Можно ли работать врачом без ординатуры или учась в ней

Наши коллеги из сообщества «Медач» проанализировали вступивший в силу приказ Минздрава №212. Он регулирует поступление выпускников вузов в аспирантуру и радикально меняет эту процедуру.

Теперь начинающим медикам, чтобы попасть на бюджетные места, придется набрать определенное количество баллов, сдав экзамен и продемонстрировав разные достижения.

Больше всего шансов будет у отличников-краснодипломников, стипендиатов именных стипендий и у тех, кто после института годик-три поработает в, к примеру, сельской амбулатории.

Остальным придется или платить за обучение, или заключать кабальный контракт с какой-нибудь больницей, которая заплатит за их обучение, или довольствоваться работой терапевтом или педиатром в участковой поликлинике. Студенты в ярости и составили петицию об отмене этого приказа.

Мы приводим их текст с незначительными сокращениям. 

Ключевые положения

1. Теперь для поступления в ординатуру необходимо сдавать тест, первый этап первичной аккредитации. Ординаторов, которые поступают в 2017 году, просто поставили перед фактом, что тестирование, проводимое в конце июня, определит их судьбу в дальнейшем.

2. Помимо экзамена важную роль играют баллы, которые студенты могли заработать за время обучения в университете. Они даются строго за определенные достижения, перечисленные в приказе 212н. Самым простым и эффективным способом набрать баллы будет медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения.

3. Количество бюджетных мест имеет существенный уклон в сторону целевого приема. В некоторых университетах (например, в КубГМУ, Кировской медицинской академии) свободного конкурса нет в принципе.

4. Поступить на бюджет, не имея целевого направления теперь чрезвычайно трудно. Минздрав сделал ставку на целевой прием, что обусловлено дефицитом специалистов в регионах.

5. После аккредитации и без ординатуры работать врачом можно, но только участковым терапевтом или педиатром.

6. Врач-интерн не может теперь бесплатно проходить ординатуру, если выбранная специальность совпадает с таковой, полученной в интернатуре.

Проще всего теперь попасть в ординатуру если заключить трехсторонний договор на целевое обучение. В этом случае бюджетная организация (например, больница) оплачивает ординатуру будущим сотрудникам, но при этом обучающийся должен после выпуска там отработать несколько лет. В противном случае ему грозит солидный штраф-неустойка.

Бюджетных мест по свободному конкурсу очень мало, редко больше 2-3 мест, поскольку большинство бюджетных мест отдается целевикам.

Можно ли работать врачом без ординатуры или учась в ней

Shutterstock/FOTODOM

Ординатура и зачем она нужна

Студент-медик, выпустившийся из университета, не становится сразу узким специалистом. Он может работать участковым терапевтом (для выпускников педиатрического и других факультетов есть свои аналоги), но например, заниматься хирургией или неврологией не может.

Для этого необходимо пройти ординатуру (раньше существовал вариант интернатуры длиной в один год, но теперь её не существует), которая длится от двух лет. Это гибрид университетского образования и стажировки в клинике. Ординаторы прикреплены к больнице (учебные базы), где они выполняют роль классических подмастерьев времен Ренессанса с поправкой на специальность.

Если с наставником повезло, то доктор показывает ученику различные аспекты своей профессии, если нет, то просто заваливает историями болезни и прочей рутиной.

Параллельно с этим ординаторы ходят лекции и сдают зачеты. Так продолжается до выпускного экзамена, после чего ординатор получает заветный сертификат и становится специалистом в своей области.

Как поступали в ординатуру до этого приказа? Сперва студент выбирал специальность (чаще всего это происходило на 4-5 курсе медицинского университета), а затем начинал готовиться к поступлению, читал литературу и посещал кружки. После выпуска он сдавал вступительные экзамены в конкретном учреждении (в случае автора это был СЗГМУ им.

Мечникова) и поступал. На вероятность поступления влияли наличие красного диплома, достижения в области науки (публикации, патенты, выступления на конференциях, участие в НИР и др.) и иных применимых областях.

Иногда в ординатуру шел студент, который уже проходил интернатуру по этой специальности и теперь хочет получить более глубокие знания.

Как поступают теперь: 

…Вступительное испытание проводится в форме тестирования.

Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.

Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.

Результат тестирования в баллах (1 балл равен 1 проценту) отражается в протоколе заседания экзаменационной комиссии, подписываемом в день завершения тестирования. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов (далее — минимальное количество баллов). Результаты тестирования действительны в течение календарного года

Источник: приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017г. №212.

Можно ли работать врачом без ординатуры или учась в ней

Shutterstock/FOTODOM

Да, вы все правильно поняли: теперь для того, чтобы поступить в ординатуру по какой-либо специальности, необходимо сдать экзамен по общей медицине, который одновременно является аккредитацией для участкового терапевта или педиатра.

Посещение кружков и чтение книжек по выбранной специальности теперь никак не помогут с поступлением, есть просто сумма баллов, а также целевое направление у тех, кто решил заключить договор со своим локальным дьяволом и после ординатуры будет отрабатывать несколько лет в соответствующих городе и учреждении.

Больше всего не повезло интернам: согласно приказу 212н, если человек уже проходил интернатуру по этой специальности, то он автоматически лишается права на бюджетное обучение в ординатуре.

Получив эту аккредитацию, в случае неудачи при поступлении в ординатуру можно пойти работать участковым терапевтом или аналогичным специалистом для других факультетов (например, участковым педиатром для педфака). 

Копим баллы

Одного теста для поступления в ординатуру недостаточно, необходимо еще насобирать дополнительные баллы. Как это сделать? Получать специальные достижения во время учебы. Очевидно, что у поступающих в ординатуру в 2017 году шансов получить какое-либо из этих достижений уже нет и теперь все зависит от того, как они провели эти шесть лет в стенах медицинского ВУЗа.

  • Красный диплом. +100 баллов. 75% “отлично”, ни одной “удовлетворительно” за 6 лет обучения в медицинском – это невероятно сложно. Долгое время красный диплом был предметом шуток, он был бесполезен. Теперь же это весомый аргумент.
  • Правительственные стипендии и стипендия Президента РФ. +100 баллов. Её можно получить за «выдающиеся способности в учебной и научной деятельности (победители олимпиад, творческих конкурсов, авторы открытий, двух и более изобретений, научных статей в центральных изданиях)».
  • Именные стипендии. +50 баллов. Если кратко, то именная стипендия — это любая другая стипендия помимо классической академической, повышенной стипендии, стипендии Президента, стипендии Правительства РФ. Вариантов множество, это и всем известная «Потанинская стипендия», стипендии различных коммерческих организаций (например, «Такеда», выплачиваемая Nycomed, или стипендия банка Центр-Инвест, доступная студентам из ЮФО), всевозможные стипендии губернаторов и правительств регионов (например, «Именная стипендия правительства Москвы»).
  • Иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию. Суммарно не более +50 баллов.Очень размытое определение, которое оставляет достижения на усмотрение учебной организации. Подробнее о них должно быть написано в правилах приема конкретного учреждения.
  • Стаж медицинского или фармацевтического работника. +50-80 и более баллов. Менее трех лет — 50 баллов, более трех лет — 80 баллов. Если работать в деревне или поселке, то можно получить астрономические 60 баллов за первый год с увеличением веса достижения на 5 баллов за каждый последующий год стажа.

Это самая спорная и неоднозначная часть нового приказа.

Начнем с того, что все те, кто учился, допустим, в медицинском колледже или работал фельдшером до поступления в медицинский ВУЗ дополнительных баллов не получают, поскольку в приказе ясно прописано: «Общий стаж работы в должностях медицинских и (или) фармацевтических работников в период с зачисления на обучение по программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, подтвержденный в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации». Что касается работы в селе, то это теперь гарантированный способ получить дополнительные 60 баллов к тем, что уже накопились за практику в медицинских учреждениях, то есть достаточно всего лишь год проработать где-то в глуши и студент может получить еще 60 к тем 50 или 80, что у него уже имелись за стаж работы во время обучения.

Большим недостатком реализации приказа является то, что сейчас он застал врасплох множество студентов, которые намеревались поступать в этом году, поскольку большинство из них готовились больше ко внутренним экзаменам по своей специальности, а аккредитацию считали неким факультативом.

Разумеется, у этих студентов теперь есть возможность лишь уповать на удачу и хорошо сданный экзамен, поскольку дополнительное количество баллов за счет стажа или стипендий набрать нет уже никакой возможности. И вот поставьте себя на место человека, который очень хотел поступить в ординатуру, но ему не хватило баллов.

Единственным вариантом набрать заветную сумму для такого студента будет работа в каком-либо медицинском учреждении после выпуска из университета, причем работа «на селе» будет явно в выигрыше из-за высокого числа баллов, которые можно там получить.

Вот это и есть то самое «рабство в поликлинике», которого так боялись студенты несколько лет назад, только получили они его в немного завуалированном виде.

Зачем все это делается

По данным Федеральной службы государственной статистики, число врачей общей практики неуклонно сокращается. Так, в 2011 году их было 10242 человек, в 2013 уже 10083, а в 2015 9935.

Между тем психиатрами работали в 2015 году по тем же данным 20605 человек, кардиологами 12939, хирургами 25898, рентгенологами 21069 и терапевтами (всего, не только участковыми) 76009 человек.

Шейман и коллеги в своей работе «Почему в России не хватает врачей» утверждают, что на 2011 год в России участковыми терапевтами работали 36827 человек, участковыми педиатрами 26232 человек, а врачами общей практики лишь 9218.

Несмотря на то, что о необходимости реформ в медицинском образовании говорили давно, по-настоящему активных действий не было до 2014 года, когда Минздрав начал вводить новые стандарты ФГОС 3+, а затем отменил интернатуру и стал создавать систему Непрерывного медицинского образования вместе с аккредитацией специалистов.

Можно предположить, что действия Минздрава, связанные с аккредитацией и ординатурой, направлены на ликвидацию этой бреши за счет притока кадров сразу после выпуска из медицинских ВУЗов.

Это обуславливается тем, что выпускники лечебного и педиатрического факультетов обретают возможность сразу же трудоустроиться после аккредитации на должность участкового терапевта или педиатра соответственно.

Так как теперь эта аккредитация обязательна для всех выпускников, а кроме этого многие из них будут мотивированы получить дополнительные баллы, можно сделать вывод, что хотя бы частично эту брешь Минздраву удастся закрыть.

При этом целевой прием будет обеспечивать региональные больницы специалистами, которые будут прикреплены подобно крепостным крестьянам (к счастью, временно) и за время действия договора (порядка 3-5 лет) способны хотя бы частично покрыть существующий дефицит.

Среди студентов устойчиво циркулируют мифы, что после аккредитации можно работать врачом общей практики, но это не так.

Несмотря на то, что задачи ВОПов похожи на таковые у участковых терапевтов, для того, чтобы стать врачом общей практики, необходимо пройти ординатуру.

Поэтому единственным вариантом для студентов, которые хотят работать врачом, но при этом не прошли в ординатуру, остается только быть участковым терапевтом или педиатром по крайней мере один год до следующей попытки поступления.

Почему это плохо

Начнем с того, что система индивидуальных достижений практически никак не отражает действительные знания и мотивацию студента обучаться на какой-либо специальности.

Никому не интересны полученные студентом грамоты, его выступления на конференциях и научные работы: совокупно за это можно получить не более 50 баллов, но шансы на его успешное поступление будут в разы выше при наличии стажа в качестве медработника.

Талантливый, но при этом обучающийся на коммерции студент имеет низкие шансы на получение стипендии Президента или Правительства РФ, а всего одна оценка «удовлетворительно» по любому предмету не позволит получить красный диплом и дополнительные 100 баллов.

Куда логичнее было бы усовершенствовать имеющийся социальный лифт так, чтобы он позволял студенту уже с первого курса «прокачиваться» в отношении будущей специальности подобно персонажу из компьютерных RPG-игр, набирая по ходу учебы какие-либо достижения и баллы, которые он мог бы затем использовать для поступления в ординатуру.

Таким образом система учитывала бы индивидуальные стремления в рамках медицинской науки и образования, а также поощряла развитие студента как будущего специалиста.

Вместо этого мы получили размытое «иные индивидуальные достижения» и неприкрытое желание Минздрава использовать бывших студентов в качестве эрзац-медработников в первичном звене медицинской помощи, куда их решили заманить перспективой получить столь ценные баллы.

Хуже всего то, что выпускников медицинских университетов просто поставили перед фактом, что теперь все окончательно изменилось, но сделано это было 8 июня — за 23 дня до аккредитационного теста, который теперь является ключевым для поступления.

Если бы это было сделано год назад, то многие смогли бы успеть кардинально изменить количество баллов, пересдав какие-либо экзамены или пройдя практику в качестве медработника, и более основательно подготовиться к тестированию, но теперь им лишь остается принять новые правила игры.

Многие специалисты критиковали аккредитационное тестирование и новые реформы. Одни из-за того, что оно проходит по «общей медицине», а не по какой-либо из специальности, ради которой они поступают в ординатуру.

Читайте также:  Самозанятые граждане: виды деятельности в 2020 году

Другие считают, что тестирование с вариантами ответа не может быть адекватным способом оценить уровень квалифицированности будущего специалиста.

Некоторые же к тестированию и аккредитации относятся положительно, считая, что теперь есть некий единый стандарт для всех и это обеспечит одинаковые условия для всех медиков, которые хотят стать специалистами .

Но не так страшен сам тест, как то, что он является во многом недоделанным и содержит ошибки.

Можно ли работать врачом без ординатуры или учась в ней Можно ли работать врачом без ординатуры или учась в ней

Эти примеры были взяты с официального сайта Методического центра аккредитации специалистов на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.

В результате этих внезапных изменений огромное количество людей в этом году не смогут нормально поступить в ординатуру и с понурой головой уйдут работать в поликлиники до следующего поступления.

Хватит ли знаний только выпустившемуся, неоперившемуся врачу? Будет ли он хорошо относиться к пациентам? Насколько качественно он будет выполнять свои обязанности? И самый главный вопрос: хватит ли тем студентам, которые не поступили в ординатуру, терпения, чтобы не бросить медицину совсем?

Источники и дополнительные материалы: 

Чумной Доктор, Елена Лисицына, Николай Лисицкий, Телли Мурадова, Cornu Ammonis

Источник: https://medportal.ru/mednovosti/news/2017/06/21/699medach-ordinator/

Может ли ординатор работать врачом стажером 2019

Можно ли работать врачом без ординатуры или учась в ней

Можно ли во время клинической ординатуры работать хирургом?

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия. Таким образом, несколько изменив терминологию, можно принять данное лицо на должность врача-стажера. Наставник должен быть назначен приказом Вашей медицинской организации из числа лиц, имеющих соответствующий сертификат специалиста, а также большой опыт работы по данной специальности. Поскольку работа в качестве наставника будет для данного медицинского работника дополнительной к основной, то за наставничество по правилам ст.

Новые правила ординатуры: прелести крепостного права

5.

В этом случае бюджетная организация (например, больница) оплачивает ординатуру будущим сотрудникам, но при этом обучающийся должен после выпуска там отработать несколько лет. В противном случае ему грозит солидный штраф-неустойка.

Бюджетных мест по свободному конкурсу очень мало, редко больше 2-3 мест, поскольку большинство бюджетных мест отдается целевикам.

Shutterstock/FOTODOM Ординатура и зачем она нужна Студент-медик, выпустившийся из университета, не становится сразу узким специалистом.

Можно ли взять на работу врачом-стажером учащегося в интернатуре?

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста, только под руководством врача-специалиста, имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия. Как видно, врачами-стажерами могут работать только лица, которые ранее были врачами-специалистами по аналогичной или другой специальности, то есть имеют сертификат.

Лица, обучающиеся в интернатуре, не вправе занимать должности врачей-стажеров.Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТСинева Татьяна Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ автор: служба Правового консалтинга ГАРАНТ Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или

Можно ли работать врачом без ординатуры или учась в ней

7:37, 12 сентября 2019 7:23,

Ординатура в 2019-2020 году

Это касается и необходимости работать, и сложности подготовки к поступлению, требующей времени, и отсутствия средств на оплату коммерческого обучения.

Теперь обучение в ординатуре единственный способ приобрести узкую специализацию, хотя пока непонятно станет ли это в итоге плюсом для людей.

К тому же поступить на дальнейшее обучение не так просто, хотя система баллов дает шанс даже тем, кто не смог продолжить образование сразу после вуза. Сейчас уже многие знают, что для поступления в ординатуру нужен определенный уровень баллов, получаемых за разные достижения.

В частности, наиболее ярким способом стала трудовая деятельность в поселках и деревушках. Система баллов, облегчающая поступление в ординатуру, условно подразумевает вынужденную работу медицинских кадров в сельской местности. Т.е. тем, кому не удалось поступить на дальнейшую ступень обучения с первого раза, смогут продолжить получать дополнительные баллы.

Выпускникам медицинских вузов разрешат работать врачами общей практики

Специально для таких занятий при каждом медицинском университете страны за последние несколько лет открыли свой так называемый симуляционный центр. Помещения в нем имитируют кабинеты в обычных больницах и поликлиниках.

Есть все необходимое оборудование вплоть до реанимации. Есть и пациенты. Их роли «играют» специальные манекены-симуляторы.

Подобно живым людям они реагируют на боль от инъекции и другие медицинские вмешательства. Таким образом, у студентов есть все, чтобы отработать необходимые на практике навыки до автоматизма. — Нужно студента, например, научить внутривенным инъекциям, — рассказал «Приморской газете» ректор Тихоокеанского государственного университета Валентин Шуматов.— Как их отрабатывать?

На живом человеке? Это неправильно.

Можно ли принять работника на работу, если он учится в ординатуре?

«О трудовых книжках»).

Следовательно лицо, не имеющее иной работы , не может юридически считаться совместителем.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 19.03.

2012 N 239н «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала»лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего

Ординатура в 2019 году: изменения, что будет

Насчитываются они в основном за стаж, при этом врачи в сельской местности получают больше стажа, нежели в городах.

Врач, который проходил интернатуру, не может бесплатно обучаться по такой же специальности в ординатуре. Изменения направлены на повышение качества медицинского обслуживания.

Уже сейчас многие начали отсеиваться.

Без ординатуры выпускник медицинского вуза может работать только терапевтом или педиатром при условии, что аккредитация сдана успешно. В СМИ уже расползаются

Каковы квалификационные требования и функциональные обязанности для должности «врач-стажер»?

Таким образом, ответы на ваши вопросы следующие: Вопрос: Требования к квалификации.

Высшее образование по специальности. 1.1.Выполняет утвержденный главным врачом индивидуальный план стажировки.

Такой план обязательно увязывается и согласуется с общим планом деятельности Работодателя. 1.2. Осваивает на практике теоретические знания по специальности. 1.3.

Постоянно повышает теоретическую подготовку в форме: изучения литературы, составления рефератов и их обсуждения, участия в работе научно-практических конференций, тематических собеседований с руководителем стажера, выполнения научно-практической работы, которая оформляется в виде доклада и заслушивается на конференции.

1.4. Изучает опыт работы специалистов Работодателя по вопросам, связанным с основной специальностью Работника. 1.5. Участвует в

Интернатура в 2019-2020 году

Но вместо сертификации молодой специалист теперь должен будет проходить аккредитацию, без которой он не сможет приступить к работе и получить допуск к пациентам.Аккредитация – это получение определенного количества баллов, которые насчитываются за:

  1. участие в различных медицинских мероприятиях (конференциях, семинарах, тренингах и т. д.);
  2. издание статей и научных работ в периодике, книгах и т. д.;
  3. применение сложных схем при лечении тяжелых заболеваний и т. д.

Предполагается, что данная методика оценки знаний будет запущена с 2021 года.

Но до сих пор остается много вопросов, которые касаются порядка проведения аккредитации (кто будет оплачивать проживание и поездку к месту ее проведения, можно ли будет сократить время приема пациентов, чтобы была возможность участвовать в научных исследованиях или семинарах и т.

д.) и методики выставления баллов. Впрочем,

Могу ли я при наличии сертификата стоматолога общей практики работать стоматологом-терапевтом?

№ 415 н при наличии высшего образования по специальности «Стоматология общей практики», а также интернатуры медицинский работник может занимать должности: врача-стоматолога; руководителя структурного подразделения — врача-стоматолога.

Для занятия должности врача стоматолога-терапевта нужно дополнительно окончить ординатуру по специальности «Стоматология терапевтическая» или иметь профессиональную переподготовку по специальности «Стоматология терапевтическая «. При этом отметим, что согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.

2010 N 541 н лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке

можно ли принять на работу студента ординатуры 2 курс на должность врача стажёра?

Наставник должен быть назначен приказом Вашей медицинской организации из числа лиц, имеющих соответствующий сертификат специалиста, а также большой опыт работы по данной специальности.

Поскольку работа в качестве наставника будет для данного медицинского работника дополнительной к основной, то за наставничество по правилам ст.

60.2. Трудового Кодекса работнику нужно установить доплату, размер которой должен определяться дополнительным соглашением к трудовому договору. На основании такого доп. соглашения нужно будет издать приказ о расширении обязанностей мед.

работника за счет наставничества и выплате ему за это доплату в согласованном размере.

Право заниматься самостоятельной медицинской (фармацевтической) деятельностью имеют только те граждане, которые получили специальное образование и сертификат специалиста. Сертификат специалиста представляет собой документ, который подтверждает право сотрудника на занятие медицинской деятельностью по соответствующему направлению (специальности).

Можно ли работать врачом — стажером во время обучения на соответствующий сертификат?

  • Я имею диплом врача, на данный момент обучаюсь в интернатуре по специальности психиатрия.
  • По моей просьбе главный врач скорой помощи разрешил мне работать врачом — стажером на специализированной психиатрической бригаде на время обучения в интернатуре с последующим трудоустройством.
  • Была проведена специальная должность с ставка врача — стажера.
  • Но через два месяца меня вызвали в отдел кадров, где сообщили, что мне нельзя работать врачом — стажером, т.

к. у меня нет сертификата врача — психиатра и что врач — стажер — это врач, который имеет сертификат по специальности, но просто не работал по ней несколько лет например.

Правы ли они? Имею ли я право работать врачом — стажером без сертификата?

10 Ноября 2016, 17:46, вопрос №1437105 Елена, г. Волгоград Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (1) 370 ответов 117 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Санкт-Петербург Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день, Елена.

Есть вот такие разъяснения. из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.

2010 N 541н следует, что В случае, когда врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера (провизора-стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста (врача-специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача-специалиста (врача-специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

10 Ноября 2016, 20:05 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Источник: http://dengi-pod-raspisku.ru/mozhet-li-ordinator-rabotat-vrachom-stazherom-2019-85244/

Выпускникам медицинских вузов разрешат работать врачами общей практики

В медицинских вузах с 2017 года полностью отменят интернатуру. Нарабатывать практику вчерашние студенты будут «в полевых условиях», в государственных поликлиниках и больницах. Начинающие медики станут врачами общей практики, участковыми терапевтами и педиатрами. Такие изменения диктует новый образовательный стандарт.

Нововведение направлено на усиление первичного звена в медучреждениях, подчеркивают эксперты. Однако есть риск, что все может выйти совсем не так, как предполагалось. Ведь, получив определенный опыт, вчерашние выпускники смогут уйти в частные клиники, и госучреждения вновь останутся без нужных специалистов, отмечает «Приморская газета».

Можно ли работать врачом без ординатуры или учась в ней

Цифры

В ближайший год система медицинского образования в России кардинально изменится. Выпускники вузов смогут выйти на работу уже после получения диплома. Раньше ждать этого им приходилось как минимум год.  Напомним, интернатура до прошлого года считалась обязательной формой постдипломного медицинского образования.

От нее освобождались только те, кто выбирал ординатуру или аспирантуру, позволяющие освоить узкую специальность. Все остальные должны были стать интернами, то есть отработать год в государственном медицинском учреждении под наблюдением практикующего врача.

Только после этого выпускники вузов получали сертификат, дающий право практиковать.

С 2017 года по окончании медицинского вуза всем выпускникам предложат пройти итоговую аттестацию. Экзамен включит компьютерное тестирование и выполнение практических заданий. Будущих стоматологов, например, могут попросить запломбировать или вырвать зуб. 

Читайте также:  Выписка из штатного расписания - образец 2020

Оценивать испытуемых станет специальная комиссия. В нее войдут преподаватели, врачи, представители общественных медицинских организаций из других регионов. Каждому из выпускников непосредственно перед экзаменом присвоят персональный номер — никаких фамилий и имен. Таким образом, человеческий фактор, то есть возможность подтасовать результаты, полностью исключен.

После успешной сдачи экзаменов молодые специалисты смогут работать в государственных больницах и поликлиниках в качестве сотрудников первичного звена, например, участковых педиатров, участковых терапевтов или стоматологов общей практики.

Примут таких специалистов и на Станции скорой помощи. Возможность перерасти в узкого специалиста у начинающих медиков будет. Но для этого, как и прежде, придется поступить в ординатуру. Срок обучения в ординатуре к следующему году увеличат.

Для разных специальностей он будет составлять от двух до пяти лет.

Поскольку раньше основной практический опыт студенты приобретали в интернатуре, теперь гораздо больше практических занятий появилось именно в преддипломном образовании будущих врачей, отмечают преподаватели. Специально для таких занятий при каждом медицинском университете страны за последние несколько лет открыли свой так называемый симуляционный центр.

Помещения в нем имитируют кабинеты в обычных больницах и поликлиниках. Есть все необходимое оборудование вплоть до реанимации. Есть и пациенты. Их роли «играют» специальные манекены-симуляторы. Подобно живым людям они реагируют на боль от инъекции и другие медицинские вмешательства.

Таким образом, у студентов есть все, чтобы отработать необходимые на практике навыки до автоматизма. 

— Нужно студента, например, научить внутривенным инъекциям, — рассказал «Приморской газете» ректор Тихоокеанского государственного университета Валентин Шуматов.— Как их отрабатывать? На живом человеке? Это неправильно. Для этого и существуют симуляционные центры. Там есть все как для оказания неотложной медицинской помощи, так и для принятия родов.

В 2016 году сертификаты на допуск к профессии уже получили начинающие стоматологи и провизоры, отметил Валентин Шуматов. С 2017 года аккредитацию сразу после получения диплома смогут получить выпускники также лечебного и медико-профилактического факультетов.

Каждый студент медицинского вуза — потенциальный сотрудник первичного звена, подчеркнул ректор. А это значит, что у поликлиник и больниц районов, где особенно не хватает врачей, наконец-то появился реальный шанс получить нужного специалиста, однако нужно уже сейчас стараться заинтересовать студента в том, чтобы после выпуска он пришел в конкретное учреждение.

В Приморье существует множество мер поддержки начинающих медиков, уточнили в администрации края. Есть, например, программа «Земский доктор». Молодые врачи, которые соглашаются не менее пяти лет отработать в глубинке, получают от государства миллион рублей.

За три года в программе приняло участие 58 человек. Кроме того, можно выучить для себя врача по целевому набору. Для главврачей — это шанс получить нужного для больницы специалиста. Для студента — возможность бесплатно учиться и гарантированное трудоустройство.

 

— Развитие кадрового потенциала — в числе приоритетных задач, которые стоят перед краевым здравоохранением, — заявил «Приморской газете» вице-губернатор Приморья Павел Серебряков. — И их мы решаем совместно с профильным вузом.

Внедрение нового образовательного стандарта призвано усовершенствовать амбулаторный прием в поликлиниках. Зачастую в них не хватает именно первичных специалистов.

Однако необходимо понимать, что часто кадров там не хватает не потому что специалистов в принципе нет, а потому что они есть, но предпочитают практиковать в частных клиниках.

Поэтому, наряду с совершенствованием образовательных стандартов, необходимо помнить и об улучшение рабочих условий для врачей в государственных медучреждениях, подчеркивают эксперты.

— Работа в государственных медицинских учреждениях должна быть конкурентоспособной по сравнению с частными клиниками, — заявил «Приморской газете» президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский.

— Иначе может получиться так, что молодые специалисты натренируются на обычных людях, пока учатся в ординатуре, а после ее окончания пойдут зарабатывать деньги уже в частные клиники. И это даже не их вина.

Поэтому необходимо принять меры и сделать, наконец, профессию врача именно государственного учреждения максимально привлекательной.

Источник: https://primgazeta.ru/news/graduates-of-medical-schools-will-be-allowed-to-work-as-doctors-in-general-practice

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена

Чемпионат мира по футболу и подготовка к нему, похоже, стали прекрасной ширмой для непопулярных законодательных инициатив. За несколько дней, прошедших с момента начала соревнований, Правительство РФ успело увеличить налоги, повысить пенсионный возраст и вступить в «торговую войну» с США.

Кроме того, недавно стали известны новые цены на обучение на платных отделениях в ординатуре медицинских вузов — именно после нее терапевты и педиатры становятся хирургами, окулистами, кардиологами. В новой реальности врачебного образования узкая специальность оказалась практически недоступна.

В мае учащиеся узнали, что стоимость ординатуры выросла более чем вдвое. Количество бюджетных мест при этом сократилось. Новые цифры кажутся заоблачными: например, подготовка по программе «Акушерство и гинекология» в Первом МГМУ им. Сеченова на данный момент стоит 748 тыс.

рублей за два года, по программе «Стоматология общей практики» — 788 тыс. рублей. При этом для желающих получить профессию акушера предусмотрено всего 15 бюджетных мест, 10 из которых — целевые, то есть предполагают обязательную отработку в компании, оплачивающей учебу.

На практике это означает, что «целевик» попадает в своего рода кабалу, когда работодатель в течение оговоренного срока распоряжается им как хочет, в том числе в вопросах, связанных с местом жительства и жильем.

И если условия не устраивают молодого специалиста (например, семье с двумя детьми компания выделяет однокомнатную квартиру в ненадлежащем состоянии), жаловаться, как правило, некуда.

Если на бюджет поступить невозможно, а на платное отделение нет денег, это означает одно: приходится выбирать между работой терапевта или медсестры и уходом из медицины. Многие студенты копили на ординатуру в течение всех шести лет обучения по программе подготовки врача-специалиста, но сейчас, за месяц до выпуска, выяснили, что этих средств ни на что не хватит.

При этом новые цифры попали в открытый доступ лишь в конце мая — именно тогда было согласовано количество платных мест в учебных заведениях, подведомственных Минздраву.

В некоторых вузах ребята обо всем узнавали сами, объявлений со стороны руководства не было: студенты просто следили за обновлениями таблиц с цифрами на сайтах и в профессиональных сообществах в соцсетях.

Ситуация, сложившаяся в высшей медицинской школе, осложняется еще и тем, что в прошлом году в России была отменена интернатура — последипломная практика, которую молодые врачи в течение года проходили в клиниках и больницах. Теперь выпускники сдают трехэтапный экзамен, который позволяет получить аккредитацию врача.

Она служит и разрешением на работу, и допуском к ординатуре: экзамены для поступления сюда также упразднены. В результате те, кто не может учиться на платном и не хочет работать медсестрой (медбратом), со студенческой скамьи попадают в первичное звено поликлинической помощи.

Студентов это пугает: страшно выходить в поликлинику без практики — как минимум, из-за ведения многочисленной документации.

Впрочем, по словам учащихся, никакого распределения на работу после выпуска сейчас не предусмотрено, хотя некоторые поликлиники оказывают поддержку молодым специалистам, и наблюдается рост зарплат в целом. Молодые врачи предоставлены сами себе, и по сути система толкает их к тому, чтобы не получать узкую специальность.

Многие остаются работать на должностях среднего медперсонала или бросают профессию. Выпускники с дипломом врача часто уходят в торговлю: устраиваются медицинскими представителями в фармкомпании и фирмы по продаже медоборудования. Есть и те, кто все начинает заново — например, в туризме или в области производства косметики.

В целом образование в сфере медицины, похоже, превращается в более масштабный аналог двухступенчатой системы «бакалавриат — магистратура», — вот только вторая становится все более дорогой и труднодоступной. В Минздраве говорят, что цель всех этих изменений — внедрить в России европейскую систему непрерывного медицинского образования. Однако на деле отечественная система пока выглядит совершенно иначе.

Для сравнения в Германии врачи тоже учатся шесть лет. В первые два года они осваивают общие предметы, проходят практику как медсестры, медбраться и сиделки, а также сдают первые госэкзамены.

Те, кто справился с испытаниями, попадают на 3-й курс, чтобы в течение трех лет изучать базовые направления медицины; теория в рамках программы перемешана с практикой.

Здесь можно самому выбирать курсы по любой понравившейся специальности.

На 6-м курсе учащиеся только практикуются: проходят стажировку по терапии (internal medicine), затем — по общей хирургии, в оставшееся время — по выбранной специальности. За этим следует второй госэкзамен, который позволяет получить допуск ко врачебной практике, впрочем, пока не самостоятельной.

Выпускники становятся «врачами-ассистентами», то есть не являются специалистами и не могут работать без куратора. Они поступают в резидентуру (аналог российской ординатуры), где в среднем учатся пять лет, приобретая и отрабатывая определенные практические навыки.

Только после этого медику присваивается статус врача‑специалиста.

Эксперты говорят, что из-за высокой продолжительности учебы немецкая медицина испытывает кадровый голод, и пока этот вопрос решается за счет иностранных кадров.

В России проблемы с количеством специалистов тоже налицо: не так давно фонд независимого мониторинга «Здоровье» Общероссийского народного фронта (ОНФ) выяснил, что в 2017 году общий дефицит врачей в государственных и муниципальных медицинских организациях России составил 21,2%.

Сильнее всего недостаток кадров ощущался именно в медицинских учреждениях первого звена: здесь обнаружилось 24,8% незакрытых вакансий участковых терапевтов, то есть четверть мест оставались пустыми.

Очевидно, Минздрав нашел способ решить этот вопрос — за счет принудительного ограничения числа медиков, получающих узкую специальность. Вот только как подобная инициатива скажется на здоровье людей, живущих в стране?

«Пару месяцев назад я планировала поступать в ординатуру, поскольку у меня были накопления на один год обучения. Я хотела стать неонатологом — работать с новорожденными. Но теперь я в раздумьях: очень сложно достать такие деньги. Обучение по моей программе на платном отделении в 2016 году стоило порядка 80 тыс.

рублей, в 2017 — около 96 тыс. рублей. Теперь же это 440 тыс. рублей за два года, то есть по 220 тыс. за год. При этом, если цены вырастут и в следующем году, будет переиндексация стоимости второго года, и он станет еще дороже.

В 2018 это коснулось людей, обучающихся на втором году ординатуры и поступавших на условиях прошлого года.

Для подавляющего большинства моих однокурсников эти суммы если не неподъемные, то значительные. Плюс, совмещать работу с ординатурой сложнее, чем с учебой в вузе. Возраст — свой собственный и возраст родителей — тоже волнует. Кроме того, мы учимся шесть лет, и у людей, поступивших не в 18 лет, а в 20 или в 21 год, зачастую уже есть свои семьи. Им справиться еще сложнее.

На бюджетное отделение мало кто надеется: там крайне мало, а то и вовсе нет мест. Из моих знакомых попытаться планируют краснодипломник и двое участников студенческих научных обществ, но даже они ни в чем не уверены. В ординатуру в принципе пойдут, помимо них, еще три-четыре человека. Остальные до сих пор в раздумьях.

Если я не стану поступать в этом году или не пройду, то, скорее всего, буду искать работу в поликлинике или средним медперсоналом, или вне медицины. В ординатуру я смогу поступить и позже, не обязательно идти в этом году.

Если бы сейчас у меня была работа, я бы просто продолжала попытки. Брала бы больше смен или нашла бы более оплачиваемую должность, чтобы иметь возможность что-то скопить. Но так сложилось, что в мае я работу потеряла.

Не знаю, что теперь будет.

Я почти два года работала детской медсестрой в роддоме, пару месяцев ходила на дежурства в реанимацию, где были новорожденные. Сначала не видела себя в этой специальности, а потом загорелась.

Мне интересна работа с детьми и с мамами, хотя пугает реанимационная составляющая и ведение в интенсивной терапии тяжелых детей.

Мне очень нравится педиатрия: дети, профилактическая работа, процессы роста и развития, генетика».

Источник: https://www.ucheba.ru/article/6175

Выпускники медвузов выбирают: остаться в медицине терапевтом или уйти из нее

Летом в петербургских поликлиниках в качестве терапевтов и педиатров начнут вести прием вчерашние шестикурсники медицинских вузов, которым не удалось поступить в ординатуру. «Доктор Питер» узнал, готовы ли они окунуться с головой в практическую медицину и можно ли доверить им пациентов.

Выпускники медицинских вузов Петербурга сдали госэкзамены и готовятся к трехэтапной первичной аккредитации. Те, кто успешно ее пройдет, получат свидетельство об аккредитации — документ, с которым можно уже с 1 августа устроиться работать участковым терапевтом или педиатром в поликлинику.

— У выпускников есть два варианта: кому-то удастся поступить в ординатуру, это порядка 40-45% от общего числа студентов 6-го курса, остальные пойдут работать к нам в первичное звено, — сообщал на заседании правительства Петербурга председатель комитета по здравоохранению Валерий Колабутин. По его словам, благодаря нововведению от Минздрава в поликлиниках ожидается двукратный прирост молодых специалистов.

Напомним, в разгар государственных экзаменов Минздрав издал приказ №212н «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования». Выпускники расценили его как препятствие для поступления в ординатуру. С одной стороны, они слышали, что в этом году будут изменения, но какие — узнали только сейчас.

В соответствии с приказом, в большей степени их судьбу определит единый тест в рамках аккредитации. Но кроме тестирования, в расчет будут приниматься достижения за все предыдущие годы учебы, каждое из которых оценивается в баллах. Самое большое количество баллов вчерашний студент получает за медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения.

Тому, кто не доберет нужного количества баллов, но получит аккредитацию, прямая дорога — в участковые терапевты или педиатры. Тем более, что количество «свободных» бюджетных мест в вузах резко сокращено: предполагается, что за государственный счет будут учиться в основном «целевики», поскольку в регионах — дефицит врачей «узкой» специализации.

В крупных городах, на селе, наоборот, в дефиците — терапевты.

— Когда вышел приказ, все нервничали и переживали, он вызвал резонанс в студенческом обществе, — говорят выпускники Первого меда. — Сейчас все успокаиваются, ищут пути выхода из ситуации.

Конечно, в ординатуру в основном идут на коммерцию. Но и там мало мест. Остальные вынуждены либо менять выбранную специальность, либо становиться терапевтами, либо уходить из медицины.

И многие, наверное, 25-30% склонны выбрать последний вариант.

Вернуть долг

Система, предложенная Министерством здравоохранения РФ, в этом году будет опробована впервые. Это попытка восполнить дефицит врачей в первичном звене. Долгое время для решения этой проблемы министерство просили вернуть распределение выпускников медвузов.

— К распределению из советской системы медицинской высшей школы в чистом виде вернуться мы бы не могли — это было бы незаконно.

Хотя в нем была логика — если ты обучаешься за государственный счет, будь добр вернуть государству долг, а дальше делай, что хочешь.

Та же логика работает и в нынешней ситуации, когда из выпускников решили сделать терапевтов, — говорит проректор по учебной работе Первого Санкт-Петербургского медицинского университета Андрей Яременко.

Конечно, Минздрав не насильно загоняет выпускников в поликлиники. Но на фоне сокращения бюджетных мест в ординатуру и изменения правил приема в нее, выбор для многих становится очевиден. Студентка 6-го курса лечебного факультета ПСПбГМУ им. Павлова Елена Артемьева хотела продолжить обучение в ординатуре и стать оториноларингологом.

Читайте также:  Производственный календарь 2020 года с праздниками и выходными

По новым правилам приема в ординатуру она имеет все преимущества для поступления — красный диплом, участие в научной и общественной деятельности, опыт работы в медицинской организации. Однако бюджетных мест по ее специальности по общему конкурсу в Первом меде просто нет. Все они распределены между целевиками и «платниками».

Целевое направление девушке получить не удалось, несмотря на обращения в медицинские учреждения и органы власти:

— Судьба тех, кто не готов платить за ординатуру, определилась — пойдем работать в участковую терапию, — говорит Елена Артемьева, она уже примирилась с будущей работой в поликлинике.

 Без целевого направления поступить в медвуз в Петербурге все сложнее

В том, что государство с каждым годом сокращает возможности для получения врачами узкой специализации, Андрей Яременко не видит ничего необычного:

— Каждый человек хочет быть уникальным и получать много денег. Но государству нужны врачи минимальной квалификации в максимальном количестве и с минимальной зарплатой. Это вечный конфликт между человеком и государством, и не только в России.

Например, если вы хотите стать пластическим хирургом в США, вам необходимо пройти огромный и тяжелый путь, вкладывать в свое образование большие деньги.

Если вы готовы быть general practitioner (врач общей практики), то просто пишите заявление и вас сразу же отправляют работать куда-нибудь в Оклахому, — отмечает проректор.

Будущих врачей больше всего пугают пациенты

Беда в том, что многие школьники, когда выбирают профессию, идут не в медицину, а в престижный вуз. Они прекрасно учатся, как правило, получают дипломы с высокими баллами и уходят в отрасль.

Дальше происходит встреча с пациентом и оказывается, что папы который может «решить вопросы» рядом нет, а есть пациент, который остался недоволен качеством лечения и имеет претензии. Встреча с пациентом лицом к лицу бывает очень драматичной.

К сожалению, не все к ней готовы, как не всегда готовы к начальным маленьким зарплатам. Такие почти сразу уходят из здравоохранения.

 Зарплаты врачей далеки от ожиданий российских студентов

Поэтому у главного терапевта Петербурга Вадима Мазурова допуск выпускников к работе в поликлиниках вызывает много вопросов.

— Им придется сразу же окунуться в реальную жизнь и работу. Пока непонятно, насколько они к этому готовы, — говорит Вадим Мазуров.

— Хватит ли выпускнику уровня подготовки, чтобы назначить инструментальные и лабораторные обследования? Сможет ли он вести документацию, заниматься профилактикой, диспансеризацией? Сможет назначить пациенту медикаментозную терапию, выбрать между оригинальным препаратом и дженериком, оценить возможные побочные эффекты? Конечно, у нас есть клинические рекомендации, подготовленные ведущими специалистами, которые врач-терапевт использует в работе. Но когда к нему в течение часа приходят пациенты с ОРВИ, ишемической болезнью сердца, синдромом раздраженного кишечника… Тут же нужно на столе иметь целую библиотеку, чтобы использовать возможности клинических рекомендаций. Такая работа — это огромная нагрузка, требующая серьезной подготовки. Я переживаю за этих детей.

По словам Вадима Мазурова, с настолько молодыми и неопытными специалистами администрации учреждений пока не сталкивались, поэтому от них в этом году тоже потребуется особенное внимание и терпение.

Ведь даже после обучения в ординатуре в поликлиники приходили работать единицы молодых специалистов, а кадровый дефицит решался в основном за счет врачей из других регионов страны, которые уже имели опыт работы.

По его словам, чтобы выпускник чувствовал себя хотя бы относительно комфортно в новой должности, понадобится минимум два года работы. «Этим ребятам нужно будет помогать, определить наставников и подготовить все условия для работы», — говорит Вадим Мазуров.

На поддержку рассчитывают и сами выпускники:

— Конечно все студенты переживают, справятся ли они с работой. Возможно, первое время мы будем находиться в одном кабинете с более опытным врачом, — говорит студентка Елена Артемьева.

— Но навыки все же у нас есть — последняя практика после пятого курса у всех проходила в поликлинике, новый образовательный стандарт готовил нас к работе участкового терапевта.

А для глубины знаний всегда есть справочное руководство — пользоваться им не запрещено.

В ПСПбГМУ им. Павлова отмечают, что готовы помочь своим студентам — для этого есть Центр взаимодействия с выпускниками и возможность телемедицинских консультаций:

— У них всегда есть возможность переговорить с представителем вуза, если возникают какие-то проблемы.

Ведь что самое страшное? Когда к тебе пришел больной, а ты не понимаешь, что с ним, — говорит Андрей Яременко и просит относиться к выпускникам с доверием.

— Каждый год во время эпидемии гриппа отправляем студентов 6-го курса на работу в поликлиники. И получаем много благодарных отзывов, они — и внимательные, и толковые, и выслушают, и помогут.

При этом Андрей Яременко признает, что выпускника все же сложно назвать полноценным врачом, который может осуществлять весь объем диагностических и лечебных мероприятий.

— Мне кажется, что должна быть какая-то промежуточная должность между выходом будущего врача из вуза и началом его широкой профессиональной деятельности. Когда в Германии человек получает водительские права, он в течение какого-то времени должен ездить в присутствии более опытного водителя. Что-то похожее должно быть и здесь.

В свое время была замечательная должность — врач-стажер. Она была создана для врачей, у которых был перерыв в работе более 5 лет. Они получали зарплату, но работали с наставником. Только после этого они выходили на полную ставку.

За рубежом тоже есть некая стажировка: у молодого специалиста есть наставник, он работает в коллективе, впитывает медицинские традиции, так и происходит его становление как врача, — говорит Андрей Яременко.

Прогноз: Останутся пришедшие в медицину «по любви»

Чтобы найти себе место в районной поликлинике, выпускники Первого меда могут воспользоваться специально созданной базой вакансий. Количество предложений, по словам Андрея Яременко, в ней достаточное для всех желающих. Но проблема в том, что многим из выпускников не нужны эти рабочие места — они просто не хотят идти работать участковыми терапевтами.

— У каждого есть мечта. Допустим, студент мечтал стать директором клиники авиационной медицины. Первая цель на пути к его мечте — попасть в клиническую ординатуру по экстремальной медицине. А сейчас ему поставили серьезный барьер в виде работы в поликлинике. И если он не хочет работать участковым терапевтом, он не будет этого делать, — отмечает Андрей Яременко.

По словам Вадима Мазурова, даже те студенты, которые отправятся работать в поликлиники, но «не по любви», а из-за безысходности, вряд ли останутся в первичном звене надолго. Это грозит поликлиникам текучкой кадров — молодые врачи будут отрабатывать какой-то срок и вновь пытаться попасть в ординатуру по любимой специальности.

— Это еще одна возможная проблема для руководителей учреждения — они подготовили молодого специалиста, создали комфортные условия для его работы. А через пару лет человек благодарит их и прощается.

Но, с другой стороны, другого выхода из нынешней ситуации с дефицитом врачей в поликлиниках пока нет. Может, и не все в итоге убегут. Когда я, проводя аттестацию, вижу молодого терапевта, то обычно спрашиваю, почему он работает в первичном звене.

Многие отвечают, что им здесь просто понравилось и захотелось остаться, — говорит Вадим Мазуров.

 Петербургским поликлиникам не хватает 500 участковых терапевтов

При этом главный терапевт Петербурга просит пациентов не бояться юных врачей:

— Я думаю, это все же не коснется уровня обследования и лечения пациентов. В конце концов, он зависит не только от терапевта. В лечении будут принимать участие и узкие специалисты. Но здесь тоже есть загвоздка — главное, чтобы выпускник медвуза не стал диспетчером, перенаправляющим своих пациентов к другим врачам для подстраховки. При таком подходе мы не подготовим хорошего специалиста.

Катерина Резникова

© Доктор Питер

Источник: https://doctorpiter.ru/articles/17251

«Вместо подготовленного в ординатуре специалиста в поликлинику идут работать неопытные врачи-лечебники»

Уже в следующем году число бюджетных мест в ординатуре должно увеличиться в 2,5 раза — до 11,5 тыс., в специалитете — до 22,5 тыс., об этом ранее заявляла глава Минздрава Вероника Скворцова. За шесть лет более чем в 17 раз должно вырасти число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования.

Реформировать кадровую систему начали два года назад. С 2016 года отменена интернатура для трех базовых врачебных специальностей: участковый терапевт, педиатр и общий стоматолог допускаются к работе сразу после вуза. Это, по данным Минздрава, позволило в прошлом году закрыть 6 тыс. вакансий в первичном звене, а в перспективе полностью решить проблему нехватки кадров

Отказаться от седьмого года обучения позволила в том числе новая система первичной аккредитации выпускников, заявляла ранее глава Минздрава.

С 2017 года аккредитацию по международным стандартам проходят все выпускники медвузов, а с 2021 года профессиональное тестирование практических навыков в медицинских симуляционных центрах и оценка личных профессиональных достижений станут обязательными для всех практикующих врачей. В среднем процедуру будут ежегодно проходить 130 тыс. врачей и 300 тыс. медсестер.

Впрочем, профессиональное сообщество считает нововведения слишком поспешными.

Первичное звено — ответственный участок, здесь решается 80% проблем здоровья человека, говорит председатель Московского городского терапевтического общества, д.м.н.

Павел Воробьев: «Подготовка такого специалиста требует постдипломного обучения в ординатуре, вместо этого в поликлинику идут работать неопытные врачи-лечебники».

  Ярославские врачи пожаловались на низкие зарплаты

Рассчитывать на возможность поступить на бюджетное место в ординатуру теперь можно только после трехлетней отработки в общей лечебной сети, и это отбивает желание учиться дальше, отмечает он. «К этому моменту у врача уже появится семья, ему будет сложно снова сесть за студенческую скамью», — говорит Павел Воробьев.

Система аккредитации не изменит сам принцип допуска к профессии, уверен директор сети клиник «Семейная» Павел Бранд: «Сдать сложный многоступенчатый экзамен, учитывающий современные медицинские тенденции, большинству врачей будет не под силу. Значит, скорее всего, экзамен будет формальным, иначе некому будет работать».

Высокий уровень теоретической подготовки — по-прежнему сильная сторона российского медобразования, говорит Павел Бранд, но система подготовки требует смены учебных пособий и принципов лечения. Основополагающим, по его мнению, должен, как во всем мире, стать принцип доказательной медицины.

Рецепт обучения

Нужны компетенции, говорит Илья Фоминцев: «Молодой доктор может перечислить виды пролежней, а принять решение, что с ними делать, он не способен». Проведенное в этом году фондом исследование показало, что система оценки в вузах не зависит от способности студента решать ситуационные задачи, принимать рациональные клинические решения.

Методологию обучения, которая не позволяет формировать общемедицинские компетенции, и систему оценки необходимо менять, считает Илья Фоминцев. Необходимо перестраивать и языковую подготовку в медвузах, отмечает эксперт.

Студенты медвузов и врачи лишены возможности перенимать лучший иностранный опыт из-за слабого знания иностранных языков, говорит Илья Фоминцев.

  Ярославских врачей обвинили в неэтичности

По словам Давида Мелик-Гусейнова, медицина — это область знаний, где «нельзя закрывать глаза на тройки». Действующая система финансирования вузов не создает условий для ротации студентов в пользу более талантливых и успевающих, считают эксперты.

Необходимо увеличивать часы практических занятий в клинических отделениях, говорит главный врач московской городской клинической больницы № 40 Сергей Аракелов: «Студентов уже на младших курсах необходимо обучать на базе клиник. Контакт с реальными пациентами — совсем другое дело, нежели теоретические представления о клинических случаях».

Практику нельзя заменить занятиями в симуляционных центрах, говорит Ольга Шарапова: «Такие центры есть во всем мире и очень важны для опытных врачей. Но студентов нужно брать в реальную операционную».

По ее мнению, необходимо вернуться к практике обучения в небольших академических группах (по 10–15 человек).

«Подготовка врачей никогда не стояла на потоке, это в том числе индивидуальный подход», — отмечает Ольга Шарапова.

Приходится чуть ли ни с нуля восстанавливать систему клинических баз для обучения студентов, говорит Ольга Шарапова: «На базе нашей больницы сегодня работает больше 30 кафедр, практически все заведующие отделениями являются сотрудниками этих кафедр и одинаково заинтересованы в качестве оказания медицинской помощи и в подготовке студентов и ординаторов».

  «Скорая» идет по подъезду и стучится в квартиры»

По данным ресурса Vademecum, сегодня на всю страну действует только 25 полноценных университетских клиник.

Право преподавателей всех медвузов заниматься медицинской деятельностью вернули лишь три года назад. «У нас кафедра госпитальной хирургии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова работает еще с 1978 года», — отмечает Сергей Аракелов.

Проект «Московский врач», в рамках которого столичное правительство доплачивает специалистам, успешно прошедшим квалификационные экзамены, по словам Давида Мелик-Гусейнова, показал важность материальной мотивации в отрасли.

Модернизация потребует переобучения и самих преподавателей медицинских дисциплин, подчеркивают в BCG.

Обучение преподавателей медвузов в ведущих мировых университетах с подписанием контрактов на разработку российских учебных программ, комплексная переподготовка медперсонала, включая курсы английского языка и цифровых инструментов, и внедрение специальных программ обучения медицинскому менеджменту с упором на управление бизнесом — первоочередные задачи, по мнению аналитиков.

Как сообщалось ранее, сентябрь – начало учебного года, время подведения итогов вступительной кампании в медицинские вузы и кадровых перспектив. Подробнее читайте: Выпускники хотят быть пластическими хирургами, а не работать на «скорой».

Медицинская Россия © Все права защищены.

Источник: https://medrussia.org/21833-vmesto-podgotovlennogo-v-ordinatur/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector