результату, с которым мы тоже столкнемся при реализации сингапурской системы карьерного роста учителя.

Модель действительно приводит к расслоению учительские коллективы. Но – совсем не к тому, о котором сейчас забеспокоились ее критики.

  • Национальные системы учительского роста провоцируют появление новой когорты педагогов, которая активно занимается собственной учебой и связанными с нею карьерными бонусами.
  • Приэтом она оттесняет от программ повышения квалификации тех коллег, кому обучение действительно необходимо.
  • Сегодня в странах Евросоюза педагоги, имеющиестепень магистра (то есть учившиеся шесть лет и защитившие магистерскую диссертацию) повышают свою квалификацию 20 дней в году, а педагоги-бакалавры – только 18 дней.
  • Когда такой расклад обнаружился во всех европейских странах, руководителям образования стало понятно, что системы повышения квалификации в Европе обслуживает наиболее подготовленных и мотивированных учителей, а не тех, кто больше всего нуждается в переподготовке.

И еще одна закономерность: чем старше учитель, тем меньше он стремится на курсы повышения квалификации. (В среднем, европейский учитель в возрасте до 30 лет проводит на переподготовке 21 день в году, учитель старше 50 – только 14 дней).

Так что у нас со странами ЕС одинаковые проблемы: самые нуждающиеся учителя так и не попадают в систему повышения квалификации.

Карьерный рост учителя: ступени

На переподготовку стремятся молодые педагоги, которые, как кажется, совсем недавно отучились. Чем старше учитель – тем меньше он стремится к тому, чтобы чему-то поучиться. Чем ниже профессиональный уровень учителя, тем меньше он хочет повысить свою квалификацию.

  1. Национальной системой учительского роста воспользуются, по преимуществу, молодые учителя со степенью магистра.
  2. Сегодня их в российском учительском корпусе – меньшинство.
  3. Средний возраст учителя из Сингапура, у которого мы пытаемся заимствовать систему карьерного роста – менее 40 лет.
  4. Средний возраст педагога в России, согласно исследованию TALIS– 51 год.
  5. О какой карьере мы собираемся говорить?

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник: https://fulledu.ru/articles/1280_bumazhnye-stupenki-uchitelskoy-karery.html

Карьерный рост учителя: ступени

Карьерный рост учителя: ступениПрофессия учителя развивается в двух направлениях: образовательном и воспитательном. Задача учителя не просто пересказать нужную информацию, но донести ее так, чтобы учащиеся поняли и запомнили ее. Профессиональный рост и карьера учителя зависит от умения концентрироваться на главном в своей профессии.

Что такое карьерный рост

Даже при самых хороших результатах в работе учитель не должен оставаться на достигнутом. Ознакомление с новым образовательным материалом — хороший способ расширения кругозора педагога. И это — бесконечный процесс.

Поэтому, единожды получив определение руководства или коллег «хороший специалист», нельзя полагать, что профессия исчерпана.

Читайте также:  Отстранение от работы по медицинским показаниям: как правильно оформить

Именно на ниве образования у гражданина есть все условия для самосовершенствования и повышения квалификационного мастерства.

Нельзя сказать, что с ушедшими десятилетиями теряют актуальность педагогические ценности и образовательные стандарты. Какие-то базовые требования в этой профессии остаются незыблемыми.

Тем не менее, с изменением экономической, политической и социальной ситуации в стране меняются и требования к педагогу. Кроме того, любой учитель для себя лично определяет, какую ступень карьеры он хотел бы преодолеть.

Под карьерным ростом подразумевается сознательно выбранный путь движения вверх к профессиональному мастерству.

Значение слово карьера долго имело негативную окрашенность. Оно никак не связывалась с советской системой ценностей, когда общественное обязательно должно превалировать над личным. Переоценка ценностей произошла постепенно. И сегодня личный карьерный рост учителя рассматривается как положительный пример.

В то же время личностное самоутверждение в профессии невозможно в отрыве от коллектива. Успех в карьере каждого отдельного учителя — это успех педагогического коллектива в целом.

Карьерный рост для учителя сегодня возможен:

  • по вертикали;
  • по горизонтали.

Стремящийся реализоваться в профессии человек сегодня воспринимается как самостоятельная, целостная личность. Ориентация на полноценную реализацию творческого и профессионального потенциала в современных условиях ценится очень высоко.

Карьерный рост по вертикали

В профессии учителя построить карьеру означает — подняться по иерархической административной ступени. Продвижение по служебной лестнице не может быть спонтанным. Назначение сверху заведующих учебной частью давно перестало быть актуальным. Лучших выбирает коллектив, но для этого необходимо зарекомендовать себя и продемонстрировать определенные наработки в профессии.

 Ступеньки карьерного роста учителя:

  • руководитель методического объединения узких специалистов;
  • заведующий учебной частью;
  • директор школы.

В некоторых коллективах вертикаль имеет некоторые ответвления.

Например, директор может иметь нескольких заместителей:

  • по учебной части;
  • по хозяйственной части;
  • по связям с общественностью.

В отдельную категорию выделяются заместители, реализующие связь с высшей школой.

На них возлагается налаживание контактов с руководителями подготовительных курсов в институтах, университетах или профессиональных лицеях. Преемственность средней и высшей школы — это гарантия качественного обучения.

Карьерный рост учителя: ступениХорошей практикой стало участие будущих студентов в межвузовских конференциях. Хорошо подготовленные старшеклассники выступают с работами на научно-практических занятиях на базе вуза. Роль учителя средней школы в этом трудно переоценить. Если педагогу удалось наладить этот связующий мостик, можно говорить о его карьерном росте.

Часто специалистов, поставивших работу по связям с высшей школой на должный уровень, приглашают к сотрудничеству университеты и лицеи. Это знаменательное событие также может быть расценено как продвижение по карьерной лестнице вверх.

Внутри же отдельно взятой школы успехи в этом направлении могут поощряться введением учителя в должность заведующего учебной частью с определенным кругом обязанностей.

За рамками школы учитель может продолжить построение карьеры по вертикали. В системе народного образования есть много надзорных органов. Например, считается большим достижением вступление в должность руководителя регионального органа Министерства образования. Вершиной карьеры для учителя по вертикали является должность министра образования.

Частные школы как часть карьеры

Профессиональное мастерство может реализоваться альтернативными методами. В настоящее время стали популярными частные образовательные учреждения. Но в них много подводных камней.

Велик соблазн открыть частную школу английской литературы или французского фольклора, если кому-то посчастливилось пожить в этих странах и ознакомиться с предметом обучения досконально и на практике. Возможно, авторские программы по этим предметам действительно интересны и познавательны.

Но у первого же инспектора муниципального надзорного органа возникнет вопрос: как связана программа с государственными образовательными стандартами? Как ориентирована она на выпускные государственные экзамены? Как они помогут учащимся при поступлении в институт или университет?

Частная школа как один из способов реализации карьеры учителя находится на жестком контроле Министерства образования. Поэтому от руководителя авторских курсов или частных лицеев требуются огромные организаторские способности, склонность к аналитическому мышлению и возможность реально оценивать собственные знания, а также актуальность авторских программ.

Горизонтальная карьера учителя

Карьерный рост учителя: ступениДанное понятие предполагает продвижение внутри собственной школы. От обычного учителя до педагога более высоких квалификационных категорий проходит определенное время. Вехи профессионального мастерства в школе определяются итогами аттестаций.

Профессиональная аттестация учителя — это реальное отражение наработанного опыта. Для рядового педагога повышение категории означает и рост зарплаты. Таким образом Министерство образования стимулирует к овладению профессией.

Но в абсолютном большинстве школ очень мало учителей, обладающих высшей квалификационной категорией. Министерство образования поставило очень высокую планку учителям. Например, педагог высшей категории должен иметь печатные труды.

Существует также другая система исчисления горизонтальной карьеры учителя. Она касается качества преподавания.

В области методик и учебных практик выделяются следующие карьерные ступеньки:

  • учитель инновационных технологий;
  • педагог мастер-класса;
  • наставник (как правило, именно к нему прикрепляют студентов вузов на стажировку);
  • руководитель методического объединения.

Уровень квалификации педагога гарантируется курсами повышения квалификации, которые проводятся на региональном или федеральном уровне.

Внутри школы функционируют объединения учителей узких специальностей. В них происходит постоянный обмен опытом, собственными наработками. Иногда такой обмен является самым ценным профессиональным опытом.

В последние годы Министерство образования периодически поднимает вопрос о введении новой должностной иерархии.

В частности, предлагается введение следующих штатных позиций:

  • ассистент учителя;
  • старший учитель;
  • главный учитель;
  • эксперт.

Каким критериям должен удовлетворять педагог на каждой из этих ступенек, должно решаться внутри школы коллегиально.

Горизонтальное построение карьеры возможно через участие в общественной жизни школы. Сегодня очень популярны коллегиальные органы управления. Педсовет уже не является тем органом, на котором озвучиваются и принимаются глобальные решения.

Руководящие структуры внутри школы также могут быть разветвленными. Большую роль в социальной жизни педагогов играет педсовет и объединения разнообразных представительных органов.

Если учитель позиционирует себя как активный член социума, то у него есть все шансы построить горизонтальную карьеру внутри своего коллектива.

Для этого он должен:

  • участвовать в профессиональных конкурсах;
  • выступать на конференциях;
  • организовывать мероприятия различного уровня.

Активность социальная неизбежно влечет за собой активность профессиональную. Каждый решает для себя сам, чего он хочет в профессии.

Карьерный рост учителя начальных классов также связан с совершенствованием мастерства и с участием в разнообразных профессиональных конкурсах. Хорошо подготовленный учитель младших классов имеет все шансы стать со временем заведующим учебной частью и даже директором школы.

Для этого профессиональные амбиции должны накладываться на глубокое здание азов профессии, преданность своей специальности и активную социальную позицию.

Таким образом, личная карьера учителя является продуктом методические выверенной позиции в профессии и социуме. Для того чтобы уверенно двигаться по горизонтальной или вертикальной карьере многие учителя выстраивают свои персональные карьерные планы.

Они предполагают постановку целей и проработку предполагаемых способов их достижения. Качественно построенная карьера в социуме позволяет вести тот образ жизни, который наиболее близок человеку.

(24

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/karernyj-rost-uchitelya.html

Профессиональный и карьерный рост педагога

В настоящее время система повышения квалификации педагогических работников развивается быстрыми темпами, постоянно совершенствуется и обновляется согласно требованиям общества и государства, предъявляемым к педагогам.

Определение карьерного роста

Замечание 1

Карьерный рост – это целенаправленно выбранный и реализуемый работником путь профессионального и должностного продвижения, гарантирующий ему профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем квалификации.

В педагогической науке вопросы карьерного роста исследуется многими учеными педагогами. В настоящее время разработана и предложена достаточно обстоятельная концепции карьерного роста, которая рассматривает карьеру в виде трехмерного конуса.

Процесс планирования карьеры по своему течению является замедленным процессом становления профессионального самоопределения, через личностные возможности, таланты, умения и взаимоотношения с окружающими людьми.

Успешность карьерного роста находится в зависимости от личных побуждений, мотивации и возможностей человека.

Карьерный рост учителя: ступени

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Относительно недавно, такое понятие как карьера не рассматривалась в рамках отечественной педагогики.

Сам по себе данный термин в основном носил негативный характер, который стал пропадать в настоящее время, изменилось отношение и к желанию работников карьерного роста.

Сегодня, человек, который целенаправленно строит собственную карьеру, рассматривается как целеустремленная личность, имеющая ориентацию на профессиональный рост.

Вертикальный и горизонтальный карьерный рост

Достаточно долгое время удачной признавалась только та карьера, которая подразумевала продвижение по «карьерной лестнице вверх».

Однако позже было установлено, что понимание карьеры у каждого свое и продвижение как по вертикали, так и по горизонтали вызывает уважение.

Так для одного карьера – это продвижение по иерархической лестнице вверх, для другого – это возможность творческого самовыражения и профессионального мастерства.

Исходя из этого, карьера в области педагогической профессии понимается в двух смыслах:

  1. Вертикальная карьера – продвижение по служебной лестнице вверх.
  2. Горизонтальная карьера – подразумевает продолжение развития и совершенствование профессиональных способностей, без изменений в иерархии служебных должностей.

Считается, что вертикальная и горизонтальная карьеры – это разные сферы жизнедеятельности в профессии, разные методы осуществления профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что по своему существу это два разных пути карьерного роста, они имеют нечто общее, что объединяет их. И вертикальная, и горизонтальная карьера сопровождаются ощущением профессиональной самоорганизованости, самостоятельности, нахождении на нужном месте и неисчерпаемость занимаемой должности.

Горизонтальная педагогическая карьера развивается при наличии следующих критериев:

  • Мнение руководства о потенциале и возможностях педагога.
  • Наличие у педагога необходимых внешних характеристик, положительно влияющих на карьерное перемещение по профессии (оцененная научная и исследовательская деятельности, заслуги и т.д.).
  • Адекватная оценка собственных профессиональных умений и навыков, и сопоставление их с профессиональными и должностными требованиями.
  • Творческая профессиональная деятельность.
  • Осуществление рефлексии собственной педагогической деятельности.

Условия, необходимые для успешного карьерного роста:

  1. Стимулирование педагогических работников со стороны руководства образовательной организации.
  2. Оказание профессиональной помощи и поддержки молодым педагогам.
  3. Признание педагогических заслуг каждого перед всем коллективом.

Большое значение в последнее время уделяется тем педагогам, которые решили заняться научно-исследовательской работой и при этом продолжают заниматься практической работой с детьми в образовательных организациях. Количество таких педагогов в стране относительно не высоко, но все же отмечается их рост и стремление повышать собственную квалификацию.

Профессиональный рост

Определение 1

Профессиональный рост педагога — это процесс развития, интеграции и внедрения в педагогическую работу профессионально важных личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и навыков; функциональная качественная трансформация педагогом своего внутреннего мира, что в результате ведет к сознательно новому образу жизни.

Сам педагог, а также его ожидания и представления о его профессиональном будущем имеют первостепенное значение в профессиональном росте. Сегодня профессиональный рост педагога требует особого внимания.

Существуют следующие этапы профессионального роста педагога:

  1. Педагогический профессионализм — является основой педагогической деятельности, при его отсутствии невозможно обучать детей в школе. Педагогическое мастерство основано на необходимой теоретической и практической подготовке учителей, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает совершенствоваться в процессе профессиональной деятельности.
  2. Педагогическое мастерство — это качественная характеристика педагогической деятельности педагога, то есть педагогическое и профессиональное мастерство, доведенное до высшей степени совершенства.
  3. Педагогическое творчество включает в себя конкретные компоненты новизны, но часто эта новизна связана не столько с продвижением новых идей и основ обучения и преподавания, сколько с модификацией методов воспитательно-образовательной работы, их конкретной модернизацией.
  4. Высшим уровнем профессиональной деятельности педагога является педагогическая инновация. Он включает в себя внедрение и апробирование новых, современных мыслей, основ и методов в учебный процесс, значительно изменяя и повышая их качество.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/professionalnyy_i_karernyy_rost_pedagoga/

Карьера педагога — обзор вариантов ~ Как сделать успешную карьеру

В этой статье мы рассказываем о вариантах карьеры, которую может сделать человек с дипломом педагога на руках.

Прочтите, и вы убедитесь, что выбор не так уж мал, а перспективы — вполне привлекательны. 

Карьера учителя в школе

  • В школе педагоги продвигаются двумя путями — либо по вертикальной лестнице (учитель — завуч — директор), либо горизонтально — то есть, целенаправленно повышая квалификацию и авторитет.
  • Для того, чтобы быть в профессиональном сообществе на хорошем счету и иметь максимально возможную зарплату, педработнику нужно получить категорию (сначала первую, а потом — высшую).
  • Аттестация осуществляется с учётом следующих показателей:
  • наличие стабильной положительной динамики освоения программы теми учениками, с которыми работает специалист;
  • выявление и развитие способностей детей (например, их успешное участие в олимпиадах);
  • личный вклад в совершенствование образовательных технологий (как правило, данный пункт предполагает написание научной работы);
  • активное участие в деятельности методических объединений.

Категории присваиваются лишь на определённый срок. По истечении срока приходится аттестоваться заново.

Карьерный рост учителя: ступени

Преподавание в техникуме или вузе

Некоторые молодые педагоги ещё во время практики понимают, что у них нет таланта к работе с маленькими детьми. Для таких учителей оптимальный выход — аспирантура и последующая преподавательская работа при родном техникуме или вузе.

Читайте также:  Новые правила расчета аванса в 2020 году

Оставшись в вузе, вы обеспечите себе удобные условия для занятий любимой наукой.

Накопите опыт, «остепенитесь», а затем — при желании — попытайте счастья в более престижном учебном заведении.

Работа в департаменте образования

Амбициозный педагог не обязан всю жизнь стоять у доски. Поработав в школе какое-то время и ознакомившись с её проблемами, такой учитель может стать чиновником местного департамента образования.

При должных способностях чиновник низшего ранга быстро идёт в рост. У него есть все шансы занять высокую должность — допустим, стать непосредственным помощником начальника департамента.

Не думайте, что это сверхсложная задача. Вот вам инструкция:

Как попасть на государственную службу?

Частные уроки

Есть у педагога ещё одна интересная перспектива — сделаться репетитором, дабы консультировать старшеклассников города.

Поначалу заработок будет скромный. Постепенно спрос на ваши услуги (при их должном качестве) вырастет, и вы поднимете цены.

Некоторые педагоги успешно трудятся в коммерческих учреждениях дополнительного образования. Скажем, для учителя английского отличный вариант — престижная языковая школа.

Если вы вдохновились какой-то идеей, сразу же ознакомьтесь с доступными вакансиями в сфере науки и образования. По ссылке приведены вакансии для педагогов-москвичей и учителей, готовых переехать из глубинки в столицу.

Источник: http://www.rabota-naiti.ru/karera/povyshenie/prodvijenie-uchitelya.html

Профессиональный и карьерный рост педагога

Современная система повышения квалификации работников образования развивается быстрыми темпами, постоянно улучшается и обновляется. Большинство студентов ориентируется на активность самого преподавателя, которая, в свою очередь, зависит от собственных карьерных целей, профессиональных задач и личных потребностей.

Определение карьерного роста

Карьерный рост определяется по-разному. Но в общем виде можно дать такое определение.

Определение 1

Карьерный рост – это преднамеренно выбранный и реализуемый работником путь должностного или профессионального продвижения, которое гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации.

В педагогической науке проблемы карьерного роста изучались Э. Шейном, М. В. Александровой, Д. А. Ашировым, В. Г. Поляковым, Б. З. Вульфовом, С. Д. Резником и другими учеными. Они достаточно обстоятельно разработали концепцию карьеры в менеджменте организации. Например, в 1971-м году доктором Массачусетского института технологии Э.

Шейном было внесено предложение рассмотрения карьеры в виде трехмерного конуса. Ученый отметил, что планирование карьеры представляет собой замедленный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, умений, отношений с окружающими людьми и ценностей.

Успешный карьерный рост зависит не только от побуждений и мотиваций той или иной личности, но и возможностей.

Еще совсем недавно отечественная педагогика не использовало понятие “карьера”. В основном это слово носило негативный характер. В последнее время отрицательное мнение о карьере стало пропадать. Сегодня человек, который “делает карьеру” рассматривается скорее как личность, имеющая ориентацию на реализацию профессионального потенциала.

Что это вертикальный и горизонтальный карьерный рост?

Долгое время удачной считалась только та карьера, которая подразумевала продвижение вверх. Однако для одного человека успех – это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для другого – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности.

Определение 2

Потому сегодня понятие «карьера» в общем виде и в системе воспитания в частности понимается двусмысленно:

  1. Вертикальная карьера: предполагает продвижение вверх по служебной лестнице;
  2. Горизонтальная карьера: отражает продолжение профессиональных способностей преподавателя при отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей.

Некоторые исследователи считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры представляют собой не только разные методы жизни в профессии, но и разные методы жизни в общем.

Профессиональный и карьерный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности.

Пример 1

Образец горизонтальной карьеры – это усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог иностранного языка создает собственный сайт в интернете, на котором общается со своими слушателями, тем самым он увеличивает свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Второй преподаватель осваивает новые технологии и становится создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • Точка зрения руководителя;
  • Наличие внешних характеристик успеха перемещения в специальности (заслуги, результаты научно-исследовательской деятельности и другое);
  • Наличие адекватной системы оценки, ее сопоставление с ценностями определенного работника;
  • Помощь и стимулирование творчества;
  • Выработка рефлексивно-творческих качеств.

Сейчас, когда удачно выполняется государственная программа становления воспитания на 2011-2020 гг., раскрываются большие способности для преподавателей, которые не хотят уходить с любимой работы, искренне любят учить детей и понимают, как это делать умело. Осуществление представленной программы создает определенные условия для возможностей карьерного роста, к которым относится следующее:

  • Стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии;
  • Муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей;
  • Одобрение наилучших преподавателей.

А это, между прочим, провоцирует преподавателей к освоению новейших способов методической работы, научному изучению, пониманию значимости собственной практической деятельности.

В последние годы значительно выросло число педагогов, которые решили заняться научно-исследовательской работой, что также способствует их карьерному продвижению.

Конечно, пока данный критерий еще сравнительно небольшой в системе повышения квалификации, но все же существует заметный рост количества преподавателей, желающих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность.

Это всего лишь некоторые возможности карьерного роста современных преподавателей. Естественно, имеются и другие пути генезиса карьеры в системе образования, поскольку карьеру необходимо рассматривать не только со стороны восхождения по административной лестнице, но и как вероятность становления успешным специалистом в своей деятельности.

Профессиональный рост

Если рассматривать карьерный рост преподавателя как динамический процесс, то нужно отметить, что он прямо связан с профессиональным ростом, как и личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках собственной профессиональной деятельности.

Определение 3

Профессиональный рост учителя – это процесс развития, интеграции и осуществления в педагогическом труде профессионально важных личностных свойств и способностей, профессиональных знаний и умений; функциональное высококачественное преобразование человеком собственного внутреннего мира, что в результате приводит к сознательно новому способу жизни.

Главное значение в профессиональном росте имеет сам преподаватель, а также его ожидания, представления о своем рабочем будущем.

Сегодня карьера преподавателя требует особого внимания. Развивающемуся сообществу не все равно, кто будет работать с преподавателями: бесстрастный к занятию исполнитель или же стремящийся к большему выявлению собственного творческого потенциала профессионал.

Именно это диктует необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, которые нацелены на помощь, сопровождение, побуждение и применение всех реальных навыков карьерного роста.

Выделяют следующие ступени профессионального роста преподавателя:

  • Педагогическая умелость;
  • Мастерство;
  • Творчество;
  • Новаторство.

Определение 4

Педагогическая умелость представляет собой ту базу мастерства преподавателя, при отсутствии которой невозможно обучать детей в школе. Педагогическая умелость основывается на необходимой теоретической и практической подготовке преподавателя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает совершенствоваться в школе.

Следующая ступень профессионального роста преподавателя – это педагогическое мастерство.

Определение 5

Педагогическое мастерство представляет собой высококачественную характеристику учебно-воспитательной деятельности учителя, то есть это доведенная до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость.

Конечно, для выработки педагогического мастерства учитель обязан владеть всеми необходимыми природными качествами, твердым голосом, хорошим слухом, наружным обаянием и пр. Однако несмотря на принципиальный смысл природных и личных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, главное значение имеют приобретенные свойства.

Значительной спецификой обладает и педагогическое творчество.

Определение 6

Педагогическое творчество включает в себя конкретные составляющие новизны, но зачастую эта новизна имеет отношение не сколько к выдвижению новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько к видоизменению методов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизации.

Определение 7

Высший уровень профессиональной деятельности учителя – это педагогическое новаторство. Оно включает в себя внесение и реализацию новых, современных мыслей, основ и методов в процесс обучения, значительно меняя и увеличивая их качество.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/vvedenie-v-pedagogicheskuju-professiju/professionalnyj-i-karernyj-rost-pedagoga/

Учитель, иди вверх по карьерной лестнице!

Как было раньше? Пришел выпускник педагогического вуза или колледжа в школу учителем, так им и остался до пенсии. Теперь, как обещает министр просвещения О.Васильева, все будет по-другому.

Странно, еще недавно Ольга Васильева говорила о том, что педагогика – это призвание и служение, а нынче озаботилась карьерным ростом учителя.

Что такое карьера? Это не что иное, как продвижение вверх по служебной лестнице. До этого года служебной лестницы, как таковой, у педагогов не было. Был просто школьный коридор, по которому учитель двигался много лет – от приема на работу до выхода на заслуженный отдых.

Если кому-то везло, то он становился завучем или даже директором. Если проявлял себя как хороший педагог или просто был любимчиком членов администрации, то получал звание отличника образования или заслуженного учителя. Квалификационная категория, которую учителя защищали раз в пять лет, ничего в карьере педагога не значили.

Теперь опубликован проект постановления «О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», который, скорее всего, будет принят. Появятся две новые должности: «старший учитель» и «ведущий учитель».

«Этот документ призван утвердить в правовом поле новые должности», — подчеркнула Ольга Васильева. Также она сказала, что эта мера будет способствовать мотивации молодых учителей, так как у них будет перспектива карьерного роста. Старые учителя, видимо, уже не в счет.

Вообще, карьера учителя, как видит ее министр просвещения, будет развиваться как по горизонтали, так и по вертикали. При этом сохранятся звания и награды. Рост по горизонтали предполагает прохождение аттестации (квалификационного экзамена) и повышение категории – от профпригодности до высшей. А вот по вертикали – это три должности «учитель», «старший учитель» и «ведущий учитель».

В чем, собственно, разница? Она уже прописана в профстандарте «Педагог».

Обычный учитель. Требования к образованию: высшее или среднее профессиональное, при отсутствии образования – профессиональная переподготовка. Требований к опыту работы нет. Основная трудовая функция – профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся.

Старший учитель. Требования к образованию: высшее (при отсутствии педагогического профиля – переподготовка). Требования к опыту работы – стаж не менее 4 лет, высшая или первая квалификационная категория.

Основная трудовая функция — профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся, проектирование компонентов образовательных программ и координация участия педагогических работников в их разработке.

Ведущий учитель. Требования к образованию: то же, что у старшего учителя. Требования к опыту: стаж не менее 5 лет, высшая категория. Основная трудовая функция — профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся, координация и сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников.

Сразу оговорюсь, что требования к стажу в разных источниках разная, я брала сведения с сайта Профстандартпедаогога.РФ.

Одним словом, старший и ведущий учителя будут, помимо своей непосредственной работы с детьми, вести еще кучу дополнительной нагрузки.

Все это, конечно, замечательно. Только пока нигде, ни в одном документе, не прописано, как этот пресловутый карьерный рост – как горизонтальный, так и вертикальный — будет отражаться на зарплате учителя.

Также возникает вопрос: кто и каким образом будет назначать учителей на эти новые должности? Будет ли это конкурсный отбор или все будет зависеть от единоличного решения директора? Будет ли учитываться желание самого учителя? Не получится ли так, что половина работы завучей упадет на плечи старшего и ведущего учителя? И сколько таких должностей предполагается ввести в каждой школе? Сколько часов по своему предмету смогут вести старший и ведущий?

В СМИ пишут, что новая модель карьерного роста существенно отразится на заработке педагогов, что вроде об этом говорит и министр просвещения, но вот как – вопрос открытый. Еще, по сути, не решен вопрос об оплате обычной учительской ставки (предложений много – дела мало), что уж тут говорить о новых должностях.

Должности планируют ввести уже с 2020 года, а вот самая главная (материальная) составляющая не продумана. Так для чего учителю карьерный рост, если он не знает, как это отразится на его финансовом благополучии? Просто занять более высокую по номенклатуре должность и везти вагон дополнительной работы мало кто захочет.

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале «REALITY ШКОЛА».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c33637b2fe7ad00aa0774b0/5d4723e6b5e99200ae095a2f

Статья на тему: «Ступени профессионального роста учителя» | Социальная сеть работников образования

«Ступени профессионального роста учителя»

Выступление заместителя директора по учебной работе Гореловой Н.П. на педагогическом совете «Новаторство: реальность, перспективы» 30 декабря 2011 года

     Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ  ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ».

Читайте также:  Приказ о декретном отпуске: образец

 Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс.

В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его профессионального саморазвития.

     Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе.

Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания.

А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию.

   В чем же состоит сущность этих характеристик деятельности учителей и каковы показатели их профессионального роста?

    Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

      Педагогическая умелость — это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе.

Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и па педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.

     Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство.

 Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем — совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

   Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, как уже отмечалось, должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д.

Однако несмотря на важное значение этих природных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, едва ли не определяющую роль играют качества приобретенные. А.С.

Макаренко подчеркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатываться убежден, — писал он, — что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить быть хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил.

   В чем заключалась такая учеба? Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить… Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение… Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».

       Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал. Учительница истории 10-й средней школы г. Гомеля К.Ф.

Зотова обратила внимание на то, что при устном изложении нового материала в V-VIII классах большинство учащихся не усваивало его непосредственно на уроке. Тогда она несколько перестроила методику своей работы над новым материалом: после объяснения начала практиковать выборочное чтение школьниками учебника и в порядке самоконтроля побуждать их отвечать на помещенные в нем вопросы.

Применение этой методики оказалось весьма полезным: учащиеся стали усваивать новый материал непосредственно на занятиях.

      Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых по замыслу культурных и материальных ценностей», с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.

       Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено па производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиально нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество.

        Аналогичным образом обстоит дело с педагогическим творчеством учителя. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Примером подобного творчества является введение липецкими учителями приемов комментированных упражнений по математике, языкам и другим предметам. То, что, выполняя упражнение, школьник пользуется внутренней речью, проговаривая про себя каждое выполняемое действие, в педагогике и психологии было известно давно.

Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда осмысленно выполняют упражнения. Учитывая это, липецкие учителя начали использовать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет (комментирует) ход выполнения упражнения.

Этот прием делает тренировочную работу более осмысленной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но принципиально процесс учебной работы от этого не изменился: в него были внесены только определенные усовершенствования.

      Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. «Новаторство — новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов»'. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

      Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

Например, как новатор проявил себя учитель Игорь Петрович Волков (г. Реутово Московской обл.), который разработал методику «творческих заданий» школьникам средних и старших классов.

Сущность ее заключается в том, что учитель дает учащимся множество творческих заданий, которые включают в себя работу с бумагой, картоном, по дереву, металлу, пластмассе, создание рисунков и картин, пробу сил в литературе, скульптуре и т.д.

Выполнение этих заданий носит добровольный характер, причем каждый ученик избирает себе задание по душе в соответствии со своими склонностями. Включаясь в работу, они постепенно определяют свой интерес, развивают свои способности и таланты.

На каждого ученика заводится «Творческая книжка», в которой фиксируются выполненные работы и по которой можно более или менее вероятно судить об их склонностях и творческих задатках и осуществлять дальнейшую работу по их развитию. Эта методика действительно является новаторской.

      Новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками (В.Ф. Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки изучения отдельных учебных предметов.

Это серьезно изменяет технологию обучения. Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педагогов-новаторов не так много.

Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогическис идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

        Педагог-новатор стремится реализовать возникшие у него идеи практически, выбирая для этого наиболее оригинальный способ, подчеркивающий собственную индивидуальность. А значит миссия педагога – новатора заключается в уникальности его деятельности по обновлению методов обучения и воспитания, позволяющих получать качественно новые результаты, востребованные государством.

         А каков он сегодня, государственный заказ на образование? В марте прошлого года на IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация»,в докладе «Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» были обозначены современные перспективы отечественного образования. Вряд ли кого из педагогов этот документ оставил равнодушным, поскольку в нем из официальных источников прозвучали новые задачи современного образования. Задачи, которые в противовес привычному нам овладению объемом энциклопедических знаний различных научных областей, требуют развития у школьников мышления, коммуникативности, толерантности, способности принимать решения и нести ответственность, способности работать на стыке различных предметных областей, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде проектным способом, умение оформить и предъявить результат своей деятельности.

         Иными словами миссия педагога — новатора как раз и заключается в том, чтобы заменить знаниевую образовательную ориентацию на создание компетентностно-ориентированного образовательного пространства.

 Очевидно, что знание новых методов мотивации детей: исследовательского, конструкторского, игрового; наличие ЦОР, ТСО на уроке еще не способ получения должных образовательных результатов.

Современные технические средства и учебное оборудование, поступающее в школу имеют свойство быстрого морального старения, что требует от учителя незамедлительного применения их в учебно-воспитательном процессе.

Без изменения форм учебной деятельности, а может быть и структуры учебного процесса работать с таким оборудованием, основанным на умениях использовать информационно-коммуникационные технологии просто не возможно.

          И учителю не следует этого бояться, а нужно понять, что мир современного ученика ограничить пространством парты, доски и мела сегодня просто безнравственно! Усадить за компьютер, для прохождения какого либо теста, уже не актуально.

На мой взгляд, миссия педагога-новатора и состоит в том, чтобы разработать сообразно запросам времени учебные программы, создать пособия и учебные материалы для организации образовательной деятельности, основанной на самостоятельности выбора решения, творческой реализации поставленных целей, направленной на развитие креативности и лабильности мышления школьников.

           Его миссия, заключается еще и в способности изменить функции учителя-монополиста по передачи и интерпретации знаний на новый образ педагога, в котором он выступает, как консультант, воспитатель, сподвижник идеи исследования, руководитель проектов.

         Реалии глобальной взаимозависимости экономических, социальных и политических процессов происходящих в России сегодня актуальны как никогда раньше.

Этот факт диктует государственный образовательный заказ с ярко выраженной потребностью в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к миру, способного решать общечеловеческие проблемы на основе глобальных взаимодействий. 

         Отечественная педагогика богата перспективными педагогическими технологиями, способными быть российским ноу-хау на мировом рынке образовательных технологий.

И здесь миссия педагога-новатора состоит в развитии уже имеющихся образовательных личностно-ориентированных технологий и технологий будущего — технологий пятого поколения, основанных на глобальном взаимодействии развивающихся личностей посредством всемирных информационных сетей и телекоммуникаций,сопровождаемом таким же взаимодействием педагогов. Именно такие педагогические технологии востребованы в современном образовании.

        «Будущего нет — оно делается нами» — писал великий классик русской педагогики Л.Н.Толстой. И если педагог взял на себя ответственность за образование и воспитание нового поколения современной России, он просто вынужден стать новатором. А иначе и быть не может.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/stupeni-professionalnogo-rosta-uchitelya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector