Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что это

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что это

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что этоПервые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Основания для привлечения к ответственности

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что это

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Порядок наложения

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что это

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.

Сроки привлечения к ответственности

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что это

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном.

Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что это

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/otvetstvennost/disciplinarnaja/gosudarstvennyx-sluzhashhix.html

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что это

Главная — Организация бизнеса — Закон и право — Дисциплинарная ответственность государственных служащих


Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что этоНарушения трудовой дисциплины с одинаковой частотой случаются как в частных организациях, так и в структурах муниципалитета. Каждое нарушение подлежит анализу, юридической оценке, расследованию и применению взыскания. В статье разбираются особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. Предстоит ответить на вопросы о методах воздействия, применимых в данной сфере, этапах привлечения госслужащего к ответственности, законах, которыми следует руководствоваться.

В чём заключается дисциплинарная ответственность государственного служащего

Оперативно реагировать на каждое нарушение дисциплины – задача любого работодателя. Если этого не делать, рано или поздно может быть утрачен контроль над рабочим процессом, что приведёт к необратимым последствиям.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это одна из форм принуждения к служебному подчинению, применяемая в отношении специальной категории работников, нарушающих трудовую дисциплину. За невыполнение ведомственных приказов или распоряжений к нарушителю могут применяться дисциплинарные взыскания.

Проступком здесь считается противоправное, виновное действие или бездействие работника, нарушающее локальные правовые акты, правила внутреннего трудового распорядка, распоряжения, инструкции.

К типичным нарушениям можно отнести:

  • Коррупционные действия.
  • Пребывание на службе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Невыход на работу.
  • Утеря, неаккуратное хранение или использование табельного оружия.

Законодатель различает общий и специальный субъекты дисциплинарной ответственности. Если к первой категории причисляются все компании, то ко второй – лишь те, чья деятельность регулируется специальными законами. Например:

  • ФЗ № 58 «О государственной службе».
  • ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе РФ».
  • ФЗ № 342 «О службе в органах внутренних дел РФ…».
  • ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
  • ФЗ № 76 «О статусе военнослужащего».

Список не считается исчерпывающим. Сюда также относят нормативные и ведомственные акты МЧС, ФСБ, службы судебных приставов, службы исполнения наказаний и т.д.

За один проступок может применяться только один вид наказания.

Проверочные мероприятия реализуются специальным подразделением в составе ведомственного органа. Обычно таким выступает собственная или внутренняя безопасность. В обязанности сотрудников этого подразделения входит реагирование на жалобы граждан в отношении госслужащих, расследование внутренних коррупционных проявлений, проведение собственных расследований и т.д.

Порядок расследования дисциплинарных проступков госслужащих, какие документы оформляются

Специфика работы государственных учреждений построена на строгом соблюдении внутренних локальный актов. Здесь важно выполнять не только традиционные правила внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, но также ведомственные приказы, кодексы профессиональной этики.

Читайте также:  Возмещение расходов в фсс в 2020 году, список документов

Юридический отдел и служба безопасности присутствуют в каждом учреждении. В задачи этих подразделений входит снижение рисков нанесения ущерба, вызванного неправомерными действиями сотрудников.

Порядок расследования выглядит дисциплинарного проступка следующим образом:

  • Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что этоПринятие решения. При возникновении чрезвычайного происшествия (далее – ЧП), ответственное подразделение направляет рапорт в адрес руководства. Документ содержит информацию о случившемся, предварительную оценку действий сотрудников, в отношении которых потребуется проведение служебного расследования (СР). Основанием для этого может послужить жалоба граждан, сообщения других государственных органов и другое.
  • Издание приказа, создание комиссии. Перед тем, как приступать к расследованию, потребуется получить соответствующее разрешение руководства, проверочные мероприятия нельзя реализовывать без резолюции начальника. Если решение положительное, отдел внутренней безопасности готовит приказ о расследовании ЧП, формирует комиссию, выполняет сбор информации о случившемся. В составе комиссии могут быть только незаинтересованные лица. Нельзя привлекать к процессу, к примеру, начальника подразделения, если проверка проводится по деятельности подчинённого этого отдела.
  • Проведение проверки. На этой стадии важна аналитическая работа, слаженность работы членов комиссии, внимательность к деталям. Сотрудники, перечисленные в приказе, имеют право получить у других подразделений информацию, касающуюся инцидента. Отдел безопасности получает письменные объяснения от возможных виновников ЧП, а также другие требуемые документы.
  • Принятие решения. Итог работы комиссии должен всегда находить отражение в виде акта проверки или заключения служебного расследования. Требования к оформлению такого документа могут отличаться, исходя из требований ведомственных локальных актов.

При проведении проверки от участников происшествия необходимо получить письменные объяснения. Если сотрудник отказывается от предоставления документа, то исполнитель должен зафиксировать этот факт специальным актом. Делается это в присутствии не менее двух свидетелей. В дальнейшем бумага прилагается к материалам проверки.

Итоги проверки влияют на применение дисциплинарных взысканий. Если сотрудник не согласен с принятым решением, он может обратиться за защитой своих интересов в комиссию по трудовым спорам или в суд.

В такой ситуации весомое значение будет иметь процесс документирования проверки. Суд в первую очередь изучит материалы служебного расследования. Во избежание проблем управленцу нужно отразить проведённые действия, приложив к документу доказательства вины, объяснения и другие, имеющие значение материалы.

Составляя заключение, стоит указывать, какие именно пункты локальных актов были нарушены сотрудником. Если не были выполнены обязанности, то нужно вставить ссылку на пункты должностной инструкции, приказа, распоряжения, требованиям которых должен был следовать работник.

Чем качественней составлено заключение, тем меньше шансов у виновного лица доказать правоту в судебных инстанциях.

Дисциплинарная ответственность муниципального служащего может наступить в результате рассмотрения жалобы гражданина. В таком случае важно провести расследование в срок и оповестить заинтересованное лицо о его результатах.

Особенности применения взысканий за нарушение трудовой дисциплины для госслужащих

На заключительной стадии расследования комиссия уже знает, какую меру наказания применить в отношении виновного лица. Но сделать это можно только после издания приказа о применении взыскания, который должен основываться на материале служебного расследования.

Дисциплинарными взысканиями по ст. 192 ТК РФ считается замечание, выговор, увольнение. Эти методы воздействия широко применимы коммерческими организациями.

Но если говорить о государственной службе, то также используется:

  1. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что этоСтрогий выговор. Применяется в армии или правоохранительных органах. Регулируется ст. 28.4 ФЗ № 76 или ст.50 № 342. Это взыскание отличается применением дополнительных мер воздействия, таких как, например, лишение поощрительных надбавок, занесение информации в трудовую книжку или возможность увольнения при совершении повторного проступка.
  2. Понижение в звании или классном чине. Виновный подлежит разжалованию. По закону можно восстановить прежнее звание по ходатайству руководителя подразделения, но не раньше, чем через полгода после применения взыскания.
  3. Перевод на нижестоящую должность. Применяется в органах внутренних дел и реализуется как факультативный (дополнительный) вид наказания.

Важно понимать, что действия органов внутренних дел находятся под надзором прокуратуры. При этом вопрос применения взысканий в отношении сотрудников не исключение. Некачественно проведённое расследование, нарушение сроков могут вылиться в дополнительную проблему.

Для военнослужащих также применяются последующие виды наказаний:

  • Лишение нагрудных знаков отличия.
  • Дисциплинарный арест.
  • Снижение в воинском звании на одну ступень, с понижением в воинской должности или без таковой.
  • Лишение очередного увольнения.
  • Предупреждение о неполном служебном соответствии.

Анализируя возможные взыскания, наибольшая вариативность наблюдается при прохождении военной службы. Это объясняется повышенной опасностью и важностью задач, выполняемых военными по защите государства.

Порядок привлечения государственных работников к ответственности схож с общим алгоритмом. Здесь важна полнота материалов проверки, подлинность документов, наличие письменных объяснений. Работодатель может применить расширенный набор взысканий только на основании специальных законов, которыми руководствуется учреждение.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих отличается повышенной строгостью, так как сотрудники в повседневной работе руководствуются не только ведомственными актами, но и морально-этическими кодексами, что заставляет придерживаться особого поведения.

(39

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/distsiplinarnaya-otvetstvennost-gosudarstvennyh-sluzhashhih.html

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Узнайте, в каких случаях госчиновника можно привлечь к ответственности за нарушение дисциплины труда, какие меры вправе применить работодатель и как доказать в суде, что работника наказали заслуженно.

Скачайте полезные документы:

Что значит дисциплинарная ответственность госслужащих 

Государственные служащие — отдельная категория персонала. Поэтому их труд регулируется в особом порядке. Помимо Трудового кодекса РФ к ним применяется ряд дополнительных законов и постановлений.

За нарушение дисциплины и отказ от выполнения должностных обязанностей государственного служащего, как и любого другого сотрудника, можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Но перечень мер, которые работодатель может применить к нарушителю дисциплины, в этом случае будет несколько иным. 

Разрешенные виды дисциплинарных взысканий государственных служащих 

К большинству работников, нарушающих трудовую дисциплину, можно применять только взыскания, предусмотренные статьей 192 ТК РФ:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение. 

Это исчерпывающий перечень, и самовольно расширять его работодатель не вправе. Однако дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом от 27.07.

2004 № 79-ФЗ («О государственной гражданской службе РФ»). Именно на этот нормативный акт следует ориентироваться при выборе меры наказания за нарушение трудовой дисциплины, совершенное госслужащим.

 

Согласно статье 57 Закона № 79-ФЗ, дисциплинарные взыскания для чиновников бывают четырех видов (в порядке возрастания тяжести): 

  1. Замечание. Самый мягкий вид наказания, поводом для которого, как правило, служит незначительный и единичный проступок, например, опоздание на работу. Устное порицание замечанием не считается, даже самое нестрогое наказание следует оформлять письменно. 
  1. Выговор. Более строгая мера, применяемая к сотруднику, допустившему серьезное, но не критичное нарушение. Например, не сдал вовремя важный отчет или агрессивно вел себя с коллегами и грубил начальству. 
  1. Предупреждение о неполном должностном соответствии. Строгая мера воздействия, которая, по сути, ставит чиновника под угрозу увольнения. 
  1. Увольнение с гражданской службы. Самый суровый вид наказания, основанием для которого служит неоднократное нарушение дисциплины либо один, но очень серьезный проступок, спровоцировавший конфликт интересов, нанесший ущерб имуществу работодателя, приведший к разглашению служебной тайны и т.д. 

До вступления в силу Федерального закона от 07.06.

2013 № 116-ФЗ, сократившего перечень допустимых наказаний, в нем присутствовал еще один вид дисциплинарного взыскания — освобождение от занимаемой должности.

Актуальный перечень ограничен четырьмя пунктами, причем наиболее строгий из них — увольнение «по статье» — применяется только при возникновении ситуаций, перечисленных в статье 37 Закона №79-ФЗ. 

К ним относятся:

  • неоднократное неисполнение должностных обязанностей без уважительных причин при наличии неснятого дисциплинарного взыскания;
  • появление на службе в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны либо служебной информации, полученной в связи с выполнением должностных обязанностей;
  • мелкое или крупное хищение чужого имущества по месту службы;
  • растрата, умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, повлекшее за собой тяжкие последствия или создавшее реальную угрозу их наступления;
  • прогул. 

★ Прогулом считается только продолжительное, не менее четырех часов подряд, отсутствие служащего на своем рабочем месте без уважительных причин.

Нельзя расценивать как прогул ситуацию, когда сотрудник внезапно заболел (и может это подтвердить), попал в ДТП по дороге на работу или не приступил к выполнению служебных обязанностей из-за задержки зарплаты на длительный срок.

Если дело закончится увольнением, суд с высокой долей вероятности сочтет его незаконным. 

Фатальные ошибки при увольнении за прогул. Когда суд восстановит работника

Как применяются дисциплинарные взыскания государственных служащих 

Порядок применения к государственным служащим дисциплинарных взысканий закреплен статьей 58 Закона №79-ФЗ. Прежде чем выбрать и применить какое-либо наказание, работодатель должен затребовать у служащего письменное пояснение сложившейся ситуации, а если тот отказался писать объяснительную — составить соответствующий акт. 

Правильно провести процедуру поможет мастер оформления дисциплинарного взыскания от Системы Кадры

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что это

Воспользоваться сервисом сейчас

Далее проводится служебная проверка. Устанавливаются обстоятельства и причины нарушения, степень вины работника, умышленность или неумышленность его действий.

И только по результатам проверки принимаются меры дисциплинарного воздействия, которые должны быть соразмерны нарушению. Если работодатель решил ограничиться замечанием или выговором, конфликт, как правило, дальше не развивается.

Если же сотрудник получил предупреждение о неполном должностном соответствии или потерял работу, но не считает себя виноватым, дело может дойти до суда. 

★ Любое взыскание, даже замечание или выговор, всегда оформляйте письменным приказом, с которым нарушитель дисциплины должен ознакомиться под подпись. Унифицированного бланка нет, приказ составляется в свободной форме с учетом требований нового ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Готовые формулировки для приказа о дисциплинарке, которые устроят инспектора и суд

Если служащий отказывается подписывать приказ, составьте об этом акт при свидетелях. 

Акт об отказе сотрудника подписать приказ о наложении дисциплинарного взыскания

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что это

Скачать образец

Чтобы суд не восстановил уволенного сотрудника в должности, соблюдайте все тонкости процедуры и вовремя оформляйте все необходимые документы.

Поскольку нормы законодательства направлены в первую очередь на защиту лиц, замещающих должности государственной службы, сроки применения к ним дисциплинарных взысканий строго ограничены.

На объявление выговора или замечания, предупреждение о неполном должностном соответствии или оформление увольнения «по статье» отводится всего 30 дней с момента обнаружения проступка, но не более шести месяцев со дня его совершения. 

Важно! Не засчитываются в этот срок периоды отсутствия служащего на работе в связи со временной нетрудоспособностью, отпуском, проведением служебной проверки и другими уважительными причинами.

Читайте также:  Персональные данные работника - делать дело

Особым образом определяется срок применения дисциплинарных мер по результатам аудиторских, финансовых и иных проверок.

Если нарушение выявлено в ходе проверки, у работодателя есть два года со дня его совершения, чтобы наказать работника. А выговор за коррупцию можно получить даже спустя три года.

На этот вид нарушений распространяется особая норма, вступившая в силу в 2018 году и являющаяся исключением из общего правила. 

★ Шансы истца на восстановление в должности повышаются, если его вина не доказана или доказательства выглядят сомнительно. Но собрать веские доказательства постфактум очень сложно, а иногда и вовсе невозможно.

Поэтому оформляйте акты, протоколы и другие документы, подтверждающие вину работника, «по горячим следам», как только становится известно о нарушении. Не опирайтесь только на устные свидетельства: документы имеют больший вес в суде.

Эксперт «Системы Кадры» расскажет, как подтвердить факт появления сотрудника на работе в пьяном виде и какие именно документы суд примет во внимание.

Акт о дисциплинарном проступке. Гражданский служащий присутствовал на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что это

Скачать образец

Важно! Срок действия дисциплинарного взыскания составляет один год со дня вступления в силу соответствующего приказа.

Вывод

Трудовые отношения с чиновниками носят особый характер и регулируются нормативными актами, действие которых не распространяется на остальные сферы.

В частности, предупреждение о неполном судебном соответствии — дисциплинарное взыскание государственного гражданского служащего — нельзя применять к другим категориям персонала.

Порядок, сроки и основания для применения мер дисциплинарной ответственности к госслужащим закреплены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Источник: https://www.kdelo.ru/art/385518-distsiplinarnaya-otvetstvennost-gosudarstvennyh-slujashchih-19-m9

К вопросу о дисциплинарной ответственности государственных служащих

Тулуш А. М. К вопросу о дисциплинарной ответственности государственных служащих // Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 140-143. — URL https://moluch.ru/archive/246/56761/ (дата обращения: 20.11.2019).



В данной статье рассматривается дисциплинарный проступок как причина привлечения гражданских госслужащих к ответственности по нарушению дисциплины.

Мы рассмотрели и проанализировали порядок законодательства, обнаружили индивидуальности нормативного закрепления причин ответственности за нарушение дисциплины, привели различные виды дисциплинарных взысканий.

По нашему мнению, обоснованное привлечение гражданских госслужащих к ответственности за нарушение дисциплины считается одной изо важных задач для возглавляющего госорган. Сохранение дисциплины в различных государственных органах — важное условие для его действенной и устойчивой службы.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственные гражданские служащие, служебная дисциплина.

This article considers disciplinary offense as a reason for bringing civil civil servants to justice for misconduct.

We reviewed and analyzed the procedure for legislation, found the individuality of the normative fixing of the reasons for responsibility for breaching discipline, and led to various types of disciplinary actions.

In our opinion, the reasonable involvement of civil servants to responsibility for the violation of discipline is considered one of the most important tasks for the head of the state body. Maintaining discipline in various government bodies is an important condition for his efficient and sustainable service.

Keywords: disciplinary responsibility, disciplinary misconduct, civil servants, service discipline.

Актуальность исследования института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих ориентируется возрастанием значения дисциплины и правопорядка среди них, а еще потребностью предстоящего улучшения института дисциплинарной ответственности гражданских служащих.

Ответственность государственных служащих приходит за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Применительно к законодательству, служащие имеют все шансы быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Говоря о привлечении государственных служащих к ответственности за нарушение дисциплины, нужно обратится к взгляду экспертов. Так, В. М.

Грибовский ориентировал: «В Российской Федерации дисциплинарные мероприятия ответственности виноватых в совершении коррупционных преступлений госслужащих давно характеризовались многообразием и бескомпромиссностью.

Среди них: вычеты из жалованья, смещение с высокой должности на низкую, устранение от службы без разъяснения обстоятельств, если чиновник подозревается, а его вина никак не имеет возможность быть подтверждена фактами. При данном использование схожих мер никак не могло быть обжаловано привлеченными к ответственности лицами» [3, c.

128]. Как считал А. А.

Гришковец, рассуждая о дисциплинарном проступке, муниципальные служащие отвечают со стороны нарушения дисциплины не только за действия, сопряженные с несоблюдением либо ненадлежащим осуществлением собственных официальных прямых обязанностей в момент несения службы, однако и за безнравственные проступки за пределами служебного времени [5, c. 147]. А. В. Пятаков показывал на надобность распространения дисциплинарной ответственности на проступки, не представляющимися нарушениями дисциплины, однако несопоставимые с их должными положениями [8, c. 148]. Дисциплинарная ответственность — это ответственность сообразно подчинённости.

Главным вариантом ответственности государственных служащих считается дисциплинарная ответственность (за свершение должностного проступка), так как выполнение служебной дисциплины и укрепление государственной дисциплины имеют отношение к важным обязанностям работника [6, с.

20]. Дисциплинарная ответственность налагается на муниципальных служащих конкретным руководством (начальниками), которые обладают возможностью принимать их на работу. Свершение проступка считается законным обстоятельством для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих в России регулируется законодательными актами. Согласно ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ [2], за свершение дисциплинарного проступка, т. е.

за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение гражданским служащим по его вине препорученных на него должностных обязательств, представитель нанимателя обладает правом использовать последующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о недостаточном должностном соответствии; 4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы; 5) сокращение с гражданской службы на базе п. 2 (многократное несоблюдение гражданским служащим в отсутствии уважительных причин официальных обязанностей, в случае если он обладает дисциплинарным взысканием), п.п. «а, г» п. 3 (пропуск — отсутствие на служебном месте в отсутствии уважительных оснований наиболее 3 часов подряд в течение служебного дня; выход на службу в состоянии алкогольного, газонаркотического либо другого токсического опьянения; разглашение данных, составляющих государственную либо другую охраняемую федеральным законодательством тайну, и служебных сведений, ставших известными гражданскому служащему в отношении с исполнением им официальных обязанностей; свершение сообразно месту службы хищения (в том числе небольшого) чужого имущества, траты, предумышленной ликвидации либо дефекта такового имущества, установленной ликвидации либо дефекта такового имущества, установленных вступившим в законную силу вердиктом суда либо распоряжением органа, который уполномочен для рассмотрения дела об административном преступлении), п. 5 и 6 ч.1 (осуществление гражданским служащим, который замещает обязанность гражданской службы осуществляемой «руководителями», безосновательного решения, повлекшего повреждение сохранности имущества, незаконная его эксплуатация либо другое нанесение вреда имуществу муниципального органа; единоразовое грубое нарушение гражданским служащим, замещающим обязанность гражданской службы группы «руководители», собственных официальных повинностей, повлекшее принесение ущерба муниципальному органу и нарушение законодательства Российской Федерации) ст. 37 указанного ранее закона. Установленный список взысканий считается подробным и использовании других мер взыскания в касательстве государственного служащего не позволяется. За свершенное преступление государственный служащий имеет возможность быть привлечен лишь один раз.

Беззаконное виновное несоблюдение либо ненадлежащее выполнение государственным служащим препорученных на него официальных повинностей, никак не влекущее уголовной ответственности, (полагается называть должностным проступком.

Однако опять же под должностным проступком подразумевается не любое несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей, а лишь то, которое случилось в итоге виновных и беззаконных деяний государственного работника.

При данном принципиально знать, что предписание (приказ) либо распоряжение о дисциплинарном взыскании, указывая его мотивы его внедрения оглашается государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку [7, c.363].

В том случае, когда происходит наложение дисциплинарного взыскания, гражданский служащий имеет право его апеллировать в соответственный вышестоящем государственном органе либо в суде. Однако по настоящее время не явен порядок обжалования взысканий, и в данном случае в практике используется ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующая общий распорядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий [8, c. 133].

Потому нужно знать о имеющейся судебной практике, устанавливающей дисциплинарный проступок. В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004г.

«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывается, что несоблюдением работников в отсутствии уважительных причин трудовых обязанностей считается несоблюдение либо ненадлежащее выполнение по вине сотрудника возложенных на него трудовых повинностей (нарушение условий законодательства, обязательств сообразно трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, официальных инструкций, положений) [5, с. 34].

Еще нужно отметить, что индивидуальной стороной проступка считается вина. Вина содержится в действии государственного работника, когда он свершает проступок специально либо безрассудно.

Если чиновник совершает специально проступок, он осознаёт беззаконный характер действия, ожидает его вредные результаты, желает либо преднамеренно допускает их наступление, или относится к ним равнодушно.

В качестве образца совершения проступка умышленно можно назвать распивание алкогольных напитков на службе, табакокурение. Однако в практике в основной массе ситуаций муниципальные служащие совершают преступления по неосмотрительности.

Невозможно говорить о должностном проступке, когда несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей произошло сообразно первопричинам, никак не зависящим от муниципального работника (к примеру, из-за неимения соответствующих условий для их исполнения, нетрудоспособности государственного работника) [1].

Говоря о видах дисциплинарных взысканий на территории Российской Федерации в целом, мы думаем, что их нужно различить сообразно группам. К первой группе возможно отнести такие виды, как замечание, выговор, предостережение о недостаточном должностном соответствии, т. е.

использование каких преследует цель воздействия на муниципального работника, на его персону.

Ко 2-ой группе имеется возможность отнести взыскания — освобождение от занимаемой должности и сокращение, конкретно данными взысканиями ограничиваются полномочия государственных служащих на смену должности, и тем более прекращается дальнейшее прохождение службы.

Дисциплинарная ответственность считается главным видом ответственности государственных служащих в сегодняшнем российском государственном аппарате в силу ее непосредственности, своевременности и способности учета определенной обстановки преступления осведомленным лицом — начальником муниципального служащего.

При использовании мер дисциплинарной ответственности гражданского работника появляются конкретные трудности. Объясняется это тем, что в настоящий момент недостает особого закона о дисциплинарной ответственности государственных служащих в РФ.

Непременное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка в муниципальном органе и должностного распорядка регулируется ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, а именно, статьей 56 «Служебная дисциплина на гражданской службе».

На наш взгляд, вернее было именовать указанное поведение служащих — режимом законности.

Литература:

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  2. Комментарий к ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. // СПС КонсультантПлюс
  3. Агапов А. Б. Административное право. — М.: Юрайт, 2013. — 880 c.
  4. Грибовский В. М. Государственное устройство и управление Российской империи (из лекций по русскому государственному и административному праву). — Одесса:Техник, 1912 (издание в ИПС «Гарант»).
  5. Гришковец А Л. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ: Учебный курс. — М., 2003. С. 147.
  6. Козбаненко В. Л. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание: монография. — М., 2003. С. 133.
  7. Морозова П. Л. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. 2000. № 3. С. 20.
  8. Пятаков А. В. Укрепление трудовой дисциплины: правовые проблемы. — М., 1979. С. 148.
Читайте также:  Отпуск после декретного отпуска, отпуска по уходу за ребенком: как рассчитать

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплинарная ответственность, Российская Федерация, служащий, дисциплинарный проступок, гражданская служба, должностной проступок, ненадлежащее выполнение, нарушение дисциплины, Служебная дисциплина, государственный работник.

Источник: https://moluch.ru/archive/246/56761/

Дисциплинарная ответственность государственных служащих за коррупционные нарушения

  • АННОТАЦИЯ
  • Цель статьи – обзор вопросов, затрагивающих привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные проступки.
  • Ключевые слова: государственная служба, противодействие коррупции, дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, коррупционное правонарушение.

Одним из ключевых направлений совершенствования государственного управления является развитие системы государственной службы страны, в связи с чем остро встает вопрос о недостаточной эффективности деятельности государственного аппарата, в том числе связанной коррупционными нарушениями.

Опасность коррупционных нарушений в органах государственной власти связана с тем, что ущемляются конституционные права и интересы граждан, разрушаются демократические устои и правопорядок, дискредитируется деятельность государственного аппарата, и в конечном итоге подрывается доверие граждан к власти.

Как справедливо отмечается в литературе, «в действующем законодательстве в целом, как и непосредственно в ФЗ «О противодействии коррупции» [3], до сих пор не выработан единый стройный подход к определению понятия «коррупционное правонарушение» и его квалифицирующих признаков» [12, с. 40].

Согласно положениям Модельного закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятом на Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, «коррупционное правонарушение – это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность» [7]. Соответственно, можно условно выделить четыре вида коррупционных правонарушений: преступления, административные правонарушения, деликты гражданско-правового характера и дисциплинарные проступки.

О значении дисциплинарных средств в деле противодействия коррупции в системе государственной службы свидетельствует тот факт, что только за вторую половину 2018 года по инициативе органов прокуратуры к дисциплинарной ответственности были привлечены 42755 человек, что на 4% больше, чем за аналогичный период 2017 года [14].

Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения установлен ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2].

Взыскания за коррупционные правонарушения (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия) применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

За период применения антикоррупционных норм ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» накоплена обширная судебная практика оспаривания как самих норм, так и практики их применения. Положения п. 2 ч. 1 ст. 59.2 и ч. 3 ст. 59.

3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» оспаривались в Конституционном Суде РФ. По мнению заявителя, нормы неконституционны, поскольку устанавливают единственный вид дисциплинарного взыскания — увольнение в связи с утратой доверия.

Тем самым нормы не позволяют учитывать тяжесть проступка, причины и условия его совершения, предшествующее поведение госслужащего. Отклоняя такие доводы, Суд разъяснил, что такое основание предусмотрено в качестве профилактики коррупции в рамках контроля за имущественным положением госслужащих.

Подобное правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы [8].

Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения дел по спорам, связанным с привлечением государственных служащих к ответственности за совершение коррупционных проступков, указал, что эта ответственность является дисциплинарной, а коррупционное правонарушение представляет собой разновидность дисциплинарного проступка.

По мнению Верховного Суда РФ, нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности увольнение по соответствующему основанию «в связи с утратой доверия» [9].

Взыскания за коррупционные правонарушения применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.

Ранее эти сроки составляли один месяц и шесть месяцев соответственно.

Другими словами, срок привлечения госслужащих к юридической ответственности увеличен в 6 раз, и это ещё раз подтверждает ужесточение антикоррупционных норм.

Как указал Конституционный Суд РФ в отношении применения ч.3 ст.59.

3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части срока в случае наложения на гражданского служащего, совершившего коррупционное правонарушение, «такой меры взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия, указанный срок, являющийся по своему характеру пресекательным, призван ограничить период неопределенности правового положения государственного гражданского служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия; установление указанного срока имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с государственной гражданской службы и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих государственную гражданскую службу» [9].

Брянский областной суд признал необоснованными доводы апелляционной жалобы о нарушении срока привлечения к ответственности за предоставление сведений о доходах, «поскольку срок привлечения к ответственности исчисляется не с момента представления справки гражданским служащим, а с момента поступления информации о совершении коррупционного правонарушения» [11].

Законодатель установил возможность применения конкретных видов дисциплинарных взысканий за совершение малозначительных коррупционных правонарушений: замечание — на государственной гражданской службе (ч. 3.1 ст. 59.

3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; замечание и выговор — в Следственном комитете (ч. 3.1 ст. 30 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [4]), органах внутренних дел (ст. 51.

1 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5]), выговор — на военной службе (ст. 51.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [1]).

Например, взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.

Анализ законодательства, регулирующего прохождение различных видов государственной службы, позволил сделать вывод о том, что, несмотря на малозначительность правонарушения, дисциплинарная ответственность для государственного служащего наступает в любом случае. Как указывает профессор С.Е. Чаннов, «факт совершения коррупционного правонарушения, невзирая на его значимость, является «черным пятном» в его биографии» [13, с. 2197].

Необходимо также отметить, что ст. 59.

3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусмотрено право представителя нанимателя снять со служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя [6]. Вместе с тем, ч. 6 ст. 59.3 установлено право гражданского служащего обжаловать наложенное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

К примеру, П. обратилась в суд с иском к управлению Федеральной службы судебных приставов по субъекту РФ о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п.1 ч. 1 ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Исковые требования П.

мотивировала тем, что она, исполняя обязанности судебного пристава-исполнителя в ходе исполнительного производства в отношении должника В., являющегося ее отцом, в устной форме информировала начальника отдела судебных приставов о своем родстве с должником. П.

полагала, что тем самым ею был заявлен самоотвод и соблюдены требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов. Кроме того, в отношении должника применены меры принудительного исполнения. Верховный Суд указал, что П.

должна была проинформировать непосредственного начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и заявить самоотвод в письменной форме до начала совершения исполнительных действий в отношении В. Решением суда в удовлетворении иска П. отказано [10].

Таким образом, обобщение судебной практики по делам, связанным с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, позволяет сделать следующие выводы.

Как показал обзор практики применения судами в 2014-2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, государственные служащие наиболее часто оспаривают в судах применение к ним дисциплинарных взысканий (в том числе в виде увольнения), наложенных за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, а также за нарушения требований, связанных с предоставлением сведений о доходах, расходах, а также об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего и членов его семьи [10]. При этом в качестве сторон в суде зачастую выступают не только служащие и их работодатель в лице соответствующего ведомства, но также комиссии по урегулированию конфликта интересов и аттестационные комиссии. В отдельных случаях с заявлениями об изменении основания увольнения государственных служащих в суд обращаются прокуроры.

Подводя итог изложению ключевых моментов, затрагивающих привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные проступки, отметим, что в противодействии коррупции задействуются все имеющиеся у государства правовые средства, при этом центральное место в этом механизме отводится выработке административно-правовых средств, реализация которых должна стать действенным инструментом предупреждения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.

Список литературы:

Источник: https://sibac.info/studconf/science/lxviii/139569

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector