Профессиограмма – что это такое, что включает

Профессиограмма – это в психологии, педагогике метод профопределения, диагностики, выбора направления обучения личности. Профессиограмма – что это такое для руководителей компаний? Важный инструмент управленческой, организационной деятельности.

Описание специальности включает в себя психограмму – психологический портрет идеального кандидата. Профессиограмма и психограмма помогают подбирать новые рабочие кадры, максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, выводить на новый уровень деятельность компании.

Профессия выбирает человека, а не человек профессию – таков девиз этого метода.

Профессиограмма – что это такое, что включает

Профессиограмма – что это

Это подробный анализ конкретной специальности. Разбираются ее особенности: требования к специалисту, в том числе психофизические требования к человеку, специфика, условия труда, прочее. Анализ специальности помогает качественнее выполнять обязанности, стимулирует, создает условия для индивидуального развития каждого сотрудника, помогает компании производить качественный продукт.

Анализ специальности описывает следующие характеристики:

  • психологические,
  • производственные,
  • технические,
  • медицинские,
  • гигиенические.

Кроме этого описываются функции труда, возможные трудности при обучении, связанные с организацией труда, требованиями к кандидату (важные психофизиологические особенности личности).

Таким образом, описание раскрывает:

  • требования к рабочим обязанностям;
  • требования к рабочему месту;
  • варианты профессионального развития работника;
  • варианты обучения, переобучения, переквалификации и т.д.

Профессиограмма и ее структура

В структуру профессиограммы профессий входят следующие компоненты:

  1. Название трудовой деятельности со всеми ее подвидами, с указанием их специфики, отличий друг от друга.
  2. Набор ЗУН (знания, умения, навыки), необходимых для работы, обучения, переобучения. Анализируются профессиональные, личностные компетенции.
  3. Психические, физиологические требования к кандидатам, противопоказания.
  4. Вредность труда, предпосылки профессиональных деформаций, выгорания (конфликты, монотонность, повышенная ответственность, прочее).
  5. Перспективы карьерного роста.
  6. Моральная мотивация к деятельности.
  7. Места, где можно получить соответствующее образование.

Альтернативный вариант структуры:

  1. Информация о специальности.
  2. Преобладающие виды деятельности.
  3. Способности, качества, интересы, склонности, навыки человека, помогающие выполнять деятельность.
  4. Особенности личности, препятствующие выполнению деятельности.
  5. Области применения профессиональных ЗУН.
  6. Классификация должностей.

Третий пример плана профессиограммы:

  1. Название работы, специальности по специально принятой номенклатуре.
  2. Форма, тип, класс, группа работы.
  3. Название рабочего поста.
  4. Престижность работы в регионе, городе.
  5. Зарплата, ее оценка (выше или ниже среднего, средний доход по региону).
  6. Описание профессиональных обязанностей.
  7. Образование, которое нужно для работы.
  8. Перспективы карьерного роста.
  9. Особенности общения на работе.
  10. Описаний возможных ошибок, их последствий.
  11. Частота сокращений персонала из-за профнепригодности.
  12. Особенности динамики труда (текучка кадров, возрастные ограничения, прочее).

Виды профессиограмм

Психолог Е. М. Иванова выделила восемь типов профессиограмм:

  1. Информационные. Используются психологами в профориентации, на профконсультациях для информирования клиентов. Рассказывают о тех специальностях, которые интересны клиенту. Совместно с психологом клиент анализирует, подходит ли он для них.
  2. Ориентировочно-диагностические. Нужны для устранения дефектов, издержек, аварий, прочего. Реальные результаты, особенности работников сравниваются с теми, которых требует характеристика деятельности.
  3. Конструктивные. Нужны для разработки новых условий труда, техники. Помогают в подготовке работников, организации труда.
  4. Методические. Помогают конкретному работнику выбрать оптимальные методы исследования для рефлексии, организации труда.
  5. Диагностические. Выявляют методики для подбора кадров, их расстановки, подготовки.
  6. Комплексные. Всесторонне описывают особенности работы, ее предмет, цели, задачи, способы оценки результата.
  7. Аналитические. Рассматривает обобщенные нормативные, психологические показатели профессии. На их основе выявляются профессионально важные качества личности.
  8. Психологически ориентированные. Описывает внешнюю, внутреннюю картину труда. Внешняя – условия труда, график, режим, прочее. Внутренняя – особенности развития личности (интеллект, воля, психические реакции, способности, прочее).

Кроме этого можно выделить еще два вида: групповые, монографические. Первые анализируют группы специальностей, объединенных общим признаком. Второй тип предполагает анализ одной специальности.

Профессиограмма – что это такое, что включает

Профессиограмма может описывать как одну специальность, так и целую группу.

Как составить

Профессиограмма составляется специалистом по профориентации или специалистом по подбору кадров и руководителем. Как составить профессиограмму? Следовать плану.

Что нужно указать:

  • специальность;
  • профессиональные требования к работнику;
  • важные для профессии качества;
  • требования к психофизиологическим особенностям (ПФО) кандидата;
  • методы исследования соответствия ПФО;
  • ранжирование ПФО;
  • нормы оценки профессионально важных качеств;
  • психограмма;
  • поиск, адаптация работника;
  • разработка индивидуального профессионального развития;
  • поиск вариантов подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

При разработке профессиограммы и психограммы профессии нужно соблюдать ряд принципов:

  1. Системность. Нужно изучать особенности профессии в рамках конкретной фирмы.
  2. Целостность. Должны учитываться интеллектуальные, нравственные, моральные, психологические, физические особенности личности.
  3. Практичность. Результаты диагностики должны быть представлены в доступной форме, ориентированы на деятельность конкретной фирмы.
  4. Научность, современность. При исследовании кандидата и профессии должны применяться новейшие методы, современные теории.
  5. Эффективность. Перспектива развития должны быть направлена не только на конкретного работника, но также на развитие фирмы в условиях высокой конкуренции.
  6. Целенаправленность. Исследование профессии должно иметь теоретическое и практическое значение.
  7. Личностный подход. Анализ вариантов компенсации одних качеств другими, адаптации труда согласно индивидуальным особенностям.
  8. Допуски. Нужно определить минимальное и максимальное соответствие/несоответствие требованиям профессии.
  9. Надежность. Нужно рассматривать все ситуации на производстве, в том числе вредные, опасные. Даже если те случаются крайне редко.
  10. Этический принцип. Все профессии требуют уважительного отношения. Нельзя принижать достоинство одних профессий ради рекламы других.
  11. Конкретность. Нужно не просто описывать профессиональные задачи, а определять, как часто они встречаются, каких затрат требуют, какова их значимость.

О чем рассказывает профессиограмма? Правильно составленная профессиограмма профессии отвечает на следующие вопросы:

  1. В чем суть специальности?
  2. Чем занимается работник?
  3. В каких условиях приходится работать?
  4. Какой уровень подготовки требуется от работника?
  5. Какие способности помогут овладеть профессией?
  6. Легко ли найти работу по этой специальности?
  7. На какую зарплату можно рассчитывать?
  8. Какие есть перспективы карьерного роста?

А чтобы точнее понять специфику труда, нужно ответить на следующие вопросы:

  • что делает человек,
  • как он это делает,
  • для чего он это делает,
  • при помощи каких инструментов он это делает.

Для составления психограммы психодиагност должен сам погрузиться в работу фирмы или он должен взаимодействовать с тем, кто отлично разбирается в особенностях труда, отдельной должности, отдельных видах деятельности.

Профессиограмма – что это такое, что включает

Для правильного составления профессиограммы нужно погрузиться в работу.

Чтобы составить психограмму специалисты используют следующие источники информации о кандидате:

  • документы, особенно инструкции, нормативные акты, журналы наблюдений;
  • результаты анкетирования, опроса старых работников, результаты экспериментов, отзывы работников;
  • результаты исследований;
  • результаты эргономического обследования работников (производительность в разных условиях, затраты энергии, скорость усвоения информации, прочее).

Анализ профессии проводится штатным психологом компании или специально приглашенными психологами.

Примеры

Предлагаем узнать, что такое профессиограмма, на примере профессиограмм различных профессий: парикмахер, работник банка (бухгалтер, экономист), воспитатель ДОУ.

Парикмахер

Что делает специалист:

  • стрижет;
  • бреет;
  • делает прически;
  • окрашивает волосы;
  • моет волосы, обрабатывает их средствами бытовой химии.

Что нужно знать:

  • структуру, особенности кожи, волос;
  • правила, способы выполнения услуг;
  • рецептуру растворов, красок;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • специфику влияния химикатов на кожу, волосы.

Профессионально важные качества (ПВК):

  • творческое воображение;
  • развитый вкус, представление об эстетике;
  • доброжелательность;
  • коммуникабельность;
  • точность, быстрота движений;
  • терпеливость;
  • способность управлять концентрацией внимания.

Требование к образованию:

  • ПТУ;
  • УКК;
  • обучение на предприятии.

Противопоказания к работе:

  • кожные заболевания;
  • аллергия на химические препараты;
  • варикозное расширение вен;
  • проблемы с координацией рук;
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • серьезные проблемы со зрением, болезни глаз.

Работник банка, бухгалтер, экономист

Что делает специалист:

  • преобразовывает цифры, тексты, коды с использованием специальных языков, специальной техники;
  • принимает, контролирует первичную документацию;
  • обрабатывает первичную документацию, составляет отчеты, учетные документы;
  • начисляет платежи;
  • решает финансовые вопросы (прием, выдача средств).

Что должен знать:

  • основы бухучета;
  • нормативы;
  • должностные инструкции;
  • структуру хозяйственной деятельности организации;
  • основы работы на вычислительной технике;
  • документы, связанные с товарооборотом, оборотом денег.

Что должен уметь:

  • общаться;
  • вести документацию;
  • обращаться со счетами, деньгами;
  • работать с техникой;
  • соблюдать должностную инструкцию;
  • работать с материальными ценностями.

ПВК:

  • абстрактное мышление;
  • способности к счету, аналитике;
  • развитая устойчивость, концентрация внимания;
  • хороший объем, распределительные свойства внимания;
  • способность быстро переключать внимание;
  • психоэмоциональная устойчивость;
  • усидчивость;
  • высокая работоспособность;
  • точность в работе;
  • развитая память.

Способности, интересы:

  • точно выполнять инструкции, указания;
  • заниматься монотонной деятельностью (для специалистов, работающих с бумагами);
  • работать с людьми (для специалистов соответствующего направления);
  • устойчивые трудовые интересы.

Требования к образованию: высшее экономическое.

Противопоказания:

  • тяжелая форма остеохондроза;
  • заболевания суставов;
  • проктология;
  • проблемы со зрением (цветовая слепота или потеря больше 25 % зрения);
  • проблемы со слухом (потеря больше 50 % слуха);
  • невротические расстройства.

Воспитатель ДОУ

Что делает работник:

  • организует воспитание, обучение, развитие детей;
  • планирует, проводит мероприятия;
  • следит за безопасностью детей.

Что должен знать:

  • педагогику;
  • педиатрию;
  • психологию;
  • методологию дошкольного воспитания, образования.

ПФК:

  • отзывчивость;
  • любовь к детям;
  • внимательность;
  • наблюдательность;
  • коммуникабельность;
  • терпеливость.

Образование: педагогический колледж или ВУЗ.

Противопоказания:

  • заразные болезни;
  • психические, неврологические патологии;
  • болезни опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, анализ описывает особенности работы на конкретной должности в конкретной компании. И одновременно он выдвигает требования к соискателям. На основе этого можно понять, подходит ли кандидат. Что упрощает и ускоряет отбор кадров.

Источник: https://belady.today/psihologiya/professiogramma

Понятие профессиограммы и ее назначение. Профессиограмма юриста

PwC (Pricewaterhause Coopers) составлен перечень базовых требований, предъявляемых к специалистам в области юриспруденции.

Очень важной является необходимость максимального соответствия психофизиологических и личностных качеств кандидата, выбравшего профессию юриста, этим требованиям.

Уровень развития в отдельных профессиональных свойств может несколько различаться в зависимости от выбранных специальностей и видов деятельности.

Читайте также:  Приказ о снятии дисциплинарного взыскания: образец

На базе параметров, составленных PwC, выстраиваются профессиограмма юриста.

Определение 1

Пофессиограмма (professiogramma)– это стандартизированная система, включающая в себя: признаки, характерные профессии и специальности; требования, предъявляемые к работникам; психологические характеристики, необходимые специалистам конкретных профессий.

Первые профессиограммы были разработаны и применены в начале ХХ столетия на автомобильных заводах Генри Форда. Проведенный анализ разного рода работ и соответственных требований к ним был сделан вывод о возможности найма на некоторые работы инвалидов.

Раньше разработка профессиограмм производилась по большей части крупными промышленными компаниями для профессий, отличающихся массовостью.

Сегодня все больше крупных агентств, занимающихся подбором и наймом, прибегают к составлению профессиограмм.

Способствуют развитию этого направления также и требования, выдвигаемые последними Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Основные отличия профессиограмм от должностных инструкций состоят из отсутствия декларативной составляющей, то есть разделов со сведениями о нравственности и ответственности и наличием четко описанных трудовых условий, а также большого объема предъявляемых требований. Теория и практика управления персоналом характеризует профессиограммы как документы, которые способствуют улучшению качества подбора персонала в профессиях особой важности.

Философская, правовая, социологическая и психологическая литература обилует обсуждениями на тему понятия личности, ее структуры и содержания, а также других, связанных с определением личности, проблем.

Под личностью юриста в такого рода работах понимается субъект, занимающийся профессиональной юридической деятельностью с применением физических и психических усилий, затратами собственного времени, сопряженную с успехами и неудачами, с благородными и не совсем целями.

В профессиограмее перечислены действительное содержание труда и необходимые психологические качества соответствия профессии или должности.

Содержание профессиограмммы дает человеку понимание:

  • сути выбранной им профессии;
  • объема и фронта работы в данной специальности;
  • условий труда;
  • необходимого уровня подготовки;
  • возможностей трудоустройства в выбранной отрасли;
  • размеров оплаты труда, материально-технического обеспечения и степени комфорта;
  • карьерных возможностей;
  • уровень престижа профессии в обществе;
  • отрицательных сторон, трудностей и возможных ошибок, рисков и стрессовых ситуаций;
  • степени влияния выбранной профессии на частную жизнь.

Изложенные в профессиограммах требования к профессии помогают совершить обдуманный выбор и избежать ошибок, приводящих к потере многих лет жизни и не редко оказывающих негативное влияние на судьбу человека.

Своевременное ознакомление и понимание требований к профессии позволяет сделать взвешенный выбор. Момент выбора профессии является переломным моментом, позволяющий определится с последующим местом в жизни и сделать осознанный личный выбор.

При выборе будущей профессии человек должен иметь четкое представление о собственных возможностях, требованиях профессии и отдачи от нее.

Замечание 1

С решением данной проблемы сталкиваются все молодые люди, которым предстоит выбрать ВУЗ под давлением неопределенности и внешних факторов, таких как: семейные династии и традиции, призвание, советы родных, близких и друзей, географических нюансов – далекое расположения ВУЗа, разного рода обстоятельств и возможностей родителей. Процесс выбора профессии или ее смены в этот период должен быть осознанным. Помочь с выбором будущей профессии способны молодежные программы проф. ориентации.

Практически в обобщенной форме профессиограммы представляют собой эталонные модели специалистов, способствуют улучшению качества подбора сотрудников и помогают людям с правильным выбором профессий.

Особенности юридических профессий и профессиограмм

Определение 2

Профессиограмма юриста представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, где всесторонне расписана профессиональная деятельность и реализуемые в ней личностные качества и навыки.

Деонтологическая характеристика труда юристов неразрывно связана с созданием профессиограмм юридических профессий.

Наряду с общими требованиями каждой юридической профессией предъявляется ряд специфических требований, как в случаях со следователями, прокурорами, судьями, нотариусами, адвокатами, арбитрами и другими юристами-практиками.

Учет индивидуальных личностных особенностей и их соответствия предъявляемым профессией требованиям способствует улучшению качественных показателей деятельности юриста.

Среди основных характеристик профессиограмм выделяют тип и содержание. По типологии профессий, разработанной Е.А. Климовым, выделяют следующие типы профессиограмм, основанных на предмете труда:

  • человек – человек, разрабатываемые для сферы обслуживания, обучения и воспитания, управления, сервиса и услуг, правовой защиты, продаж и коммерции;
  • человек – техника, разрабатываемые для сферы создания, конструирования, монтажа, сборки, наладки и эксплуатации технических устройств;
  • человек – знак, разрабатываемые для сферы обработки цифр, текстов, формул, таблиц, чертежей, карт, схем и звуковых сигналов;
  • человек – природа, разрабатываемые для сферы изучения, наблюдения, сохранения природы, ухода за флорой и фауной, профилактики и их лечения;
  • человек – художественный образ, разрабатываемые для сферы создания, проектирования и моделирования художественных произведений.

Юридические профессии относятся к типу «человек – человек», так как непосредственно связаны с осуществлением деятельности по оказанию правовых услуг по обеспечению и защите прав человека.

Замечание 2

Обеспечение работы в юридической сфере невозможно также без профессиограмм типа «человек – знак».

Обобщая подходы к содержанию профессиограмм приходим к такого рода примеру:

  • презентация – набор общих сведений, указания вида деятельности, распространенности, вариантов специализации и перспектив развития;
  • тип – описание предмета труда;
  • класс – описание характера и степени сложности труда и необходимой квалификации;
  • содержание – перечень характеристик трудового процесса, трудностей, форм организации, рабочего места и характера социальных связей;
  • необходимые знания и умения – перечень предъявляемых требований к знаниям, умениям и навыкам, общему уровню интеллекта, пространственной ориентации, моторной координации, склонности к исследованиям и специфических наклонностей;
  • индивидуальные особенности специалиста – перечень требований, предъявляемых к уровню восприятия, мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевых и деловых качеств;
  • перечень препятствующих профессиональной деятельности качеств – медицинских и личностных;
  • условия труда – перечень микроклиматических условий, освещения и температуры, трудового режима, травматизма и проф. заболеваний, монотонности и темпа труда, медицинских показаний, льгот, компенсаций;
  • путь получения – тип учебного заведения, форма подготовки, условия зачисления и обучения, период обучения и необходимый уровень квалификации;
  • перспективы карьерного роста.

Используя вышеизложенную информацию составляем пример юридической профессиграммы. (Рисунок 1)

Профессиограмма – что это такое, что включает

Рисунок 1. Юридическая профессиограмма

Некоторые характеристики, представленные на рис. 1 нуждаются в х.

Профессиональная деятельность сопряжена со вступлением людей во взаимоотношения между собой. При этом существуют различия в том, с какой частотой люди предпочитают взаимодействовать с другими и в том, как предпочитают подходить к решению задач – в одиночку или в команде.

Взаимодействие типа «вместе» подразумевает стремление человека действовать вместе с другими и предпочтение к работе с частыми взаимодействиями.

Замечание 3

Несмотря на то, что такой тип взаимодействия нередко встречается в юридических профессиях, его никак нельзя назвать доминирующим, поскольку возникает только на этапе, когда необходима общая работа в команде и человек вынужденно соглашается зависеть от других в процессе решения задач.

Взаимодействие типа «рядом» более присуще юридическим профессиям, поскольку люди всегда находятся рядом в процессе решения задач. Такой тип взаимодействия проявляется в ситуациях, связанных с обменом информацией специалистами в процессе выполнения независимых задач. Взаимодействие типа «рядом» характеризуется сохранением самостоятельности в рамках коллективной работы.

Взаимодействие типа «напротив» характерно людям, предпочитающим активные взаимодействия, не имеющие непосредственного отношения к принимаемым ими профессиональным решениям. Такие люди предпочитают переговоры, консультации, возможности обсуждения и т.д.

Отдельный тип межличностных взаимодействий – это редкое межличностное взаимодействие, характерное людям, предпочитающим независимость в процессе организации и выполнения, не настроенных на групповую работу, но не исключающих такой вариант.

Замечание 4

Из комментариев следует, что представителям юридических профессий свойственны разные типы взаимодействий исходя из разных условий деятельности.

Что касается параметра «доминирующий интерес», то тут следует понимать, что людям свойственны разные интересы и в соответствии с преобладающими интересами они тоже делятся на типы.

Личностные типы служат для описания определенных групп людей, которым характерны определенные личностные и профессиональные особенности и определения способности выражения в определенных профессиональных сферах. Теория Дж. Холланда подразумевает наличие 6-ти личностных типов. Типы личности наглядно представлены в виде шестиугольника на рис.

2 Типы, представленные на находящихся рядом вершинах характеризуются большим сходством с представленными рядом и большими отличиями с теми, что находятся на противоположных сторонах шестиугольника.

Профессиограмма – что это такое, что включает

Рисунок 2. Взаимосвязи между основными типами личности

Для личностей социального типа характерны: активность, общительность, эмоциональность, чувствительность, коммуникабельность. Могут выразить себя в консультировании, информировании или обслуживании.

Предприимчивые личности характеризуются находчивостью, инициативностью, азартностью, стремлением к лидерству и умением рисковать. Личности стандартного (конвенционного) типа усидчивы, исполнительны, дисциплинированны и аккуратны.

Артистические (художественные) личности имеют сложные взгляды на жизнь, глубокое эмоциональное восприятие действительности, ведомы эмоциями и ощущениями, воображением и интуицией, обладают оригинальным мышлением и как правило независимы в принятии решений.

Личности исследовательского (интеллектуального) типа наблюдательны, сообразительны, оригинальны, нестандартно мыслят, творчески подходят к решению задач и склонны к аналитике. Реалистичные личности надежны, эмоционально устойчивы, практичны, отличаются упорством и целеустремленностью.

Замечание 5

В юридических профессиях проявляются все личностные типы, однако артистический и предприимчивый типы не должны доминировать.

Основные аспекты юридической деятельности

Стоит отметить большой вклад в разработку юридических профессиограмм российских ученых Васильева, Еникеева и Чуфаровского. Ими были выделены следующие аспекты юридической деятельности:

  • социальный, подчеркивающий значимость юридических профессий в организации правоохранительной системы и защите прав и законных интересов гражданина;
  • поисковой (познавательный), подразумевающий сбор необходимой для решения юридических дел информации;
  • реконструктивный, подразумевающий проведение завершающего анализа собранной информации, выдвижение рабочей гипотезы и разработки плана дальнейших действий;
  • коммуникативный, подразумевающий волевые действия по проверке рабочей версии и ее реализации;
  • удостоверительный, выражающийся в облечении полученной информации в законную форму через письменные акты-документы.
Читайте также:  Продление испытательного срока по трудовому договору более трех месяцев

Каждая специальность характеризуется разным набором профессиональных аспектов с разной интенсивностью. В зависимости от личных качеств различных юристов они приобретают свою специфику.

В виду активной общественной реформации к системе образования выдвигается ряд новых требований по организации учебного процесса не только ради получения знаний, но и с целью формирования компетенций и подготовки учеников к профессиональной деятельности. Вместе с совершенствованием системы проф.

образования ставятся задачи по усилению внимания к вопросам освоения выпускниками практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности в условиях экономического развития.

В данный момент рынок образования и профессиональный рынок Российской федерации практически не имеют связей и взаимодействий, практически половина выпускников работают не по специальности.

Исходя из этого особое внимание стоит уделять помощи учащимся с определением будущей профессии, а студентам ВУЗов помогать с пониманием их роли и места и формированием профессиональных навыков высокого уровня, к примеру для студентов юридических ВУЗов критически важным при выборе будущей профессиональной специализации является глубокое знание отраслевого права. В этом случае очень важным является правильное описание профессии, выделение наиболее существенных ее особенностей, помогающих определится при выборе подходящего рода деятельности.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/organizatsionno-upravlencheskaja-dejatelnost-juris/ponjatie-professiogrammy-professiogramma-jurista/

Что включает в себя профессиограмма педагога

Определение 1

Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, педагога и классного руководителя, эталон и образец, которые включают в себя ведущие личностные качества учителя, а также обладание им профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного выполнения возложенных на него педагогических функций.

Профессиограмма педагога представляет собой документ, который содержит полную квалификационную характеристику педагога, требования, предъявляемые к его личностным и профессиональным качествам, а также к уровню подготовки.

Приоритетными качествами личности педагога, в соответствии с профессиограммой, являются:

  • гражданская и нравственная зрелость;
  • профессиональная идейность;
  • общественная активность;
  • увлеченность педагогической профессией;
  • искренняя любовь к детям;
  • заботливое и гуманное отношение к детям и детству;
  • высокие требования к себе как к педагогу;
  • развитые коммуникативные качества;
  • умение расположить к себе учащихся, коллег, родителей и т.д.;
  • вежливость в общении;
  • психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива.

Профессиограмма – что это такое, что включает

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Умения и функции педагога в соответствии с профессиограммой

Качественное выполнение профессиональных обязанностей требует от педагога наличия следующих умений, которые также отражены в профессиограмме:

  1. Умение устанавливать деловые отношения со всеми субъектами образовательного процесса.
  2. Обладание информационными умениями и навыками.
  3. Умение понятно, логично и доступно излагать собственные мысли и идеи, аргументировано оппонировать собеседнику.
  4. Умение привлечь к себе внимание, сделать учащегося своим сторонником и другом.

Реализация данных умений требует от педагога обладания высоким эмоциональным настроем, способным обеспечить деловой характер собственной трудовой деятельности и жизни в целом.

Замечание 1

Помимо профессиональных умений и навыков, профессиограмма предъявляет ряд требований к личностным качествам учителя. Приоритетными качествами являются: выдержка, чувство такта, наблюдательность, самообладание, находчивость, твердость, аккуратность, последовательность в своих словах и действиях, внешняя опрятность и аккуратность.

Особые требования предъявляются к классному руководителю:

  • умение работать с родителями учащихся;
  • умение продуктивно работать с общественностью;
  • рационально планировать образовательно-воспитательную работу;
  • проводить диагностику учащихся по разным направлениям исследования;
  • адекватно оценивать собственные профессиональные результаты;
  • уметь выявлять и организовывать актив класса;
  • осуществлять контроль по выполнению поручений, при необходимости корректно оказывать необходимую помощь.

Каждый педагог, вне зависимости от возложенных на него профессиональных функций должен обладать рядом прикладных творческих умений, а именно: рисовать, играть не некоторых музыкальных инструментах, петь, выразительно читать, танцевать и т.д.

Профессиограмма предполагает, восемь основных функций учителя:

  1. Информационная функция – предусматривает качественную трансляцию учащимся определенной учебной информации.
  2. Развивающая функция – направлена на развитие у учащихся воображения, мышления, речи, различных умений и навыков и т.д., то есть полное личностное развитие ребенка.
  3. Ориентирующая функция – предполагает осуществление ориентации учащихся в многообразии информации и источников ее представляющих, а также оказание помощи в выборе верных нравственных ценностей.
  4. Мобилизационная функция – предполагает мобилизацию всех имеющихся знаний и умений на осуществление профессиональной деятельности.
  5. Конструирующая функция – конструирование учебного занятия, внеклассной деятельности, самостоятельных работ, общения с учащимися и т.д.
  6. Коммуникативная функция – направлена на осуществление продуктивного общения с учащимися, родителями, администрацией образовательного учреждения и т.д.
  7. Организационная функция – предполагает организацию учащихся, педагогов, родителей и самого себя в рамках определенной деятельности (урока, внеклассных занятий, походов, экскурсий и т.д.).
  8. Исследовательская функция – предусматривает умение осуществлять исследование, как отдельного учащегося, так и группу учащихся с целью выявления определенных качеств и уровня их развития.

Для классного руководителя ряд авторов выделяет специальные функции, которые должны быть включены в профессиограмму:

  • Организационная функция – предполагает организацию различных видов деятельности с классом (поездки, прогулки, походы, собрания, классные часы)
  • Воспитательная функция – предусматривает осуществление воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие личностных качеств учащихся.
  • Стимулирующая функция – предполагает стимулирование образовательной деятельности учащихся.
  • Координационная функция – направлена на осуществление координации деятельности учащихся, педагогов, родителей, а также осуществление связи учебного заведения с иными институтами, оказывающими воспитательно-образовательное воздействие на учащихся (дворцы молодежи, театры, музеи и т.д.)

Структура профессиограммы педагога

Профессиограмма педагога состоит из четырех блоков (автор В.А. Крутецкий):

Первый Блок: гуманистическое мировоззрение – обладание убеждениями и идеалами о том, что организовать воспитательно-образовательный процесс способен только лишь тот человек, который имеет высокий моральный облик и высокий уровень общей культуры, любит детей, осознает всю ценность периода детства.

Второй Блок: положительное отношение к собственной педагогической деятельности – предполагает педагогическую направленность личности, наличие склонности к педагогике, наличие устойчивого стремления и желания посвятить собственную жизнь и самого себя педагогической профессии.

Данный блок основан на том, что не может быть хорошим педагогом тот, что равнодушен к своей профессии и тому, чем он занимается.

Это связано с тем, что дети очень чувствительны и легко определяют тех педагогов, которые не любят и не понимают их, не любят свое дело и педагогическую деятельность в общем.

Третий Блок: педагогические способности – основаны на природных предпосылках, которые могут быть реализованы педагогом в специально организованных условиях.

То есть педагогические способности – это определенные профессионально-педагогические знания, умения и навыки, которые педагог реализует в работе с детьми, а вот их успешность во многом зависит от наличия личной предрасположенности к педагогической деятельности и работе с детьми в целом.

Четвертый Блок: профессионально-педагогические знания, умения и навыки – это знания, в области конкретного учебного предмета и владение технологий их успешной передачи учащимся.

Помимо данных блоков, В. А. Сухомлинский обращает особое внимание на наличие у педагога такого личностного качества как педагогическая культура. Педагогическая культура учителя включает в себя:

  • владение знаниями и личностными качествами, которые позволяют обратиться не только к уму, но и к сердцу каждого ребенка;
  • широкие знания, которые педагог черпает из различных источников, что помогает ему представить учебную информацию с различных точек зрения;
  • обладание богатством методов обучения и воспитания детей;
  • владение речевой культурой.

Таким образом, в соответствии с профессиограммой настоящим педагогом может стать только тот, кто обладает:

  • представлениями о педагогическом труде;
  • личностными качествами, необходимыми для работы с детьми и профессионального роста;
  • необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками;
  • неподдельным интересом к педагогической профессии;
  • профессионально-педагогической направленностью;
  • истинной любовью к детям.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/chto_vklyuchaet_v_sebya_professiogramma_pedagoga/

➤ Профессиограмма: пример

Расскажем, что такое профессиограмма и для чего она нужна, дадим инструкцию, как ее составить и приведем образец профессиограммы HR-менеджера.

Полезный документ:

Что такое профессиограмма

Понятие профессиограммы достаточно широко. Это описание профессии и качеств, необходимых работнику. На практике содержание понятия профессиограмма конкретизируется до двух базовых составляющих:

  1. Описание содержания работы по профессии: функции, задачи, операции.
  2. Требования к работнику: профессиональные и психологические качества.

Профессиограмма имеет разные формы: текстовый документ, инфографика, презентация, видео. Это связано с тем, что исходное назначение профессиограммы — профориентация молодежи. 

Чем отличается профессиограмма от должностной инструкции

У этих на первый взгляд одинаковых документов есть два принципиальных отличия:

  1. В должностной инструкции обязательно есть пункт о правах и обязанностях работника. В профессиограмме такого пункта нет.
  2. В профессиограмме гораздо шире список требований к работнику данной профессии и условиям труда. В должностной инструкции — это список адаптируется под конкретную должность.

Разработка профессиограммы — длительная и дорогостоящая процедура. Как правило, их составляют на крупных промышленных предприятиях для унификации процесса отбора рабочих массовых специальностей. Например, рабочий-сборщик главного конвейера автозавода. 

Читайте также:  Как уволить совместителя по инициативе работодателя, увольнение внешнего совместителя

Зачем нужна профессиограмма HR-у

В работе HR-а профессиограмма регулирует процесс поиска и отбора кандидатов на вакансию. Например, профессиограмма продавца и профессиограмма продавца-консультанта дифференцирует процесс отбора кандидатов на близкие по функционалу вакансии.

Существует также особые типы профессиограмм, которые используют для конкретных целей:

  • информационная служит для профориентации тех, кто выбирает профессию. Это — лаконичная и компактная профессиограмма.
  • диагностическая служит для выявления причин неполадок, аварии или снижения производительности труда. Такую профессиограмму составляют на основе реальных производственных процессов. Это очень подробная профессиограмма.
  • методическая помогает найти способы повышения профессионального мастерства работника. Она также составляется на основе описания реальных процессов. 
★ Методы разработки профессиограмм и профессиональных стандартов очень схожи. Большую помощь вам окажет практическое пособие «Как работать с профессиональными стандартами». Практическое пособие подготовлено совместно с Институтом профессионального кадровика. 

Как составить профессиограмму: пошаговая инструкция

Составление профессиограммы — обязанность менеджера по работе с персоналом. Мы подготовили пошаговую инструкцию и пример составления профессиограммы: 

Шаг 1. Составьте общую характеристику профессии. Укажите ее официальное название по номенклатуре. Укажите необходимый уровень образования. 

Шаг 2. Опишите трудовой процесс: задачи и операции. Перечислите основные функции работника этой профессии. 

Шаг 3. Перечислите требования, которые профессия предъявляет к работнику: знания и умения, психофизиологические особенности. 

Шаг 4. Дайте психологическую характеристику труда: привлекательные и непривлекательные стороны. 

Шаг 5. Организуйте собранную информацию согласно образцу, как составить профессиограмму, приведенному ниже. 

  • Должностная инструкция менеджера по персоналу
  • Профессиограмма – что это такое, что включает
  • Смотреть
Вывод Профессиограмма состоит из двух разделов: описание профессии и требования к работнику данной профессии. В зависимости от вида и типа профессиограммы различается уровень детализации разделов профессиограммы. Краткая форма характерна для информационной профессиограммы, используемой в ходе профориентации. Подробная форма характерна для диагностических и методических профессиограмм.

Источник: https://www.hr-director.ru/article/66828-professiogramma-primer-19-m2

Профессиограмма

Профессиограмма — это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функ­ции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.

В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий.

[1] Различия между взглядами авторов учебных пособий или монографий заключается в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму.

Например, коллектив известного учебника по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:

  • 1) профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);
  • 2) процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);
  • 3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);
  • 4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);
  • 5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);
  • 6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста). [2]

Автор учебного пособия по управлению карьерой — С.И.Сотникова считает, что профессиограмма должна иметь следующую структуру:

  1. 1) общие положения (профессия, распространенность профессии, отрасль экономики, специальности);
  2. 2) подготовка кадров (типы учебных заведений, формы подготовки, продолжительность обучения, условия поступления, уровень полученной квалификации, перспективы профессионально-квалификационного и должностного роста);
  3. 3) типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей);
  4. 4) санитарно-гигиенические условия труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда);
  5. 5) медицинские противопоказания;
  6. 6) квалификационный профиль (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности). [3]
  7. Как следует из изложенного выше, профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:
  8. 1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;
  9. 2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.

Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.

Профессиограммы разрабатываются, как правило, на крупных промышленных предприятиях для массовых профессий (например, рабочий-сборщик главного конвейера автомобильного завода). Значительные трудовые и материальные затраты оправдываются повышением эффективности отбора персонала и сокращением текучести.

В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет. На рис. 1 для примера показана профессиограмма, подготовленная одним из московских агентств по подбору персонала.

  • Образцы профессиограмм
  • ПРОФЕССИОГРАММА ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
  • Содержание и основные операции (действия)

Поиск клиентов, заключение договоров на поставку продукции. Отслеживание в дальнейшем своевременности поставок и оплаты за отгруженную продукцию, проведение инкассации с клиентами. Контакты с лицами, отвечающими за поставки продукции в торговые точки. Оформление сопроводительной документации, еженедельная отчетность о проделанной работе.

Условия и характер труда

Работа строится по территориальному признаку, индивидуальная работа в рамках выделенного района г. Москвы, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением, налаживанием деловых контактов, рекламированием продукции.

  1. Критерии эффективности:
  2. 1. Объем продаж
  3. 2. Отсутствие жалоб клиентов
  4. 3. Минимизация клиентов-должников
  5. 4. Максимальный охват всех торговых точек, имеющихся в районе
  6. Знания

Знание правил оформления договорной документации, приемов привлечения клиентов, культура ведения переговоров на различных уровнях, культура труда, служебной этики и психологии поведения. Досконально знать продаваемый товар, рынок сбыта данной продукции, а также информацию о товарах и услугах фирмы.

Умения и навыки

Умение находить клиентов, входить в контакт с любыми типами клиентов как непосредственно, так и по телефону, умение анализировать и систематизировать полученную информацию, планировать свою работу. Грамотно использовать жестикуляцию и голос, создавая доверительную атмосферу, поддерживать престиж фирмы. Умение заинтересовать продукцией.

  • Интересы и склонности
  • Широкий кругозор, эрудиция, азартность, общительность, достаточный уровень активности поведения, склонность к убеждению и лидерству.
  • Профессионально важные качества

Коммуникабельность, стрессоустойчивость, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, прекрасная память, выносливость (физическая и моральная), лидерские качества. Аккуратность в одежде. Приятный голос и хорошая дикция. Способность воспринимать и перерабатывать большие объемы информации.

  1. Рекомендуемые методики тестирования при отборе
  2. Тест Айзенка, тест на уровень притязаний, Томаса, КОС и др.
  3. Медицинские противопоказания
  4. Полиартрит, ревматизм, нарушение слуха, зрения, речи, невротические нарушения, атеросклероз, сильные внешние дефекты.

Рис. 1. Профессиограмма торгового представителя

Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.

Велико значение профессиограмм и в обеспечении соответствия качественного уровня персонала российских организаций международным требованиям и стандартам, включая ИСО, МЭК, ЕОК, стандарты серии ЕН 45000.

Ориентация организации на качество предусматривает устранение любых причин возникновения брака на всех стадиях движения продукции путем формализации основных процессов.

В этих усло­виях профессиональный опыт, знания и личные качества сотрудников приоб­ретают особое значение и являются основной заботой службы управления персоналом.

Большой опыт формализации требований к работникам с целью выведения системы управления качества на уровень требований международного стандарта ИСО 9001 накоплен в ОАО «Самарский металлургический завод». [4] На этом заводе профессиограммы именуются профессиональными стандартами.

Дмитрий Соловьев

[1] См., например: Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. — М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск: 1998, с. 249.

[2] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 1997, с 285.

[3] Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001, с. 367-468.

[4] См.: Григорьев В., Дюзимова Е., Топалян А. Внутрифирменный профессиональный стандарт как критерий оценки персонала на Самарском металлургическом заводе // Управление персоналом. — 2001. — № 2.

Источник: https://hr-portal.ru/article/professiogramma

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector