Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году

Начальник отдела госэкспертизы условий труда управления охраны и госэкспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Аттестация рабочих мест (далее — аттестация) является специальной процедурой, дающей точную информацию об условиях труда на конкретных рабочих местах: наличии вредных и (или) опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. На вопросы, наиболее часто возникающие при проведении аттестации, ответила Ольга Ивановна Валетко.

  • Когда наниматель обязан, а когда вправе проводить аттестацию?
  • Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (далее — Перечень), определяет аттестационная комиссия. В Перечень обязательно надо включить (независимо от результатов предыдущей аттестации) рабочие места, на которых работники заняты полный рабочий день на работах, предусмотренных :
  • — в Списке N 1 и Списке N 2;
  • — Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • — Перечне текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах;
  • — разделе I перечня учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников.
  • Кроме данных рабочих мест аттестационная комиссия имеет право включить в Перечень иные рабочие места. Однако для этого должны соблюдаться следующие условия :
  • — работник занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня и эти условия подтверждены результатами предыдущей аттестации;
  • — на рабочем месте имеются вредные и (или) опасные факторы производственной среды выше предельно допустимых концентраций и (или) предельно допустимых уровней, что подтверждается соответствующими инструментальными замерами.
  • В каких случаях при внутрисменном простое работникам не предоставляются компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда?

Компенсации не предоставляются в случае внутрисменного простоя свыше 20% от продолжительности рабочего дня. Например, при 8-часовом рабочем дне компенсации не предоставляются за дни с внутрисменным простоем более 1 ч 36 мин, а при 7-часовом рабочем дне — 1 ч 24 мин. При этом наниматель должен учитывать внутрисменные простои начиная с пяти минут .

Обязательно ли включение работников кадровой службы в состав аттестационной комиссии?

Нанимателям рекомендовано включение в состав аттестационной комиссии работников кадровой службы . Соответственно, данный вопрос каждый наниматель решает самостоятельно.

Необходимо ли при приеме на работу сотрудников знакомить их с результатами аттестации?

Да, необходимо. Работники имеют право знать, а наниматели обязаны их информировать о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения, компенсациях по условиям труда .

Данная информация отражена в картах аттестации рабочих мест по условиям труда . Карты также содержат специальную строку для ознакомления работников с результатами аттестации .

Соответственно, информировать работника можно, например, путем ознакомления с данной картой и приказом.

В какой срок должен быть издан приказ об утверждении результатов аттестации?

Источник: https://ilex.by/news/aktualnye-voprosy-po-attestatsii-rabochih-mest/

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника – это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору, и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ.

От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников.

Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда.

По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники).

Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу.

А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель.

Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию.

Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно — как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником.

Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса.

Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

  • Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.
  • Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций, имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда. 
  • Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица — от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации — от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
  • функциональная физическая нагрузка на организм и др.

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% — для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления.

Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда.

Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Читайте также:  Как выйти из профсоюза организации – образец заявления

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/specialnaya-ocenka-usloviy-truda

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году

Согласно Федерального закона РФ каждый работодатель должен периодически проводить оценку трудовых мест и условий своих подчиненных. Но большинство предпринимателей, особенно начинающих, не понимают, как это правильно делать. В этой статье мы разберем, что такое аттестация рабочих мест и зачем она нужна, и рассмотрим несколько нюансов, связанных с правилами оценивания трудовых условий на производстве.

Начинающим предпринимателям следует знать, что официального термина «аттестация рабочего места» в России не существует. Данная процедура называется оценка условий труда, и такое название она получила в конце 2014 года.

При этом специальная оценка ничем не отличается от классической аттестации, то есть просто произошло обычное переименование.

Основной задачей оценки считается фиксация вреда для здоровья сотрудников, который он получает, находясь на работе, и оценка условий, в которых они выполняют свои обязанности.

На основании полученной информации сотрудникам могут выплачивать компенсации и проводить действия, цель которых — улучшение условий работы. Также на основе оценки производится расчет заработной платы, продолжительности рабочего дня, продления отпуска, времени выхода на пенсию и выплату разных пособий.

Кто осуществляет

Порядок и процедуру оценки описывает Федеральный закон 426 от 28 декабря 2013 года. Этот закон ввел новые нормативы по аттестации и немного изменил те, которые действовали раньше.

До 2013 года предприниматели должны были проводить аттестацию тех мест работы, которые располагались непосредственно рядом с источниками опасности, или же на них находились инструменты.

То есть аттестовать рабочие места в обычном кабинете или офисе не было необходимости, поскольку это место неопасное и на нем нет рабочих инструментов, кроме компьютера и степлера.

С конца 2014 года ситуация изменилась. Федеральный закон четко прописывает, что наниматель должен проводить процедуру оценки условий труда любого работника, независимо от того, работает ли тот в офисе, в шахте или на улице.

Более того, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем и работников у вас нет, но у вас есть рабочее место (например, рабочий стол и стул или автомобиль), то вы обязаны провести аттестацию и определить, насколько вредна ваша работа.

При этом существует два варианта, когда аттестацию проводить нет необходимости:

  1. Если работники работают на дому, то проверять рабочее место не нужно.
  2. Если вы привлекаете в качестве сотрудников фрилансеров (дистанционных работников).

Внимание: если вы нанимаете себе работника, но при этом не являетесь предпринимателем, то аттестацию проводить не нужно. К примеру, если вы наняли людей для ремонта квартиры, то проводить оценку вам не придется.

Как часто проводится процедура

Рассмотрим, когда проводится традиционная аттестация рабочих мест. Это такая процедура, которая согласно требованиям закона, должна проходить один раз в 5 лет.

При этом места, которые аттестировались до 2014 года (момента, когда начал действовать федеральный закон) должны были пройти процедуру оценки до конца 2018 года. С 1 января 2019 они должны быть оценены по новым нормативам.

При этом специальное оценивание места может проходить не только по графику раз в пять лет, но и в особых случаях. К ним относятся:

  1. Открытие новых рабочих мест (имеется в виду не установка нового стола в офисе, а ввод новых специальностей или направлений деятельности).
  2. Организация получила необходимые предписания от соответствующих органов.
  3. Произошло обновление оборудования или изменился техпроцесс (изменения были кардинальными, а не просто замена вышедшего из строя агрегата на аналогичный).
  4. Произошли изменения в производственном процессе, в результате чего поменялись используемые материалы или сырье.
  5. Применяемые в процессе производства средства индивидуальной защиты были заменены на новые (в результате чего изменилось влияние на здоровье сотрудника).
  6. У сотрудников развилось профессиональные болезни.
  7. На рабочем месте произошло чрезвычайное происшествие или НС.
  8. Профсоюз требует от работодателя провести переоценку на основании определенных мотивов.

Внимание: если компания не имеет специальной оценки, то она должна провести ее в кратчайшие сроки. В случае если на предприятии не проведен этот процесс, то им грозят серьезные санкции в виде штрафов.

Отметим, что если в обычном офисе на отсутствие оценки проверяющие могут закрыть глаза, особенно если он только открылся, то на предприятии, где имеется вредное или опасное производство, штрафы будут введены в обязательном порядке.

Более того, такие предприятия чаще проверяют соответствующие службы, поэтому нужно не забывать проводить оценку каждые пять лет. Напомним, что от оценки напрямую зависит размер страховых взносов. Если проверяющие обнаружат факт отсутствия аттестации, то будут применены штрафы.

Они составляют 5–10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей или должностных лиц и 60–80 тысяч рублей для юридических лиц. Если нарушение будет обнаружено повторно, то предприниматели заплатят 30–40 тысяч, а организации — 100–200 тысяч.

В случае если нарушение будет допущено на производстве с вредными и опасными условиями труда, то контролеры имеют право остановить его деятельность на срок до 3 месяцев и провести дисквалификацию должностного лица на три года.

Страховые взносы

Как мы уже писали выше, на основании аттестации работодатель платит страховые взносы. Соответственно, если рабочее место было признано опасным или вредным, то сотрудник может получить различные льготы, как, например, отпуск большей продолжительности или ранний выход на пенсию.

Подобные льготы оплачиваются работодателем за счет внесения повышенных страховых взносов. Данная норма предусмотрена 428 статьей Налогового кодекса. В случае если специальная оценка не проходила, то ставка составляет 6 или 9% в зависимости от сложности и опасности работы.

Федеральный закон 426 предусматривает четыре стандартных класса условий труда:

  1. Оптимальные условия.
  2. Допустимые условия.
  3. Вредное производство.
  4. Опасное производство.

В случае если работники трудятся на рабочих местах первого и второго класса (оптимальные и допустимые), то никаких доплат производить не требуется (действует стандартная ставка по страховому взносу).

За вредное производство выплачивается повышенная ставка в размере от 2 до 7 процентов (вредное производство делится на различные классы, в зависимости от чего и устанавливается ставка).

При опасном производстве ставка увеличивается до 8%.

Читайте так же:  Статья тк рф увольнение с работы

Как проходит процедура

Далее рассмотрим, кто проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда в организации и как именно проистекает процесс. Данную процедуру проводит специализированная независимая компания, которую вы можете выбрать самостоятельно из тех, которые действуют в регионе.

Чтобы воспользоваться ее услугами, нужно заключить с ней договор и пригласить представителей, которые проверят рабочие места на наличие факторов, ухудшающих условия труда или нарушающих действующие нормативы.

После осмотра представители компании составляют отчет, форма которого утверждена Министерством труда РФ.

После этого работодатель должен ознакомиться с составленным документом и принять соответствующие решения. Если места относятся к вредным или опасным, то выплачиваются повышенные страховые взносы, дается удлиненный отпуск, выдается молоко и средства защиты.

Если места попали в категорию оптимальных или допустимых, но эксперты выявили нарушения или недостатки, то работодатель должен устранить их и улучшить условия труда.

Если же у комиссии не было никаких претензий, то работодатель должен просто следить за тем, чтобы качество рабочего места не падало и не происходило кардинальных изменений производственного процесса. Перед тем как заключить договор, руководитель должен совершить следующие шаги:

  1. Создать комиссию, состоящую минимум из трех человек (если людей больше, то нужно включать в состав комиссии нечетное количество человек). В нее должны войти представители кадровой службы компании, профсоюза и сам работодатель (или его доверенное лицо). Для создания комиссии издается соответствующий приказ, которому присваивают номер и оформляют по стандартным правилам документооборота.
  2. Составить и утвердить график проведения специальных проверок. Если рабочих мест много, то их можно проверять последовательно на протяжении продолжительного периода.
  3. Составить перечень тех мест, которые планируется проверять.

После того как будут проделаны три шага, руководителю нужно обратиться в соответствующую организацию и подписать договор. После этого представители компании выезжают на объект и проверяют рабочие места согласно утвержденного ранее графика.

Они осматривают его, выявляют опасные или вредные факторы, а также получают от работодателя все необходимые данные, а именно, пояснения по техпроцессу и документы, описывающие его. Если работодатель отказывается предоставлять нужные данные, то эксперты компании могут приостановить процесс или, вообще, отказаться от проведения проверки.

В случае если будут обнаружены вредные факторы, эксперт вносит их в соответствующий протокол. Дополнительно он проводит их исследования, определяя степень опасности каждого фактора.

После того как эксперт проведет соответствующие изыскания, он выдаст руководителю отчет. Этот отчет должны подписать все члены комиссии, которая создавалась приказом по предприятию.

Если подписи будут проставляться не сразу после составления документа, то заказчик процедуры (работодатель) обязан уведомить компанию, которая проводила аттестацию, о подписании на протяжении трех рабочих дней.

Затем работодатель обязан предоставить в территориальное отделение трудовой инспекции декларацию о том, что созданные им рабочие места соответствуют действующим нормативам. Сделать это необходимо не позже, чем через 30 рабочих дней с момента подписания отчета.

После уведомления работодатель обязан ознакомить свой персонал с отчетом под роспись. До этого на предприятии действуют аттестационные нормы, которые были утверждены ранее. После аттестации работодатель оформляет специализированную карту, утвержденную приказов Министерства труда России. Данную карту нужно:

  1. Выставить на сайте компании, если таковой имеется, отобразив актуальную информацию о рабочих местах. Сделать это нужно на протяжении календарного месяца после составления отчета.
  2. Во время подачи отчета в фонд социального страхования внести обновленные данные в форму 4 ФСС. Данные вносятся в таблицу под номером 5.

Какие места не проверяются

Существует много споров по поводу того, какие рабочие места должны проходить процедуру аттестации, а какие не должны.

Выше мы уже рассматривали три варианта рабочих мест, которые не нужно аттестировать вообще: для удаленных работников, для надомных и если вы не являетесь предпринимателем, но нанимаете помощников. Но во время оценки эксперты и работодатели проверяют не все 100% рабочих мест.

К примеру, если это офис, оборудованный одинаковой мебелью и инструментарием, то достаточно проверить только 20% рабочих мест (но не менее двух).

Внимание: в случае если одно из рабочих мест отличается от остальных, то придется проводить процедуру для него в отдельности. Для остальных действует норма в 20%, но не менее 2.

Напоследок рассмотрим, во сколько обходится подобные мероприятия. Цена разнится в зависимости от региона и прочих условий, но в целом по состоянию на 2019 год организации берут 500–1000 рублей за проверку одного места. Работодатель должен понимать, что это не все расходы, которые он понесет.

Если место будет признано вредным или опасным, то увеличатся отчисления в соцстрах. Если оно будет признано недостаточно безопасным, то придется проводить модернизацию и улучшать условия.

Читайте также:  Длительный отпуск педагогических работников до 1 года

Перед тем как подписывать договор с организацией, убедитесь, что она, вообще, имеет право проводить подобную оценку.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

О цели проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, или специальной оценки условий труда, ее периодичности и ответственности за непроведение спецоценки мы рассказывали в нашей консультации. А как проводится аттестация рабочих мест? О порядке аттестации рабочих мест по условиям труда расскажем в этом материале.

Этап 1: подготовительный

Источник: https://ozpvspb.ru/chto-takoe-attestatsiya-rabochih-mest-po-usloviyam-truda/

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году

Сроки специальной оценки условий труда регламентированы ч. 4 ст. 8 закона «О Специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Этот нормативный документ определяет три вида СОУТ – плановый, внеплановый и для новых организаций.

Законодательство обязывает всех работодателей в РФ проводить специальную оценку условий труда, но предусмотрены некоторые исключения. Нет необходимости проводить оценку в для следующих работников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники работодателей — физических лиц, не являющихся ИП.

Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Периодичность СОУТ

Плановая специальная проверка условий труда проходит раз в 5 лет.

Новосозданные организации должны пройти первую процедуру в течение 6-ти месяцев со дня своей регистрации. В последствии, новые компании как и  остальные организации обязаны проходить плановую проверку с интервалом 5 лет. Новый срок отсчитывается от даты проведения предыдущей оценки.

Внеплановая СОУТ проводится в течение 6-12 месяцев, после выявления потенциально опасных факторов, в зависимости от возникших обстоятельств.

Специальная оценка условий труда должна быть проведена в течении 6 месяцев, если:

  • получено предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут опасны для здоровья персонала;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (возможно изменение класса вредности, что может снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • профсоюз выдвигает требование о проведении внеплановой СОУТ.

СОУТ должна быть проведена в течении 12 месяцев, если:

  • вводятся новые рабочие места;
  • меняется производственное оборудование или технологические процессы.

Своевременность проведения СОУТ

При своевременном проведении процедуры организация получает ряд преимуществ:

  • Высокий уровень безопасности на производстве и минимизация риска травматизма.
  • Скидки к страховым тарифам.
  • Вы не попадете в автоматическую выборку для проверки инспекцией труда.
  • Возможность участвовать в госзакупках (актуально для строительной сферы).

В случае уклонения или пропуска сроков проведения специальной оценки условий труда, на работодателя может быть наложен штраф в размере от 30 до 80 тысяч рублей.

Позвоните прямо сейчас  +7(495)125-14-12 и получите грамотную консультацию как не пропустить сроки проведения СОУТ.

График проведения специальной оценки условий труда (образец)

1 2 3 4
1 Подготовка и согласование проекта Приказа «О проведении специальной оценки условиям труда в _______________________________
2 Составление перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест
3 Выявление на рабочих местах источников вредных и (или) опасных факторов и самих вредных и (или) опасных факторов
4 Сопоставление выявленных на рабочих местах факторов с факторами, указанными в Классификаторе
5 Принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов и (или) составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
6 Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
7 Определение продолжительности воздействия факторов производственной среды на работников
8 Оформление протоколов измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса
9 Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда
10 Оценка обеспеченности работников СИЗ
11 Оценка защищенности работников СИЗ
12 Оценка эффективности выданных работнику СИЗ
13 Оформление протоколов оценки эффективности СИЗ
14 Оценка фактического состояния условий труда при сочетании всех факторов производственной среды и трудового процесса, эффективности средств индивидуальной защиты.
15 Определение рабочих мест на которых класс (подкласс) условий труда может быть снижен, при необходимости (снижение более чем на одну степень) согласование с ТО  Роспотребнадзора
16 Определение контингента работников на предоставление гарантий и компенсаций за вредные условия труда
17 Заполнение и распечатка карт специальной оценки условий труда
18 Оформление сводных (ой) ведомостей  и результатов специальной оценки условий труда
19 Разработка перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников
20 Составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
21 Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда
22 Организация ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах
23 Предоставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда результатов проведения специальной оценки условий труда
24 Организация размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (при наличии)

График может иметь более простой вид.

Нужна помощь? Задайте вопрос в чат или через форму запроса. 

Источник: https://asout.ru/articles/periodichnost-provedeniya-sout

5. Аттестация рабочих мест по условиям труда

Правовой основой
для аттестации рабочих мест является
постановление Минтруда России от
14.03.1997 г. №12 «Положение об аттестации
рабочих мест по условиям труда».

Аттестация
рабочих мест по условиям труда –
система
анализа и оценки рабочих мест для
проведения оздоровительных мероприятий,
ознакомления работающих с условиями
труда, сертификации производственных
объектов, подтверждения или отмены
права предоставления компенсаций и
льгот работникам, занятым на тяжелых
работах и работах с вредными и опасными
условиями труда.

Результаты
аттестации могут быть использованы
для:

  • планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
  • сертификации работ по охране труда на предприятии;
  • обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
  • решения вопросами о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональные заболевания, установления диагноза профзаболеваний;
  • включения в трудовой контракт условий труда работников;
  • ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
  • составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда;
  • применения административно-экономических санкций к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.

Аттестация рабочих
мест носит обязательный характер для
работодателя, определяет для него
необходимые условия по практическому
выполнению обязанностей согласно
законодательным актам по охране труда.

Аттестации по
условиям труда подлежат все рабочие
места на предприятии. Сроки аттестации
устанавливаются организацией, исходя
из изменений условий и характера труда,
но не реже 1 раза в 5 лет с момента
проведения последних изменений.

Обязательной переаттестации подлежат
рабочие места после замены производственного
оборудования, изменения технологического
процесса и по требованию органов
Государственной экспертизы условий
труда РФ при выявлении нарушений при
проведении аттестации рабочих мест.

Аттестацию
осуществляет организация самостоятельно
или с привлечением для проведения части
работ специалистов.

При аттестации
рабочих мест работы проводятся по трем
направлениям:

  • гигиеническая оценка условий труда по факторам вредности и опасности, тяжести и напряженности трудового процесса;
  • оценка травмобезопасности рабочих мест;
  • оценка обеспеченности работников средствами защиты.
  • По результатам
    инструментальных измерений уровня
    вредных факторов

    на рабочем месте определяется класс
    условий труда (безопасные, опасные,
    вредные) и степень (1, 2, 3, 4) вредных условий
    труда по гигиеническим критериям.
  • По результатам
    обследования рабочего места

    на соответствие оборудования, инструмента,
    средств обучения и инструктажа требованиям
    нормативных и правовых актов определяется
    класс условий труда по травмобезопасности
    (оптимальный, допустимый, опасный).
  • По
    результатам исследования характера
    труда

    определяется класс труда по степени
    тяжести (легкий, средней тяжести, тяжелый
    трех степеней) и напряженности
    (оптимальный, допустимый, напряженный
    трех степеней) трудового процесса.
  • Результаты оценок
    оформляются актами и протоколами
    установленной формы.
  • Аттестационная
    комиссия оформляет результаты своей
    работы общим протоколом аттестации
    рабочих мест по условиям труда, к которому
    прилагаются все материалы аттестации
    и план мероприятий по улучшению условий
    труда, который включает перечень
    необходимых мер, которые необходимо
    выполнить на предприятии для улучшения
    условий и охраны труда.
  • Основным выводом
    по результатам аттестации каждого
    рабочего места является заключение о
    том, что
  • рабочее место
    аттестовано

    при выполнении требований:
  • отсутствуют опасные и вредные факторы или их фактические значения соответствуют оптимальным или допустимым значениям;
  • выполнены требования по травмобезопасности и обеспеченности СИЗ;

рабочее место
признано условно аттестованным
,
если

  • фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие гигиенические нормативы;
  • требования по травмобезопасности и обеспеченности СИЗ не соответствуют нормам;
  • условия труда относятся к вредным;

рабочее место
неаттестовано
,
если условия труда отнесены к 4 классу
(опасные) и подлежит немедленной
ликвидации или переоснащению.

Документы аттестации
рабочих мест по условиям труда являются
материалами строгой отчетности и
подлежат хранению в течение 45 лет

Источник: https://studfile.net/preview/2825370/page:4/

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Статья 37 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…».

В связи с этим, каждому работодателю прежде нужно дать ответ на вопрос: отвечает или нет рабочее место требованиям безопасности и гигиены? Затем приступить к выполнению мероприятий, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда на рабочих местах.

Эти задачи и решает аттестация рабочих мест по условиям труда (далее по тексту АРМ) .

 Аттестация рабочих мест по условиям труда— оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

 АРМ включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест, учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.  В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ во всех организациях, независимо от области экономической деятельности и форм собственности, и у работодателей – индивидуальных предпринимателей должна проводиться аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.  

 Нормативные правовые акты, являющиеся базой для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Читайте также:  Режим труда и отдыха водителей

 

В соответствии с пунктом 1.3. Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 17 марта 1997 года № 12, нормативной основой проведения АРМ являются:

· Р 2.2.2006-05 «Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»; · стандарты системы безопасности труда; · санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы; · типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлениями Минтруда РФ и Минздравсоцразвития РФ в 1997-2006 годах; · список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями; · постановление Правительства РФ от 29 ноября 2002 года № 849 «О порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания»; · приказ Минздрава РФ от 28 марта 2003 года № 126 «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»; · перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 31 марта 2003 года № 14; · списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, введенные в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года № 517.  

  •  Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в следующих целях:
  •  Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
  •  Порядок и основные этапы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
  •  Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
  •    Таблица 1

  · планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами; · сертификации работ по охране труда; · обоснования предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке; · решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке; · рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников; · включения в трудовой договор условий труда работников; · ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах; · составления статистической отчетности о состоянии условий труда, о предоставлении компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; · применения административных санкций к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.  АРМ включена в систему мер экономического стимулирования работодателей в создании безопасных условий труда. Так, политика государства в области пенсионного обеспечения работников состоит в том, чтобы дифференцировать тарифы, выплачиваемые в Пенсионный фонд, для организаций, имеющих и не имеющих рабочие места с вредными условиями труда. Кроме того, результаты АРМ могут являться одним из оснований для финансирования предупредительных мер в области охраны труда в организации из средств Фонда социального страхования РФ. Для этого необходимо, чтобы в организации было не менее 30% аттестованных рабочих мест.      Сроки проведения АРМ устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к Карте аттестации рабочего места по условиям труда.  Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации. При отсутствии у организации необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории, органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений.  Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на право проведения указанных работ.    Сначала напомним, что проводит аттестацию рабочих мест и несет ответственность за её проведение организация или индивидуальный предприниматель. Испытательная лаборатория, которая проводит замеры факторов рабочей среды и оценку факторов трудового процесса, отвечает только за результаты замеров и их достоверность.  Организация аттестации рабочих мест по условиям труда включает четыре основных этапа: · подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда; · проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; · оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда; · реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.     · принятие решения о проведении АРМ; · образование аттестационной комиссии организации; · разработка и утверждение графика проведения АРМ в организации.   Порядок действий и их содержание представлены в таблице № 1.

№№ п/п Порядок действий Ответственные лица
1 2 3
1. Образовать аттестационную комиссию. Работодатель
2. Назначить ответственное лицо за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда. Работодатель
3. Определить сроки и разработать график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия
4. Сформировать нормативно-справочную базу документов для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия
5. Организовать изучение нормативно-методических документов, используемых при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Председатель аттестационной комиссии
6. Составить полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда. Аттестационная комиссия
7. Выявить на основе анализа причин производственного травматизма в организации наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование. Аттестационная комиссия
8. Составить Перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащих оценке на каждом рабочем месте. Аттестационная комиссия
9. Присвоить коды производствам, цехам, участкам, рабочим местам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования. Аттестационная комиссия
10. Заключить договор с испытательной лабораторией (испытательным центром) о проведении инструментальных замеров факторов производственной среды, а также оценки тяжести и напряженности трудового процесса. Работодатель

     

 Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда состоит в определении фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

Порядок действий и их содержание представлены в таблице № 2.

  Таблица 2

№№ п/п Порядок действий Ответственные лица
1 2 3
1. Провести инструментальные измерения уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах с оформлением протоколов. Аттестационная комиссия; испытательная лаборатория
2. Оформить протокола определения тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах. Аттестационная комиссия; испытательная лаборатория
3. Провести оценку травмобезопасности рабочих мест с оформлением протоколов. Аттестационная комиссия
4. Провести оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты с оформлением протоколов. Аттестационная комиссия
5. Провести оценку фактического состояния условий труда на каждом рабочем месте, подвергнутом аттестации. Результаты оценки занести в Карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой аттестационной комиссии администрации района дать заключение о результатах аттестации. Аттестационная комиссия

 

  1. Документы, заполняемые при оформлении результатов аттестации рабочих мест по условиям труда:
  2.  Направления реализации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
  3.  В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса РФ и «Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 № 244 с изменениями на 1 февраля 2005 года, государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации.

· ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении, в которую включаются сведения об аттестуемых рабочих местах и условиях труда на них, количестве занятых в этих условиях работниках, обеспеченности их средствами индивидуальной защиты; · сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации, где указывается количество рабочих мест по структурным подразделениям и в целом по организации, количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда, количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация, сведения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.  Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда. К протоколу должны прилагаться: · карта аттестации рабочих мест по условиям труда; · ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях; · сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации; · план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.    · разработка аттестационной комиссией Плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации. План должен предусматривать мероприятия по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты, оздоровительные мероприятия, а также мероприятия по охране и организации труда. В Плане указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения и исполнители. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с требованиями по охране труда. Данный документ подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с совместным комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным комитетом утверждается руководителем организации и включается в коллективный договор; · издание приказа руководителем организации, в котором дается оценка приведенной работы по аттестации рабочих мест по условиям труда, и утверждаются её результаты; · разработка аттестационной комиссией предложений о порядке подготовки подразделений организации к их сертификации на соответствие требованиям по охране труда с конкретными мероприятиями, конкретизирующими содержание такой подготовки; · информирование о результатах аттестации рабочих мест работников организации.  Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Источник: https://git16.rostrud.ru/konsultatsii-razyasneniya/dlya-rabotodateley/15501.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector