Тренинги на сплочение коллектива на работе

Тренинги на сплочение коллектива на работе

Лето. Август. Месячник сплочения воинских коллективов. Самое время провести тренинг. Людмила ПЕТКО предлагает коллегам тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие. Упражнения на сплочение позволяют участникам тренинга почувствовать себя единой слаженной командой.

Тренинги на сплочение коллектива на работе

Тренинги командообразования традиционно включают в себя большое количество упражнений на сплочение. Упражнения на сплочение поднимают тонус группы, повышают её включенность и нацеленность на результат, что в свою очередь увеличивает результативность тренинга. Упражнения на сплочение в короткие сроки превращают разрозненную группу в единый, слаженный и четко работающий механизм. За это их и ценят.

Тренинги на сплочение коллектива на работе

Упражнение «ФИГУРЫ»
Цель: Сплочение участников группы. В ходе выполнения упражнения можно отследить роли участников, динамику группы и т. д.
Численность группы: 6–20 человек
Время: 10–15 минут

Ресурсы: Вам потребуется веревка длиной равной 1 м * количество участников.

Инструкция участникам: Для выполнения упражнения «Фигуры» возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Начали.

Задание выполнено? Откройте глаза. 

Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?
Выслушиваем ответы, но не комментируем их.

Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

Дебрифинг (англ. debriefing – опрос после выполнения задания): анализ опыта, приобретенного участниками.

• Вы довольны результатом работы группы?
• Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?
• На какие из этих факторов вы могли повлиять?
• Какие выводы вы сделали из упражнения?

Тренинги на сплочение коллектива на работе

Упражнение «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ФУТБОЛ»
Цель: Данное упражнение хорошо тренирует навыки командной работы.
Численность группы: 8–20 человек
Время: 20–25 минут

Инструкция участникам: Сейчас мы с вами поиграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды — все как в настоящем футболе. Выберите защитников, нападающих и вратаря.

Каждая команда должна придумать для другой команды по 5–7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника.

Если они не справились с вопросом — передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден — засчитывается гол.

Дебрифинг:

• Как вы себя чувствуете?
• О чем это упражнение?
• Что вам помогало?
• Что мешало?
• Какие выводы можно сделать на будущее?

Тренинги на сплочение коллектива на работе

Упражнение «АССОЦИАЦИИ»
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Численность группы: 8–20 человек
Время: 10–15 минут

Инструкция: Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть ответы коллег (сослуживцев) на поставленные вопросы.

1. Возьмите ручки и бумагу.

2. Ваша задача — услышать вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Начали.
• Если команда — это постройка (здание), то она…
• Если команда — это цвет, то она…
• Если команда — это музыка, то она…
• Если команда — это геометрическая фигура, то она…
• Если команда — это название фильма, то она…
• Если команда — это настроение, то она…
3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали.

Дебрифинг:

• Что вам понравилось в этом упражнении?
• Какие ответы были для вас самыми интересными?
• Какие ответы удивили вас?
• О чем нам говорит это упражнение?

Упражнение «СОБЕРИ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР»

Цель: Показать преимущество открытого общения и командной работы.
Численность группы: 8–20 человек
Время: 20–35 минут

Ресурсы: Предварительно готовим 4 конверта с «пазлами» из больших фотографий персонального компьютера. Фотографии абсолютно одинаковые. При подготовке конвертов нужно так перемешать «пазлы», чтобы в каждом конверте оказалась часть деталей от других «пазлов».

Инструкция участникам: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст нам возможность и почву для обсуждения темы командной работы. Для его выполнения нам нужно разделиться на четыре команды. Каждая команда, теперь возьмите конверт. Внутри конверта «пазл». Ваша задача, используя командные ресурсы, как можно скорее собрать «пазлы». На работу у вас максимум 15 минут.

Дебрифинг:

• Как вы себя чувствуете?
• Что сейчас происходило?
• Чем вы можете гордиться?
• Что не получилось?
• Как это упражнение связано с работой?

Тренинги на сплочение коллектива на работе

Упражнение «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
Цель: демонстрация плюсов партнерских отношений, плюсов сплоченной команды.
Численность группы: 8–20 человек
Время: 7–10 минут

Инструкция участникам: Для следующего упражнения нам нужно встать в круг.

(прим. — ведущий встает в круг вместе с участниками). Все мы учились в школе и помним что такое арифметические действия. Следующее упражнение подразумевает, что мы можем сложить, отнять, разделить и умножить. Все могут? Тогда начнем. Суть упражнения заключается в том, что нам нужно будет по кругу делать арифметические действия, т. е. первый участник, например я, называет какое-либо число.

Следующий по кругу участник должен назвать одно из четырех арифметических действий: плюс, минус, умножить, разделить.

Следующий за ним участник должен назвать какое-либо число. Следующий участник должен в уме посчитать результат и к получившемуся числу применить какое-либо арифметическое действие. Упражнение идет по кругу до тех пор, пока я не остановлю кого-нибудь из участников и не спрошу: «Какое число получилось в результате всех предыдущих действий?».

Если участник отвечает не правильно, мы фиксируем ошибку и начинаем упражнения заново. Если он прав счет продолжается до следующей остановки.

Дебрифинг:

• Как вы себя чувствуете?
• Что сейчас происходило?
• Как это соотносится с темой нашего тренинга?
• Какая стратегия была бы правильной в этой игре?
• Какие выводы вы сделали после упражнения?

Тренинги на сплочение коллектива на работе

Тренинги на сплочение коллектива на работе

Тренинги на сплочение коллектива на работе

Тренинги на сплочение коллектива на работе

Продолжение следует.

Источник: https://aleksey-pelevin.blogspot.com/2016/08/blog-post_9.html

Тренинг на сплочение коллектива "Большая компания"

Тренинг «Большая компания» для Межмуниципального молодежного форума «Территория Севера»

Ведущие: Бухарова Т.А, Абаева А.Г.

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  • формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
  • получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
  • осознание себя командой.

Состав участников: 60 человек.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться…, возможность увидеть…, возможность услышать…, возможность ощутить…, возможность испытать…, возможность стать…, стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Структура тренинга:

  1. Орг. момент – 3минуты
  2. Вступление – 2 минут
  3. Цель задачи – 3 минут
  4. Разминка – 5 минут
  5. Основная часть – 35 минут
  6. Рефлексия – 10 минут
  7. Орг. конец – 2 минуты

Ход тренинга:

  1. Упражнение «Давайте поздороваемся» – 5 минут
  2. Игра «Атомы и молекулы» –10 минут
  3. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…» – 10 минут
  4. Упражнение «Молчанка» — 20 мин.
  5. Упражнение «Передай стакан» — 5 минут
  6. Упражнение  «Друг к дружке» – 15 минут
  7. Упражнение «Путаница» – 20 минут
  8. Упражнение «Поезд» — 10 минут
  9. Упражнение «Дом» – 20 минут
  10. Упражнение » Аплодисменты » – 1-2 минуты
  1. Приветствие «Давайте поздороваемся».
  • Время выполнения: 5 минут.
  • Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.

Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.

Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.

Мы рады приветствовать вас на межмуниципальном молодежном форуме «Территория Севера». Меня зовут Татьяна, и сегодня я и моя коллега Анастасия проведём для вас тренинг на сплочение.

Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сегодня мы выявим социально активную, талантливую молодежь, которая поможет вам повысить профессиональную компетентность как участников форума.

Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед, чего мы вам и желаем!

Время выполнения: 10 минут

Ход упражнения: Необходима небольшая первичная настройка: Давайте представим, что каждый человек – это маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы должны объединиться в молекулы, число атомов в которых я также назову. – Готовы. Начинаем. Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы.

Последняя разбивка по 30 человек. Таким образом получается 2 команды, которые образуют 2 круга внутренний и внешний, для следующего упражнения.

  1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Время выполнения: 10 минут

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т.д.

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера.

Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

  1. Участник внешнего круга берёт за руку человека напротив, таким образом получаются пары для упражнения «Молчанка».
  2. Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.
  3. Оборудование: листы А4, карандаши.
  4. Время выполнения: 20 минут

Ход упражнения: Разбейтесь на пары и сядьте рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы вместе должны нарисовать одну картину. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 7 минут.

  • Получилось ли у вас нарисовать картину?
  • Смогли ли вы подружиться с партнером?
  • Сложно ли вам было рисовать молча?
  • Поднялось ли у вас настроение?
  • Понравился ли такой способ рисовать?
  1. Упражнение «Передай стакан»
Читайте также:  Рабочее место сотрудника: определение, нормативы

Цель: взбодрить участников.

Время выполнения: 8 минут

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы начнете передавать стакан по часовой стрелки, разными способами (не повторяясь). Смех и креативный подход приветствуется!

  1. Упражнение «Друг к дружке»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Время выполнения: 15 минут

Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.

— Правая рука к правой руке!- Нос к носу!- Спина к спине!- Друг к дружке.- Носок к носку!- Живот к животу!- Лоб ко лбу!- Друг к дружке.- Бок к боку!- Колено к колену!- Мизинец к мизинцу!- Друг к дружке.- Бедро к бедру!- Ухо к уху!- Пятка к пятке!- Друг к дружке.- Затылок к затылку!- Локоть к локтю!- Кулак к кулаку!

— Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.

Время выполнения: 20 минут

Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе “друга по рукопожатию”.

Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе “другу по рукопожатию” (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук.

Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

  • Участники остаются в кругу, ведущий выбирает трех человек, которые будут головой поезда.
  • Цель: образование единого командного духа.
  • Время выполнения: 10 минут.

Ход упражнения: у нас есть голова поезда, ваша задача образовать целый состав и пройти не отцепляясь все преграды на пути вашего состава. Если состав расцепится, начинаем сначала. Преграды: туннель (на корточках пройти), поворот на право, на лево, ускориться, притормозить, посигналить три раза.

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время выполнения: 20 минут

Ход упражнения: «Каждый участник должен стать полноценным домом! Каждый должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

  1. Упражнение «Аплодисменты»

Цель: завершение тренинга.

Время проведения: 1 минута

Ход упражнения: мы хорошо поработали, каждый вас заслуживает подарка. Предлагаю всем отблагодарить друг друга аплодисментами.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/03/28/trening-na-splochenie-kollektiva-bolshaya-kompaniya

Тренинг на сплочение коллектива

  • Тренинг
    на сплочение коллектива
  • Цель: достижение
    гармоничных межличностных отношений,
    демократического уровня в коллективе
  • Задачи:
  1. Формирование эмоционально-позитивной, психологической атмосферы в коллективе;

  2. Активизация и укрепления доверия членов коллектива;

  3. Осознание разных моделей в общении взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение;

  4. Развитие у членов коллектива способности к рефлексии.

Необходимые
материалы: листы бумаги, пластиковый
стакан с водой, блюдце, карточки с
названиями животных, веселая музыка.

ХОД
ТРЕНИНГА

  1. Разминка. Игра «Малекулы».

Члены
группы – «атомы» — свободно двигаются
по комнате под музыку. По сигналу ведущего
(хлопок), атомы объединяются в малекулы
по два человека, затем по три, четыре,
пять. В конце упражнения атомы соединяются
в одну большую малекулу.

  1. Игра — фантазия «Магия нашего имени».

Участники
передают друг другу мягкую игрушку и
обсуждают:

  • От кого я получил своё имя?
  • Есть ли мои тезки среди известных людей?
  • Знаю ли я литературных или кино-героев носящих тоже имя?
  • Как имя влияет на моё поведение в жизни?
  • Нравится ли мне моё имя (если нет, то какое имя я бы хотел иметь)?
  • Знаю ли я что означает моё имя?

Рефлексия:

  1. Понравились ли вам эти упражнения?

  2. Комфортно ли было вам?

  3. Как вы себя чувствуете?

Участникам
предлагается найти себе пару. Каждому
участнику раздаются карточки с названиями
животных, у каждого животного есть своя
пара. Педагоги должны найти свою пару,
имитируя звуки животного.

Участки
тренинга работают в парах. Им необходимо
одну руку убрать за спину, а свободными
руками сделать бумажный самолетик.

Рефлексия:
попытались ли вы договориться друг с
другом в паре, распределить кто что
будет делать. Кто занимал лидирующую
позицию в вашей паре?

  1. Упражнение «Тарелка с водой».

Группа
участников стоя в круге, молча с закрытыми
глазами передают стакан (блюдце) с водой
по кругу. В результате при передаче
развиваются способы коммуникации, поиск
рук партнера, до момента передачи тарелки
предупреждение о передаче прикосновением.

Рефлексия:
Что по вашему мнению не удалось, как это
можно исправить, что необходимо сделать,
какие эмоции испытывали во время данного
упражнения.

Работа
в парах, участники стоят в две шеренги.

Инструкция:
«Мы сейчас с вами будем пилить дрова .
Представьте что у вас есть двуручная
пила и бревно; одно условие: пила должна
сохранять свой размер, то есть не
уменьшаться и не растягиваться. Пилим!.
(Через 1 минуту.) Можете менять темп,
попробовать пилить быстрее и медленнее.
Поменяйтесь партнёрами… Снова пилим!».

Вопросы
для рефлексии:

  • С кем пилил дрова?
  • Легко ли было пилить?
  • Кто был ведомым, а кто ведущим?

Участники
встают в два длинных ряда, один напротив
другого. Это берега реки. Расстояние
между рядами должно быть больше вытянутой
руки. По реке сейчас поплывёт Щепки. По
очереди щепки должны «проплыть» по
реке.

Участники игры «берега» помогают
руками, ласковыми прикосновениями,
движению щепки. Когда щепка проплывет
весь путь, она становится краешком
берега и встаёт рядом с другими.

В это
время следующая щепка начинает свой
путь.

  • Я научилась…
  • Я узнала что…
  • Мне понравилось…
  • Я была разочарована тем, что…
  • Самым важным для меня было…
  • Я буду использовать в своей работе…

Источник: https://studfile.net/preview/4165918/

Тренинг "Сплочение педагогического коллектива"

Тренинг

«Сплочение педагогического коллектива»

Составлено психологом: Евмушковой О. Ю.

Тренинг: «Сплочение педагогического коллектива»

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться…, возможность увидеть…, возможность услышать…, возможность ощутить…, возможность испытать…, возможность стать…, стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

  • Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
  • Задачи:
  • — формирование благоприятного психологического климата;
  • — развитие умения работать в команде;
  • — осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
  • — повысить коммуникативные навыки педагогов;
  • Требования к участникам:
  • Целевая аудитория: тренинг рассчитан для педагогов и воспитателей;
  • Состав группы: оптимальная численность 20-25 человек;
  • Форма проведения: групповое занятие.

План тренинга:

  1. Орг. момент (вступление) — 10 минут

  2. Разминка — 25 минут

  3. Основная часть – 55 минут

  4. Завершающая часть (рефлексия)- 10 минут

Ход занятия:

1. Орг. момент (вступление)

  1. — Здравствуйте, уважаемые коллеги!
  2. Сегодня я проведу с вами тренинг на сплочение коллектива и построения командного взаимодействия.
  3. Как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? «Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений

конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Все Мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Сплочённость – это:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

Введение правил взаимодействия

— В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

  • Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
  • Внимательно слушать друг друга.
  • Не перебивать говорящего.
  • Уважать мнение друг друга.
  • Активность.
  • Правило «стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп»;
  • Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы);
  • Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку;
  • Время проведения: 10 минут
  • 2 Разминочная часть:
  • Упражнение 1: «Значение цвета» 
  • Цель: выявление настроя участников тренинга
  • Материал: Карточки «Значение цвета» (Приложение 1)

Инструкция: Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета.

  1. Время проведения: 10 минут
  2. Упражнение 2: «Комплимент»
  3. Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
  4. Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция; Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

— Наташа, ты такой отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

  • Время проведения: 15 минут
  • 3 Основная часть:
  • Упражнение 1: «Вавилонская башня»
Читайте также:  Индивидуальная материальная ответственность работника по тк рф

Цель: сплочение коллективаМатериал: Для игры понадобятся маркеры или фломастеры, листы формата А3, карточки с заданиями, а именно:- Нарисовать здание в 10 этажей.- Контур здания должен быть фиолетового цвета.- Окон здания должно быть по 2 на каждый этаж.

  1. — На здании должен развиваться синий флаг;
  2. — Возле здания должно быть нарисовано красивое дерево;

— Нарисовать возле здания пушистую зелёную травку.Ход упражнения: Карточек должно быть столько же, сколько и участников. Если участников слишком много, то их можно разбить на группы, тогда понадобится меньше карточек. Каждому участнику раздается по карточке.

Его задача молча нарисовать то, что ему выпало. Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно.  Для удобства проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество участников не превышало 5 человек.

Для азарта можно устроить состязания на время, тогда понадобится секундомер.

Время проведения: 20 минут

Упражнение 2: «Мы с тобой похожи тем, что…»

Цель:познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т.д.

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера.

Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?
  • Время проведения: 20 минут
  • Упражнение 3: «Круг с карандашами»
  • Цель: сплотить коллектив.
  • Материал: Для игры нужны карандаши или авторучки (желательно закрывающиеся колпачками или с убирающимся стержнем) — по одному на каждого участника.

Ход упражнения: Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Расстояние между соседями 50 — 60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

5. Присесть, встать. В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

  1. Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки).
  2. Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.
  3. Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой — партнера слева).
  4. Выполнять упражнение с закрытыми глазами.
  5. Включить медленную музыку и устроить коллективный “танец”.

Если участникам сложно сразу выполнить это задание, можно дать подготовительное: участники разбиваются на пары, располагаются напротив друг друга на расстоянии 70—90 см и держат два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.

Нужно, не выпуская карандашей, синхронно двигать руками вверх—вниз, поворачиваться вправо—влево, приседать. Смысл упражнения При выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера.

Задание практически невыполнимо, если каж—дый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.

Обсуждение

  1. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

  2. А на что ориентироваться при их выполнении?

  3. Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека?

  4. А двоих — справа и слева — одновременно?

  • Время проведения: 15 минут
  • 4 Завершающая часть:
  • Упражнение 1: «Подарок»
  • Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Ход упражнения: Психолог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Рефлексия тренинга: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

  1. Время проведения: 10 минут
  2. Общая продолжительность тренинга: 1 час 30 минут
  3. Карточки «Значение цвета» Приложение 1
  4. Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
  5. Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
  6. Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
  7. Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
  8. Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
  9. Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
  10. Серый – тревожность и негативное состояние.
  11. Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/trieningh-splochieniie-piedaghoghichieskogho-kolliektiva.html

Практикум для сплочения коллектива

ТРЕНИНГ СПЛОЧЕНИЯ

Психологический тренинг на сплочение группыпреследует
цель построения эффективного командного взаимодействия. Стоит сказать о том,
что сплочение – это реальная возможность для любого коллектива стать чем-то большим, чем просто группа учащихся, возможность
стать единым целым для достижения конкретных целей и задач.

Любая группа подростков имеет общие цели,
будь то
цель  обучения и получения хорошего образования, перспектива спортивных
достижений и какая-либо иная, все равно, чтобы эффективно добиваться
поставленных целей, каждый член сообщества нуждается в поддержке. Эту поддержку
можно получить как раз в своей группе. Только сплоченный коллектив добивается
побед. Задачей школьного психолога является умение объяснить это подросткам,
показать, что психологический тренинг на сплочение для подростков –
это эффективное решение многих проблем, возникающих в коллективе, проблем,
которые связаны непосредственно с межличностным общением участников группы.

  • В задачи психологического
    тренинга на сплочение для группы подростков входит:
  • 1.                     
    формирование
    благоприятного психологического климата в группе
  • 2.                     
    нахождение сходств у
    всех участников группы для качественного улучшения взаимодействия
  • 3.                     
    первоначальная
    диагностика психологической атмосферы в группе
  • 4.                     
    осознание каждым
    участником своей роли и функций в группе
  • 5.                     
    развитие у подростков
    умения работать в команде
  • 6.                     
    сплочение группы
    вокруг сверхзадачи

Психическим развитием детей, а также психологическим
климатом внутри школьного коллектива должны озаботиться не только педагоги и
школьные психологи, но и родители. К сожалению, в современных семьях общение
детей и родителей сводится к обмену информацией. Но этого недостаточно, чтобы
почувствовать мир ребенка, помочь ребенку определиться с выбором профессии и
жизненного пути.

Однако практический тренинг на сплочение коллективаподростков
поможет им взглянуть на родной коллектив с другой точки зрения, выбрать
наилучшую тактику для достижения результатов и разобраться в новом для них
мире, в мире взрослых, в который они вступят, став выпускниками школы.

Важность развития коммуникативных навыков невозможно
переоценить. Успеха добиваются те люди, которые умеют свободно общаться с
окружающими. Итак, сплочение коллективов подростков является важным фактором
социализации члена общества.

Психологический тренинг на сплочение коллектива
студентов поможет развить навыки лидерства и командный дух, хорошую память,
которая даст возможность ориентироваться в потоке информации и обращаться к ней
для принятия правильных решений.

Правила и методы проведения
тренингов

Ведущий тренинга должен
знать правила тренинговых групп и передавать их участникам. Зачастую
механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является
непродуктивным и вредным. Так же, как и попытки участников тренинга перенести в
реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Это необходимо
понимать тренеру и передавать участникам.

Каковы же наиболее
распространенные правила тренинговых
групп?

Правило «здесь и
теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в
группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать
внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет
себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведёт себя «по жизни». И на
это стоит обращать внимание участников тренинга.

Правило искренности и
открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не
лгали. Признак сильной и здоровой личности — это определённая открытость
окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного
межличностного взаимодействия.

Естественно, в начале работы группы, этого
добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе
сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе.

Но
каждый участник группы должен чувствовать себя защищённым и иметь право
раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

Правило «Я». В группе
запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы
считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за
чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания
должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать
ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

Правило активности. В
группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех
участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие
в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их
мотивации целей присутствия на тренинге.

Правило
конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно
оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое
является условием создания атмосферы психологической безопасности и
самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны
использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной
жизни.

Выделяют базовые методы, которые используют в любых
тренинговых группах. Это групповые дискуссии, игровые методы, моделирование
ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности и медитативные техники. В
зависимости от целей тренинг включает в себя эти методы в разных пропорциях и
соотношениях.

Читайте также:  Служебная записка на депремирование сотрудника: образец

Групповая дискуссия —
это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения
участников.

Этот метод даёт участникам возможность увидеть проблему с разных
сторон, пережить различные ситуации общения внутри группы, самостоятельно
ответить на поставленные ими вопросы, придти к какому-либо решению.

Тренер
может управлять дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для
обсуждения. Дискуссия может и не управляться, тогда темы выбирают сами
участники.

Игровые методы включают
в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие,
организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых
методов в тренингах чрезвычайно продуктивно.

На стадии знакомства с группой
игры нужны для преодоления скованности и напряжённости, снятия «психологической
защиты». Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических
проблем участников тренинга.

В игре происходит обучение новым навыкам,
тренируются необходимые профессиональные учения. Происходит самораскрытие
участников, повышается их творческий потенциал.

Моделирование ситуаций.
Часто во время тренинга необходимо понять, как человек ведёт себя в рабочей
ситуации, какими шаблонами поведения пользуется.

Техники развития
сенсорной чувствительности — с помощью них участники развивают у себя умение
воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. С
помощью специальных упражнений участники получают вербальную и невербальную
информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное
самовосприятие, насколько влияет внешнее мнение на их поведение.

Медитативные техники
используют для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них
дополнительных ресурсов. Подобного рода техники тренер может проводить с
участниками группы, одновременно обучая их различным приёмам самостоятельной
медитации.

Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния —
важная часть тренинга.

Она повышает устойчивость участников тренинга к
стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает степень
страха перед неопределёнными или незнакомыми ситуациями.

  1. Также существуют и
    специальные методы, с которыми можно ознакомиться в специальной литературе.
  2. Упражнения на сплочение
  3. 1. «Мой идеальный коллектив»

Источник: http://psychologrita.blogspot.com/2015/09/blog-post_4.html

Тренинговые игры и упражнения тренинга на сплочение коллектива сотрудников

Работа с людьми – вещь сложная. Каждый человек индивидуален, поэтому одно дело, когда люди встречают других на своем жизненном пути на не продолжительный период времени, но совсем другое, когда они находятся вмести достаточно долго (работают в одном коллективе).

В последнем случае необходимо терпение, постоянный поиск компромиссов, примирение с особенностями коллег. Всем ясно, что каждому работнику важен психологический комфорт, 

а работодателю – эффективность работы подчиненных.

Чтобы удовлетворить эти потребности, необходимо коллектив

сплотить. Но что для этого необходимо? Как сплотить коллектив?

На предприятии поможет, например, проведение корпоративного тренинга на сплочение коллектива. Но сейчас существует огромное количество разнообразных методик. Вариант, который освещается в данной статье, – игры на сплочение коллектива:

  1. Игра «Солнце светит для тех, кто…»Группа составляет стулья в круг и усаживается на них. Стульев должно быть меньше, чем участников группы, на 1. Оставшийся человек становится внутрь круга. Задача стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть. Для этого он начинает говорить что-то правдивое относительно себя. Звучит это примерно так «Солнце светит для тех, кто носит синие джинсы» или «Солнце светит для тех, кто рыжий». Чем дальше заходит игра, тем больше можно усложнять задачу — говорить не о внешности, а о личных качествах; привычках; причудах; о том, что приносит радость или огорчение; любимых цветах и животных; о плюсах и недостатках; профессиональных интересах. В идеале необходимо вспоминать не только хорошее, но и плохое. (Не всем это придётся по вкусу, но даст более объективную картину для окружающих) Кто знает , может, у Вас больше общего с окружающими, чем Вы думаете? Игру стоит продолжать до тех пор, пока сохраняется оживление и интерес группы. Как результат участники получат массу новой информации о людях, работающих бок о бок с ними.

    Данная игра подойдет для новоиспеченного коллектива.

  2. Игра «Найди свою пару»Для игры необходимы карточки с названиями животных (Одно название животного пишется на 2 карточки). Если участников нечетное количество, то какое-то одно название животного пишется на 3 карточки и участники игры заранее об этом предупреждаются. Группа садится в круг. Задача каждого участника – не показывая никому карточку, выйти в центр круга и при помощи мимики и жестов показать животное, название которого было написано на карточке данного участника. Ни в коем случае нельзя издавать звуки – это слишком просто.

    Эта игра подходит для случаев, когда необходимо разрядить обстановку в коллективе.

  3. Игра «Рисунок на спине»Участники становятся в цепочку , друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок. Так ,например, когда я была участником данной игры, звездочка (первый рисунок) превратилась в луг с цветочками и солнышко (последний рисунок).

    Данная игра – хороший повод посмеяться и уловить особенности окружающих людей.

  4. Игра «Эмпайр стейт билдинг»Для игры понадобятся маркеры или фломастеры, листы формата А3, карточки с заданиями, а именно:- Нарисовать здание в 10 этажей.- Контур здания должен быть фиолетового цвета.- Окон здания должно быть по 2 на каждый этаж.- На здании должен развиваться синий флаг.…и так далее.

    Карточек должно быть столько же, сколько и участников. Если участников слишком много, то их можно разбить на группы, тогда понадобится меньше карточек. Каждому участнику раздается по карточке. Его задача молча нарисовать то, что ему выпало.

    Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно.  Для удобства проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество участников не превышало 5 человек.

    Для азарта можно устроить состязания на время, тогда понадобится секундомер.

  5. Игра «Молчанка»Для игры понадобятся листы бумаги, фломастеры, карандаши или маркеры. Группа разбивается на пары (если нечетное количество участников, то будет одна группа из 3 человек). Каждой паре выдается листок бумаги и 1 карандаш. Задача участников молча нарисовать рисунок при помощи 1 пишущего средства. На это отводится 5 минут. Данная игра развивает  чувство сотрудничества в участниках.
  6. Игра «Многоножка»Данная игра рассчитана на большое количество участников. Участники игры распределяются в несколько колонн. Обуславливается линия финиша. Каждый участник поднимает левую ногу и берет ногу впередистоящего участника за лодыжку (голеностопный сустав). Задача колонн — как можно быстрее прийти к финишу и не покалечить друг друга. Выигрывает та команда, что быстрее пришла к финишу. Игру можно использовать как разминку и тренировку уверенного поведения при необходимости координировать свои действия с действиями других.
  7. Игра «Сквозь кольцо»Заранее изготавливается обруч диаметром 1 метр. Участники игры становятся в шеренгу и берутся за руки. Человек, стоящий первым в шеренге, держит обруч в руке. Задача участников – пройти сквозь обруч, не размыкая рук. В конце обруч должен оказаться на противоположном краю шеренги. Данная игра предназначена на улучшения координации совместных действий в коллективе.
  8. Игра «Снежки»Для игры понадобится много газет (1 разворот на каждого участника) и бумажный скотч. При помощи скотча размечается две линии параллельно друг другу на расстоянии четырех — пяти метров друг от друга. Каждый участник берет лист газеты и делает из него комок поплотнее. Участники делятся на две группы, берут свои комочки, становятся друг против друга за ранее отмеченными линиями.  Во время игры участникам нельзя пересекать линии, за которыми они находятся. По сигналу ведущего обе команды начинают бросать «снежки» в сторону противника. Все комочки, что прилетели, необходимо отправить назад как можно быстрее. По команде «Стоп» боевые действия прекращаются. Выигрывает та команда, на чьей стороне меньше «снежков».
  9. Игра «Что такое?»Заранее для игры , в идеале, необходимо подготовить карточки со сложными для объяснения словами (Например, цирюльник, жребий, микрорайон, интерпретация и тд.), но можно обойтись и обычными словами (кресло, телефон, светофор и тд.). Участники разделяются на группы по три – четыре человека, карточки разделяются между ними. По сигналу каждая из команд начинает совещаться. После того, как окончится совещание, каждый из участников забирает себе одну или более карточек, которые будет объяснять. Важно, чтобы он задал присутствующим вопрос о предмете на карточке так, чтобы все остальные смогли понять что это и дать ответ. Например:- Удобное сиденье с подставками для рук?- Кресло.

    Игра развивает чувство сотрудничества у участников.

  10. Игра «Путанка»Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь». После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?», «Где у зверя хвост?», «Где у зверя право?», «Где у зверя лево?». Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра). Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.

Перед началом игр во время тренинга на сплочение коллектива сотрудников важно попросить участников расслабиться и не принимать все, что будет происходить, близко к сердцу. Важно не только добиться сплоченности коллектива, выработки навыков сотрудничества, но и  дать людям отдохнуть; получить массу положительных эмоций от общения друг с другом.

Не всегда это будет просто. Если возникают проблемы, поговорите о них и попытайтесь помочь решить. Взаимоответственность и поддержка – важные составляющие здоровых отношений в коллективе.

Не забывайте от этом, обращайтесь к нам, если хотите приобрести программу тренинга на сплочение коллектива в которую входят не только эти упражнения и игры на сплочение коллектива

Источник: https://training-technology.nethouse.ru/articles/59441

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector