Самоменеджмент руководителя – что это такое, что включает в себя

Самоменеджмент руководителя – что это такое, что включает в себя

Менеджеру по роду работы приходится много времени тратить на решение рутинных вопросов: разговоры по телефону, подготовка отчетов, проведение совещаний, контроль и проверка выполненных заданий, и если он заранее не распланирует свое время они могут постепенно загрузить целый день, не оставляя времени на решение глобальных вопросов. В таких условиях снижается работоспособность руководителя, и все внимание уже направлено на текущие дела, а не на результат. Отработанные методы самоменеджмента помогут обнаружить и устранить утечку времени и помочь руководителю более короткой дорогой достичь главных целей компании.

Самоменеджмент играет важную роль и в формировании имиджа руководителя, без него успешная карьера обречена.

Начальник должен руководить и мотивировать подчиненных, но человек не может эффективно управлять другими, если он не научился управлять собою. Личный рост подразумевает саморазвитие и работу над собой.

Чем выше личные и профессиональные качества руководителя, тем легче работники ему подчиняются.

Основы самоменеджмента

Самоменеджмент – это последовательное использование проверенных методов работы в повседневной практике для осмысленного оптимального использования времени.

Цель самоменеджмента – использовать свои возможности по максимуму, сознательно управлять ходом своей жизни и преодолевать обстоятельства извне в личной жизни и на работе.

Существует 6 основных функций самоменеджмета: постановка цели, планирование, принятие решений, реализация планов, контроль коммуникация и информация. Они позволяют ежедневно решать различные задачи и проблемы.

Осуществить эти функции и достичь своих целей помогают различные инструменты и методы самоменеджмента.

Чтобы понять, какие функции самоменеджмента они помогают осуществить и в чем их преимущества, рассмотрим наиболее распространенные из них.

  1. Постановка целей. Выполнить эту функцию можно с помощью таких методов как SWOT-анализ, правильная постановка цели, выбор стратегии поведения. Эти приемы позволяют рассмотреть слабые места и направить усилия на их устранение.
  2. Планирование. Реализовать данную функцию помогут инструменты самоменеджмента – годового, месячного и ежедневного планирования, составление стратегических и оперативных планов, использование задач временного менеджмента и системы управления временем Бенджамина Франклина, ведения «Дневников времени» и составления плана на день по методу «Альпы». Это способствует правильному распределению времени и экономии до нескольких часов каждый день.
  3. Принятие решений. Для реализации этой функции применяют такие инструменты, как: закон Парето, метод Эйзенхауэра, расстановка приоритетов, делегирование полномочий, АТВ-анализ. Они направлены на решение в первую очередь самых важных задач, с их помощью можно избежать дедлайнов.
  4. Организация и реализация. Для исполнения данной функции обычно исследуют свои биоритмы и строят график продуктивности, чтобы определить наиболее продуктивное время работы, а затем, ориентируясь на них, составляют ежедневный план. Это способствует улучшению результатов работы вследствие верного перераспределения времени.
  5. Контроль. Функция направлена на контроль над процессом выполнением работы и проверку ее конечных результатов. Она дает возможность сравнить намеченное с конечным результатом. В итоге это способствует более корректному исполнению намеченных задач.
  6. Коммуникации и информация. При воплощении функции используют следующие методы: применение памяток, компетентное ведение переговоров, быстрый оптимизированный поиск нужной информации и разумное применение коммуникационных средств.

Преимущества самоменеджмента очевидны:

  • меньшие затраты усилий и времени на работу;
  • оптимальная организации труда и более высокие результаты;
  • Самоменеджмент руководителя – что это такое, что включает в себя

  • минимальные стресс и спешка;
  • рост удовлетворенности от выполненной работы;
  • рост мотивации труда работников и руководителя;
  • меньшая загруженность на работе;
  • рост профессионализма руководителя и персонала;
  • достижение личных и профессиональных целей самым коротким путем.

Начинайте уже сегодня работать над собой, и у вас будет прочный фундамент для развития вашей карьеры. Карьерный самоменеджмент – залог будущего успеха!

Источник: https://womanadvice.ru/samomenedzhment

4 принципа самоменеджмента, которые помогают достигать поставленных целей

Наука самоменеджмента призвана упростить процесс нашего развития и личностного роста независимо от того, какие цели мы перед собой ставим: бросить курить, получить повышение или начать бегать по утрам. В её основе лежит набор принципов, понимание и применение которых неизбежно повысит качество вашей жизни.

Что такое самоменеджмент?

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.

Цицерон

Самоменеджмент представляет собой использование ключевых функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль, координация) для сознательного управления своей жизнью.

В нашей жизни эти принципы имеют следующее воплощение:

  • Планирование — поиск миссии, видение своего будущего, постановка долгосрочных целей и ориентиров, а также выработка планов и задач на ближайшие сроки.
  • Организация — работа с жизненными ресурсами: временем, финансами, статусом, а также формирование окружения, поиск партнёров, друзей, наставников.
  • Мотивация — тренировка своей силы воли и формирование побуждающей к действию силы для дальнейшей работы.
  • Контроль — установка стандартов и принципов своей жизненной позиции для оценки достижений и успехов.
  • Координация — получение обратной связи от тех, кто нас окружает, и постоянные корректировки своих планов, жизненной позиции и источников мотивации.

О каждом из этих направлений написаны десятки книг, но только при соблюдении ключевых принципов их взаимодействия можно достичь впечатляющих результатов.

Так каковы же четыре ключевых принципа самоменеджмента?

1. Принцип системности

Среди беспорядка найдите простоту, среди раздора найдите гармонию.

Альберт Эйнштейн

Краеугольный камень жизненных преобразований заключён в систематическом подходе к изменениям. Только действуя шаг за шагом, можно быть уверенным в конечном результате на все 100%. Самоменеджмент можно представить в виде круга, каждый элемент которого представляет собой шаг к реализации последующего этапа.

Самоменеджмент руководителя – что это такое, что включает в себя

Если вы поставили большую цель, то займитесь своим окружением и ресурсами. Закончили с этим? Переходите к мотивации. Достаточно натренировали силу воли? Повышайте свои стандарты и оценивайте успехи.

Действуйте последовательно, и вас ничто не остановит.

2. Принцип малого действия

Путь в тысячу миль начинается с первого шага.

Конфуций

Этот принцип призывает прикладывать минимальные, но постоянные усилия для достижения поставленной цели.

Предположим, вы решили начать бегать по утрам. Если вы сразу поднимете высокую планку и решите пробегать по 10 километров каждый день, то быстро сдадитесь. Чтобы развитие происходило постоянно, оно должно иметь прогрессивный характер.

Поставьте задачу бегать каждое утро по 10 минут. Причём каждый день в одно и то же время. Если получится заниматься в таком режиме неделю, то скоро вы почувствуете результат, потому что ваша воля окрепнет благодаря маленькому успеху, которого вы достигли. После этого уже можно увеличивать нагрузку.

Ваша цель всегда должна быть больше ежедневного результата. Как только вы примете свой небольшой труд в качестве кирпичика конечного успеха, страх перед амбициозными целями исчезнет.

3. Принцип внутренней цели

Независимо от того, какую задачу вы ставите перед собой, необходимо понимать, на чём основана ваша внутренняя мотивация.

Человек, который бросает курить, испытывает невероятную радость при конечном избавлении от своей вредной привычки не только из-за того, что стал борцом за здоровый образ жизни. Он стал увереннее в своих силах и привлекательнее в глазах окружающих.

Ставя перед собой цель, следует исходить из того, какое желание лежит в её основе. Если вы действительно поставили перед собой цель бросить курить, спросите себя сначала, почему вы решили достичь этой цели. Глубинная причина всегда имеет лишь одно из двух оснований: избежание страданий или получение награды.

Вы хотите избавиться от вредной привычки, чтобы перестать чувствовать себя несовершенным? Или чтобы производить положительное впечатление, чувствуя себя лучше?

Когда вы определитесь и сформулируете внутреннюю цель, то очень легко сможете выбрать подходящий первый шаг. Вы будете искать новые источники её достижения, пока не почувствуете себя увереннее.

Задайте себе вопрос: «Чего я по-настоящему хочу?».

4. Принцип инертного развития

Если развивать что-то одно, то изменяется и всё, что находится вокруг.

Пауло Коэльо

Не ставьте перед собой слишком амбициозных целей. Всегда начинайте с того, что вашей главной миссией является саморазвитие. Перестаньте мучиться от нестерпимого желания зарабатывать заветный миллион рублей и просто начните работу над собой. В любой сфере.

Больше читайте, отправьтесь в путешествие, выучите новый язык, общайтесь с успешными людьми. В желании развиваться любое ваше действие будет направлено на достижение успеха.

Работайте с привычками, эмоциями и отношениями, и профессиональный рост будет инертным отражением ваших успехов.

В вашей цели главное — желание стать лучшей версией себя.

Что нужно делать?

  • Развивайтесь системно и следите за тем, над какими этапами нужно работать усерднее.
  • Совершите маленькое действие уже сегодня и делайте это регулярно, пока не окрепнет сила воли. Читайте по пять страниц в день, 10 минут бегайте, скажите кому-нибудь: «Я тебя люблю».
  • Ваша цель важнее простых желаний. Задайте себе вопрос: «Чего я по-настоящему хочу?».
  • Ваша маленькая победа сегодня — это ваш профессиональный и личных успех завтра. Победа притягивает победу, успех притягивает успех. В любой сфере.

Источник: https://Lifehacker.ru/samomenedzhment/

Самоменеджмент руководителя

Самоменеджмент подразумевает целенаправленное и последовательное использование проверенных методов работы в повседневной практике. Он особенно эффективен в специфических условиях преобладания самоорганизации.

Основные цели самоменеджмента:

  • максимальное использование менеджером времени и своих возможностей;
  • сознательное управление течением жизни;
  • преодоление внешних обстоятельств как на работе, так и в личной жизни.

При ежедневном решении разного рода задач менеджер выполняет различные функции. Этот процесс можно представить как круг самоменеджмента. В нем обозначено пять функций:

  1. постановка целей;
  2. планирование;
  3. определение приоритетов по предстоящим делам;
  4. составление распорядка дня и организация трудового процесса;
  5. самоконтроль и корректировка целей.

I. Первая функция — постановка целей. Каждый управленческий работник должен ставить перед собой цели, что означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию сил и активности на том, что должно быть достигнуто.

Таким образом, цель формулирует конечный результат. Она является «подстрекателем» действий, мотивом, определяющим активность.

Если поставлена цель, то возникает такое состояние напряжения, которое действует как движущая сила и исчезает лишь тогда, когда цель достигнута.

При этом следует учитывать, что профессиональные цели менеджера должны отвечать следующим основным требованиям:

  • реальность;
  • гибкость;
  • измеримость, ориентированность во времени;
  • конкретность;
  • совместимость друг с другом;
  • приемлемость для соответствующих субъектов.
Читайте также:  Аттестация работников на соответствие занимаемой должности – порядок проведения

Процесс постановки целей состоит из нескольких фаз:

1. Определение желаемых целей и дифференциация их по следующим временным критериям:

  • долгосрочных жизненных целей (личных и профессиональных);
  • среднесрочных целей (на ближайшие 5 лет);
  • краткосрочных целей (на ближайшие 12 месяцев).

При этом, по существу, выделяются профессиональные ориентиры, усиливающие трудовую мотивацию и направляющие профессиональные устремления.

2. Определение личных ресурсов. Для этого целесообразно провести своеобразный SWOT-анализ применительно к одной личности — менеджеру, для чего необходимо:

  • определить свои достоинства;
  • определить свои недостатки. Для этого составить перечень имевших место в прошлом неудач и отметить, в результате каких причин они произошли. Подумать, как избавиться от этих недостатков;
  • указать внешние благоприятные, способствующие карьере факторы;
  • указать внешние неблагоприятные факторы и угрозы;

При этом следует уяснить, с чем необходимо считаться в ближайшие годы, например с ближайшим окружением (с деловыми партнерами, родителями, шефом, друзьями и т. д.), и учитывать это при постановке целей.

3. Проведение анализа «цель — средства», в ходе которого наличные и реально достижимые ресурсы (личные, финансовые, временные) сравниваются с необходимыми для достижения этих целей.

Для этого нужно обратиться к составленной «инвентарной описи» целей и выбрать 3-4 важнейшие цели, определить необходимые для их достижения средства и проверить, чего еще нужно достичь или к чему приступить, чтобы достичь целей.

Для этого предусмотреть усиление влияния факторов, способствующих достижению целей, и снижение (или устранение) влияния факторов, препятствующих этому.

По профессиональным (карьерным) целям следует указать необходимую для их достижения квалификацию и культурный уровень и поставить реальные практические задачи, например приобретение опыта, которого еще недостает.

4. Формулирование конкретных целей. При этом нужно учитывать, что каждая цель имеет смысл только тогда, когда установлены конкретные сроки ее воплощения и определены желаемые результаты. Далее целесообразно сформулировать их применительно к своим желаниям и перепроверить с точки зрения того, насколько они реалистичны.

Не следует брать на себя слишком много, так как нереальные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Чем больше целей мы перед собой ставим, тем больше придется изменять в прежней жизни и в большей мере активизировать свою деятельность.

Необходимо, исходя из долгосрочных глобальных целей, установить также краткосрочные цели.

Рассмотренные цели фиксируются в профессиональном (карьерном) плане, который должен регулярно перепроверяться, актуализироваться и дополняться.

Следует учитывать, что постановка целей — перманентный процесс, поскольку цели, как правило, не задаются раз и навсегда. Они могут изменяться со временем, например, если в процессе контроля за их реализацией выясняется, что прежние представления были неверными или запросы оказались завышенными либо заниженными.

Таким образом, процесс постановки целей охватывает три фазы: нахождение цели: «Что я хотел(а) бы?»; ситуационный анализ: «Что я реально могу?»; формулировка целей: «К реализации чего я конкретно приступаю?»

II. Следующая функция самоменеджмента — планирование личного времени менеджера. При планировании обеспечивается рациональное использование самого ценного достояния — времени: либо имеющееся время употребить для плодотворной деятельности (максимальный критерий), либо достичь поставленных целей с меньшим расходом времени (минимальный критерий).

Планирование означает подготовку к реализации целей и структурирование (упорядочение) времени.

При увеличении затрат времени на планирование сокращается время, необходимое для исполнения, что в конечном счете приводит к экономии времени в целом. Рекомендуется около 1% планового периода (год, месяц, день) расходовать на планирование.

Следует заметить, что на практике преобладает недооценка менеджерами значимости планирования своей деятельности и соответственно недостаточное выделение ими времени на осуществление планирования личного времени.

Можно выделить следующие основные правила планирования рабочего времени менеджера:

  • Охватывать планом лишь 70-80% рабочего времени, оставляя время на решение непредвиденных проблем.
  • Осуществлять реалистичное планирование.
  • Фиксировать в планах преимущественно не действия, а ожидаемые результаты.
  • Отличать важное от срочного и избегать тирании срочных дел.
  • Определять, какую работу выполнить лично, а какую можно поручить другим.
  • В течение всего планового периода пересматривать и корректировать планы с точки зрения полной и своевременной реализации дел.
  • Планировать использование также личного времени.
  • Планировать и использовать эффективно время на поездки и ожидания.
  • Резервировать большие непрерывные периоды времени на решение крупных задач.
  • Стараться планировать альтернативно и искать лучший вариант.
  • При планировании учитывать приоритетность, значимость дел для достижения целей.
  • Предусматривать в планах время на повышение квалификации.
  • Согласовать свои планы с коллегами и подчиненными.
  • В план на определенный период включать в первую очередь невыполненные в предыдущем периоде дела, если нет срочных.
  • При планировании учитывать изменения работоспособности в течение рабочего дня.
  • Отводить для выполнения дел ровно столько времени, сколько требуется.
  • Устанавливать точные сроки выполнения дел.
  • Составлению плана работы на определенный период должен предшествовать анализ выполнения плана за аналогичный предшествующий период.
  • Обеспечивать гибкость планов.
  • Объединять при планировании небольшие однородные дела в рабочие блоки.
  • Предусматривать в планах время на краткосрочные перерывы для отдыха.
  • Все планы составлять в письменной форме и документировать расход времени.
  • Использовать для планирования времени специальный инструментарий.

В рамках общего планирования планирование времени ориентируется на соответствующие долгосрочные (стратегические)цели, которые, в свою очередь, подразделяются на оперативные. При установлении времени для достижения профессиональных целей можно получить представление о наиболее предпочтительном его распределении и целесообразной очередности дел.

Планы реальны в том случае, если определяется еще так называемое свободно планируемое время, а также предусматриваются резервы времени для решения дополнительных и непредвиденных задач.

Таким образом, планирование предполагает постепенное разложение общей задачи на частные, чтобы различные действия можно было распределить во времени.

Все планы должны составляться в письменном виде, так как планы, которые держат в голове, легко отвергаются, а письменные планы обеспечивают разгрузку памяти и имеют психологический эффект самомотивации к работе. Деловая активность становится более целенаправленной и ориентированной на строгое следование намеченной программе.

Далее следует реализация менеджером разработанных планов. Рациональная организация труда руководителя в условиях хронического дефицита времени предполагает определение приоритетов в выполнении дел.

В связи с этим следует заметить, что все дела, выполняемые менеджером, могут различаться по следующим признакам:

  • по значимости;
  • по продолжительности выполнения;
  • по количеству участвующих в их выполнении;
  • по затратам нервно-эмоциональной энергии;
  • по характеру и т. д.

III-IV. Важнейшим для менеджера признаком является важность или значимость предстоящих дел, которая значительно варьирует от одного дела к другому.

Зачастую руководители пытаются выполнить сразу слишком большой объем работы либо, наоборот, тратят свое время и силы на отдельные, часто несущественные, но кажущиеся необходимыми дела. В результате этого к концу напряженного рабочего дня, хотя сделано вроде немало, важные дела остаются либо неоконченными, либо вообще не сдвигаются с места.

Удачливые менеджеры отличаются тем, что, успевая решать во время рабочего дня множество важных вопросов, в течение определенного времени бывают заняты выполнением одной единственной задачи. Предпосылками для этого служат принятие однозначного решения о первоочередности важных дел, составление соответствующего списка приоритетов и соблюдение его.

Необходимо устанавливать приоритеты, последовательно и системно выполнять задачи, включенные в план, в соответствии с их очередностью. В связи с этим целесообразно обратиться к принципу Парето.

Применительно к принципу Парето говорят о «соотношении 80/20». Перенесение этой закономерности на работу руководителя означает, что в процессе работы за 20% расходуемого времени (затраты) достигается 80% результатов (выпуск).

Остальные 80% затраченного времени приносят лишь 20% общего итога.

На практике в связи с данной закономерностью обычно используется и проводится ABC-анализ, представляющий собой метод, с помощью которого определяют степень распределения конкретной характеристики между отдельными элементами какого-либо множества.

ABC-анализ в деятельности менеджера основывается на следующей закономерности:

  • важнейшие дела (категория А) составляют около 15% количества всех дел руководителя. Значимость этих дел (в смысле вклада в достижение цели) составляет примерно 65%;
  • на важные дела (категория В) приходится около 20% общего числа и также 20% значимости дел;
  • менее важные и несущественные дела (категория С) составляют около 65% общего числа дел, но имеют незначительную долю — порядка 15% в общей значимости всех дел менеджера.

Рекомендуется проанализировать дела по методу ABC, для чего:

  1. составить список всех дел, которые предстоит решить в определенном периоде (декада, день и т. д.);
  2. установить очередность дел в соответствии с их значимостью. При этом нужно иметь в виду, что важность дел не имеет ничего общего с их срочностью;
  3. пронумеровать дела;
  4. оценить каждое дело в соответствии с категориями А, В или С: наиболее важные дела для осуществления деятельности, которые не подлежат перепоручению (15% от всех дел — категория А); важные дела, которые могут быть поручены для исполнения другим лицам (20% от всех задач — категория В); менее важные дела, которые должны быть перепоручены (65% от всех дел — категория С);
  5. перепроверить, исходя из первоочередности дел, свой временной план на соответствие имеющегося бюджета времени значению дел: 65% запланированного времени (около 3 ч) — дела категории А; 20% запланированного времени (около 1 ч) — дела категории В; 15% запланированного времени (около 45 мин) — дела категории С;
  6. произвести соответствующие корректировки. Ориентируя свой временной план на выполнение дел категории А, следует на выполнение менее важных дел категорий В и С выделить столько времени, сколько соответствует их значению;
  7. рассмотреть каждое дело категорий В и С с точки зрения возможности его перепоручения (делегирования) подчиненным сотрудникам.
  • Необходимо обратить внимание на то, что дела категории С не являются ненужными, поскольку наряду с делами категорий А и В существует множество предварительных работ и рутинных дел, которые также должны быть выполнены.
  • Таким образом, не следует браться сначала за самые легкие, интересные или требующие минимальных затрат времени дела.
  • Успешная деятельность менеджера предполагает выполнение им дел в соответствии с их важностью: сначала — немногие «жизненно важные», потом — многочисленные «второстепенные».
Читайте также:  Как продлить патент иностранному гражданину на второй, третий год

В связи с этим рекомендуется за самые важные, т. е. приносящие наибольший результат, дела категории А браться в первую очередь, чтобы с помощью немногих действий обеспечить большую часть эффекта. На дела категории В приходится также существенная часть совокупного результата, тогда как выполнение относительно большого числа менее важных и несущественных дел дает небольшой итог.

Принятие решений о приоритетах — процесс индивидуальный, субъективный. Однако его решения должны основываться на фактических данных.

При планировании и выявлении дел категории А менеджеру необходимо ответить на следующие вопросы:

  • благодаря выполнению каких дел он(а) в наибольшей степени приблизится к достижению главных целей;
  • может ли он(а) путем выполнения одного-единственного дела решить сразу несколько других;
  • выполнение каких дел принесет наибольшую пользу;
  • невыполнение каких дел может иметь негативные последствия.

Время, необходимое для выполнения действительно важных дел, зачастую тратится на срочные, но менее важные дела. Весьма часто возникают ситуации, когда руководителю надо быстро принять решение, какому делу отдать предпочтение. Согласно правилу Эйзенхауэра приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

В зависимости от срочности и важности различаются:

  • срочные — важные дела. За них следует приниматься немедленно и самому выполнять;
  • срочные — менее важные дела. В этом случае существует опасность попасть под «тиранию» спешности и в результате решать только эти задачи, потому что они срочные. Если же они, однако, являются не столь важными, то должны быть делегированы, поскольку для их выполнения не требуется каких-либо особых профессиональных качеств;
  • менее срочные — важные дела. Они, как правило, могут подождать. Трудности возникают тогда, когда эти дела превращаются в срочные и должны быть выполнены руководителем в кратчайшие сроки. Поэтому рекомендуется перепроверить степень их важности и попробовать полностью или частично поручить их выполнение сотрудникам;
  • менее срочные — менее важные дела. Как правило, необязательно сразу приниматься за эти дела или поручать их подчиненным. Некоторые из этих дел следует отправить в архив или в корзину.

Таким образом, для того чтобы значительно повысить производительность и результативность управленческой работы, менеджер должен мотивировать труд своих подчиненных, вовлекать их в сферу своей ответственности, поручая им не только менее важные (рутинные) дела.

elitarium.ru

Источник: https://hr-portal.ru/article/samomenedzhment-rukovoditelya

Самоменеджмент руководителя

  • В результате освоения темы студент должен:
  • знать приемы самоорганизации в процессе осуществления управленческих функций;
  • уметь применять технологии формирования позитивного общественного мнения о собственной компетенции, использовать способы повышения работоспособности, результативности и степени самоконтроля в осуществлении профессиональных функций;
  • владеть практическими умениями и навыками в сфере персонального менеджмента.

НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

Чтобы эффективно управлять людьми, менеджер в первую очередь должен овладеть наукой и искусством управления самим собой.

Са- моменеджмент (персональный менеджмент) помогает руководителю рационально организовывать свой труд и труд своих подчиненных, реализовывать профессиональные и жизненные цели, избегать стрессовых ситуаций, повышать работоспособность, получать удовлетворение от выполняемой работы.

Разумная самоорганизация дает менеджеру следующие преимущества:

  • • выполнение работы с меньшими затратами;
  • • лучшую организацию личного труда;
  • • меньшую загруженность работой;
  • • меньше ошибок при выполнении своих функций;
  • • больше удовольствия от работы, большую мотивацию труда;
  • • меньше спешки и стресса;
  • • рост квалификации;
  • • лучшие результаты труда;
  • • достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Существуют разные точки зрения на понятие самоменеджмен- та. Довольно распространена узкая трактовка самоменеджмента как индивидуальной технологии использования рабочего времени. Например, Л.

Зайверт дает такое определение: «Самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное использование испытанных практических методов работы в повседневной деятельности, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время».

В большинстве источников самоменеджмент определяют как самоуправление, процесс самодеятельности, возвышения личности. Эффективное самоуправление объективно связано как с человеческой природой (биоритмы, генетическая программа), так и с организацией (вещей, людей, идей, отношений), социальным управлением.

На наш взгляд, самоменеджмент — это наука и искусство:

  • 1) эффективного использования базовых ресурсов личности (таких как время, активность, платежеспособность, образованность);
  • 2) управления процессами жизнедеятельности личности (труд менеджера, использование свободного времени, карьера);
  • 3) управления результатами деятельности менеджера (уровень квалификации, личные качества, имидж).
  1. Основная цель персонального менеджмента состоит в том, чтобы наилучшим образом использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (уметь самоопределяться), легче преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
  2. Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.
  3. Подобный процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода круг правил, наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента.
  4. Во внешнем круге обозначены следующие шесть функций.
  • 1. Постановка цели. Анализ и формирование личных целей.
  • 2. Планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.
  • 3. Принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам.
  • 4. Реализация и организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.
  • 5. Контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей). Во внутреннем круге расположена дополняющая функция.
  • 6. Информация и коммуникации.

Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.

Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаются.

Определенные рабочие приемы и методы управления собой, своим временем, карьерой, имиджем составляют технику самоменеджмента, которая представлена в табл. 9.1

Таблица 9.1

Техника самоменеджмента

Функции самоменеджмента Рабочие приемы, методы Достигаемый результат
1. Постановка целей Определение целей, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формулирование цели Мотивация. Устранение слабых сторон. Распознавание преимуществ. Концентрация усилий на узких местах, фиксация сроков и ближайших шагов
2. Планирование Годовое планирование. Месячное планирование. Декадное планирование. Планирование дня. Принципы временного менеджмента. Метод «Альпы». Менеджмент е помощью дневника времени Подготовка к реализации цели. Оптимальное распределение и использование времени. Сокращение сроков использования
3. Принятие решений Установка приоритетов. Принцип Парето (соотношение 80: 20), АБВ-анализ. Принцип Эйзенхауэра. Делегирование дел Приводящая к успеху организация труда. Первоочередное решение жизненно важных проблем. Упорядочение дел по их важности, избавление от «тирании» неотложности, продуктивность трудовых затрат
4. Реализация и организация Распорядок дня. График продуктивности, биоритм,само- проявление, дневной рабочий план Применение самоменеджмента, концентрация на значительных задачах, использование пика производительности, учет периодических колебаний, становление индивидуального рабочего стиля
5. Контроль Контролирование процесса работы (сравнение замысла с результатом), контролирование итогов (контролирование достижения поставленных целей, промежуточных результатов), обзор итогов истекшего дня (самоконтроль) Обеспечение запланированных результатов, позитивное воздействие на течение жизни

Систему персонального менеджмента можно представить в виде модели требований к качествам менеджера, способного управлять самим собой (табл. 9.2). Данная модель показывает, что искусство управлять собой складывается из семи основных блоков личных качеств.

Умение управлять собой

Таблица 9.2

Основные блоки качеств (первый уровень) Содержание критерия Первичные качества (второй уровень)
1. Личная организованность Способность жить и работать по системе
  • 1.1. Приверженность к системному подходу.
  • 1.2. Умение ценить и эффективно использовать время.
  • 1.3. Умение сосредоточиться на главном.
  • 1.4. Умение все делать по порядку.
  • 1.5. Умение не упускать из виду мелочи.
  • 1.6. Умение анализировать затраты времени
2. Самодисциплина Умение держать себя в руках, управлять своим поведением
  • 2.1. Обязательность, способность держать слово.
  • 2.2. Пунктуальность, точность исполнения.
  • 2.3. Собранность, умение не разбрасываться.
  • 2.4. Наличие чувства ответственности.
  • 2.5. Умение отказываться от удовольствий ради главного
3. Знание техники личной работы Знание правил и приемов личной работы и умение ими пользоваться
  • 3.1. Организация рабочего места.
  • 3.2. Умение работать с информацией.
  • 3.3. Умение составлять документы.
  • 3.4. Умение говорить по телефону.
  • 3.5. Умение слушать.
  • 3.6. Умение планировать свои дела.
  • 3.7. Знание методов рационализации личного труда.
  • 3.8. Умение пользоваться современной организационной и вычислительной техникой.
  • 3.9. Умение менять занятия.
  • 3.10. Знание технологии коммуникаций.
  • 3.11. Умение делегировать полномочия.
  • 3.12. Умение подготовиться к служебной командировке
4. Эмоциональноволевой потенциал Способность управлять своей волей
  • 4.1. Волевые качества.
  • 4.2. Трудолюбие.
  • 4.3. Упорство в работе.
  • 4.4. Целеустремленность.
  • 4.5. Решительность.
  • 4.6. Напористость.
  • 4.7. Умение заинтересовать, мотивировать себя.
  • 4.8. Оптимизм и жизнерадостность.
  • 4.9. Увлеченность работой.
  • 4.10. Преданность работе и коллективу.
  • 4.11. Семейное благополучие.
  • 4.12. Уверенность в самом себе.
  • 4.13. Психологическая подготовка к работе
Основные блоки качеств (первый уровень) Содержание критерия Первичные качества (второй уровень)
5. Способность делать себя здоровым Хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда
  • 5.1. Физические нагрузки.
  • 5.2. Питание.
  • 5.3. Сон.
  • 5.4. Дыхание.
  • 5.5. Водные процедуры.
  • 5.6. Закаливание.
  • 5.7. Борьба с шумом.
  • 5.8. Тренированность нервной системы.
  • 5.9. Умение расслабиться.
  • 5.10. Отказ от вредных привычек.
  • 5.11. Режимы труда и отдыха
6. Способность формулировать и реализовывать жизненные цели Умение формулировать и добиваться реализации жизненных целей
  • 6.1. Способность познать самого себя.
  • 6.2. Умение формулировать свои жизненные цели.
  • 6.3. Умение принимать решения.
  • 6.4. Умение планировать карьеру.
  • 6.5. Умение найти и получить хорошую работу.
  • 6.6. Умение адаптироваться в коллективе
7. Личный самоконтроль Способность контролировать процессы и результаты своей деятельности
  • 7.1. Контроль процессов.
  • 7.2. Контроль результатов.
  • 7.3. Контроль дня.
  • 7.4. Умение формировать и контролировать свой имидж
Читайте также:  Испытательный срок по трудовому кодексу при приеме на работу: можно ли его продлить и увольнение работника, не прошедшего испытание

Эффективность труда менеджера во многом зависит от соответствующих усилий по улучшению своей деятельности — самоменед- жмента. Он позволяет оттачивать умение работать умнее, правильнее, рациональнее.

В развитии самоменеджмента можно выделить три этапа: первый — связан с опытом отдельных людей, которые методом проб и ошибок проверяли эффективность различных приемов в технике личной работы. Начавшись в древние времена, он продолжается и в наши дни в жизни каждого человека;

второй — обязан разделению труда в этой области. Специализация, являющаяся его следствием, привела к развитию таких способностей, как тренировка памяти, рациональное чтение и т.д. Сегодня разделение труда в самоменеджменте продолжает углубляться. Предлагаются такие разработки, как деловой телефонный разговор, управление своими эмоциями, искусство слушать собеседника и др.;

третий — обусловлен систематизацией знаний в технике личной работы. Он заключается в определении необходимых отделов науки и построении из них взаимосвязанного целого.

С точки зрения системного подхода упрощенная модель человека может быть представлена пятью составляющими: физической, нравственной, психологической, рациональной и творческой. Управление собой — это умение управлять каждой из пяти перечисленных подсистем и их интегралом — личностью,

С точки зрения ситуационного подхода управлять собой можно по-разному, применяя различные системы управления: саморегуляцию, анализ, адаптацию, рационализацию и развитие личности.

Самоменеджмент — это прежде всего самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова (во времени, пространстве, общении, деловом мире).

Данная формулировка означает последовательное и целенаправленное применение испытанных методов и приемов в повседневной практике в целях оптимального использования ресурса времени.

Руководитель должен уметь так организовать свой труд, чтобы его эффективность была максимальной. Но чтобы добиться этого, менеджер должен постоянно анализировать свои действия:

  • • как я распределил работы по управлению между собой и заместителями;
  • • как я планирую свое время и улучшаю его использование;
  • • как я слушаю и говорю, умею ли вдохновлять людей;
  • • как организовано мое рабочее место, включая информационное обеспечение;
  • • как улучшить стиль и методы работы.

Источник: https://bstudy.net/656227/ekonomika/samomenedzhment_rukovoditelya

Самоменеджмент как основа эффективного управления собой и другими

Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно:

  • решить, чего вы хотите достичь
  • создать собственное видение успеха
  • использовать метод «больших скачков»
  • верить, что успех придет
  • сосредоточиться на целях, ведущих к успеху
  • не падать духом при неудачах

Классики эффективного менеджмента Майк Вудкок и Дэйв Фрэнсис выделяют следующие ключевые навыки эффективного менеджера:

  • способность управлять собой: способность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; способность справляться со стрессами.
  • разумные личные ценности, ясные или адекватные современной реальности
  • четкие личные цели: ясность в вопросах личной и деловой жизни; реалистичные жизненные цели
  • упор на постоянный личностный рост: настроенность и восприимчивость к новым ситуациям и возможностям
  • навык решать проблемы: наличие эффективных стратегий принятия решений и способности решать современные проблемы
  • творческий подход и способность к инновациям: изобретательность, способность генерировать количество идей, достаточное для решения проблем, умение использовать новые идеи
  • высокая способность влиять на окружающих: обеспечить их поддержку и участие, влиять на их решения
  • знание современных управленческих подходов
  • способность руководить умение обучать и развивать подчиненных
  • способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Эта книга посвящена задачам самоменеджмента, поэтому последние три навыка, связанных с управлением другими людьми, я дам лишь обзорно, а сосредоточусь на техниках управления собственными ресурсами: временем, задачами, финансовой и иной информацией, внешними и внутренними источниками данных — и, конечно, способностями и волей, без которых все ваши ресурсы лежат мертвым грузом.

Перечисленные ключевые навыки эффективного самоменеджмента позволяют легко определить потенциальные ограничения, которые могут мешать вам управлять своей жизнью:

  • неумение управлять собой. Каждый человек, стремящийся к успеху, должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом так, чтобы постоянно поддерживать свою производительность и хорошее состояние. Это предполагает и способность к напряженной работе, и способность «разряжаться», способность тратить энергию и способность ее накапливать.
  • размытые личные ценности. От менеджера ежедневно требуется принятие массы различных решений. Если личные ценности недостаточно определены, человеку не хватает твердых оснований для суждений и следующих за ними действий. Современная жизнь очень динамична и требует растущей готовности к нововведениям. Менеджеры, которым не ясны их собственные личные принципы и ценности, рискуют всегда отставать.
  • смутные личные цели. Менеджмент — это, во многом, совершение выбора. Если цели не определены или нереальны, менеджер недооценивает реальные альтернативы и упускает из виду важные возможности, тратя время и силы на незначительные вопросы. Таким образом невозможно достигнуть успеха и нельзя оценить успех других.
  • остановленное саморазвитие. Профессиональный и карьерный рост требует постоянного «роста над собой». Успешные люди динамичны, регулярно учатся и с интересом встречают новые ситуации. В отличие от них, менеджер, склонный избегать проблемных ситуаций, позволяет скрытым способностям так и остаться в тени, теряет природную отзывчивость и превращает деловую жизнь в рутину тем больше, чем чаще в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности риск.
  • недостаток творческого подхода. Управленец вы или специалист, наемный служащий или свободный художник, для успеха вам нужен творческий подход, способность делать что-то особенно хорошо и нестандартно. высокая изобретательность, как и саморазвитие, требует готовности бороться с препятствиями и неудачами, проявляя изобретательность и обучаясь.
  • Неумение влиять на людей. Эта способность находится на грани самоменеджмента и управления другими, но поскольку никакая успешная социальная деятельность не возможна без взаимодействия с другими людьми (здесь имеются в виду люди, не подчиненные вам прямо, а каким-то образом связанные с вашей деятельностью и жизнью), то мы здесь скажем об этом несколько слов. Для любой деятельности в рамках личной или деловой жизни вам необходимо уметь получать поддержку и находить взаимопонимание с другими людьми. Взаимодействие требует настойчивости, гибкости, умения выражать себя и слушать других. Если этого нет, менеджер начинает обвинять других в том, что они к нему не прислушиваются, конфликтовать с людьми, от которых зависит успех его проектов — и успех покидает его. Так что умение влиять на других людей -тоже часть самоменеджмента.

Каждая из следующих глав этой книги начинается с теста, позволяющего определить ваш уровень самоменеджмента по одной из этих тем.

А прямо сейчас я предлагаю вам разобраться в том, что такое управление собой и своей жизнью на уровне ежедневной практики — и затем с помощью теста по навыкам, составляющим основу самоменеджмента любого человека, понять, как обстоят дела у вас с управлением собственной жизнью?

На уровне ежедневной практики способность к самоменеджменту представляет собой умение менеджера обеспечить и поддерживать:

  • здоровое тело, что зависит, в том числе от отсутствия вредных привычек
  • энергичность и жизнестойкость
  • спокойный и сбалансированный подход к жизни и работе
  • способность справляться со стрессом
  • эффективное использование времени

Все это требует рационального распределения сил при решении задач и преодолении трудностей, а также управления энергией и эмоциями.

Что бы вы ни делали, стресс в нашей жизни неизбежен. Известно, что люди, эффективно справляющиеся с трудностями, развивают в себе следующие способности:

  • откладывать проблемы до того момента, когда окажутся в состоянии справиться с ними;
  • специально расслабляться и давать отдых телу и уму
  • видеть свою жизнь в перспективе, не утопая в деталях
  • планировать и управлять стрессовыми ситуациями так, чтобы не дать стрессу поглотить себя
  • идти навстречу проблемам и быть готовым иметь с ними дело
  • знать свои возможности и их границы
  • не позволять себе погрязнуть в переживаниях и депрессии
  • идти на потерю популярности у окружающих, если это нужно для сохранения необходимых ресурсов
  • строить себе гибкие реалистичные планы и не изнурять себя борьбой
  • ограничивать степень своей вовлеченности в работу, поддерживая баланс между разными сферами жизненной активности.

Вам стоит придерживаться этих подходов, если вы хотите справиться со стрессом, сопровождающим продвижение к успеху. А теперь — несколько слов об эмоциях. Многие менеджеры и управленцы делят свои эмоции на нужные и ненужные и последние подавляют. Положительным обычно считаются такие эмоции, как:

  • волнение, поскольку оно стимулирует активность
  • сопереживание, поскольку оно делает общение гуманным
  • заинтересованность, поскольку она помогает продвигаться вперед
  • любопытство, которое помогает осваивать новые сферы
  • уверенность, которая добавляет солидности и изящества профессиональным усилиям.

Однако опытные и мудрые люди ценят все свои чувства, поскольку эти чувства — это реальная обратная связь о происходящем с вами. И верно использованные гнев или раздражение могут продвинуть вас на пути к цели.

Избегая выражать эмоции, мы не уничтожаем, а лишь удерживаем их с помощью мышечного напряжения, естественно возникающего при такого рода нагрузке. Многолетнее стандартное напряжение по сдерживанию эмоций приводит к хроническому зажиму определенных групп мышц, а затем и к болезням.

Противоядием к напряжению и сдерживанию себя является следующее поведение:

  • изучите и примите себя,
  • выразите свои чувства в безопасной обстановке, поймите их корни (часто проблемы кроются в детских переживаниях) и измените себя. Это сложная часть работы, но она дает наибольшую отдачу.
  • постройте тесные и доверительные отношения с окружающими
  • ищите вызов: успех увеличивает способность использовать свою энергию
  • спокойно принимайте свои неудачи ,учитесь на них
  • оценивайте, чего вы стоите, реалистично и оптимистично. Меняйте то, что в ваших силах и не печальтесь об остальном

Насколько у вас получается управлять своей жизнью в целом, Вы можете узнаеть прямо сейчас.

Тест на навыки управления своей жизнью.

Тест «Насколько вы эффективно управляете своей жизнью?»
Оцените по шкале «Обычно», «Время от времени», «Редко» перечисленные ниже утверждения. Итак, вы:

  • постоянно поддерживаете свое здоровье
  • ограничиваете свое рабочее время (не засиживаетесь на работе)
  • следите за равновесием между личной и деловой жизнью
  • планируете и устраиваете для себя перерывы и выходные
  • эффективно организуете свои поездки
  • свободно выражаете свои эмоции
  • стремитесь к самопознанию
  • эффективно используете свое время
  • находитесь в ладу со своими чувствами
  • ощущаете свою энергию и жизнелюбие
  • развиваете разумное общение с окружающими
  • эффективно извлекаете и используете опыт неудач
  • способны сносить неодобрение и нелюбовь к себе
  • избегаете чрезмерных стрессов
  • берете на себя только выполнимые задачи, а не каждый вызов
  • обычно чувствуете себя полным сил

Поставьте себе 2 за каждый ответ «Обычно», 1 — за ответ «Время от времени» и 0 за ответ «редко» и посчитайте сумму. 0-10 — у вас большие проблемы с самоменеджментом. 11-20 — вы справляетесь с обычной жизнью, но не достигаете успеха, которого достойны.

21-32 — вы достигли многого и можете начинать стремиться к идеалу. Сколько бы баллов у вас ни вышло, вернитесь сейчас к списку и выберите те утверждения, которых, как вы чувствуете, вам будет сложнее всего обеспечить.

Начните свою работу по совершенствованию управлением собой с чего-нибудь относительно сложного, а остальное прибавится само. Если у Вас серьезные проблемы с самоменеджментом, начинайте работать над наиболее слабыми сторонами Вашего управления собой.

И, поверьте, Ваша карьера получит от этой работы серьезный фундамент для рывка вперед.

По материалам книги Н. Петровой «Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет» (СПб, Речь, 2002)

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/samomenedzhment-kak-osnova-effektivnogo-upravleniya-soboj-i-drugimi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector