Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это

Актуальность

Усовершенствование системы оплаты труда в госучреждениях — важная задача, решить которую призвана специальная программа Правительства РФ. Она предусматривает обновление и внедрение системы нормирования труда с учетом изменений, внесенных в базовые положения.

Нормирование труда в бюджетных учреждениях позволяет решить следующие задачи:

  • создать благоприятные условия для оптимизации рабочих процессов;
  • улучшить саму организацию труда и установить нормальные показатели его интенсивности;
  • повысить скорость и результативность обслуживания граждан, пользующихся госуслугами.

Дифференциация оплаты труда должна базироваться на оценке сложности выполняемых работ, оптимизации численности штата служащих и структуры формирования зарплаты. Для достижения хороших результатов доверяйте управление системой нормирования труда только опытным специалистам.

Услуги по разработке системы нормирования труда

Отсутствие системы нормирования труда в госучреждениях является нарушением ТК РФ, поэтому важно позаботиться о ее обновлении и изменении в строгом соответствии с общепринятыми правилами. Разработка нормирования труда в бюджетном учреждении — одна из востребованных услуг ООО «Институт труда». Она включает:

  • анализ действующей системы нормирования труда в муниципальных, государственных учреждениях, в том числе установленных условий его оплаты,
  • экспертизу и корректировку действующих, разработку новых нормативных актов,
  • расчет и надлежащее обоснование численности штата,
  • администрирование,
  • консультирование по возникающим вопросам.

Для достижения оптимальных результатов мы применяем методики сбора, анализа и оценки информации, на практике доказавшие свою эффективность. Чтобы воспользоваться нашим предложением, обращайтесь по телефонам, указанным на странице «Контакты».

Этапность выполнения работ

  • Анализ деятельности
    • анализ организации труда и регламентирующей документации по каждому подразделению
    • изучение условий выполнения работ на рабочих местах
    • исследование уровня применения норм труда по каждому рабочему месту
    • проведение функционального анализа по каждому рабочему месту с выявлением дублирования и узких мест
  • Исследования
    • разработка методологии проведения исследований по каждому подразделению
    • разработка бланков и форм для проведения исследований
    • проведение исследований на рабочих местах (хронометраж, фотохронометраж, интервью, видеонаблюдения)
    • сбор и обработка результатов исследований, формализация предварительных итогов
  • Разработка норм труда
    • расчет загруженности персонала по каждому рабочему месту
    • определение рабочих мест с низкой эффективностью
    • разработка норм и нормативов времени, норм и нормативов численности, норм выработки, обслуживания (по необходимости)
    • разработка рекомендаций по систематическому пересмотру норм труда для повышения эффективности
  • Разработка регламентов темы нормирования труда
    • разработка Положения о системе нормирования труда
    • разработка предложений для корректировки должностных инструкций и Положений о структурных подразделениях
    • разработка проектов форм приказов и ознакомительных бланков для введения, замены и пересмотра норм труда
    • обсуждение разработанных документов с заинтересованными лицами
  • Апробация разработанных материалов, результатов и решений. Внесение корректировок и подготовка итоговых материалов.
  • Применяемые методы
  • Почему заказывают у нас
  • Результаты для заказчика

Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это

  • научно-аналитические методы нормирования труда
  • методы научного сопоставления
  • микроэлементное нормирование
  • факторного дифференцирования
  • статистические методы
  • нормативные методы
  • бечмаркинг/метод лучших практик

Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это

  • высокая квалификация наших сотрудников (в проектных группах участвуют доктора и кандидаты наук, практики ведущих компаний и учреждений)
  • самый большой опыт реализации проектов в части разработки системы нормирования труда (реализовано более 100 проектов по данной услуге)
  • самое оптимальное сочетание ЦЕНА-КАЧЕСТВО
  • срок гарантийного сопровождения 5 лет (в течение 5 лет после реализации проекта на всем клиентам предоставляется бесплатные услуги в части консультирования, корректировок разработанных материалов и подготовки новых разработок)
  • стоимость проекта окупается в течение не более 5 месяцев применения результатов работ
  • работа без авансовых платежей
  • рассрочка платежа за оказанные услуги от 30 до 90 календарных дней

Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это

  • Положение о системе нормирования труда
  • Нормы и нормативы по труду
  • Инструкция о применении норм труда на рабочих местах
  • Проекты Приказов о введении, пересмотре, замене норм труда
  • Обучение персонала Заказчика по ведению и управлению системой нормирования труда

Стоимость

предприятия и организации от

8500

рублей на 1 штатную единицу персонала государственных (муниципальных) учреждений от

3500

рублей на 1 штатную единицу персонала

Услугой воспользовались

Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это

Источник: https://niitruda.com/service/normirovanie-truda-v-byudzhetnyh-uchrezhdeniyah/

Методы нормирования труда на предприятиях и в учреждениях — законодательство, задачи и организация

Содержание

Рассказать ВКонтакте Поделиться в Одноклассниках Поделиться в Facebook

Чтобы с минимальными затратами, но при максимальной отдаче использовать умственный потенциал, физические возможности, опыт и навыки сотрудников создана целая система. Нормирование труда – это процесс, с помощью которого организация определяет план физических или умственных затрат работника на производстве, чтобы установить уравновешенные соотношения между усилиями сотрудника и их оплатой.

Что такое нормирование труда

Одной из важнейших частей менеджмента социально-трудовых отношений является нормирование труда.

Под этим понятием скрывается процесс, в ходе которого анализируются физические или умственные затраты, необходимые для выполнения определенной единицы работы бригадами или отдельными специалистами, осуществляется контроль над издержками.

Анализ позволяет установить соотношения между мерами работы и затратами на нее. Нормы охватывают основное и вспомогательное производство.

Цели и задачи нормирования

Нормирование имеет несколько функций, выполняет не одну задачу. Функционал процесса включает следующие пункты:

  • планирование производства;
  • организацию рабочего процесса;
  • распределение обязанностей;
  • оценку деятельности отдельных работников для поощрения.

Нормирование призвано решать несколько задач. Основная – обеспечение постановки научно обоснованной меры трудозатрат на все виды работ для каждого сотрудника, занятого на производстве или управления им. Кроме того, процесс формирования нормативного баланса решает еще ряд задач:

  • выявление, а также использование резервов повышения производительности;
  • снижение себестоимости готовой продукции;
  • улучшение использования производственных мощностей;
  • оценку возможностей насыщения рынка сбыта конкурентами.

Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это

Виды норм труда

Опираясь на централизованно разработанные нормативы, предприятие или компания самостоятельно формулирует свои нормы труда – объем трудового задания (например, количество деталей), которое работник (бригада) должен выполнить за определенное время. Они призваны отражать различные стороны трудовой деятельности. В настоящее время основными видами по функциональному значению являются нормы:

  • времени;
  • выработки;
  • обслуживания;
  • численности;
  • управляемости;
  • нормированные задания.

Норма времени

Рабочее время, которое установлено для сотрудника (бригады) с учетом квалификации и условий для выполнения определенной единицы работы, называется нормой времени. Нормирование рабочего времени измеряется в человекочасах, расчет нормы времени на выполнение работы проводится по формуле: Нвр=Тпз +Топ+Торм+Тотл+Тпт, в которой Нвр – норма, а остальные элементы – время:

  • Тпз – на подготовку и завершение работы;
  • Топ – оперативное;
  • Торм – затрачиваемое на обслуживание рабочего места;
  • Тотл – затрачиваемое на отдых, личные потребности;
  • Тпт – необходимое для технологических перерывов.

Норма выработки

Для решения задач производства важно понимать, что такое норма выработки. Это показатель, задающий количество продукции, которую должен сделать сотрудник за смену или час. При расчете учитывается квалификация специалиста, организационно-технические условия. Этот коэффициент может быть высчитан по разным формулам, часто применяется Нвыр= Тсм/Нвр, в которой:

  • Нвыр – норма выработки;
  • Тсм — фонд времени;
  • Нвр – норма времени.

Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это

Норма обслуживания

Еще одним важным показателем является норма обслуживания, которая определяет количество объектов, требующих обслуживания за установленное время.

Примером может послужить количество станков, которые должен настроить наладчик за рабочую смену. Подвидом такой нормы является норма управляемости, которая применяется для руководящих должностей.

Расчет нормы обслуживания проводится по формуле Ноб=Тд/1об, где:

  • Ноб – норма обслуживания;
  • Тд – действительный фонд рабочего времени;
  • 1об – установленное время на обслуживание 1 единицы оборудования.

Нормирование труда в законодательстве

Трудовой кодекс устанавливает базовые требования к нормированию трудовой деятельности. В документе содержится раздел «Оплата и нормирование труда», в котором существует раздел «Нормирование труда».

Постановление правительства РФ «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда» от 11.11.2002 года раскрывает суть статьи.

Дополнительно используется еще ряд документов, регламентирующих этот вопрос, к ним относятся следующие:

  • рекомендации Госстроя РФ о нормировании труда;
  • приказ Минстроя РФ для работников банно-прачечных хозяйств, ритуального обслуживания, работников гостиничной сферы;
  • приказ Минкультуры для сотрудников библиотеки;
  • рекомендации Минсельхоза для ветеринарных специалистов.

Методы нормирования труда

В решающей степени точность установленной величины затрат рабочего времени зависит от выбранного метода определения нормы.

Под этим понятием скрывается совокупность приемов по изучению, анализу процессов трудовой деятельности, измерению трудовых, временных затрат, выявлению нормообразующих факторов и прочего.

Точное исследование даст показатель нормы затрат труда, который является необходимым и достаточным. Все методы делят на 2 группы: аналитические и суммарные. В Германии были разработаны 7 методов:

  • хронометраж;
  • расчет процессного времени;
  • метод мультимоментных наблюдений;
  • метод сравнения и оценки;
  • опрос;
  • системы заданных значений времени;
  • метод планового времени.

Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это

Суммарный

Когда определение необходимого времени проводится в целом, без анализа трудового процесса, нормообразующих факторов, моделирования эффективного устройства процесса труда, речь идет о суммарной методике. Нормирование работ суммарным методом имеет три разновидности:

  • опытное – используется личный опыт специалистов, занятых в сфере нормирования;
  • статическое – данные получены из статистических данных;
  • сравнительное (по аналогии) – сведения, полученные из сходной сферы с установленными нормативами, сравниваются с рассматриваемой работой.

Аналитический

При необходимости повысить производительность, эффективность труда используют аналитический метод.

Его суть заключается в том, что установка нормы осуществляется на основании всестороннего анализа фактически существующего процесса.

В результате выбираются оптимальные методы выполнения каждой части трудовой деятельности. Принято различать подразделение такой методики на несколько разновидностей:

  • экспериментально-аналитический – изучение трудового процесса в естественных условиях производства;
  • расчетно-аналитический – установление показателей по нормативам режима работы машин, нормативов времени на определенные операции;
  • использование типовых нормативов.

Нормирование и оплата труда

Исследования показывают, что в пределах одной отрасли продуктивность работы может отличаться в 2-3 раза. Ключевым фактором, влияющим на достигнутые результаты, является заработная плата как главный элемент стимуляции работников. Организация оплаты труда на любом предприятии предполагает разработку:

  • формы, системы оплаты трудовой деятельности;
  • систем должностных окладов;
  • параметров начисления премиальных выплат.

Со стороны государственного аппарата действует влияние на нормирование оплаты труда. Главный фактор – установление минимальной зарплаты. Еще регламентируются требования к оплате в тех случаях, когда нормы не были выполнены.

Если невыполнение – вина работодателя, то сотрудник должен получить сумму, равнозначную средней заработной плате или больше. При вине работника зарплата рассчитывается, исходя из реального объема выполненной работы.

Если причины не зависят от работника или работодателя, то сотруднику гарантируется выплата не менее 2/3 оклада.

Формы и системы оплаты труда на предприятии

Для каждого предприятия выбор формы и оплаты труда работников имеет большое значение. В зависимости от качества, количества и результатов труда при взаимодействии с нормированием и тарифными системами определяется порядок начисления заработков.

Вознаграждение является важнейшим элементов в мотивировании, привлечении и сохранении сотрудников на предприятии.

На практике используются две системы учета затрат: тарифная и организационно-техническая, в каждой из которых используются измерители: рабочее время и количество изготовленной продукции.

Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это

Определение должностных окладов

Для руководителей, специалистов и служащих используется окладная система оплаты труда. В соответствии с занимаемой должностью устанавливается должностной оклад за месяц.

На каждом предприятии есть список должностей и окладов, соответствующих им. Дифференциация зарплат может зависеть от квалификации, степени, звания и других особенностей.

Оплата руководителей оговаривается в трудовом договоре и называется контрактной.

Такая система оплаты может предусматривать премиальные выплаты за превышение количественных или качественных показателей. Законодательством предусмотрен ряд обязательных компенсационных надбавок и доплат:

  • за работу вечером и ночью;
  • за трудовую деятельность в праздники и выходные;
  • несовершеннолетним работникам;
  • за разъездной характер работы.

Разработка порядка начисления стимулирующих выплат и премий

Для поощрения сотрудников многие предприятия используют применение стимулирующих выплат. Премия – это выплата, которую выдают сотруднику за достижение определенного результата, за выполнение обязанностей сверх основной зарплаты.

Читайте также:  Увольнение по профнепригодности по здоровью, за нарушения – нормативы тк рф

Разрабатывается система премирования представителями отдела труда и зарплаты, службой развития сотрудников, а после она утверждается руководством.

Фиксируется положение о премировании как самостоятельный акт или приложении к коллективным договорам.

Работодатель вправе самостоятельно разрабатывать порядок начисления стимулирующих премий. Хотя система может быть индивидуальной для каждого случая, в нее должны включаться следующие пункты:

  • виды и периодичность премий, выплат для персонала;
  • итоги работы, которые дают право на премию;
  • круг лиц, которые претендуют на премирование;
  • показатели, от которых зависит наличие и размер премии;
  • правила расчета выплат;
  • условия депремирования.

Кто занимается нормированием труда на предприятии

Для крупных предприятий расчетом нормирования занимается целый штат сотрудников, а для небольшой организации может быть задействован труд только одного человека (кадровика), иногда требуется внедрение внештатного специалиста.

Инженеры по нормированию или организации процесса (нормировщики) владеют знаниями об отраслевых и межотраслевых нормативах, знают материалы, по которым осуществляется организация нормирования труда в определенной последовательности и другие тонкости, необходимые для решения поставленных задач.

Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это

Изучение и анализ затрат рабочего времени

Специалисты-нормировщики изучают рабочие места с целью определить возможность повышения эффективности труда за счет улучшения качества или количества. Используя методики нормирования, они формируют нормы труда для конкретных должностей или рабочих категорий.

В результате деятельности профессионала удается устранить потери времени, определить оптимальные приемы труда, построить структуру операций и последовательность действий, выявить причины невыполнения или значительного перевыполнения норм для оптимизации производства.

Разработка, замена и пересмотр норм труда

При внедрении новой или совершенствовании старой техники, технологий, снижающих трудоемкость и нагрузки работы, возникает необходимость пересмотра принятых правил.

Причиной для перерасчетов нормативов не могут стать достижения высокого уровня выработки продукции отдельными исполнителями, использующих новые приемы, технологии или совершенствование рабочих мест по личной инициативе.

Процесс оформления изменений соответствует процедуре введения норм в организации впервые.

Видео

Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это Нормирование и интенсификация труда как способы оптимизации штата компании

Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это Какие существуют формы и системы оплаты труда персонала

Источник: https://sovets.net/12592-normirovanie-truda.html

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно разработать нормы труда? | Вопросы подписчиков | Журнал «Кадровое дело»

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно разработать нормы труда, если по данным должностям нет разработанных типовых норм?

Ответ на вопрос:

Вопрос о нормировании труда может решаться на локальном уровне организации.

Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях утверждены приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 г. № 504.

Ответственность за состояние нормирования труда в учреждении возложена на работодателя. Работу по нормированию труда может организовывать непосредственно руководитель учреждения или же он может это поручить одному из его заместителей.

А вот разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда.

Желательно, чтобы выполнением работ, связанных с нормированием труда, занималось специализированное подразделение (служба) учреждения по нормированию труда. Ее создают с учетом численности работников и специфики деятельности учреждения.

Если такого подразделения нет, выполнение работ можно возложить на структурное подразделение либо работника, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы

  • Подробности в материалах Системы Кадры:
  • 1.Нормативно-правовая база
  • Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации
  • Статья 160. Нормы труда
  • Нормы труда – нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы – устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

(Часть в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ.)

  1. Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
  2. Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.
  3. КСС «Система Кадры» 2015
  4. 2.Литература
  5. Журнал «Зарплата в бюджетном учреждении» № 2, Февраль 2014
  6. Разрабатываем систему нормирования труда

Переход бюджетных учреждений на систему эффективного контракта в 2014 году предполагает, что зарплата сотрудников бюджетной сферы будет зависеть от показателей работы и от качества предоставляемых госуслуг. В связи с этим Минтруд России выпустил Методические рекомендации, призванные помочь при разработке систем нормирования труда в учреждениях*.

* Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях утверждены приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 г. № 504.

Зачем нужно нормировать труд

В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций (далее – Рекомендации) основными целями системы нормирования труда в учреждениях являются:

  • создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;
  • обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ, госуслуг;
  • повышение эффективности обслуживания потребителей госуслуг.

Система нормирования труда

Согласно пункту 2 Рекомендаций, при разработке (определении) системы нормирования труда в учреждении формируется комплекс решений, определяющий:

  • нормы труда, применяющиеся в учреждении, по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций);
  • методы и способы установления норм труда;
  • порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;
  • порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;
  • меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Установление системы нормирования труда. Систему нормирования труда рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда в учреждении (п. 20 Рекомендаций). В него можно включить разделы:

  • 1. Применяемые в учреждении нормы труда;
  • 2. Порядок внедрения норм труда;
  • 3. Порядок организации замены и пересмотра норм труда;

4. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

  1. При этом в приложении к разделу 1 приводятся:
  2. 1) ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;
  3. 2) примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);
  4. 3) расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);
  5. 4) методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда. › |

› | Положение о системе нормирования труда утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор (п. 20 Рекомендаций).

Работника необходимо ознакомить с нормами труда при заключении трудового договора (п. 23 Рекомендаций).

В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания также рекомендуется в трудовом договоре указать, что они выполняются в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

Работники должны быть извещены о внедрении новых норм труда не позднее чем за два месяца до их введения в действие (п. 24 Рекомендаций).

Ответственность за разработку и внедрение. Ответственность за состояние нормирования труда в учреждении возложена на работодателя (п. 5 Рекомендаций). Работу по нормированию труда может организовывать непосредственно руководитель учреждения или же он может это поручить одному из его заместителей.

А вот разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. Желательно, чтобы выполнением работ, связанных с нормированием труда, занималось специализированное подразделение (служба) учреждения по нормированию труда.

Ее создают с учетом численности работников и специфики деятельности учреждения. Если такого подразделения нет, выполнение работ можно возложить на структурное подразделение либо работника, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы (п.

6 Рекомендаций).

Подходы к разработке системы нормирования труда

При разработке системы нормирования труда определяются нормы труда применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении (п. 7 Рекомендаций). В ходе анализа условий выполнения этих процессов в учреждении рекомендуется учитывать:

  • используемые технологии, методики, стандарты выполнения работ (оказания услуг);
  • параметры работы и обслуживания применяемого оборудования;
  • условия труда на рабочих местах;
  • формы организации труда;
  • режимы труда и отдыха;
  • иные параметры (в том числе регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда).

Использование типовых норм. При определении норм труда рекомендуется проанализировать имеющиеся типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда и соотнести их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (п. 8 Рекомендаций). › |

› | Речь идет о нормах труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда».

Согласно пункту 9 Рекомендаций, на основе типовых норм труда могут быть определены для применения в учреждении:

  • нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);
  • нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т. п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);
  • нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций, объемов работ).

Назначение норм труда. Нормы труда могут служить для установления нормированного задания (установленного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени).

Нормы труда могут определяться на:

  • отдельный вид работ;
  • взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда);
  • законченный комплекс работ (комплексная норма труда).

Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда (п. 10 Рекомендаций).

Работа по определению норм труда. Она включает (п. 17 Рекомендаций):

  • анализ трудового процесса на основе стандарта оказания госуслуги, разделение его на части;
  • выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;
  • проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;
  • определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения этих процессов. › |

› | При проведении указанной работы рекомендуется ориентироваться на методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденные приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г. № 235, в части организации работы и проведения расчетов норм труда.

Наряду с нормами труда, установленными в учреждении на неопределенный срок, могут применяться временные и разовые нормы труда (п. 19 Рекомендаций).

  • Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.
  • Разовые нормы труда определяются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).
  • Методики определения некоторых норм и примеры расчета приведены в приложениях к Рекомендациям.
  • Важно запомнить Разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда.
  • КСС «Система Кадры» 2015

21.04.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт Системы Кадры

Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это

Самые важные изменения этой весны!

  • Квест-игра для кадровиков: проверьте, знаете ли вы, как изменилась работа с начала годаВ работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».
  • Готовый план главных дел кадровика на I квартал 2019 годаЧитайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году
  • Пять вредных привычек кадровиков. Узнайте, чем грешите выРедакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.
  • Запретные документы в кадровой службеИнспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.
  • Инструкция: как считать сроки кадровых процедур и не запутатьсяЕсли выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
Читайте также:  Договор о полной материальной ответственности кассира: образец

Источник: https://www.kdelo.ru/qa/3885-qqkss2-mojet-li-byudjetnoe-uchrejdenie-samostoyatelno-razrabotat

Минтруд объяснил, что такое бухгалтерский рай

Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это Минтруд России предлагает утвердить общеотраслевые нормы труда для бухгалтеров и финансово-экономических служб организаций. Предполагается, что документ носит рекомендательный характер. Однако в России есть такая традиция: через несколько лет превращать такие вот полезные советы в обязательный закон. Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России уже объявил, что привлечет к обсуждению все профессиональное сообщество. «Правила, придуманные теоретиками, нужно обсуждать и корректировать с практиками», — считают в ИПБ России.В конце ноября 2016 года ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты РФ разослал по профильным организациям придуманные специалистами этой организации регламенты для пяти профессий. На первом месте стоят бухгалтеры и работники финансово-экономической сферы. Первая же публикация на Клерке (https://www.klerk.ru/buh/news/454805/) об этом вызвала широкое обсуждение среди бухгалтеров.Мнения разделились. Одни ругают Минтруд и всех кто вокруг за то, что «придумывают ерунду», в то время как есть намного более насущные проблемы, другие призадумались. Ведь, действительно, в этих нормах описан бухгалтерский рай! Недаром эту работу написал целый научный институт. Предусмотрели все: расстояние между столами (0,75–0,9 м), цвет папок (разные должны быть), расположение окон по отношению к рабочему столу (слева), наличие цветов, которые успокаивают нервы и вообще лечат психоз. Красота!

Только бухгалтеры, как никто знают, что все эта прелесть ложится тяжким грузом на постоянные затраты организации, которые сейчас очень любят снижать всякими способами. И порой приходится выбирать — или цветочки и окна слева, но дома на пособии по безработице или каморка с электрическим освещением, но со стабильной зарплатой.

Как и положено институту, не обошлось без формул по вычислению затраченного труда и коэффициентов участия. Впрочем, наверное, все по делу, поверим в это, учитывая биографию Максима Топилина, министра труда РФ (см. справку «Кто все эти люди?»), который курирует работу авторов нормативов.

Топилин всю жизнь работал в сфере организации и охраны труда, уж если он ошибается, то кому верить?

В частности, в проекте правил говорится о наименовании должностей при формировании штатных расписаний служб бухгалтерского учета и финансово-экономических служб.

Они должны быть как в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих и соответствовать профессиональным стандартам. Интересно, что «выполнение работ исполнителями другого должностного наименования не может служить основанием для каких-либо изменений нормативов труда».

То есть, если бухгалтера в штатном расписании обозвать главным экспертом по учету финансов, то все равно он должен трудиться согласно правилам Минтруда для бухгалтеров.

Также в правилах предусмотрены нормативы загрузки бухгалтера. Например, работу по расчетам с персоналом организации до 200 человек можно поручить одному бухгалтеру, если свыше — нужны дополнительные специалисты. И так по многим пунктам. Подробнее смотрите тут.

Согласно письмам Минтруда, который разослал эти проекты по профессиональным объединениям, отзывы, пожелания и возражения можно направлять на электронный адрес КагроуаРУ@го8т 1п1т с 1.ги, с подтверждением на бумажном носителе, до 19 декабря 2016 г. Времени, как видите, в обрез.А то ведь утвердит Максим Топилин эти правила, вот и приказ его уже готов.

Об утверждении общеотраслевых норм труда на работы, выполняемые специалистами по бухгалтерскому учету и финансово-экономическими службами

В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст.

 4583), п р и к а з ы в а ю:

  1. Утвердить общеотраслевые нормы труда на работы, выполняемые специалистами по бухгалтерскому учету и финансово-экономическими службами, согласно приложению.
  2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на

заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Л. Ю. Ельцову.Министр М. А. Топилин

Деятельность работников бухгалтерских и финансово-экономических служб регламентируется: законами РФ (Конституция, например), законодательными актами, положением о службе бухгалтерского учета и финансово-экономической службе (управлении, отделе, секторе, бюро), должностными инструкциями исполнителей. Также нужно пользоваться Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), методическими рекомендациями органов государственного управления, отраслевыми положениями, указаниями и рекомендациями.

Кроме того, одним из ключевых документов о профессии современного российского бухгалтера уже признан профессиональный стандарт «Бухгалтер», который разработан и внедрен Институтом Профессиональных Бухгалтеров Росиии (ИПБ).

Правила разработаны ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» и подписаны заместителем руководителя Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда Фроловой Анжелой Васильевной. Ее биография на сайте Минтруда не указана, есть только справка о руководителе А. В.

Фроловой, директоре Департамента Маслова Марине Сергеевне.

Она родилась 7 апреля 1965 года в г. Москве. В 1987 году окончила Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе по специальности «организация и нормирование труда». В период 1987–1990 работала инженером, экономистом Московского машиностроительного завода «Знамя революции» (г. Москва).

В 1990–1993 — аспирант НИИ труда Министерства труда Российской Федерации, 1993–1996 — научный сотрудник, старший научный сотрудник НИИ труда Министерства труда Российской Федерации, 1996–2012 — начальник отдела, заместитель директора Департамента экономики, социального развития и приоритетных программ Министерства экономического развития Российской Федерации, г. Москва.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Для полноты картины приведем биографию Министра труда РФ, Максима Анатольевича Топилина. Он родился 19 апреля 1967 года в г. Москве. В 1988 году окончил Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, по специальности — экономист.

С 1988 по 1988 — младший научный сотрудник отдела НИИ труда Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам, г. Москва.

С 1988 по 1991 — аспирант НИИ Труда Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам, г. Москва.

С 1991 по 1994 — старший научный сотрудник, заведующий сектором НИИ труда, г. Москва.

  • С 1994 по 1996 — специалист-эксперт, консультант отдела труда, занятости и миграции Департамента труда, здравоохранения и социальной защиты населения Аппарата Правительства Российской Федерации.
  • С 1996 по 1997 — консультант отдела социальной политики и труда Департамента труда и здравоохранения Аппарата Правительства Российской Федерации.
  • С 1997 по 2001 — Департамент социального развития Аппарата Правительства Российской Федерации.
  • С 2001 по 2004 — заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации.
  • С 2004 по 2008 — руководитель Федеральной службы по труду и занятости.
  • C 2008 по 2012 — заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

21 мая 2012 г. назначен Министром труда и социальной защиты Российской Федерации. Кандидат экономических наук.

Именно поэтому Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и взял на себя ответственность защитить интересы простых бухгалтеров, которых, между прочим, в России насчитывается почти три миллиона. Ведь очевидно, что любые теоретические разработки нуждаются в самом пристальном внимании профессионального сообщества.

К сожалению, реальность часто вступает в жесткое противоречие с самыми благими намерениями.

Поэтому ИПБ России намерен жестко защищать интересы простых бухгалтеров, и самым критичным образом отнестись к предлагаемым Минтрудом общеотраслевым нормам труда на работы, выполняемые специалистами по бухгалтерскому учету и финансово-экономическими службами организаций.

Читайте ещё

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/454962/

Нормирование и оплата труда

Нормы труда, как эффективный инструмент учета и анализа затрат очень важны в экономике в целом и каждой отдельной компании в частности.

Установленные экспериментальным или опытным путем, они применялись в производстве издавна, но лишь с 19-го века нормирование труда стало научной теорией.

Сегодня существуют типовые, отраслевые, локальные нормы труда, под термин нормирования подведена колоссальная научная база, постоянно совершенствующаяся, но мы постараемся разъяснить основные аспекты этого понятия.

Нормирование труда на предприятии: что это

Сфера менеджмента, объединяющая грамотное управление фирмой с установлением идеальных соотношений мер труда и его оплаты, является фундаментом нормирования и оплаты труда.

Сегодня вопросы норм труда решаются в рамках ответственности компании и регулируются законодательными нормами ТК РФ: ст. 159 гл.

22 обеспечивает использование систем нормирования труда, устанавливаемых работодателем с учетом мнения профоргана или коллективным договором, а ст. 129 ТК РФ дает определение зарплате, как вознаграждению за труд.

Выражается мера затрат труда нормами:

  • времени;
  • выработки;
  • обслуживания;
  • времени обслуживания;
  • численности работников (управляемости).

Нормы труда рассчитываются с учетом применяемых производственных технологий и особенностей организации. Для работ, однородных по выполнению, устанавливаются и применяются типовые нормы — отраслевые, межотраслевые, профессиональные и др.

Кроме норм труда существуют нормативы, рассчитываемые для конкретных вариантов типизированных или усредненных условий. Они становятся базовыми для расчета норм труда. Обоснованные нормы базируются на технико-экономических параметрах производства вкупе с допустимыми нагрузками и их оправданной интенсивностью.

Организация, нормирование и оплата труда на предприятии

Под организацией труда в компании понимается целый ряд мероприятий, направленных на создание приемлемых условий для эффективного функционирования компании, в том числе и успешного воспроизводства рабочей силы.

В этом комплексе нормирование труда становится важнейшим и понимается не только, как определение критериев затрат труда в виде норм на выполнение трудовых операций, но и практическое совершенствование мотивации, т. е.

оплаты труда, улучшение условий труда и повышение трудовой дисциплины.

Методы нормирования труда

Устанавливая нормы труда, компании используют разные методы. Наиболее распространены аналитический и опытно-статистический. Аналитический метод представляет собой научный подход, предусматривающий нормирование труда и расчет численности персонала на основе:

  • исследования трудового процесса в целом и рассечения его на составляющие элементы;
  • глубокого изучения влияющих на трудозатраты причин;
  • совершенствования способов выполнения операции;
  • расчета временных затрат на выполнение работы;
  • испытаний и последующего внедрения новой нормы в производственный процесс.

Аналитический метод объединяет два способа разработки норм труда:

  • расчетный, в основе которого лежат типовые нормативы;
  • исследовательский, определяющий нормы хронометражными измерениями, фотографиями рабочего дня, изучением временных потерь.

Опытно-статистический метод рассматривает созданное за прошлые периоды положение в компании как базовое для сравнения с планируемым периодом. 

Нормирование труда в бюджетных учреждениях

Сегодня коренным образом меняются организация и нормирование труда в муниципальных и госучреждениях. Это предусмотрено распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, утвердившим «Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда, изменения и разработки типовых норм труда федеральными органами исполнительной власти в период с 2013 по 2018».

Заключается она в переходе на прогрессивную систему эффективного контракта: предполагается, что заработок персонала бюджетной сферы будет зависеть от показателей работы и от качества госуслуг, предоставляемых гражданам.

Вследствие этого сегодня в бюджетной сфере вырабатываются и внедряются схемы нормирования труда, базирующиеся на рекомендациях Минтруда. В частности, разработчиками используются типовые нормы, установленные отраслевыми федеральными министерствами.

При отсутствии типизированных норм по отдельным видам работ, учреждения вправе подготавливать собственные нормативы времени/численности, используя хронометражные исследования.

А если нет типовых норм труда по должностям или видам работ, то нормирование осуществляют с учетом рекомендованных вышестоящей организации, либо привлекая сторонних специалистов на договорной основе.

Система нормирования госучреждения – совокупность решений, объединенных в локальном акте или колдоговоре, определяющий:

  • используемые в учреждении нормы по должностям/профессиям с указанием методов их установления;
  • порядок внедрения норм труда, применимых к предметным условиям производства либо рабочему месту;
  • подготовка замены/пересмотра норм труда в соответствии с оценкой степени напряженности и других подобных показателей;
  • контроль соблюдения установленных норм.

Разработанную систему норм в госучреждении Минтруд предлагает разместить в Положении о системе нормирования труда, утверждаемое локальным актом, либо включить в отдельный раздел колдоговора.

Источник: https://spmag.ru/articles/normirovanie-i-oplata-truda

Нормирование труда на предприятии

В соответствии с экономическими принципами нормирование труда – это планирование оптимальной численности штата в компании, а также определение потребностей в сотрудниках отдельных подразделений.

Организация, нормирование и оплата труда на предприятии осуществляется согласно действующим законодательным требованиям, включая глав. 22 ТК, и утвержденной работодателем системе.

Методика определяется каждой фирмой самостоятельно с учетом специфики деятельности и мнения представительного органа сотрудников (стат. 159 ТК).

Система организации, нормирования и оплаты труда на предприятии направлена на создание эффективной методологии для всего персонала работодателя. Используемые принципы при этом должны быть основаны на равной оценке интенсивности занятости с учетом технических критерий производства.

Максимальному охвату трудовых процессов способствуют внедряемые прогрессивные нормы труда, а минимизация сроков их разработки и последующего практического применения возлагается «на плечи» ответственных лиц.

Читайте также:  Как узнать свой инн через интернет по паспорту

В целом, управление нормированием находится в ведении специалистов отдела кадров и зарплаты, подконтрольных руководителям компании.

Какие мероприятия включает организация, нормирование и оплата труда на предприятии:

  • Разработка оптимальной системы, включая нормы труда, методы нормирования труда, порядок расчета зарплаты для различных специалистов и видов работ.
  • Разработка методики стимулирования персонала, с определением вклада каждого специалиста в результаты труда и соответствующим поощрением работников при достижении заданных результатов.
  • Оперативное и безошибочное внедрение принятой методологии с учетом соответствующей специфики предприятия и текущих рабочих условий.
  • Контроль за актуальностью принятых нормативов – обязательно подразумевает пересмотр показателей с помощью проведения аттестации и замены устаревших данных на базе степени прогрессивности, напряженности и других факторов рабочего процесса.
  • Составление отчетной, статистической, методической и другой документации для внедрения и последующего анализа системы.

Как становится понятно, организация, нормирование и оплата труда на предприятии главной целью ставит расчет такой численности персонала, которая позволит при минимальных затратах на трудовые ресурсы достичь необходимого объема производства продукции или выполнения услуг (работ). На основе нормативов рассчитываются текущая и будущая потребность бизнеса в кадрах; определяются ФОТ и ФЗП, себестоимость выпуска. Далее рассмотрим практические способы системы нормирования персонала.

Нормы труда – правовые аспекты

Термин нормы труда определен в стат. 160 ТК, где сказано, что это установленные согласно достигнутому уровню организации труда, технологии производства нормативы выработки, рабочего времени, численности штата и т.д.

Подобные показатели не относятся к неизменным, могут быть пересмотрены в процессе деятельности предприятия в большую или меньшую сторону.

Пересчет выполняется по мере развития (или наоборот устаревания) производства, внедрения современных технологий, модернизации оборудования, проведения различных организационных действий.

Обратите внимание! Не может являться достаточным основанием для пересмотра действующих норм высокий уровень выработки, достигаемый отдельными специалистами. Для пересчета необходимо оценивать ситуации в организации в целом, а не по конкретным сотрудникам.

Какие виды норм труда существуют? На практике могут применяться разные нормативы. Какой из них выбрать – это зависит непосредственно от деятельности организации и особенностей производства. В любом случае нормированию подлежат затраты времени на ту или иную работу. В основном используются следующие разновидности показателей:

  • Норма времени – общее количество времени (в часах, днях и т.д.) на выполнение отдельным работником/группой в имеющихся организационно-производственных условиях необходимого объема работы. Наиболее распространенный показатель по причине удобства и простоты использования.
  • Норма выработки – общее количество продукции (услуг), выполняемых отдельным работником/группой за утвержденный промежуток времени в имеющихся условиях производства. Этот показатель больше всего подходит производствам с широким ассортиментом изделий, производимых путем выполнения повторяющихся коротких процессов.
  • Норма численности – общее число сотрудников, необходимых для выполнения установленного объема работ в утвержденный временной промежуток в заданных условиях. Этот показатель применяется в любых организациях для подсчета общей потребности в персонале.
  • Норма обслуживания – общее число объектов, которые способен обслужить персонал за заданный временной промежуток. Показатель используется, как правило, в обслуживающих предприятиях.
  • Норма управляемости – общее число подчиненных, подконтрольных одному руководителю. Используется в целях расчета персонала, которым способен эффективно управлять руководящий сотрудник.
  • Нормированное задание – заданный объем производства продукции (оказания услуг или работ), который следует выполнить отдельному специалисту или группе работников за утвержденный временной промежуток.

К примеру, чтобы было понятно, норма выработки одного изделия может составлять 150 шт./ч., а при этом норма времени равна 0,02 ч./шт. Понятно, что в этом случае нагляднее использовать первый показатель, а не второй.

Из приведенного перечня видно, что все показатели подразделяются на нормы выработки, производительности, численности сотрудников.

Дополнительно существуют нормативы работы станков и оборудования, которые устанавливаются в целях определения эффективности эксплуатации основных средств предприятия.

При этом нормы подлежат регулярному пересмотру в зависимости от изменений рабочих условий, а нормативы применяются многократно с учетом разработанных для отраслевых сфер рекомендаций.

Обратите внимание! Согласно стат. 161 ТК для однородных видов работ Правительством РФ могут быть разработаны и введены в действие типовые профессиональные, отраслевые, межотраслевые и прочие нормы, которые обязательны к применению в соответствующих организациях. При пересмотре норм работодателем сотрудники должны быть оповещены не позже, чем за 2 мес. до начала их применения (стат. 162).

Норма выработки – формула

Если предприятие использует нормирование при оплате труда, для расчета заработной платы берется формула определения норм выработки.

В результате вычислений определяется тот объем (количество) продукции или услуг, который способен выполнить сотрудник или группа сотрудников за заданный временной промежуток при имеющихся рабочих условиях.

Исчисление параметра ведется в натуральном показателе – штуки, тонны, кубометры, килограммы, метры, тонны и т.д. На федеральном уровне утверждаются рекомендуемые значения, на уровне предприятия – конкретные с учетом специфики деятельности.

  • НВ на 1 рабочего (основного) = Объем изделий / Число работников.
  • НВ на 1 рабочего = Объем изделий / Число работников, включая персонал всех видов производства.
  • НВ на 1 сотрудника = Объем изделий / Общее число персонала предприятия.
  • Или же норму выработки можно определить через общий фонд времени:

НВ = Время одной смены / Нормо-время на производство 1 шт. продукции.

При участии в производстве нескольких работников, делается корректировка на число сотрудников:

НВ = Время одной смены х Число рабочих / Нормо-время на производство 1 шт. продукции.

Виды формул в зависимости от типа производства:

  • Единичное (серийное) – НВ = Время одной смены / Нормо-время на изготовление 1 шт. продукции.
  • С использованием автоматизированных процессов (оборудования) – НВ = Нормо-время обслуживания х НВ оборудования, где: НВ оборудования = Выработка станка (теоретическая) х К полезного рабочего времени в течение 1 смены.
  • С отдельным нормированием подготовительного этапа – НВ = (Время смены – Время (в мин.) на этап подготовки) / Нормо-время на изготовление 1 шт. продукции.

Имея нормативы работников, мы легко рассчитаем необходимую численность персонала, а нормирование труда позволит определить зарплату для отдельных работников и общий ФОТ для организации.

Примеры расчетов нормы выработки:

  • В швейном цеху (мелкосерийное и единичное производство) – мастер за смену работает 480 мин., нормо-время на пошив одного фартука составляет 90 мин. НВ = 480 / 90 = 5 шт. за день, то есть смену.
  • На заводе с автоматизированной швейной линией – за смену линия способна производить 35 шт. фартуков, продолжительность смены (НВ обслуживания по формуле) равняется 0,9. А коэффициент полезного времени – 0,85. НВ = 0,9 х 35 х 0,85 = 26 шт. Такое количество фартуков производится на автоматизированной линии за смену.
  • На другой линии имеется подготовительный этап, время в мин. которого составляет 3,5 мин., а общая длительность смены 600 мин. – НВ = (600 – 3,5 ) / 30 = 19 шт. за одну смену при том, что нормо-время на изготовление 1 фартука = 30 мин.

Соответственно, применение формул зависит от множества факторов – организационно-технических, социально-экономических, отраслевых, которые влияют на ведение деятельности бизнеса.

Какие-то из них могут быть изменены управленцами с целью повышения эффективности использования трудовых ресурсов, а какие-то – нет. Одной из задач работодателя становится не только расчет показателей, но и обеспечение своим работникам нормальных трудовых условий для достижения утвержденных норм.

Это требование регулируется на законодательном уровне в стат. 163 ТК. В число задач администрации работодателя входят следующие мероприятия по созданию нормальных условий:

  • Содержание оборудования, машин, инструментов, помещений, техоснастки в исправном состоянии.
  • Наличие всей необходимой для работы документации, включая техническую.
  • Своевременная выдача сотрудникам требующихся для работы материалов, спецодежды, инструментов, средств защиты и других, отвечающих надлежащему качеству, предметов.
  • Соблюдение требований по охране и безопасности труда.

Методы нормирования труда

Как же в действительности осуществляется нормирование труда и расчет численности персонала в организации? Для этого используются различные методы, устанавливающие способ изучения и разработки трудовых процессов с целью расчета норм. В настоящее время применяется 3 методики:

  1. Суммарная – при этом способе показатели нормирования разрабатываются для всего трудового процесса в целом, без детализации его составляющих операций. Расчеты основаны на имеющихся статистических данных и фактических затратах на время работы. Поэлементное сравнение, изучение и разделение не осуществляются. Важную роль в правильности определения норм играет опыт и квалификация специалистов. Разновидностями этой методики являются – опытно-статистический вариант расчета показателей, а также сравнительный и экспертный (опытный). Первый заключается в применении статданных, второй основан на уже рассчитанных показателях по схожим видам работ, а третий в большей степени учитывает профессиональную подготовку ответственного сотрудника.
  2. Аналитическая – в ходе этого способа активно используется дробление трудового процесса на составляющие элементы, то есть операции. Дополнительно анализируются факторы, влияющие на производство, устанавливается взаимосвязь между элементами. Выделяется 2 варианта – исследовательский и расчетный. Первый помогает точно установить трудовые нормы и заключается в непосредственном изучении операций через замер времени выполнения операций, наблюдение, использование фотографий и т.д. Второй использует уже готовые показатели и характеристики отдельных операций; зачастую допускает погрешности по причине устаревания информации.
  3. Микроэлементная – этот способ считается наиболее детальным. Предполагает деление трудового процесса на отдельные микрооперации, которые в совокупности приводят к результату. Применяется в основном в массовом производстве продукции, поскольку обеспечивает высокий уровень точности расчетов.

Обратите внимание! Процесс нормирования должен выполнять специальный сотрудник – в идеале инженер-нормировщик. Для такого работника обязательно наличие технического высшего образования и знание практических реалий конкретной отрасли деятельности.

Особенности нормирования труда в бюджетных учреждениях

Для помощи учреждениям государственного и муниципального секторов Минтруд выпустил методические рекомендации (МР), которые следует применять при разработке системы нормирования служащих (Приложение к Приказу № 504 от 30.09.13 г.). Этот нормативный документ используется в совокупности с организационными и технологическими особенностями, оказывающими весомое влияние на показатели.

Принятый комплекс решений прописывается в ЛНА. Предполагается, что механизм применяется в отношении отдельных производственных условий или мест работы при выполнении сотрудниками тех или иных функций. Дополнительно утверждается механизм пересмотра норм с целью подтверждения их актуальности.

Основная цель МР – создание оптимальных трудовых условий, улучшение качества труда, обеспечение нормальной интенсивности и улучшение эффективности оказываемых услуг по обслуживанию потребителей различных госуслуг.

По законодательным требованиям вся ответственность за организацию нормирования возлагается на работодателя.

Указанные МР приняты с тем, чтобы заинтересовать служащих бюджетных учреждений в повышении качества услуг. Поскольку зарплата персонала при этом напрямую связана с достижениями показателей, внедрение системы нормирования помогает замотивировать работников, связав начисление зарплаты с качеством услуг.

В ходе разработки анализ норм должен соответствовать технологическому направлению организации; учитывать параметры обслуживания и функционирования оборудования; принимать во внимание действующие в учреждении перерывы в рабочем времени, режим и кооперацию труда и т.д. На основе типовых норм можно определить нормы времени, численности, обслуживания.

Рекомендуемые методы приведены в Приложении 1 к МР.

Вывод – в этой статье мы рассмотрели, что такое нормирование труда в организации, для чего проводится и из каких этапов состоит подобное мероприятие.

Отдельно приведены существующие методики нормирования и формулы расчета норм выработки для различных типов производственных процессов.

Какой из методов выбрать – решается на уровне отдельного предприятия с учетом законодательных требований и отраслевых (или иных) рекомендаций. Принятый порядок следует утвердить в ЛНА предприятия.

Источник: https://raszp.ru/spravochn/normirovanie-truda.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector