Профстандарт педагога в 2020 году, утвержденный правительством рф

Профстандарт педагога в 2020 году, утвержденный правительством РФ

В образовании проводятся изменения, которые затронут всех учителей, преподавателей, директоров. Основной проект «Учитель будущего» предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста. Какие изменения ждут учительский состав российских школ? Главные цели и задачи проекта и проведения новой аттестации учителей?

В российских школах сегодня более 15 миллионов учеников и 1,5 миллиона педагогов. Скоро и тех, и других ждет своя аттестация: по словам министра просвещения Ольги Васильевой, новая система аттестации учителей станет обязательной уже с 2020 года. Чем она отличается от ЕГЭ? Кто поставит оценку учителю? Что такое единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМы)?

В 2017 году введен профессиональный стандарт педагога. К 2019 году в него планируют внести изменения. Тогда в школах будут работать не только учителя, но и старшие и ведущие учителя. Чтобы ввести эти должности, придется изменить систему аттестации педагогов. О том, какие изменения ждут педагогов разбираемся в статье.

Ольга Васильева, министр просвещения России:

— Новая горизонтальная система учительского роста предлагает достаточно серьезные оценочные процедуры. Сначала — по собственному желанию в течение какого-то времени, потом — обязательные. Прежде всего проверяются предметные знания, дается психолого-педагогическая оценка учителю.

В 13 регионах у нас прошло добровольное анонимное тестирование учителей русского языка и математики. Большая часть с заданием не справилась, мы способствовали тому, чтобы каждый человек выработал траекторию совершенствования. Некоторым придется переучиваться, я так полагаю, года три.

В октябре 2018 года Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций учителей, в котором будут участвовать 18 тысяч человек из 45 регионов. Эксперты изучат, хорошо ли педагоги знают свой предмет и принципы подачи материала детям, умеют ли верно оценить ответы и решения учеников. Будут учитываться и другие критерии.

Пилотные регионы, участвовавшие в апробации новой модели:

Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Чеченская Республика, Краснодарский край, Красноярский край, Хабаровский край, Волгоградская область, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Рязанская область, Свердловская область, Томская область, Ульяновская область, Ярославская область.

— Цель — не «найти и наказать», а понять, как повысить качество преподавания в школах.

Для этого нужно получить объективные данные: как педагоги знают свой предмет, могут ли мотивировать ученика или, к примеру, выстроить индивидуальную образовательную траекторию, — рассказал проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин.

— Первый этап апробации новой модели аттестации уже прошел в 19 регионах: ее тестировали на практике 615 учителей и 462 студента педвузов. От них мы получили более 12 тысяч предложений, замечаний, вопросов. Доработанная, но не окончательная версия модели сейчас проходит широкое общественное обсуждение.

Основные цели и задачи проекта «Учитель будущего»

Национальная система учительского роста войдет в федеральный проект «Учитель будущего». Он во многом ключевой: не менее половины педагогов должны пройти переподготовку. Будет и новая система карьерного роста.

То есть не вертикальная: учитель-директор-завуч, а горизонтальная. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи. Например, учитель — наставник.

 

Обсуждение новой аттестации и ЕФОМов идет на сайте>>

Кроме того, сейчас проходит апробацию новая система аттестации учителей, которая станет обязательной уже в 2020 году. Проведение аттестации будет доступно «в два клика».

Не будет никакого портфолио, сбора грамот, благодарностей, подтверждающих, что педагог хорошо учит детей.

Поэтому для новой системы потребуется современная техническая база, которая постепенно внедряется в школах по всей стране.

Зачем нужна аттестация учителей?

Вовсе не для того, чтобы найти ошибки и наказать. Главное — понять, как повысить качество преподавания в школах

Профессиональный экзамен на основе единых заданий предлагается сдавать всем выпускникам педвузов — это станет «входом в профессию». Затем через какое-то время учителю нужно будет подтвердить соответствие занимаемой должности, сдав ЕФОМ. А если преподаватель не сможет пройти аттестацию? Его отправят доучиваться и повышать квалификацию.

В аттестационный «портрет учителя» входят еще три элемента, но собирать их будет администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников.

За все максимально можно набрать 100 баллов. До 60 — за прохождение ЕФОМ. Еще 20 баллов «подарят» успехи учеников, а условия профессиональной деятельности — максимум 5.

И еще 15 баллов могут принести индивидуальные достижения учителя.

Все это будет органично встроено в Национальную систему учительского роста, которую министерство просвещения разрабатывает по поручению президента. 

Переход на новую модель учительского роста пройдет в четыре этапа

  • — Первый этап: установление новых должностей педагогических работников (2017-2018)
  • — Второй этап: внесение изменений в профстандарт «педагог» в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций (2018)
  • — Третий этап: разработка нового Порядка проведения аттестации, составление и апробация Единых федеральных оценочных материалов (2018-2019)
  • — Четвертый этап: внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам.

Какой будет аттестация по новым правилам? 

Как будет проводиться новая аттестация учителей, начиная с 2020 года? Какие требования будут предъявлять к педагогам среднего общеобразовательного учреждения? Смогут ли получать бОльшую зарплату учителя, повысив свою категорию, пройдя аттестацию? Какие этапы будут проходить учителя при аттестации?

Члены комиссии будут оценивать предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные навыки. Точные формы оценки пока неизвестны. В сентябре-октябре 2017 проводилась апробация ЕФОМ: учителя проводили видеурок, решали предметные, методические и профессиональные (как выйти из определенной ситуации на уроке) задачи.

1. Проведение ЕФОМов

В ней планируется несколько элементов, но среди ключевых — Единые федеральные оценочные материалы. Если коротко — ЕФОМы. 

Для этого в каждом регионе организуют специальные площадки, где учителя будут выполнять задания по единым материалам, разработанным на федеральном уровне.

Какие предметы — в фокусе? В первую очередь, русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право, предметы «Россия в мире» «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Профстандарт педагога в 2020 году, утвержденный правительством РФ

Профстандарты станут обязательными с 1 июля 2016 года: вопросы и ответы

Для обычного «уха» аббревиатура ЕФОМ пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Учителям предложат отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, писать тесты по своему предмету и решать так называемые «педагогические кейсы».

Первый «блок» — письменная работа по предмету, на выполнение которой в апробации отводилось два часа. К примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные.

В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще.

И если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше.

«Обкаткой» Единых федеральных оценочных материалов параллельно занимается и Рособрнадзор.

— Ключевая задача в том, чтобы разработать и апробировать инструменты для оценки предметных и методических компетенций учителей, — говорит заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. — Какими должны быть эти материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога? Это вопрос, на который мы сейчас ищем ответ.

В планах до 2020 года — разработка ЕФОМов по всем школьным предметам. Апробация первых из них уже идет полным ходом: в ближайшие недели Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций, в котором будут участвовать более 20 тысяч учителей из 68 регионов.

В фокусе — русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право.

При этом будут учитываться условия работы педагогов: тип школы, в небольшом селе или мегаполисе, стаж, возраст… Всем участникам исследования ведомство также предложит оставить отзыв: что они думают о содержании и форме, в которой проходила «оценка».

— Результаты исследования будут обезличены: по сути, это не мы тестируем учителей, а учителя тестируют новую систему, — подчеркнул Анзор Музаев. — То есть на данном этапе это никак не отразится на профессиональной репутации педагогов. Подчеркну: никаких наказаний, увольнений, лишения премий в школах быть не должно.

2. Оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций

Еще один «блок», который предполагается в аттестации, — это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон.

— Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы.

К примеру, как научить его искать и анализировать информацию, — говорит Андрей Милехин. — Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка.) решенных примеров с выставленной за них оценкой.

Плюс — анализ учителя собственной работы на уроке.

3. Решение «педагогического кейса» на компьютере

И последний «блок» — решение «педагогического кейса» на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.

На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности.

В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом — 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах.

Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.

4. Дополнительные баллы к аттестации

Московский государственный педагогический университет предложил такую модель: учитель на аттестации может набрать максимум 100 баллов. До 60 баллов будет приходиться на оценку квалификации, до 40 — на оценку профессиональных качеств. Из этих 40 баллов отзывы учеников могут составить максимум 25 баллов, работодателя — до 10 баллов, 5 баллов — мнения выпускников.

Введение новых должностей в карьере учителя

В школах могут появиться новые должности — «старший учитель», «ведущий учитель». Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали.

И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то «старший» — разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, «ведущий» — выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.

Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший — по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей.

Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством.

Эти нюансы уже прописаны в новом профстандарте для учителей. Он не вступил в силу, но вполне возможно, что с 1 сентября 2019 года станет обязательным.

Читайте также:  Кадровые перестановки – что это

— Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна новая система, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности.

В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы.

И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать, — считает призер конкурса «Учитель года-2018», историк Илья Казанцев. 

Сама модель еще может сильно измениться: ее общественные обсуждения идут на сайте ЕФОМ.рф до 9 ноября. Министерство просвещения обсудил ее детали на всероссийской конференции.

Что за профстандарт «Педагог»?

Профессиональный стандарт «Педагог» рассказывает о том, каким должны быть учителя и воспитатели детских садов. В нем указаны трудовые функции, например, общаться с родителями или готовиться к уроку. К 2019 году в стандарте должна появиться модель профессионального роста — учитель, старший учитель, ведущий учитель.

Учителем может быть выпускник вуза, воспитателем детского сада — выпускник вуза или суза. Учитель должен качественно обучать детей по образовательным программам, уметь работать с любыми детьми и родителями, непрерывно обучаться и развиваться.

Старший учитель должен разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и развития и проектировать программы коррекционной работы. То есть старший учитель выполняет функции методиста.

Ведущий учитель должен организовывать разработку образовательных программ и обучение по ним, координировать работу педагогов, психологов, дефектологов. То есть выполнять функции администратора.

Кто будет аттестовать педагогов?

Комиссии, как и раньше. Сейчас комиссии состоят из опытных педагогов, экспертов, научных сотрудников: региональные власти самостоятельно создают локальные акты и определяют, кто будет входить в комиссию. Как будут назначаться комиссии по новым правилам точно неизвестно. Скорее всего, это будет единый порядок и единое для всех регионов положение.

А нельзя проходить по старым правилам?

Пока точно можно. Ольга Васильева, министр образования и науки РФ, в интервью «РИА Новости» сказала, что в ближайшие два года аттестация как минимум будет проходить по выбору: классически, как она идет сейчас, или по трем направлениям, которые предлагает новая система.

А если я не пройду аттестацию?

Отправят повышать квалификацию. К 2020 году планируют создать НСУР. Сейчас готова только дорожная карта: в 2018 году проводят совещания, апробируют формы оценки педагогов.

В 15 регионах введут новые правила аттестации — точный список регионов определят к концу 2018 года. В тестовом режиме работает сайт российской электронной школы.

На нем можно найти материалы для подготовки к урокам, разработанные лучшими учителями РФ. Как определялся список лучших, точно неизвестно.

К 2020 году заработает НСУР — национальная система учительского роста. В нее будут входить аттестационные комиссии, центры повышения квалификации педагогов

Когда начнут действовать новые правила?

Профстандарт уже частично действует. До 2020 года внедрят новые правила аттестации. За 2018 год разработают систему оценки педагогов, до конца 2019 внедрят новую систему повышения квалификации. Заодно будут повышать престиж профессии — улучшат награды и поощрения.

Новая модель аттестации учителей (схема)

Профстандарт педагога в 2020 году, утвержденный правительством РФ

Инфографика «РГ»: Антон Переплетчиков / Леонид Кулешов / Ксения Колесникова

Прямая речь

Татьяна Голикова, вице-премьер:

— В рамках нацпроекта «Образование» мы намерены направить на повышение квалификации педагогов 15 млрд рублей. Это возможность за будущие года подготовить и переподготовить порядка 50% педагогов, дать им такую возможность получения новых знаний в наших высших учебных заведениях.

Ольга Васильева, министр просвещения:

— В каждом регионе будут созданы центры непрерывного развития профессионального педагогического мастерства. Они могут создаваться на базе институтов повышения квалификации, развития образования. Эти центры будут образовывать единую сеть, и при них будут открыты аккредитационные центры.

Источник: http://informatio.ru/news/education/middledu/proekt_uchitel_budushchego_novaya_sistema/

Профессиональные стандарты

Главная Профессиональные стандарты Профстандарт педагога в 2020 году, утвержденный правительством РФ

1 января 2017 года должно было стать началом применения трех профессиональных стандартов в сфере общего образования:

10 января Минтруд России приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил еще один профессиональный стандарт – «Специалист в области воспитания» (далее – Профстандарт специалиста в области воспитания).

  • Однако без лишних вопросов начали применяться только два из четырех профстандартов.
  • На сегодняшний день нет вопросов о применении только двух профстандартов:
  • Другая ситуация сложилась в отношении Профстандарта педагога и Профстандарта педагога дополнительного образования.
  • Хотя официальных изменений о переносе даты начала применения в них не вносили и оба профстандарта должны применяться с 1 января 2017 года, появилась информация о переносе этой даты:

В настоящее время приказы о переносе даты находятся в стадии согласования. Есть вероятность, что в ближайшее время они вступят в силу.

Данная ситуация повторяет ту, которая сложилась в 2015 году. Тогда также Профстандарт педагога начал применяться с 1 января 2015 года. Однако Минтруд России приказом от 25 декабря 2014 г. № 1115н перенес срок на 2017 год. Причем этот приказ вступил в силу только 3 марта 2015 года.

Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования. Это указано на  сайте http://www.eseur.ru/Bez_otveta_ne_ostavim_/.

Есть три основных причины, по которым необходимо перенести дату начала применения этого профстандарта.

1. Необходимо установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.

2. Необходимо обеспечить сопряжение требований профстандарта со ФГОСами высшего образования. На сегодняшний день они не в полной мере соотносятся друг с другом.

3. Профстандарт описывает портрет идеального педагога. Но апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.

  1. Чтобы учесть все это, необходимо переработать Профстандарт педагога.
  2. Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) представил свои предложения в проекте Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников.
  3. В частности, МГППУ предложил дифференцировать владение профессиональными компетенциями педагога на три уровня под названиями:
  • учитель;
  • старший учитель;
  • ведущий учитель.

На следующем этапе планируют представить проект их «конкретных трудовых действий».

Кроме того, обсуждается разработка «предметных приложений» к профстандарту (в отношении учителя физики, учителя истории и обществознания и т. д.). Нынешняя редакция профстандарта содержит лишь два предметных модуля – «Математика» и «Русский язык».

Дату начала применения Профстандарта педагога дополнительного образования переносят, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечено на сайте Минобрнауки России.

Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.

Учитывая причины, можно сделать вывод о том, что серьезных изменений данный профстандарт не претерпит.

Профстандарт педагога и Профстандарт педагога дополнительного образования в таком виде, в котором они представлены сейчас, применять нецелесообразно. В них могут внести изменения.

Поэтому руководителю организации имеет смысл предусмотреть дату начала применения профстандартов в конкретной организации на более поздний срок. Чем ближе к 1 января 2020 года, тем безопаснее.

Почему именно к этому сроку?

Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность использовать профессиональные стандарты только (ст. 195.3 ТК РФ):

  • в части требований к квалификации;
  • в случаях, которые прямо предусмотрены законом.

При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.

Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года.

Несмотря на более позднее внедрение профстандартов, работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования.

© Материал из Справочной системы «Образование».

  • Профстандарт педагога в 2020 году, утвержденный правительством РФ
  • Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
  • Зачем  нужен профстандарт?

Ответ: Профессиональный стандарт работает в двух плоскостях: с одной стороны, это основа для анализа и реформирования  образования, а с другой стороны– это основа для регулирования трудовых отношений: требования к работникам, основа для аттестации  работников, присвоения квалификации и званий. Профессиональный стандарт предъявляет требования к регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических кадров.

В чем заключается процесс введения профстандарта ?

Ответ: Профстандарт с 01.01.2017 года должен применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

В чем заключается основные характеристики эффективного контракта?

Ответ: К основным характеристикам эффективного контракта относятся:

  • Наличие у образовательной организации государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем?
  • Система оценки эффективности деятельности работников организации (совокупность показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденная работодателем в установленном порядке?
  • Система оплаты труда, учитывающая различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденная работодателем в установленном порядке?
  • Система нормирования труда работников организации, утвержденная работодателем?
  • Подробная конкретизация с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Что на данный момент может быть рекомендовано руководителю образовательной организации по обеспечению перехода на профессиональный стандарт ?

Ответ: Вариант решения вопроса применения профстандарта педагога работодателями рассматривается в разработке «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», которые включают:

  • Критерии оценки квалификации;
  • Примеры должностной инструкции на основе профстандарта;
  • Пример трудового договора с учетом требований профстандарта ;
  • Рекомендации руководителю по оплате труда;
  • Рекомендации по порядку аттестации, основанной на профстандарте и др.

Источник: http://18gorodchudes.ru/professionalnyye-standarty

Официальный сайт ГБДОУ №39 — ПРОФСТАНДАРТЫ

Профстандарт педагога в 2020 году, утвержденный правительством РФ

Введение профстандартов
Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 года. «Профессиональные стандарты» вводятся в России для целого ряда профессий и специальностей в соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года.

Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.

 
План по организации применения профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по организации их применения (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами.

При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.
Апробация профессионального стандарта педагога

В каждом учебном заведении должен быть осуществлён комплекс мер по переходу на новые стандарты. Введение профстандартов педагога в каждой конкретной организации должно производиться соответствующими комиссиями, состоящими из представителей администрации организации и представителей профессиональных сообществ.

Точного, законодательно установленного плана перехода на настоящий момент не имеется. Для каждой организации он будет носить индивидуальный характер.

Примерный перечень рекомендуемых мероприятий, которые должна произвести комиссия (рабочая группа) учреждения с целью введения стандарта педагога может быть следующим:
— Уточнение списка стандартов учителей, которые необходимы к применению в конкретном учебном заведении.

Для этого требуется произвести сверку должностей сотрудников организации с наименованиями, принятыми в соответствующих стандартах. Итоги сверки необходимо будет отразить в официальном протоколе комиссии.
— Проверка трудовых договоров и внутренних актов организации.

В случае необходимости — внесение необходимых изменений в трудовые соглашения с работниками.
— Проведение проверки сотрудников на профессиональное соответствие нормативам профстандартов, в соответствии с занимаемой должностью.
— Составление итогового отчёта по результатам проверки с передачей его руководству.

Однако следует учитывать, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту.

— Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.

Читайте также:  Больничный лист в 2020 году: как рассчитать, как оплачивается, максимальный больничный

Требования профстандарта педагога
В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:
·Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.
·Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.
·Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
·Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.

Знаете ли вы?

Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий). В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника.

Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, в том числе и на её сопутствующие аспекты. В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2017 г.

) не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом. Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей.

Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций в зависимости от их специфики.

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования
Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования с 01.01.2017 г. также будет подчиняться новым госстандартам. В них представлены требования к воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне.
К педагогу дошкольного образования предъявляются следующие требования:
·Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребёнку состояния эмоционального спокойствия и благополучия.
·Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатель ему следует не только организовывать детей, но и обустраивать пространство и выделять время для самостоятельных свободных игр.
·Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника.
Также воспитатель обязан:
·Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста.
·Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов — психолога, логопеда и т.п.
·Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения.

·Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Источник: http://gbdou39.ucoz.net/index/profstandarty/0-43

Профстандарт педагога дополнительного образования с 9 сентября 2019 года

Профессиональный стандартпедагог дополнительного образования детей и взрослых

деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы A/01.6 6.1 Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы A/02.6 6.1 Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания A/03.6 6.1 Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы A/04.6 6.1 Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы A/05.6 6.2 B Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ 6 Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых B/01.6 6.3 Организационно-педагогическое сопровождение методической

Профстандарт педагога дополнительного образования в 2019 году

Для управляющих должностей педагогического состава предлагаются названия должностей:

  1. старший тренер-педагог;
  2. старший педагог дополнительного образования;
  3. старший педагог-организатор;
  4. старший преподаватель;
  5. старший методист.

Компетенции педагога дополнительного образования:

  1. организация досуга;
  2. удовлетворение всех потребностей интеллектуального, нравственного, физического совершенствования;
  3. помощь при освоении программ дополнительного образования.
  4. организация деятельности по эффективному усвоению знаний, развитию умений и навыков;
  5. создание условий для развития и формирования творческих способностей;
  6. формирование профессиональной ориентации учащихся;
  7. занятия по укреплению здоровья;

Профстандарт педагога доп. образования содержит требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г.

N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утратил силу)

513 Регистрационный номер I. Общие сведения Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых 01.

003 (наименование вида профессиональной деятельности) Код Основная цель вида профессиональной деятельности: Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ Группа занятий: Специалисты по методике обучения Преподаватели по программам дополнительного обучения (код ) (наименование) (код )

Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу

При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.

Источник: http://econsalting.ru/profstandart-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovanija-s-9-sentjabrja-2019-goda-62471/

В госдуме опровергли слухи о профстандартах с 2020 года

Глава комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина опровергла информацию о том, что россияне не смогут работать не по специальности с 2020 года. По её словам, новые поправки оговорят лишь отдельные требования в каждой конкретной сфере деятельности.

После введения поправок, связанных с профессиональными стандартами, россияне всё же смогут работать не по профессии. Об этом заявила председатель комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина, сообщает ТАСС.

«Профстандарт разрабатывается профессиональным сообществом, согласовывается Национальным советом по квалификациям и утверждается приказом Минтруда.

То есть, к каждой профессии, по которой объективно необходимо принятие таких требований, их вырабатывают профессионалы в конкретной сфере деятельности.

На его основании работодатель разрабатывает внутренние локальные акты, в том числе должностные инструкции, определяющие требования к конкретной должности», — сказала Баталина.

Вместе с тем, она подчеркнула, что в стране и сегодня существуют профессии, требующие специального образования: «Из 800 первоочередных профстандартов на текущий момент разработано примерно 250. Есть специальности, которые в обязательном порядке требуют специального образования, например, учителя, пилоты, целый спектр рабочих специальностей.

Без медицинского образования, например, нельзя работать врачом. В то же время есть специальности, где требования к образованию не такие жесткие. Многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели. Некоторые из них были сформированы 20, 30 лет назад. Понятно, что такая ситуация не отвечает потребностям современной экономики».

Баталина также отметила, что новые поправки призваны модернизировать экономику и сблизить потребности рынка труда с образовательной системой: «Система профстандартов в государстве, по сути, должна стать одним из главных инструментов модернизации экономики и сближения потребностей рынка труда с системой образования. У нас сегодня в этом вопросе существует колоссальный разрыв.

Люди получают образование, которое в дальнейшем не позволяет им работать, поскольку требования к специальностям не определены. Также существует значительный разрыв между теми требованиями, которые предъявляет работодатель при приеме на работу по конкретной специальности и теми образовательными стандартами, по которым готовят этих специалистов в образовательных учреждениях».

Она также пояснила, что экономика должна получать подготовленные кадры: «Поэтому обязательным следствием внедрения профстандартов является и пересмотр образовательных стандартов, для того, чтобы экономика получала подготовленные кадры.

Особенно это касается технических и рабочих специальностей, поэтому задача профстандартов, с одной стороны, показать человеку, к каким требованием он должен быть готов, если он планирует работать в рамках этой специальности, с другой — это выравнивание и повышение качества трудовой деятельности».

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила, что до конца декабря 2014 года Госдума может принять поправки в Трудовой кодекс касательно введения обязательного применения профессиональных стандартов, предусматривающих определённый набор требований к работникам по уровню образования, рабочему стажу и перечню умений.

Поправки в гл. 31 Трудового кодекса (о подготовке работников) об обязательном применении профессиональных стандартов в госсекторе были внесены на рассмотрение парламента ещё в июне 2014 года, а приняты они были в первом чтении в сентябре 2014 года.

Как отмечается, Трудовой кодекс получит новую статью — 195.2, в которой будут описаны применения профессиональных стандартов работодателями. Такие стандарты станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более половины которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2016 года.

В Министерстве труда пояснили, что «госсектор стандартно во всех сферах первый», и что именно с него надо начинать. Таким образом, применение профессиональных стандартов работодателями начнётся с 1 января 2020 года. Порядок стандартизации действующих сотрудников не поясняется.

Чиновники Минтруда рассказали, что Министерство юстиции ещё летом зарегистрировало 199 профессиональных стандартов, среди которых — «корреспондент СМИ» и «редактор СМИ», а к концу 2014 года их должно стать 350.

Стандарты корреспондента и редактора делятся на два типа: представители первого обязаны заниматься «работой над содержанием публикаций» (начиная с выбора тем и заканчивая редактированием), иметь опыт «не менее шести месяцев работы корреспондентом» и степень бакалавра «в области СМИ».

Представители второго типа обязаны заниматься «организацией работы» редакции (начиная с разработки проектов и заканчивая «установлением и поддержанием контактов с внешней средой») и иметь за спиной опыт  репортерской или редакторской работы сроком не менее трёх лет.

Вместе с тем, репортёры имеют те же самые требования по опыту работы и образованию (последнее должно быть высшим). Однако в каждом случае имеется указание на «необходимый» перечень «трудовых действий», «необходимых» умений и знаний. Для корреспондентов это «достоверные источники информации» и «правила охраны труда».

Позднее замглавы Минкомсвязи Алексей Волин заявил, что ведомство выступает против поправок в Трудовой кодекс, по которым журналистов можно будет брать на работу лишь по профессиональным стандартам.

«Минкомсвязь до прояснения ситуации с изменениями в Трудовой кодекс приостанавливает процесс согласования любых профессиональных стандартов в медиа отрасли. А если изменения, о которых сейчас говорится, будут приняты, то министерство потребует пересмотра уже принятых профессиональных стандартов, так как применить их в качестве обязательного инструмента невозможно», — сказал Волин.

По его словам, изначально с разработчиками поправок была достигнута договорённость о том, что пункты о профессиональных стандартах будут необязательными, и станут больше ориентирами, нежели требованиями: «Мы уверены, что не дело государства определять критерии сотрудников для приема на работу в частные компании. Мы также уверены в том, что главный редактор государственного СМИ лучше Минкомсвязи, Минтруда и всех иных ведомств вместе взятых знает, кто ему нужен и кто не нужен для работы».

Читайте также:  Корпоративное управление юридическим лицом – что это

В качестве примеров успешных журналистов Волин привёл сотрудников СМИ, которые не имеют профессионального журналистского образования.

Источник: https://www.tvc.ru/news/show/id/56511

Профстандарт педагога-психолога, утвержденный правительством РФ

Для чего разработан профессиональный стандарт для педагога-психолога? Какую характеристику имеет настоящий документ? Из каких разделов он состоит? Какие требования к работе профстандарт педагога-психолога, утвержденный правительством РФ, предъявляет к психологам? Ответы на эти вопросы вы получите в статье.

В 2018 году законодатели стали активно внедрять профстандарты для специалистов в сфере образования. Так, с 1 января текущего года вступил в силу профстандарт психолога. Какие же требования предъявляет настоящий документ к педагогам-психологам? И какая цель внедрения профессионального стандарта?

Активное внедрение профсоюзных стандартов началось в июне 2016 году. Это связано с низкой квалификацией специалистов. Но профстандарт педагога-психолога 2018, утвержденный правительством РФ носит только рекомендательный характер. Внедрение профессионального стандарта для психологов позволяет решить следующие вопросы:

  1. обеспечить необходимую профессиональную подготовку, которою должны иметь педагоги в общеобразовательных учреждениях;
  2. сообщить педагогу-психологу, какие требования к нему применяются;
  3. привлечь психологов к процессу повышения образовательного уровня в стране.
  • Профстандарт педагога-психолога начали применять с 1 января текущего года.
  • Посмотрите видео по теме:

Характеристика профстандарта педагога-психолога

В общем плане от профессионального стандарта, утвержденного для психологов, зависит:

  1. возможность того или иного школьного психолога и дальше занимать свою должность;
  2. величина заработной платы;
  3. начисление стажа, от которого в будущем будет зависеть размер пенсионного пособия;
  4. возможность карьерного роста.

Профстандарт является документом, который определяет как основные требования к педагогу-психологу, так и задает общее направление деятельности этого специалиста.

Профессиональный стандарт играет роль лишь рамочного документа. А это означает, что список требований к психологу может дополняться местными особенностями. Также свои требования к педагогу-психологу могут предъявлять учебные заведения, которые ищут кандидата на должность психолога.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Каждый профстандарт, включая стандарт для психологов, разрабатывался на основе одного макета, утвержденного 12 апреля 2013 года. Согласно этому макету профессиональный стандарт психолога с 1 января 2018 года, скачать который можно на этой странице после прочтения статьи, включает в себя следующие части:

  1. Дается общая характеристика специальности. В этом разделе указывается точное наименование профессии, деятельность, которою осуществляет этот специалист, классификация по ОКЗ и ОКВЭД;
  2. Функциональная карта. В этой части документа предоставляется перечень трудовых функций, которые необходимо выполнять педагогу-психологу;
  3. Характеристика рабочих функций. Указываются требования к каждой обобщенно трудовой функции. Кроме того, дается перечень умений, знаний, а также конкретных действий, которые обязан выполнять педагог-психолог;
  4. Информация об организациях-разработчиках.

Профессиональный стандарт необходимо зафиксировать в локальной документации, которая отражает следующие направления в деятельности учебного учреждения:

  1. Подбор кадров;
  2. Определение рабочих функций для педагогов-психологов;
  3. Реализация права на ДПО;
  4. Формы повышения профессионального уровня, включая сертификации и аттестации.

Начиная с января текущего года, руководители школ обязаны принимать во внимание требования, предъявленные в документе, во время поиска и принятия на работу нового педагога-психолога. Учитывать профстандарт требуется при организации аттестации, установлении локальных актов, должностных инструкций и расчете заработных плат.

Прочитайте полезные статьи по теме:

  • Аттестация в образовательной организации

Хороший педагог-психолог должен:

  1. Уметь разрабатывать и реализовывать все учебные планы, которые имеют отношение к развитию навыков у школьников, поддержке одаренных детей, поддержке подростков, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности;
  2. Уметь проводить психологическое обследование педагогов, обрабатывать результаты психологического мониторинга;
  3. Проводить интерактивные занятия, а также разрабатывать собственные психологические приемы;
  4. Знать основы психологической науки, знать ее основы, методы и принципы.

Процесс внедрения профстандарта предусматривает последовательную реализацию положений, которые содержаться в документе.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1097560-17-m7-profstandart-dlya-pedagoga-psihologa-harakteristika-tseli-struktura

Профессиональный стандарт педагога в 2019 году

Профессиональный стандарт педагога является частью обновленной национальной системы квалификаций. Они представляют информацию о требованиях к квалификации. Это своего рода база оценки квалификации и труда педагогического работника. Профессиональные стандарты пришли на смену устаревшим должностным инструкциям.

В них содержится информация о профессии, описаны обобщенные трудовые функции, а также требуемые уровни и подуровни квалификации.

Несмотря на то, что апробация этого проекта началась еще в 2013 году, работа на его содержанием будет вестись еще до 2020 года.

Все мероприятия по внедрению профстандарта планируется завершить до 1 января 2020 года.

В этой статье разберем основные разделы профессиональных стандартов педагогов, на которые стоит обратить внимание руководителю школьных организаций. Как мы уже сказали, профстандарт уже внедрен в систему школьного образования. Однако у многих до сих пор остаются вопросы, какие цели преследует этот документ.

Формирует образ современного педагогаКаждый педагог может использовать профстандарт в качестве ориентира для своего профессионального роста.

Регламентирует требования к отбору кандидатовРуководитель школьного учреждения может определить компетентность будущего сотрудника, оценив его знания и умения в соответствии с профстандартом.

Определяет необходимый уровень подготовки педагогаЕсли учитель не обладает какими-либо компетенциями из перечня профессионального стандарта, он вправе пройти курсы переподготовки или повышения квалификации. Директор может составить график и план переподготовки всех педагогических сотрудников школы.

Создает оптимальные условия для самостоятельного развития и роста уровня квалификацииПрофессиональный стандарт педагога четко прописывает требования к знаниям и умениям. Однако учителям предоставляется возможность самостоятельно выбирать пути достижения целей, реализовывать свои подходы в обучении.

Как видно, профессиональный стандарт призван не только определить курс развития педагога, но также является своего рода инструкцией по работе с персоналом для руководителя школьным учреждением.

Компетенции педагога – это отдельная тема. В данной статье мы лишь рассмотрим их структуру иосновные направления.Профессиональная компетентность сотрудников оценивается по трем направлениям:

  1. Владение педагогическими технологиями;
  2. Решение профессиональных задач;
  3. Контроль своей деятельности в соответствии с требованиями и нормами.

Профессиональные компетенции включают в себя следующие компетенции:

интеллектуально-педагогическая

  • применение знаний и опыта в профессиональной деятельности;
  • эффективное обучение воспитанников;
  • способность к инновационной деятельности.

коммуникативная компетентность

  • речевые навыки;
  • умение слушать;
  • экстраверсия и эмпатия.

информационная компетентность

  • умение получать достоверную информацию;
  • эффективный анализ получаемой информации;
  • внедрение новых информационных технологий для решения профессиональных задач.

регулятивная компетентность

  • управление своим поведением;
  • контроль эмоций;
  • стрессоустойчивость.

Также выделяют инструментальные профессиональные компетенции.

Инструментальные профессиональные компетенции

Предметная

  • знание профильной дисциплины;
  • использование современных методик преподавания;
  • отслеживание и знание современных направлений развития преподаваемой области.

Психолого-педагогическая

  • умение установить конструктивные и уважительные взаимоотношения с коллегами, воспитанниками и родителями;
  • владение психолого-педагогическими знаниями для решения воспитательных и образовательных задач;
  • умение находить индивидуальный подход в обучении в зависимости от способностей учеников;
  • поддержка благоприятного микроклимата в коллективе.

Методическая

  • умение отбирать и систематизировать материал;
  • умение организовать различные формы занятий;
  • знания в области инновационных технологий и их применение в обучении.

Ознакомиться с полным перечнем компетенции, а также требуемых знаний и умений можно в тексте Профессионального стандарта педагога на сайте Минтруда или профстандарт.ру.

3 главные особенности профессионального стандарта

Раньше школьный педагог учил школьников только своему предмету. Иногда он выполнял функции классного руководителя. Также в его обязанности входило организация уроков, разработка методов оценки знаний. Немало времени отнимала и работа с документами.Профессиональные стандарты призваны более четко сформулировать функциональные обязанности педагогических сотрудников.

1. Профессиональный стандарт призван дать определение современного педагога

Внедрение профессиональных стандартов кардинально изменит сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.

Характеристики современного педагога:

  • Мобилен и прогрессивен;
  • Способен находить нестандартные решения различных задач;
  • Имеет глубокие знания по профильному предмету;
  • Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для комплексного и многогранного изучения своей дисциплины;
  • Активно внедряет в систему обучения предмета IT-технологии;
  • Нацелен на получение новых знаний;
  • Постоянно самосовершенствуется, регулярно повышая уровень своих знаний;
  • Успешно и эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
  • Умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход. Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или, скажем, дети-эмигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.

Все эти аспекты современного педагога не являются чем-то недостижимым для современных выпускников. Некоторые трудности, скорее могут возникнуть у более опытных сотрудников, которые привыкли работать по устаревшим стандартам.Однако чтобы и дальше сохранять уровень квалификации и подготовки учеников, им придется соответствовать современным требованиям. Этика для педагога – это очень важный момент его профессиональной деятельности. Педагог находится в постоянном контакте не только с коллегами, но также с учениками и родителями. Именно поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.

Современный педагог обязан быть терпимым и толерантным во многих вопросах. На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:

  • религиозные направления;
  • политические убеждения;
  • разнообразие культур.

Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом!

Среди прочих функций:

  1. Педагог должен обеспечивать психологическую и эмоциональную защиту ученикам.
  2. Учитель – не только преподает новую информацию, он выступает в роли наставника.
  3. Педагогический работник поддерживает культуру образовательного учреждения.

Профессиональный стандарт определяет педагога, как вежливого, уважительного и корректного сотрудника.

3. Новые возможности карьерного роста

Раньше педагог мог иметь вторую, первую и высшую категорию. Это достаточно узкая градация должностей не стимулировала учителя к саморазвитию и профессиональному росту.

Сегодня в профессиональный стандарт педагога введена новая дифференциация должностей. Теперь предусмотрено 3 категории должности, которые педагог может занимать по результатам пройденной аттестации.

О новой модели аттестации мы писали ранее в этой статье.

  1. Учитель – проводит качественное обучение учеников согласно образовательным программам, взаимодействует с детьми, в т.ч. и с ограниченными возможностями, общается с родителями, а также регулярно повышает уровень профессиональной квалификации.
  2. Старший учитель – разрабатывает передовые образовательные программы, оказывает методическую поддержку коллегам-педагогам.
  3. Заведующий учитель – координирует работу учителей, психологов и дефектологов. Выполняет функции наставника молодых педагогов.

Такая градация должностей предлагает педагогу более комплексно подойти к своему профессиональному росту.

  1. Нет полного соответствия Профстандартов и ФГОС.
  2. Нет окончательного утвержденного списка компетенций для каждой категории должностей.
  3. Нет четкого вектора развития карьеры для каждой категории учителя. Решить эту задачу позволит новая модель аттестации.
  4. Пока еще не все педагоги обладают всем набором компетенций, указанным в профстандарте.
  5. Недостаток кадров. Это затрудняет использование в работе индивидуального подхода к ученикам.

Если педагог сдал национальное тестирование и успешно прошел аттестацию, но при этом не обладает какими-либо компетенциями, утвержденными профстандартом, увольнять его не будут.

Источник: http://xn--b1agja2bn.xn--p1ai/profstandart_pedagoga_2019

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector