Профессиограмма – это в психологии, педагогике метод профопределения, диагностики, выбора направления обучения личности. Профессиограмма – что это такое для руководителей компаний? Важный инструмент управленческой, организационной деятельности.
Описание специальности включает в себя психограмму – психологический портрет идеального кандидата. Профессиограмма и психограмма помогают подбирать новые рабочие кадры, максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, выводить на новый уровень деятельность компании.
Профессия выбирает человека, а не человек профессию – таков девиз этого метода.
Профессиограмма – что это
Это подробный анализ конкретной специальности. Разбираются ее особенности: требования к специалисту, в том числе психофизические требования к человеку, специфика, условия труда, прочее. Анализ специальности помогает качественнее выполнять обязанности, стимулирует, создает условия для индивидуального развития каждого сотрудника, помогает компании производить качественный продукт.
Анализ специальности описывает следующие характеристики:
- психологические,
- производственные,
- технические,
- медицинские,
- гигиенические.
Кроме этого описываются функции труда, возможные трудности при обучении, связанные с организацией труда, требованиями к кандидату (важные психофизиологические особенности личности).
Таким образом, описание раскрывает:
- требования к рабочим обязанностям;
- требования к рабочему месту;
- варианты профессионального развития работника;
- варианты обучения, переобучения, переквалификации и т.д.
Профессиограмма и ее структура
В структуру профессиограммы профессий входят следующие компоненты:
- Название трудовой деятельности со всеми ее подвидами, с указанием их специфики, отличий друг от друга.
- Набор ЗУН (знания, умения, навыки), необходимых для работы, обучения, переобучения. Анализируются профессиональные, личностные компетенции.
- Психические, физиологические требования к кандидатам, противопоказания.
- Вредность труда, предпосылки профессиональных деформаций, выгорания (конфликты, монотонность, повышенная ответственность, прочее).
- Перспективы карьерного роста.
- Моральная мотивация к деятельности.
- Места, где можно получить соответствующее образование.
Альтернативный вариант структуры:
- Информация о специальности.
- Преобладающие виды деятельности.
- Способности, качества, интересы, склонности, навыки человека, помогающие выполнять деятельность.
- Особенности личности, препятствующие выполнению деятельности.
- Области применения профессиональных ЗУН.
- Классификация должностей.
Третий пример плана профессиограммы:
- Название работы, специальности по специально принятой номенклатуре.
- Форма, тип, класс, группа работы.
- Название рабочего поста.
- Престижность работы в регионе, городе.
- Зарплата, ее оценка (выше или ниже среднего, средний доход по региону).
- Описание профессиональных обязанностей.
- Образование, которое нужно для работы.
- Перспективы карьерного роста.
- Особенности общения на работе.
- Описаний возможных ошибок, их последствий.
- Частота сокращений персонала из-за профнепригодности.
- Особенности динамики труда (текучка кадров, возрастные ограничения, прочее).
Виды профессиограмм
Психолог Е. М. Иванова выделила восемь типов профессиограмм:
- Информационные. Используются психологами в профориентации, на профконсультациях для информирования клиентов. Рассказывают о тех специальностях, которые интересны клиенту. Совместно с психологом клиент анализирует, подходит ли он для них.
- Ориентировочно-диагностические. Нужны для устранения дефектов, издержек, аварий, прочего. Реальные результаты, особенности работников сравниваются с теми, которых требует характеристика деятельности.
- Конструктивные. Нужны для разработки новых условий труда, техники. Помогают в подготовке работников, организации труда.
- Методические. Помогают конкретному работнику выбрать оптимальные методы исследования для рефлексии, организации труда.
- Диагностические. Выявляют методики для подбора кадров, их расстановки, подготовки.
- Комплексные. Всесторонне описывают особенности работы, ее предмет, цели, задачи, способы оценки результата.
- Аналитические. Рассматривает обобщенные нормативные, психологические показатели профессии. На их основе выявляются профессионально важные качества личности.
- Психологически ориентированные. Описывает внешнюю, внутреннюю картину труда. Внешняя – условия труда, график, режим, прочее. Внутренняя – особенности развития личности (интеллект, воля, психические реакции, способности, прочее).
Кроме этого можно выделить еще два вида: групповые, монографические. Первые анализируют группы специальностей, объединенных общим признаком. Второй тип предполагает анализ одной специальности.
Профессиограмма может описывать как одну специальность, так и целую группу.
Как составить
Профессиограмма составляется специалистом по профориентации или специалистом по подбору кадров и руководителем. Как составить профессиограмму? Следовать плану.
Что нужно указать:
- специальность;
- профессиональные требования к работнику;
- важные для профессии качества;
- требования к психофизиологическим особенностям (ПФО) кандидата;
- методы исследования соответствия ПФО;
- ранжирование ПФО;
- нормы оценки профессионально важных качеств;
- психограмма;
- поиск, адаптация работника;
- разработка индивидуального профессионального развития;
- поиск вариантов подготовки, переподготовки, повышения квалификации.
При разработке профессиограммы и психограммы профессии нужно соблюдать ряд принципов:
- Системность. Нужно изучать особенности профессии в рамках конкретной фирмы.
- Целостность. Должны учитываться интеллектуальные, нравственные, моральные, психологические, физические особенности личности.
- Практичность. Результаты диагностики должны быть представлены в доступной форме, ориентированы на деятельность конкретной фирмы.
- Научность, современность. При исследовании кандидата и профессии должны применяться новейшие методы, современные теории.
- Эффективность. Перспектива развития должны быть направлена не только на конкретного работника, но также на развитие фирмы в условиях высокой конкуренции.
- Целенаправленность. Исследование профессии должно иметь теоретическое и практическое значение.
- Личностный подход. Анализ вариантов компенсации одних качеств другими, адаптации труда согласно индивидуальным особенностям.
- Допуски. Нужно определить минимальное и максимальное соответствие/несоответствие требованиям профессии.
- Надежность. Нужно рассматривать все ситуации на производстве, в том числе вредные, опасные. Даже если те случаются крайне редко.
- Этический принцип. Все профессии требуют уважительного отношения. Нельзя принижать достоинство одних профессий ради рекламы других.
- Конкретность. Нужно не просто описывать профессиональные задачи, а определять, как часто они встречаются, каких затрат требуют, какова их значимость.
О чем рассказывает профессиограмма? Правильно составленная профессиограмма профессии отвечает на следующие вопросы:
- В чем суть специальности?
- Чем занимается работник?
- В каких условиях приходится работать?
- Какой уровень подготовки требуется от работника?
- Какие способности помогут овладеть профессией?
- Легко ли найти работу по этой специальности?
- На какую зарплату можно рассчитывать?
- Какие есть перспективы карьерного роста?
А чтобы точнее понять специфику труда, нужно ответить на следующие вопросы:
- что делает человек,
- как он это делает,
- для чего он это делает,
- при помощи каких инструментов он это делает.
Для составления психограммы психодиагност должен сам погрузиться в работу фирмы или он должен взаимодействовать с тем, кто отлично разбирается в особенностях труда, отдельной должности, отдельных видах деятельности.
Для правильного составления профессиограммы нужно погрузиться в работу.
Чтобы составить психограмму специалисты используют следующие источники информации о кандидате:
- документы, особенно инструкции, нормативные акты, журналы наблюдений;
- результаты анкетирования, опроса старых работников, результаты экспериментов, отзывы работников;
- результаты исследований;
- результаты эргономического обследования работников (производительность в разных условиях, затраты энергии, скорость усвоения информации, прочее).
Анализ профессии проводится штатным психологом компании или специально приглашенными психологами.
Примеры
Предлагаем узнать, что такое профессиограмма, на примере профессиограмм различных профессий: парикмахер, работник банка (бухгалтер, экономист), воспитатель ДОУ.
Парикмахер
Что делает специалист:
- стрижет;
- бреет;
- делает прически;
- окрашивает волосы;
- моет волосы, обрабатывает их средствами бытовой химии.
Что нужно знать:
- структуру, особенности кожи, волос;
- правила, способы выполнения услуг;
- рецептуру растворов, красок;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- специфику влияния химикатов на кожу, волосы.
Профессионально важные качества (ПВК):
- творческое воображение;
- развитый вкус, представление об эстетике;
- доброжелательность;
- коммуникабельность;
- точность, быстрота движений;
- терпеливость;
- способность управлять концентрацией внимания.
Требование к образованию:
- ПТУ;
- УКК;
- обучение на предприятии.
Противопоказания к работе:
- кожные заболевания;
- аллергия на химические препараты;
- варикозное расширение вен;
- проблемы с координацией рук;
- нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
- серьезные проблемы со зрением, болезни глаз.
Работник банка, бухгалтер, экономист
Что делает специалист:
- преобразовывает цифры, тексты, коды с использованием специальных языков, специальной техники;
- принимает, контролирует первичную документацию;
- обрабатывает первичную документацию, составляет отчеты, учетные документы;
- начисляет платежи;
- решает финансовые вопросы (прием, выдача средств).
Что должен знать:
- основы бухучета;
- нормативы;
- должностные инструкции;
- структуру хозяйственной деятельности организации;
- основы работы на вычислительной технике;
- документы, связанные с товарооборотом, оборотом денег.
Что должен уметь:
- общаться;
- вести документацию;
- обращаться со счетами, деньгами;
- работать с техникой;
- соблюдать должностную инструкцию;
- работать с материальными ценностями.
ПВК:
- абстрактное мышление;
- способности к счету, аналитике;
- развитая устойчивость, концентрация внимания;
- хороший объем, распределительные свойства внимания;
- способность быстро переключать внимание;
- психоэмоциональная устойчивость;
- усидчивость;
- высокая работоспособность;
- точность в работе;
- развитая память.
Способности, интересы:
- точно выполнять инструкции, указания;
- заниматься монотонной деятельностью (для специалистов, работающих с бумагами);
- работать с людьми (для специалистов соответствующего направления);
- устойчивые трудовые интересы.
Требования к образованию: высшее экономическое.
Противопоказания:
- тяжелая форма остеохондроза;
- заболевания суставов;
- проктология;
- проблемы со зрением (цветовая слепота или потеря больше 25 % зрения);
- проблемы со слухом (потеря больше 50 % слуха);
- невротические расстройства.
Воспитатель ДОУ
Что делает работник:
- организует воспитание, обучение, развитие детей;
- планирует, проводит мероприятия;
- следит за безопасностью детей.
Что должен знать:
- педагогику;
- педиатрию;
- психологию;
- методологию дошкольного воспитания, образования.
ПФК:
- отзывчивость;
- любовь к детям;
- внимательность;
- наблюдательность;
- коммуникабельность;
- терпеливость.
Образование: педагогический колледж или ВУЗ.
Противопоказания:
- заразные болезни;
- психические, неврологические патологии;
- болезни опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, анализ описывает особенности работы на конкретной должности в конкретной компании. И одновременно он выдвигает требования к соискателям. На основе этого можно понять, подходит ли кандидат. Что упрощает и ускоряет отбор кадров.
Источник: https://belady.today/psihologiya/professiogramma
Понятие профессиограммы и ее назначение. Профессиограмма юриста
PwC (Pricewaterhause Coopers) составлен перечень базовых требований, предъявляемых к специалистам в области юриспруденции.
Очень важной является необходимость максимального соответствия психофизиологических и личностных качеств кандидата, выбравшего профессию юриста, этим требованиям.
Уровень развития в отдельных профессиональных свойств может несколько различаться в зависимости от выбранных специальностей и видов деятельности.
На базе параметров, составленных PwC, выстраиваются профессиограмма юриста.
Определение 1
Пофессиограмма (professiogramma)– это стандартизированная система, включающая в себя: признаки, характерные профессии и специальности; требования, предъявляемые к работникам; психологические характеристики, необходимые специалистам конкретных профессий.
Первые профессиограммы были разработаны и применены в начале ХХ столетия на автомобильных заводах Генри Форда. Проведенный анализ разного рода работ и соответственных требований к ним был сделан вывод о возможности найма на некоторые работы инвалидов.
Раньше разработка профессиограмм производилась по большей части крупными промышленными компаниями для профессий, отличающихся массовостью.
Сегодня все больше крупных агентств, занимающихся подбором и наймом, прибегают к составлению профессиограмм.
Способствуют развитию этого направления также и требования, выдвигаемые последними Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
Основные отличия профессиограмм от должностных инструкций состоят из отсутствия декларативной составляющей, то есть разделов со сведениями о нравственности и ответственности и наличием четко описанных трудовых условий, а также большого объема предъявляемых требований. Теория и практика управления персоналом характеризует профессиограммы как документы, которые способствуют улучшению качества подбора персонала в профессиях особой важности.
Философская, правовая, социологическая и психологическая литература обилует обсуждениями на тему понятия личности, ее структуры и содержания, а также других, связанных с определением личности, проблем.
Под личностью юриста в такого рода работах понимается субъект, занимающийся профессиональной юридической деятельностью с применением физических и психических усилий, затратами собственного времени, сопряженную с успехами и неудачами, с благородными и не совсем целями.
В профессиограмее перечислены действительное содержание труда и необходимые психологические качества соответствия профессии или должности.
Содержание профессиограмммы дает человеку понимание:
- сути выбранной им профессии;
- объема и фронта работы в данной специальности;
- условий труда;
- необходимого уровня подготовки;
- возможностей трудоустройства в выбранной отрасли;
- размеров оплаты труда, материально-технического обеспечения и степени комфорта;
- карьерных возможностей;
- уровень престижа профессии в обществе;
- отрицательных сторон, трудностей и возможных ошибок, рисков и стрессовых ситуаций;
- степени влияния выбранной профессии на частную жизнь.
Изложенные в профессиограммах требования к профессии помогают совершить обдуманный выбор и избежать ошибок, приводящих к потере многих лет жизни и не редко оказывающих негативное влияние на судьбу человека.
Своевременное ознакомление и понимание требований к профессии позволяет сделать взвешенный выбор. Момент выбора профессии является переломным моментом, позволяющий определится с последующим местом в жизни и сделать осознанный личный выбор.
При выборе будущей профессии человек должен иметь четкое представление о собственных возможностях, требованиях профессии и отдачи от нее.
Замечание 1
С решением данной проблемы сталкиваются все молодые люди, которым предстоит выбрать ВУЗ под давлением неопределенности и внешних факторов, таких как: семейные династии и традиции, призвание, советы родных, близких и друзей, географических нюансов – далекое расположения ВУЗа, разного рода обстоятельств и возможностей родителей. Процесс выбора профессии или ее смены в этот период должен быть осознанным. Помочь с выбором будущей профессии способны молодежные программы проф. ориентации.
Практически в обобщенной форме профессиограммы представляют собой эталонные модели специалистов, способствуют улучшению качества подбора сотрудников и помогают людям с правильным выбором профессий.
Особенности юридических профессий и профессиограмм
Определение 2
Профессиограмма юриста представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, где всесторонне расписана профессиональная деятельность и реализуемые в ней личностные качества и навыки.
Деонтологическая характеристика труда юристов неразрывно связана с созданием профессиограмм юридических профессий.
Наряду с общими требованиями каждой юридической профессией предъявляется ряд специфических требований, как в случаях со следователями, прокурорами, судьями, нотариусами, адвокатами, арбитрами и другими юристами-практиками.
Учет индивидуальных личностных особенностей и их соответствия предъявляемым профессией требованиям способствует улучшению качественных показателей деятельности юриста.
Среди основных характеристик профессиограмм выделяют тип и содержание. По типологии профессий, разработанной Е.А. Климовым, выделяют следующие типы профессиограмм, основанных на предмете труда:
- человек – человек, разрабатываемые для сферы обслуживания, обучения и воспитания, управления, сервиса и услуг, правовой защиты, продаж и коммерции;
- человек – техника, разрабатываемые для сферы создания, конструирования, монтажа, сборки, наладки и эксплуатации технических устройств;
- человек – знак, разрабатываемые для сферы обработки цифр, текстов, формул, таблиц, чертежей, карт, схем и звуковых сигналов;
- человек – природа, разрабатываемые для сферы изучения, наблюдения, сохранения природы, ухода за флорой и фауной, профилактики и их лечения;
- человек – художественный образ, разрабатываемые для сферы создания, проектирования и моделирования художественных произведений.
Юридические профессии относятся к типу «человек – человек», так как непосредственно связаны с осуществлением деятельности по оказанию правовых услуг по обеспечению и защите прав человека.
Замечание 2
Обеспечение работы в юридической сфере невозможно также без профессиограмм типа «человек – знак».
Обобщая подходы к содержанию профессиограмм приходим к такого рода примеру:
- презентация – набор общих сведений, указания вида деятельности, распространенности, вариантов специализации и перспектив развития;
- тип – описание предмета труда;
- класс – описание характера и степени сложности труда и необходимой квалификации;
- содержание – перечень характеристик трудового процесса, трудностей, форм организации, рабочего места и характера социальных связей;
- необходимые знания и умения – перечень предъявляемых требований к знаниям, умениям и навыкам, общему уровню интеллекта, пространственной ориентации, моторной координации, склонности к исследованиям и специфических наклонностей;
- индивидуальные особенности специалиста – перечень требований, предъявляемых к уровню восприятия, мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевых и деловых качеств;
- перечень препятствующих профессиональной деятельности качеств – медицинских и личностных;
- условия труда – перечень микроклиматических условий, освещения и температуры, трудового режима, травматизма и проф. заболеваний, монотонности и темпа труда, медицинских показаний, льгот, компенсаций;
- путь получения – тип учебного заведения, форма подготовки, условия зачисления и обучения, период обучения и необходимый уровень квалификации;
- перспективы карьерного роста.
Используя вышеизложенную информацию составляем пример юридической профессиграммы. (Рисунок 1)
Рисунок 1. Юридическая профессиограмма
Некоторые характеристики, представленные на рис. 1 нуждаются в х.
Профессиональная деятельность сопряжена со вступлением людей во взаимоотношения между собой. При этом существуют различия в том, с какой частотой люди предпочитают взаимодействовать с другими и в том, как предпочитают подходить к решению задач – в одиночку или в команде.
Взаимодействие типа «вместе» подразумевает стремление человека действовать вместе с другими и предпочтение к работе с частыми взаимодействиями.
Замечание 3
Несмотря на то, что такой тип взаимодействия нередко встречается в юридических профессиях, его никак нельзя назвать доминирующим, поскольку возникает только на этапе, когда необходима общая работа в команде и человек вынужденно соглашается зависеть от других в процессе решения задач.
Взаимодействие типа «рядом» более присуще юридическим профессиям, поскольку люди всегда находятся рядом в процессе решения задач. Такой тип взаимодействия проявляется в ситуациях, связанных с обменом информацией специалистами в процессе выполнения независимых задач. Взаимодействие типа «рядом» характеризуется сохранением самостоятельности в рамках коллективной работы.
Взаимодействие типа «напротив» характерно людям, предпочитающим активные взаимодействия, не имеющие непосредственного отношения к принимаемым ими профессиональным решениям. Такие люди предпочитают переговоры, консультации, возможности обсуждения и т.д.
Отдельный тип межличностных взаимодействий – это редкое межличностное взаимодействие, характерное людям, предпочитающим независимость в процессе организации и выполнения, не настроенных на групповую работу, но не исключающих такой вариант.
Замечание 4
Из комментариев следует, что представителям юридических профессий свойственны разные типы взаимодействий исходя из разных условий деятельности.
Что касается параметра «доминирующий интерес», то тут следует понимать, что людям свойственны разные интересы и в соответствии с преобладающими интересами они тоже делятся на типы.
Личностные типы служат для описания определенных групп людей, которым характерны определенные личностные и профессиональные особенности и определения способности выражения в определенных профессиональных сферах. Теория Дж. Холланда подразумевает наличие 6-ти личностных типов. Типы личности наглядно представлены в виде шестиугольника на рис.
2 Типы, представленные на находящихся рядом вершинах характеризуются большим сходством с представленными рядом и большими отличиями с теми, что находятся на противоположных сторонах шестиугольника.
Рисунок 2. Взаимосвязи между основными типами личности
Для личностей социального типа характерны: активность, общительность, эмоциональность, чувствительность, коммуникабельность. Могут выразить себя в консультировании, информировании или обслуживании.
Предприимчивые личности характеризуются находчивостью, инициативностью, азартностью, стремлением к лидерству и умением рисковать. Личности стандартного (конвенционного) типа усидчивы, исполнительны, дисциплинированны и аккуратны.
Артистические (художественные) личности имеют сложные взгляды на жизнь, глубокое эмоциональное восприятие действительности, ведомы эмоциями и ощущениями, воображением и интуицией, обладают оригинальным мышлением и как правило независимы в принятии решений.
Личности исследовательского (интеллектуального) типа наблюдательны, сообразительны, оригинальны, нестандартно мыслят, творчески подходят к решению задач и склонны к аналитике. Реалистичные личности надежны, эмоционально устойчивы, практичны, отличаются упорством и целеустремленностью.
Замечание 5
В юридических профессиях проявляются все личностные типы, однако артистический и предприимчивый типы не должны доминировать.
Основные аспекты юридической деятельности
Стоит отметить большой вклад в разработку юридических профессиограмм российских ученых Васильева, Еникеева и Чуфаровского. Ими были выделены следующие аспекты юридической деятельности:
- социальный, подчеркивающий значимость юридических профессий в организации правоохранительной системы и защите прав и законных интересов гражданина;
- поисковой (познавательный), подразумевающий сбор необходимой для решения юридических дел информации;
- реконструктивный, подразумевающий проведение завершающего анализа собранной информации, выдвижение рабочей гипотезы и разработки плана дальнейших действий;
- коммуникативный, подразумевающий волевые действия по проверке рабочей версии и ее реализации;
- удостоверительный, выражающийся в облечении полученной информации в законную форму через письменные акты-документы.
Каждая специальность характеризуется разным набором профессиональных аспектов с разной интенсивностью. В зависимости от личных качеств различных юристов они приобретают свою специфику.
В виду активной общественной реформации к системе образования выдвигается ряд новых требований по организации учебного процесса не только ради получения знаний, но и с целью формирования компетенций и подготовки учеников к профессиональной деятельности. Вместе с совершенствованием системы проф.
образования ставятся задачи по усилению внимания к вопросам освоения выпускниками практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности в условиях экономического развития.
В данный момент рынок образования и профессиональный рынок Российской федерации практически не имеют связей и взаимодействий, практически половина выпускников работают не по специальности.
Исходя из этого особое внимание стоит уделять помощи учащимся с определением будущей профессии, а студентам ВУЗов помогать с пониманием их роли и места и формированием профессиональных навыков высокого уровня, к примеру для студентов юридических ВУЗов критически важным при выборе будущей профессиональной специализации является глубокое знание отраслевого права. В этом случае очень важным является правильное описание профессии, выделение наиболее существенных ее особенностей, помогающих определится при выборе подходящего рода деятельности.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/organizatsionno-upravlencheskaja-dejatelnost-juris/ponjatie-professiogrammy-professiogramma-jurista/
Что включает в себя профессиограмма педагога
Определение 1
Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, педагога и классного руководителя, эталон и образец, которые включают в себя ведущие личностные качества учителя, а также обладание им профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного выполнения возложенных на него педагогических функций.
Профессиограмма педагога представляет собой документ, который содержит полную квалификационную характеристику педагога, требования, предъявляемые к его личностным и профессиональным качествам, а также к уровню подготовки.
Приоритетными качествами личности педагога, в соответствии с профессиограммой, являются:
- гражданская и нравственная зрелость;
- профессиональная идейность;
- общественная активность;
- увлеченность педагогической профессией;
- искренняя любовь к детям;
- заботливое и гуманное отношение к детям и детству;
- высокие требования к себе как к педагогу;
- развитые коммуникативные качества;
- умение расположить к себе учащихся, коллег, родителей и т.д.;
- вежливость в общении;
- психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Умения и функции педагога в соответствии с профессиограммой
Качественное выполнение профессиональных обязанностей требует от педагога наличия следующих умений, которые также отражены в профессиограмме:
- Умение устанавливать деловые отношения со всеми субъектами образовательного процесса.
- Обладание информационными умениями и навыками.
- Умение понятно, логично и доступно излагать собственные мысли и идеи, аргументировано оппонировать собеседнику.
- Умение привлечь к себе внимание, сделать учащегося своим сторонником и другом.
Реализация данных умений требует от педагога обладания высоким эмоциональным настроем, способным обеспечить деловой характер собственной трудовой деятельности и жизни в целом.
Замечание 1
Помимо профессиональных умений и навыков, профессиограмма предъявляет ряд требований к личностным качествам учителя. Приоритетными качествами являются: выдержка, чувство такта, наблюдательность, самообладание, находчивость, твердость, аккуратность, последовательность в своих словах и действиях, внешняя опрятность и аккуратность.
Особые требования предъявляются к классному руководителю:
- умение работать с родителями учащихся;
- умение продуктивно работать с общественностью;
- рационально планировать образовательно-воспитательную работу;
- проводить диагностику учащихся по разным направлениям исследования;
- адекватно оценивать собственные профессиональные результаты;
- уметь выявлять и организовывать актив класса;
- осуществлять контроль по выполнению поручений, при необходимости корректно оказывать необходимую помощь.
Каждый педагог, вне зависимости от возложенных на него профессиональных функций должен обладать рядом прикладных творческих умений, а именно: рисовать, играть не некоторых музыкальных инструментах, петь, выразительно читать, танцевать и т.д.
Профессиограмма предполагает, восемь основных функций учителя:
- Информационная функция – предусматривает качественную трансляцию учащимся определенной учебной информации.
- Развивающая функция – направлена на развитие у учащихся воображения, мышления, речи, различных умений и навыков и т.д., то есть полное личностное развитие ребенка.
- Ориентирующая функция – предполагает осуществление ориентации учащихся в многообразии информации и источников ее представляющих, а также оказание помощи в выборе верных нравственных ценностей.
- Мобилизационная функция – предполагает мобилизацию всех имеющихся знаний и умений на осуществление профессиональной деятельности.
- Конструирующая функция – конструирование учебного занятия, внеклассной деятельности, самостоятельных работ, общения с учащимися и т.д.
- Коммуникативная функция – направлена на осуществление продуктивного общения с учащимися, родителями, администрацией образовательного учреждения и т.д.
- Организационная функция – предполагает организацию учащихся, педагогов, родителей и самого себя в рамках определенной деятельности (урока, внеклассных занятий, походов, экскурсий и т.д.).
- Исследовательская функция – предусматривает умение осуществлять исследование, как отдельного учащегося, так и группу учащихся с целью выявления определенных качеств и уровня их развития.
Для классного руководителя ряд авторов выделяет специальные функции, которые должны быть включены в профессиограмму:
- Организационная функция – предполагает организацию различных видов деятельности с классом (поездки, прогулки, походы, собрания, классные часы)
- Воспитательная функция – предусматривает осуществление воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие личностных качеств учащихся.
- Стимулирующая функция – предполагает стимулирование образовательной деятельности учащихся.
- Координационная функция – направлена на осуществление координации деятельности учащихся, педагогов, родителей, а также осуществление связи учебного заведения с иными институтами, оказывающими воспитательно-образовательное воздействие на учащихся (дворцы молодежи, театры, музеи и т.д.)
Структура профессиограммы педагога
Профессиограмма педагога состоит из четырех блоков (автор В.А. Крутецкий):
Первый Блок: гуманистическое мировоззрение – обладание убеждениями и идеалами о том, что организовать воспитательно-образовательный процесс способен только лишь тот человек, который имеет высокий моральный облик и высокий уровень общей культуры, любит детей, осознает всю ценность периода детства.
Второй Блок: положительное отношение к собственной педагогической деятельности – предполагает педагогическую направленность личности, наличие склонности к педагогике, наличие устойчивого стремления и желания посвятить собственную жизнь и самого себя педагогической профессии.
Данный блок основан на том, что не может быть хорошим педагогом тот, что равнодушен к своей профессии и тому, чем он занимается.
Это связано с тем, что дети очень чувствительны и легко определяют тех педагогов, которые не любят и не понимают их, не любят свое дело и педагогическую деятельность в общем.
Третий Блок: педагогические способности – основаны на природных предпосылках, которые могут быть реализованы педагогом в специально организованных условиях.
То есть педагогические способности – это определенные профессионально-педагогические знания, умения и навыки, которые педагог реализует в работе с детьми, а вот их успешность во многом зависит от наличия личной предрасположенности к педагогической деятельности и работе с детьми в целом.
Четвертый Блок: профессионально-педагогические знания, умения и навыки – это знания, в области конкретного учебного предмета и владение технологий их успешной передачи учащимся.
Помимо данных блоков, В. А. Сухомлинский обращает особое внимание на наличие у педагога такого личностного качества как педагогическая культура. Педагогическая культура учителя включает в себя:
- владение знаниями и личностными качествами, которые позволяют обратиться не только к уму, но и к сердцу каждого ребенка;
- широкие знания, которые педагог черпает из различных источников, что помогает ему представить учебную информацию с различных точек зрения;
- обладание богатством методов обучения и воспитания детей;
- владение речевой культурой.
Таким образом, в соответствии с профессиограммой настоящим педагогом может стать только тот, кто обладает:
- представлениями о педагогическом труде;
- личностными качествами, необходимыми для работы с детьми и профессионального роста;
- необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками;
- неподдельным интересом к педагогической профессии;
- профессионально-педагогической направленностью;
- истинной любовью к детям.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/chto_vklyuchaet_v_sebya_professiogramma_pedagoga/
➤ Профессиограмма: пример
Расскажем, что такое профессиограмма и для чего она нужна, дадим инструкцию, как ее составить и приведем образец профессиограммы HR-менеджера.
Полезный документ:
Что такое профессиограмма
Понятие профессиограммы достаточно широко. Это описание профессии и качеств, необходимых работнику. На практике содержание понятия профессиограмма конкретизируется до двух базовых составляющих:
- Описание содержания работы по профессии: функции, задачи, операции.
- Требования к работнику: профессиональные и психологические качества.
Профессиограмма имеет разные формы: текстовый документ, инфографика, презентация, видео. Это связано с тем, что исходное назначение профессиограммы — профориентация молодежи.
Чем отличается профессиограмма от должностной инструкции
У этих на первый взгляд одинаковых документов есть два принципиальных отличия:
- В должностной инструкции обязательно есть пункт о правах и обязанностях работника. В профессиограмме такого пункта нет.
- В профессиограмме гораздо шире список требований к работнику данной профессии и условиям труда. В должностной инструкции — это список адаптируется под конкретную должность.
Разработка профессиограммы — длительная и дорогостоящая процедура. Как правило, их составляют на крупных промышленных предприятиях для унификации процесса отбора рабочих массовых специальностей. Например, рабочий-сборщик главного конвейера автозавода.
Зачем нужна профессиограмма HR-у
В работе HR-а профессиограмма регулирует процесс поиска и отбора кандидатов на вакансию. Например, профессиограмма продавца и профессиограмма продавца-консультанта дифференцирует процесс отбора кандидатов на близкие по функционалу вакансии.
Существует также особые типы профессиограмм, которые используют для конкретных целей:
- информационная служит для профориентации тех, кто выбирает профессию. Это — лаконичная и компактная профессиограмма.
- диагностическая служит для выявления причин неполадок, аварии или снижения производительности труда. Такую профессиограмму составляют на основе реальных производственных процессов. Это очень подробная профессиограмма.
- методическая помогает найти способы повышения профессионального мастерства работника. Она также составляется на основе описания реальных процессов.
★ Методы разработки профессиограмм и профессиональных стандартов очень схожи. Большую помощь вам окажет практическое пособие «Как работать с профессиональными стандартами». Практическое пособие подготовлено совместно с Институтом профессионального кадровика. |
Как составить профессиограмму: пошаговая инструкция
Составление профессиограммы — обязанность менеджера по работе с персоналом. Мы подготовили пошаговую инструкцию и пример составления профессиограммы:
Шаг 1. Составьте общую характеристику профессии. Укажите ее официальное название по номенклатуре. Укажите необходимый уровень образования.
Шаг 2. Опишите трудовой процесс: задачи и операции. Перечислите основные функции работника этой профессии.
Шаг 3. Перечислите требования, которые профессия предъявляет к работнику: знания и умения, психофизиологические особенности.
Шаг 4. Дайте психологическую характеристику труда: привлекательные и непривлекательные стороны.
Шаг 5. Организуйте собранную информацию согласно образцу, как составить профессиограмму, приведенному ниже.
- Должностная инструкция менеджера по персоналу
- Смотреть
Вывод Профессиограмма состоит из двух разделов: описание профессии и требования к работнику данной профессии. В зависимости от вида и типа профессиограммы различается уровень детализации разделов профессиограммы. Краткая форма характерна для информационной профессиограммы, используемой в ходе профориентации. Подробная форма характерна для диагностических и методических профессиограмм. |
Источник: https://www.hr-director.ru/article/66828-professiogramma-primer-19-m2
Профессиограмма
Профессиограмма — это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.
Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.
В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий.
[1] Различия между взглядами авторов учебных пособий или монографий заключается в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму.
Например, коллектив известного учебника по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:
- 1) профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);
- 2) процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);
- 3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);
- 4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);
- 5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);
- 6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста). [2]
Автор учебного пособия по управлению карьерой — С.И.Сотникова считает, что профессиограмма должна иметь следующую структуру:
- 1) общие положения (профессия, распространенность профессии, отрасль экономики, специальности);
- 2) подготовка кадров (типы учебных заведений, формы подготовки, продолжительность обучения, условия поступления, уровень полученной квалификации, перспективы профессионально-квалификационного и должностного роста);
- 3) типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей);
- 4) санитарно-гигиенические условия труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда);
- 5) медицинские противопоказания;
- 6) квалификационный профиль (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности). [3]
- Как следует из изложенного выше, профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:
- 1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;
- 2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.
В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.
Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.
Профессиограммы разрабатываются, как правило, на крупных промышленных предприятиях для массовых профессий (например, рабочий-сборщик главного конвейера автомобильного завода). Значительные трудовые и материальные затраты оправдываются повышением эффективности отбора персонала и сокращением текучести.
В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет. На рис. 1 для примера показана профессиограмма, подготовленная одним из московских агентств по подбору персонала.
- Образцы профессиограмм
- ПРОФЕССИОГРАММА ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
- Содержание и основные операции (действия)
Поиск клиентов, заключение договоров на поставку продукции. Отслеживание в дальнейшем своевременности поставок и оплаты за отгруженную продукцию, проведение инкассации с клиентами. Контакты с лицами, отвечающими за поставки продукции в торговые точки. Оформление сопроводительной документации, еженедельная отчетность о проделанной работе.
Условия и характер труда
Работа строится по территориальному признаку, индивидуальная работа в рамках выделенного района г. Москвы, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением, налаживанием деловых контактов, рекламированием продукции.
- Критерии эффективности:
- 1. Объем продаж
- 2. Отсутствие жалоб клиентов
- 3. Минимизация клиентов-должников
- 4. Максимальный охват всех торговых точек, имеющихся в районе
- Знания
Знание правил оформления договорной документации, приемов привлечения клиентов, культура ведения переговоров на различных уровнях, культура труда, служебной этики и психологии поведения. Досконально знать продаваемый товар, рынок сбыта данной продукции, а также информацию о товарах и услугах фирмы.
Умения и навыки
Умение находить клиентов, входить в контакт с любыми типами клиентов как непосредственно, так и по телефону, умение анализировать и систематизировать полученную информацию, планировать свою работу. Грамотно использовать жестикуляцию и голос, создавая доверительную атмосферу, поддерживать престиж фирмы. Умение заинтересовать продукцией.
- Интересы и склонности
- Широкий кругозор, эрудиция, азартность, общительность, достаточный уровень активности поведения, склонность к убеждению и лидерству.
- Профессионально важные качества
Коммуникабельность, стрессоустойчивость, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, прекрасная память, выносливость (физическая и моральная), лидерские качества. Аккуратность в одежде. Приятный голос и хорошая дикция. Способность воспринимать и перерабатывать большие объемы информации.
- Рекомендуемые методики тестирования при отборе
- Тест Айзенка, тест на уровень притязаний, Томаса, КОС и др.
- Медицинские противопоказания
- Полиартрит, ревматизм, нарушение слуха, зрения, речи, невротические нарушения, атеросклероз, сильные внешние дефекты.
Рис. 1. Профессиограмма торгового представителя
Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.
Велико значение профессиограмм и в обеспечении соответствия качественного уровня персонала российских организаций международным требованиям и стандартам, включая ИСО, МЭК, ЕОК, стандарты серии ЕН 45000.
Ориентация организации на качество предусматривает устранение любых причин возникновения брака на всех стадиях движения продукции путем формализации основных процессов.
В этих условиях профессиональный опыт, знания и личные качества сотрудников приобретают особое значение и являются основной заботой службы управления персоналом.
Большой опыт формализации требований к работникам с целью выведения системы управления качества на уровень требований международного стандарта ИСО 9001 накоплен в ОАО «Самарский металлургический завод». [4] На этом заводе профессиограммы именуются профессиональными стандартами.
Дмитрий Соловьев
[1] См., например: Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. — М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск: 1998, с. 249.
[2] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 1997, с 285.
[3] Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001, с. 367-468.
[4] См.: Григорьев В., Дюзимова Е., Топалян А. Внутрифирменный профессиональный стандарт как критерий оценки персонала на Самарском металлургическом заводе // Управление персоналом. — 2001. — № 2.
Источник: https://hr-portal.ru/article/professiogramma