Квотирование рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних в 2020 году

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в РФ

Общее понятие квотирования

Квотирование рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних в 2020 годуПод квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Квотирование рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних в 2020 годуНормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 О занятости населени в РФ

Квотирование рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних в 2020 годуСтатья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

Скачать для просмотра и печати:

Закон Камчатского края от 11 июня 2009 г. N 284 О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан

Закон Ставропольского края от 11 марта 2004 г. N 14-кз О квотировании рабочих мест для инвалидов

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Квотирование рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних в 2020 годуСтрогие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Квотирование рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних в 2020 году

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 О квотировании рабочих мест

Расчет квоты

Квотирование рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних в 2020 годуСледующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстатапо вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 1 сентября 2017 г. N 566

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019-2020 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

Квотирование рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних в 2020 годуНа предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Положение о квотировании трудовых мест

Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости

Квотирование рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних в 2020 годуСледующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости

Квотирование рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних в 2020 годуВ порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения Закон РФ 19.04.1991 г. N 1032-1

Приложение № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17

Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Квотирование рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних в 2020 годуДеятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 13.19. Непредоставление первичных статистических данных Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости Кодекс РФ об административных правонарушениях

Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

  • Дорогие читатели!
  • Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
  • Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения 

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Видео: Льготы для инвалидов при квотировании рабочих мест

Источник: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/kvotirovanie-rabochih-mest-dlya-invalidov.html

Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних

С целью содействия в трудоустройстве лиц возрастом до 18-ти лет, на законодательном уровне установлены квоты, в соответствие с которыми работодатели обязаны выделять рабочие места для несовершеннолетних. В статье разберем, как обеспечивается квотирование рабочих мест для несовершеннолетних, а также выясним особенности по трудоустройству молодых граждан.

В соответствие с нормами трудового законодательства, работодатели обязаны оказывать содействие по трудоустройству лиц возрастом до 18-ти лет путем выделения и создания рабочих мест для несовершеннолетних граждан.

Читайте также:  Аренда автомобиля у сотрудника – налогообложение и бухгалтерский учёт

Работодатель предоставляет несовершеннолетним рабочие места в соответствие с установленной квотой. В отличие от квоты по трудоустройству инвалидов, показатель квоты на создание (выделение) рабочих мест для несовершеннолетних нормами ТК РФ не установлен.

Полномочия по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних переданы местным муниципалитетам.

Это значит, что количество рабочих мест, которые работодатель обязан выделить для трудоустройства молодых граждан, устанавливаются отдельно для каждого региона, в соответствие с местными законодательными актами.

К примеру, законом Иркутской области «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» установлено обязательство работодателей по трудоустройству лиц младше 18-ти лет в количестве не менее 1% от средней численности сотрудников.

При этом данное требование установлено для ИП и организаций с количеством работников более 100 человек. Если среднесписочное количество сотрудников составляет 100 единиц и меньше, либо работодатель находится в процедуре банкротства или ликвидации, то квота для такого работодателя не устанавливается.

В Москве квота по трудоустройству распространяется исключительно на несовершеннолетних из числа детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей. Если молодой работник не относится к одной из перечисленных категорий, то создавать (выделять) места работодатель для него не обязан.

В Ярославле депутатами городского совета на рассмотрение вынесен законопроект об установлении 1% квоты по трудоустройству несовершеннолетних лиц.

При этом депутаты предлагают установить квоту для работодателей со среднесписочным количество сотрудников от 50-ти единиц.

Таким образом, при сохранении показателя квоты (1%) чиновники увеличивают общее количество созданных рабочих мест за счет повышения числа работодателей.

статью ⇒ «Увольнение несовершеннолетнего: основания по ТК РФ, период отработки».

Как рассчитать квоту: формула, пример

  • Базой для расчета квоты по трудоустройству несовершеннолетних является средняя численность сотрудников организации/ИП по итогам отчетного месяца.
  • При расчете средней численности работодатель учитывает как штатных сотрудников, нанятых на основании трудовых соглашений, так и лиц, привлеченных к работе по договорам ГПХ.
  • Формула для расчета среднесписочного количества работников имеет следующий вид:
  • СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,
  • где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде; КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце; КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца); КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).
  • Для расчета количества рабочих мест, которые необходимо выделить (создать) для трудоустройства несовершеннолетних, работодатель рассчитывает среднюю численность сотрудников по итогам прошедшего отчетного периода, умножает полученный результат на размер установленной квоты, после чего получает показатель для трудоустройства несовершеннолетних, действительный для следующего календарного месяца.

Рассмотрим пример. ООО «Альтаир» занимается производством и реализацией мебели. Средняя численность сотрудников организации в 2019 году составила 115 человек.

Согласно региональному нормативному акту, обязательства по созданию (выделению) рабочих мест для несовершеннолетних присваиваются работодателям (организациям и ИП) с численностью сотрудников более 100 человек. Размер квоты составляет 1%.

Рассчитаем среднесписочное количество работников по итогам января 2019 года.

Кол-во сотрудников Период работы в течение месяца (в календарных днях) Расчет среднесписочного количества
Сотрудники, которые отработали полный месяц 115 31 день 115 * 31 день = 3565
Сотрудники, принятые на работу в течение отчетного месяца 8 4 дня 8 * 4 дня = 32
Уволенные сотрудники 2 8 дней 2 * 8 дней = 16
ИТОГО средняя численность работников за месяц (3565 + 32 + 16) / 31 = 116,54

Среднесписочное количество сотрудников организации округляется до целого числа по математическим правилам (117 человек).

Рассчитаем количество рабочих мест, которые обязан выделить «Альтаир» для обеспечения квоты 1%:

117 чел. * 1% = 1,17 (1 человек).

В соответствие с расчетом, в феврале 2019 года «Альтаир» обязан трудоустроить минимум 1-го несовершеннолетнего работника.

Как выделить рабочее место для несовершеннолетнего

Для обеспечения выполнения квоты работодатель выделяет рабочие места из уже существующих в штатном расписании. Если вакансии отсутствуют, то работодатель обязан создать для несовершеннолетнего сотрудника новое рабочее место.

статью ⇒ «Трудовой договор с несовершеннолетним: как составить, образец».

Ограничения при трудоустройстве несовершеннолетнего

При выделении (создании) рабочего места организации учитывает следующие особенности:

  1. Ограничения по привлечению к труду. Характер работ, предусмотренной выделенной (созданной) должностью, не должен противоречить естественному нравственному и моральному развитию несовершеннолетнего работника. В связи с этим запрещено трудоустройство лиц младше 18-ти лет на работу в организации, связанные с игорным бизнесом, а также производством и реализацией алкогольной и табачной продукции. Кроме того, работодатель не вправе привлекать молодого сотрудника к тяжелому труду, а также к работе во вредных/опасных условиях.
  2. Длительность рабочего дня. Несовершеннолетний сотрудник привлекается к работе на условиях сокращенной продолжительности рабочего времени: до 24-х часов в неделю (для лиц до 16-ти лет) и до 35-ти часов в неделю (для работников возрастом от 16-ти до 18-ти лет).
  3. Запрет на сверхурочные работы. Выделяя (создавая) рабочее место для несовершеннолетнего, работодатель должен учитывать, что для молодого работника запрещено устанавливать ночные смены (с 22:00 до 06:00), привлекать к работе в праздничные и выходные дни, направлять в командировки.

Документальное оформление

Квотирование рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних в 2020 году

Рабочее место дня несовершеннолетнего сотрудника выделяется в соответствие со штатным расписанием. Если в штате отсутствуют вакансии, соответствующие установленным требованиям ТК РФ по трудоустройству несовершеннолетних, то работодатель обязан создать для молодого сотрудника новое рабочее место.

Основанием для создания вакансии для несовершеннолетнего является приказ, подписанный руководителем. В соответствие с приказом штатное расписание дополняется новой должностью, которая соответствует требованиям трудоустройства лиц до 18-ти лет.

Прием на работу несовершеннолетнего сотрудника оформляется:

  • приказом;
  • трудовым договором.

Сотрудник старше 14-ти лет подписывает трудовой договор с работодателем самостоятельно, от своего имени. Согласно ТК РФ, стороны могут заключить как срочный, так и бессрочный трудовой договор. При этом установление испытательного срока для несовершеннолетнего сотрудника действующим законодательством запрещено.

статью ⇒ «Как трудоустроить выпускника: оформление, документы».

Источник: https://online-buhuchet.ru/kvotirovanie-rabochix-mest-dlya-nesovershennoletnix/

В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей.

Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен  в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.

Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Читайте также:  Патент на работу для иностранных граждан – как оформить в 2020 году

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации.

Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае  оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Источник: https://rosmintrud.ru/employment/resettlement/13

Новое в квотах на инвалидов в 2020 году

Выполнение квоты по трудоустройству инвалидов всегда вызывало вопросы у работодателей, а судебная практика неоднозначно толкует нормы закона в данной сфере. Из статьи вы узнаете, какие предложения предлагает внедрить Минтруд для совершенствования механизма квотирования в 2020 году.

Как выполняется квота на прием инвалидов сейчас

Ст. 21 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает долю рабочих мест в компании (ИП), предназначенных для трудоустройства граждан с ограниченными возможностями:

  • при численности сотрудников более 100 человек — 2-4% от среднесписочной численности;
  • при численности сотрудников от 35 до 100 человек — до 3%.

В рамках квоты работодатель обязан (ст. 24 Закона № 181-ФЗ):

  • обеспечивать соответствующее количество рабочих мест для найма инвалидов;
  • создавать условия труда с индивидуальным подходом;
  • предоставлять сведения в целях организации занятости данной категории людей.

Отказать в найме человеку с ограниченными возможностями нельзя, иначе руководитель будет привлечен к административной ответственности по п. 1 ст. 5.42 КоАП РФ (штраф до 10 000 рублей).

Существующие противоречия при выполнении квоты на прием инвалидов

Организация обязана принимать на работу инвалидов в пределах квоты. Для этого штатным расписанием должны быть предусмотрены вакантные должности. Суды не приходят к единому мнению о том, в какой момент работодатель считается исполнившим условие о квоте:

  • с одной точки зрения, организация не обязана проявлять инициативу и приглашать соискателя с ограниченными возможностями на работу, поэтому исполнение квоты сводится к созданию вакансии и организации рабочего места (Определение Верховного суда от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5);
  • с другой стороны, квота не может быть выполненной, если человек не трудоустроен.

  Уведомление об увольнении совместителя (образец)

Практика показала и другие проблемы. Квотируемые рабочие места:

  • не оборудованы для инвалидов со значительными ограничениями по здоровью;
  • не учитывают квалификационную структуру такой категории граждан;
  • не соответствуют физическим способностям людей с ограниченными возможностями.

Показатели трудоустройства инвалидов

Заместитель Министра труда и социальной защиты Г. Лекарев на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации сообщил, что по итогам 2018 года доля занятых граждан трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в России достигла 29% (1 млн 12 тыс. человек). Минтруд принимает все доступные меры для роста показателя.

При этом процент занятых людей данной категории сильно колеблется по субъектам: от 88% в Красноярском крае до 19% в Республике Карелия.

К концу 2020 года намечено обеспечение 40% людей с ограниченными возможностями рабочими местами. Этому поспособствуют два новых направления:

  • Содействие в трудоустройстве: службы занятости при согласии соискателей с ограниченными возможностями сообщают им об имеющихся вакансиях и обеспечивают обратную связь от работодателей.
  • Сопровождение инвалидов, которым требуется помощь на пути следования до работы, при выборе и оборудовании рабочего места, при привлечении наставника.

Как планируется усовершенствовать механизм квотирования в 2020 году

Минтруд подготовил проект закона для проведения эксперимента в некоторых субъектах РФ по установлению и исполнению квоты для трудоустройства в новом порядке. Роль пилотных будет отведена регионам со средними показателями занятости граждан с ограниченными возможностями среди общей численности трудоспособных инвалидов по итогам 2018 года:

  • Якутия;
  • Воронежская область;
  • Орловская область;
  • Свердловская область;
  • Тверская область.

Эксперимент рассчитан на период 2020-2025 годов.

Идея проекта сводится к введению дополнительного способа выполнения квоты работодателями. Если трудоустройство инвалида невозможно по обоснованным причинам, организация должна заплатить компенсацию, и ее обязательства по квотированию будут исполнены.

Размер компенсационной выплаты

Размер выплат предлагается вводить законами региональных властей с условиями:

  • если региональный прожиточный минимум для трудоспособного населения выше, чем федеральный, то компенсация устанавливается на уровне прожиточного минимума субъекта;
  • в ином случае выплата приравнивается к величине прожиточного минимума уровня РФ.

Такой порядок обеспечит единый подход установления размера компенсации на территории России с учетом экономических особенностей регионов.

Какие расходы покроют средства от собранных компенсаций

Для администрирования выделяемых средств планируется создание фондов содействия занятости инвалидов, работа которых будет регулироваться актами Правительства субъектов.

В качестве предложения выдвинуты следующие цели расходования средств фондами:

  • обучение соискателей с ограниченными возможностями, получение ими образования для дальнейшего устройства на работу, стажировка выпускников образовательных учреждений;
  • обучение непосредственно на рабочем месте, в том числе с привлечением наставника;
  • надлежащее оснащение рабочих мест для указанных сотрудников;
  • повышение заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов сверх квоты;
  • сопровождение людей с ограниченными возможностями при содействии их занятости, помощь в организации труда при удаленной работе.

Условия выполнения квоты в 2020 году

Законопроект предусматривает, что работодатель считается выполнившим квоту, если им соблюдено хотя бы одно из условий:

  • инвалиды приняты на работу;
  • по рабочим квотным местам, которые остались вакантными, уплачена компенсация.

Если организация оформила человека с ограниченными возможностями на место, не отнесенное к квотируемым, в целях исполнения квоты такое трудоустройство засчитывается.

Усиление ответственности работодателей 2020

Нововведения коснутся и ответственности работодателей. Разработаны поправки в КоАП РФ, которые впервые найдут применение в пилотных регионах.

  Список документов для трудоустройства совместителя

Предусмотрены штрафы:

  • за неисполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов в соответствии с квотой;
  • за необоснованный отказ в приеме их на работу;
  • за отказ от осуществления компенсационных выплат в случае нетрудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места.

Штрафы для должностного лица увеличатся до 20 000 рублей. Ответственность на юридическое лицо до 300 000 рублей вводится впервые.

Подводим итоги

С 2020 года запланировано проведение пилотного проекта в ряде субъектов РФ:

  • Предусмотрен новый способ выполнения квоты на прием инвалидов работодателем – уплата компенсации.
  • Фонды содействия занятости инвалидов направят полученные средства на рост заинтересованности работодателей и повышение квалификации соискателей с ограниченными возможностями.
  • Ответственность работодателей существенно возрастет.

При удачном завершении эксперимента изменения в области квотирования рабочих мест для инвалидов будут применены на всей территории РФ.

Источник: https://blogkadrovika.ru/novoe-v-kvotax-na-invalidov-2020/

Проект изменений с 1 января 2019 — цена отказа в трудоустройстве инвалида и квотировании мест

Когда предприниматель создает свой бизнес, он меньше всего задумывается о последствиях роста своего проекта. Он желает этого, он представляет масштабы бизнеса, территориальные охваты, звонкость бренда, количество работающих на него людей и главное – прибыль, которая будет увеличиваться.

Но не все знают, что как только бизнес становится больше, чем определенные показатели, он привлекает к себе внимание конкурентов, налоговых и контролирующих органов, определенных контрагентов.

Но еще меньше предпринимателей знает об обязанности трудоустройства инвалидов, в связи с чем привлечение их к административной ответственности становится новостью.

Обязанность работодателя в создании, выделении рабочих мест для инвалидов предусмотрена Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также региональными законами.

Согласно ст.

20 Закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, а также резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Читайте также:  Корректировка расчета по страховым взносам в разделе 1, 3: пример

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Если компания не создаст таковые рабочие места в соответствии с квотой, откажет инвалиду в приеме на работу, компанию могут привлечь к административной ответственности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей согласно ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Но это ответственность на федеральном уровне. Региональным законодательством предусмотрены дополнительные, самостоятельные штрафы.

По данным пояснительной записки к законопроекту, по итогам 2016 года в Российской Федерации проведено 2 294 проверки за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 57 — внеплановых.

По результатам проведения проверок выявлены нарушения в отношении 615 работодателей, наложено 399 административных штрафов на общую сумму 2 357 тыс. рублей.

В 2015 году проведено 2 585 проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 125 — внеплановых (4,8%).

Выявлены нарушения в отношении 786 работодателей, наложен 341 административный штраф на общую сумму почти 2 510 тыс. рублей.

Следует отметить, что более чем в 50 субъектах Российской Федерации отмечается снижение количества проведенных проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Большинство (68,1%) от общей суммы административных штрафов, наложенных по результатам проведения проверок в 2016 году, приходится на два субъекта Российской Федерации: город Москву (1 490 тыс.

рублей) и Кабардино-Балкарскую Республику (почти 115 тыс. рублей). Для остальных 83 субъектов Российской Федерации средняя сумма наложенных штрафов составляет 16,7 тыс.

рублей на каждый субъект Российской Федерации.

Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов», в случае принятия соответствующих законов, их реализация позволит к 2020 году увеличить количество рабочих мест, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в 2,5 раза (до 800 тыс. мест) по сравнению с 2016 годом (338,7 тыс. мест).

Согласно данному проекту предлагается путем внесения изменения в статью 356 Трудового кодекса наделить федеральную инспекцию труда полномочием по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законопроект предусматривает поправки в Закон РФ от 19.04.

1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которым невыполнение квоты для приема на работу инвалидов является основанием для недопуска работодателя к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также к праву привлечения иностранных работников в установленном порядке.

При этом в случае не заполнения рабочего места, предусмотренного квотой для приема на работу инвалидов, работниками из числа инвалидов работодатели вносят компенсационную выплату за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере не меньше 7 800 рублей за один месяц.

Ранее не было предусмотрено таковых ежемесячных отчислений в виде платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере не менее 7 800 руб.

Соответственно, компании, штат которых составляет 35 и более человек, и не имеют возможности создать необходимое рабочее место, требуемое в соответствии с законодательством, должны будут ежемесячно нести затраты в размере 7 800 руб. в качестве компенсационной выплаты.

Также законопроект предусматривает поправки, согласно которым Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на поддержку мер по организации трудоустройства инвалидов, обратившихся в органы занятости населения в целях трудоустройства (в том числе признанных в установленном порядке безработными) включая поддержку открытия собственного дела (в том числе самозанятости), финансовую поддержку работодателей, трудоустраивающих инвалидов сверх установленной квоты.

Вместе с тем устанавливается не обязанность, а право органа государственной власти по разработке таковых дополнительных мероприятий.

Не установлены сроки, критерии и какие-либо конкретные действия для выполнения поддержки мер по организации трудоустройства.

Действительная их разработка, а также реализация и эффективность со стороны органов государственной власти проявятся только со временем. Безусловно, на это необходимо время. Но отсутствие конкретных сведений может привести к отсутствию программ.

Другой законопроект, который находится также на стадии его публичного обсуждения, вносит поправки в КоАП РФ, которые серьезно должны повысить штрафы для должностных лиц с 5-10 тыс. рублей, как это установлено сегодня ст. 5.

42 КоАП РФ, до 10-50 тыс. рублей, а также ввести дополнительные штрафы для компаний за нарушение правил квотирования инвалидов, и установлены они будут в размере до 500 тыс.

рублей, если иные поправки не будут внесены в данный законопроект.

Если перевести в реальный финансовый эквивалент данные штрафы и необходимые финансовые затраты на реализацию задач, поставленных органами государственной власти перед бизнесом, во избежание привлечения к административной ответственности, то компании поставлены в некую безвыходную ситуацию, выход из которой законодателем предлагается путем увеличения финансовых издержек компании в обоих случаях. Бизнес уже сегодня начинает искать различные пути решений из той ситуации, в которую, как он считает, его ставят. Одной из жалоб предпринимателей является непонимание, почему за счет средств частного бизнеса государственные органы предпринимают попытки решения своих задач и обязанностей за счет частных денег и проектов, возлагая на них свое бремя без согласия предпринимателей.

Одна из любимых фраз врачей звучит так: «нет людей здоровых, есть люди не дообследованные».

В связи с чем первая зона, в которой предприниматели начали уже сегодня искать решение – это достаточно широкий список заболеваний, который позволяет получить степень инвалидности тому, кто этого хочет.

Некоторые компании намерены обеспечить обследование своим сотрудникам, и в дальнейшем предложить им соответствующее оформление, если это будет возможно в связи с выявленным заболеванием.

Таким образом компания проведет обследование сотрудников (например, в рамках мотивационной политики о заботе или в рамках оздоровления сотрудников), закроет зону риска, сохранит сотрудника и поможет ему в получении льгот.

Компании, которые имеют не очень большие штаты, но уже подпадающие под требования законодательства на квотирование мест, могут выйти на иной уровень управления бизнесом.

Бизнес – это не компания. Бизнес – это организм, который может состоять из одной компании, внутри которой есть различные отделы и структуры, а может подразделяться на головную компанию и дочерние предприятия.

Так, бизнес можно построить по принципу создания холдинговых структур для своего проекта, делая из полноценных отделов существующей компании самостоятельные организации, штат которых будет составлять менее 35 человек. Каждая из новообразованных компаний может иметь 100% участие в ней головной компании, они могут иметь совместное участие друг в друге, не нарушая требования корпоративного законодательства.

Таким образом, объединение новообразованных компаний из бывших отделов в холдинг или группу позволит решать бизнес-задачи в ранее заданном режиме, но оптимизировать процесс. Пока это пробел в новых законопроектах. Но потребуется внимание к построению сделок и налогообложению на этапе запуска холдинга.

Еще одним решением будет являться перевод бизнеса на работу по схеме франчайзинга, если проект работает по принципу сети.

Одним из важных аспектов новых законопроектов является недопуск компании к участию в тендерах и государственных закупках ввиду несоблюдения требований по трудоустройству инвалидов.

Однако применение данных механизмов не нарушает требование будущего закона.

Для предпринимателя останется лишь рассчитать, отвечает ли его новая холдинговая структура или одна из компаний данной группы требованиям тендера по количеству штатных единиц для соответствия заявленным условиям конкурса.

Обозначенные варианты можно комбинировать.

Искренне хочется видеть смысл данных законопроектов в обеспечении мотивационной платформы для трудоустройства лиц, имеющих инвалидность.

Однако в предложенной редакции данные законопроекты используют не путь поощрения или предоставления дополнительных возможностей бизнесу, а путь прямых запретов на участие в тендерах, ежемесячных платежей компенсационных выплат и штрафов, исчисляемых в сотнях тысячах рублей. В настоящее время законопроекты находятся в стадии публичного обсуждения.

С уважением, Алина БеляеваГенеральный директор Юридической группы K.O.R.D.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ad5ff3c0422b4d2fa804e3b/5b83052807c39900ab83da41

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector