Профессиональные компетенции: что это

Расскажем, чем отличается компетенция и компетентность, приведем определение терминов. Бонус — алгоритм оценки сотрудников, а также таблицы с различными компетенциями и индикаторами поведения.

Скачайте материалы по теме:

Что означает компетентность

Что значит компетентность и чем она отличается от компетенции знает не каждый специалист. Понятие «компетентности» включает в себя образование, умения, навыки и опыт работы сотрудника. Другими словами, его способность выполнять конкретный вид работы.

По сути, компетентность и компетенция — схожие термины. Под первым подразумевают совокупность знаний, их наличие у человека. А под вторым — умение использовать эти знания в ходе трудовой деятельности.

 Существует несколько других подходов к определению компетенций:

  1. Американский подход: рассматривает компетенции как модель поведения работника. Сотрудник демонстрирует высокие результаты, если у него есть нужные навыки и знания.
  2. Европейский подход: рассматривает компетенции как описание рабочих задач и ожидаемых результатов работы. То есть способность действовать в соответствии с принятыми стандартами.

Важно! Для должного выполнения функций работник обязан знать понятие компетенции и компетентности, осознавать, в каком направлении двигаться, чтобы всесторонне развиваться и расти в профессиональном плане. Ваша задача — объяснить разницу.

Чем отличается компетентность от компетенции

Профессионализм и компетентность замещают друг друга. Но стоит понимать, что это разные по своему значению термины. Под профессионализмом понимают не только определенные знания, но и само отношение к трудовой деятельности, специфике работы.

Развитые компетенции заметны сразу, ведь профессионал старается развивать умения, стремится к достижению определенных целей и результатов, дорожит работой. Он в целом соответствует стандартам. С компетентностью все немного сложнее, так как наличие знаний и способность применить их можно установить только в ходе комплексной оценки и наблюдений.

Компетенция и компетентность: сравнение

Профессиональные компетенции: что это

Понятия компетентность и компетенция имеют общие черты, что видно по рисунку. Следует отметить, что не всегда те люди, которые полностью соответствуют установленным требованиям и стандартам, действительно профессионалы. Некоторые из них не умеют применять знания на практике, соответственно, они неэффективны.

Виды профессиональной компетентности

В практике работы HR принято дифференцировать общее понятие профессиональной компетентности на отдельные виды.

Виды профессиональной компетентности:

  1. Специальная компетентность. Владение объемом знаний, достаточным для осуществления профессиональной деятельности на должном уровне. Кроме того, к данному виду относится способность работника к адекватной оценке собственного профессионального уровня и умение проектировать свое развитие как специалиста.
  2. Социальная компетентность. Уровень социальной компетентности определяет умение работника эффективно выстраивать отношения с коллегами, планировать совместные действия. Навыки эффективной коммуникации, соблюдение корпоративной культуры и ответственность за результаты труда, — все это входит в понятие социальной компетентности.
  3. Индивидуальная компетентность. Умение рационально организовать труд, тайм-менеджмент, стремление к личностному росту, — основные компоненты индивидуальной компетентности. Работники с высоким уровнем индивидуальной компетентности менее подвержены эмоциональному выгоранию, способны работать в условиях цейтнота. 

Каждый вид компетенций включает в себя набор навыков, знаний, умений. Они проявляются у сотрудников в разной степени. Можно определить, насколько развит тот или иной специалист, обратив внимание на индикаторы его поведения при выполнении должностных обязанностей.

  • Как разработать модель компетенций: алгоритм и шкалирование

Как происходит формирование компетентности

Главное для формирования компетентности специалиста — профильное образование. В дальнейшем приобретенные на практике знания и умения дополняют исходный уровень компетентности. Все это можно представить в виде формулы.

Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю

Формирование профессиональной компетентности — процесс постепенный и непрерывный. Его можно разбить на следующие этапы:

  1. Получить специальное образование.
  2. Приобрести практические знания и навыки.
  3. Повысить квалификацию, пройти специальные курсы и тренинги.
  4. Приобрести профессиональный опыт.
  5. Достичь профессионализма в своей сфере. 

По мере накопления опыта, приобретения новых знаний и навыков совершенствуется компетентность работника. В начале этот процесс модерируется педагогами, далее — наставниками, HR-менеджерами и руководством. Успешность процесса во многом обусловлена личностью самого сотрудника.

Как выполнить оценку компетентности

Оценка компетентности сотрудников представляет собой систему, в которой обязательно есть следующие компоненты:

Важно! Выполняя оценку компетентности сотрудников, опирайтесь на индикаторы поведения. Именно они дают понять, что означает компетенция и компетентность, отличия.

Оценка компетентности специалиста должна быть;

  • регулярной;
  • независимой;
  • целенаправленной;
  • прозрачной, с понятными сотрудникам критериями. 

Алгоритм проведения оценки компетентности

После того как вы разобрались, что такое компетентность, определение ее уровня не вызовет трудностей. Привлеките еще нескольких руководителей, составьте план работ и приступайте к процедуре.

Пошаговый алгоритм оценки:

  1. Разработайте эталонный профиль должности. На этом шаге важно четко прописать виды компетенций, обязательные для должности.
  2. Определите периодичность проверки. Она зависит от специфики организации и текучести кадров.
  3. Разработайте тесты для каждой должности на основе эталона.
  4. Утвердите порядок тестирования или проведения экзамена.
  5. Проведите тестирование или экзамен.
  6. Сделайте анализ полученных данных и систематизируйте их.
  7. Вынесите решение по результатам оценки: направление на повышение квалификации, перевод на другую должность, увольнение.
  8. Сделайте итоговый анализ эффективности оценки компетентности и работы компании за отчетный период. 
  • Пример профиля должности на позицию риск-менеджера
  • Профессиональные компетенции: что это
  • Посмотреть профиль полностью в журнале

Над какими компетенциями нужно работать

Корпоративные или ключевые компетенции применимы к любым должностям. Они зависят от ценностей организации: стратегии, Кодекса этики.

Пример корпоративных компетенций с индикаторами

Профессиональные компетенции: что это

Скачать таблицу полностью

Профессионально-технические компетенции применимы в отношении групп должностей. Они включают в себя специальные требования для сотрудников разных специальностей.

Компетенции личной эффективности проявляются в наличии у сотрудника способностей, связанных с личностными качествами. К наиболее важным относят:

  • зрелость, стремление к росту, например, планирование карьеры, поиск ценностей, способность к творчеству и т.д.;
  • адекватную самооценку и уверенность в себе;
  • гибкость, желание меняться;
  • знание бизнес-этикета;
  • антистрессовую саморегуляцию;
  • деловой имидж.

Пример компетенций личной эффективности с индикаторамиПрофессиональные компетенции: что этоСкачать образец полностью

Лидерские компетенции — это управленческие способности. К ним относят командную работу, директивность, сотрудничество, наставничество, применение должностных полномочий.

Не спешите увольнять всех, кто не соответствует требованиям. Отправьте их на обучение, проведите тренинги на базе организации. Дайте им время на подтверждение компетентности. Не забывайте, что развитие сотрудников — ваша работа.

Вывод Формирование компетентности — процесс поэтапный и непрерывный. Он начинается в учебном заведении и продолжается по месту работы под руководством HR-менеджера. Помните, что высокая профессиональная компетентность — это не только уровень образования, но и практические навыки, опыт и личные качества сотрудника.

Источник: https://www.hr-director.ru/article/67079-kompetentnost-neobhodimoe-uslovie-effektivnosti-18-m8

Компетенции – это…

Компетенции – это совокупность качеств, необходимых работнику, если он хочет двигаться по карьерной лестнице и качественно выполнять свою работу. Это динамичная категория, способная к развитию. Чем выше уровень имеющихся компетенций, тем ценнее специалист.

Что такое компетенция

Компетенция – характеристика, позволяющая личности выполнять некоторую функцию, соответствующую должности. В качестве рабочего понятия применяется определение ключевых параметров. Эти параметры имеют численные значения и являются конкретными измеряемыми показателями. В результате характеристики могут оцениваться качественно и количественно.

Полезно! Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен либо имеет определенную личностную характеристику.

Существует список из 49 параметров, среди которых:

  • способность к саморазвитию;
  • инициативность;
  • вера в себя;
  • приверженность делу компании;
  • лидерство;
  • умение принимать решения и т.д.

Эти характеристики являются более общими. Для каждой должности могут быть разработаны и частные (профессиональные).

Понятие профессиональных компетенций

Профессиональная разновидность — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении рабочих задач.

Профессиональные компетенции: что этоПрофессиональные компетенции

Профессиональные характеристики всегда соотносятся с общими. Невозможно стать руководителем отдела проектов, если нет знаний в области проектирования, большого опыта работы, но вместе с тем лидерских качеств и умения общаться с людьми.

Виды

Для качественного выполнения работы человек должен обладать полным набором характеристик:

  • ключевых;
  • управленческих;
  • специальных;
  • личностных.

Для активного движения по карьерной лестнице нужно развивать все виды компетенций. Обладать профессиональными компетенциями значит иметь достаточный уровень знаний в своей деятельности, а также практический опыт.

Ключевые

Это целостная система знаний, умений, навыков и опыта. Некоторые авторы считают, что сюда включаются показатели личной ответственности работников, а наибольшее значение они отводят образовательному процессу и личному опыту ученика.

Включают:

  • общее содержание образования;
  • предметные;
  • общепредметные характеристики.

Также список ключевых параметров составляют ценностные понятия личности, общекультурные, познавательные интересы, коммуникативные и информационные, понятия о личностном самосовершенствовании.

Конечно, список должен определяться по возрастным ступеням обучения. Образовательные стандарты нового поколения, внедренные с 2011 года, предполагают комплексный подход в преподавании отдельных предметов.

Управленческие

Управленческие компетенции специалист может иметь и до получения знаний и навыков. Эти характеристики позволяют руководителям справляться с решением задач управления и эффективно руководить коллективом. Основные компетенции:

  • умение отвечать за себя и за других;
  • умение планировать свою деятельность;
  • способность к организации рабочего процесса с учетом максимальной эффективности;
  • умение мотивировать себя и других;
  • способность вникать в ситуацию, не упуская из виду детали;
  • умение предлагать новые идеи.

Если у человека есть эти качества, то рано или поздно он станет руководителем либо неформальным лидером коллектива.

Специальные

Относятся к определенным профессиям. Примером может быть представитель отдела продаж, который компетентен в вопросах:

  • знания продукции;
  • знания методики продаж;
  • умения бороться с возражениями;
  • высоких коммуникативных навыков и т.д.

То есть это те качества, благодаря которым специалист может эффективно выполнять свои обязанности и поддерживать нужный план продаж.

Качества руководителя характеризуются:

  • умением ставить и добиваться целей;
  • умением принимать управленческие решения;
  • умением планировать работу отдела.

Если руководитель принимается в отдел продаж, то он должен обладать и умениями специалиста отдела продаж, знать продукты и обладать коммуникативными способностями.

Личностные

Это качества личности, воспитанные родителями или самой личностью через посещение психолога или тренингов.

Профессиональные компетенции: что этоЛичность лидера

К ним относятся:

  • лидерские характеристики;
  • толерантность;
  • умение слышать чужую точку зрения;
  • человечность и т.д.

Если какой-то характеристики не хватает, то можно обратиться к коуч-тренеру и освоить ее. Этот специалист с легкостью их сформирует.

Коммуникативная компетенция

Эта способность нужна любому человеку, будь то руководитель высшего звена или ученик. Именно поэтому сегодня разработано большое количество различных тренингов по общению. Современные молодые люди с легкостью устанавливают контакты, общаются и поэтому добиваются успеха. Более взрослые люди имеют массу психологических зажимов, боятся быть оцененными и неправильно понятыми.

Применение для оценки персонала

Характеристики необходимы для оценки персонала. Обязательно необходимо доносить информацию оценки до персонала. Работники могут повысить свой профессионализм, расширить полномочия, получить новую профессию, чтобы достигнуть карьерных высот.

Читайте также:  Кому подчиняется служба охраны труда в организации

Существует система показателей KPI, подразумевающая выбор более чем из 40 компетенций для определенной должности. Уже разработаны такие системы для отдельных профессий, есть справочник с компетенциями. Руководитель, опираясь на результат применения компетенций, может оценить эффективность своего отдела и повысить ее.

Важно! Хорошо проработанная модель оценки это залог того, что на конкретную должность будет назначен нужный человек, соответствующий главным требованиям и способный эффективно выполнять свою работу.

Разработка компетенций

Модель важна, чтобы продвигать компанию к достижению стратегических целей. Эффективный персонал – залог успеха любой компании. Сегодня лидеры организаций это понимают и готовы платить хорошим специалистам достойную зарплату. Какие эффективные компетенции нужны определенной должности, установлено в инструкциях.

Профессиональные компетенции: что этоЭтапы разработки модели

Создание модели возможно с разработкой ключевых показателей эффективности. Сотрудники должны быть проинформированы о проводимой руководством работе и должны быть согласны на такую деятельность. Только тогда они предоставят все свои знания и навыки и будут следовать инструкциям.

Для оценки существует процедура разработки модели:

  • планирование проекта характеристик должности: выбор области применения, наблюдение за работниками должности, хронометраж их рабочего времени; проведение опросов и интервью. Необходимо опрашивать лучших сотрудников;
  • выделяются индикаторы самых лучших работников, описываются их личностные качества, необходимые характеристики;
  • проработка компетенций. Определяется количество уровней (3-5 штук) и компетенций (от 20 штук);
  • составление профиля компетенций по конкретной должности;
  • попарное сравнение характеристик друг с другом и вычеркивание слабых параметров. Это идеальная модель должностной инструкции, которая должна называться в соответствии с должностью.

Главный профиль должен меняться, поскольку постоянно совершенствуются технологии, способы, продукты, изменяется менталитет людей.

Внедрение модели

Внедрение моделей – постепенный процесс. Перед тем, как внедрить модель, нужно изучить, какие бывают компетенции, их основные параметры и этапы разработки. Процесс внедрения может производиться в течение года. Оценка строится на основании показателей, которыми владеют лучшие работники.

Таким образом, уровень компетенции – показатель эффективности конкретного работника. Чем тщательнее администрацией проработана модель, тем выше показатели деятельности организации. Сегодня есть социальный заказ общества на универсальных сотрудников, осуществляющих деятельность посредством цифровых технологий.

Источник: https://ontask.ru/start-career-counseling/kompetencii-eto.html

Что такое профессиональные компетенции?

Профессиональные компетенции: что этоСегодня часто применяется термин «профессиональная компетенция». В толковых словарях компетенция определяют, как осведомленность, эрудирован­ность. В переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом латинский язык: competo — добиваюсь, соответствую, подхожу. Одним словом, профессиональная компетенция — это способность конвертации знаний, умений и навыков в практику.

Первые две составляющие, думаю, всем понятны. Знания — это сведения, необходимые для трудовой деятельности. Умения — это применение знаний на практике. Навыки — это действия, которое, благодаря многократному повторению, выполняются неосознанно, т.е. доведено до автоматизма.

 Это, так называемые профессиональные навыки («хардскилз», англ. Hard skills — «твердые навыки»), которые можно наглядно продемонстрировать. Они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, их легко разложить на ряд простых операций.

Обратите внимание, именно о профессиональных навыках идет речь в статье 195 Трудового кодекса РФ, при определении квалификации работника («Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника»). Навыки Hard skills мы можем легко наблюдать в повседневной жизни.

Например, набор текста на компьютере, работа с оборудованием, использование компьютерных программ.

Профессиональные компетенции являются одним из основных параметров, по которому оценивается человеческий капитал компании.

Сегодня интеллектуальная составляющая оказывается ключевой в деловой репутации современного бизнеса.

Однако, основную роль в успехе на различных местах работы играют не столько профессиональные специальные знания и навыки, сколько мягкие навыки (soft skills).

Профессиональные компетенции: что этоSoft skills — (англ. «мягкие» навыки) универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Это умение работать в команде, коммуникабельность, самоорганизация, принятие решений. Т.е. это то, что мы с вами пишем в резюме в графе «Личные качества». Наверно правильнее было бы их называть «гибкими» навыками. Ведь это умение кооперироваться и взаимодействовать «на равных», в горизонтальных структурах.

Сегодня все больше и больше работодателей требуют от своих подчиненных (особенно тех, что занимают руководящие должности) и соискателей работы, которые только желают устроиться в компанию, наличия soft skills. При этом чем выше вы идете по карьерной лестнице, тем большую роль играют социальные навыки в вашей жизни, в то время как профессиональные отходят на второй план.

На Мировом экономическом форуме в Давосе — 2016 эксперты по рынку труда перечисляли человеческие качества, которые будут наиболее востребованы к 2020 году: умение видеть и решать проблемы комплексно, критическое мышление, креативность, навыки совместной работы с людьми и эмоциональный интеллект. Значительная часть этих качеств относится к категории soft skills, которые напрямую связаны с умением выстраивать отношения с людьми.

Вот и Национальное агентство развития квалификаций выступило инициатором обсуждения внедрения soft skills в профессиональные стандарты и квалификации.

«Наша задача – обсудить, насколько мы готовы включить общие компетенции в Национальную систему квалификаций, которая охватывает как сферу труда, так и сферу подготовки кадров, обеспечивая устойчивое взаимодействие через профессиональные и образовательные стандарты, профессиональные квалификации и учебные программы, независимую оценку квалификаций.

Материал подготовлен: ХАБПрофстандарт

Источник: http://cok-ps.ru/infocentr/139-chto-takoe-professionalnye-kompetentsii.html

Компетенция — это область вашей ответственности, в которой вы хорошо осведомлены (профессиональная, коммуникативная и др.)

  1. Что это такое
  2. Профессиональные компетенции
  3. Их виды
  4. Коммуникативная компетенция

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Часто в профессиональной среде или при общении с окружающими можно услышать слово «компетенция». Она может быть недостаточной, исключительной, определённой и т.д.

Большинство из нас не совсем понимает значение этого слова либо путает с похожим термином «компетентность». Разберёмся, что такое компетенция, какова её структура и на какие виды она подразделяется.

Что такое компетенция

Слово происходит от латинского «competere», что в переводе означает «соответствовать, соотносить, подходить». В толковом словаре Ожегова и Шведовой указано, что:

Компетенция – это круг знаний, в котором человек хорошо осведомлён. Она базируется на приобретённых навыках, умениях и опыте, которые, в свою очередь, обеспечивают способность осуществлять определенную деятельность или выполнение поставленных задач.

Например, уровень владения правовыми знаниями, которые ежедневно применяет юрист в работе.

Применительно к должностному лицу компетенция – это совокупность прав и полномочий.

Термин впервые был введён в 1959 году американским психологом Р. Уайтом. Он дал следующее определение компетенции: способность личности эффективно взаимодействовать с окружающей средой.

Его коллега Д. Макклелланд рассматривал это понятие с точки зрения социальной психологии. Он стал автором популярной «концепции компетенций», основаной на том, что ни профессиональное образование, ни накопленный опыт работы, не могут гарантировать, что сотрудник будет должным образом выполнять свою работу.

Качество и эффективность деятельности определяют его компетенции: аналитические, профессиональные, творческие и т.д.

Что такое профессиональные компетенции

Профессиональная компетенция – это способность личности решать задачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности в соответствии с установленными стандартами.

В менеджменте под компетенцией понимают совокупность требований к личностным и профессиональным качествам сотрудников организации. К ним могут относиться:

  1. умение анализировать информацию;
  2. стремление добиваться поставленных целей, к эффективному результату;
  3. лидерство;
  4. умение адекватно общаться (коммуникативные навыки);
  5. готовность к изменениям;
  6. генерирование идей.

В юриспруденции профессиональная компетенция подразумевает комплекс установленных прав, обязанностей и полномочий конкретного органа или должностного лица. Это и мера ответственности перед правовыми субъектами и объектами, и соответствие поставленным целям.

  • Профессионально-педагогические компетенции – это качества педагога, основанные на эрудиции, трудовых навыках, авторитетности, которые позволяют эффективно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности человека.
  • Для повышения уровня профессионального мастерства молодых специалистов рабочих профессий в 77 странах мира проводится Чемпионат WorldSkills.
  • Этот метод позволяет эффективно подготовить кадры в соответствии с потребностями новых высокотехнологичных производств и мировыми стандартами.

Виды профессиональных компетенций

Чтобы увидеть полную картину и понять структуру профессиональных компетенций, приведём их классификацию по содержанию:

  1. ключевые – это требования для всех работников организации;
  2. управленческие – необходимые умения и навыки руководящего звена компании;
  3. специальные – имеют узкий круг решаемых вопросов, применяются для ограниченной группы сотрудников (например, для поваров, бухгалтеров, слесарей и т.д.);
  4. личностные – это качества, характерные для конкретной личности: достижение целей, ценностные понятия, уверенность в себе.

Компании не всегда используют сразу все компетенции. Некоторые применяют лишь ключевые, другие – специальные или управленческие.

Компетенции сотрудников компании различают и по возникновению:

  1. врождённые личностные качества;
  2. приобретенные знания и навыки, накопленные на практике;
  3. умение общаться с окружающими людьми, быстро адаптироваться к новому коллективу.

Знание классификаций имеет большое значение – помогает организовать успешную работу в организации, мотивировать повышение квалификационного уровня в профессиональной среде и личностном росте.

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция – это умение передавать мысли и обмениваться информацией посредством языка с окружающими, используя грамматически правильную речь и принятые нормы поведения.

Например, общение с людьми, объединённых общими профессиональными интересами, предполагает более строгие правила, чем разговор с друзьями или в кругу семьи. Поэтому коммуникативная компетенция делится на формальную и неформальную.

Они имеют свои требования, которые включают:

  1. знание и применение этических норм поведения;
  2. умение анализировать поведение собеседника и устанавливать с ним контакт;
  3. умение правильно и доступно выражать мысли;
  4. богатый словарный запас;
  5. знания правил орфографии и пунктуации;
  6. ораторское и актёрское мастерство.

Коммуникативная компетенция – это база для получения профессиональных знаний. Она закладывается ещё в школе, где формируется правильная речь, умение слушать и грамотно выражать свои мысли.

Краткое резюме

Можно сделать вывод, что компетенции прослеживаются во всех областях нашей жизни.

Начинаются с личностного роста в семье и обучения в школе, постоянно расширяясь и плавно переходя в различные сферы профессиональной деятельности.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Профессиональные компетенции: что это

  1. * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  2. Подборки по теме
  3. Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kompetenciya-chto-ehto-takoe.html

Формирование профессиональных компетенций

В настоящий момент разрыв между знаниями, получаемыми студентами в институте и реальными знаниями и навыками, которые требуются на предприятии, по-прежнему велик. Это связано не только с уровнем образования, но и проблемами на предприятиях.

Читайте также:  Как рассчитать зарплату в 2020 году по окладу, после отпуска и за неполный месяц

Редкий HR специалист может сформулировать профиль профессиональных компетенций для той или иной должности.

Именно спрос рождает предложение, именно предприятия должны формировать набор требуемых знаний и навыков, которыми должен обладать сотрудник при поступлении на работу.

Что же такое профессиональные компетенции? Как осуществляется разработка и формирование профессиональных компетенций? Именно на эти вопросы дается ответ в данном материале.

Правила разработки профиля профессиональных компетенций

Профессиональные компетенции – компетенции, характеризующие группу должностей

Разработка профиля профессиональных компетенций очень трудоемкий процесс, который начинают с основных групп должностей. К примеру, если Компания занимается продажами, разработку необходимо начинать с должностей Менеджеров отдела продаж.

Стандартной модели компетенций не существует. У каждого предприятия для схожих должностей она может кардинально отличаться.

Возможен вариант, когда при составлении профиля компетенции, берётся за основу данные других компаний, но к этому нужно подходить обдуманно. Если к примеру, взять менеджеров отдела продаж, то следует учитывать, что для продажи сложных технических продуктов и обычных товаров, и услуг будут некоторые совпадения по профилю, но и буду существенные отличия.

В разработку профиля компетенций должен быть привлечён HR специалист и линейные руководители и ТОП менеджеры. Важно, чтобы каждый на своём уровне придерживал этап создание и активно участвовал. Перед началом необходимо вооружиться литературой по данной тематике.

При формировании профиля профессиональных компетенций важно привлекать сотрудников подразделений, для уменьшения сопротивления внедрению. Это не обязательно делать на каждом этапе, но чем регулярнее это происходит, тем легче будет этап внедрения новой системы.

Профессиональные компетенции: что это

Этапы формирования профессиональных компетенций

План проекта

Видение конечного результата, как организация сможет применить результат работы в дальнейшем? Сроки реализации. Важно определиться с какой целью создается модель компетенции. В данном случае возможны два варианта.

  • Через профиль компетенции в дальнейшем будет осуществляться вся система управления и развития персонала. Оценка уровня развития, а также процесс обучения будет происходить через модель профессиональных компетенции.
  • Построение модели необходимо для приема большого количества персонала и необходимо для стандартизации методов отбора.

После того, как мы определись с целью проекта, необходимо убедить линейных менеджеров в его необходимости.

После этого необходимо определить время для реализации данного проекта. В среднем на формирование профиля профессиональных компетенций уходит от 2-4 месяцев.

Создание проектной команды

Необходимо определить руководителя группы. Продумать, кого необходимо включить дополнительно, кто будет являться экспертом мнения.  Какая литература будет использована.

Проектирование модели компетенций: сбор и анализ информации

На данном этапе важно обратить внимание на работу подразделений. Собрать все примеры стандартного поведения, которые являются успешными.  На основании собранных данных сформулировать примеры стандартов поведения, которые в будущем будут приносить положительный результат.

Источниками информации служат сотрудники, руководители, коллеги, клиенты, партнеры, наставники, тренеры.

В качестве методов сбора информации можно использовать следующие:

  • Анализ работы подразделения
  • Проведение фокус-групп
  • Составление опросных листов, проведение опросов сотрудников подразделения
  • Мозговой штурм проектной группы
  • Рабочие группы с сотрудниками и руководителями

Определение уровней моделей компетенции

На этом этапе необходимо составить матрицу приоритетов, что важно, что нет. Для проведения данной работы необходимо разделиться на несколько групп. Каждая группа индивидуально прорабатывает каждый пункт. Далее необходимо собраться и объединить результат работы.

Важно помнить, что модель должна содержать ограниченное количество компетенций и уровней, чем их больше, тем больше возникает сложностей с внедрением и применением.

Нет точной рекомендации, сколько уровней оптимально. В моделях компетенций, внедрённых на предприятиях, встречаются как 3-х ступенчатые, так и модели которые содержат 7 ступеней. Чаще всего применяют 4-х ступенчатую.  Далее необходимо определить значения для каждого уровня развития, прописать эталон.

Пример построения уровней развития компетенции.  

В качестве примера предлагаем рассмотреть компетенцию менеджера по работе с ключевыми клиентами.

Компетенция: Обслуживание с максимальным учетом потребности клиента.

Определение:Желание помочь и обслужить клиента так, чтобы удовлетворить его потребности наилучшим образом.

Это качество выражается в усилиях, которые человек прикладывает, чтобы понять, чего именно ожидает и хочет клиент, и чтобы обеспечить ему обслуживание на высоком уровне, которое станет основой для долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

Клиентом считается любой человек или организация, которая предоставляет услуги (это может быть внутренний клиент, коллеги любого уровня, партнеры потребители и т.д.

  • Уровень 1. Сотрудник несет личную ответственность за качество обслуживания

Поведенческие признаки данного уровня.

  •  Отвечает на запросы клиентов.
  • Держит клиента в курсе продвижения проекта или задачи.
  • Лично удостоверяется, что клиент получает то, за чем он обратился.
  • Принимает меры, необходимые для решения любой проблемы.
  • Полностью предоставляет себя и своё время в распоряжении заказчика (к примеру, тратить дополнительное время и усилия, когда это нужно клиенту)
  • Уровень 2. Умеет определить истинные потребности клиента, лежащие в основе всего остального и предпринять нужные действия.

Поведенческие признаки данного уровня.

  • Стремиться узнать больше о бизнесе и потребностях клиента.
  • Подбирает уже существующие продукты или услуги ( которые могут быть адаптированы к индивидуальным потребностям клиента)  под те потребности клиента, которые лежат в основе всего.
  • Предугадывает, что будет нужно клиенту в средне- и долгосрочной перспективе.
  • Проводит много времени в общении с клиентом, стремясь лучше понять его потребности.
  • Уровень 3. Действует с позиции и в интересах долгосрочной взаимной выгоды.

Поведенческие признаки данного уровня.

  • Умеет заслужить доверие клиента, которое позволит давать советы или направлять клиента в его выборе.
  • Уделять больше внимания построению долгосрочных отношений на будущее и будущим прибылям, чем сегодняшним интересам.
  • Предлагает взаимовыгодные действия для построения долгосрочных отношений с клиентом.Вовлекается с клиентом в процесс принятия решений.

Формирование профилей компетенций под конкретные должности

На этом этапе задача проверить соответствие компетенций ролям. Это должен сделать непосредственный руководитель подразделения. Если ему всё понятно, то систему можно внедрять. Если нет, необходимо доработать совместно с HR отделом. Ниже представлен профиль компетенций на должность регионального руководителя.

Развитие бизнеса
123
Обслуживание с максимальным учетом потребностей клиента X
Работа с клиентами X
Работа с людьми123
Активный подход к сотрудничеству X
Лидерство X
Достижение результата123
Нацеленность на результат X
Качество принятия решений X
Понимание функционирования бизнеса X

Источник: https://delovoi-etiket.ru/biznes/formirovanie-professionalnyih-kompetentsiy.html

Профессиональная компетентность и компетенции менеджера (стр. 1 из 3)

Содержание.

1. Введение……………………………………………………………..2

2. Профессиональная компетенция……………………………………4

3. Виды профессиональной компетентности…………………………5

4. Управленческая культура как ведущий компонент профессиональной компетентности современного менеджера-управленца……………………………………………………………7

5. Компетенция менеджера……………………………………………9

6. Заключение…………………………………………………………14

7. Список использованной литературы……………………………..15

Введение.

Сегодня в научной литературе существует чрезвычайно разнообразная трактовка понятий «компетенция», «компетентность» и «компетентностный подход».

Некоторые исследователи полагают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека, обозначаемого греческим “atere” — «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности» Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.

Н.И. Алмазова определяет компетенции как знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность — это качественное использование компетенций. Другое определение компетентности дал Н.Н.

Нечаев: «Доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей»Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста.

Наиболее остроумно на эту тему высказался известный психолог Б.Д. Эльконин: «Компетентностный подход — это как привидение: все о нем говорят, но мало кто его видел» Эльконин Б.Д.

Представители научно-академического сообщества полагают, что компетенция — это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности, а компетентность — интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях.

Иными словами, компетенция — это знания, а компетентность — умения (действия).

В отличие от термина «квалификация» компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

С точки зрения бизнес-практиков, профессиональные компетенции — это способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями. Последние представляют собой задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.

Данная точка зрения весьма созвучна позиции представителей британской школы психологии труда, в основном придерживающихся функционального подхода, согласно которому под профессиональными компетенциями понимается способность действовать в соответствии со стандартами выполнения работы.

Данный подход сфокусирован не на личностных характеристиках, а на стандартах деятельности и основан на описании задач и ожидаемых результатов.

В свою очередь, представители американской школы психологии труда, как правило, являются сторонниками личностного подхода — они ставят во главу угла характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе. С их точки зрения, ключевые компетенции могут быть описаны стандартами KSAO, которые включают:

  • · знания (knowledge);
  • · умения (skills);
  • · способности (abilities);
  • · иные характеристики (other).

Специалисты отмечают, что применение такой простой формулы для описания ключевых компетенций сопряжено с трудностями в определении и диагностике двух ее элементов: знания и умения (KS) гораздо легче определить, чем способности и иные характеристики (АО) (в частности, из-за абстрактности последних). Кроме того, в разное время и у разных авторов буква «А» означала разные понятия (например, attitude — отношение), а буква «О» в аббревиатуре отсутствовала вовсе (используется для обозначения физического состояния, поведения и т. п.).

Однако следует сосредоточиться именно на skills и abilities, поскольку:

· они играют огромную роль в обеспечении конкурентоспособности компании, которую возглавляет данный руководитель;

· либо в вузах этому вообще не учат (в отличие от knowledge), либо это вводится в единичных вузах — в так называемых предпринимательских университетах. Как результат, рынок образовательных услуг наводнен образовательными и тренинговыми структурами, компенсирующими пробелы вузовского образования.

Кстати, корпоративные университеты, помимо проведения специальных, привязанных к профессиональной специфике, обучающих программ, также тренируют так называемые soft skills (в буквальном переводе — «мягкие навыки», или, иначе, life skills — «жизненные навыки»). Примерами являются communications skills — коммуникативные навыки, negotiation skills — навыки проведения переговоров и т.д.

Профессиональная компетенция.

В толковых словарях компетентность определяют как осведомленность, эрудирован­ность. Под профессиональной компетентностью понимают сово­купность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными ком­понентами профессиональной компетентности являются:

  1. • социально-правовая компетентность — знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми. а также владение приемами профессионального общения и поведения;
  2. • специальная компетентность подготовленность к само­стоятельному выполнению конкретных видов деятельности, уме­ния решать типовые профессиональные задачи и оценивать ре­зультаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
  3. • персональная компетентность — способность к постоян­ному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
  4. • аутокомпетентность — адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение тех­нологиями преодоления профессиональных деструкций.
Читайте также:  Что делать если не отпускают в отпуск

А. К. Маркова выделяет еще один вид компетентности — экстремальную профессиональную компетентность, т.е. спо­собность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

В психологии труда компетентность часто отождествляется с профессионализмом. Но профессионализм как высинит уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентно­сти также профессиональной направленностью и профессиональ­но важными способностями.

  • Исследование функционального развития профессиональ­ной компетентности показало, что на начальных стадиях профес­сионального становления специалиста имеет место относительная автономность этого процесса, на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами.
  • Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.
  • Виды профессиональной компетентности.

Под компетентностью понимается, индивидуальная характери­стика степени соответствия человека требованиям профессии. О на­личии компетентности судят по результату труда человека.

Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату дан­ной профессиональной деятельности; оценка или измерение конеч­ного результата — это единственный научный способ судить о ком­петентности.

Компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессио­нальных вопросов.

  1. Различают следующие виды профессиональной компетентно­сти:
  2. — специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
  3. — социальная компетентность — владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионально го общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
  4. — личностная компетентность — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
  5. — индивидуальная компетентность — владение приемами само реализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

Названные виды компетентности означают по сути дела, зре­лость человека в профессиональной деятельности, в профессиональ­ном общении, в становлении личности профессионала, его индивиду­альности.

Названные виды компетентности могут не совпадать в од­ном человеке. Человек может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития.

Соответственно у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую социальную, личностную.

Выделяют некоторые общие виды компетентности, необхо­димые для человека независимо от профессии. Это некоторые ключе­вые профессионально важные качества и типы профессионального поведения, являющиеся основой широкого круга профессий и не те­ряющие своего значения при изменениях в производстве, в социаль­ной практике.

Источник: https://mirznanii.com/a/202329/professionalnaya-kompetentnost-i-kompetentsii-menedzhera

«Профессиональная компетенция: понятие и сущность»

«Профессиональная компетенция: понятие и сущность»

Автор статьи: Никонова Светлана Владимировна

Коренные преобразования в социально-экономической политике развитых стран вызывают необходимость изменений и в национальных системах образования. Современная политика относит образование к важнейшим источникам развития общества.

Знаниями и образованием обеспечиваются от 40 до 70% прироста национального дохода развитого государства, поэтому в современных условиях приоритетным считается решение задач, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности образования.

Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать.

Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе».

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 – начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг.

в отечественной литературе зарождается специальное направление – компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция».

Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Различные ученые выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.

Наиболее известным учёным в данном вопросе является почётный профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен.

Он определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие — выделяют его как самостоятельную структуру.

Впервые пытались показать различия между этими понятиями авторы толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова: «Компетентность — осведомлённость, авторитетность; компетенция — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

В начале нового столетия наряду с проблемой определения понятия компетентности и ее видов, возник вопрос о соотношении понятий «компетенция» и «компетентность». В педагогической науке можно выделить два направления — синонимизирующее и дифференцирующее. Представители первого направления (В.А. Болотов, В.С. Леднев, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков и др.

) отождествляют данные понятия, акцентируя внимание на практической направленности компетенций. Сторонники второго направления (И.А. Зимняя, О.М. Мутовская, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) принципиально разграничивают данные понятия, позиционируя компетентность как первичную категорию. И.А.

Зимняя понимает под компетенцией некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые знания, представления, системы ценностей, которые потом проявляются в компетентности человека. А.В. Хуторской под компетенцией понимает «социальное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере».

Компетентность с его точки зрения – это «владение соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере».

Таким образом, автор рассматривает компетентность как совокупность взаимосвязанных личностных качеств (знания, умения, навыки, способности, ценностно-смысловые ориентации) и готовность их применения в определенной деятельности. А.В. Хуторской акцентирует внимание на деятельностной основе компетентности. Наряду с А.В. Хуторским, компетентность, рассматривают А.Г.

Бермус, Г.К. Селевко, О.М. Мутовкина, С.Е. Шишов и другие. С позиции данных ученых, компетентность — это не просто набор знаний, умений, навыков и личностных качеств, а способность использовать их в конкретной ситуации. Это «мера способности человека включаться в деятельность».

Большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что компетентность — это возможность не просто обладать знаниями, но скорее потенциально быть готовым решать задачи со знанием дела.

Следовательно, можно сделать вывод что компетенция — это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, «времени»; это способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание, действие), подходящую для решения проблемы.

Одним из аспектов подготовки высококвалифицированного учителя является формирование профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

  • В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами. В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:
  • — способность человека действовать в соответствии со стандартами;
  • — характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.
  • Остановимся подробнее на профессиональных компетенциях будущего учителя. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 поколения выделяются следующие профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник ВУЗа:
  • — общепрофессиональными:
  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
  • владеет основами речевой профессиональной культуры;
  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
  • владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения;
  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
  • — в области педагогической деятельности:
  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
  • способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
  • в области культурно-просветительской деятельности:
  • способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  • способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;
  • способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;
  • способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
  • Формирование профессиональных компетенций учителей – это результат умелого применения разных методов обучения в сочетании с конкретной ситуацией, ценностями, способностями и знаниями, осуществляемый в процессе обучения их дисциплинам предметной подготовки в ВУЗе.

Процессы модернизации российского образования и его интеграции в мировое образовательное пространство обуславливает повышение требований к профессиональной подготовке учителей общеобразовательной школы, которые должны не просто владеть знаниями и умениями по отдельным направлениям педагогической, но и обладать высокоразвитыми компетенциями в области преподаваемого предмета, т.е. профессиональными компетенциями.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/05/02/professionalnaya-kompetentsiya-ponyatie-i-sushchnost

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector