Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы

Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями — защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.

Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.

Подробнее о разных трактовках понятия

Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями.

В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем.

Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.

Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы

По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями.

Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку.

Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.

Важность социального партнерства

Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.

Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы

В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.

Принципы социального партнерства

Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда.

Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира.

Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.

Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы

Основными принципами социального партнерства являются следующие:

  1. Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
  2. Учитываются интересы всех участников.
  3. Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
  4. Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
  5. Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
  6. Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
  7. Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
  8. Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
  9. Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
  10. При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.

Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы

Функции

Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов.

Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда).

Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.

Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы

Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.

История возникновения

Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.

Формы социального партнерства

  1. Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
  2. Составление коллективных договоров.
  3. Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
  4. Управление организацией работниками и профсоюзом.
  5. Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу.

Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот.

Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме.

Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним.

Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Роль государства

Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:

  1. Контролирует законодательство.
  2. Принимает новые правовые акты.
  3. Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
  4. Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
  5. Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
  6. Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
  7. Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Социальное партнерство: принципы, уровни

В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:

  1. Федеральный (основы урегулирования отношений).
  2. Региональный (порядок регуляции в субъектах).
  3. Отраслевой (управление в конкретной отрасли).
  4. Территориальный (для конкретного населенного пункта или его зоны).
  5. Локальный (в рамках определенной организации).

Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.

Заключение

Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:

Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы

  1. Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
  2. Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
  3. Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
  4. Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-osnovnye-principy-socialnogo-partnerstva-ponyatie-formy-sistema-i-osobennosti.html

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА ДЛЯ ОБЩЕСТВА

Механизм под названием «социальное партнерство» сформировался во второй половине XIX — XX вв. Его возникновение связано с ростом числа наемных работников и обострением классовых противоречий в буржуазном обществе в результате развития индустриализации.

Во время индустриализации в ряде стран мира появились политические партии, профессиональные и депутатские объединения, группы интересов, рабочие клубы.

Кроме радикальных течений в Европе (к примеру, партия большевиков в России), призывавших в начале XX века к революционной смене буржуазного строя, существовали и партии мира, выступавшие за эволюционное развитие общества, которое представлялось им как результат социального партнерства [2].

  • На данный момент социальное партнерство в трудовой сфере широко распространено в мировой практике и устанавливается в России.
  • Исследование данного явления, его определения, сущности и значения для общества актуально в наше время, потому что позволяет понимать систему взаимодействия между работниками и работодателями в современном развитом обществе и совершенствовать ее.
  • Начнем с того, что социальное партнерство — механизм взаимодействия наемных работников, работодателей и государства.

Более точное определение понятия социального партнерства в сфере труда закреплено в статье 23 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Согласно данной статье: «Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [1].

А статья 24 Трудового кодекса Российской Федерации содержит перечень основных принципов социального партнерства. Согласно данной статье в социальном партнерстве в сфере труда в Российской Федерации:

  • стороны равноправны;
  • интересы сторон уважаются и учитываются;
  • стороны заинтересованы в участии в договорных отношениях;
  • государство на демократической основе содействует укреплению и развитию социального партнерства;
  • стороны и их представители соблюдают трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
  • представители сторон полномочны;
  • стороны обладают свободой выбора при обсуждении вопросов, которые входят в сферу труда;
  • стороны добровольно принимают на себя обязательства;
  • обязательства, принимаемые на себя сторонами, реальны;
  • выполнение коллективных договоров и соглашений обязательно;
  • за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений осуществляется контроль;
  • стороны и их представители несут ответственность за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений [1].
Читайте также:  Как рассчитать коэффициент оборачиваемости оборотных средств: формула по балансу

Изучение данных принципов позволяет намного лучше понять явление под названием «социальное партнерство».

В чем же заключается сущность социального партнерства в сфере труда?

Социальное партнерство представляет собой один из наиболее рациональных путей предотвращения и устранения конфликтов в обществе, в основе которого лежит сотрудничество. Ведь интересы работников, работодателей и государства могут совпадать, а могут быть противоположными, что нередко и приводит к весьма серьезным социальным конфликтам.

Представителями интересов работников в системе социального партнерства, как правило, являются профсоюзы, а интересов работодателей — союзы предпринимателей. В трипартистском варианте системы социального партнерства в процессе согласования интересов принимает участие и государство, которое в то же время выступает и гарантом выполнения принятых соглашений.

Согласование интересов является результатом переговорного процесса. В ходе него стороны приходят к соглашению на счет условий труда и его оплаты, социальных гарантий работников и их ролей в деятельности предприятия.

Таким образом, к объектам отношений социального партнерства обычно относят уровень доходов, условия труда, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении произведенной продукции.

Основной же целью отношений социального партнерства можно считать принятие во внимание и согласованность интересов его сторон. Применение и развитие системы социального партнерства позволяет достигнуть относительный баланс интересов работников и работодателей, компромисс, ведет к согласию в обществе. Оно создает возможность сочетать экономическую эффективность и социальную справедливость.

Необходимость существования института социального партнерства обусловлена тем, что наемные работники и работодатели не могут реализовать свои интересы без взаимодействия друг с другом. Если они не объединятся в процессе производства, то работодатель не сможет получить прибыль, а работники — средства для жизни. При этом субъектов соединяет общий интерес.

Но одновременно у них разные роли и функции. Поэтому возникают существенные различия в их положении и личных (групповых) интересах, которые могут превратиться в серьезные противоречия и даже вооруженные конфликты. Именно здесь и появляется осознание необходимости обеспечения оптимально возможной сбалансированности интересов субъектов, т. е.

использования механизма социального партнерства.

  1. Социальное партнерство обладает существенным потенциалом, который может быть использован не только в сфере труда, но и других сферах жизнедеятельности, об этом свидетельствует интерес к данному явлению со стороны представителей различных научных направлений [4].
  2. В чем же заключается влияние социального партнерства на развитие и благосостояние общества?
  3. При применении механизма социального партнерства в государствах наблюдается положительный эффект, который заключается в отсутствии серьезных общественных потрясений, а прежде всего в социально-трудовой сфере, на протяжении длительного времени.
  4. В странах, в которых реализуются принципы социального партнерства, происходит стабильное социально-экономическое развитие при наличии политической стабильности, противоречия решаются мирным путем и повышается уровень жизни населения, поэтому в становлении и развитии системы социального партнерства заинтересованы все социальные группы и государство в целом [3].
  5. В настоящее время механизм социального партнерства все чаще применяют в регулировании разнообразных общественных отношений, выходя за рамки социально-трудовой сферы.

Таким образом, «Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [1]. Сущностью социального партнерства в сфере труда является то, что оно представляет собой один из наиболее рациональных путей предотвращения и устранения конфликтов в обществе, в основе которого лежит сотрудничество. При применении механизма социального партнерства в странах наблюдается положительный эффект, который заключается в стабильном социально-экономическом развитии при наличии политической стабильности, решении противоречий мирным путем и повышении уровня жизни населения.

Список литературы:

Источник: https://sibac.info/studconf/econom/lxxv/134550

Понятие, значение и принципы социального партнерства в сфере труда

Легальное определение данного понятия дано в ст. 23 ТК РФ.

  • Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
  • Признаки:
  • 1) Это система взаимоотношений (связей) сотрудничества представителей работников, работодателей и государства в социально-трудовой сфере.

2) Сущность социального партнерства заключается в согласовании интересов его субъектов. Социальное партнерство направлено на достижение баланса интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной мере учитывают необходимость эффективной деятельности работодателей и создания системы гарантий трудовых прав работников.

3) Субъектами социального партнерства являются работники, работодатели, как правило, в лице уполномоченных представителей и государство (органы государственной власти и местного самоуправления).

Трудовой Кодекс РФ различает участников и сторон социального партнерства.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели, которые действуют через уполномоченных в установленном порядке представителей (ч. 1 ст. 25 ТК РФ). Их интересы подлежат согласованию. Они заключают коллективные договоры и соглашения, принимают на себя обязательства.

В законе оговаривается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 25 ТК РФ).

Являясь участниками социально-партнерских отношений, органы исполнительной власти участвуют в создании и деятельности постоянно действующих органов социального партнерства (комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – см. ст. 35 ТК РФ), подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня.

Социальное партнерство осуществляется как на двусторонней основе, т.е. сотрудничества работников и работодателей, так и на трехсторонней – сотрудничества работников, работодателей и государства.

На локальном уровне (конкретная организация, индивидуальный предприниматель) все взаимодействия осуществляются на двусторонней основе.

Заключение соглашений также может осуществляться на двусторонней основе, без привлечения государственных органов и органов местного самоуправления, если представители работников и работодателей так решат, т.е. по договоренности сторон (ч. 2 ст. 45 ТК РФ).

Принципы социального партнерства – это руководящие положения, которым должны следовать в своей практической деятельности его субъекты (в том числе — государство, осуществляя нормативное регулирование данных отношений).

Основные принципы социального партнерства сформулированы законодательством в ст. 24 ТК РФ. Среди них следующие:

1) Равноправие сторон.

Этот принцип означает, что работники и работодатели (их представители) обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, обсуждение вопросов, касающихся труда и социального развития, создание комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Каждая из сторон может выступить инициатором проведения коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и включения в коллективный договор или соглашение, участвовать в совместном принятии решений и т.п.

2) Уважение и учет интересов сторон обеспечивают согласование (координацию) интересов работников и работодателей. Согласование интересов его сторон является основой социально-партнерских отношений.

3) Принцип полномочности представителей сторон социального партнерства. Его значение обусловлено тем, что нельзя признать юридически значимым договорный акт, если он заключен представителем, не обладающим соответствующими полномочиями.

  1. Представители работников должны подтвердить свои полномочия на представительство решением (протоколом) общего собрания (конференции) работников либо решением первичной профсоюзной организации, если она объединяет более половины работников организации (индивидуального предпринимателя).
  2. Представители работодателя подтверждают свои полномочия приказом о назначении на должность (руководитель организации), приказами или иными актами о передаче полномочий (если в системе социального партнерства уполномочен участвовать член правления или член совета директоров, иное должностное лицо организации), уставом объединения работодателей, положением о том или ином органе государственной власти или местного самоуправления (если на него возложено представительство интересов государственных либо муниципальных предприятий).
  3. 4) Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств включает следующие положения:
  4. а) право сторон социального партнерства свободно выбирать и обсуждать вопросы, составляющие содержание коллективных договоров и соглашений;
  5. б) государственные органы не могут обязать социальных партнеров (участников переговоров) принять на себя те или иные обязательства;
  6. в) третьи лица не вправе диктовать решения, принимаемые в партнерском порядке;
  7. г) ни одна из форм социального партнерства не является для работников и работодателей обязательной.

5) Принцип реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами означает, что при заключении коллективного договора или соглашения представителям сторон социального партнерства необходимо оценивать возможность их выполнения. Нельзя включать в коллективно-договорный акт положения, которые не могут быть выполнены (например, с учетом финансово-экономических возможностей работодателя и иных обстоятельств) и другие.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/44078.html

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Социальное партнерство становится неотъемлемой частью сферы труда.

При этом речь идет не о слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между работниками, работодателями (предпринимателями), органами государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции, о создании такого положения, при котором любой собственник мог бы обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник – достойные условия своего существования, соответствующие определенному уровню качества жизни. Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере и получила название социального партнерства.

Читайте также:  Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (мсп) на сайте фнс россии

В научной литературе и практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно и многоаспектно.

Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и властными структурами; другие – как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи – как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов. Можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие уточняющие с другой стороны данное понятие.

Субъектами социального партнерства, как свидетельствует мировой опыт, являются наемные работники, работодатели и государство.

Институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Объектом социального партнерства являются социально-трудовые отношения между его субъектами (отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охраны, условий, организации труда, различного рода трудовых споров и т.д.).

Основными целями социального партнерства является: согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов; содействие решению актуальных экономических и политических задач; укрепление демократии и стабильности; формирование социального правового государства, гражданского общества.

Партнерство представляет собой процесс согласования интересов, процесс создания единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты, но согласные, невзирая на различие интересов, соблюдать общие «правила игры», партнерские нормы, взаимные договоренности.

Поэтому важно иметь в виду, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений.

Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений.

В разработке и процессах их принятия участвуют большие группы людей, трудовые коллективы (организации), представители населенных пунктов, территорий. В качестве организаторов переговорного или согласительного процесса чаще всего выступают властные структуры или лица, группы людей; обладающие собственностью, властью.

Общая стратегия социального партнерства в России сегодня состоит в том, чтобы на основе уважения позиций и учета интересов разных сторон, используя преимущества переговорного процесса, выработать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых и политических отношений на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном и на предприятиях.

За последние годы в нашей стране сделано немало для формирования правовой базы развития партнерских отношений. Принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы организации и порядок регулирования социально-трудовых отношений. Однако следует констатировать, правовое обеспечение социального партнерства находится в стадии становления.

С правовой точки зрения социальное партнерство – это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования.

Принципы социального партнерства провозглашаются в Конституции РФ, там определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114).

Источник: https://monographies.ru/en/book/section?id=6875

Социальное партнерство в сфере труда: понятие, основные принципы и формы

Социальное партнерство— это система взаимоотношений между ра­ботниками (представителями работников), работодателями (предста­вителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования тру­довых отношений и иных непосредственно связанных с ними отноше­ний (ст. 23 ТК).

Сторонамисоциального партнерства являются работники и рабо­тодатели в лице уполномоченных в установленном порядке предста­вителей (ст. 25 ТК).

  • Основное предназначениесоциального партнерства — предупреж­дать возникновение конфликтов между работниками и работодателя­ми в сфере трудовых отношений, добиваться согласования интересов работников, работодателей, государства.
  • Формамисоциального партнерства являются:
  • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам установления трудовых и иных связанных с ними отношений, обеспечение га­рантий трудовых прав работников и совершенствование трудо­вого законодательства;
  • участие работников и их представителей в управлении организа­цией;
  • участие представителей работников и работодателей в досудеб­ном разрешении трудовых споров.
  • Органамисоциального партнерства являются комиссии по регули­рованию социально-трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального парт­нерства.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Россий­ская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых

отношений, членами которой являются представители общероссий­ского объединения профсоюзов, общероссийского объединения рабо­тодателей и Правительства РФ. Деятельность ее регулируется Зако­ном РФ от 1 мая 1999 г.

  1. На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комис­сии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.
  2. Деятельность территориальных комиссий (городских, районных) осу­ществляется в соответствии с законами субъектов РФ и положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
  3. Отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ для подготовки отраслевых соглашений и их заключения

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО ДОГОВОРА. ПОРЯДОК ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Коллективный договор— это правовой акт, регулирующий социаль­но-трудовые отношения в организации или у индивидуального пред­принимателя, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК).

Коллективный договор является формой социального партнерства,средством согласования интересов работников и работодателей в масштабе организации. Одновременно он является, формой реализации профсоюзамиправ по установлению, улучшению условий и охране труда работников.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

В законодательстве не содержится обязанность организаций и ин­дивидуальных предпринимателей заключать коллективные договоры, однако это делать целесообразно, поскольку коллективные договоры направлены на согласование интересов работников и работодателей, а также на социальную защиту первых от произвола вторых.

Представителями работников в коллективных договорах выступа­ют первичные профсоюзные организации или иные представители, из­бираемые работниками. Представителями работодателя являются ру­ководитель организации или уполномоченные им лица.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и всту­пает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установлен­ного в коллективном договоре.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Согласно ст. 41 ТК в договор можно включать взаим­ные обязательства работников и работодателей по следующим воп­росам:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уров­ня инфляции;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе жен­щин и молодежи;
  • соблюдение интересов работников при приватизации государствен­ного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников;
  • гарантии и льготы сотрудникам, совмещающим работу с обуче­нием;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • частичная или полная оплата питания работников;
  • другие определяемые сторонами вопросы.

Коллективные договоры не могут содержать условия, ограничива­ющие права или снижающие уровень гарантий работников по сравне­нию с законодательством. Если такие условия включены в коллектив­ный договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК).

С учетом финансово-экономического положения работодателя в кол­лективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с уста­новленными законодательством (ст. 41 ТК).

Нормативные положения коллективного договора имеют силу пра­вового акта и обязательны для выполнения работодателями. Действие коллективного договора распространяется на всех работников органи­зации, ее филиалов, представительств и иных обособленных структур­ных подразделений, а также на работающих у индивидуального пред­принимателя

Источник: https://studopedia.net/1_22531_sotsialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda-ponyatie-osnovnie-printsipi-i-formi.html

Социальное партнерство в сфере труда

формы социального партнерства

Понятие социального партнерства определено в ст.

23 ТК РФ, из которой следует, что социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»1 впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства.

В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному:

  • 1) как метод трудового права;
  • 2) как принцип трудового права;
  • 3) как элемент отрасли и др.

Действующий ТК РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики. Многие субъекты РФ, в частности Саратовская, Вологодская, Свердловская области, Республика Мордовия, Ставропольский край, г. Москва, приняли собственные законы о социальном партнерстве.

  • Система социального партнерства должна функционировать на всех уровнях экономики — от общефедерального до уровня отдельно взятой организации.
  • Система социального партнерства включает шесть уровней:
  • Федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации.
  • Межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ.
  • Региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ.
  • Отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях).
  • Территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.
  • Локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
  • Социальное партнерство как самостоятельный институт трудового права имеет свои принципы, которые не противоречат основным принципам правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно к данному институту.
Читайте также:  Виды дисциплинарных взысканий по тк рф

В ст. 24 ТК РФ установлены основные принципы социального партнерства, т.е. его основные руководящие начала.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • • равноправие сторон;
  • • уважение и учет интересов сторон;
  • • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативно-правовых актов;
  • • полномочность представителей сторон;
  • • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу трудовых и связанных с ними отношений;
  • • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • • реальность обеспечения принятых на себя обязательств;
  • • обязательность выполнения принятых на себя обязательств;
  • • контроль за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений;
  • • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство осуществляется в следующих организационных формах:

  • 1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключение;
  • 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных ними, отношений по обеспечению гарантий трудовых прав работников и совершенствованию трудового законодательства;
  • 3) участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • 4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

В качестве правовых форм партнерства выступают коллективные договоры и соглашения. Возможно появление и других правовых форм.

  1. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.
  3. Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения или иные представители, избираемые работниками.
  4. Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или лица, уполномоченные законом, учредительными документами или локальными нормативными актами.
  5. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, заключения и организации контроля за их исполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон создаются комиссии из их представителей.
  6. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность, которой осуществляется в соответствии с ФЗ «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений»1.

Аналогичные комиссии могут образовываться и в субъектах РФ, и на отраслевом уровне. На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, по подготовке проекта коллективного договора и его заключения.

Порядок ведения коллективных переговоров подробно регламентируется гл. 6 ТК РФ.

Инициативу по проведению переговоров могут проявить как представители работников, так и представители работодателей. Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи дней со дня получения уведомления.

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, участвующих в коллективных переговорах.

Переговоры заканчиваются созданием проекта коллективного договора или соглашения.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий, в который вносятся предложения сторон для устранения разногласий и срок возобновления переговоров.

После этого, в течение трех дней, сторонами формируется рабочая комиссия, которой передается протокол разногласий для решения спора. Этой комиссии может быть поручен и контроль за выполнением условий коллективного договора, соглашения.

В процессе коллективных переговоров профсоюзы могут проводить в поддержку своих требований собрания, митинги, пикетирования, демонстрации в нерабочее время без нарушения производственной деятельности и законодательства.

Участникам коллективных переговоров предоставляются следующие гарантии и компенсации:

  • 1) они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев в течение года;
  • 2) представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без вины работника.

Не допускается ведение коллективных переговоров от имени работников лицами, представляющими работодателей.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий, возникших на переговорах.

Источник: https://studref.com/353500/pravo/sotsialnoe_partnerstvo_sfere_truda

Сущность и основные принципы социального партнерства

Социальное партнерство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей.

Развитие социального партнерства в его различных формах — важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации.

В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей — союзами предпринимателей.

В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия [7, c.182].

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости [8, c.196].

В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах.

В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях.

В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада).

Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное — не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений.

Вместе с тем в отдельных отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Выделяются большие, средние и малые социальные группы.

В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.

Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например, борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличают также некие родственные контакты друг с другом.

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую.

Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации.

В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире — среднего слоя (среднего класса).

  • Основными принципами социального партнерства являются:
  • ? равноправие сторон;
  • ? уважение и учет интересов сторон;
  • ? заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • ? содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • ? соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • ? полномочность представителей сторон;
  • ? свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • ? добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • ? реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • ? обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • ? контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

? ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Таким образом, принципы социального партнерства заключаются в цивилизованном регулирвании социально-трудовых отношений, в налаживании нормальных партнерских взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при по средничестве государства. В мировой практике имеется богатый и проверенный временем опыт переговорной политики, как «трипартизма», так и двухсторонних переговорных отношений.

Источник: https://studbooks.net/1966962/ekonomika/suschnost_osnovnye_printsipy_sotsialnogo_partnerstva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector