Стадии развития коллектива по макаренко и лутошкину

В презентации дано понтие коллектива, его признаки, типы отношений в коллективе, кратко рассмотрен вклад А.С. Макаренко в теорию его развития. Презентация содержит краткую информацию об этапах развития коллектива по Лутошкину, а также информацию о современных моделях теории развития коллектива.

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

Этапы формирования коллектива

Родионова Т.В.

Преподаватель ГБПОУ АПК им. П.И. Пландина.

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

  • Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

  • есть общая цель;
  • — совместная деятельность;
  • — взаимозависимые отношения ответственности;
  • — общее руководство, которым может быть либо один из наиболее авторитетных членов, либо органы управления.

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

  • — личные, основу которых составляют симпатия, антипатия и привязанность;
  • — деловые, необходимые для совместного решения поставленных задач.
  • типы отношений в коллективе

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

  • Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива
  • Он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив.
  • Важнейшее качество человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.
  • Антон Семенович Макаренко  (1888–1939)

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

  • Первоначального сплочения. Организатор коллектива – педагог от него исходят все требования. В конце стадии должен выделиться актив.
  • Усиливается влияние актива. Складывается четкая структура деловых отношений.
  • Расцвет коллектива
  • Четвертая стадия — движение. На данном этапе школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования. .
  • Стадии развития коллектива А. С. Макаренко

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

  • Стадии развития коллектива рассматривают в своих трудах А. Т. Куракин, Л. И. Новиков и др.
  • Коллектив в трудах педагогов
  • 1. «Песчаная россыпь». Все вместе, но – каждый сам по себе. Нет дела которое объединяет, неинтересно быть вместе, не решаются пойти друг другу на встречу. Отсутствуют авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята.
  • 2. «Мягкая глина».  В группе нет коллектива, нет опыта, не все понимают друг друга, группе особенно нужен хороший вожак, который смог бы повести за собой. На этой стадии уже заметны усилия, направленные на сплочение сообщества
  • 3. «Мерцающий маяк».  . В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность команды всплесками, да и то не у всех.
  • 4. «Алый парус» . В коллективе живут по принципу: «Один за всех и все за одного!». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальной требовательностью. Командный состав — надежные организаторы, верные товарищи.
  • 5. «Горящий факел». Коллектив- не удовлетворен своим благополучием и спешит на помощь другим. Для них характерна дружба, взаимопонимание, ответственность каждого и за весь коллектив.
  • Этапы развития коллектива по А.Н. Лутошкину

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

  • Формирование коллектива в настоящее время рассматривается с нескольких моделей развития, каждая из которых фиксирует особые стадии в этом движении.

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

1 слой

  • Реализует непосредственные контакты между людьми
  • Реализует непосредственные контакты между людьми

2 слой

  • Отношения опосредуются характером совместной деятельности.
  • Отношения опосредуются характером совместной деятельности.

3 слой

  • Развиваются отношения, основанные на единой цели для всех членов группы
  • Развиваются отношения, основанные на единой цели для всех членов группы

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

  • люди тесно связаны друг с другом;
  • отсутствует общая цель; каждый действует сам по себе;
  • совместно отвечают за достижение целей.
  • Каждый старается продемонстрировать индивидуальные результаты.
  • Сила коллектива — сплоченность

1 стадия

  • Притирка (организационный этап)
  • Притирка (организационный этап)

2 стадия

  • «Конфликтная»
  • «Конфликтная»

3 стадия

  • Экспериментирование
  • Экспериментирование

4 стадия

  • Появление опыта успешного решения проблем
  • Появление опыта успешного решения проблем

5 стадия

  • Формирование прочных связей
  • Формирование прочных связей

характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.

изучение каждого члена группы, его характера, особенностей личности, выявление действенного актива.

  • Требования к коллективу выдвигают педагог и актив коллектива.
  • Руководитель объективно изучает, анализирует межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, референтометрии, своевременно корректирует положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом.
  • На втором этапе наблюдается значительная неоднородность взглядов.
  • Важнейшая задача руководит еля — воспитание актива группы, развитие его организаторских способностей, устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива.
  • 2 стадия — выявлен действенный актив
  • Методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а чья позиция безразлична всем.
  • Социометрия – применяется для диагностики межличностных отношений. Позволяет проводить измерение авторитета лидера и выполнять перегруппировку для снижения напряженности в коллективе.
  • Референтометрия и социометрия
  • На третьем этапе достигается высокий уровнь сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива.
  • Коллектив самостоятельно решает разнообразные задачи, переходит на уровень самоуправления.
  • Для этой стадии характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.
  • Частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности
  • Характеризуется появлением опыта успешного решения проблем.
  • Функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому.
  • Внутри коллектива формируются прочные связи;
  • Людей принимают и оценивают по достоинству;
  • Личные разногласия быстро устраняются;
  • Отношения складываются неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения.

В качестве показателей психологического климата психологи отмечают:  — удовлетворённость взаимоотношениями, трудом, организацией;  — преобладающее настроение в коллективе;  — взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых;  — степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении;  — сплочённость как эмоциональное единство;  — сознательную дисциплину.

  • Социально психологический климат – комплексный показатель взаимоотношений в коллективе
  • Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения
  • «Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/presentacii/etapy_formirovaniia_kolliektiva

Стадии развития коллектива По книге А Н Лутошкина

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

4 ступень. «Алый парус» . Дружеское участие и заинтересованность делами друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты когда она готова идти наперекор бурям и ненастьям.

Организация и руководство группы через органы самоуправления и актив становится основным способом на этой ступени. Стиль руководстваколлегиальный, советующий. Сплоченность и сработанность группы освобождают организатора от всякого рода проверок, напоминаний, тщательного инструктажа.

5 ступень. «Горящий факел» Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают всё, чтобы принести пользу людям , освещая, подобно легендарному Данко жаром своего сердца дорогу другим.

В основе руководства группами, находящимися на ступени «Горящий факел» , самоуправление, опора на группу в целом. Требования организатора к личности предъявляются от имени коллектива. Основное внимание организатора направленно на установление связей с другими группами, на формирование активной позиции своего коллектива среди других объединений.

Нелегок путь к коллективу. Даже у тех кто приблизился к вершине, не может быть самоуспокоение. Достаточно небольшой остановки, как вас может отбросить назад.

Первые ступени роста группами преодолеваются быстрее, но начиная с «Мерцающего маяка» движение затрудняется путь к единству становится сложнее.

Дело в том, что взаимоотношения здесь начинают строится не на уровне личных симпатий и привязанностей, а на чувстве долга, ответственности перед коллективом.

Презентация подготовлена по книге Лутошкина А. Н. «Как вести за собой»

Источник: https://present5.com/stadii-razvitiya-kollektiva-po-knige-a-n-lutoshkina/

Прогрессивные стадии развития коллектива по Макаренко: 4 этапа

Рада вновь приветствовать любознательных и стремящихся к саморазвитию читателей на страничках нашего проекта. Вы с нами ‒ и это здорово! Предлагаю обсудить сегодня стадии развития коллектива по Макаренко. Давайте вместе разберёмся, какую роль в нашей жизни играют коллективные отношения и как мы способны развивать их во благо себе и окружающим.

Немного о Макаренко

Помните фразу из фильма «Большая перемена», где ученик восхищается своим учителем истории Нестором Петровичем и сравнивает его: «Это же Макаренко!» А кто, собственно, этот Макаренко и чем он знаменит?

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) ‒ выдающийся теоретик образования, педагог, писатель. Им разработаны и внедрены принципиально новые демократические концепции воспитания и образования подрастающего поколения.

Являясь основателем советской педагогики, Антон Семёнович воплотил новаторскую теорию обучения и нравственного воспитания детей в коллективной общине.

Он разработал идею поэтапного становления коллектива и принципы его развития.

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

Прошло уже сто лет, однако учения и взгляды опытного наставника Макаренко не потеряли своей актуальности по сей день и могут служить нам примером для усовершенствования межличностных отношений.

Увлекательный факт:

Пересказ краткой биографии Макаренко включён в итоговое устное собеседование, которое проводится среди учеников 9 классов по окончании учебного года. Один из вариантов задания содержит небольшой текст о педагогической деятельности Антона Семёновича.

Этот отрывок учащийся должен прочесть и пересказать своими словами, сохранив смысл сказанного. В изложении текста требуется упомянуть цитату М. Горького, отражающую суть воспитательной деятельности Макаренко.

Устное собеседование, проводимое на основе контрольно-измерительных материалов (КИМов), позволяет определить степень общеобразовательной подготовки учащихся и является допуском к экзаменам в формате ОГЭ.

Что такое коллектив по мнению Макаренко?

По мнению А.С. Макаренко, коллектив ‒ есть объединённая группа участников, имеющая общую социально значимую цель. Все члены коллектива наделены равными правами, обязанностями, несут общую ответственность и зависимость друг перед другом. Для успешного формирования коллектива сплочённая группа проходит этапы качественных преобразований.

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

Основные стадии развития коллектива по системе Макаренко:

  • Первоначальная ступень становления. На данном этапе коллектив рассматривается как замысел организационных и воспитательных действий педагога, направленных на становление социальной общности, объединённой совместной деятельностью и взаимовыгодными целями. Проще говоря, организатор создаёт группу людей на основе их интересов, потребностей и ценностей. Завершение начальной стадии характеризуется формированием группы активистов.
  • На втором этапе происходит усиление влияния актива. Представители актива являются сторонниками требований педагога и сами предъявляют их остальным участникам общины, основываясь на своём личном понимании блага и ущерба для всеобщих интересов. Активисты становятся соратниками педагога в том случае, если они адекватно оценивают потребности всех членов группы. В этот период коллективная структура приобретает устойчивость: группа осваивает механизмы самоуправления и является инструментом воспитания некоторых личностных качеств.
  • На третьей стадии процветания коллективных взаимоотношений отчётливо заметен рост психологической солидарности всех участников. Решающую роль в принятии решений играет согласованность действий и общая договорённость. В коллективе воцаряется атмосфера взаимопонимания, уважения и доброжелательности. Однако высокий уровень требовательности к каждому члену общины не позволяет нарушать сложившийся порядок в угоду отдельных представителей: формируется равноправие. Именно в этот период партнёры понимают, что их слаженные объединённые усилия позволяют достичь максимально эффективных результатов, нежели разрозненные попытки каждого из них.
Читайте также:  Долгосрочные финансовые вложения в балансе предприятия: как оформить

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

  • На четвёртом этапе наблюдается активное движение вперед, означающее гармоничное развитие коллектива. Неуклонно возрастает уровень сознательности каждого представителя группы. Это выражается в том, что требования к себе самому значительно выше, чем к окружающим соратникам. Находясь на данной ступени развития, коллективные взаимоотношения формируют гармоничную, полноценную и высоконравственную личность.

Сам Антон Семёнович утверждал, что успешно развивающийся коллектив ‒ это инструмент целевого воздействия для раскрытия индивидуальности каждого его участника.

Труды Макаренко о формировании и развитии коллектива

Антон Семёнович вёл результативную воспитательную деятельность и оставил нам богатое наследие своих научных работ. Способы формирования и конструктивного развития коллектива наиболее полно описаны им в произведениях: «Воспитание в семье и школе», «Педагогическая поэма», а также избранные педагогические сочинения в 4 томах.

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

Переосмысливая учение А.С. Макаренко, я отчётливо вижу, что его воззрения способны разрешить многие конфликтные ситуации и затруднения, возникающие в современном обществе.

И если в вашем рабочем или учебном коллективе возникли разногласия, постарайтесь найти общую цель и учесть интересы большинства участников.

Станьте примером плодотворной и успешной деятельности: к Вам потянутся такие же целеустремлённые и энергичные личности. Запомните, что добиться успеха сообща значительно легче, чем поодиночке.

Похожие работы

Аналогичные научные труды по развитию коллективных отношений издавали и другие авторы.

Академик РАО Людмила Ивановна Новикова внесла весомый вклад в усовершенствование преподавательской деятельности.

Её авторству принадлежат следующие работы: «Педагогика воспитания: избранные педагогические труды», «Воспитательное пространство: опыт и размышления», «Смена парадигмы воспитания ‒ назревшая проблема педагогики».

В своих научных произведениях Людмила Ивановна изучала последовательные шаги системы воспитания школьников, рассматривала влияние коллектива как способ усовершенствования личности подростка.

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

Не менее ценный вклад в укрепление российского образовательного процесса внёс специалист педагогической психологии Лев Ильич Уманский. Среди значимых его трудов выделяются: «Личность. Организаторская деятельность. Коллектив», «Организатор и организаторская деятельность», «Психология организаторской деятельности школьников».

Заключение

В заключение мне хотелось бы привести цитаты Антона Семёновича, наглядно отражающие его новаторские идеи в системе формирования коллективных взаимоотношений.

«Когда объединённая группа не имеет цели своей деятельности, то невозможно изыскать и способы её организации».

«Ваше отношение к ним может быть отчуждённым до крайней степени или требовательным до придирчивости, но если у вас кипит работа, вы обладаете энергией и вам сопутствует удача ‒ будьте спокойны и уверены: коллектив на вашей стороне. И наоборот, приветливое и ласковое обращение не сможет скрыть вашего непрофессионализма, провалов и неудач в деле: общность будет презирать вас». 

Благодарю читателей за интерес к нашему проекту и стремление к самосовершенствованию. Обещаю, что вас ждёт ещё много познавательной информации и новых открытий. До встречи!

Источник: https://SilaMira.ru/stadii-razvitiya-kollektiva-po-makarenko/

2 этапы развития коллектива по макаренко и лутошкину

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этом этапе, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данном этапе коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — главной признак и наиболее свойственная черта коллектива на третьем этапе.

Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Между этапами нет отчетливых границ.

Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на данной стадии, достаточно указать на изменение характера требований, предъявляемых членами коллектива друг к другу: к себе предъявляются более высокие требования, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек.

Важно Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – вот основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Развитие коллектива – это отнюдь не плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Между этапами нет четких границ: возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 11640 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Формирование классного коллектива по методике А.Н.Лутошкина

  • «Горящий факел» (коллектив)
  • «Алый парус» (коллектив)
  • «Мерцающий маяк»
  • Мягкая глина
  • Песчаная россыпь
  • Одним из важных критериев оценки деятельности классного руководителя является сформированный классный коллектив. Уровни развития детского коллектива интересно представлены в работах Анатолия Николаевича Лутошкина, который предложил диагностику через образное определение стадий развития коллектива:
  • Суть диагностики такова.
  • Классный руководитель предлагает учащимся ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов.
  • На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования; выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции – устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Группа-коллектив

1.Общественно-значимая цель и деятельность по её достижению, морально-психологическое единство, организационная структура, высокая подготовленность.

2.Коллектив — высшая стадия развития группы. Можно рассматривать её как идеал, к которому стоит стремиться.

Можно как модель представить нормальную семью (там есть глава, подчинённые, но это — СЕМЬЯ). Можно вспомнить японскую концепцию фирмы-семьи. Факторы формирования коллектива мы можем начать осторожно применять уже на ранних стадиях развития группы.

Автор концепции — А.Н. Лутошкин предложил образные описания стадий группового развития, чтобы легче и нагляднее было представить содержание стадий.

3. Характеристика этапов стадии становления («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»)

1 ступень.

Если же группа выбирает «козла отпущения» всегда, то можно сделать вывод о неблагоприятном характере межличностных отношений в ней. В данном случае, даже если отвергаемый покинет группу, будет найден новый «крайний» на соответствующую роль.

Групповые привычки в системе межличностных отношений формируются точно так же, как и любые другие групповые ритуалы поведения.

Не следует забывать, что привычка относится к форме социального контроля и направляет поведение конкретных индивидов и группы в целом.

Итак, важнейшими характеристиками системы внутригрупповых предпочтений выступают: социометрический статус, взаимность выбора, наличие устойчивых групп межличностных предпочтений и система отвержений. Несмотря на равную значимость всех характеристик, особое внимание уделяется статусу субъекта.

Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организатора, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся.

Подлинного организаторского мастерства пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: «курс выбран правильно», «так держать!».

Рада вновь приветствовать любознательных и стремящихся к саморазвитию читателей на страничках нашего проекта. Вы с нами ‒ и это здорово! Предлагаю обсудить сегодня стадии развития коллектива по Макаренко.

Давайте вместе разберёмся, какую роль в нашей жизни играют коллективные отношения и как мы способны развивать их во благо себе и окружающим.

Немного о Макаренко

Помните фразу из фильма «Большая перемена», где ученик восхищается своим учителем истории Нестором Петровичем и сравнивает его: «Это же Макаренко!» А кто, собственно, этот Макаренко и чем он знаменит?

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) ‒ выдающийся теоретик образования, педагог, писатель. Им разработаны и внедрены принципиально новые демократические концепции воспитания и образования подрастающего поколения.

Внимание Нужна территория, где «мы» может расположиться, собираться, действовать. Необходима цель совместной деятельности.

  1. У детского временного коллектива есть свои идеалы, нормы и правила поведения, специфические формы организации коллектива, органы самоуправления, а также символы, название, девиз, эмблема, песни, которые подчеркивают принадлежность именно к этому конкретному коллективу.
  2. Примечания

Все это — центры объединения, то есть те ценности, предметы и символы, которые идентифицируют группу, составляют материальную и идейную основу ее существования и развития. На этой основе происходит осознание общности, создается чувство «мы».

1. Референтная группа — группа значимых для подростка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется.

Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел.

Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу.

Здесь действуют по принципу «один за всех, и все – за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её.

Читайте также:  Образец искового заявления об установлении факта трудовых отношений

В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть воспитатель, лидер, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий.

Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие.

Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь ещё являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.

Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся.
Далее ребятам предлагается определить, на какой стадии развития находится их собственный коллектив.

Стадии развития коллектива по Лутошкину

1 ступень. «Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесёт часть песка, что лежит с краю, подальше, дунет ветер посильней – разнесёт песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребёт его в кучу.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый сам по себе. Нет того, что сцепляло бы, соединяло людей. Люди ещё мало знают друг друга или просто не решаются, а быть может, и не желают пойти навстречу друг другу Нет общих интересов, общих дел.

  • Рассмотрим основные возможные конфликтные ситуации в лагере, с которыми придется иметь дело вожатым.
  • Вожатый – вожатый
  • Причины: разделение сфер влияния, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей.

Конфликты между вожатыми в лагере касаются и межличностных отношений, и решений по деловым вопросам при организации мероприятия. Поэтому лучше заранее выяснить, с кем придется работать на одном отряде, пообщаться и побольше узнать друг о друге.

А все деловые вопросы старайтесь решать заранее до выступления или проведения мероприятия.

А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина» (группа-ассоциация). Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия.

В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие.

Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги.

Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом.

Источник: http://evabarbersop.ru/2-etapy-razvitiya-kollektiva-po-makarenko-i-lutoshkinu

Стадии развития коллектива по А.Н.Лутошкину

Стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину

Чтобы классному руководителю организовать и проследить развитие коллектива в классе

От «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу»

Лутошкин А.Н. в своей книге «Как вести за собой» рассматривает несколько ступеней развития коллектива. Если вы захотите, можете провести наблюдение за процессом развития вашего коллектива.

Можно в классном уголке нарисовать 5 ступеней и обозначить их: «Песчаная россыпь», «Мягкая смена», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Рассказать необходимо ребятам — чем характеризуется каждая ступень, и предложить им ставить отметку развития коллектива, подписывая флажок.

Вы сами тоже своим флажком отмечаете ступень. Таким образом, вы можете проводить не только диагностику развития коллектива, но и настроение, и состояние каждого ребенка.

«Песчаная россыпь». Много песчинок собрано вместе и в тоже время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей.

Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло». Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу.

Нет общих интересов, общих дел.

«Мягкая глина». В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках классный коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.

В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.

«Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе.

Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна.

Однако ей бывает трудно до конца собрать своего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.

«Алый парус» — символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.

Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел» — это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива.

Источник: https://multiurok.ru/files/stadii-razvitiia-kolliektiva-po-a-n-lutoshkinu.html

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

«От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь – никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок – отнесёт часть песка.

Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.

Выявляются следующие характеристики:

  • § ребята мало знают друг друга;
  • § нет общих интересов;
  • § нет общих дел;
  • § отсутствует авторитетный центр;
  • § группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей.

Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей.

У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности.

Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует.

Дети ситуативно способны на крупное дело

Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.

Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки.

Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. Важны такие характеристики:

  1. § в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;
  2. § дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;
  3. § во главе коллектива – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;
  4. § у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;
  5. § большинство ребят огорчают неудачи отряда;
  6. § члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах;
  7. § приходят на помощь другим коллективам, когда их просят;
  8. § хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;
  9. § не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.
Читайте также:  Организационно-правовая форма предприятия — что это, на что влияет, виды

Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.

В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идёт на помощь, не дожидаясь призывов.

Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.

  • Мероприятие — САМОАТТЕСТАЦИЯ
  • Анализ в ВДК
  • 1) своей работы – таблица, рефлексия каждый день.
  • 2) игры.

У каждой игры есть свой скрытый смысл. Думайте о цели и анализируйте после пробедения.

  1. Поменяйтесь местами те, кто… → узнать людей (кто чем живет, кто в каком состоянии – зависит от вопросов)
  2. Фигуры→ выявление лидера (создают углы или руководят процессом)
  3. Киллер

Источник: https://studopedia.net/4_42391_stadii-razvitiya-kollektiva-po-lutoshkinu.html

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

«От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

1. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

2. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей.

Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей.

У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

3. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности.

Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует.

Дети ситуативно способны на крупное дело

4. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки.

Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

5. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.

Типы организаторов

§ Художник Воздействует мимикой, речью, образами, картинами будущих достижений. Часто начинает со слов: «Представляете…»

§ Мыслитель Логически мыслит, прослеживается стройность в рассуждениях, стремится найти закономерности в работе. Внешние стороны отодвигаются на второй план. Главное – найти смысл, целесообразность, увидеть разумное значение дела.

§ Практик Привлекает собственным примером. Больше показывает как делать. Коллектив садится ему на шею.

Стиль работы организаторов

§ Разящая стрела Призывающий, настаивающий, жестко — требующий. Наиболее эффективен в группе «песчаная россыпь», «мягкая глина», «алый парус».

§ Возвращающийся бумеранг Советующийся, консультирующийся, коллегиальный, требующий, подходит для группы «Горящий факел», «алый парус», «мерцающий маяк».

§ Скользящий челнок Нелегко работать там, где стиль уговаривающий, просящий, компромиссный. Применяется как вспомогательный в зависимости от ситуации.

§ Плавающий плот Согласующий, уступчивый, малоэффективный, только вспомогательный.

Немного подробнее…

«Песчаная россыпь». Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь – никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок – отнесёт часть песка.

Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.

Выявляются следующие характеристики:

  • § ребята мало знают друг друга;
  • § нет общих интересов;
  • § нет общих дел;
  • § отсутствует авторитетный центр;
  • § группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

«Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.

«Алый парус». Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. Важны такие характеристики:

  1. § в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;
  2. § дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;
  3. § во главе коллектива – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;
  4. § у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;
  5. § большинство ребят огорчают неудачи отряда;
  6. § члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах;
  7. § приходят на помощь другим коллективам, когда их просят;
  8. § хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;
  9. § не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.

«Горящий факел». В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идёт на помощь, не дожидаясь призывов.

Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.

  • Признаками стиля детского коллектива можно считать:
  • § мажор — постоянную бодрость, готовность детей к действию;
  • § ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
  • § дружеское единение его членов;
  • § ощущение защищенности (ни один ребенок не должен чувствовать себя в коллективе обособленно и беззащитно. Должно быть законом, что никто не имеет не только права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме более слабого и зависимого);
  • § активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию;

§ привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах как для детского коллектива, так и для коллектива вожатых.

Вся работа в лагере должна быть построена на демократических началах. Если воспитанники не гордятся своим коллективом — эффективность воздействия такого коллектива на личность будет незначительной. Высокий престиж коллектива — гарантия успешности воздействия его норм и ценностей.

Из отдельных знакомых, малознакомых и вовсе незнакомых детей, где кто-то кому симпатизирует и наоборот, рождается через некоторое время сообщество детей, возникает понятие «мы». Происходит выделение «мы», «наше» из общего окружающей жизни.

«Мы» — это то, что присуще только одному определенному коллективу, в отличие от других таких или совсем других коллективов. Существуют понятия «мы», а все вокруг — «они».

Для временных детских объединений — это чувство общности совершенно необходимо, оно способствует созданию и укреплению коллектива.

Существуют определенные условия, при которых эта общность может возникнуть. Во-первых, надо иметь так называемую материальную основу: определенное количество детей, носителей этого понятия «мы». Нужна территория, где «мы» может расположиться, собираться, действовать. Необходима цель совместной деятельности.

У детского временного коллектива есть свои идеалы, нормы и правила поведения, специфические формы организации коллектива, органы самоуправления, а также символы, название, девиз, эмблема, песни, которые подчеркивают принадлежность именно к этому конкретному коллективу. Все это — центры объединения, то есть те ценности, предметы и символы, которые идентифицируют группу, составляют материальную и идейную основу ее существования и развития. На этой основе происходит осознание общности, создается чувство «мы».

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/2-105773.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector